Интерес к художнику появился после открытия росписей собора в Протате франц. историками и художниками во 2-й трети и русскими - в сер. XIX в. ( Кондаков. 1902. С. 51). Для рус. исследователей личность П. была, по выражению Кондакова, «полумифической». Первоначально П. считали мастером 1-й пол. XVI в. Ему приписывали росписи в ц. Моливоклисьи близ Кареи (1537-1541), в соборах Русика (между 1554 и 1574, не сохр.), Хиландара (между 1571 и 1582, переписаны в 1803-1804), росписи в башне вмч. Георгия в монастыре Хиландар, которую Кондаков датировал также XVI в. (совр. датировка - сер. XIII в., см.: Джурич. 2000. С. 114, 366-367). С фресок Протата П. И. Севостьяновым (вероятно, 1857-1858) были сделаны кальки и фотографии. В. Т. Георгиевский посетил Афон ради изучения Протата и составил альбом фотографий, причем датировал фрески П. уже XV в. ( Георгиевский. 1913). Н. В. Покровский сравнивал П. с рус. иконописцем Симоном Ушаковым, его взгляды поддержал Н. П. Лихачёв ( Лихачев. 1911. С. 48). Кондаков писал о родстве стиля П. со стилем визант. живописи XII в., о «влиянии западных образцов», отмечал такие черты, как «античное изящество фигур», «нежная моделировка», «приятность экспрессии» ( Кондаков. 1902. С. 59, 61). После расчистки фресок Протата, завершенной к 1978 г., предположения Георгиевского, Г. Милле, А. Ксингопулоса о более ранней датировке творчества П. получили подтверждение. Его деятельность стали соотносить с ранним палеологовским ренессансом и датировать кон. XIII - нач. XIV в. Главенство П. среди мастеров Фессалоники, слав. Македонии и близких художественных центров было поставлено под сомнение после раскрытия фресок в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295, подписаны мастерами Михаилом Астрапой и Евтихием ). В. Н. Лазарев поддержал датировку росписей в Протате рубежом XIII и XIV вв., объясняя близостью стилистических принципов к др. памятникам в живописи кон. XIII в., прежде всего к работам художников в Охриде. В. Джурич, отмечая то, что объединяет работы П. и мастеров Михаила и Евтихия, как основные проявления стиля раннего палеологовского возрождения (интерес к антикизирующим образам, использование живописных приемов в передаче пластики и в личном письме, натуралистических эффектов, напр. неожиданный ракурс или введение в живописное пространство архитектуры, предметов быта) указал на идентичность живописи Протата и фрагмента старой росписи кафоликона Вел. Лавры ( Джурич. 2000. С. 57). Греч. исследователи, прежде всего Е. Цигаридас, разграничивают стиль П. и охридских мастеров, выявляя в произведениях П. более утонченный реализм, умение передать безмятежное выражение лица ( Tsigaridas. 2003. P. 50). Лики в росписях Протата, различающиеся по возрасту, аскетичности и физическому здоровью, не столь утрированы, как в росписях ц. Перивлепты в Охриде или кафоликона Ватопеда (1311/12).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

Здесь же изображен престол под киворием, символизирующим Небесный престол, на котором совершается Божественная литургия. В барабане, в простенках между окнами, представлены 8 фигур пророков со свитками, а также прор. Даниил со львами и св. Иоанн Креститель, который держит крест на длинном древке. Фигура св. Иоанна Крестителя изображена в простенке, ориентированном на восток, т. о. указано, откуда придет Спаситель. В основании барабана - медальоны с бюстами 40 Севастийских мучеников (так же в росписях ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Кучевиште, Македония, ок. 1330, и ц. Рождества Пресв. Богородицы монастыря Матейче, Македония, 1356-1360). В парусах - евангелисты, между ними Мандилион и Керамион (на вост. и зап. сторонах), архангелы Михаил и Гавриил (на сев. и юж. сторонах). В верхних частях на столбах - образы прародителей Спасителя, своеобразное «родословие Иисуса Христа» (Аарон, Мелхиседек, Захария, Иона и др.). Успение Пресв. Богородицы. Роспись зап. стены наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Успение Пресв. Богородицы. Роспись зап. стены наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В конхе алтарной апсиды - образ Богоматери «Воплощение» с Младенцем в медальоне на груди и с высоко поднятыми в молитве руками (оранта). Ей предстоят 2 архангела в лоратных одеждах. Под образом Богородицы - сцена «Причащение апостолов», в к-рой Христос изображен дважды по сторонам от престола: слева - подающим хлеб ап. Павлу, справа - подающим потир с вином ап. Петру. С 2 сторон от Христа представлены апостолы в группах по 12 фигур. Ярусом ниже, непосредственно под изображением престола с Евангелием,- образ Христа Священника в мандорле, стоящего за престолом и благословляющего поставленные на нем Св. Дары. По сторонам от Христа - сослужащие Ему херувимы с рипидами и ангелы с покровенными руками. Это 1-е известное изображение такого иконографического извода. Позднее оно будет воспроизведено в росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония (1294/95), ц.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков. Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после  возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы. Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских  и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице. Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

