Основные свидетельства откровения о троичности Бога 1. Свидетельства Ветхого Завета Впервые термин «Троица» введен в богословие апологетом II века святителем Феофилом Антиохийским , но это не означает, что до того времени Святая Церковь не исповедовала троичной тайны. Учение о Боге, Троичном в Лицах, имеет основание в Писании Ветхого и Нового Заветов. Однако в ветхозаветные времена Божественная Премудрость, приспосабливаясь к уровню восприятия еврейского народа, склонного к многобожию, открывала, прежде всего, единство Божества. Святой Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу» 304 . Тем не менее прикровенные указания на троичность Божества имеются в ветхозаветных текстах. Например, перед сотворением человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ) – и далее в той же книге Бытия: Вот, Адам стал как один из Нас ( Быт. 3, 22 ) ... сойдем же и смешаем там язык их ( Быт. 11, 7 ). Согласно этим текстам, Лица Святой Троицы как бы советуются между Собой, прежде чем предпринять нечто важное относительно человека. Вторая группа свидетельств указывает на Три Лица. Более ясное свидетельство о троичности Бога усматривается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей, которым Авраам, по толкованию Блаженного Августина , поклонился как Единому. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

2Ин.1:9 .  Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 2Ин.1:10 .  Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 2Ин.1:11 .  Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (ср. 1Ин 2:23 ), – и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. 1Ин 4:14–16 ). «Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю» (блаж. Феофил.). Теперь, ст. 10–11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякого общения с лжеучителями, – разумеется, прежде всего, остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел ( 2Фес 3:6 ; Рим 16:17 ). 2Ин.1:12 .  Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 2Ин.1:13 .  Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. Причину краткости (второго, как затем и третьего) послания Апостол указывает в желании своем личного свидания с читателями, – разумеется, вероятно, одно из обычных апостольских путешествий по обозрению церквей. Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при нем, как при Апостоле Павле его ученики и спутники. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова. 397-401 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В ст. 28 Апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. 1Ин.2:18 ), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов – так, «чтобы … иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, Апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (Феофил.). 1Ин.2:29 .  Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что « Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» ( 1Ин.1:5 ), то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось как хождение в свете, то теперь оно рассматривается как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков ( 1Ин.2:9 – 3:24 ), а затем – со стороны его источника ( 1Ин.3:24 – 4:21 ). Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (Феофил.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Ин.4:19 .  Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:20 .  Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 1Ин.4:21 .  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Устранив несовершенство любви в виде страха ( 1Ин.4:18 ), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему ( 1Ин.4:9–10 ), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом – в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, – так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу составляет прямую, положительную заповедь Божию ( τν εντολν αυτο), ст. 21. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Бог создавал этот мир, Он создал его не только с физическими законами, но и духовными. Эти духовные законы Господь постепенно открывал людям. Их словесное выражение – это заповеди, которые формулировались Богом в зависимости от духовного и интеллектуального уровня человечества. Все заповеди можно условно разделить на богословские, этические, общественно-политические и ритуальные. Богословские заповеди говорят о Боге и отношении к Нему. Примером таких заповедей служит начало Десятисловия: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2–3 ). Этические заповеди описывают межличностные отношения, например, «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19:18 ). Общественно-политические заповеди регулируют гражданскую жизнь общества, например, «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» ( Лев.19:15 ). Ритуальные заповеди устанавливают, что есть святое и осквернённое, чистое и нечистое, ритуально приемлемое и неприемлемое. Они описывают практику жертвоприношений, священство, очищение и многое другое. Еврейский народ, избранный Самим Богом из среды других народов ( Исх.19:5–6 ), должен был служить среди человечества носителем истинной веры и благочестия, мессианских обетований, распространять в древнем мире свет истинной религии. Такое предназначение Израиля требовало от него особенной чистоты и святости ( Лев.19:1–2 ). Для достижения этого закон предписывает Израилю различные правила и предписания, определяющие не только его душевную, но и телесную чистоту. Все многочисленные обрядовые установления книги Левит выделяли евреев из окружающих языческих народов, в жизни и религии которых чистота телесная и душевная нередко понималась в самом извращённом виде. Со смертью Христа ветхозаветные ритуальные заповеди были отменены, а общественно-политические сегодня устанавливаются светским правительством. Богословские и этические заповеди Ветхого Завета никогда не устаревают, и по сей день обязательны для христиан. Например, Спаситель из книги Левит приводит слова о любви к ближнему ( Лев.19:18 ; ср. Мф.5:43; 22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1Фес. 5:4 . Но вы. братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Пророчества о будущем страшном суде : а) Ветхого Завета: Быт.18:25 ; Ис. 3:13–14; 4:4 ; Иер. 25:30; 48:21 ; Ос.4:1 ; Мал. 3:5 и Пс. 1:5; 75:10 . б) Прямые указания Нового Завета: Мф. 13: 49–50; 16:27; 21:25–27; 24:36–51 . Только о дне и часе страшн. суда никому не известно, кроме Бога: Мк. 13:32–37 ; Мф. 25:14–30 ; 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15; 22:20 и друг. III. Для миссионерской полемики с сектантами о кончине мира b страшном суде Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Откр. 1:1 . Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 .Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. 3 .Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Откр.2:12 . И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: 13 . Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой, Антипа. Основываясь на 1–3 главах Откровения вообще и на 3 ст. 1гл. особенно, сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия. В этих главах пророчески указана апостолом судьба древних семи малоазиатских церквей; все это уже исполнилось еще в 8-м веке при нашествии магометан. Сближающие Пергамскую церковь ( Откр. 2:12 ) с г. Петербургом делают это без всякого основания, и тем обнаруживают незнание истории и свое собственное неразумие. В Откр. 1:3 не указаны прямо люди нынешнего времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, а потому пророческое описание обстоятельств второго пришествия, высказанное в книге «Откровение Иоанна Богослова», наир, в местах 4:2; 21:1–2, с ясностью нами понимаемо не может быть: Деян. 1:7 . Полное объяснение пророчества этой книги о кончине мира мы должны предоставить тем людям, которые жить будут пред самым вторым пришествием Господа: Мк. 13:26–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

