4. Весь состав Св. Писания или, по выражению бл. Иеронима, " священная Богодухновенная библиотека " разделяется на две большие части: 1) книги Ветхого Завета, явившиеся до Р.Х. и приготовлявшие мip к принятию Спасителя, написанные языком того народа (еврейского), который был призван послужить хранителем Откровения, и затем, пред пришествием Христа, особливым устроением Божиим, переведенные, к сведению всего человеческого рода, на всемирный язык времени - греческий, и 2) книги Нового Завета, изображающие пришествие в мip Сына Божия, Его учение и основание Им христианской Церкви, также изложенные на греческом языке, известном в то время и евреям. Книги как Ветхого, так и Нового Завета по своему содержанию весьма разнообразны, поколику разнообразны и духовные дарования людей, требовавшие водительства Божия. В частности, книги Ветхого Завета, кроме учения, обнимают и историю богоизбранного народа, хранителя Завета. Тем не менее книги Ветхого и Нового Завета имеют самую тесную между собою связь и единство. " Посредством последовательных Заветов, Ветхого и Нового, род человеческий постепенно должен был достигнуть спасения, ибо спасение одно, как и Бог один, но много ступеней, приводящих к Богу " (Ириней. Против ересей. Кн.4. Гл.9, 3). " Во все время истории человечества были две знаменитые перемены жизни, которые называются двумя Заветами, двумя потрясениями земли: одна перемена от идолов к закону, другая от закона к Евангелию. В отношении к Богословию Ветхий Завет явно проповедывал Отца, менее ясно Сына; Новый Завет явил Сына и показал торжество Св. Духа " (Григорий Назианзен. Пять слов о Богословии. Слово 5). " Если кто внимательно станет читать Писания Ветхого Завета, тот найдет в них речь о Христе и предъизображение нового призывания. Ибо Писания суть сокровище, сокрытое в мире, а сокровище, сокрытое в Писаниях есть Христос, Который изображался тогда посредством образов и притчей, ибо то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Амфитеатров В. , прот. Библейская история Ветхого Завета: Вып. 1. – М., 1875. 257 с. Его же. Очерки из Библейской истории Ветхого Завета. Пятикнижие Моисееве. – М., 1895. – 544 с. Арсеньев И. , свящ. Саддукеи: Происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрение. – М., 1911. – 40 с. Афанасьев Д. Учебное руководство по Библейской истории Ветхого Завета: Ч. 1. – Ставрополь, 1890. Богословский М. , прот. Священная история Ветхого Завета. – М., 1910. – VI†314†16 с. Богородский Я.А. , проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. – Казань, 1906. – 442 с. Богоявленский Н.Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа. – СПб., 1915. – 200 с. ( Буль Ф.) Социальные отношения израильтян/Пер. с немецкого А. Глаголев . – СПб., 1912. Бухарев А. Изъяснение первой главы Книги Бытия о миротворении. – СПб., 1862. – 150 с. Введенский Д. Авраам и Сарра в стране фараонов: Опыт соглашения данных Библии и Египтологии. – Серг. Посад, 1914. – XXI†445 с. Его же. Патриарх Иосиф и Египет: Опыт соглашения данных Библий и Египтологии. – Серг. Посад, 1914. – XXI†416 с. Его же. Время войн: Ветхий Завет. – Серг. Посад, 1915. – 20 с. Его же. Сокровища Ветхозаветного храма: Библейско-историческая справка. – -Серг. Посад, 1911. – 16 с. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля/Пер. с нем. Н.М. Никольского. – СПб., 1909. – 427 с. Виноградов И. , свящ. Священная история Ветхого Завета: Изд. 8-е, Учебное пособие. – М. – Пг., 1917. – 170 с. Виноградов П., свящ. Жизнь святых мужей и жен ветхозаветных. – М., 1869. – 281 с. Властов Г. Священная летопись первых времен мира и человечества, как путеводная нить при научных изысканиях. – СПб., 1875. – 494 с. Воскресенский А.Н. Иосиф Флавий и его отношение к Библии. – Казань, 1900. – 46 с. Глаголев А. Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-историческим задачам библейского Израиля. – Киев, 1905. – 53 с. Глаголев А. А., свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в Христианской Церкви. – Киев, 1909. – 61 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Основной целью «Послания к евреям» является доказательство превосходства Евангелия и веры во Христа над законом Моисеевым. В предисловии «Толкования» свт. Кирилл также указывает это как цель (σκοπς) произведения св. апостола Павла. Автор «Послания к евреям» доказывает свой тезис, показывая превосходство Христа над великими посредниками Ветхого Завета –ангелами ( Евр.1:4–2:18 ), через которых был дарован закон ( Евр.2:2 ); над Моисеем и пророками ( Евр.3:1–4:13 ); священниками ( Евр.4:14–10:18 ) – и представляя превосходство веры над законом Моисеевым ( Евр.10:19–12:29 ) 14 . Поэтому