Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Рязанский Спасский. 2.      Солотчинский. 3.      Богословский. 4.      Радовицкий. 5.      Рязанский Троицкий. 6.      Рязанский Духов. 7.      Рязанский Богоявленский. 8.      Аграфенин. 9.      Рязанский Казанский. 10.      Горетов. 11.      Ольгов. 12.      Терехов. 13.      Зарецкий. 14.      Переницкий. 15.      Жерновский. 16.      Федосеев. 17.      Нищевский. 18.      Данковский. 19.      Зачатиевский. 20.      Рязанский Димитриевский. 1 Спасский (Спасо-Преображенский) в Рязани, существовал в XV веке. Ныне второклассный. [V, 735.] Архимандриты Иоанн , 1461. Кассиан , 1535–39. Фома , 1550 и 51. Симеон , 1564. Иоасаф в 1569 на покое в Симонове. Иона Ремезов , 1581, 84, 89, 97, 98, 99. Феодорит , 1604, а в авг. 1605 хирот. в архиепископа Рязанского. Трифон , с 1606. Рафаил , 1613–1618, 17 дек. хирот. в еписк. Коломенского. Дионисий , 1619–21. Ефрем , 1623–31, 1635. Герасим , 1635–38. Савва , в мар. (sic) 1644. Боголеп , 1647–73. Иосиф , 1674–82; † ... Филарет перев. из Чернеева монастыря 25 февр. 1683. Упом. до 1700. Лев , из иеромонахов, произведён 24 авг. 1701; до 1720. Мисаил Копцев , с 1720; † в окт. 1728. Ануфрий , в 1728–37; †.... Алимпий 21 февр. 1738 перев. из Рязанского Духова, а 27 нояб. 1741 – в Солотчинский мнтрь. Давид Данилевич 27 нояб. 1741 перев. из Солотчинского. Упом. до 1749. Ефрем 16 янв. 1754 перев. из Солотчинского, а 6 сент. 1756 обратно в тот же мнтрь. Сергий в 1756 перев. из Рязанского Богословского монастыря; † 1760.... [? Амвросий Андреевский , 1759, из префектов Троицкой семинарии. (Опис., стр. 97).] Антоний Ядрило в 1761 перев. из Рязанского Богословского; † 1 мая 1813. Иероним Алякринский 10 июня 1813 перев. из Солотчинского монастыря; † 18 мар. 1828. Илиодор Чистяков в 1828 перев. из Рязанского Троицкого, а вскоре – в Новгородский Антониев мнтрь. Аполлинарий определён 24 сент. 1828, а в сент. 1829 перев. в ректора Олонецкой семинарии. После в Астраханском Спасском. Гедеон Вишневский в 1829 перев. из Рязанского Троицкого и вскоре – в Каменец-Подольский Троицкий мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/rubrics/122298_106.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЛЕОНТИЙ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские ЛЕОНТИЙ (Карягин Лаврентий; 1870 - 1918), мон., прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ мч. (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики ЛЕОНТИЙ мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские († 726 или 730) ЛЕОНТИЙ мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомидийские ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов

http://pravenc.ru/rubrics/122308_76.html

Тихон определён 15 авг. 1672–1676. Тимофей , с 1676, а 11 нояб. 1681 перев. в Белоезерский Кириллов. Иосиф , 1682–96. Авраамий , 1697–1701. Иосиф , 1703 и 4. Тимофей , 1706. Кирилл , 1709. Иона , 1720. Иессей , 1727–1732; † 1 апр. Гавриил Воронов , 1733, из Спасо-Прилуцкого, а 1737 – в Хутынь. Иерофей , 1738–40. Боголеп , 1745–54. Филарет , 1760–63. Иоаким , 1763–70. Иларион 20 авг. 1770 перев. из ректоров Троицкой семинарии; † в 1772. Мельхиседек , с 1772, а 1775 перев. с братией в Духов Вологодский. 4 Введенский, в городе Сольвычегодске, основан братьями Строгоновыми в 1563 г. Ныне третьеклассный. [VI, 180.] Архимандриты Давид , в янв., апр. 1605. Тихон , 1618–34. Авраамий , бывший, определён 20 авг. 1644 в Переяславский Залесский Феодоровский. Павел , 16 июля (sic) 1648. Питирим , 1650–54. Павел , 1656 и 57. Герасим , 1660–70. Иосиф , 1671–82. Дионисий , 1683–87. Варлаам , 1693. Иов , в янв. 1697–1704. Александр , 1720 и 21. Иоасаф , 1739. Александр , 1763–80. Гедеон Тихой 6 нояб. 1798 перев. из Корнилиева Комельского; † 13 мая 1811. Герман Троицкий 30 авг. 1811 перев. оттуда-же; до 1817. Дионисий , 1817–24. Августин Марсов перев. из Корнилиева Комельского, 1825–39, 31 дек. перев. в Устюжский Архангельский. Макарий Андронов перев. из Корнилиева Комельского, 1840–45. Иринарх Добротин в 1846 перев. из Павлова Обнорского; † 1860. Анатолий в 1861 перев. из Павлова Обнорского; до 1866. Павел Поповский , игум., из вдовых священников, произведён 17 нояб. 1866, а 19 авг. 1867 перев. в Глушицкий. Виссарион , игум., 1867. Вениамин , игум., 1869. 