Санкт-Петербург. Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии. Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке. В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. – в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения. Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

http://sobory.ru/article/?object=36056

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольный праздник Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря 22 сентября 2023 г. 10:25 21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в  Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители. За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова) , заведующая канцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова, многочисленные прихожане и паломники. На богослужении присутствовали начальник Департамента по работе с органами власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова, председатель правления Благотворительного общественного фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина. За Литургией владыка Феогност рукоположил чтеца Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации Игоря Данилова в сан диакона. В завершение богослужения состоялся крестный ход. Затем митрополит Феогност обратился к верующим с архипастырским словом: « " Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный " . В этих немногих строках заключается все наше знание о жизни временной и о жизни вечной. Древние говорили: " Нужно знать все о немногом, и только немногое обо всем " . Увы, сегодня стараются знать все о многом и ничего не знают о том немногом, которое нам дано. Праздник Рождества Богородицы дает особую радость нашим сердцам и чувство благодарности Богу за то, что Он призвал нас в Церковь Свою Святую, что мы являемся уже здесь, на земле, участниками Божественного таинства и за то, что Господь нам благословил по окончании земной жизни, по тем трудам, которые мы здесь понесем, наследовать жизнь вечную. И наша земная жизнь, скоротечная и краткая, наполняется смыслом, когда мы понимаем, что есть жизнь вечная, бесконечная, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А Бог всегда — и вчера, и сегодня Тот же. И когда мы с Богом, то и Бог за нас. Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Господь да помилует и спасет нас, укажет нам путь ко спасению, да поможет нам преодолеть те соблазны, те трудности, которые встречаются на нашем пути, ибо Царствие Божие нудится, и только нуждницы восхищают его (Мф.11:12)». Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6061589.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь. 2. Утвердить иеромонаха Никона (Анненкова) наместником Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском в городе Владивостоке. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность иеромонаха Герасима (Гавриловича). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить иеромонаха Герасима (Гавриловича) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона об открытии в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить архимандрита Власия (Тюрина) наместником обители. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/4896248.ht...

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 г., позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 г. масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX в. в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 г. В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX в. хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу. На первом этаже Рождественского собора в XIX в. было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором. Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 г. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 г. по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 г. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 г. Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 г., в 1849 г. в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили. Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре - четырехугольный столб. На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 г. было построено крыльцо, ведущее в собор.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Патриаршее служение в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте Патриаршее служение в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте Заседание Попечительского совета по восстановлению Свято-Никольского Морского собора в Кронштадте Посещение Святейшим Патриархом Кириллом детского хосписа в Санкт-Петербурге Посещение Святейшим Патриархом Кириллом детского хосписа в Санкт-Петербурге Посещение Святейшим Патриархом Кириллом и С.В. Медведевой Музея святого праведного Иоанна Кронштадтского Патриаршее служение в Архангельском соборе Московского Кремля в день Собора Архистратига Михаила Патриаршее служение в Покровском монастыре в Москве в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» Патриаршее служение в Покровском монастыре в Москве в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» Патриарший визит на Украину. Прибытие в Киев Патриарший визит на Украину. Торжественный акт, посвященный 75-летию Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира Патриарший визит на Украину. Божественная литургия в Киево-Печерской лавре в день 75-летия Блаженнейшего митрополита Владимира Патриарший визит на Украину. Божественная литургия в Киево-Печерской лавре в день 75-летия Блаженнейшего митрополита Владимира Чин великого освящения воссозданного Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме Чин великого освящения воссозданного Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме Чин великого освящения воссозданного Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы и Божественная литургия в новоосвященном храме Открытие выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя Открытие выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя Чин великого освящения храма Преображения Господня в Звездном городке. Божественная литургия в новоосвященном храме Чин великого освящения храма Преображения Господня в Звездном городке. Божественная литургия в новоосвященном храме

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1333250...

