9 Проф. М.Д. Муретов : «каждый христианин носит в себе преимущественные те черты богочеловеческого образа Христа, какие более близки к нему, более сродни ему по условиям природного настроения духовной жизни, воспитания, народности, разных случайностей в жизни и т.п. – Богосл. Вести. 1893 Апр. стр. 92. (Из статьи Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса.) 10 Говорим о внутреннем – прежде всего – создании, согласно Апостолу, –и о внешнем, поскольку оно неразрывно связано с внутренним. 11 Нестись на небо одесную Отца, присутствовать повсеместно на земле среди верующих в таинств евхаристии… ст.102 «Так это в живописи, так это и в слове. Никаких новейших «жизней, жизнеописаний, характеристик, (Characterbild) историй Иисуса из Цацары» и т.д. Православная церковь не зналаи доселе не ведает ….Понятна причина . Как начертание лика Спаситилева оказалась не во власти рукотворного художества человеческого и потребовало божественного чудотворения: так и изображение Безгрешного Богочеловека в слове не может быть делом обычно-человеческого гения или естественного вдохновения, но требует сверхъестественного акта богодухновенности .Никакой человеческий гений не может обладать не такою силой воображения, чтобы даже с более или менее приблизительно достаточною наглядностью воспроизвести образ Богочеловека,–ни такою гибкостью и обилием речи, чтобы передать этот образ в звуках и словах. Человек, сам по себе, всегда воспроизведет только человека, а не Богочеловека,– следовательно только оземлянить, принизить и затемнить пренебесный, превышний и пресветлый образ Богочеловека прикосновением к Нему своей греховной мысли, нечистого воображения и земной речи. Стр.106 «…Никакой человеческий гений не в состоянии начертать образ Богочеловека с так называемым художественным реализмом –ни звуками, ни красками, ни словами»… Стр. 88. 12 Ibid стр. 88 И еще: истое Православие знает только образ или икону Христа, а не картину или портрет».–Стр.103 13 Не в Православный ли Церкви существуют сказания об Ангелах даже помогавших благоговейным художникам-иконописцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей Первозванный. Был ли апостол в Киеве? Апостол Андрей родился в живописном городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Он был рыбаком и братом апостола Петра. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной. Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи делегируют пойти и посмотреть, что там происходит. 13.12.2023 Апостол Андрей Первозванный. История в картинках Братья Андрей и Симон (Петр) были галилейскими рыбаками. Старшим был Симон, но первым — не только из них двоих, но и из Двенадцати апостолов — встретил Христа именно Андрей, отсюда и его прозвание «Первозванный». 12.12.2018 Имя Андрей Апостол Андрей Первозванный — один из 12 учеников Христа, родной брат Симона Петра. Первозванный он потому, что был первым из апостолов, кто встретил Христа и последовал за Ним. Примечательно, что само имя Андрей не еврейского, а греческого происхождения. Исследователи полагают, что это связано с тем, что в Галилее (место, где святой родился и вырос) в те времена проживало много эллинов, культурное влияние которых было достаточно сильным. 12.12.2017 Краткое житие святого апостола Андрея Первозванного По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра. 13.12.2016 Канон апостолу Андрею Ирмос: Столпом огненным и облачным Израиля наставлей яко Бог, море разверже, колесницы же фараоновы глубиною покры, поим песнь победную, яко един прославися. Тростию Евангелия из глубины лести изъемь, Андрее многопетый, ты уловил еси люди, яко обеща Христос, научивый тя человеки, яко рыбы, ловити. Иже веры столп, седалище истинных догмат Христовых, Андрей Богодохновенный вся днесь призывает земныя концы празднество летное составити, стецемся убо, вси вернии. 13.12.2016 Канон апостолу Андрею Первозванному Честное, Предтеча Христов, своих учеников верховнейшее, от неплодове прозябшии, из Девы рождшемуся Христу препрославленному, Андрея, радуяся, приведе. 13.12.2016 Акафист святому апостолу Андрею Первозванному Первозваннаго апостола Христова, Евангелия Святаго проповедника, Российския страны богодухновеннаго просветителя, Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, вслед себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный. 13.12.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/apostol-andrey

