Но временное беснование может расширять свое пространство в душе человека. Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти. Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым. Но все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом. Если человек теряет способность отличать добро от зла, если голос его совести спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он становится не просто отчасти бесноватым — он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным проявлениям, таким, как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. А иногда это воздействие темной силы и порабощение ею человека не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим — и одновременно бесноватым.

http://patriarchia.ru/db/text/2907923.ht...

Все члены педагогического персонала Новгородской духовной семинарии были обеспечены квартирами. Ректор жил в особом, так называемом Ректорском корпусе, напротив Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Инспектор занимал многокомнатную квартиру в первом этаже главного семинарского корпуса. Помощники инспектора имели квартиры в том же корпусе. Для преподавателей семинарии приобрели в свое время несколько домов по Московской улице, так называемые «Кузнецовские дома», по фамилии их бывшего владельца. При этих домах находились особые участки садов и огородов, была даже небольшая роща старых дуплистых деревьев с целой колонией грачиных гнезд на них. Надзиратели, их было два, из окончивших семинарию, имели в здании главного корпуса отдельные комнаты. В нижнем этаже главного здания семинарии, в боковом корпусе имели квартиры также духовник семинарии, отец Дмитрий Устрицкий и эконом протоиерей Николай Сретенский. Необходимо сказать несколько слов для характеристики учебной работы и самого быта учащихся. Иногда духовные семинарии рисуют в красках дореформенной бурсы, но происходит от незнания фактической стороны дела. На самом деле, духовная семинария, имея в виду новгородскую в первую очередь, была в те годы, когда я в ней учился, а именно в 1908-1913 гг. обыкновенным средним учебным заведением с интернатом при нем. При этом необходимо отметить, что весь распорядок учебно-воспитательной работы и вообще всей повседневной жизни этого большого человеческого коллектива был на редкость слаженный и четкий. Уроки начинались в 9 часов утра после утренней общей молитвы в актовом зале и утреннего завтрака – чая с булкой. Уроки шли до двух часов дня, когда звонок приглашал учеников в столовую на обед. После обеда до пяти часов вечера учащиеся были свободны и могли располагать временем по своему усмотрению. С 5 до 9 часов вечера шли обязательные занятия по приготовлению уроков следующего дня. Занятия эти проходили по классам, каждый в своем помещении. Вначале занятий проводилась проверка присутствующих на них учеников. Насколько мне помниться, ухода учеников с занятий вообще не наблюдалось, может быть потому, что дежурный из числа надзирателей и помощников инспектора неукоснительно расхаживал в коридорах и в самих классах. Все количество времени, назначенное для приготовления уроков, было разделено на 3 срока: I – 1,5 часа, II – 1 час, III – 1 час. Между ними были промежутки в 15 минут. В 9 часов вечера был ужин и вечерняя молитва и ученики расходились ко сну по своим спальням. И опять справедливость требует отметить, что после установленного часа во всем огромном здании семинарии, в котором постоянно проживало 500 человек, наступала тишина до утреннего звонка, возвещающего начало нового трудового дня и так в течение всего учебного года.

http://pravoslavie.ru/29779.html

Таким образом, инженерно-археологические изыскания позволили сделать вывод, что главной причиной деформаций конструктивных элементов здания собора был оползневый процесс, развивающийся в грунтовом массиве возвышенности с крутопадающими склонами, на которой располагается территория монастыря. Причем, оползневый сход развивается в юго-восточном направлении относительно продольной оси собора, соответствующий осевой линии косогорного выступа возвышенности территории монастыря. Развитие оползневого процесса в косогорной зоне территории Рождественского монастыря поставило определенные условия в проектировании подземной части проектируемого храма на месте собора XII века. Безусловно, в подобных условиях конструктивная жесткость подземной части здания должна обеспечить прочность верхнего строения и воспринимать все напряжения от оползневых процессов. Поэтому была разработана новая конструктивная схема подземной части с индивидуальной конструкцией монолитного жестко замкнутого фундамента, обеспечивающего работу сооружения по схеме «здание - грунтовый массив основания». Особенностью конструкции фундаментов храма является монолитная бетонная лента различной толщины, опирающаяся на материковый грунт основания, являющегося дном археологического раскопа, и частично на старые фундаменты. В верхнем поясе фундамента устраивается монолитный железобетонный пояс, развитый в стороны до необходимых размеров. Предложенная конструкция представляет собой в целом единый блок элементов фундамента и подземных стен. При этом учтены особые условия: сохранение археологических архитектурных памятников, вклинивающихся в новые конструкции; создание в конструкциях подземной части ниш, подиумов для сохраняемых и предназначенных для обозрения фундаментов храма XII века. Косткин В.А. (Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, г. Владимир, Россия), Косыгин Е.В., Скальный В.С. (Научно-производственная фирма «Тектоника», г. Владимир, Россия)