неудивительно, что в «Толковании» свт. Кирилла встречаются те же сюжеты. В основном, святитель говорит о превосходстве Христа над ангелами, пророками и священниками, опираясь на христологическое учение. Рамки доклада не позволяют нам полностью раскрыть эту обширную тему, поэтому мы ограничимся лишь указанием нехристологических аргументов свт. Кирилла в пользу превосходства Нового Завета. В ходе своего комментария свт. Кирилл утверждает, что закон Моисе ев был лишь прообразом (τπος – 362, 6 15 , 395,20; ср. Рим.5:14 и 1Кор.10:6 ) и тенью (σκι – 363,1; 395,20; 404,7, и т. д. ср. Евр.8:5 и Евр.10:1 ) Евангелия. Святитель противопоставляет два Завета как образ и истину (409:15–16), поскольку Христос есть Истина (λθεια – 362,7; ср. Ин.1:17 и Ин.14:16 ). Хотя закон Моисеев был полезен (χρειδης – 363:2) иудеям, в настоящее время он более не нужен (περιττς – 363:1) для христиан. Согласно святителю, св. апостол Павел ставил закон ни во что (οδν – 363:11) и считал его для христиан тщетным (εκαος – 363:11–12). В то же время, свт. Кирилл показывает полезность знания как закона Ветхого Завета, так и учения Христа в Новом Завете, например комментируя Зах.12:8 16 в своем «Толковании на пророка Захарию» 17 . Святитель толкует аллегорически Иерусалим как Церковь ; живущего в Иерусалиме как твердого человека, любящего божественные учения; дом Давидов как мудрейших и почетнейших иудеев; а немощного как катехумена. Согласно такому толкованию, даже оглашенный (то есть только готовящийся ко Крещению), по мнению святителя, не только не ниже, но даже выше находящихся под законом благодаря своей вере во Христа. Далее, комментирует святитель, иудеи, принявшие Христа, составляют дом Божий с ангелом Господним пред ними. Затем святитель цитирует Мф.13:52 , чтобы доказать ту же самую идею, при этом «старое» и «новое» соответственно обозначают знание Ветхого и Нового Заветов. В пример такого иудея, ставшего христианином, свт. Кирилл приводит св. апостола Павла, который обладал знанием и закона и Евангелия Христа. В своих произведениях св. апостол проповедовал Христа то посредством богословских рассуждений на основании Ветхого Завета (νομικας ποδεξεσι), то через описание открытых ему таинственных вещей, превышающих закон (τας πρ νμον μυσταγωγαις). Святитель приводит соответственно два примера таких приемов св. апостола Павла: Гал.4:21– 26 и Евр.1:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Священные книги Ветхого Завета, по их содержанию, разделяются на четыре следующие разряда: 1) книги законоположительные; 2) исторические или повествовательные; 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительными называются те книги, которые содержат основание Ветхого Завета. Таких книг пять: книга Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги написаны великим пророком Моисеем. Сам Иисус Христос называет их в Евангелии законом Моисеевым ( Лк. 24:44 ). Книги исторические содержат преимущественно историю или повествование о благочестии избранного народа. Таковы следующие: книги – Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книги Неемии и Есфирь. Книги учительные Ветхого Завета содержат учение об истинном благочестии, т. е. о том, как надобно веровать в единого истинного Бога, почитать Его или служить Ему добродетельною жизнью или исполнением закона Божия. Таковы следующие книги: книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы, т. е. Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. Пророческие книги так называются потому, что содержат пророчества или предсказания о будущих событиях, особенно об обетованном Спасителе. Пророческие книги суть книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков, которых выше мы наименовали. 2) О священных книгах Нового Завета Священных книг Нового Завета двадцать семь: четыре книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; одна книга Деяний Апостольских, семь Соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Новозаветные книги, также как ветхозаветные, разделяются на четыре разряда: 1) законоположительные, 2) исторические, 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительных книг Нового Завета четыре: книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В этих четырех книгах предлагается повествование о рождении Господа нашего Иисуса Христа от Преблагословенныя Девы Марии, о Его Божественном учении, о чудесах, страданиях и крестной смерти, также о воскресении из мертвых и вознесении Его на небо. Или короче скажем: в них содержится повествование о том, как, в исполнение древних Божественных обетований, Господь Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Григорий (Чуков). митр. Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узислова. Ленинград, 1926. [Машиноспись]. Григорьев И. Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве Казань, 1901, 332 с. Корсунский И. Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. М.. 1882. Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885, III + 327 + X С. Корсунский И. Н. Теория аккомодации в отношении к вопросу о новозаветном толковании Ветхого Завета//Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1877, сентябрь. [Корсунский Н. Н.] Пророчества о Мессии, содержащиеся в книге пророка Исаии. Ярославль. 1872. Лах Я. Благословен Грядущий во имя Господне. М,, 2001, 234 с. Лившиц Г. М. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959. Лившиц Г. М. Происхождение христианства в свете Рукописей Мертвого моря. Минск, 1967. Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. Том 1. СПб, 1868. Мень А., прот. Кумранская община и христианство//Мир Библии, 1993, 1, С. 63–74. Михаил (Чуб), архиеп. Иоанн Креститель и община Кумрана//ЖМП, 1958, 8, с. 65–72. Михаил (Чуб), архиеп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря//ЖМП, 1957,12, с. 54–64. Муратов М. Д. Раб Божий ( Ис. 52:13–53:12 )//Богословский вестник, 1917, 2–3, с. 355–374. Мышцын В. Н. Раб Иеговы ( Uc. XL-LXVI )//Богословский вестник, 1905, 7–8, с. 425–435. Олесниикий А. А. Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении Ветхого Завета//Труды КДА, 1879, т. 2, 5, сс. 3–54. Орфанитский И. А. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы (Ис. Lli, 13 – L1II, 12)//Христианское чтение, 1881, 11–12, с. 599–682. Осипов А. И. Кумраниты (ессеи) и первохристианство. http: " "/w " ww. teolog.ru,» ortodox/ob/cumran.htm. Поснов М. Э. Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время). Киев, 1906. 267 с. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999. Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1995, 206 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Итак, всякий христианин, правильно смотрящий на отношение Ветхого Завета к христианству, христианин, далее, благоговейно верящий в священные Новозаветные изречения, должен признавать в Ветхом Завете присутствие веры в загробную жизнь. Это категорическое положение построено не на личных тенденциозных предположениях, а на фактическом и ясном свидетельстве истории. Из истории рассматриваемого вопроса видно, что присутствие у ветхозаветного Израиля веры в загробную жизнь отвергали в древнее время еретики и сектанты, в новое – рационалисты. И те и другие, кажется, неправильно смотрели на отношение Ветхого Завета к Новому и на новозаветные изречения. Что же касается православных богословов и ортодоксальных западных богословов, то они всегда признавали существование у ветхозаветных писателей веры в загробную жизнь. Церковь Ветхозаветная и Новозаветная между собою были всегда согласны в этом вопросе. Так, в ортодоксальном иудействе вопрос о бессмертии души по учению Ветхого Завета всегда получал положительный ответ. Одобряемые иудеями для синагогального употребления таргумы Ионафана и Онкелоса (объясн. Быт. 49:10 ; Лев. 18:5 ; Втор. 32:13 ; Ис. 22:14; 65:6 ; 1Цар. 2:6 ) содержали и подтверждали веру Израиля в бессмертие. Принятый александрийскими иудеями перевод LXX содержал такую же веру (перев. Быт. 37:35 ; Иов. 3:18, 19, 25–27 . Ис. 6:9 ). Представитель того же александрийского иудейства Филон, признававший предсуществование душ, двоякую смерть, бессмертие мудрых и благочестивых т. е. жизнь вблизи Бога (De opificio mundi. 18, 37), возрождение и воскресение (Cherub. 159), тартар, опирался везде на библейские данные. Мишна учит о Шеоле как убежище мертвых (Aboth. 4, 22), о геенне и рае (Ibid. 1, 5; 5, 9), о наказаниях временных и вечных, о будущем веке, о воскресении, суде и воздаянии (Berach. 15, 2. Sota 9, 15) и также опирается на библейские основания. Гемара учение о шеоле – жилище мертвых (Berach. 15, 2), о трояком воздаянии на посмертном суде (Sota 72), о геенне и рае (Berach. 