Дай Бог, чтобы миссионерский интерес, миссионерское воодушевление все более и более развивались среди духовенства Сибири и Дальнего Востока. Миссионерскими курсами заключается ряд мер, направленных к созданию и возвышению на этой окраине внутренней миссии. Остается пожелать, чтобы пастырско-миссионерские курсы повторялись, возможно, чаще во всех епархиях Сибири, теперь, – с открытием должностей епархиальных миссионеров, – уже при помощи местных сил. Из миссионерской практики в Москве По поводу моей статьи, напечатанной в новогоднем номере «Церковных Ведомостей» за текущей 1912 год, под заглавием «Новогодние думы» 135 , я получил очень много писем с запросами и братскими пастырскими суждениями по затронутым в статье вопросам. Письма эти шли и от моих бывших учеников по пастырским курсам, – что, конечно, совершенно естественно и что приносило приятную неожиданность, – и от людей, мне совершенно незнакомых. Как мог, я отвечал моим корреспондентам, но доселе не мог исполнить их просьб о том, чтобы на страницах тех же «Церковных Ведомостей» поделиться с собратьями сведениями о том, как практически осуществлялись в Москве те мероприятия, которые мной намечены в вышеуказанной моей статье. Причин молчания было две: во-первых, переобременение всякого рода делами при ведении одновременно пастырских, псаломщических курсов для Сибири, высших богословских женских и народно-катехизаторских и миссионерских курсов по Москве, во-вторых, мне захотелось до конца довести опыты ведения катехизации народа, издания для потребностей катехизации особых книг и брошюр, а также применения к делу брошюр и книг, прежде изданных, чтобы судить обо воем не теоретически, а на основании указаний живой жизни. Должен оговориться, что Москва, конечно, – не пример для деревни во всех отношениях; мало того, у нас в распоряжении, при необычайной отзывчивости и сочувствии к миссии владыки-митрополита Владимира, имелась армия, и довольно внушительная, наших сотрудников, разумеем слушателей пастырских, псаломщических и церковно-учительских курсов. Но то, что делается здесь в широком масштабе, можно применить, приспособившись к местным условиям, к масштабу малому, а главное, здесь имеется в виду, прежде всего все-таки известный принцип церковно-просветительной работы. И то, что делалось в столице в ста местах, можно для сельского прихода попытаться сделать в одном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Я приехал в Мордовию в 1997 году с ригористическими взглядами, полагая, что, если ты чего-то в богослужении не понимаешь, нужно учиться, трудиться над собой. И думал так, пока мне один умный человек не сказал: «А сам-то ты хочешь трудиться? Так читай Писание на языке оригинала. Ветхий Завет — на древнееврейском, Новый — на греческом». Так что катехизаторские курсы, библейские кружки — это всё нужно, и хорошо, если это есть. Но в подавляющем большинстве приходов России некому ходить на эти кружки и некому их вести. Я много лет принимал экзамены у священников-заочников из Мордовии, Пензенской, Саратовской, Самарской, Рязанской областей. Были таки-и-и-е ответы! Есть такой церковный анекдот: «Что такое Святая Троица? Это Христос, Богоматерь и Никола Угодник». Но я слышал такое прочтение догмата от некоторых иереев! Чему такие батюшки научат свою паству, кроме, конечно, любви, которой у многих из них не занимать? Скажете, искать специалистов? Ну да, на регион, может быть, наберется десяток талантливых, богословски подкованных катехизаторов. Но приходов-то сотни… Нет, богослужение как инструмент катехизации ничем заменить невозможно. И именно поэтому оно должно быть максимально понятным. — Может ли священник объяснять непонятные места во время проповеди? — Во-первых, это невозможно технически. Литургия длится в среднем полтора часа — ее что, еще удлинять за счет пространных объяснений? Во-вторых, скажем прямо, это очень скучно. Богослужение становится сухой лекцией. А если учесть, что далеко не у всех есть способность преподавать, доходчиво объяснять, то многочасовым зачитыванием из книг. В-третьих, не совсем понятно, зачем истолковывать вещи, которые не несут серьезного догматического или нравственного смысла. Объяснять, что такое «бых яко нощный вран на нырищи» [«я стал как филин на развалинах» (Пс. 101:7)] или «птица особящаяся на зде» [«одинокая птица на кровле» (Пс. 101:8)], как-то странно — не проще ли перевести? На одном из экзаменов, который я принимал, из сорока священников-заочников тридцать семь не смогли ответить, что такое «тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими» [«на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту» (Пс. 103:7)]. Это говорит о том, что они никогда не читали этот псалом на русском языке. Они читают по-церковнославянски, им кажется, что это благочестиво, что они все понимают. А когда спрашиваешь — объяснить не могут и переводить отказываются, потому что «это модернизм».

http://pravmir.ru/kto-sankczioniroval-va...

