На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов. За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан. Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек. Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского. В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии. В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы. В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий. В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях. На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники. В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.

http://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-info...

В Лавре же учиться было очень интересно. Интересно — в самом высоком смысле слова. Открывалась не только иная сторона всего человеческого знания, но и иная жизнь. Отец Кирилл Павлов устраивал беседы для студентов семинарии и академии. Иногда участия в этих беседах сподоблялись лица внешние, сочувствующие, приезжавшие к друзьям в Лавру. Эти беседы во многом были ответом на наши духовные искания, нравственные усилия, они способствовали нашему укоренению в мысли, что нельзя быть «воскресным христианином», невозможно ограничиться цепочкой: «воскресная Литургия в храме, потом — домой, ешь воскресный пирог». Если ты осознал свое присутствие в Церкви, то ты должен идти до конца, отдать все, что у тебя есть, все, что ты наработал за свою жизнь, все, что ты еще только можешь сделать. У всех нас было такое чувство, и оно не было пафосом или, тем более, надрывом. Оно и было жизненным выводом. — Вы учились в Лавре? — Образования для женщин в Лавре не было. Но была возможность помогать друзьям, учившимся в семинарии и академии, в написании сочинений и в подготовке к экзаменам. На них пало много забот: многие студенты семинарии с высшим образованием кончали ее ускоренно, не за четыре положенных года, а за два. Помогать было интересно, эта была форма некоторого богословского квази-образования. Люди с высшим образованием, с опытом научной работы смотрели на каждое сочинение, как на научную разработку. Но и в Москве, в МГУ, на базе трех факультетов — философского, филологического и исторического — устраивали лекции о христианстве для интеллигенции. Их читали С. С. Аверинцев , Е. М. Мелетинский и другие преподаватели. Это тоже было очень интересно и важно для включения интеллектуальных сил России в христианскую науку. В 1990 г. открыли Богословские курсы, из которых вырос в дальнейшем ПСТБИ, с 2004 г. — ПСТГУ. Курсы читались в Центральном Доме железнодорожника. Это была замечательная возможность увидеть и услышать образованное знающее духовенство. И в этом виделась перспектива занятий богословием. Я в те годы на курсы не поступала, ибо мне казалась, что у меня мотивация не достаточная: я же священником не буду. Я тогда преподавала математику. Но потом, выслушав катехизаторские курсы и некоторое время — более системное изложение богословских дисциплин в новоучрежденном ПСТБИ, я все-таки взяла благословение на поступление.

http://pravmir.ru/pstgu-svyazat-obrazova...

Лекция 11. Вера в воскресение мертвых Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры» Протоиерей Вадим Леонов 17 декабря 2018 года преподаватель Сретенской духовной семинарии и кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов прочитал одиннадцатую лекцию на тему «Вера в воскресение мертвых» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, пятого года обучения объединены темой «СИМВОЛ ВЕРЫ» . В лекции рассмотрены следующие темы: Лекция (продолжительность: 1:13:05) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии раба Божия Тамара 6 апреля 2019, 19:23 Михаил, спасибо, как-то невнимательно слушала окончание лекции!==Спаси Господи всех организаторов и лекторов Православных курсов, очень интересно, много разносторонних знаний Православия! Во времена моего Крещения еще не было катехизаторских курсов, бродила впотемках, а теперь открываю много нового, нужного и спасительного! Особо хочу отметить лекции о.Вадима Леонова - настолько многогранного и образованного, прекрасно использованы Святое писание и святительские труды, очень познавательно. Каждую лекцию прослушивала по несколько раз. Благодарность от всего сердца из Шотландии, у нас и до церкви-то не доехать, а тут такая роскошь- курсы по православию, все 4 года с вами! Слава Богу за все! Михаил 25 марта 2019, 11:40 Брат Илия и сестра Тамара! В конец лекции отец Вадим чётко сказал, что сейчас будет экзамен в зале. Следовательно, части ответов на вопросы просто не было. раба Божия Тамара 26 февраля 2019, 19:22 Протоиерею Вадиму Леонову - Спасибо за лекцию, ясно и доступно. Почему-то нет части " Ответы на вопросы " Есть возможность её прослушать? Спаси нас Господи! р.Б. Илия 23 января 2019, 07:02 Здравствуйте! Спасибо за лекцию. А часть " Ответы на вопросы " к ней есть? Татиана 22 декабря 2018, 16:01 Спаси Господи, отец Вадим, отец Ириней и все организаторы этих курсов! 4й год являюсь " заочницей " Богословских курсов для мирян, т.к. живу далеко от Москвы. А на этой лекции батюшки Вадима - как в раю побывала - столько надежды приобрела...низкий поклон из Парижа... Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/118062.html

