Богородичные отцы и матери богемы РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26695.html 01 марта 2006 Александр Щипков Богородичные отцы и матери богемы Опубликовано: Церковно-общественный вестник, 5 июня 1997 (приложение к Русской мысли 05.06.97) Собирая для всякой научной надобности материалы по русскому new age, я всегда с некоторой гордостью отмечал, что наши " секты " величественно живописны по сравнению с западными " культами " . Читаешь иной раз суровые приговоры обличительных трудов Александра Леонидовича  (а где еще мудрости почерпнешь?) о церкви сайентологии или апологетические высказывания Глеба Павловича  о той же организации, видишь скуку одномерную и понимаешь, что не под силу немцу, даже вполне умалишенному, придумать эдакую религиозную штуковину с наворотами и прибамбасами, как это может сделать какой-нибудь интеллектуально неспокойный житель русской глубинки. Да и называются наши сочно, без обиняков сек-тан-та-ми, а ихние виновато-извинительно – культистами. Поэтому про тех не стану, а про наших расскажу, ведь духовные судьбы России решаются не только на уровне высокого богословия да в спорах о схизме, но и на уровне буйного, неотесанного богомудрования, которое провоцирует возникновение экстравагантных мировоззренческих систем. Позволим себе называть их " авторскими религиями " . Автор мужчина Как и у большинства русских сект, идеология Богородичного центра (БЦ) – это наполовину судьба и взгляды его основателя московского писателя Вениамина Береславского. Он писал много  . Читали его мало. До тех пор, покуда он не стал пророком. Где-то в середине семидесятых Вениамин Береславский пришел к православию. Много странствовал по святым местам. Проживал в окрестностях Почаевского монастыря, где духовно окормлялся подле некоей " старицы " Евфросинии. Сказывают, что в конце жизни она объявилась четвертой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на сороковой день. Воскресла она или нет, доподлинно неизвестно, но в 1984 г. в Смоленске на Соборном дворе перед иконой Одигитрии Береславскому случилось видение в женском облике, которое он трактовал как посещение Богородицы. С той поры он якобы ежедневно слышит голос Божией Матери. " Услышанное " им уже составило около 20 томов " богодухновенных " текстов. Береславский понял, что является пророком, принял постриг в " секачевской " неокатакомбной общине с именем Иоанн и разработал следующее учение о третьем Богородичном завете.

http://religare.ru/2_26695_1_21.html

Письмо четырнадцатое 1 октября 1924 г. Покров Пресвятыя Богородицы Прошло уже почти три месяца со времени нашей последней беседы с вами, дорогие друзья мои. И немощи, и непредвиденные хлопоты, и переезды с одного места на другое, и, наконец, леность, – все это соединилось, чтобы отвлечь меня от всегда утешительного для меня общения с вами. Берясь за перо в этот раз, я особенно желал бы иметь дар художественного изображения людей и жизни, чтобы живописать пред вами исключительный по духовной красоте образ одного из величайших отцов Церкви, славного исповедника истины Христовой и просвещеннейшего, воистину богомудрого защитника ее. Я говорю о преподобном Максиме, жизнь и деяния которого способны умилить и восхитить и каменное сердце. Сколько раз перечитывал я житие этого стойкого страдальца за истинную Христову веру, и каждый раз с неослабным интересом и душевным волнением, доходящим иногда до восторга. Этот великий муж, требующий, чтобы изобразить его во всем его действительном величии, – пера великого и даже богодухновенного художника, представляет в своей личности и жизни блестящее подтверждение той истины, уяснению которой посвящены три предыдущие письма мои, а именно, что в недрах Церкви ни количество лиц, ни высота их иерархического положения не имеют значения в деле раскрытия и утверждения религиозных учений. Количеству и высокому внешнему положению людей Дух Святый нередко противопоставляет нравственный авторитет одиноких не сановных личностей, которые и являются верными выразителями и истолкователями Божественных истин в противоположность (как это вы видели в предшествующих письмах) заблуждающимся и упорствующим в заблуждениях многочисленным сановникам, духовным и светским. Ярким примером такой богоизбранной личности и является св. Максим Исповедник . Будучи не в силах художественно изобразить духовный облик этого поистине удивительного человека, я предложу вам довольно сухую схему его жития, заимствованную мною из изданной в 1916 г. Московской Духовной Академией книги, озаглавленной «Творения святаго отца нашего Максима Исповедника . Часть первая». Там помещено обширное житие его в греческом подлиннике и русском переводе, а предшествуют этому житию «предварительные краткие сведения» о св. Максиме. Их я и предлагаю вашему вниманию, чтобы те из вас, кто не знаком с жизнью преподобного, получили хотя бы некоторые общие сведения о нем 343 . Но я очень прошу вас познакомиться с личностью и деяниями этого великого человека, если не по упомянутой выше книге (ее теперь найти трудно), то по Четьям Минеям св. Димитрия Ростовского 344 . Вы не пожалеете, исполнив мою просьбу, так как, уверен, получите высокое духовное наслаждение при чтении этого жития, из которого я в настоящем письме буду пользоваться лишь краткими выдержками, идущими непосредственно к основной теме письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое канон? 9 мин., 16.11.2022 Содержание Слово «канон» происходит от греческого κανν (правило, линейка), которое, в свое очередь, восходит к семитскому qnoeh/nu — «тростник, камыш». Это же понятие употреблялось в древности для обозначения тростниковой палки или отвеса, которые использовались в строительстве для точности измерений, в качестве эталона. Что такое канон в православии? В православии канон в широком смысле слова — это определенное установление или свод правил, сформулированных апостолами и святыми отцами Церкви, исполнение которых обязательно для каждого христианина, например правила Вселенских Соборов. Также можно встретить понятие «библейский канон» — так называется состав Священных книг, которые Церковь считает богодухновенными и каноничными. В церковной живописи используется термин «иконописный канон» — сумма правил, установленных Церковью как ориентир для написания иконы. Канон, о котором пойдет речь ниже, представляет собой жанр церковной гимнографии, богослужебное поэтическое произведение, составленное по определенным правилам и объединенное общей тематикой. Канон имеет следующую структуру: Виды канонов Существует несколько видов канонов. Самый распространенный — полный, т. е. состоящий из 9 песней. Однако практически всегда отсутствует вторая, поэтому фактически в каноне восемь песней. При этом порядковый номер песни сохраняется — после первой сразу идет третья. Существуют также каноны, состоящие из двух, трех или четырех песней, такие каноны называются неполными. Неполные каноны встречаются только в Триоди — специальном богослужебном сборнике. Такие неполные каноны в Триоди называются трипеснцами, их можно услышать в будние службы Великого поста. Существуют также двупеснец, который употребляется в богослужении Великого Вторника, и четверопеснцы — по субботам Великого поста. Читайте также: У православных молитв есть разные названия — что они означают? История формирования канона