Архив Пн О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова 15 мая 2015 г. 17:07 Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак. — Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера? — Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь. — Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит? — Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения. — В чем духовный вред книг Сергея Масленникова? — В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

http://patriarchia.ru/db/text/4080490.ht...

Положения стандарта могут стать основой для составления краткосрочных программ повышения квалификации, а также долгосрочных программ и программ высшего образования. Для обучения по среднесрочным и краткосрочным программам подготовки и повышения квалификации рекомендуется принимать священнослужителей и воцерковленных мирян, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, по направлению от настоятеля прихода (благочинного округа). Лица, имеющие высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование могут повысить свою квалификацию, пройдя обучение по отдельным дисциплинам стандарта. Расходы на обучение целесообразно возложить на приход (благочиние), от которого направляется учащийся, с тем чтобы после прохождения обучения по программам подготовки (повышения квалификации) выпускник осуществлял катехизическую деятельность на данном приходе (в благочинии). Для обеспечения подготовки катехизаторов также могут быть организованы фонды, выделяться гранты, выплачиваться стипендии. В свою очередь епархиальный отдел религиозного образования и катехизации должен содействовать выпускникам в трудоустройстве. Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов (среднесрочные курсы) I. Область применения 1.1. Настоящий церковный образовательный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке (повышению квалификации, профессиональной переподготовке) катехизаторов: • в православных духовных учебных заведениях, • в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах), • на катехизаторских курсах. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ по подготовке катехизаторов образовательное учреждение имеет при наличии представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. II. Используемые сокращения В настоящем стандарте используются следующие сокращения: • ООП – основная образовательная программа, • К – компетенции,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

98 . Ближайшее заведование каждым училищем вверяется Школьному Совету. 99 . Школьный Совет состоит из священника, представителей от родителей учащихся, в числе не более одной трети всего состава Школьного Совета, двух от прихода по избранию Приходского Совета, из попечителя, если таковой имеется, и учащих в школе. Председатель Школьного Совета избирается Приходским Советом. 100 . Церковноприходские училища содержатся: 1) на церковные и приходские средства, пособия от казны, от земских, городских и других общественных и частных учреждений, на пожертвования отдельных лиц и поступления из других источников и 2) на общеепархиальные церковно-школьные средства. Изыскание общеепархиальных средств, поступление и порядок расходования их устанавливается Епархиальными Собраниями (духовенства и мирян). 101 . Для открытия и содержания церковноприходских училищ смежные приходы, в целях удобства, могут объединяться в отдельные союзы. 102 . Приходское Собрание имеет право вводить в приходском училище обучение ремеслам, полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т. п. 103 . По мере средств и надобности, в приходах могут открывать профессиональные школы, как-то: сельскохозяйственные, ремесленные, рукодельные и другие, или же дополнительные классы при начальных школах, общеобразовательные и специальные, с обеспечением в них надлежащего преподавания Закона Божия. 104 . В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, древлехранилища (музеи), народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и всякие другие просветительные и воспитательные учреждения. 105 . При каждой приходской церкви должна быть в ведении священника церковная библиотека, не только из богослужебных книг, но и из нужных для клира, в целях расширения и углубления богословских познаний его, и из книг, полезных для прихожан, религиозно-нравственных и церковно-исторического содержания. Библиотека эта должна учреждаться и пополняться на средства церкви и на пожертвования прихожан. Кроме духовных книг следует иметь отдел из книг светских авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Такого повода не давали. Пока есть силы – спешим делать добрые дела, стараемся плакать с теми, у кого скорби и радоваться с теми, у кого радости. - Что вы можете об интернете и социальных сетях – стоит ли пользоваться ими для проповеди? - Интернет для современного человека не менее, если не сказать более важное средство получения информации, чем, например, печатные СМИ, телевидение, книги. Образованнейшие люди первых веков, прежде всего, владели письменностью, именно благодаря этому мы имеем Священное Писание. В наше время интернет – дополнительная и очень важная возможность проповеди Слова Божия. Об этом неоднократно заявлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Он отмечал, что миссия Церкви должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Интернет предоставляет возможности для объективного освещения деятельности Церкви. Это также и образовательная платформа, которая открывает перспективы получения богословского образования всем стремящимся к этому (наши катехизаторские курсы об этом тоже свидетельствуют). Кроме того, интернет – средство коммуникации. В этой связи социальные сети – наш дополнительный инструмент общения. Как мы помним, Апостолы были простыми рыбарями, но Господь призвал их быть ловцами человеков. А ловцам человеков, конечно, следует уметь владеть и современными сетями. Важно помнить только о том, что интернет – это средство, а не цель, и не подменять одно другим. Как и всё в нашем мире, интернет нельзя оценивать однозначно хорошо или плохо – все зависит от тех, кто использует это важнейшее средство и для каких целей. - Есть ли какие-то особенные, присущие именно нашему времени, препятствия для того, чтобы прийти к вере? - Думаю, в наше время культ собственного «Я» и подобные «лозунги»: «Бери от жизни всё!», являются самыми трудными для человека. Увы, но такие «ценности» предлагает нашим людям сей мир. Для веры же требуется отказ от многих «приятных» развлечений, которые рекламирует жизнь. Но это самый первый шаг человека к Богу. К сожалению, человек чаще предпочитает верить себе.

