Вопрос о появлении иконописи в М. до сих пор остается без точного ответа. Первоначально большинство исследователей склонялось к мнению Голышева, что иконописное мастерство перешло к «обывателям-поселянам» от монастырских иноков ( Он же. 1865. С. 76), однако эта версия не подтверждается в документальных источниках. Бакушинский и Василенко считали, что иконописный промысел был перенесен в М. из Москвы ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Однако наиболее убедительной является версия о заимствовании мстёричами иконного ремесла у жителей соседней слободы Холуй, находящейся всего в 22 км от М., впервые высказанная Голышевым ( Голышев. 1875. С. 215). В свою очередь появление иконного ремесла в Шуе и Холуе в 1-й трети XVII в. связано с тем, что эти села находились в вотчинных владениях Троице-Сергиевой лавры, имевшей здесь свои подворья. Безусловно мастера из Холуя, где иконное дело зародилось на столетие раньше, неоднократно посещали соседнюю Богоявленскую слободу, контакты между жителями этих сел во 2-й пол. XVIII в. зафиксированы документально ( Он же. 1865. С. 134-135). Так, сообщается о том, что в 1732 г. Федор Иванов был отпущен из М. на год в Холуйскую слободу к крестьянину Селивану Козьмину «для науки иконного ремесла». В 1743 г. отправился на 2 года в слободу Холуй Михайло Иванов Добрынин «для обучения иконописного ремесла» ( Он же. 1875. С. 215). И хотя к тому времени по источникам уже известны имена нек-рых мастеров Богоявленской слободы, мстёричи, видимо, по традиции предпочитали обучаться в Холуе, где иконники имели больший опыт работы. Среди наиболее ранних, сохранившихся до наст. времени икон, к-рые были исполнены в М., одна была упомянута еще Голышевым - это подписная Владимирская икона Божией Матери, созданная в 1762 г. Михаилом Будановым для одноименной церкви Богоявленского монастыря ( Он же. Иконы с надписями. 1871). Сохранились еще 2 иконы XVIII в., которые до революции 1917 г. находились скорее всего в местных мон-рях или в расположенных в округе церквах. Икона «Огненное восхождение прор. Илии» (XVIII в., Мстёрский художественный музей) выполнена в традиционной, довольно архаичной манере. Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» написана во 2-й пол. XVIII в., находится в ц. Владимирской иконы Божией Матери Богоявленского монастыря. Учитывая большие размеры иконы, можно предположить, что она происходит из иконостаса какой-то местной церкви, возможно, из старообрядческого (единоверческого) храма (на иконе есть изображение двуперстного благословения). В ее стиле заметно взаимодействие 2 тенденций, характерных для провинциальной русской иконописи XVIII в.: элементы «живоподобной» манеры письма совмещены с более традиционными приемами в трактовке одеяний с пробелами более условной, геометризованной формы. Близкой к этой иконе по характеру живописи является икона 1729 г. холуйского иконописца Тимофея Данилова Ивановских ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

457. Канонник , в восьмушку, 207 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы: 131 а, 164 и 187 а. Всех канонов двадцать. Между прочим каноны: 1) Владимирекой Божией Матери (85–96 об.); 2) Покрову Богородицы (97–108); 3) Знамению от иконы Псковской Божией Матери (121–131); 4) Знамению от иконы Новгородской Божией Матери, священно-инока Пахомия Логофета (165–174 об.), 5) Тихвинской Божией Матери (175–187 об.), 6) Сергию Радонежскому (188–200 об.). 458. Канонник , в восьмушку, 201 л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 4. 5, 22, 130, 181 и 182. Всех канонов тринадцать. Можно отметить канон Казанской Божией Матери (6–21). 459. Канонник , в восьмушку, 190 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 51, 67, 114, 115, 137–147, 179–190. Всех канонов двенадцать. Между прочими каноны: 1) Знамению Божией Матери (40–50); 2) Владимирской Божией Матери (80–94 об.) 3) Казанской Божией Матери (95–113 об.); 4) Покрову Богородицы (128–136 об.). 