1-й час читается без кафизмы. Постный тропарь: Заутра услыши... со стихами, надобно читать, как в среду Сырной седм., а не петь. По трисвятом кондак; Душе моя... Прочие часы читаются также с постными тропарями, но также и без пения. Кафизмы на них полагаются, но читать их надобно поскору труда ради бденного и без пения, установленного на каждом антифоне кафизмы. Поклоны не полагаются. По трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Блаженны поскору и без пения; по трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Изобразительны надобно оканчивать таким образом: после кондака – Господи, помилуй 40. Молитва: Всесвятая Троице... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим.., Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне; Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст (ср. устав о службе в Великие четверток и субб.) 704 . В этот день совершается литургия преждеосвященных даров. На вечерни, предшествующей сей литургии, 12-я кафизма. Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Вечерня накануне праздника, случившегося в понедельник 2, 3 и 4 седмиц. Вечерня накануне праздника, случившегося во вторник, среду и пяток 2 и 3 седмиц, а также и четверток 2 и 3 седм., если в среду почему-либо не совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечерня накануне праздника, случившегося в четверток 2 и 3 седм., если в среду совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечером после 9 часа поется вседневная вечерня в следующем порядке: После молитвословий из последования изобразительных, отправлен ных по великопостному уставу, и именно после молитв: Господи и Вла дыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, без начального возгласа (Благословен Бог) поется вечерня в следующем порядке: После молитвословий изобразительных, отправленных по вели копостному уставу, и именно после: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице..., Отче наш… с возгласом, Господи, помилуй 12 и и Всесвятая Троице..., без отпуста, поется вечерня в соединение с литургией преждеосвященных даров. Примеч. Если часы с изобразительными отправлены во храме (а не притворе) и вслед за ними тотчас начинается вечерня с литургией преждеосвященных даров, то после изобразительных с точки зрения Типикона отпуста не должно быть. Он действительно и не показан в 12 мр. гл. 24 февр., Тип., л. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Читая службы Великого Четверга На фоне Божественной тишины, наполняющей Сионскую горницу, громом священного негодования звучит тема “Иудина окаянства”. 11 апреля, 2012 На фоне Божественной тишины, наполняющей Сионскую горницу, громом священного негодования звучит тема “Иудина окаянства”. В дни Страстной Седмицы Правмир предлагает вниманию читателей статью протоиерея Илии Шапиро, объясняющую богослужения, совершаемые в эти дни в храмах, и опубликованную в журнале «Альфа и Омега» в 2008 году. Читая службы Великого Понедельника (+ аудио) Читая службы Великого Вторника Читая службы Великой Среды На малом повечерии накануне Четверга — вновь трипеснец Андрея Критского. На фоне Божественной тишины, наполняющей Сионскую горницу, громом священного негодования звучит тема “Иудина окаянства”. Мы призываемся горницу сердце предуготовить и вечерю благочестие и одновременно содрогаемся от мысли о предателе-ученике, являющем нрав сребролюбия… образ безумия… жестокаго сердца утробу… лобызание льсти . Далее раскрывается святая тайна Тайной Вечери : Христос — новая Пасха, “тайная и живожертвенная”. И вскоре — другая тема Великого дня: “честное умовение”, Божественное смирение, толковать которое “неудобно есть”, но можно благоговейно описывать: Смирився нас ради Богатый, от вечери востав, лентий прием, сим препоясался еси, и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя. — Что Тебе принесем, Христе? — отзывается в душе, и в конце трипеснца слышим торжественный ответ и призыв: Христос учреди мир, Небесный и Божественный Хлеб: приидите убо христолюбцы, бренными устнами, чистыми же сердцы, приимем верно жремую пасху, в нас священнодействуемую . Утреня… Начало обычного чтения шести псалмов звучит особо, как говорилось — от Первого Лица. Перед учреждением величайшего Таинства, ради которого поистине и существует мир, умножаются “стужающии” Христу — в их числе уже и объединившиеся фарисеи с саддукеями, в их числе по намерению своему — и ученик-предатель. Но пока в большинстве рядом с Господом другие ученики — по благодати друзья Его, общники Тайной Вечери. Звучит тропарь Егда славнии ученицы , в котором “Иудину окаянству” даётся простая и уничтожающая характеристика: несытая душа . В невечернем дни Царствия , где будут вечно и “истее” причащаться Христу, не будет места неблагодарным — несытым бесчисленными Божьими милостями, данными им на земле. Потому, человек, бежи несытыя души .