16, 2), о вечной жизни и проч. подтверждает библейскими цитатами. Что касается иудейских сект, то саддукеи, может быть, признавали посмертное жилище для человеческого духа на основании учения Пятикнижия, но не пророков и Иова, писания которых им были неизвестны (Hase. Dogmatik. S. 94). По крайней мере, несомненно, они отвергали учение о воскресении ( Мф. 22:23 ). Фарисеи признавали все, что было сказано в Ветхом Завете о загробной жизни. Ессеи существенным в человеке признавали духовную часть, тело – темницею, от которой могут освобождать аскетические подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Итоговая аттестация Общая трудоёмкость ООП (часов) Всего: Академический час - 45 минут. Одно занятие составляет - 1,5 академических часа. Одна зачетная единица - 36 академических часов. Объем аудиторных учебных занятий в неделю - 16 академических часов. Бюджет времени, в неделях Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практика Квалификационная работа Каникулы Итого: Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в академ. часах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 1980 академ. часов. Практики 108 академ. часов. Итоговая аттестация 72 академ. часа. Итого: 2160 академ. часов (из них 945 академ. часов аудиторной нагрузки). БАЗОВОЕ ЯДРО по подготовке преподавателей и директоров воскресных школ Квалификация - катехизатор, педагог воскресной школы Цикл " Основы православного вероучения " Наименование дисциплины/Рекомендуемые темы Священное Писание Ветхого Завета Введение в Священное Писание Ветхого Завета. История и текстология ветхозаветного канона. Книги Ветхого Завета: происхождение, наименования, исторический фон повествования, богослужебные чтения, основные богословские идеи, экзегетический разбор важнейших мест. Изучение основных законоположительных, учительных и пророческих книг. Священное Писание Нового Завета Введение в Священное Писание Нового Завета. История и текстология новозаветного канона. Пришествие в мир Спасителя. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи. Первая, вторая и третья Пасха общественного служения Спасителя. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскресение Спасителя. Книга Деяний святых апостолов. Церковь Христова из иудеев. Церковь Христова среди язычников. Соборные послания святых апостолов. Послания святого апостола Павла. Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Православное вероучение Катехизис Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры. Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог. Догматическое богословие Понятие о богословии. Понятие о догматах. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Священное Предание. Священное Писание. Вероучительные тексты Православной Церкви. Понятие о богопознании. Триадология. Сотериология. Христология. Экклесиология. Сакраментология. Эсхатология.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

  Историческими книгами Ветхого Завета в Восточной Православной Церкви называются книги, содержащие историю народа Господня и его религиозной жизни в период времени от Иисуса Навина до Симона Маккавея (12 – 2 вв. до Р.Х.). Считая по заглавиям, исторических канонических книг Ветхого Завета двенадцать, а по древнему счислению в каноне – семь: 1 . Иисуса Навина 2 . Судей и Руфь 3 . 1–2 Царств 4 . 3–4 Царств 5 . 1–2 Паралипоменон 6 . 1 Ездры и Неемии 7 . Есфирь Неканонических исторических книг шесть: Вторая Ездры, Товита, Иудифь, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В еврейской Библии неканонических книг нет, а расположение канонических отличается от размещения их в греческой и славяно-русской Библии. Первые исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1–2 Царств, 3–4 Царств в еврейской Библии входят во второй отдел канона – «Пророков»/«Невиим»/и называются «Ранними пророками», а «Поздними пророками» именуются Исаия, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых. Остальные исторические книги нашей Библии: 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры и Неемии, Есфирь и Руфь в еврейском каноне входят в третий отдел – «Писания»/«Кетувим»/. Книги Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств, образующие первую группу канонических исторических книг ВЗ, – более древние по времени происхождения: они написаны до вавилонского плена. Наименование их «Ранними пророками» в еврейском каноне объясняется тем, что предание приписывает их написание древним пророкам: Самуилу (кн. Судей, 1–2 Царств); кроме того, тем, что в них описывается деятельность многих пророков-проповедников и развивается пророческое богословие истории. Тематически эти книги связаны как с предшествующим им Пятикнижием, продолжением которого они являются, так и с последующими священными писаниями. Так, в конце книги Второзакония говорится, что Моисей назначает своим преемником Иисуса Навина и вскоре умирает, а книга Иисуса Навина начинается повествованием о деятельности Иисуса после смерти Моисея и далее описывает поселение народа в Ханаане и разделение земли на коленные уделы. Книга Судей повествует о повторяющихся порабощениях ветхозаветного Израиля, когда он отступал от Бога Завета и предавался ханаанским культам, и о возвращении благополучия через воздвигаемых Богом судей, когда он раскаивался. 