Так это в живописи, так это и в слове. Никаких новейших «жизней, жизнеописаний, характеристик (Charakterbild), историй Иисуса из Нацары» и под. Православная Церковь не знала и доселе не ведает. Допуская и освящая в известных границах художественное творчество по отношению к Пресвятой Деве, апостолам, внеевангельской жизни Христа (апокрифы), Церковь знала искупительное дело и лицо Спасителя только по одному благовестию апостольскому, на веки запечатленному в наших четырех канонических евангелиях. Понятна причина. Как начертание лика Спасителева оказалось не во власти рукотворного художества человеческого и потребовало божественного чудотворения: так и изображение Безгрешного Богочеловека в слове не может быть делом обычно-человеческого гения или естественного вдохновения, но требует сверхъестественного акта богодухновенности. Никакой человеческий гений не может обладать ни такою силою воображения, чтобы даже с более или менее приблизительно-достаточною наглядностью воспроизвести образ Богочеловека, – ни такою гибкостью и обилием речи, чтобы передать этот образ в звуках и словах. Человек, сам по себе, всегда воспроизведет только человека, а не Богочеловека, – следовательно только оземлянит, принизит и затемнит пренебесный, превышний и пресветлый образ Богочеловека прикосновением к Нему своей греховной мысли, нечистого воображения и земной речи. Вот почему, допуская художественно-научное воспроизведение историко-человеческой обстановки и земных условий Евангелия, в отношении к Самому Христу Церковь ревностно оберегала неприкосновенность четверо-евангелия, как единственно возможного и единственно потребного для христиан начертания Искупителя-Богочеловека в Его словах и делах. В первых трех евангелиях, называвшихся у древних «телесными« (σωματικ), Церковь видела изображение (преимущественно, а не исключительно) человеческой стороны Богочеловека, а в четвертом евангелии, называвшемся »духовным» (πνευματικν), – начертание, в потребной и доступно человеку мере, (опять преимущественно, а не исключительно) божественной стороны Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ферапонтов монастырь до этого дважды посещали Святейшие патриархи. Правда, Никон ни разу не был здесь в официальном сане. Патриарх Алексий II, бывший в Ферапонтово 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление своей проницательностью, доступностью и исходящей от него добротой и любовью. Он благословил сотрудников музея на дальнейшее хранение неповторимой богодухновенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы и оставил запись в книге почетных посетителей: «С большим душевным волнением, мы посетили Ферапонтов монастырь и осмотрели фрески Дионисия Мудрого в соборе Рождества Пресвятыя Богородицы в год 490 летия их создания. Божие благословение на труды работников музея – хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи. Посещение этой святыни земли русской оставило на нас глубокое впечатление и мы благодарим Бога за эту возможность. + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 15 августа 1992 г.». Примечательно, что и сто лет назад монастырь ожидал высоких гостей. Это было время женской обители. Ферапонтов мужской монастырь, ведший древние монашеские традиции с конца XIV века, был упразднен в 1798 году за бедностью. В декабре 1903 года стараниями игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) было получено разрешение на открытие здесь женского монастыря. Труды матушки по возобновлению богослужений и обустройству жизни монахинь стали причиной исследований монастырских строений сотрудником Императорской археологической комиссии, академиком Петром Петровичем Покрышкиным. Данная им высокая оценка подлинной древности монастырских зданий и разработанный проект реставрации впоследствии послужили сохранению старинного архитектурного ансамбля. По смете П.П. Покрышкина на все восстановительные работы в монастыре нужно было 50 тысяч рублей, а на первоначальный ремонт в церкви Мартиниана требовалось всего 5 тысяч с дополнительным указанием архитектора, что «весьма желательно произвести ремонт фундаментов, цоколей и крыш во всех зданиях одновременно». Чуть позже матушка Таисия докладывала в записке, предназначенной для представления императору Николаю II: «Храмы, переданные причтом монастырю, слишком ветхи. Всех храмов 4, но 2 из них грозит разрушение, почему в них совершать богослужение невозможно; совершаются же таковые лишь в одном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы … Церковь Преподобного Мартиниана треснула по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, цоколя её слабы, юго-восточный угол откололся и грозит отпадением; алтарь очень слаб. Полы ветхи, покосились в сторону Раки Преподобного».