5 Гледенский Троицкий, под Устюгом, на устье Сухоны, когда основан, неизвестно. С 1764 г. третьеклассный. [III, 692.] Уничтожен в 1841 г. Игумены Мисаил , 1615–18. Иона , в янв. 1622–59. Афанасий , 1659–1674, мар. (sic). Иосиф , 1674, а 1683 перев. в Устюжский Архангельский. Андроник , 1683–92. Архимандриты Филарет поставлен 25 дек. 1692–1716. Иосиф , 1722–25. После уволен на покой, а с 1736 игум. Селижаровский. Сергий , 1738–57; в апр. 1755 перев. в Архангельский Устюжский, но оставлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сам ездил в Смоленск закладывать каменные укрепления города и 1596 г.; получил официально от императора Рудольфа II с послом бурграфом Доной, особые от царских, подарки себе и сыну своему, впоследствии царю Федору II (см. 202), в 1597 г.; по смерти царя Федора I и отречении от престола вдовы его, царицы Ирины (см. 109), избран в цари Москвой 21 февраля; явился из Новодевичьего монастыря (где был при сестре) в Кремль один выслушать первые поздравления 26 февраля; имел торжественный въезд в Москву с семьей 30 апреля; выступил из Москвы к Серпухову на крымцев 2 мая; там, вместо битвы, дал пир всему войску и по возвращении в Москву коронован 1 сентября 1598 г.; утешил Москву зрелищем церемониального въезда пленной семьи Кучума, царя сибирского, в 1599 г.; заключил 22-летнее перемирие с Польшей, послал в Германию за профессорами для предположенного им университета, выстроил колокольню Ивана Великого в Москве, заложил города Туринск и Царицын, но потерял г. Тарки, отнятый у русских воевод турками, и заявил себя невыгодно для современников и потомства пристрастно жестоким гонением всей семьи бояр Романовых в 1600 г.; завязав тесную дружбу с Данией, разрешил крестьянам владельцев мелкопоместных переходить от одного господина к другому (Юрьев день) по-прежнему, в 1601 г.; мирным договором с Крымом, вошел в сношения с Тосканой и Флоренцией, отправил несколько молодых русских учиться за границу, но среди страшного голода, пустошившего Русь, должен был выслать воевод против разбойника Хлопки, пораженного и захваченного под самой Москвой, в 1602 г.; получил от Аббас-шаха персидского «златый трон древних царей персидских», а также и первые вести об иноке, именующем себя царевичем Дмитрием, сыном царя Ивана IV, в 1603 г.; не только удостоверился в справедливости вестей о так называемом Лжедмитрии, но увидел себя вынужденным посылать против него войска и тревожно ожидать результата битв и осад, происходивших с переменным счастием, в 1604 г.; узнал об измене ему всей южной половины Руси и, снедаемый горем, умер в Москве скоропостижно 13 апреля 1605 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В грамоте в сольвычегодский Введенский мон-рь, написанной в янв. 1605 г., И. вместе с освященным Собором извещал о Лжедмитрии и благословлял молиться о царе Борисе (ААЭ. Т. 2. С. 78-81, 28). Аналогичные грамоты, по-видимому, были посланы и в др. места. На послание патриарха ссылался Новгородский митр. Исидор в письме о самозванце в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь (Там же. С. 81-84, 29). Соборные грамоты с известием о том, что самозванец - это беглый мон. Григорий Отрепьев, были отправлены польск. королю, сенату, западнорус. духовенству и кн. Константину Константиновичу Острожскому, а также «по городом на Украину к воеводам». Однако послания не возымели действия. Перед кончиной Бориса Феодоровича 13 апр. 1605 г. И. причастил царя и постриг в монашество с именем Боголеп ( Арсений Элассонский, архиеп. Мемуары из русской истории//Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 176). После смерти Годунова на престол вступил его 16-летний сын Феодор Борисович . Царица-вдова Мария Григорьевна просила И. «и весь Собор и боляр великих» о поддержке сына (РИБ. Т. 13. Стб. 574). Патриарх с Собором «благословили великого государя царя и великого князя Федора Борисовича… на Московское государство и на все государьства всея Великия Росии» (ААЭ. Т. 2. С. 87, 32). И. послал окружную грамоту о воцарении Феодора Борисовича (СГГД. Т. 2. С. 189). Патриарх направил в войско под Кромы Новгородского митр. Исидора, для того чтобы тот принял присягу новому царю. Часть войска принесла присягу, но большинство полков 7 мая перешли на сторону самозванца. 1 июня 1605 г., когда войска Лжедмитрия приближались к Москве, посланники самозванца на Лобном месте зачитали грамоту Лжедмитрия москвичам, в которой была описана история «спасения царевича Дмитрия», москвичам обещались всевозможные льготы. В тот же день самозванец отправил в Москву послание, видимо являвшееся ответом на рассылавшиеся по стране соборные грамоты. Называя И. «изменником», Лжедмитрий порицал одновременно и весь «богоненавистный» освященный Собор (ПСРЛ. Т. 34. С. 242). В Москве началось восстание в пользу Лжедмитрия, восставшие арестовали Феодора вместе с матерью и сестрой. 10 июня юный царь и царица Мария Григорьевна были убиты. Вскоре после их гибели подвергся поруганию патриарх, служивший литургию в Успенском соборе, был разграблен патриарший двор. И. так описал эти события: «Множество народа царьствующаго града Москвы внидоша во святую соборную и апостольскую церковь со оружием и дреколием во время святого и Божественного пения... и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша во церкви, и по площади таская, позориша многими позоры» (ААЭ. Т. 2. С. 154, 67).