http://sobory.ru/article/?object=02747

Приведем часть переписи 1710 года. – В Казани городских бобылей за казанским архиерейским домом 38 дворов, за монастырями – за Предтечевым (Иоанно-Предтеченским) 5 двор., за Спасо-Преображенским 28 дв., за Казанских девичим 17 дворов, за Кизическим 4 дв., за Седмиозерной пустыней 1 дв., за Казанским Троице-Сергиевым – 22 дв., за Федоровским 16 двор., за Зилантовым 5 двор. – всего 206 двор. Да в Казанском уезде вотчины по Галецкой дороге: за Казан. архиер. домом в деревне Савинове 19 двор.. за Федоровским монастырем в дерев. Макаровой пустоши 10 двор., за Кукарским-Покровским монастырем в с. Спасском-Атары тож с починками 11 двор., по Арской дороге – за каз. архиер. домом в с. Троицком Усад-Поляны тож с деревнями 46 двор., Казанского Троице-Сергиевского монастыря в с. Пермяках 10 двор., Сарапульского Успенского мон. в Подмонастырской слободе с деревнями 16 двор, за Осинским Спасским монастырем в Подмонастырской слободе с селами и деревнями 194 двора, за Федоровским монастырем в дер. Сидоровке 7 двор., Зилантова монастыря с. Рождественское – Высокая Гора тож с деревнями 54 дв., за Вятским Успенским Трифоновским монастырем в с. Рождественском – Вяцкая Поляна с селами и деревнями 52 двора. По Зюрейской дороге – в Архиерейских вотчинах в с. Благовещенском – Омара тож с селами и деревнями 347 двор., с. Архангельское Танайка тож, да Илбахтина Троицкого Елабужского монастыря. Подмонастырской слободы с селами и деревнями 277 двор., Дмитриевских вотчин Седмиозерной пустыни село Тихие Горы 79 двор., Троицкого Сергиевского м. с. Пестрецы с деревнями 17 дв., Раифской пустыни с. Свиные Горы 32 дв., Свияжского Богородицкого монастыря с. Мамадыш с деревнями 460 двор., Спасо-Преображенского монастыря в деревне Малых Клыках с деревнями 76 двор.; по Ногайской дороге: вотчины каз. архиер. дома с. Архангельское с деревнями 72 двор., с. Введенское 174 двора, с. Ивановское – Караваево тож с селами и деревнями 389 дв., с. Богородицкое с деревнями 197 дв., с. Воскресенское – Кирельское тож с деревнями 180 дв., да приписных из Симбирского уезда с. Архангельское – Паншино тож 79 дв., Казанского Спасо-Преображенского монастыря с. Плетени 314 дв., Кизического монастыря в дер. Осиповке 34 дв., Спаса Нового монастыря с. Троицкого -Урая тож 105 дв., Новоспасского приписного Покровского тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 двор., Чудова Монастыря с. Архангельское 30 двор., Костромского Богоявленского монастыря с. Красный Яр 171 дв. По Галецкой дороге – за каз. архиер. домом с. Ягодное с селами и деревнями 160 дв., да приписного Козмодемьянского уез. Черноозерского Троицкого монастыря на р. Ветлуге 70 дв., за Зилантовым монастырем с. Макарьевское 22 дв., Раифского – дер. Васильево и с. Ильинское 19 дв. Итого в Казанском уезде в архиерейских и монастырских вотчинах 3998 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Может быть, так бы и произошло, если бы в мир буквально накануне этих событий — ведь что такое несколько десятков лет? — не пришел Господь Спаситель. И когда Он говорил, что сказанное увидят своими глазами те, кто стоял и слушал Его, Он говорил правду, потому что именно Его поколению и надлежало пройти через страшную трагедию разрушения святого града. Почему же Господь соединяет эти два повествования, не делая никакой границы, будто бы речь идет об одном и том же событии? Да потому что в жизни человеческой, в жизни каждого человека будет событие, равное кончине истории — это его собственная кончина. Мы напрягаем ум и пытаемся увидеть знаки времени, размышляя о конце истории, о Втором пришествии, даже не задумываясь, что наш собственный конец света может наступить в любой момент и наверняка раньше конца всеобщей человеческой истории. Господь, говоря о разрушении Иерусалима, свидетелями чему стали многие из слушавших, вплетает это повествование в эсхатологическую перспективу, в перспективу завершения всей человеческой истории. Как древним иерусалимлянам, многие из которых погибли во время нашествия римлян, надо было особо готовиться к этим событиям, поскольку для них они стали концом света, так и нам, способным понять смысл сегодняшнего евангельского чтения, нужно помнить, что наш собственный конец света не за горами. Господь сказал: «многие увидят то, о чем Я говорю», и это может смело повторить каждый проповедник слова Божия. Скоро — раньше или позже, но перед лицом истории скоро — каждый увидит свой собственный конец света, и потому наше внимание должно быть заострено не столько на эсхатологическом событии, сколько на нашем личном и, наверное, самом важном событии, завершающем наше земное бытие. А если так, то какой же важностью наполнены все слова, которые Господь обратил и обращает к нам! Именно от исполнения этих слов в нашей жизни зависит, будет ли наша кончина благой и светлой, встретим ли мы Господа на воздусе (см. 1 Фес. 4:17), или будем повержены в место скорби и печали, где царствует зло.

