В Санкт-Петербурге завершились епархиальные курсы религиозного образования и катехизации 10 июня 2019 г. 18:57 8 июня 2019 года, по окончании всенощного бдения в канун Недели святых отцов I Вселенского собора, в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии прошла ежегодная церемония вручения дипломов выпускникам епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Курсы для мирян организованы при отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии  и действуют под эгидой Санкт-Петербургской духовной академии. Церемония открылась обращением ректора академии епископа Петергофского Серафима: «Приветствую всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня вы празднуете окончание своего обучения на курсах катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского Санкт-Петербургской епархии, где каждый из вас получил важные богословские и церковные знания, а также расширил опыт своей духовной и религиозной жизни. За время обучения вы приумножили свои знания для того, чтобы помогать священнослужителям в катехизаторской, миссионерской, молодежной или социальной деятельности на приходах. Главное — помните, что всем приобретенным богатством необходимо служить Господу Богу, необходимо служить Церкви. Это служение должно восприниматься не только как должность, но и как ежедневное свидетельствование о Христе. Когда мы встречаемся со своими родными и близкими, друзьями, когда мы находимся на работе, когда мы просто идем по улице, необходимо всем своим существом, всем своим видом, всем своим образом свидетельствовать о том, что мы являемся носителями великой и спасительной христианской идеи. Это христианское благовестие, сообщенное нам в святом Евангелии и раскрытое в многочисленных духовных трудах святых отцов Церкви, мы должны стараться преподавать всем людям, которые нас окружают. И если мы будем так поступать, то выполним повеление Господа о необходимости духовного свидетельства: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф 28:19-20)». Владыка Серафим и глава отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров вручили дипломы 145 выпускникам основных направлений курсов«Катехизическая деятельность», «Миссионерское служение», «Молодежная работа», «Социальная деятельность», а также дополнительных специализаций — «Преподаватель воскресной школы и Основ православной культуры», «Экскурсионно-паломническая деятельность», «Информационная деятельность», «Уставное чтение», «Церковное пение» и «Отделение повышения квалификации катехизаторов». Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) , высшее учебное заведение Русской Православной Церкви . В конце 1980-х годов учениками прот. Всеволода Шпиллера (+ 1984) и иером. Павла (Троицкого) (+ 1991) были организованы несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели. В феврале 1991 г. лектории были преобразованы в Богословско-катехизаторские курсы. В 1992 году по благословению патр. Алексия II курсы преобразованы в Богословский институт, получивший 12 марта 1992 г. официальную регистрацию. Осенью того же года ему было присвоено имя свт. Тихона . С 1997 года действует Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание ученых степеней по богословию и церковной истории. В 2004 г. ВУЗ получил аккредитационный статус университета и был переименован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Университет имеет государственную аккредитацию, все выпускники получают дипломы государственного образца. Обучение в ПСТГУ ведется по очной форме (на основе договоров без оплаты стоимости обучения), по очно-заочной и заочной формам (на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами). Факультеты ПСТГУ: богословский, церковных художеств, церковного пения, миссионерский, педагогический, филологический, исторический, дополнительного образования, социальных наук, информатики и прикладной математики. На всех факультетах помимо основного профессионального образования студенты получают базовое богословское образование. Перечень богословских дисциплин и их содержание соответствуют программам, принятым в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/18902.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Выпускной вечер епархиальных Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов прошел 6 июня в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления. После молебна, совершенного председателем епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения протоиереем Александром Зелененко в сослужении преподавателей курсов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вручил выпускникам дипломы. Как сообщил «Воде живой» отец Александр, в этом году курсы окончили 117 человек. Из них 35 – по I разряду, то есть, с рекомендацией к духовно-просветительской и преподавательской деятельности. По его словам, число выпускников в этом году – самое большое за всю историю курсов (в прошлом году было 110 выпускников, в остальные годы – не более 90). Такой успех за эти годы по мнению завуча курсов Марии Никандровны Кульбицкой, связан с усилением преподавательского состава и прохождением частью учащихся годичного подготовительного семинара «Основы Православия». «За время этого курса адаптации у нас складывается крепкий костяк для будущего I курса. 45 человек, которые закончили 2004 году подготовительное отделение, практически все до окончания остались учиться на Свято-Иоанновских курсах», - отмечает отец  Александр.  Напомним, что Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы существуют в Санкт-Петербургской епархии уже 17 лет. Нынешний выпуск стал 15-м по счету. «Многие из выпускников курсов сегодня реализуют полученные знания в катехизаторском служении (приходском и социальном), в Воскресных, общеобразовательных православных и государственных школах. Некоторые выпускники стали помошниками благочинных в сфере религиозного образования, директорами и преподавателями епархиальных Воскресных школ, более 20 выпускников осуществляют своё служение в священном сане. Более четверти учащихся курсов имеет педагогическое образование, и они по окончании учёбы продолжают трудиться на прежнем месте работы, но активно несут православное мировоззрение в светскую школу», - отмечает отец Александр Зелененко.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-09/7...

