Pp. 18, 25-34. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Троице-Сергиева лавра. Сергиев посад, 1919. С. 21. Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. Подробнее о роли митрополита Киприана в русском искусстве см.: Betin L.V. Митрополит Киприян и Феофан Грек.//Et. Balkaniques XIII (1977). 1. Pp. 109-115; Ульянов О.Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса//Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 153-154. старший список редакции Пахомия Серба - РГБ, ф. 304, Троицк. 746; прп. Андроник († 1373), как и прп. Сергий, происходил из Ростова. Послание датируется не ранее поставления Евфимия Тырновского в патриархи в 1375 г. см. список РНБ, Соф. 1447. Л. 216. Прохоров Г.М., Дробленкова Н.Ф. Киприан//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. М., 1988. С. 465. Клименко М.М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон//Богословские труды. Т. 33. М., 1997. С. 136. Trempelas P. Aι τρεις Λειτουργαι κατ τους εν Αθναις κδικας//Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechischen Philologie, Athens, 1912. Bd. 15. S. 1-16. См. список Требника и Служебника, кон. ХУ в., Лл. 7-24; Горский А.В.. Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий. Книги богослужебные. Часть первая. М, 1869. Сс. 204-206. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1846 г. Ч. 11. Отд. 1-е. Киев, 1877. С. 467. Горский А.В., Невоструев К.И. Op.cit. Сс. 199-204. Мансветов И.Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1912. Прил. II. С. VI. Millet G. Broderies religieuses du style byzantin. Paris, 1947. P. 76-78. Горский А.В., Невоструев К.И. Op. cit.. Сс. 28-35; HIVЛ (ПСРЛ, IV). С. 411. Подробнее см. наше исследование: Ульянов О.Г.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

28 . Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. – М.: Паломник, 2000. 29 . Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. – М., 1856. 30 . Карсавин Л. П. Монашество в средние века. – СПб., 1915. 31 . Киприан (Керн) , архим. Антропология святителя Григория Паламы . – Париж, 1950. 32 . Киприан (Керн) , архим. Духовные предки св. Григория Паламы . – Париж: Богословская мысль, 1940. 33 . Киприан (Керн) , архим. Литургика: Гймнография и эортология/Крутицкое Патриаршее подворье. – М., 2000. 34 . Ключевский В. О. Преподобный Сергий Радонежский. – Мюнхен, 1948. 35 . Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. – Минск: Харвест, 2006. 36 . Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – Репр. воспр. изд. 1952 г. (Париж). – М.: Лепта, 2002. 37 . Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность: Дисс. на соиск. уч. ст. магистра богословия: В 3 кн. – Л., 1956. 38 . Лепахин В. В. Каноничность иконы [Электронный ресурс]/Слово: Православный образовательный портал: [Web-caйm]. http://ortal-slovo.ru/art/35892.php. (25.09.2008). 39 . Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь/Под ред. О. В. Творогова. – М., 1996. 40 . Лобачевский С. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). – Одесса, 1906. 41 . Лососий В. Н. Искупление и обожение/По образу и подобию. – М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1995. С. 95–105. 42 . Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви: В 8 т. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 43 . Максимов М., свящ. Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в XX веке: Сравнительный анализ/РОФ «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». ТРУДЫ. Вып. 1: Новомученики XX века. – М.: Изд. «Булат», 2004. С. 18–27. 44 . Малков И . Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви. – М.: ПСТГУ, 2008. 45 . Марк (Лозинский) , игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия Брянчанинова . – М.: Благо, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За недолгие годы преподавания отец Вениамин написал еще несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе, по учению преподобного Макария Великого », – впервые публикуется в настоящем издании, «Опыт приспособления «Догматики» митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы». Ему принадлежат подборка лекций по пастырскому богословию за 1947–1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного», составленные по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Лавры 26 . В июне 1949 года отца Вениамина попросили зайти по какому-то пустяковому делу в лаврское отделение милиции. Назад он уже не вернулся: оказался в Казахстане на положении ссыльного. Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелихам. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на протяжении пяти лет жизни. А ведь у отца Вениамина было уже за плечами двенадцать лет лагерей и ссылок. Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились хоть сколько-нибудь терпимыми, отец Вениамин продолжал свои интеллектуальные занятия – то были и богословские изыскания, и филологические. Здесь, в Казахстане, он пишет труд «Над Библией » (впервые публикуется в настоящем издании) и параллельно создает казахско-русский словарь на двадцать тысяч слов. В письмах постоянно просил присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась обширная библиотека, перевезти которую на новое место поселения не представлялось возможным. Пять лет прошли в муках, попытках выяснить причину ссылки и каким-то образом изменить «меру пресечения». В октябре 1954 года патриарх Алексий неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они вместе со Святейшим прилетели в Москву, где отцу Вениамину была предоставлена должность настоятеля храма во имя святого пророка Илии в Серпухове. А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали патриарх Московский Алексий 1, Католикос-патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Василия Великого: “Из догматов (dógmata) и проповеданий (kerygmata), соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия”[ 23 ]. Протоиерей Георгий Флоровский, много потрудившийся не только в области истории русской богословской мысли, но и для патрологии, так комментирует это место: “На первый взгляд может показаться, что святитель Василий Великий признавал… наряду с Писанием неписанные Предания”. Догматы, то есть всю совокупную систему христианской жизни, включая богослужение и Евхаристическую жизнь, как пишет св. Василий Великий, приняли “enmy”, что обычно переводят “в тайне”. Но это неверный перевод, утверждает отец Георгий Флоровский, единственно верное понимание enmy может быть только “путем таинств”. То есть это означает: “догматы и проповедания… приняли” в виде образов и богослужебных обычаев[ 24 ]. В этом случае полностью меняется смысл последующей конкретизации догматов святителя Василия Великого: крестное знамение, молитвы на Восток, евхаристическая формулировка, освящение елея — все это dógmata, то, что передается путем таинств. Обряды и символы, которые приводит св. Василий Великий — все являются способами сообщения готовящимся к Крещению правила веры, то есть они и есть та форма, в которой заключено Предание. Литургический календарь, богослужение, каноническая регламентация, святоотеческая письменность, произведения церковного искусства (храмы, иконы, певческая традиция), святые мощи — все это реальные результаты действия Святого Духа в Церкви и все это является различными формами проявления Церковного Предания. Итак, открытие того, что православная икона имеет свой изобразительный язык, практически совпало с открытием того, что этот иконографический язык является одной из форм Предания, одним из выражений самосознания Церкви. Собственно, основной словарь языка иконы составил еще Е. Н. Трубецкой в своих трех очерках о русской иконе.

