Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП УГЛИЧСКИЙ († XVI?), прмч. (пам. 22 авг. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Поздняя традиция почитания святого, представленная «Ярославским патериком» (1912), называет его учеником прп. Паисия Угличского и приписывает Б. У. обретение чудотворного образа Покрова Пресв. Богородицы в 1482 г., о чем сообщает житие прп. Паисия. В житии рассказывается, что «некий хлебопекарь» из угличского в честь Богоявления Господня (впосл. Покровского) муж. мон-ря ранним утром вышел на Волгу за водой. На берегу под горой он увидел икону Пресв. Богородицы, неведомо откуда приплывшую к мон-рю. Монах побежал в обитель и рассказал о случившемся прп. Паисию. Согласно «Ярославскому патерику», хлебопекарем был Б. У., к-рый имел эту профессию в миру, а впосл., поступив в мон-рь, нес такое же послушание. За благочестие и смирение Б. У. был удостоен священного сана, перед смертью принял пострижение в схиму. Время местной канонизации Б. У. неизвестно. Празднование ему 22 авг. совершается в связи с памятью мч. Феопрепия (Боголепа). Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, установленный решением Святейшего Патриарха Алексия I и Свящ. Синода 10 марта 1964 г. Лит.: Ярославский патерик, или Жития угодников Божиих, подвизавшихся в нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1912. С. 154-155; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 37; Жития рус. святых. Коломна, 1994. Т. 6. С. 300-301. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441 - 1509), Угличский, Рябовский чудотворец, прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/149485.html

Берег реки Волги, на котором находилась церковь Воскресения Христова, постоянно подмывался. К середине XIX века само существование храма на том месте стало невозможным. Из него вынесли все святыни, но черноярцы не решались сами взять гроб святого схимника Боголепа. Когда в 1851 году вода подступила уже на 2 аршина, жители обратились в Святейший Синод с просьбой перенести святые останки и получили на это разрешение. Был найден маленький гробик. Но лишь только городской глава принял его на руки, как он тут же выпал из его рук и вместе с осыпавшейся землей был скрыт в волнах Волги. Это исчезновение обретенного гроба было воспринято как действие Промысла Божия, так как святой мальчик еще раньше многим являлся ходившим по берегу и падавшим под гору и утешал, что духом он будет пребывать с верующими. Такая простая и полная тайн Божиих жизнь святого схимонаха Боголепа являет силу слов Спасителя о детях, Который учил, что детям принадлежит Царство Небесное, и кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. ( Мк.10:13–16 ; Мф.18:1–6 ; Лк.18:15–17 ). Основанием для прославления святого Боголепа были многочисленные исцеления, совершавшиеся по его молитвам. Исцеленный у могилы святого в 1846 году статский советник Николай Михайлович (или Михайлов) составил затем описание чудесных исцелений, совершенных святым Боголепом. Он же перевел Житие святого на французский язык. Житие составлено по обету черноярским благочестивым жителем Саввой Татариновым в 1731–1732 годах. Литература: 1 . Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода, т. 2, вып. 1. СПб., 1906, с. 478–479. 2 . Лебединский Я. Отрок схимонах Боголеп Черноярский. – Астраханские епархиальные ведомости, 1877, 3–7. 3 . Праведный отрок Боголеп. – Астраханские епархиальные ведомости, 1893, 4 . М. Р. Предание в г. Черном Яре о схимонахе Боголепе. – Астраханские епархиальные ведомости, 1899, 9. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы - то с вами, читатель, стали б, наверное, праздно лежать на кровати, а слушать что приведется… " Мы ленивы и нелюбопытны… " . В этом виден истинный монах — труженик и мыслитель. " Живой мертвец " , носящий бремена мира. Путь будущего архиепископа к монашескому клобуку был непрост и опасен. Из " Бесед " Бориса Дедюхина с архиепископом Пименом: " Архиепископ Пимен… Неизвестно, что стало бы с Димой Хмелевским, не окажись он случайно на антирелигиозной лекции. Докладчик - атеист так неуклюже доказывал, что Бога нет, так примитивно высмеивал находившуюся в зале богомольную старушку, что мне захотелось разобраться во всем самому. Я пошел в Церковь, там мне понравилось — я нашел и стал читать Евангелие и поверил, как верую и сейчас " . Юношей он остался в брошенном нашими войсками Смоленске. Владыка вспоминал, что пищу смолян в то время составляли луковицы, которые выкапывали в полях и пекли, больше никакой провизии не было. Недостаточное питание еще долго будет сказываться на его здоровье… Владыке довелось узнать все " прелести " оккупации. Его схватили на улице. " Юден! " — кричал полицейский. И только нательный крестик, выскочивший из одежды, спас дворянина Хмелевского от расстрела… Ему пришлось покинуть город, спасаясь от наступавших советских войск. Его ждал уже отечественный концлагерь, если не петля. И Владыка поступает в Жировицкий монастырь, открытый, кстати, все теми же немцами. Из " Воспоминаний архиерея " : " …я в 1943 году в октябре поступал в Жировицкий монастырь, а о. Боголеп (впоследствии архиепископ Кировоградский Боголеп, один из крайне " досадных " для Советской власти архиереев. — А. М.) был там игуменом и настоятелем. Он хорошо принял меня, подарил подрясник, и сразу назначил келарем, секретарем канцелярии и ризничим. Спустя 4 месяца он постриг меня в монашество. Прежде чем дать мне имя Пимен, он написал 10 имен на 10 бумажках, смешал их в скуфье и вытянул одно. Вскоре он сделал меня еще и уставщиком. Монахи шутили тогда, что на отце Пимене держится весь монастырь. Монахов тогда было мало, человек 20 " . Сначала не все было гладко. Помимо трудов в канцелярии и ризнице, послушник Дмитрий еще сеял муку на мельнице, и нес массу хозяйственных послушаний. Он буквально падал под ношей непосильных трудов, и хотел уже оставить монастырь. За подкладкой пальто он носил немногочисленное золото, доставшееся от матери. Его хватило б на билет… Но вдруг открылось, что золото украдено. И он остался в монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Спустя несколько дней пришла Фомина с прошением. Там снова была всякая гадость, но кончалось прошение просьбой уволить ее, что я и сделал. Сразу на душе стало легко, и в канцелярии воцарились мир и тишина. 10 февраля . Неожиданно приехал из Тольятти о. Евгений Зубович. Его там уволили. Мы с ним посидели, вспомнили, как вместе учились в Минской семинарии, и я пообещал устроить его в Саратовской епархии. Вечером ходил с ним в консерваторию, слушали концерт Бородина. 12 марта . Был в Москве в Патриархии. Митрополит Алексий еще не вернулся из Таллина. Оставил Лидии Константиновне списки и документы на награждение духовенства. Поехал в Лавру. Был у о. Кирилла, встретился с ректором МДА архиепископом Владимиром. 15 марта . Четверг. Был в Патриархии. Беседовал с митрополитом Алексием о епархиальных делах, о лаврских духовниках, которые отказывают в причастии невенчанным женщинам и т.д. Вечером в Большом театре слушал " Хованщину " Мусоргского. 3 апреля . В Троицком соборе происходила исповедь духовенства. Потом все батюшки пришли ко мне на беседу. Обсуждали такие вопросы, как тематика проповедей и их доходчивость, шум в храмах во время службы, разговоры возле свечных ящиков и при регистрации крестин, благочестие священников, на поведение которых и на их семейную жизнь смотрит народ, и т.д. 6 апреля . Приходил о. Иоанн Волков, извинялся, чуть не плакал, просил прощения, согласен ехать служить в Урюпинск. А несколько дней тому назад он ехать отказался, сказал, что я не имею права насильно посылать священников на приходы, что это недемократично и что якобы в Урюпинске гнездо антисоветчины. А сегодня его будто подменили. 7 апреля . Благовещение. Обедня в Вольске. Наградил о. Сергия Мысина золотым крестом, а о. Виктора — набедренником. Служба прошла хорошо. В проповеди коснулся настроений, бывших в этом приходе, призвал всех к благочестию и согласию. 14 апреля . Из Кировограда приехал Григорий Землянский, келейник покойного архиепископа Боголепа. Он привез облачения, панагию и книги, которые перед смертью велел мне передать Владыка Боголеп. Дело в том, что когда я в 1943 году поступил в Жировицкий монастырь, о. Боголеп был там игуменом и настоятелем. Он хорошо меня принял, подарил подрясник и сразу назначил келарем, секретарем канцелярии и ризничим. Спустя 4 месяца он постриг меня в монашество. Прежде чем дать мне имя Пимен, он написал 10 имен на 10 бумажках, смешал их в скуфье и вытянул одну. Вскоре он сделал меня еще и уставщиком. Монахи шутили тогда, что на о. Пимене держится весь монастырь. Монахов тогда было мало, человек 20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