http://pravoslavie.ru/60026.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссия выполнима? 17.11.2009 364 Время на чтение 7 минут Когда я слышу в церковных СМИ слово " миссия " , то вздрагиваю... Нынешнее понимание этого слова настолько стало далеко от своего изначального смысла, что часто недоумеваешь: неужели ЭТО - миссия?.. Сейчас только ленивый не говорит о миссии. Нет, лучше так сказать: сейчас нельзя не говорить о миссии, ибо прослывёшь ленивым. Говорить о миссии, изображать миссионерство - стало, по сути, синонимом " делать карьеру " ... Разве это не так? У нас сейчас столько народу ринулось в " агрессивные " миссионеры, что впору остальным христианам дома сидеть, а то на улице боязно - затопчут... Хочешь получить церковный орден, хочешь, чтобы о тебе писали, говорили, на тебя ссылались, называли гордым словом: " наш миссионер " ? Тогда тебе на рок-концерт, байк-шоу, ток-шоу, " забивать гвозди в грехи " , бороться с абортами, гомосексуализмом; за ОПК, за капелланов в армии, тебе учить (или, лучше - обещать выучить) китайский язык, раздавать Евангелие на улицах, устраивать катехизаторско-богословские курсы с обязательной выдачей дипломов. Тем более, ситуация благоприятна: симфония церковной и светской власти (под современным названием " взаимодействие Церкви и государства " ) всё крепнет: мэры, стадионы, университеты, тюрьмы, СМИ, налоговая инспекция - все с Церковью " сотрудничают " . Поэтому развивается такое направление в миссионерстве, которое уповает на использование " административного ресурса " в деле спасения даже тех, кто и не желает, чтобы его спасали такими способами. Посмотрите вокруг себя - мы спасаем всех от всего: как, например, проходит стандартная работа " миссионера " среди молодёжи? Пить плохо, курить - бесам кадить; блудишь? - жди, телегония стучится в дверь до седьмого колена; наколки? - сатанизм, пирсинг? - ад плачет по тебе, девчушка! Я не утрирую - я немало видел " миссионерских " газет, листовок, журналов, брошюр, якобы направленных на спасение современной молодёжи. " Спасение " путём угроз и пугалок... Вот лишь один из инквизиторских примеров " защиты " молодёжи от... инкубов и суккубов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Консультанты, помимо ответов на вопросы, советуют записаться в Воскресную школу, различные группы, кружки, поясняют все, что с этим связано; побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, объясняют, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику. Работа консультанта особенно актуальна в двунадесятые, великие, престольные праздники, в субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы. 3.3.2. Выбор консультанта на приходе За последние годы на приходах Русской Православной Церкви, особенно в городах, имеется достаточный потенциал в лице церковно-грамотных, образованных и благочестивых мирян, мужчин и женщин, которым можно поручить консультирование по типичным вопросам вновь приходящих к Церкви. В числе таких консультантов на приходе могут быть миряне, успешно окончившие достаточного образовательного уровня Воскресную школу (сроком от 2х до 5ти лет) или миссионерские, катехизаторские, богословско-педагогические курсы, (не менее 2х лет). Духовное училище или семинарию и более того, Свято-Тихоновский Университет и подобные учебные заведения, дающие достаточную ориентацию в вопросах церковной жизни. Хорошо, если в числе консультантов будут подготовленные молодые люди. С одной стороны, это поможет общению их со сверстниками и молодежью, а с другой – будет духовно развивать их, наполняя церковную жизнь служению ближним. Выявляя наиболее способных в этом деле, по благословению настоятеля храма, духовника или ответственных за консультативную службу лиц, (часто благословленного на то, дьякона или псаломщика храма), важно направлять их на приходское консультирование под руководством наиболее опытных. 3.3.3.Обязанности и требования к консультанту Качества, которыми должен обладать консультирующий Бескорыстная самоотверженная любовь к людям, нравственная чистота, образованность и компетентность в консультировании, достаточный опыт церковной жизни. Характер общения К приходящему человеку необходимо отнестись с любовью и вниманием, оказав радушный прием.

http://azbyka.ru/katehizacija/prihodckoe...

