Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

• Часть монастырей демонстрировали «внешнее» свое состояние, не вызывая «внутренних» изменений в душах и сердцах паломников (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) Ø Нарушалась чинность церковного богослужения, как главного направления воцерковления верующих, допускалось существенное отступление от устава богослужения (из выступлений участников съездов и их воспоминаний; следует из решений съездов) § Редко проводились миссионерские богослужения на литургиях и всенощных бдениях (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) • Неграмотное владение инородческим языком, искажало смысл богослужения и молитв, непроизвольно доводило даже до кощунства (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) Ø Отсутствовало желание насельников монастырей к исполнению решений миссионерских съездов и Определений Св Синода в сфере миссии Церкви (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Споры о возможности, праве и долженствовании монастырей заниматься миссионерской деятельностью (следует из решений съездов) § Неисполнение обетов принятых монашествующими по чину пострижения: «свет быти миру», в частности в развитии духовности и просвещения ближних (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) Ø Недостаток авторитета, мудрости и воли настоятелей монастырей для организации миссии (три четверти руководителей обителей имели образование ниже неполного среднего. А 64% из них вообще не имели образования). Настоятели и настоятельницы: § Служить миссии не желали (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Миссионерских навыков и опыта не имели (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Не готовили и не воспитывали миссионеров в своих обителях (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Заботились только о внешнем благоустройстве монастырей (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Не знали Уставов монастырей (например, св Василия Великого ), говорящих об обязанности монастырей вести миссионерское служение, не ориентировались на их тексты (следует из решений съездов)

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В четверг Москве зажгут «Свечу памяти» Москва, 20 июня 2012 г. С заупокойного богослужения в Москве 21 июня 2012 года, в канун Дня памяти и скорби, начнутся Международная мемориальная акция стран СНГ «Свеча памяти 22 июня» и цикл траурных мероприятий, посвященных началу Великой Отечественной войны, сообщает Патриархия.ru. Панихиду в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове совершат настоятель храма протопресвитер Матфей Стаднюк и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Во время богослужения будет торжественно зажжена общенародная «свеча памяти» по погибшим в Великой Отечественной войне. Участники акции — общественные деятели, актеры, спортсмены, политики. В тот же день вечером огонь будет доставлен на Поклонную гору в Москве, в Зал памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны. В 22.00 на Поклонной горе начнется главная акция «Свеча памяти 22 июня». В День памяти и скорби, 22 июня, в городах и селах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и в других странах будут молитвенно вспоминать десятки миллионов павших. В рамках акции в сотнях городов и населенных пунктов России и стран зарубежья активисты молодежных и иных общественных объединений выйдут на площади и воинские мемориалы и зажгут вместе с ветеранами «свечи памяти». Цель акции, которая проводится в России и других странах с 2009 года, призвать каждого зажечь в ночь на 22 июня в окнах домов свечи по числу близких, не вернувшихся с войны. В Елоховском соборе будут зажжены по одной свече от каждой страны СНГ в знак общей утраты для всех братских народов. Участники акции передадут горящие «свечи памяти» в посольства стран СНГ, а также стран антигитлеровской коалиции. Аккредитация СМИ +7 (967) 018-5892, svechapam@mail.ru . 20 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Анна 21 июня 2012, 23:03 Вечная Память ГЕРОЯМ Великой Отечественной Войны!!! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54362.html

Протоиерей Александр Шмеман: На пути в Вифанию и Иерусалим На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. 15 апреля, 2010 На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть… С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть… В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. В понедельник мы слышим: Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря… Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева… Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен… В среду: Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы… Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники… В четверг: Дводенствует днесь Лазарь умерый… Сегодня уже два дня, как Лазарь умер… И, наконец, в пятницу: Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)…

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Сокращение количества кафизм на полиелейной утрене связано с тем, что полиелей увеличивает продолжительность богослужения. Перенесение третьей кафизмы на следующую вечерню не нарушает порядка последовательного чтения псалмов, поскольку в те периоды, когда на утрени читается три кафизмы, на вечерне читается одна и та же кафизма. Расписание чтения кафизм Расписание чтения кафизм имеется как в Следованной Псалтири, так и в 17 главе Типикона. В соответствии с этим расписанием, год делится на восемь периодов: Три кафизмы на утрене прочитывается, согласно этому расписанию, во второй и в четвертый периоды, а также в период Великого поста. Время, когда на утрене читается три кафизмы, часто называют зимним периодом. Во второй и в четвертый периоды, когда на утрене бывает три кафизмы, Псалтирь все равно прочитывается полностью на одну неделю. Происходит так от того, что на вечерне в эти периоды кафизма не меняется. В период Великого поста Псалтирь прочитывается дважды потому, что кафизмы читаются на часах. На страстной седмице Псалтирь прочитывается только один раз, поскольку не читается с четверга до воскресенья. От Великого Четверга (страстной седмицы) до Фоминой недели Псалтирь не читается. Хотя расписание чтения Псалтири включает восемь периодов, вариантов чтения кафизм меньше – всего пять. Первый вариант включает 1, 3, 5 периоды, второй – 2, 4, третий – 6, четвертый – 7, пятый – 8. Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник Состав Часослова Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике. Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 По данным нового исследования, три четверти молодых британцев являются неверующими 22.03.2018 По данным нового исследования, три четверти молодых британцев неверующие , а в странах Европы цифры еще выше – они доходят до 75-90 процентов, сообщает christiantoday. Лишь 21 процент взрослых молодых людей (16-29 лет) Британии считают себя христианами, еще семь процентов указывают свою принадлежность к англиканской вере, а три четверти считают себя неверующими, причем угрожающая тенденция к резкому росту безверия среди молодежи относится ко всей Европе. Эти данные опубликованы в новом серьезном социологическом отчете под названием «Молодое взрослое население Европы и религия», опубликованном Стивеном Булливантом (Stephen Bullivant), известным профессором теологии и социологии религии при университете Святой Марии, директором Центра религии и общества имени Бенедикта XVI. В отчете, в частности, указывается, что доля молодых неверующих в Чешской республике составляет 91 процент, в Эстонии 80 процентов, в Швеции 75 процентов, в Великобритании 70 процентов и во Франции 64 процента. Эти страны резко отличаются в этом отношении от Израиля, где неверующих лишь один процент, Польши (17 процентов) и Литвы (25 процентов). Для анализов в исследовании были использованы данные так называемого Европейского социального опроса (European Social Survey) за 2014-16 годы, с особым вниманием к данным по Франции и Великобритании. В отчете указывается, что 70 процентов молодежи в Чехии и 60 процентов в Британии, Испании, Голландии и Бельгии – «никогда» не посещают богослужения в храмах. Важно также отметить, что 80 процентов взрослой молодежи в Чехии и порядка 70 процентов молодежи в Швеции, Дании, Эстонии, Голландии, Франции и Норвегии – «никогда» не молится, по данным отчета. Католиков среди молодых людей 16-29 лет в Польше 82 процента, в Литве 71 процент, в Словении 55 процентов и в Ирландии 54 процента. А вот во Франции молодых католиков только 23 процента, и лишь 10 процентов в Великобритании.

http://drevo-info.ru/news/23439.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектенья великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга – Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка – это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток – а все еще поется про Иуду, Великая Суббота – а мы все еще слышим про погребение, про предательство... После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектенья, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектенья, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010