к. бездеятельность экзарха существенно облегчала властям процесс закрытия церквей (в 1961-1962 мн. священники и псаломщики были сняты с гос. регистрации, потому что указы на них канцелярия управления Экзархата вовремя не предоставляла на утверждение уполномоченного). Согласие на смену экзарха власти дали после того, как митр. Иоанна 2 года отказывался платить взносы от К. е. в Советский фонд мира, мотивируя свои действия тем, что в случае продолжения закрытия церквей епархия разорится. 1964-1988 гг. 30 марта 1964 г. митрополитом Киевским и Галицким, постоянным членом Свящ. Синода, патриаршим экзархом Украины был избран архиеп. Винницкий и Брацлавский Иоасаф (Лелюхин) с возведением в сан митрополита. Недолгое управление митр. Иоасафа (1964-1966) не оставило серьезного следа в истории К. е. В 1964-1965 гг. управляющим делами Украинского Экзархата был прот. Борис Дикарёв, бывш. секретарь Синода Украинской обновленческой церкви. Из-за недовольства новым управляющим значительной частью духовенства К. е., помнившей Дикарёва как одного из руководителей обновленчества на Украине, митр. Иоасаф уволил его. И в 1965 г. управляющим делами Украинского Экзархата стал прот. Василий Юрченко, который уже занимал эту должность в 1961-1963 гг. Постановлением Синода от 5 февр. 1965 г. митр. Иоасафу было поручено временное управление Луганской епархией. Для помощи митр. Иоасафу ввиду его частого отсутствия 5 февр. 1965 г. епископом Переяслав-Хмельницким, викарием К. е., был назначен Боголеп (Анцух) , ранее еп. Мукачевский и Ужгородский. Однако уже 25 мая 1965 г. по инициативе митр. Иоасафа еп. Боголеп был переведен на Кировоградскую и Николаевскую кафедру. На том же Синоде митр. Иоасаф был освобожден от временного управления Луганской епархией (Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1965. 6. С. 2). Причиной было то, что митр. Иоасаф решал кадровые вопросы для Луганской епархии без согласования с Патриархией (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 459. Л. 6-8). 24 апр. 1966 г. митр. Иоасаф скончался. Митр. Иоасаф (Лелюхин).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Аарон определён 2 нояб. 1846; † 15 мая 1857. Серапион определён 6 июня 1857; с … игумен; до 1862 (под управлением архиепископа Гавриила Городкова) . Иннокентий , 1862–69. 12 Терехов Воскресенский, на Оке, ниже Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому; когда основан, неизвестно. Упразднён. [VI, 364.] Игумены Роман , 1520, 34. Симеон , 1576–84. Вассиан , 1588. Геннадий , 1600. Сергий (строитель) 1615. Зосима , 1617–21. Тарасий , 1625 и 26. Геннадий , 1636–43. Порфирий , 1643–54. Строители Феодосий , 1654 и 55. Никон , 1655. Григорий , 1656. Иов , 1657. Иосиф , 1663 и 64. Антоний , 1664 и 65. Гурий Колемин , 1669–71. Иона , 1692–94. Филарет , 1694. Мисаил , 1696. Иаков , 1697. Иосиф , 1698 и 99. 13 Зарецкий Спасский, против Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. [IV, 136.] Игумены Феодосий , 1535. Никандр , 1646. Никифор , 1650. Строители Никодим определён 2 мая 1651. Тихон , 1652 и 53. Дионисий , 1665. Иона , 1665 и 66. Боголеп определён в янв. 1681. Феодосий , 1694. Пахомий , 1695. Александр , 1699. 14 Переницкий Троицкий (в Старо-Рязанском стане), в XVII веке приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. 111 Игум. Дионисий , 1646. Строит. Тихон , 1652. – Никифор , 1698. – Иринарх , 1699. 15 Жерновский Никитский (в Старо-Рязанском стане) в исх. 1680 был приписан к Ново-Иерусалимскому. Упразднён. [IV, 118.] Игумены Пётр , 1636–39. Дионисий 1649. Игнатий , 1661. Илия , чёрный поп, в июле 1662. Илия , 1672. Тихон , 1677. Филагрий (строитель) в нояб. 1680. 16 Федосеева Благовещенская пустынь (Рязанского уезда, Мещерской стороны), на озере Велие, существовала 1535; в половине XVII века была приписана к Рязанскому архиерейскому дому. Упразднена. 112 Игумены Геронтий , 1553. Зосима , 1574. Серапион , 28 дек. 1586. Пётр , 1620. Авраамий , 1624. Строители Александр , 1630. Боголеп , 8 янв. 1653. Антоний , 1672–80. [Старорязанской Благовещенской пустыни строитель Манассия † 11 дек. 1763.] 17 Нищевский Покровский, в Рязанском уезде, приписан к Новоиерусалимскому; в 1764 упразднён. [V, 337.