2. Наверное, как и для всякого священника, самым радостным в служении является тайна Божественной Евхаристии, тайна Благодарения. Из богослужения мы черпаем радость жизни. Она постоянно восполняется и обновляется. Поэтому мы стараемся служить чаще. Это сообщает мир душе и всем окружающим на приходе. В силу нашей обособленной специфики — мы живём в неправославной стране и в иноязычной среде — наши прихожане понимают, что такое община. Это очень ценное качество Церкви. Когда в храме много «захожан» и «требников», сложнее построить общину, но это необходимое условие жизни православия. 3 . Приходская община, как семья, лучше организуется к различным инициативам. Благодаря этому сейчас в Бельгийской епархии в приходах организованы школы для детей, где изучают русский язык, русскую литературу и историю, ведутся различные развивающие секции. Организованы Богословско-катехизаторские курсы, которые существуют с 1992 года. Наверное, для некоторых читателей из Московских духовных школ это будет новостью, но мы давно сотрудничаем с МДА. С момента организации наших курсов к нам приезжали преподавать профессора из Академии, а также из Свято-Тихоновского университета, СПбДА, Варшавской семинарии, Минской семинарии, богословского факультета Белградского университета, Свято-Сергиевского института в Париже. Курсы закончили 142 выпускника, из них шестеро рукоположены в иереи, также шестеро в дьяконы, 20 чтецов. Можно ещё добавить дипломатических работников, которые ныне несут служение Отечеству в разных странах мира, из которых двое являются послами. За 20 лет появились первые слабые добрые плоды деятельности наших приходов. Мы начали заключать внутриприходские браки. То есть верующие молодые люди, которые сформировались на наших приходах, стали жениться на наших же прихожанках, которые воспитались при храмах. Их немного, но это очень отрадное явление, особенно в наших условиях, где весьма легко раствориться в иноязычной среде. И уже эти вновь подросшие христиане помогают в воспитании приходских детей, а некоторые даже желают рукоположиться, чтобы служить Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6195424

На прошлом собрании я говорил о том, что необходимо закрепить бедные приходы за состоятельными, для оказания им адресной помощи. Мне поступили рапорты об исполнении данного поручения. Хотел бы сообщить, как Видновское благочиние реализовало строительство храма в Подмосковном городе Троицке. Как только общине после четырехлетнего ходатайства был выделен участок земли, все приходы благочиния собрали необходимые средства для изготовления небольшого временного храма, в котором тут же начались регулярные богослужения. Одновременно за новообразованным приходом были закреплены 5 храмов, настоятели которых ежемесячно собираются для обсуждения вопросов, связанных со строительством постоянного храма и оказывают посильную помощь. Считаю такой подход в решении проблем бедных храмов или новооткрываемых приходов достойным для подражания. Поговорим теперь о миссионерском служении. В храмах епархии введена неукоснительная практика огласительных бесед, проводимых с мирянами перед совершением над ними Таинств Крещения и Брака. Огласительные беседы перед Таинством Крещения совершаются как с самими крещающимися, так и с родителями и восприемниками. Наиболее часто совершается 1-2 огласительные беседы, в некоторых храмах — 3-4. 22 июня мною было направлено циркулярное письмо о круге обязанностей катехизатора-миссионера. В данном письме на основе предложений благочинных был конкретизирован круг должностных обязанностей катехизаторов. Эта должность в настоящее время учреждена во всех крупных приходах. С сентября текущего года епархиальным отделом при поддержке Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета открыты епархиальные курсы для приходских миссионеров. Курсы проходят в виде однодневных семинаров для духовенства и мирян по теме «Методические вопросы оглашения перед Таинствами Крещения и Брака». В настоящее время проведено четыре семинара, с общим количеством слушателей более 400 человек. Повсеместно организованы храмовые библиотеки — всего в епархии при храмах организовано 829 библиотек. Они содержат литературу катехизаторского, богословского и духовного характера, епархиальные и общецерковные периодические печатные издания. Ответственными отдела по взаимодействию со средствами массовой информации осуществляется ежеквартальная проверка качества распространяемой в приходах литературы. Список литературы, не рекомендованной к распространению, опубликован в открытых источниках и на сайтах благочиний.

http://patriarchia.ru/db/text/1345976.ht...

Кроме этого, Совет Православного миссионерского общества поручил ему ознакомиться с состоянием миссионерского дела в Японии и Корее с обозрением местных миссионерских учреждений, и в течение многих месяцев он совершал путешествие по обширным просторам Сибири, Китая, Кореи, Манчжурии и Японии. Исполнение такого множества поручений было под силу лишь недюжинному по своим духовным и физическим силам человеку. Отец Иоанн пишет в своем дневнике: «Проехал в Китай и Японию, посетил Сеул, Чемульно, а оттуда прорезал всю Корею к северу с большими неудобствами и лишениями через реку Ялу и горы Манчжурии, мимо знаменитого Тюринчена. Посетил всюду могилы русских воинов, совершил везде панихиды». 274 После наблюдений за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке и понимания во всей остроте их духовных нужд, отец Иоанн пришел к мысли о создании в Москве пастырско-миссионерских курсов по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Он издал пособие «Народно-миссионерские и катехизаторские курсы» с подробными программами занятий, с указанием учебников и обширной литературы по этому вопросу. В 1910 году отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сыр-Дарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области, участвовал в работе Общесибирского миссионерского съезда, проходившего в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года. По возвращении в Москву он участвует в организации Высших Богословских женских курсов в Москве и становится их руководителем. А вскоре высокопреосвященнейший Владимир возлагает на него еще одно поручение, назначив председателем Совета по управлению Московским епархиальным домом. С 15 ноября по 15 декабря 1910 года отец Иоанн руководит первыми Московскими епархиальными миссионерскими курсами. В 1912 году протоиерей Иоанн организовывает для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы в Тобольске и Хабаровске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Мы выпускаем уникальных специалистов» Интервью с заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ Константином Антоновым В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов. – Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре – странная хронология… – Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами – сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название. – Для кого в первую очередь создавался православный университет? – ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент – и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.