http://foma.ru/chto-takoe-kanon.html

Скачать epub pdf Часть шестая. Священная история Ветхого Завета Значение Священной истории для духовной жизни Мы изложили основы духовной жизни, возводящей нас к Небесам. Но, как говорит русская пословица, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Многие скажут, что все то, что рассказано, очень хорошо, но для обычного человека невыполнимо. Поэтому необходимо не только рассказать, что делать, но и показать, как шли люди путем Бога. По словам Паскаля, наш Бог – Господь истории. Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых. Чтобы лучше знать Его, надо видеть Его действие в истории, только так мы сможем рассмотреть и замысел Творца о нас, и наше место в великом деле спасения мира. Все священные события происходили не просто так. Как сказал апостол Павел, «все это… описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор. 10, 11 ), «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» ( Рим. 15, 4 ). Недаром святитель Василий Великий писал: «…самый главный долг, которым отыскиваем то, к чему обязывает нас долг, есть изучение богодухновенных Писаний, потому что в них находим мы правила деятельности и в них жития блаженных мужей, представленные в письменах, подобно каким-то одушевленным картинам жизни по Богу, предлагаются нам для подражания добрым делам. Поэтому в чем бы кто ни сознавал себя недостаточным, занимаясь Писанием, в нем, как в общей какой врачебнице, находит врачевство, пригодное своему недугу… И как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в свое произведение, так и возревновавшие о том, чтобы соделаться совершенными во всех частях добродетели, должны, при всяком случае всматриваясь в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то чрез подражание делать своим». В Священной истории мы видим и прекрасные примеры святости, и страшное наказание за грех . Поэтому мы должны, читая описание священных событий, не просто принимать их к сведению, а, подражая добродетелям, убегать греха, чтобы достигнуть Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И.Ц. Миронович Архиепископ Ионафан (Елецких). Игорь Цезаревич Миронович – Старец-мирянин «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!». Сей святоотеческий завет вполне можно отнести и к личности почившего в глубине подольской Украины, в живописном городе Виннице, – Игоря Цезаревича Мироновича, многолетнего и маститого преподавателя Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии (СППДА и С). Его, украшенного редкой добродетелью миролюбия, с постоянно цитируемой книгой Священного Писания, запомнил я, приступив к учёбе в стенах этой прославленной Духовной Школы в 1970 году. Игорь Цезаревич лёгкой походкой вошёл в класс и, прикрыв глаза, стал говорить нам о главном в его предмете – о богодухновенных Глаголах вечной жизни – о Библии, которую в те времена многие семинаристы увидели и к которой прикоснулись впервые. Это сейчас, зайдя в церковную лавку или в специализированные книжные магазины на Невском, можно свободно выбрать приглянувшийся экземпляр, то ли в кожаном переплёте, то ли с золотым обрезом, с разным шрифтом, «карманного» формата или большого подарочного. А в недавние времена многие лишь мечтали стать обладателями книг Священного Писания. Среди именно таких библейских «нищих» был и ваш покорный собеседник: помню с каким трепетом нёс я в свою комнату небольшую, изрядно потрёпанную Библию, изданную за границей. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста  и Дух Божий носился над землёю!», – прочёл я первую фразу первой главы книги Бытие, которая раскрыла предо мной бездну Премудрости Господа, «сотворившего вся». В семинарской учёной корпорации того времени было немалое число замечательных преподавателей, но в Игоре Цезаревиче, преподавателе священной истории Ветхого завета, семинаристы просто души не чаяли. Он был обладателем уникального учительского дара, благодаря которому учащиеся не только постигали глубину Слова Божия, но, главное, учились воспринимать его как практическое руководство в служении Церкви и в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Всяко т. е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеемъ мы у себя, сынъ мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко (2 Тим. 3, 16); книга же Псалмовъ для внимательныхъ заключаетъ въ себе нечто достойное особеннаго Каждая книга выполняетъ собственное свое и излагаются напримеръ: въ — израильтянъ изъ Египта, и и священства; въ — земли по Судей и Давида; въ книгахъ Царствъ и Паралипоменонъ — Царей; въ книге Ездры — плена, народа и храма и города; книги пророчествуя о Спасителя, заключаютъ въ себе о заповедяхъ, укоризны преступающимъ ихъ, также пророчества язычникамъ. Книга же Псалмовъ, подобно саду, заключая въ себе всехъ другихъ книгъ, съ передаетъ излагаемое въ нихъ, и воспевая о томъ, показываетъ опять и свои особенности. кроме всего того, что въ ней есть сходнаго и общаго съ другими книгами, имеетъ она ту достойную особенность, что въ ней описаны и изображены каждой души, этихъ и ихъ къ лучшему, такъ что можетъ изъ этой книги, какъ съ картины, заимствовать образецъ, ясно представить его въ уме, и отпечатлеть себя самого въ томъ виде, какъ въ ней описано. Въ другихъ книгахъ человекъ слышитъ только законъ, что ему делать и чего не делать; или слышитъ пророчества, изъ которыхъ узнаетъ о Спасителя, и внимаетъ изъ которыхъ можетъ узнать царей и святыхъ. Въ книге же Псалмовъ какъ и сему научается, такъ уразумеваетъ и изучаетъ еще души своей, и смотря уже по тому, чемъ онъ страждетъ и чемъ одержимъ, можетъ избрать въ ней живописуемый словомъ образъ, и не такой, о которомъ можно только выслушать и пройдти мимо, но который научаетъ, какъ должно говорить и действовать, чтобы уврачевать свою немощь. Свт. Афанасий Великий. къ Маркеллину объ псалмовъ Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/tolkovanie...

Известный философ, культуролог, специалист по культуре Византии В.В. Бычков, излагая учение Седьмого Вселенского Собора, пишет, что воспроизведение художниками облика Христа было важным аргументом для доказательства истинности Боговоплощения: «Изображение в данном случае играло для иконопочитателей практически роль документальной фотографии , а поэтому в их понимании оно и должно было быть предельно фотографичным . Раз есть фотография, то, следовательно, был и запечатленный на ней материальный оригинал. Не случайно христианская традиция начинает бесчисленный ряд изображений Христа с “нерукотворных образов”, сделанных, по преданию, Самим Иисусом путем прикладывания к Своему лицу матерчатого плата, на котором и запечатлевалось Его точное изображение, т.е. практически механический отпечаток, аналогичный фотоснимку. Последующая живописная традиция только размножила это документальное изображение» . Как видим, в Византии в церковном искусстве догматическая истина была важнее творческого самовыражения художников, а требование точности воспроизведения образа Христа отменяло всякое стремление к художественной уникальности образа на конкретной иконе. 4.3. О богодухновенности и творческом вдохновении Поскольку в идеальном случае икона пишется художником в синергии со Святым Духом, то для того, чтобы выяснить источник сакральности произведения, следует подробнее рассмотреть понятие «соработничество (синергия)». Вернемся к богодухновенности Священного Писания. Ее следует отличать от того благодатного вдохновения, которое содействовало святым отцам при написании ими трактатов и богослужебных текстов. «В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем, не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора». Соответственно «в творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему» .