http://patriarchia.ru/db/text/4443107.ht...

Хотя подошли они к нам не сразу. Не решались. Но все же подошли и стали по сторонам: слева униатский священник отец Николай, а справа два филаретовских. Чтобы их не обижать неучастием в молитве, по инициативе о. Мелхиседека, мы запели колядки. Пели вместе, громко. Было очень странно петь радостные, исполненные рождественского пафоса, песни в этом темном пространстве с пронзительными прожекторами и грязно-красными высокими языками пламени от горящих покрышек на стороне митингующих. Но мы это делали для наших гостей, поскольку молиться с ними совместно не имели права. Но с ними было веселей: казалось, что нас много. Вот такой опыт майданного экуменизма случился у нас. И их не много, и нас — не похвастаешь. А вместе выглядели вполне презентабельно. Так что даже порадовались тому, что они к нам примкнули. Затем, хоть и стояли рядом, но все же разделились на группки и каждый молился внутри своих группок. Это нас тоже устраивало. Почему-то четыре с половиной часа тянулись очень долго. А тут еще холод сковывал ноги аж до боли. И все время было невероятно тревожно. Особенно тревога нарастала из-за отсутствия постоянного ритмичного стука в десятки бочек и газовых баллонов. Нет, не потому что нравился этот невероятный шум! А потому что он был привычен и без него ощущалось в воздухе нервное напряжение. Правда, крики: «Слава Украине! Героям — слава!»,» Украина! — понад усе!» раздавались часто. Но и это не радовало. Обычно так часто эти речевки произносятся для разогрева воющей стороны. Для смелости. За баррикадами зажгли покрышки. Место нашей молитвы заволок омерзительный дым — дышать вообще стало невозможно. Он покрыл нас черным зловонным сгустком и это сразу напомнило голливудские фильмы, где изображается нашествие сатанинских сил, некое входжение во вселенский мрак. Петь было нереально — почти сипели. Но молиться надо было хотя бы простым «Господи, помилуй!», молитвой великой, как ее именует Синаксарий на праздник Возздвижения Креста. С нами почти с первых минут стал рядом удивительный человек. Я так и не понял откуда он взялся ( ул. Грушевского заставляет переставать удивляться!), но он тут же по деловому перенял у о. Мелхиседека хоругвь и стал с ней. После звонка мне по телефону, где меня предупредили, что все очень серьезно и штатских (да! на войне и разговор военный!) надо немедленно отправить с нейтральной полосы, я к нему подошел и попросил уйти. Я предупредил: возможно всё! Но он упрямо стоял и не отдавал хоругвь: «У меня сегодня День рождения! Я хочу чтобы наступил мир! Я не могу уйти без вас, без этой хоругви! Подарите ее мне — у меня День рождения!» Я был обескуражен и стал объяснять, что эта хоругвь не моя и даже не братии монастыря, ее преподнесли в дар Десятинной Богородичной обители. Спросил имя: Михаил.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-o-vtoroj...