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память 23 июня (6 июля) Праведный Артемий родился в 1532 году у благочестивых родителей Косьмы и Аполлинарии в архангельском селе Верколе. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, он не любил обычных детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен родителям, помогал своему отцу в крестьянских работах. Однажды святой Артемий трудился вместе с отцом в поле, но неожиданно сверкнула молния, и отрок упал замертво. Односельчане восприняли такую внезапную смерть тринадцатилетнего отрока как гнев Божий и оставили его тело непогребенным в сосновом лесу. Спустя 28 лет необычный свет над лесом привлек внимание жителей тех мест, и они, обнаружив нетленное тело праведного Артемия, перенесли его в село и положили на паперти церкви святителя Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. По молитвам святого получали исцеления многие больные, в особенности страждущие глазными болезнями. В 1584 году благодарные почитатели святого устроили в храме придел в честь праведного Артемия, память которого по благословению митрополита Киприана празднуется с 1640 года. Молитва Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Преподобный отрок – схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский Память 24 июля (6 августа) Преподобный отрок-схимонах Боголеп родился в 1660 году в семье московских дворян Якова и Екатерины Умаковых и при крещении был назван в честь благоверного князя и страстотерпца Борисом. С самого младенчества он проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам не вкушал молока, при благовесте плачем выражал просьбу отнести его в храм, где сразу же успокаивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Андроник , строит. (sic) 1534 Исаия , 1588. Иродион , 1593.      Эти не Заозерские-ль? Давид , 1599. ??Св. Паисий † 1604. Исаия , 1606–8. Боголеп , 1613–25. Феодорит , 1628–31. Фирс определён 30 мая 1634, 1635, 1637, 1638. Кирилл , 1647–58 окт., в июле 1659, 1660, 62, уволен. Сергий , в февр. 1664, в дек. 1674. Сильвестр , 1677, 79, 1684–89; † … Феодосий , в окт. 1692. Филарет Наумов , 1697–1704, 11 мар. отставлен, за беспорядки. Иоасаф , 1704–8, уволен 23 мар. Боголеп определён 23 мар. 1708–1710. Филарет (паки) 1712–17. Павел , 1719–29. Никодим определён 9 мая 1729; † 5 авг. 1738. Симеон , 1741–47. Андроник 1754 перев. в Костромской Богоявленский. Феофан 1760 перев. из Железноборовского; по 1771. Игумены Тимофей , 1771 и 72, перев. в Спасо-Геннадиев. Иосиф перев. из Спасо-Геннадиева, в 1772–80. Нил 1790 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , 1794–96, после архим.; в авг. 1801 перев. в Устюжский Архангельский. Архимандриты Анатолий Ставицкий , из префектов Киевской акад., с 1801, а в 1802 перев. в Борисоглебский на Устье. Август определён 1802, а 1809 перев. в Костромской Богоявленский. Парфений , 1810–14. Гедеон , 1819–26. Амфилохий перев. из Луховского Тихонова, в 1826 и 27. Макарий 1827 перев. из Александровского Свирского; † 1832. Никанор , 1832–37. Дионисий Муравьев перев. из Кривоезерской пустыни, в 1837–39, перев. в Макариев Унженский. Игум. Владимир в 1840 перев. из Чухломского Авраамиева; до … – Серафим , 1846–55. – Феоктист , 1856–60. – Митрофан перев. из Железноборовского, 1860–69. Игумены Вассиан , 1509. Варлаам , 1591–1606. Иродион , в янв. 1614. Дионисий , 1623, 34, 35. Сергий , 1646–48. Паисий (строит.) 1678. Пафнутий (строит.) 1684, 1703–7. Варфоломей (строит.) 1722. Мнтрь был упразднён в февр. 1726. Иона (строит.) 1740. Козма (строит.) 1749. Мнтрь обращён в домовый синодальный. Игумены Афанасий , 1335, 1354, 72.       Оба упом. в баснословном Прохор , в исх. XV века.       Соль-Галицком летописце. Мисаил , 1580. Макарий , 9 февр. 1598. Иоаким , в февр. 1600–1617.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30-го апреля 1719-го года Феодосий писал Царице, прося прислать в новоустроенный огород при Александро-Невском Монастыре огородных семян, «не ради чего иного, только чтобы верны были во всходе, а ежели из ряду 340 взять, то опасно, чтобы земли даром невсходные семена не заняли» 341 . В 1719-м же году он исполняет поручение Царя и Царицы относительно напечатания в Петербургской Типографии церковной службы святой праведной Елисавете, коей была тезоименита одна из царских дочерей, и затем счет Типографии обращает, чрез кабинет-секретаря Макарова, на усмотрение Государя 342 . В 1720-м году