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

В 1870-е г.г. в обители было уже 170 сестер. На средства крестьянина д. Кустерь Ивана Алексеевича Рулева (ум. 1891) в монастыре устроена странноприимная гостиница для многочисленных богомольцев, приходящих в обитель для поклонения чудотворному Тихвинскому образу Пресвятой Богородицы. Позднее пожертвование всё того же И.А. Рулева были поновлены настенные росписи Рождественского собора. На монастырской колокольне на средства ростовской купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной установлены часы с боем. В 1880-1890-е г.г. в обители проживали 150 инокинь, из них 22 монахини, а остальные - рясофорные послушницы и белицы, принятые на испытание. Монастырский причт для совершения богослужения и монастырских треб состоял из двух священников, дьякона и причетника. Все они проживали в деревянных домах, принадлежащих монастырю. Школа грамоты при монастыре была преобразована в церковно-приходскую школу. 19 июля 1894 г. обитель посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. 21 мая 1907 г. Божественную литургию в Тихвинской церкви служил святитель Тихон(Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (1907-1913), будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1900-е г.г. у монастырской ограды за южной стеной Рождественского собора было построено двухэтажное здание сестринских келий, здание церковно-приходской школы для девочек при обители. Вызолочены кресты на Рождественском соборе, перекрыта крыша на соборе и трапезе. В пяти монастырских зданиях устроен водопровод, в Тихвинской церкви проведено электричество. Социальные катаклизмы в стране отразились и на жизни монастыря. В 1926 г. он был закрыт. Все ценности были изъяты, Рождественский собор передали музею, в Тихвинской церкви расположилась библиотека, в келиях - коммунальные квартиры. Позднее в Рождественском соборе разместился городской архив, занимавший помещение собора до 1989 г. В 1960-е г.г. была разобрана колокольня Рождественского собора. В 1992 г. в помещениях бывших настоятельских келий разместился Центр занятости населения Ростова.

http://sobory.ru/article/?object=00596

Ред. 2011 г.: Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний. Старшая сестра Богородице-Рождественского подворья монахиня Александра Романова. Строительство храма началось в 1907 году. 3 сентября 1912 года Его Высокопреосвященство архиепископ Николай (Налимов) совершил освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. В советские годы церковь подверглась разорению... Восстановление храма началось в 2008 году. К весне 2009 года церковь покрыта оцинкованными кровлями, установлена медная глава с позолоченным крестом. Восстановлены утраченные архитектурные части сооружения. Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской женской общины выстроена в русском стиле из красного кирпича, не штукатурилась и не окрашивалась. Интересная особенность постройки в очень большом едином кубоватом объеме, перекрытым уникальным по размерам и конструкции крестово-купольным вспарушенным сводом. Архитектору удалось совместить несовместимое: перекрыть колоссальную площадь без единой промежуточной опоры, максимально уменьшить отапливаемый объем при вынужденно большой высоте свода, добиться замечательной акустики, при очень низком положении пят арок, тем не менее создать естественное освещение с нормальным уровнем освещенности, создать комфортно-уютное, соразмерное человеческому масштабу строение. http://www.pridorojniy-mon.com/istoriya-hrama Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По состоянию на весну 2008г. выставлены леса с южного фасада, т.е. начаты реставрационно-восстановительные работы. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=02534

Первое время Богородице-Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь. В 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в конце XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в монастыре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми». В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Многие настоятели Богородице-Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Мы не имеем сведений о конструкции сводов, но композиция завершения этого собора с введением килевидных форм, детали интерьера, дробные по профилировке широкие архивольты - все это в совокупности сопоставимо с архитектурой собора Рождественского монастыря в Москве (1501). Оба памятника представляют разные стадии развития одного направления в зодчестве XVI в. Хронологически и стилистически место между ними занимает собор Старицкого Успенского монастыря, церковь Антипия на Колымажном дворе. Как в соборе Рождественского монастыря, здесь в интерьере присутствует особенность, характерная для круга построек 1500-1530-х гг.: выделение конструктивной структуры соответствующими ордерными членениями. Пяты подпружных арок отмечаются во всех уровнях профилированными импостами. Столбы, несущие конструкцию повышенных подпружных арок, не превращаются в угловые части стен благодаря капителям, поставленным в уровне пят арок, соединяющих их со стенами четверика, а сохраняют значение свободно стоящих опор. Сочетание этих деталей интерьера с такими традиционными московскими чертами как ярусное построение закомар, килевидные очертания архивольтов (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены), отсутствие горизонтальных, единых для всех плоскостей фасада членений по высоте составляет характерную особенность этой группы, включающей соборы Рождественского, Успенского Старицкого монастырей, Успенский собор в Дмитрове. Архитектура соборов Симонова и Богоявленского Авраамиева монастырей позволяет судить о московском зодчестве середины XVI века. В 1540-е гг. - первой половине 1550-х гг. происходит отказ от итальянизирующих мотивов 1510-1530-х гг. Таким образом, собор Симонова монастыря создает впечатление, что его заказчик старается в композиции фасада вернуться к доитальянским образцам. Однако при этом " старомосковские " формы (пирамидальность композиции многорядных кокошников, их килевидная форма, отсутствие карнизов, отсекающих закомары от плоскости стен четверика) соседствовали иногда с итальянизирующей профилировкой, заимствованной из построек Петрока Малого, а в некоторых случаях - с ордерной обработкой интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=39881

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010