http://sobory.ru/article/?object=05147

В них роль рамы принимают на себя поля иконы, образованные  в доске самим ковчегом. Это происходит в силу того, что выход святого из иконы к молящемуся совершается через средник, а поля остаются оттесненными к периферии зрительной плоскости – на стык с окружающим миром, где, собственно, и находится место рамы. Но когда все-таки присутствует опушь, функции полей приобретают смысл значительно тоньше. Любопытная деталь: если рама и вместе с ней картина в западноевропейском искусстве XIV-XV веков есть так называемое «окно в мир», т. е. из реального – в иллюзорный, а значит ложный мир, обернувшийся не случайно на Западе же демоническими «виртуальными реальностями» в XX-XXI вв., то средневековая православная икона, как известно, называется символическим «духовным окном» из небесного (горнего) мира в мир земной (дольний). Роль ковчега здесь семантически самая активная. Его утрата в иконе нового времени стала утратой не только важной традиции, но и глубинного смысла прежде всего. Иконописная система, богодухновенная и обдуманная в веках соборным сознанием, постепенно переориентировалась с надэстетических целей на эстетические. Обмирщение церковного искусства отсекало один за другим его вселенские корни. И пример Руси тому подтверждение. Но такое положение дел мы видим и в Югославии, и в Болгарии, и в Греции – во всех православных странах, несмотря на различие или сходство исторических судеб. Кто-то увидит в этом слабость Православия. Но в этом проявилась слабость человеческая. Земное, к несчастью, тяжелей небесного, отчего временами чашу весов неизменно и перевешивает…   Слово «предображение» – обычный церковный термин. По В. И. Далю, « предображати, предобразити » означает «предзнаменовать, предвещать знаком, знамением, проявлять прорицанье». Зинон, архимандрит. Беседы иконописца. Новгород: Русская провинция,1993. С. 37. Лепахин Валерий. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 53. Салтыков А.А. О пространственных отношениях в византийской и древнерусской живописи//  Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 411.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05033012261...

В двадцатом веке именно ученые сделали очень много, чтобы понять и описать мифологическое мышление. Каково оно, как с ним жить в нашей повседневности, в том числе и церковной — вопрос, на который многие ищут ответа. «Христос в живописных сюжетах: не икона, а Образ» . Протоиерей Димитрий Сизоненко. Как видят художники Иисуса Христа, расскажет и покажет протоиерей Димитрий Сизоненко. Как изображали Иисуса Христа художники в V, в X, в XX веке? Для кого-то это был пророк, для кого-то — Неизведанная Реальность, для кого-то — Господь. Что мы видим на их картинах? Как визуальный ряд на полотне может показать веру или неверие живописца?   Ценность «бесполезного» человека На вечере памяти Георгия Великанова мы попробуем понять, кому могут быть «нужны» одинокие, брошенные, исключенные из социума люди, как мы понимаем христианский подвиг в нашей жизни и каков смысл жертвы. В обсуждении участвуют: — священник Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана; — священник Арсений Тимашков; — Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие»; — Светлана Файн, директор АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия». «Возвращение героя домой: Достоевский, Рисаль, Борхерт» . Штефан Липке Со времён “Одиссеи” одним из сильных мотивов в литературе является возвращение героя домой, после войны, учебы за границей, из тюрьмы или больницы. Часто физическое возвращение — всего лишь начало интриги. Именно сейчас возникает вопрос: окажется ли герой на самом деле “дома”, примут ли его родные, старые друзья, любимая женщина? Не слишком сильно ли изменилась жизнь без него? Или он, находясь далеко? На примерах из творчества Ф. М. Достоевскго (1821—1881), Хосе Рисаля (1861— 1896) и Вольфганга Борхерта (1921—1947) в лекции изучается драма несостоявшегося возвращения. Статьи «В православной Твери кипят страсти»   Олег Тишин: “В православной Твери бушует церковный скандал. Хотя церковный он или антицерковный  —  это еще надо разобраться”. «Живая Псалтирь день за днем. Псалом 26» В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни.

http://blog.predanie.ru/article/ottsovst...

Испытав многократные притеснения со стороны инославных и узнав о значительном повышении арендной платы турецкими чиновниками отец Паисий принял мужественное решение вернуться в Молдавию. Митрополит Молдавии радушно встретил переселенцев, предоставив Паисию уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне — в Богохранимой и православной земле Молдовлахии. На новом месте все радует и вдохновляет 42-летнего подвижника. В монастыре Святого Духа, живописно расположенном в Карпатских горах, Паисий пишет устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная. Так Паисий поставил последнюю точку в мучительном и трагическом споре «стяжателей» и «нестяжателей», приведшем в XVI веке к разгрому старчества, последствия которого были сокрушительными для всей монашеской и духовной жизни России. Восхищаясь устройством монашеской жизни в греческом монастыре Симеона Нового Богослова, погружаясь в богатейший духовный опыт русского старца Нила Сорского, отец Паисий сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока. Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды. Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служат богодухновенные писания святых отцов Восточной Церкви. Старец исправляет старые славянские переводы святоотеческих писаний и вновь переводит некоторые из них с древнегреческого языка. Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона. Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник древних Отцов Церкви «Филокалия», более известный на русском языке как «Добротолюбие». В XIX веке «Добротолюбие» стало настольной книгой не только русского монашества, но и многих мирян.