Автор-составитель справочника «Православная Москва» (Храмы, монастыри, часовни, церковно-общественные и благотворительные организации, издательства и СМИ). С 1993 года вышло 5 изданий, последнее в 2006 году. Награды: Церковные награды: Место работы: Издательство Московской Патриархии (Заместитель главного редактора) Церковный вестник, газета (Ответственный редактор) В день начала Рождественского поста – и в день отбытия пояса Пресвятой Богородицы из России – предлагаем вниманию читателей размышления Сергея Чапнина, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», о Поясе, очередях и людях, которые в них стоят. Доклад Сергея Чапнина, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», представленный на Меневских чтениях 10 сентября 2011 года, посвящен злободневным вопросам современной церковной жизни. Статья Доклад ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Валерьевича Чапнина затрагивает вопросы церковного общения, в аспекте стремительно развивающихся средств электронной коммуникации. Интервью ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина для портала «Богослов.Ru». Читая «маленькие» православные газеты многие из нас мечтают о «большой» газете. Некоторые говорят о том, что она может быть официальной, другие настаивают на том, что она должна быть непременно независимой (как, например, французский «Ля Круа»). Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», участвует в обсуждении данного вопроса уже почти двадцать лет. За эти годы не раз и не два были написаны концепции и бизнес-планы, не раз собирались вместе потенциальные редакторы и авторы, не раз священноначалие благосклонно внимало потенциальным руководителям проектов. «Но воз и ныне там». Раз в 5-6 лет в церковную журналистику приходит новое поколение неравнодушных людей. Раз в 5-6 лет они снова «с нуля» начитают разговоры о «большой» газете. Похоже, сейчас именно такой момент. О том, в каком контексте находится эта дискуссия сегодня, читайте ниже.

http://bogoslov.ru/person/261758

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада – воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия – только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже – из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня – единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

http://sobory.ru/article/?object=04322

Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме 7 ноября 2010 г. 16:11 7 ноября 2010 года, в неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери в  Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы , а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Ипатия (Журова), насельника  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , во иеромонаха. Фото: С. Власов, К. Новотарский, В. Ходаков Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме» Фотоальбом «Чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме»

http://patriarchia.ru/db/text/1313793.ht...

Ник. Дим. Липеровского Александро-Невской, в 4-м кадетск. кори., прот. Ник. Иаковл. Фортинского Александро-Невской, в Мещанском учил., свящ. Иоан. Ник. Бухарева Александро-Невской, в Покровской мещанск. богадельне, свящ. Вас. Сим. Косаткина Александро-Невской, в Практической академии коммерч. наук, свящ. Мих. Иоанн. Диомидова Александро-Невской, при Усачевско-Чернявском училище, свящ. Влад. Алдр. Модестова Александро-Невской, в училище имени Принца Ольденбургского, свящ. Ал-дра Петр. Громоковского – В пользу студентов, – В пользу бывших воспитанников —29— Алексиевской, на Мал. Алексеевской улице, свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, свящ. Ал-дра Конст. Гиляревского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Дим. Иоан. Соколова Архангельского Собора прот. Валент. Никол. Амфитеатрова Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евл. Иоан. Троицкого Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева. Благовещенской, в Петровском парке, свящ. Петра Вас. Сперанского Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Алдр. Ансерова Богородице-Рождественской, в Путинках, прот. Мих. Никит. Апостольского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Алдр. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, свящ. Влад. Андреев. Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Иаковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомил. —30— слободе, прот. Конст. Троф. Остроглазова Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, свящ. Мих. Ианн. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Симеон. Шарова Варваринской, на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Антушева Введенской, в Мариинском еп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010