http://pravmir.ru/ikonografiya-blagovesh...

стенах. Внутри собора сохранилась роспись, включающая циклы «Чудеса Христа и Его Страсти», «Акафист Богородицы», сцены из Жития вмч. Димитрия Солунского. Особо выразительна экспрессивная композиция «Плач Рахили»: плачущая Рахиль с распростертыми руками стремится обнять всех младенцев, убиенных в Вифлееме по приказу Ирода. На ктиторском портрете Мрнявчевичей возле юж. входа в собор Марко и его отец держат свитки с текстом грамоты, данной на основание монастыря. На другой ктиторской композиции, на сев. стене притвора, кор. Вукашин, изображенный вместе с супругой Еленой, передает модель храма вмч. Димитрию, которого ангел несет на облаке, как апостола в композиции «Успение Пресв. Богородицы». Возле отца стоит Марко, их благословляет Христос. Сюжет фрески в глухом куполе притвора восходит к 9-й песни канона в Великий четверг: Христос Логос в мандорле, поддерживаемой ангелами, восседает на радуге и благословляет трапезу, в к-рой принимают участие большое количество святых. В создании большинства росписей в верхних регистрах наоса и притвора принимали участие 2 мастера, ранее выполнившие фрески в Охриде - в ц. Пресв. Богородицы Больничной, в соборе Св. Софии и в приделе свт. Николая в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты. Фрески в нижних регистрах выполнили еще 2 мастера. В 1963-1964 гг. в храме были проведены реставрационные работы. Собор окружают жилые и хозяйственные корпуса (в них устроены параклис во имя ап. Марка, галерея икон и этномузей) и мельница. Лит.: Николовски А., Д., Балабанов К. Споменици на културата во С.Р. Makeдohuja. Ckonje, 1971; Н. Марковиот манастир-монумент како документ низ ucmopujama//Споменици на средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1975. Т. 1. С. 401-405; Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 238-247, 419-423; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 66-72; Jahчobcku Т. Монаштвото во Makeдohuja (1944-2007). Ckonje, 2010; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Ckonje, 2015. М. Ангеловска-Панова Рубрики: Ключевые слова: КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2562370.html

61. F. 4r, XI в.; ГИМ. Син. 146. Л. 4об., XI в.) и ангел в мандорле (Paris. gr. 510. F. 285r., IX в.; Paris. gr. 533 F. 7r, XI в.; Ambros. G. 88. Sup. gr. 416. F. 7r, XII в.; Karakal. 24. F. 6v, 1-я пол. XIV в.). Существуют также изображения, представляющие сочетание разных вариантов. В миниатюрах рукописи 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 339. f. 9v) в композиции с прор. Аввакумом и свт. Григорием соотнесены образы Христа Еммануила (на заставке) и ангела в мандорле, окруженного небесным воинством (на полях). В рукописи 2-й пол. XIV в. (Paris. gr. 543. f. 27v) композиция разделена на 2 регистра. В верхнем регистре, среди ангелов во славе, 9-й (в центре) - в красном одеянии, в левой руке держит развернутый свиток, правая - воздета (жест триумфа). Этот ангел представлен на фоне перекрещивающихся ромбов в динамичной позе, характерной для изображения Спасителя в композиции . В нижнем регистре ангел в светлом хитоне с клавом представлен сходящим в ад, вокруг восстающие из гробов люди. Благодаря общему контексту композиции и ее деталям изображение центрального ангела можно понимать как образ Иисуса Христа. Иконографический тип А. В. С. окончательно сложился в кон. XIII в. в монументальной живописи, несмотря на широкое распространение в миниатюре. Впервые он представлен на фреске центрального свода нартекса ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г., в композиции . Спаситель изображен юным, безбородым, с крещатым нимбом и с крыльями, в мандорле, несомой 6 ангелами. В левой руке Он держит развернутый свиток с текстом: (Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху) - и крест, правая - поднята вверх (жест триумфа). На руках и ногах крестные раны. Изображенные в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в др. держат развернутые свитки - у Аввакума текст: (Там же), у Иезекииля: (Иез 1. 4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова прор. Аввакума: (Авв 2. 1). В XIV в. изображение А. В. С. не получает распространения, что, по-видимому, можно объяснить усложненностью иконографии.