http://pravenc.ru/text/578144.html

г) В Успенском соборе 141 . (79 ч. 3). На гробнице в юго-западном углу собора: Лета 7159 (1651) году февраля в 15 преставися преосвященный архиепископ Моисей рязанский и муромский. 142 . (82). На гробнице в северо-западном углу собора. На первой от стены северной: Лета 7097 (1589) марта в 17 преставися благоверная королевна Евдокия. 143 . (83). На другой гробнице, стоящей подле, с трудом можно разобрать в последней строке слова: Марфа Володимеровна. 144 . (187–190). Вне Успенского собора на запад на каменной палатке: Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всея Росии. Лета 7113 (1605) маия в 1 день преставися благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея Росии, во иноцех Боголеп. Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григориевна всея Росии. Лета 7130 (1622) августа в 30 день преставися благоверная Царевна инока Ольга Борисовна. 145 . (184). На южной стороне Успенского собора на чугунной доске: Зде погребен раб Божий именитой человек Дмитрий Андреевич Строгонов в лето от сотворения мира 7178 (1670), и при нем погребена дочь его княгиня Пелагия Дмитриевна, которая была в замужестве за князем Андреем Ивановичем Голицыным. 146 . (183). На белом могильном камне с отпиленной вершиной: Лета 7193 (1685) году августа во 2-й день, на пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана, преставися раб Божий инок схимник Александр, что был думной дворянин Авраам Никитич Лопухин. 147 . (2 ч. 3). На западной стороне паперти Троицкаго собора сделана надпись: 7180 (1671) году декабря в 1 день преставися раб Божий князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Да во 7160 (1652) году генваря 21 преставися раб Божий князь Василий Андреевич Голицын. д) По спискам надгробных надписей, сделанным по повелению митрополита Платона в прошлом веке, значатся ещё погребёнными под Троицким собором: 148 . (36 ч. 3) 7104 (1595) декабря 5 погребен Иван Андреевич Писемский, во иноцех Иор 6 . 149 . (8). 7145 (1637) июня 2 погребена княгиня Анна Ивановна Одоевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1031 Иван Васильевич – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), сын Василия III (1479–1533), великий князь «всея Руси» с 1533 г., русский царь с 1547 г. 1032 Борис Годунов (ок. 1552–1605) – вышел на политическую арену во время опричнины; брат жены царя Федора Иоанновича (1557–1598) и фактический правитель государства при нем; русский царь с 1598 г. 1034 Великие Луки – город в Псковской области на реке Ловать, первое упоминание о нем относится к 1166 г. 1035 ...в Сергиеве монастыр... священоинокаБоголпа. – Великолуцкий Троицкий Сергиев монастырь находился в одной версте от Великих Лук на берегу реки Ловать. Время основания монастыря неизвестно. В XVI в. обитель пребывала в запустении до того времени, когда настоятелем ее был назначен Боголеп, при котором в монастыре была построена деревянная Троицкая церковь с приделом Сергия Радонежского. Священноинок – монах, имеющий сан священника и допущенный к самостоятельному ведению богослужения. 1037 ...и понамарства... – Пономарь – церковнослужитель, в обязанности которого входит звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и прислуживать при богослужении (зажигать свечи и т. п.). 1039 ...в день архистратига Михаила. – Собор архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных празднуется 8 ноября (по старому стилю). 1040 ...шестьдесят поприщъ. – Поприще – путевая мера, расстояние, соответствующее длине греческого стадия (ок. 185 м). Исходя из этого Мартирий и его спутник отошли от Великих Лук примерно 11 км. Поприще может также обозначать расстояние, равное длине римско-греческой мили (ок. 1480 м). В таком случае путники прошли 89 км. 1041 Калиги – обувь типа башмаков, использовалась странниками и иноками, а также при погребении. Интересно, что Мартирий для обозначения плетенных им лаптей употребляет слово «калиги» как принадлежащее к более высокому стилистическому уровню. 