Вскоре договорились об аренде железнодорожного клуба на площади трех вокзалов. А это огромный клуб на тысячу человек. И там все битком! Позвали больше священников, отец Глеб Каледа к нам подключился. Составили программу, провели уже годовой лекторий: снова читали лекции, отвечали на вопросы. А весной подходят к нам слушатели и говорят: а что, продолжения не будет? Нельзя ли посерьезнее что-то спланировать? Так возникли катехизаторские курсы. Зачислили на них слушателей этих наших лекториев, поэтому в конце первого года у нас уже был первый выпуск. И они опять подходят: давайте институт сделаем! Посовещались, я пошел к  Патриарху Алексию , и он согласился учредить наш институт. — С этого момента и до сегодняшнего дня Свято-Тихоновский университет — это одно из ключевых образовательных учреждений.  — Сразу объявили набор на вечернее отделение. Пришли те, кого Академия не брала к себе учиться. Это был очень хороший набор: серьезные люди, семейные, уже работавшие, многие с высшим образованием. Состоявшиеся, целе­устремленные, твердо выбравшие свой путь люди, из которых получились прекрасные священники. — А признание теологии научной дисциплиной — это ведь тоже ваша заслуга? — Мы последовательно боролись за то, чтобы вернуть права богословской науке, богословскому образованию. В Европе, в Америке, во всем мире теология признана научной дисциплиной, и только у нас Советская власть отказалась придать богословию научный статус. Сначала мы боролись за теологическое образование, но образования без науки ведь не существует. Наука необходима. Но богословские степени, которые присваивали духовые школы и наш институт, не признавались государством. Это было настоящей дискриминацией. Крайне важно было, чтобы теология была не только включена в число образовательных специальностей, но чтобы она попала в перечень научных специальностей ВАКа (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. —  Примеч. ред. ). Но тут мы встретили сокрушительное сопротивление академиков, официальных лиц, а также прессы. Буквально травля теологии началась.

http://patriarchia.ru/db/text/5816973.ht...

104. В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, древлехранилища (музеи), народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и всякие другие просветительные и воспитательные учреждения. 105. При каждой приходской церкви должна быть в ведении священника церковная библиотека, не только из богослужебных книг, но и из нужных для клира, в целях расширения и уг­лубления богословских познаний его, и из книг, полезных для прихожан, религиозно-нравственных и церковно-исторического содержания. Библиотека эта должна учреждаться и пополняться на средства церкви и на пожертвования прихожан. Кроме духовных книг, следует иметь отдел из книг светских авторов. 106. В тех сельских приходах, которые состоят из нескольких приписных деревень, надлежит обзавестись так на­зываемыми «летучими библиотеками», для снабжения сел и деревень таким чтением, которое составляет потребность времени. Летучие библиотеки должны состоять из листков, брошюр и книжек, которые бы отвечали на все современные и духовные запросы на­рода. В каждой библиотеке можно иметь от 30 до 40 номеров не одинакового содержания и столько библиотечек, сколько имеется отдельных селений в приходе. Члены Приходского Совета из этих сел и деревень должны ведать библиотечками, раздавать их для чтения и, по прошествии известного срока, опять собирать и передавать соседней деревне. Совершая кругооборот, библиотечки будут постепенно возвращаться к священнику, который, заменяя их новыми брошюрами и листками, опять будет направлять в селения. 107. Указанные в предшествующей статье просветительные учреждения находятся в заведовании и управлении Приходского Совета. Ближайшее заведование каждым из этих учреждений Приходский Совет может поручать Школьному Совету, отдельным лицам или особым Комитетам и допускать их, в случае нужды, к немедленному исполнению возложенных обязанностей. К этому делу должны в широких размерах привлекаться интеллигентные прихожанки, для какой цели они должны получать специальную подготовку. Утверждение в должностях избираемых лиц или Комитетов принадлежит Приходскому Собранию. Лица, служащие в церковно-приходских просветительных учреждениях, увольняются Приходскими Собраниями, о чем представляется для утверждения подлежащей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010