460. Канонник , в восьмушку, 171 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете; чисгые листы: 15 и 97. Всех канонов четырнадцать. Между прочими каноны: 1) Ангелу-грозному воеводе, творение Парфения юродивого (69–78) и 2) Моисею Мурину (139– 146 об.). На 169–171 листах две молитвы за отца и матерь: а) «Владыко Христе Спасе мой услыши молитву раба твоего, помяни душа преставльшихся раб своих»; б) Боже, приемый жертву Авраамлю и призривый на всесожжение. 461. Канонник , в восьмушку, 166 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Листы 164–166 поисточены; 118 л. подклеен с ущербом для текста; 32 лист чистый. Всех канонов восемь. 462. Канонник , в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 150–151 список имен для поминовения. 463. Канонник , в восьмушку, 135 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На 102–107 л.л. начало вечерни. Всех канонов тринадцать. 464. Канонник , в восьмушку, 125 лл., полууставом XVIII в., с несколькими изящными большими буквами, в бумажном переплете. Подклеены листы: 1–33, с ущербом для текста – 35-й; лист 34-й чистый. Всех канонов одиннадцать. Между прочими канон Феодоровской Божией Матери (1–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житийные иконы XVIII в. характеризуются вариативностью состава циклов. На иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием» (1-я пол. XVIII в., ГМИР) в среднике изображен сложившийся еще в XVI в. ансамбль сюжетов: И. в пустыне; огненное восхождение; ангел приносит пищу и воду И.; переход через Иордан посуху. Основное содержание клейм посвящено борьбе И. со жрецами Ваала, всего в 2 клеймах отображены события в доме вдовы. В клеймах комплексного средника на житийной иконе из ц. И. погоста Прудовка близ Галича изображение акцентировано на проповеди И. (1731, КГОИАМЗ). Икона «Огненное восхождение» (1-я пол. XVIII в., собрание Воронина), как и предыдущий образ, принадлежит к архаизирующей народной традиции. В комплексном среднике в числе сопутствующих сюжетов - ангел приносит пищу и воду И.; переход через Иордан посуху. В сцене «Огненное восхождение» колесницей управляет ангел, держащий вожжи. В житийных клеймах доминирует история сарептской вдовы. На иконах этого типа, напр. на сев. иконе «Огненное восхождение» (1-я пол. XVIII в., ГМЗРК), рядом с фигурой прор. Елисея, хватающегося за милоть, изображен прав. Енох, так же как и И. взятый живым на небо; возносящегося И. встречает в облаках Господь. Для икон этого периода характерно разнообразное сочетание сюжетов. В изображении пламени встречаются причудливые формы, рисунок горок иногда превращается в подобие сталактитов («Огненное восхождение», 1-я пол. XVIII в., МПИ). На провинциальных житийных иконах И. поля занимают длинные пояснительные надписи (напр., икона вологодского происхождения XVIII в., ВГИАХМЗ). Иногда к житийным клеймам И. добавлялись сюжеты праздников. Так, на нижнем поле сев. иконы рубежа XVII и XVIII вв. расположены «Чудо вмч. Димитрия», «Богоматерь Всех скорбящих Радость» и избранные святые (ГЭ). В XIX в. появились небольшого размера житийные иконы с неск. композициями в среднике без клейм по сторонам, и наоборот: «Огненное восхождение» включалось в состав праздников, расположенных вокруг различных сюжетов, напр. «Чудо св. Георгия о змие» на иконе нач. XVII в. (арт-галерея «Дежа вю», Москва), сызранская икона «Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками» (2-я пол. XIX в., Самарский епархиальный церковно-исторический музей) и др. В XIX в. получили распространение небольшого размера житийные иконы с неск. сюжетами в среднике без клейм по сторонам. Сохранилось большое количество таких икон палехского производства. Нек-рые из них по композиции напоминают ярославские иконы, где в центре доминировал сюжет «Прор. Илия в пустыне», а в верхней части располагалось «Огненное восхождение». И. изображался сидящим в расписных санях, лошадьми, запряженными цугом, управлял ангел (икона XIX в., арт-галерея «Дежа вю», Москва; икона 1-й четв. XIX в., ЧерМО, и др.). Но бытовали и др. варианты. Так, на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (собрание Елизаветина) в среднике «Прор. Илия в пустыне» 11 клейм располагаются на нижней и боковых сторонах, вверху оставлено пространство для «Огненного восхождения».