http://isihazm.ru/1/?id=523

Собор, который так и не смогли построить до революции, вновь стал созидаться еще с конца 1990-х годов с назначением на Владивостокскую кафедру митрополита Вениамина (Пушкаря) и по его благословению. Главным ктитором, жертвователем, на чьи средства возведен великий Храм на берегу Тихого океана, стал бывший губернатор Приморья, а ныне руководитель крупной деловой компании ПАО «ТИГР» Сергей Михайлович Дарькин. 9 декабря 2023 года Сергею Михайловичу исполняется 60 лет. В связи с 60-летним юбилеем, от лица всех верующих Приморья митрополит Вениамин (Пушкарь) поздравляет Сергея Дарькина, обращаясь к нему на фоне великого тихоокеанского Собора с главной владивостокской площади, которая, верим, скоро станет именоваться Преображенской. В своем живом и вдохновляющем поздравительном Слове Владыка Вениамин благодарит Сергея Михайловича, указывая на его миссионерский подвиг. Ведь сам Спасо-Преображенский собор Владивостока, построенный при основном финансовом участии Сергея Дарькина, несет свет Христов всем народам Азии. В поздравлении есть такие замечательные слова: «Россия Азией должна владеть, но не военной силой. А во Христе и для Христа, Его Любовью вечной. Так дай же Бог нам благодатных сил и мудрости Христовой, нам просветить и покорить Христу все азиатские народы!» Думаем, что богодухновенное и живописное Поздравление Владыки Вениамина, записанное на главной площади Владивостока у стен Спасо-Преображенского собора, вдохновит не только юбиляра, Сергея Михайловича Дарькина, но и многих православных, желающих утверждения Руси Христовой от Балтики до Тихого океана. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть «У него была жестокая болезнь, из-за которой потерял лицо»:Кунгуров Девочку, которую пропала в Москве, нашли около мусорки Кущёвка вновь трясется от жуткого страха:Цапки вернулись домой? В СМИ появились детали смерти оперного певца в Москве: УЖАС

http://ruskline.ru/rnl_tv/2023/12/09/svo...

А потом Ее оставляют при храме, где Она расшивает драгоценные завесы. И однажды Ей является ангел, и совершается тайна Благовещения: ангел вещает Ей, что у Нее должен родиться Сын по имени Иисус, Который принесет спасение миру. Но Она должна выйти за кого–то замуж, чтобы не быть в глазах людей униженной. Кто–то должен стать нарицательным отцом Ее Ребенка. И вот священник собирает народ, и люди решают, кто же это будет. И по древнему обычаю, метают жребий: ставят посохи, и посох плотника Иосифа, старца из Назарета, расцвел. Из сухого дерева появились живые побеги. Он–то и стал мужем Марии (хотя у него были взрослые дети, среди них был Иаков, от лица которого ведется повествование). Вся эта история наконец насытила и любопытство и воображение и, так сказать, желание заглянуть туда, в эту тайну, куда евангелисты нас не пустили. Здесь работало воображение людей. Это литература. Это литература, которая потом отразилась на другой огромной литературе — на нашей древней церковной православной поэзии, и потом на христианской поэзии всех Средних веков. И, наконец, на искусстве. Потому что те из вас, кто помнит произведения Дионисия, Джотто и многих других мастеров, знает, что они шли по той канве, которую им подсказал апокриф «Евангелие Иакова». Более того, наш праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы построен на этом апокрифе. Пусть он и не принят Церковью в число Писаний как произведение богодухновенное и достойное доверия, но это была не осужденная книга, а книга, являющаяся частью христианской литературы, частью христианской культуры: богослужение, поэзия, живопись, пластика, немало есть средневековых скульптур на эту тему. От «Евангелия Иакова» перейдем к другому Евангелию, которое называется «Евангелие Фомы Израильтянина» или «Евангелие Фомы — израильского философа». Оно тоже было написано в Египте около II века нашей эры. И тоже стремилось заглянуть туда, куда евангелисты нас не особенно пускали, — в детство Иисусово. Угадать, увидеть, каким Он был. Как сказал один философ, каждый человек есть дитя своего детства. Все мы в конце концов возвращаемся к своему детству. То, что в нас закодировано изначально, в детстве, то, в общем, с нами всегда и будет. И поэтому так интересно, так важно было узнать: каково же было детство Самого Христа. Так манила эта загадка, эта тайна! Каким Он был?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Все Писание богодухновенно и полезно. Все Писание богодухновенно и полезно. Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее — в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее. Для научения. Для научения. Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания. Для обличения. Для обличения. Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда. Для исправления, для наставления в праведности. Для исправления, для наставления в праведности. Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание. Да будет совершен Божий человек. Да будет совершен Божий человек. Исправление, говорит, бывает чрез писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным (ρτιος), то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных — ибо это свойственно неровному душевному настроению, — то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010