http://pravmir.ru/biblejskoe-myshlenie-i...

37 . Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. 38 . Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, Ï Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. 39 . Пигулевская, Н. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. 40 . Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Изд. 4-е. Т. II. СПб., 1883 [репринт М., 1999]. 41 . Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1904. 42 . Преподобного отца нашего Макария Египетского Новые духовные беседы. [Пер. В. Бибихина]. М., 1990. 43 . Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. 44 . Свенцицкая, И. Апокрифические Евангелия. М., 1996. 45 . Скабалланович, М. Толковый типикон. Вып. I-II. Киев, 1913 46 . Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1990. 47 . Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. 48 . Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Т. IV. СПб.-М., 1870. 49 . Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 8. Киев, 1915. 50 . Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 2. Киев, 1894. 51 . Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 17. Киев, 1903. 52 . Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 4. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1900. 53 . Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 8. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. 54 . Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. IÏ Вопросоответы к Фалассию. Пер. С. Епифановича и А. Сидорова . М., 1993. 55 . Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II-haчaлe III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. 56 . Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. 57 . Уржумцев, П. Сошествие Иисуса Христа во ад. – Журнал Московской Патриархии 4, 1958. 58 . Успенский, Н. Византийская литургия (Историко-литургическое исследование). – Богословские труды 21. М., 1980. 59 . Успенский, Н. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки. – Журнал Московской Патриархии 11, 1966. С. 63–68; 1, 1967. С. 69–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Корсика – остров в западном Средиземноморье к северу от Сардинии: его исконные жители – иллирийцы и, возможно, иберийцы по происхождению. С 238 г. до н. э. стал римской провинцией. В период Римской империи служил местом ссылки. В V в. захвачен вандалами, а после их покорения ромеями в 534 г. оказался под властью Византии. Благодаря обилию лесов К. была поставщиком строительной древесины. Корфу – италийское обозначение греческого острова Керкира в Ионическом море, рядом с юго-западным побережьем Греции, близ Эпира. См.: Кефалиния. Косм17;дий – монастырь с церковью Свв. Бессребренников Косьмы и Дамиана у западных стен Константинополя недалеко от дворца Влахерн. Место упокоения некоторых василевсов. Космогония – научные и богословские представления об устройстве Солнечной системы и Вселенной. Косово Поле – оно же «Поле черных дроздов», котловина в южной Сербии, где 15 июля 1389 г. сербы потерпели поражение в решающем сражении с турками-османами. Косьма Иерусалимский – один из лучших авторов литургической поэзии, носил прозвище Мелод и жил в VIII в. Косьма Индикоплов – моряк и торговец из Александрии, совершивший в 522 г. плавание к Малабарскому побережью Индии (откуда прозвище – «Плававший в Индию»); писатель, автор географического и космогонического трактата «Христианская топография», составленного в 547–549 гг. В нем К. И. разработал концепцию обитаемого мира (икумены), классифицировал знания по космогонии и географии, описал разные страны, которые посетил или о которых знал (например, остров Цейлон, или Тапробан), дал сведения о торговле с Востоком, об экзотических флоре и фауне, но космогонические представления строил на теологии, сведениях из Библии (Земля имеет форму ковчега Моисея, скинии – ящика, ее окружает Океан с Раем на востоке; Солнце не видно ночью, потому, что оно скрывается за огромную гору и т. п.). Космогонические представления К. И. удержались очень долго, их можно было встретить в византийских текстах XII в. См.: климата. Косьма Сицилийский – учитель Иоанна Дамаскина и Косьмы Иерусалимского, жил в VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сонни А. Михаил Акоминат – автор " Олицетворения " , приписываемого Григорию Паламе//Византийский временник. –  М.,  1915. – Т. 17. Суханова М.А. Преображение как центр в мистике исихазма//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. – Т. 2: Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). – М.: Гнозис; Школа «Языки русской культуры», 1998.  Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С.339–349. Уильямс Р. Философские основы паламизма//  Церковь и время. – М., 2001. – 2. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – Б.м.: Западноевропейский экзархат; Московский патриархат, б.г. С.187–205. Успенский Н.Д. Анафора (опыт историко–литургического анализа)//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13. Успенский Ф.И.  Философское и богословское движение в XIV веке (Варлаам, Палама и их приверженцы //Журнал министерства народного просвещения. – СПб., Январь. Успенский Ф.И. История византийской империи XI – XV вв. – М.: Мысль, 1999. С.568–570. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.204–233, 254–308. Фаворский свет//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.III. Филиндаш Н.В. Исихазм в духовной жизни Византии//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – N 4. – С. 49–53. Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.377–393. Флоровский Г. Святой Григорий Палама и традиции Отцов//Альфа и Омега. – М., 1996. – 2/3 (2/10). Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.226–229.