http://pravenc.ru/text/389301.html

  Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.   Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.   Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.   Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и — совершенно выздоровел.   Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенца», икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть»,– Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

м. поступали сбор от продажи свечей, кошельковая сумма, пожертвования благотворителей. Очевидно, структура доходных статей почти не изменилась и в нач. XX в. Святыни и памятники церковных древностей Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ) В нач. XX в. в К. Я. м. хранились чудотворная икона Успения Божией Матери (XVI в.) в серебряном окладе, Яхромская икона Божией Матери на серебряном ковчеге (XVI в.), Владимирская икона Божией Матери в басменном окладе XVII в., большая Смоленская икона Божией Матери (XVIII в.), икона на гробнице прп. Космы «старинного письма» (XVI в.), в рост, под шитой золотом ризой, 16 «иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображение Господских, Богородичных и недельных по Триоди праздников», писанных «искусным Строгановской школы письмом», в киоте XVII в., икона свт. Николая Чудотворца в медном окладе (XVIII в.). В обители хранились также 2 креста: «серебропозлащенный» (1699) и золотой наперсный, с частицами мощей, украшенный финифтью. История создания креста 1699 г. отмечена во вкладной книге: «Лета 7207 построен в церковь Божию крест на престол на прикладные кресты и дробницы, а в нем мощи положены при игумене Феоктисте, а те кресты взяты из ризницы Ионы, а за работу платил мастеру от креста Иван Дмитриев Рожнов свои деньги». Среди 4 печатных Евангелий XVII-XVIII вв. имелось и приобретенное игум. Митрофаном в 1666 г. с его собственноручной записью: «Лета 7174 году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и препод. отца нашего Козмы Яхренского Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из «олотниковские пустыне, а выменил на казенные деньги». В нач. XX в. в К. Я. м. хранились рукописи: «Книга казенная записная вкладная», начатая в 1688 г., при игум. Сергии, и законченная в 1764 г.; Синодик, составленный, по-видимому, также при игум. Сергии; Служба прп. и его Житие (список XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

100. С. 298, 300. Ил. на с. 299). Оклад этой чудотворной иконы с драгоценными камнями, жемчугом и полупрозрачными эмалями зеленого и темно-синего тонов исполнен мастерами дворцовой Золотой палаты Московского Кремля. К. и. кон. XVII в. из московской ц. свт. Николая Чудотворца на Берсеневке имеет драгоценный оклад 1-й четв. XVIII в. также работы кремлевских мастеров (ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 41, 42. С. 63-65 с ил.). Традиции мастеров Оружейной палаты прослеживаются в живописи К. и. 1-й пол. XVIII в. (Русское искусство из собр. ГМИР/Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. Ил. на с. 2, 88), в подписных иконах: 1720 г. иконописца, придворного певчего дьяка иерея Феодота Протопопова-Ухтомского, видимо обучавшегося у Симона Ушакова (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 26. С. 202-203. Ил. на с. 53), 1721 г. иконописца Успенского мон-ря Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) Тихона Семёнова (ГВСМЗ) (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2004. Кат. 106. С. 473. Ил. на с. 472). В стилистике К. и. 2-й пол. XVIII в. заметно влияние стиля барокко (Из новых поступлений: Кат./ЦМиАР. М., 1995. Кат. 37. С. 29-30. Ил. 36). Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) К. и. особо почиталась старообрядцами. Художественным своеобразием отличаются созданные в различных старообрядческих центрах К. и. 2-й пол. XVIII-XIX в. на Ветке (Ветковский музей народного творчества. Минск, 1999. 82, 86, 93, 95 с ил.), в Невьянском Заводе (Невьянская икона: Альб. Екатеринбург, 1997. Кат. 56, 91, 113, 117. Ил. на с. 78, 117, 138, 142; Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 54-59, 266-267 с ил.), в Сызрани (Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 14, 38, 134. Ил. на с. 15, 39, 135). Иконные образцы с изображением К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Сохранился список Ирмология 1-й пол. XVIII в. (Paul. 13), где распевы ирмосов и катавасий надписаны именем Г., а остальных песнопений - именем Баласиса. Достаточно часто встречаются списки катавасий различных праздников в версиях Г.: Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (διπλα - двойные, т. е. ирмосы канонов и собственно катавасии), Сретения, Пасхи, Пятидесятницы и Успения (Xeropot. 294, сер. XVIII в.; 380; 325, сер. - 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 969; Xen. 108; Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; 243, ок. 1787-1805 гг.), Крестопоклонной недели и Вознесения (Doch. 318; Xeropot. 329), Акафиста (Xeropot. 328, кон. XVII - нач. XVIII в.). По рукописи Doch. 407 известны составленные Г. распевы ирмосов канона Успения 1-го гласа, обоих рождественских канонов, обоих богоявленских канонов, полностью пасхального канона, ирмосов обоих канонов Пятидесятницы; возможно, Г. принадлежат и содержащиеся здесь ирмосы трипеснцев и канонов Недели ваий и Страстной седмицы. Весьма популярными у переписчиков кон. XVII - XIX в. были калофонические ирмосы Г.: «Побеждаются естества уставы» 1-го гласа νος (Ivir. 951; Aegio. Taxiarch. 2; БАН. РАИК. 37; Lesb. Leim. 230; 459; Xeropot. 276; Doch. 363, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 1021 и др.), «Прославим Троицу» (Δοξσωμεν τριδα), «Камень, егоже небрегоша» и «Звезда ныне возсия» (Αστρον δη νατταλκεν) 1-го гласа, «Руце распростер Даниил» 4-го гласа, «Ужасеся о сем» (Εξστη π τοτ), «Разжжите пещь», «Мусикийским органом» и «Чужде матерем» 4-го плагального гласа (Pantel. 993, ок. 1680 г.- ркп. Хрисафа Нового; Xeropot. 323; 303, 1812 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота; Gregor. 41 нач. XVIII в.; Paul. 14; 16; 36, 1-я пол. XVIII в.), «Всецарице, всепетая» (Παντνασσα, πανμνητε) 4-го гласа (Xen. 156, кон. XVIII в.; Pantel. 1031, 1-я пол. XIX в.), «Видев мучитель» гласа βαρς (7-го) (Doch. 400; 390, кон. XVIII - нач. XIX в.). Калофонические ирмосы Г. см. также в рукописях БАН. РАИК. 49, 1686 г.(?); 36, 2-я четв. XVIII в.; 33, 1765 г.; 35, ок. 1730 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 3, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 230; 253; 279, 1725-1740 гг.; 246, 1779-1793 гг.; Xeropot. 279; 291; 292, нач. XVIII в.; 320; Doch. 1248, 1823 г.- «экзегесис» протопсалта Григория .