  Образование и духовное просвещение Ныне мы с удовлетворением констатируем постепенное возрождение древних богатых традиций монастырского образования и монастырской учености. Духовные семинарии и училища, воскресные школы, богословские и катехизаторские курсы, православные гимназии, окормляемые братией ставропигиальных монастырей, являются значительным и постоянно развивающимся образовательным ресурсом Московского Патриархата. Убежден, что именно православные монастыри призваны стать в современной России авторитетными и влиятельными центрами духовного просвещения и образования. Сегодня при ставропигиальных монастырях и их подворьях действуют 22 воскресные школы, в которых обучаются 977 детей. Следует также высоко оценить практику организации и ведения насельниками монастырей богословских курсов для взрослых прихожан. В 2010 году богословские курсы имелись при 5 ставропигиальных обителях, общее число слушателей составило 723 человека. Как показал опрос среди слушателей богословских курсов, проведенный на Московском подворье Оптиной пустыни, 75 процентов обучавшихся стали чаще посещать богослужения, а 65 процентов желают в дальнейшем продолжить свое духовное образование. В 2010 году численность воспитанников Духовных семинарий и православных гимназий, существующих при ставропигиальных монастырях, составила 862 человека. Работа с молодежью Работа с молодежью является одной из приоритетных задач Русской Православной Церкви, и ставропигиальные обители все активнее стремятся привлекать к деятельной и осмысленной церковной жизни молодое поколение. Пожалуй, в качестве наиболее масштабного и впечатляющего примера работы с молодежью следует назвать опыт московского Данилова монастыря и действующего при нем Патриаршего молодежного центра. На базе Школы молодежного служения в течение двух лет осуществляется подготовка молодых людей к предстоящим им трудам по катехизации, к церковной социальной работе, к преподаванию православной культуры, к начальной миссионерской деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

был прот. Т. Д. Попов (впосл. обновленческий «митрополит Московский и Тульский», после принесения покаяния в грехе раскола и. о. ректора МДА). По его воспоминаниям, уровень преподавания в обновленческой академии был низким. Лекционные курсы преобладали над семинарскими занятиями, не было ни зачетов, ни экзаменов. Ряд важнейших дисциплин, напр. литургика и церковный устав, вообще не преподавались. Низкой была и дисциплина учащихся, к-рых принимали без предварительных испытаний. В 1931 (по др. сведениям, в 1934) г. МБА была закрыта по решению властей. В 1934-1944 гг. в М. е. полностью прекратилось духовное образование, за исключением тайных кружков по изучению основ веры, организуемых верующими. Возобновление деятельности духовных образовательных учреждений произошло 14 июня 1944 г. с открытием Православного богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов в московском Новодевичьем мон-ре, преобразованных в 1946 г. в МДАиДС. (Подробнее о духовном образовании в М. е. в 1944-1989 см. в ст. Московская Духовная Академия .) В кон. 80-х гг. ХХ в. открылись возможности для развития духовного образования и просвещения. В это время в М. е. наряду с МДА появился ряд высших духовных учебных заведений. Крупнейшим из них стал Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т (ПСТБИ), 1-й в истории России вуз, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. История института началась в кон. 80-х гг. ХХ в. с неск. лекториев, организованных в Москве духовными чадами прот. Всеволода Шпиллера и иером. Павла (Троицкого). В февр. 1991 г. лектории были преобразованы в Богословско-катехизаторские курсы, ректором к-рых стал прот. Глеб Каледа . С мая 1991 г. ректором учебного заведения является прот. Владимир Воробьёв. В нач. 1992 г. на основе Богословско-катехизаторских курсов решением патриарха Алексия II был создан Богословский ин-т, осенью того же года ему было присвоено имя патриарха Московского и всея России свт. Тихона. Задачей Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та являлась подготовка квалифицированных кадров для всех областей церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