http://bogoslov.ru/person/2710133

АГАПЫ (от греч. αγαπη – любовь), или вечери любви – в древней Церкви собрания членов общины (свободных и рабов) на общую трапезу, в процессе которой совершалась Евхаристия. А., таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Впервые о ней упоминается в послании св. ап. Иуды; в последующие три-четыре столетия – у отцов и учителей Церкви, например в «Апологетике» (гл. 39) Тертуллиана . А. имели характер культовый (совершение Евхаристии) и социальный (равенство всех членов общины и единение их во Христе). Более состоятельные члены общины заботились о пропитании для неимущих; бедняки также вносили свою лепту или труд в общую казну. На вечери любви все давали друг другу целование мира; читались послания от других Церквей, составлялись ответы на послания. Со временем А. были упразднены. Третий Карфагенский собор 391 г. постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать А. в храме и тем самым лишили их церковно-религиозного характера. К началу V в. А. начали постепенно исчезать. АГИОЛОГИЯ (от греч. γιος – святой) – богословская дисциплина, изучающая жития святых, выявляющая «типы святости», т. е. духовные направления или «школы» в конфессиональном, национальном и историческом планах с предварит. систематизацией и анализом агиографических текстов с исторической, археологической и литургической точек зрения. АГИОГРАФИЯ (от греч. γιος – святой и γρφω – пишу) – обширный раздел христианской литературы о святых. При единстве манеры изложения агиографические сказания разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии (мученические акты), повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Жития и мартирии разделялись, в свою очередь, на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. Произведения агиографических жанров – это словесные иконы святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Агиографический канон сложился лишь к Χ–ΧΙΙ вв., поэтому ранним житиям свойственно большее разнообразие форм. Период расцвета русской агиографии – XVI век. При непосредственном участии митрополита Московского Макария были составлены «Великие Минеи-Четьи», куда внесли все имевшиеся к тому времени жития русских святых. Самая подробная рукопись этих миней – Московского собора 1552 г.– была частично переиздана в конце XIX – начале XX в. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, воспользовавшись сборником Метафраста, Великими Четьями-Минеями Макария и другими пособиями, составил Четьи-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских (первое издание в 1711–1718 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этом и кроется причина неустанного участия епископа Каллиста в экуменическом движении на протяжении полувека, хотя эта благая цель и теряла свое значение, как казалось, день за днём. Заслуги епископа Каллиста отмечались различным образом: ему были присвоены почётные степени доктора от университетов Греции, Румынии, Болгарии, Франции (Свято-Сергиевский институт) и США. Получив членство в Российской академии наук, он оказался первым православным епископом, которого удостоили такой чести с 1917 года; также владыка стал членом Афинской академии. Я уже упоминал три книги, опубликованные епископом Каллистом, а также переводы, в которых он принимал участие – как непосредственно переводчик и в качестве комментатора. Однако то была лишь малая часть. Свет увидело более ста статей; в 2000 году был опубликовано «Внутреннее Царство», задуманное как первый из семи-восьми возможных томов собрания его сочинений (к сожалению, следующие тома пока не изданы). 863 Сборник содержит много материалов, начиная с бесед с простыми мирянами до статей, представленных на академических симпозиумах, и заметок в крупных справочных академических изданиях, таких как «Theologische Realenzyklopädie» («Богословская энциклопедия») и «Dictionnaire de Spiritualité» («Словарь духовности). 864 Все они отличаются точностью и ясностью: епископ Каллист прежде всего всегда заботился о том, чтобы привлечь аудиторию к участию и продолжить с ней общение. Как говорил в своё время патриарх свт.Фотий, комментируя проповеди свт. Иоанна Златоуста : «Я восхищаюсь этим трижды благословенным мужем, потому что он всегда, в каждой проповеди ставил себе целью принести благо своим слушателям». 865 Впрочем, вряд ли всё это поможет кому-нибудь вроде меня рассказать о его богословии, потому что в итоге он писал почти на любую тему и то, что написано, понятно и взвешенно. В его книгах можно найти статьи и главы практически по любому аспекту православного вероучения: как по молитве литургической, так и по молитве Иисусовой, по вопросам экуменизма, аскетического богословия, в не меньшей мере по вопросам человеческой личности; по спорным темам, к примеру о возможности женского священства (интересно, что здесь позиция епископа Каллиста значительно изменилась), а также по различным темам церковной истории. Особое значение представляют некрологи, написанные им в эти годы и публиковавшиеся в основном в изданиях «Sobornost» и «The Forerunner». Они посвящены значимым личностям в истории Православного Запада большей частью ХХ века, как известным, так и фигурам второго плана. Такое разнообразие создаёт проблемы для интерпретатора мировоззрения митр.Каллиста. Упрощая задачу, я сконцентрировал внимание на «Филокалии» и роли митр.Каллиста в её переводе и толковании, так как, на мой взгляд, это ведёт к самой сути понимания епископом богословия, в то же время выявляя его особое значение в мире современного православного богословия в целом. Работа над «Филокалией»