http://pravoslavie.ru/146576.html

В самом деле, нужно быть бесчувственным, чтобы не взволноваться поставленными здесь вопросами. Характерно, что история рода человеческого, как ее излагает богодухновенная книга Бытия, в сущности, начинается со смерти праведного Авеля. До тех пор смерть еще не похищала ни одного человека. Теперь же, в качестве первой жертвы, она забирает праведника и мученика Авеля ( Быт.4:8 ). 7 Начало трагических превратностей бытия человека сразу после падения Адама и Евы переплетено со страшными угрызениями совести и изгнанием братоубийцы Каина. Пророк Божий Моисей писал, что убийца не мог далее оставаться перед лицом Бога, поэтому «пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» ( Быт.4:16 ). Лорд Байрон в драматической поэме «Каин», рисуя картину братоубийства, изображает, как убийца пристально смотрит на мертвого Авеля, видит его бледное безжизненное лицо, пытается поднять холодные руки брата, которые падают вниз, будто свинцовые, и восклицает: «Смерть пришла в мир!...» Это утверждение содержит самое, быть может, поразительное открытие, когда-либо сделанное человеком. Так Адам и Ева в ужасе стали свидетелями осуществления слова Божьего, когда их перворожденный сын, Каин, которого Ева приняла со смиренными словами: приобрела я человека от Господа ( Быт.4:1 ), – начинает свой путь в пустыне жизни изгнанником и скитальцем на земле ( Быт.4:12 ). Но, что самое главное, в этом изгнании его медлительным спутником была смерть!... С тех пор непременным условием человеческого существования является не жизнь, а смерть. Каждый человек знает еще до наступления смерти, что она уже дана ему, или, вернее, что человек отдан ей. И совершенно естественно, что это событие, тесно сплетенное со всем нашим бытием, стало источником прирожденного страха в человеческой природе. Поэтому и искусство, всегда отражавшее то, что глубоко затрагивает человека, не могло остаться безучастным к смерти. Все его виды – поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура – с самого начала были выражением этого прирожденного трепета. Поэзией созданы элегии, исполненные лиризма, плача, экстаза и страха. Музыка в самых скорбных тонах передает те глубокие внутренние переживания, которые вызывает в нас смерть. Живопись, черпая вдохновение из Священного Писания  и других источников, в вольном полете своей фантазии изображает смерть то в виде огромного ангела, то в виде скелета с косой, то в виде окутанного мраком таинственного призрака, повергающего душу в страх, ужас и дрожь. Иногда смерть изображается ненасытным чудовищем с разинутой безобразной пастью, готовым поглотить человека, иногда охотником, который расставляет сети и строит ловушки, чтобы уловить свои жертвы на вечные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Что писание говорит об Аврааме, то содержит в себе и историческое происшествие и пророчество. Исаак и рожден был от Авраама, и вместе нечто предизображал собой 19 , и вообще, по выражению бл. Августина, «Новый Завет скрывается в Ветхом, а Ветхий открывается в Новом» 20 Существование в Ветхом Завете прообразов и предсказаний Новозаветных событий из жизни Христа и Его церкви объясняется тем, что «Бог, намереваясь совершить великое дело между людьми, всегда предупреждает и предначертывает его в тени, чтобы, когда явится истина, они не усумнились в ней, чтобы имея в виду предшествующий образ, не оставались неверующими истине 21 . Напр., чудесное рождение Девою Спасителя предизображается долгим неплодством Сарры и рождением ею Исаака уже в глубокой старости, когда природа без помощи Божией уже не могла быть способной к тому 22 . С настойчивостью и особенной определенностью высказывает мысль об отношении Ветхого Завета к Новому, как прообраза к прообразуемому, св. Кирилл Александрийский . «Многочастно и многообразно Богодухновенное писание предвозвещает образы спасителя через Христа, не малую тем принося пользу читающим оное ( Евр. 7:1 ). Ибо как наученные живописному искусству, наводя на тени фигур разнообразные краски, тем самыми делают их более наглядными и сообщают гораздо больше приятности живописному изображению; так и художница вселенной – Премудрость, то есть Бог , посредством различных прообразов, тонко предуказует красоту таинства, чтобы тайноводствуемые, разумея его как бы в виде загадки и едва не представляя дело лишь предварительным упражнением и вступлением к разумению, были более готовы к принятию истины» 23 . В сочинении «о поклонении в духе и истине» и Тχаφυσ Кирилл Александрийский рассматривает ветхозаветную историю, выходя из той мысли, что при проникновении в духовный, таинственный смысл ветхозаветных событий оказывается, что в Ветхом Завете в образах содержится весь Новый Завет , – так что, не смотря на отменение внешней иудейской обрядности, справедливо сказал Христос: «приидох не разорити закон, а исполнити» ( Мф. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста. Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного апостола от семидесяти, святого Луки. С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст говорил: « По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит». Равным образом и последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо – святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии. В родном городе святой Лука овладел и искусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи – зримой проповеди Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил святой Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось благословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спасти чествующыя Тя.

http://pravoslavie.ru/49395.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010