1–2 Царств сначала повествуют о кризисе, который привел к реформе правления и учреждению монархии, подвергшей опасности ветхозаветную теократию, а затем обозревают религиозную жизнь израильтян в новых условиях их исторического существования при первых царях – Сауле и Давиде. 3–4 Царств изображают религиозный регресс, начавшийся в царствование Соломона и прогрессировавший после него, несмотря на усилия воздвигаемых Богом пророков и отдельных царей обратить израильтян к Ягве, и, наконец, описывает, как неверность Господу, упорство и нераскаянность израильтян навлекли суд Божий и привели к падению северное и южное царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Прп. Симеон Новый Богослов говорил: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведёт естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI , 3) 4 . Из этих слов следует, что при преподавании Ветхого Завета необходимо указывать на Христа. Такой метод преподавания полностью находится в русле православной традиции. Например, свщмч. Ириней Лионский писал: «Если кто станет внимательно читать Писания» (свщмч. Ириней имел в виду именно Ветхий Завет), «то найдёт в них речь о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т.е. в мире, — ибо «село есть мир» ( Мф.13:38 ), — а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей, IV , 26, 1) 5 . Необходимо составить новую программу, чтобы показать Христа в Ветхом Завете. Её главной темой должна быть не история, а «Завет», т.е. союз Бога с человеком. Раскрытие этой темы позволит показать, что Христос — главное и основное Лицо Священного Писания, и Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждал: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос… В Священном Писании содержатся разные вещи… Но всё сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа» 6 . Такие лекции будет христоцентричной, т.е. позволит указать начало, центр и завершение Писания — Христа. Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт. Игнатия Брянчанинова , является одним из важнейших условий для правильного его понимания 7 . О том же говорил и свт. Афанасий Александрийский : «Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, «которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» ( Рим.1:2 ). Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Посему как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нём?» (К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан, IV) 8 .

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Вуллит «Ур халдеев» — труды по библейской истории, географии и археологии. О. Александр Ельчанинов «История религии»; прот. Князев «Пророки» (Париж, 1972) — книга, которая производит сильное впечатление; по всей вероятности, автор не просто изучал Св. Писание, но и имел о нем свое мнение. Конечно, известный вам всем Лопухин — «Толковая Библия» и Комментарий к ней, а также «Руководство к Библии», «История Ветхого Завета» (с учетом того, что это написано 100 лет назад, автор многого не знал и смотрел глазами человека своего времени). Обязательно обратитесь к В.Н.Лосскому — «Очерк мистического богословия восточной Церкви». Без этой книги трудно будет говорить о проблеме греха, грехопадения, других аспектах ветхозаветного нравственного учения. Епископ Михаил (Лузин) — «Пророческие книги Ветхого Завета». Олесницкий «Слово о Псалтири» (Киев, 1899), «Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики». Думаю, вы меня не осудите, если я порекомендую вам прочесть книгу Ренана «История израильского народа». Самого Ренана я воспринимаю только как писателя, христианином он не был, во Христе видел лишь некую светлую Личность, а чудеса отвергал. Но как историк и писатель он очень интересен. Хотелось бы, чтобы к окончанию нашего курса вы прочитали книгу В.Соловьева «Оправдание добра». Это фундаментальное сочинение, которое тоже поможет глубокому проникновению в этику и нравственность Ветхого Завета. Доменик Бартелеми «Бог и Его образ» (очерк библейского богословия). Не все у него воспринимается одинаково. Это католический богослов, сумевший сказать новые слова, которых до него никто не говорил. Петр Заведеев «Лекции по богословским наукам. Полное руководство к экзамену на священника». Конспективное изложение истории Ветхого Завета; нюансы, которых у других нет. Именно по этой книге рекомендую готовиться к экзамену, по ней же можно писать и труды. Греческий богослов X. Яннарас «Вера Церкви» (введение в православное богословие). Первые главы книги Бытия 1. Творение Богом мира (Моисеева космогония).

http://sedmitza.ru/lib/text/432078/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010