http://pravicon.com/info-896

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых включены под 7 и 8 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150). Гимнография По Типикону Великой ц. (IX–X вв.) 7 мая совершается воспоминание «обновления храма святого Акакия в Эптаскале», а 8 мая - воспоминание «страсти святого Акакия», совершаемое в «святейшем его мартириуме» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282-285), тогда как, согласно нек-рым литургическим памятникам XI в., празднование обновления храма совершается 21 июля, а память святого в большинстве визант. минологиев указана 7 мая. В тот же день упоминается А. в стишном К-польском синаксаре XI в., составленном Христофором Митилинским . Поскольку празднование А. совпадает с празднованием «честного Креста, явившегося на небе при императоре Констанции, сыне императора Константина», воспринимавшимся как более значимое, в нек-рых визант. Типиконах (напр., в Мессинском, в ранних списках Иерусалимского) память А. отсутствует. Содержащаяся в совр. слав. Минее служба А. с каноном (4-го гласа) св. Феофана Начертанного († 845), седальном и стихирами поется на повечерии 7 мая, как указано и в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. Эта служба известна по греч. рукописям XI-XIV вв. (напр., XI в. Grypt. Δ. α. IX. Fol. 28-31; XII в. Messin. gr. 121. Fol. 155-157 и др.). В греч. Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 176 об) помещен кондак А. В печатных греч. афинских Минеях последование А. отсутствует, однако 7 мая по 6-й песне канона утрени выписан стишной ямбический пролог А. (Μος. Σ. 68). Иконография А. изображается как юный безбородый мученик в хитоне и красном гиматии, с крестом в руке: на эмали потира из К-поля, сер. Х в. (ныне в сокровищнице ц. Сан-Марко в Венеции); на миниатюре в минологии Служебного Евангелия (Ркп. 3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 306v); на фреске ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде, 1295-1296 гг.; на фреске ц. Иоанна Богослова в Земене (Болгария), 1-я четв. XIV в.; на фреске ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; в греко-груз. рукописи XV в. А. представлен мужем средних лет с короткой бородой (РНБ. О. I 58. Л. 113). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать мученика «юным, без бороды» (Ч. 3. 22. Май, 7). Мученичество А. изображено на фреске настенного минология в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фресках нартекса архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.

http://pravenc.ru/text/63804.html

Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг. Неясно, с какого времени образ В. д. связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние - см.: Gerstinger. S. 79-85). Один из ранних примеров такого понимания - композиция «Отечество», вписанная в инициал Θ ( Θες) в рукописи Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. 587, XI в.). Такой же смысл в изображении В. д. на рус. иконе «Благовещение Устюжское», нач. XII в. (ГТГ), где В. д. во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с В. д. надпись: «          ». Аналогичная сцена Благовещения в росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV в. На фреске ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г., где В. д. представлен в композиции «Крещение Господне», в его руке свиток с текстом: «Сей есть сын мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг., В. д. изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления В. д. с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 г.,- В. д. в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 гг.,- В. д. на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.,- в дьяконнике «Св. Троица» (новозаветная) - на престолах в ряд изображены В. д., Эммануил и Св. Дух в виде голубя. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., образу В. д. посвящена отдельная статья «Блаженный Отец - Ветхий Деньми» (ст. 449). В рус. искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией В. д. вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа , запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667). Лит.: Millet G. La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. P. 42-44. BEHER. 1948. Vol. 60; Gerstinger H. Über Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slavischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus//FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956; Papadopoulos S. A. Essai d " interprétation du thème iconographique de la Paternité dans l " Art byzantin//Cah. Arch. 1968. vol. 18. P. 121-136; Onasch K. Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slavischen Orthodoxie//Bsl. 1970. T. 31. 2 (A). S. 229-243; LCI. Bd. 1. Sp. 394-396.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI-XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник - в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде - в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник - в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил - в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375-1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде - в ц. св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписях апсид 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа - «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г.- на престоле на зап. стене; ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1260 г.- в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Черногория), 1604-1606 гг.- в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц. Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов ( Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

http://pravenc.ru/text/200097.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010