http://pravenc.ru/text/164757.html

В данном случае нас интересует 16-й, Церковный отдел. Именно в нем в качестве самостоятельных частей экспозиции были: VIII. Старообрядческий отдел и IX. Поморские акварели 34 . Из 258 экспонатов, характеризующих церковную жизнь в Елизаветинскую эпоху, 70, т. е. чуть меньше трети (27%), относились к старообрядческой культуре. Из них только 11 были не из Дружининской коллекции. Таким образом, подавляющее большинство старообрядческих памятников (59) были предоставлены для экспонирования В.Г. Дружининым . Ученый мог быть причастен к подготовке выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» уже как член Археографической комиссии. Кроме того, ему были хорошо лично знакомы некоторые члены оргкомитета выставки, в частности Михаил Гугович Деммени 35 , известный нумизмат, однокашник Дружинина по Третьей классической гимназии и секретарь нумизматического отделения имп. Русского Археологического общества (1906–1913). Именно члены Оргкомитета могли обратиться к Дружинину как знатоку старообрядчества с просьбой подготовить необходимый раздел выставки. Об авторстве Дружинина в отношении данного раздела свидетельствует не только очевидное превалирование памятников из его коллекции, так хорошо известной только самому собирателю, но и сам выбор экспонатов, напрямую соотносимый с научными интересами Дружинина того времени. Старообрядческий отдел включал 47 памятников: 31 рукопись, 2 фотоснимка и 14 икон. В соответствии с общим замыслом выставки основной интерес был сосредоточен на Выговском общежительстве (по преданию, М.В. Ломоносов прожил там некоторое время) и на палеографии и декоре выговских рукописей (на оформление печатных изданий обращали внимание авторы VIII и IX Общих отделов). На рукописях своего собрания Дружинин демонстрировал образцы поморских почерков (сохраняю наименования, данные в каталоге): скорописи и письма (без уточнения типа) начала XVIII в., полуустава 20-х гг. XVIII в., полуустава 1732 и 1742 г., скорописи до 40-х гг. XVIII в., почерка первой половины XVIII в., полуустава и почерка середины XVIII в., скорописи второй половины XVIII в., полуустава конца XVIII в. и нотное письмо середины XVIII в. Оформление выговских рукописей характеризовали три заставки: первой четверти XVIII в., начала XVIII в. и первой половины XVIII в. Хотя первоочередная задача экспонирования лежала в области палеографии, все же нельзя не отметить, что при этом выбранные памятники, без сомнения, давали представление о широте и многообразии книжной культуры Выговского общежительства: посетители выставки могли увидеть книги богослужебные (Устав, Триодь постную, Праздники, Обиход), типичные для раннего Выга сборники выписок из Священного Писания , учебные книги, в том числе выговскую переработку «Арифмология» Николая Спафария, памятники старообрядческой полемики – Дьяконовы и Поморские ответы, одно из сочинений Андрея Денисова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012; Шамина И. Н. Архив Троицкого Белопесоцкого монастыря на рубеже XVII–XVIII в.//Комплексный подход в изучении Древней Руси . Сборник материалов Х международной научной конференции. Приложение к журналу «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». М., 2019. С. 232–233; Матисон А. В. «Писано в сих книгах ниже сего имянно по статьям». Опись архива Тверского архиерейского дома стольника Михаила Федоровича Пушкина. 1701–1702 гг.//Исторический архив. 2019. 3. С. 148–187; Матисон А. В. Описи документов монастырей Тверской епархии начала XVIII века//Российская генеалогия. 2022. 12. С. 106–114. Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь bXVI – начале XVIII в.: Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009; Матисон А. В. Архиерейские «поместные» и «оброчные» дети боярские Тверской епархии XVII–XVIII вв.//Российская история. 2021. 2. С. 28–40; Шамина И. Н. Социальный портрет монашествующих Коломенской епархии в конце XVII – начале XVIII в.//Традиционные и новаторские пути изучения социальной истории России XII–XX вв.: Сборник статей в честь Елены Николаевны Швейковской. М., 2021. С. 407–428. См., например: Булыгин И. А. Из истории крестьян вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в конце XVII – начале XVIII в.//Вопросы аграрной истории: материалы научной конференции. Вологда, 1968. С. 415–425; Соколова Н. В. Нижегородские вотчины Амвросиева Дудина монастыря в начале XVIII в. (землевладение, хозяйство, крестьяне, сельская община)//Исторический журнал: научные исследования. 2013. 6(18). С. 550–558; Соколова Н. В. Землевладение Амвросиева Дудина монастыря (XV–XVIII в.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2013 год: земледельцы и землевладельцы российской деревни конца XV – конца ХХ веков: экономическое, социальное и культурное развитие. М., 2014. С. 29–58; Адаменко О. Н. Демографические процессы в монастырских вотчинах Севера России в Х VII – начале XVIII в. (По архиву Спасо-Каменного монастыря)//Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2008. 9. С. 4–7; Башнин Н. В. Организация монастырского хозяйства в Вологодском крае (по монастырским описям конца XVI – первой половины XVIII в.)//Православие в судьбе Урала и России: история и повседневность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 113–115; Черкасова М. С. О вотчинных частях в монастырских описях XVI–XVIII вв.//Православие в судьбе Урала и России… С. 171–174; и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010