он, чрез Макарова, напоминает Государю, что следует одарить чем-либо, «для чести Царского Величества», «по обыкновению Монархов», бывшего в Польском посольстве иезуита, поднесшего Петру панегирик собственного сочинения. Этот панегирик, на Латинском и Польском языках, был переведен на Русский в Невском Монастыре и перевод отдан был Царю архимандритом Феодосием 343 . В том же году архимандрит Феодосий пишет Царю записку, как по форме, так и по содержанию свидетельствующую о его близких, «неофициальных» отношениях к Петру Великому. «Ведение дому владыце. Вручали сие Вашему Величеству по чину православно-кафолическая Церкви исправися и, елико безписьменному возможно, должности изучися, токмо дабы имел к молитвам соборным и домовным, такожде и к Тайнам церковным принуждателя. Вашего Величества все благожелательный раб и молитвенник Феодосий черноризец» 344 . Близость к Царю и его семейству не могла не отражаться и на отношениях к архимандриту Феодосию окружающих. Меншиков был близок к архимандриту Феодосию. В письмах к архимандриту Феодосию Меншиков пишет: «ваша святость» и подписывается: «послушный сын и слуга». Архиерей и высшие духовные лица обращались к архимандриту Феодосию с просьбами о покровительстве в самых лестных и просительных выражениях, с изысканною почтительностью. Митрополит Иосиф Псковский пишет: «молю твою благость» и кончает: «убогий Иосиф всеусердное мое преподаю благословение и поклонение». Епископ Боголеп Устюжский обыкновенно пишет: «премилосердному моему отцу и пречестнейшему господину всяких благ желатель, богомолец и слуга нижайший, смиренный Боголеп, епископ Устюжский, до лица земли премногократно челом бью». Епископ Георгий Ростовский пишет, в начале: «его милости, господину Феодосию, господину архимандриту пречестные и великие Лавры Свято-Троицкого Александро-Невского Монастыря», кончает же: «прислужником никогда не бывал и ныне не буду, и вас, яко особливого моего благодетеля всегда себе имею и остаюсь до услуг готовый». Митрополит Тихон Казанский пишет: «молю ваше высокомочное владычество о председательстве и заступлении ко Государю» 345 . Епископ Аарон подписывается: «вашего высочестного преподобия всех благ желатель всеусердный и молитвенник непреложный» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Николо-Вяжищский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Вяжищский монастырь — ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви. Расположен рядом с деревней Вяжищи Новгородского района Новгородской области. Содержание История [ править править код ] Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи — 1411 год. В 1411 году построен Никольский собор (из дерева), в 1417 году в летописях упоминается о строительстве нового храма (прежний вероятно сгорел). В 1419 году был сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого. В 1458 году в обители был погребён её постриженник, архиепископ Новгородский Евфимий, вскоре причисленный к лику местночтимых святых (общецерковное почитание установлено в 1549 году). В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670-80-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год - настоятель Николо-Вяжищский монастыря), которого современники характеризуют как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего тесные связи в среде высшего духовенства. Существует устойчивое мнение, что Боголеп разделял идеи Никона, уже лишенного патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за преобладание духовной власти над светской Никон стремился создавать строения, которые по размерам, архитектурным формам и отделке превосходили бы царские. В осуществлении замыслов Боголепа мог участвовать и Новгородский митрополит Евфимий III. Евфимий был знаком с Никоном, разделял его взгляды, любил пышность и помпезность. Строители в Вяжищах были приглашены, вероятно, из Москвы. Столичные мастера учли специфику новгородских условий и особенности новгородской архитектуры. В зданиях сочетаются московская пышность с новгородской строгостью. До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских) (1681—1683 годы, освящен в 1685 году митрополитом Новгородским Корнилием), трапезная с церквами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694—1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Вяжищск...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010