1042 Вы же мя ввели в сию пустыню... – Необычное обращение Мартирия к бесам с обвинением в том, что они «ввели» его в пустынь, объясняется, видимо, душевными сомнениями Мартирия в правильности его тайного ухода из монастыря без благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1599 году преподобный Серапион вместе со своим учеником преподобным Авраамием во второй раз приходит в Москву, уже в царствование Бориса Годунова. Новый царь жалует обители тони на Белом море и четыре деревни по реке Онеге. Патриарх Иов благословляет антиминсом для богослужения в новом храме и рукополагает преподобного Авраамия во священный сан. Преподобного Серапиона патриарх Иов благословил быть в обители строителем. До того преподобный отец, будучи действительным управителем Кожеозерской пустыни, по смирению своему честь начальствования предоставлял другим, и они назывались игуменами. Как уже было сказано, пожалованная монастырю земля вокруг озера, будучи болотистой и лесистой, почти не плодоносила. Тогда преподобный Серапион на 200 рублей приобрел земли по берегу Онеги в деревнях Кернеше, Клещеве, Кандопелзе, Пияле, купил небольшие участки в солеварнях и тонях на южном побережье Белого моря. Так образовалось хозяйство, дававшее средства на пропитание братии. На монастырских пашнях сеяли хлеб, репу, большое развитие получил рыбный промысел. В этот период именно ловля и продажа рыбы доставляют монастырю необходимое содержание. Однако среди братии нашлись и такие, кто поносил и оскорблял преподобного старца, забывая его отеческие попечения и любовь; он благодушно переносил все скорби, терпя от таковых порочных лжемонахов посмеяния и поношения. Они же пытались чинить смуту в обители; доходило до того, что его даже изгоняли из монастыря, пытаясь захватить в нем главенство. Изгоняемый ими, преподобный отец, как свидетельствует жизнеописатель, нередко уходил в Москву, но затем снова возвращался. Видимо, по причине этих нестроений достойные ученики преподобного Серапиона, прославленные впоследствии Церковью, не желая видеть такое бесчиние, один за другим оставляют Кожозеро. Это хорошо видно из сопоставления дат. Около 1605 года из обители уходит в Соловецкий монастырь преподобный Леонид, в то же время удаляется на отшельничество к реке Хозьюге преподобный Никодим, на следующий год отправляются дальше на север преподобные Корнилий, Герман, Лонгин и Боголеп, сам преподобный Серапион в 1608 году уходит в затвор, а преподобный Авраамий по его благословению доходит до Новгорода и митрополитом поставляется во игумена монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Из Великих Князей и Царей приняли перед смертью схимы: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита († 1341), Симеон Иоаннович (Созонт. † 1353), Иоанн II Иоаннович († 1359), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона. † 1584), Борис Годунов (Боголеп. 1605). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу усопшего праведного брата Николая Святоши. «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей... Дети! не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого», – поучал Великий Князь Владимир Мономах . Святой Князь Андрей Боголюбский брал с собою в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 г. при поражении восточных болгар-магометан. В этот же день то же чудо явлено было Императору Византийскому Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда Православная Церковь и празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса. Пониманием всего исходящего от Бога проникнут был и герой Пскова, святой князь Тимофей (Довмонт), освящавший свой меч в Троицком соборе, и доблестный воевода Шуйский, защищавший Псков. Довмонт приписывает свою победу над литовцами 18 июня 1266 г. заступничеству святого мученика Леонтия, в день памяти коего одержана победа. Князь Шуйский предварен был в 1581 г. об удаче отражения штурма явлением старцу Дорофею Божией Матери с князьями Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем. От Преподобного Сергия получает в 1380 г. благословение боголюбивый Димитрий Донской, отправляясь сражаться с татарами, и помощи Свыше приписывает он победу. «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде; идите с вашим Князем», – говорил Александр Невский, после благословения архиепископа Спиридона, своей дружине перед выступлением в 1240 г. в поход против шведов. «Бе множество храбрых, якоже древле у Давида царя: бяха бо сердца их, аки сердца львов», – писал летописец о подвигах воинов Александра. Но все герои битвы на Неве – Гавриил Олексич, Сбыслав Якунович, княжеский ловчий Яков Полочанин, Миша Новгородец – по свидетельству летописей – не дерзали приписывать победы своим доблестям, но говорили, что за них и вместе с ними сражались Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010