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

1811 Житие преп. Максима Исповедника.//Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 5 (январь), ч. 2. – М., 1904, с. 234. 1812 см. Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. – СПб., 1897, с. 494. 1813 Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 7. – Казань, 1891, с. 273. 1814 Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. с. 491. 1815 Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. сс. 491-492. 1816 Павлов А. С. Курс церковного права. – Троице-Сергиева Лавра, 1902, с. 419. 1817 Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. сс. 494-495. 1818 см. – Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. сс. 497-498. 1819 прот. В. Цыпин. Церковное право. Курс лекций. – М., 1994, с. 394. 1820 см. Словарь библейского богословия. Под ред. Ксавье Леон-Дюфура. – Брюссель, 1974, сс. 18-19. Именно из этого Словаря была взята цитированная выше статья для Богословско-литургического словаря в «Настольной книге священнослужителя». Характерно, однако, что православные издатели произвели смысловое сокращение текста католической статьи, устранив из нее возможность понимания «анафемы» как проклятия. 1821 еп. Михаил (Грибановский). Письма.//Православная община. 25, 1995, сс. 79-80. И, кстати, в библейском языке слово «святой» означает выделенный Богом, соединенный с Творцом. Отлучение от Бога просто вновь стирает грань Заветности; человек вновь ввергается в мир энтропийности, распада. 1822 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М., 1995, с. 481. 1823 Древний Патерик. – М., 1899, с. 174. 1824 Федотов Г. П. Святые древней Руси. – New-York. 1959, с. 13. 1825 св. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-печерский монастырь, 1994, сс. 31-32 и 38. 1826 св. Григорий Богослов. Творения. – СПб. б. г., т. 1, с. 237. 1827 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911, с. 112. То же у Достоевского – «Из бесед и поучений старца Зосимы». Ад «есть невозможность больше любить… Тем-то и мучается, что ко Господу взойдет он, не любивший, соприкоснется с любившими любовью их пренебрегший. И говорит уже сам себе: „ныне хоть и возжаждал любить, но уже подвига не будет в любви моей… Хотя бы и жизнь свою рад был отждать за других, но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть, и теперь бездна между тою жизнию и сим бытием“ (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы.//Полное собрание сочинений. Т. 14, сс. 292-293).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010