С документом ознакомлен штатный помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению _________/____________________ (подпись) (расшифровка подписи) «___» _________________ 20___г. Б. О подготовке специалистов в области катехизической деятельности Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов (утверждено Высшим Церковным Советом 30 ноября 2012 г.) Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско- педагогические) курсы. С начала 90-х годов курсы – наиболее распространенная форма образования, в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основные навыки педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт в данной области с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и по возможности распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В окт. 2010 г. в И. и А. е. начали работу 2-годичные богословско-катехизаторские курсы для мирян. С 2003 г. при содействии отдела религ. образования Иркутской епархии на базе Иркутского ин-та повышения квалификации работников образования действуют курсы по преподаванию основ правосл. культуры для учителей. В 2006 г. подписано соглашение о сотрудничестве в сфере образования и духовно-нравственного воспитания между департаментом образования Иркутской обл. и И. и А. е. В 2007 г. в Иркутском гос. ун-те на базе кафедры отечественной истории и политологии и кафедры философии была открыта кафедра религиеведения. В 1993 г. в Иркутске впервые прошли дни рус. духовности и культуры «Сияние России». Руководителем этого ежегодно проводимого мероприятия является писатель В. Г. Распутин. Иркутская епархия принимает активное участие в торжествах. Традиционной стала поездка участников мероприятия в с. Анга, на родину свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского и Коломенского, где стараниями Иркутской епархии и архитектурно-этнографического музея «Тальцы» открылся Дом-музей свт. Иннокентия. Дом-музей свт. Иннокентия (Вениаминова), еп. Камчатского, в с. Анга. Фотография. Нач. XXI в. Дом-музей свт. Иннокентия (Вениаминова), еп. Камчатского, в с. Анга. Фотография. Нач. XXI в. С 1994 г. в декабрьские дни празднования памяти свт. Иннокентия (Кульчицкого) проводятся Иннокентиевские чтения, с 2007 г. чтения проходят раз в 2 года в форме научно-практической конференции. В 1995 г. учреждена ежегодная премия им. свт. Иннокентия Иркутского. В 2005 г. в епархии праздновалось 200-летие обретения мощей свт. Иннокентия. В преддверии этой даты было возрождено братство свт. Иннокентия, его устав с незначительными поправками повторяет устав дореволюционного объединения. В течение юбилейного года при активном участии братства был проведен ряд мероприятий, в частности, 3 сент.- 8 окт. 2005 г. состоялся миссионерский крестный ход, когда мощи святителя провезли в вагоне-храме от Иркутска по БАМ до Владивостока и затем по Транссибирской магистрали через Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Читу, Улан-Удэ обратно в Иркутск. Была издана посвященная святителю книга (Первосвятитель Иркутский еп. Иннокентий I (Кульчицкий)/Сост. В. В. Сидоренко. Иркутск, 2006) и снят фильм («Святитель Иннокентий Иркутский», авторы М. Аристова, М. Филатова. ИГТРК, 2005).

http://pravenc.ru/text/674055.html

– В наше время так непросто собраться… – Да, особенно когда это уже даже не семья, а род, ну или, скажем, семейство… Когда придут уже и внуки и правнуки. – Младшие знают об отце Глебе? – Знаете, у нас нет такого, чтобы посадить на стульчики и рассказать. Как-то память живет сама собой. – А кем все же был отец Глеб в первую очередь? Священником или ученым? – Я бы сказал – ученым священником. Наука занимала в его жизни очень важное место. Он постоянно работал. Просто всегда. Когда не служил, разумеется. И мы все знали, что в это время нельзя ему мешать — был очень строгий распорядок. Когда за несколько лет до смерти он сильно заболел и лежал в больнице, мама успокоилась только тогда, когда отец попросил ручку и бумагу — «вот теперь, значит, выздоравливает». Но в то же время вся эта жизнь была пропитана и служением Церкви — тайным из-за обстоятельств времени. Ну, а выйдя на открытое служение, за четыре года отец успел проделать огромную катехизаторскую работу. Это и курсы в Центральном доме культуры железнодорожников, и катехизаторские курсы при Высоко-Петровском монастыре, и работа с заключенными в Бутырской тюрьме… Он участвовал в создании Рождественских чтений, о сегодняшнем масштабе которых никто тогда и не мечтал — просто стали проводиться первые встречи в рождественские дни. Он хотел создать такое образование, которое будет как бы мостом между религией и наукой, он хотел, чтобы появилось учебное заведение, в котором можно было бы получить богословское образование, но не закрытое, как в семинарии, а совершенно открытое. Отец стоял у истоков Свято-Тихоновского института. А еще и помогал в Высоко-Петровском монастыре игумену Иоанну (Экономцеву), который впоследствии создал Иоанно-Богословский университет. – Думается, что из всех служений, тюремное было самым трудным? – Вначале это было неофициально, в то время как отец Глеб мечтал, чтобы работа в тюрьмах велась на другом уровне. У него был дар говорить с заключенными, причем с уголовниками, совершившими очень страшные преступления. Возможно, тут ему помогало то, что, как и Федор Достоевский, он пережил близость к смерти. Ведь его в 1942м году чуть было не расстреляли за то, что он заступился за товарища. Тогда как раз было дано разрешение расстреливать «без суда и следствия», и было много желающих этим воспользоваться. Отца, стоящего под дулом, спасло только его хладнокровие. Как он говорил потом, он молился в этот момент. Эту историю он рассказывал очень редко, несколько раз в жизни, но, безусловно, она оставила огромный след в его жизни. А вообще отец мог находить контакт с совершенно разными людьми.

http://azbyka.ru/deti/protoierej-gleb-ka...