а когда насытились, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (13:5–6). Поэтому Ягве снова уведет в пустыню, чтобы говорить к его сердцу: «Посему вот, Я увлеку ее, приведя ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее... И она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской» (2:14–15). И также: «Я Ягве Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника» (12:9). Постоянное обращение к дальнему прошлому, когда совершалось призвание Израиля, а также дающие себя чувствовать в его проповеди отзвуки заповедей Десятословия показывают, насколько он напитан преданием о пребывании Израиля в пустыне. Пустыня в его глазах может быть не только местом встречи с Богом, но тоже местом испытания и наказания: «Я разоблачу ее донага и выставлю ее, как в день рождения ее, сделаю ее пустыней, обращу ее в землю пустую и уморю ее 27 » (2:3) Пустыня есть также место воссоединения народа со своим Богом: «Поэтому вот, я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» ... «И будет в тот день, говорит Ягве, ты будешь Меня звать: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Господин мой». Таким образом, тема пустыни служит Осии как свидетельствование об очистительном значении страданий. б) Тема брака: Осия называет Ягве, Бога Израилева, отцом Израиля, когда речь идет о прошлом избранного народа (11:1 и след. ср. 1:8–10), и супругом Израиля, когда речь идет о настоящем и о будущем. Тема эта будет воспринята всем последующим пророческим преданием ( Иез.16 , Ис.50:1–3, 54:1–6 ). Она вносит момент любви в богословие Завета-Берита и представляет Берит как общее дело, совместно творимое Богом и Его народом. Как уже было подчеркнуто, она тесно связана с собственным жизненным опытом Осии, которому, через посредство его несчастливого брака, Бог открыл тайну своей всепрощающей и спасающей любви. в) Тема суда: Орудием суда, также как у Амоса, будет, согласно предсказанию Осии, наступающая ассирийская мощь. В прошлом врагами Израиля были Филистимляне и Сирия. Начиная с середины 8-го века и на протяжении целого столетия (734–612), главная опасность будет надвигаться со стороны Ассирии: Осия рисует ассирийскую опасность в образе ветра, поднимающегося с востока:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лейтон Фредерик, " Давид " , фрагмент Кто такой Давид в Библии? 2 мин., 15.08.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид. Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») - второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов. О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей. Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе. Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом - амаликитянами - и мужи из колена Иудина в Хевроне  «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4). Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5). При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

http://foma.ru/kto-takoy-david-v-biblii....

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010