http://pravoslavie.ru/54957.html

Особой заботой Церкви должны стать родители и восприемники крещаемых детей. С ними следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Эти беседы могут быть совмещены с огласительными беседами, о которых я уже сказал выше. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Хотел бы отметить, что для этих целей на каждом приходе должно быть издано краткое наставление родителям и восприемниками, и вручено им для начального практического руководства в духовной жизни. Послекрещальная катехизация должна дать уже развернутое представление об основных аспектах христианской жизни: о личной молитве, об участии в храмовом богослужении и Таинствах Церкви, об изучении Священного Писания и Предания, о христианской нравственности, аскетике, благочестии и доброделании. В норме, проведение послекрещальной катехизации, как и оглашения, должно быть в каждом приходе. Она может проводиться в форме бесед со священником, лекториев, воскресных школы для взрослых и иных формах. Одной из наиболее эффективных форм систематической катехизации являются богословско-катехизаторские курсы. На таких курсах, действующих при благочиниях, епархиальных отделах, духовных учебных заведениях, привлекая лучшие преподавательские кадры, организационные и материальные ресурсы благочиния и епархии, возможно на высоком качественном уровне осуществлять серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян. Здесь полезен и важен для использования опыт, в частности, Кемеровской и Новокузнецкой епархии , где создана единая епархиальная система богословско-катехизаторских курсов, действующих под руководством координационного центра, которым был разработан и внедрен общий для всех курсов епархии учебно-методический комплекс. Следует расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1321003.ht...

63. Родители (законные представители) учащихся имеют право: а) на ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса; б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях; в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы; г) пользование библиотечным фондом воскресной школы. 64. Родители (законные представители) учащихся обязаны: а) соблюдать настоящее положение; б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы; в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы; г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия. 65. Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик. 66. Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления уставной деятельности. 67. На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие: а) среднее или высшее богословское образование; б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. 68. На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедания, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, (для центра духовно-нравственного воспитания) либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для других воскресных школ). 69. К педагогической деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются действующим законодательством РФ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

- Как осуществляется сотрудничество Дубровицкого храма и местной школы? - Храм вместе со школой издает газету «Дубровицы – знатное село», в которой публикуются заметки из жизни поселка, школы и интересные церковные материалы. Опыт нашего сотрудничества можно продолжить и дальше -  в введении курса православной культуры в Дубровицкой школе. Педагогический ресурс у нас есть – несколько  прихожан окончили катехизаторские курсы и даже имеют богословское образование. - Наверное, важно дать детям почувствовать, что такое церковная жизнь на собственном опыте. Что для этого делается в вашем храме?  - В воскресной школе дети с интересом занимаются церковной музыкой, но до создания отдельного детского хора еще далеко. Очень интересно проходит подготовка к Рождественским и Пасхальным праздникам – ребята соучаствуют, сопереживают происходящим событиям, больше общаются друг с другом. Еще они учатся у нас читать по-церковнославянски и применяют свои знания на богослужениях. Иногда пишут в нашу приходскую газету. Еще мы и пригласили в нашу воскресную школу специалистов из МЧС, которые проводят  занятия раз в неделю: учат детей навыкам выживания в различных ситуациях. Это подготовка к будущему летнему походу, в котором мы совершим паломничество к православным святыням. Ребята будут ночевать в лесу, ставить палатки, разжигать костер и.т.п. Отец Андрей, матушка Татьяна и пятеро их сыновей - На каких принципах Вы воспитываете своих пятерых сыновей? - Здесь важно помнить, что каждый ребенок – это личность, созданная по образу и подобию Божиему. И к нему нужно соответственно подходить – не бояться предоставлять некую свободу, учить пользоваться этой свободой, чтобы, став взрослым, он имел бы прочный духовный стержень. Надо стараться дать детям христианские понятия о жизни, христианское мировоззрение, желательно на личном примере. Не изолировать от проблем – просто прививать христианский взгляд на них. Еще со школьной скамьи дети сталкиваются с миром достаточно жестко - нужно показать им силу Православия в ежедневных ситуациях, опять же, если можно, на личном примере.

http://pravoslavie.ru/4648.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010