После перерыва состоялось заседание секции «Молитвенный щит. Духовное служение монашествующих во время Великой Отечественной войны» под председательством митрополита Нижегородского Георгия; куратор — игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. В президиуме присутствовали епископ Лидский Порфирий, епископ Солнечногорский Алексий, игумения Иулиания (Каледа). Первое выступление насельника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря монаха Антония (Воеводина) было посвящено теме «Духовная поддержка во время войны. Подвиг русских старцев (на примере старцев Псково-Печерского монастыря и Псковской православной миссии)». Жертвенное служение Церкви, в том числе монашествующих, на оккупированных территориях долгое время оставалось неизвестным обществу и исследователям, память о нем зачастую обрастала мифами, ложью и клеветой. В своем докладе отец Антоний сделал краткий обзор открытых в последние годы фактов, подтвержденных документами и свидетельствами участников событий. Псково-Печерский монастырь входил в состав Псковской православной миссии, организованной по инициативе Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского). Главная задача Миссии лежала не в сфере политики или идеологии, но в исполнении заповеди о любви к ближнему, несмотря на смертельную опасность. За три года существования Миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175-ю пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов в основном осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и причастию приступали тысячи людей, совершались крестины, создавались катехизаторские курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий. «Народ жаждал молиться, жаждал покаяния и утешения», — привел докладчик слова одного из пастырей тех лет. В Печерском монастыре два года существовала школа, о которой, как и о регулярном посещении монастырских храмов, у детей сохранились самые теплые воспоминания. В проповедях игумен и насельники обители старались поддерживать слабых духом. Оказывали также помощь продуктами, вещами, особо ценную для военнопленных, узников местных лагерей, живших в нечеловеческих условиях. С помощью монастыря осуществлялись некоторые военные операции, сведения о которых рассекретили недавно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5583653...

Во-первых, это труд, во-вторых, кому-то времени не хватает. И то, и другое — платное образование. Однако передо мной стояла цель — сделать теологическое образование максимально доступным. Поэтому у нас еще есть Богословские катехизаторские курсы, которые предназначены для всех желающих. Они организованы в Рыбинске и Тутаеве и рассчитаны на 2 или 4 года, занятия проходят три дня в неделю. Например, в Рыбинске их посещают около 50 человек. После окончания выдается епархиальное свидетельство с правом работать в воскресной школе. Можно преподавать Закон Божий, историю Церкви или заниматься просветительской и катехизаторской деятельностью на приходе. Кроме того, в прошлом году в Тутаеве епархия организовала короткие теологические курсы для сотрудников администрации. На первое занятие, конечно, вслед за главой Тутаева пришли все чиновники, но им так понравилось, что и на следующие лекции они ходили с большим интересом. В рамках образовательной программы на уровне муниципальных образований епархия проводит также Рождественские епархиальные, Кузнецовские, Романовские, Даниловские чтения, которые у нас уже приобрели статус региональных событий. Организуем лекции для интересующихся Православием в библиотеках. К слову, библиотеки помогают налаживать доверительные отношения со школами. Это еще одна площадка, где до детей и учителей можно донести знания о православной вере и истории. В Ярославском педагогическом университете проводим краеведческие конференции, где делимся со студентами и преподавателями последними архивными находками. Верные Христу — Что удалось найти в архивах и где можно ознакомиться с результатами этих исследований? — В архивах Ярославской области православными исследователями найдено около 1700 погибших и репрессированных за веру. Все, что удалось о них узнать, опубликовано в трехтомнике: «Все мы — Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918-1953 годов». Очень помог с подбором материалов Свято-Тихоновский университет . Во время этой работы я попросил особое внимание уделить поиску сведений о жизни и подвиге угличской исповедницы Ираиды Тиховой, о которой издали отдельную книгу: «Другой жизни я не желаю…». Известно место ее захоронения, одно время я часто служил на ее могиле панихиды. Она была настоящей подвижницей и всеми силами старалась облегчить участь гонимых пастырей. В частности, ездила в ссылку к архиепископу Серафиму (Саймоловичу). Ираида Тихова была скромной сельской учительницей, всю жизнь свою посвятила школе, детям, заботе о близких.

http://patriarchia.ru/db/text/5037965.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010