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

Следует, однако, заметить, что эти свидетельства не всегда согласуются между собою и в некоторых случаях одну и ту же молитву приписывают разным лицам. Так, напр., молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю», если верить надписаниям, могла принадлежать и Василию Вел., и св. Мардарию, и св. Ефрему; молитва «Боже праведный и хвальный», составленная, по всей вероятности, св. Ефремом Сирином († 378 г.) 253 , в надписаниях усвояется также и преп. Никону. Подобного рода примеры показывают, что не все надписания могут считаться подлинными; а потому, во избежание ошибок, ими следует пользоваться с большой осторожностью. V. Состав инославных часов Богослужение инославных христиан – несториан, монофизитов, монофелитов и католиков, возникшее на почве первоначального единения их с вселенским православием , содержит в себе суточные службы, принятые и у нас, в том числе и часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й; только у маронитов-монофелитов нет, по-видимому, службы 1-го часа, которую они, по всей вероятности, отожествили с утреней. 16. Сирохалдейские часы На древнем сирохалдейском языке совершают богослужение халдеи и сирийцы. Халдеи, известные также под именем сирохалдеев, ассуритов и айсоров, – прежние несториане, а теперь, большею частью, униаты или православные, – имютъ, по их счету, семь суточных служб: полунощницу, утреню, 1-й час, часы 3-й и 6-й, 9-й час, вечерню и повечерие; при чем повечерие и часы всегда состоят почти из одних псалмов, сопровождаемых, как и у нас, разными тропарями и молитвами. Кроме обыкновенных, или вседневных часов, у халдеев есть и великопостные часы, которые во многом отличаются от первых и положены в те дни, когда не бывает литургии 254 . Богослужение сирийцев – монофизитов, или иаковитов (между ними есть также униаты и православные), сходно с халдейским не только по языку, но и по составу. Между прочим и в нем главное место занимает псалмопение; при этом особенно развито антифонное исполнение псалмов. Начинаются все службы малым славословием 255 . 17. Армянские часы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года М.Э. Давыденкова старший преподаватель ПСТБИ В 2003 г. издательство ПСТБИ приступило к изданию Постной и Цветной Триоди. Избранный для этого формат доступного издания (с использованием русской орфографии) ставит своей целью наиболее широкое ознакомление современных верующих со службами Великого Поста, Страстной Седмицы и Пентикостария. Уже вышел первый том «Богослужения Триоди Постной», и готовятся к изданию следующие два: «Богослужения Страстной Седмицы» и «Богослужения Триоди Цветной». Четвертый том должны составить собственно синаксари, которые, как текст небогослужебный, были переведены на русский язык (переводчик М.Э. Давыденкова). При подготовке перевода не ставилась задача глубокого текстологического анализа синаксарей, критического сравнения различных греческих и славянских вариантов, при том, что такая постановка вопроса является вполне правомерной и ждет своего исследователя. В данном случае переводчик сознательно ограничился лишь современной печатной церковнославянской Триодью, во избежание возможных разночтений. Прямой перевод с греческого, возможно, был бы более оправданным, он не повторил бы недостатков и неточностей славянского текста, которые неизбежно в каком-то количестве перейдут в русский. Однако этот путь не был избран, т.к. после богослужебной реформы XIX в. греческая Триодь стала несколько отличаться от славянской по составу, и количество и объем синаксарей в ней стали немного другими, чаще сокращались. Тем не менее, интересной задачей представляется сличение переводного текста с греческим; сейчас такое сопоставление проводится, и результаты его, безусловно, будут отражены в готовящемся издании. Синаксари — это поучения, объясняющие суть празднуемого события, которые, согласно Триоди, следует читать на праздничной утрене по шестой песни канона. В современной приходской практике синаксари почти вышли из употребления, так как, написанные по-церковнославянски и будучи текстом прозаическим, они трудны для восприятия на слух, а между тем содержат в себе немало глубоких и интересных образов и мыслей.

http://azbyka.ru/o-perevode-sinaksarej-p...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко многомилостиве...». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после Литургии, отпуст же изобразительных в этот день также совершается молитвой «Владыко Многомилостиве...», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...». В четверг на утрени и на Литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...», на изобразительных же и на повечерии – обычный малый. (В книге «Службы на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на утрени и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть...», что противоречит Служебнику (см. «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в Литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыто ноги учеников...»). В пятницу на утрени, или, что то же, на последовании Святых Страстей, положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на Часах и на вечерне («вынос Плащаницы») – «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти и Животворящий Крест...» На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрени, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится обычный малый отпуст. Открытым стоит вопрос с отпустом Литургии Великой Субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой Субботы имелось два отпуста: «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...» (Служебник. 1601. Л. 85) и более пространный «Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...» (там же, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010