Не пререкая, однако, Блаженному Патриарху Иерусалимскому в сделанном им распоряжении, Святейший Синод полагает: 1 . на основании 3-й заповеди царя Юстиниана, Кормчей книги части II и 8-й, назначенного для управления Иерусалимским в Москве подворьем епископа Иерофея допустить на пребывание в Москве на один токмо год, дозволив ему, епископу, священнодействовать в церкви того подворья, но всякий раз с разрешения местного Московского митрополита, по истечении же года ему, епископу Иерофею, выехать из пределов России обратно; 2 . Синодальному члену, преосвященному митрополиту Московскому, поставить в обязанность блюсти за действиями сего епископа, не вмешиваясь, впрочем, в действия, собственно, к управлению подворьем относящиеся, и о том чрез каждые четыре месяца Святейшему Синоду доносить; 3 . войти, как следует, в сношение с г. вице-канцлером графом Нессельроде, дабы благоволено было предписать нашей миссии, выдавшей на въезд в Россию паспорта епископу Иерофею и прочим при нем духовным лицам, назначенным Иерусалимским Патриархом в Москву, без предварительного об них сношения с российским духовным правительством, впредь выдавать таковые паспорта тогда, когда от Святейшего Синода изъявлено будет на прибытие назначаемых в Россию лиц согласие, и 4 . положение сие внести предварительно на Высочайшее, государя императора, благоусмотрение и, в силу 2 пункта состоявшегося в 19 день декабря 1825 года Высочайшего повеления, испросить Его Императорского Величества на проезд иерусалимскому епископу в Москву и на пребывание в оной один год соизволение. Что предоставить учинить синодальному обер-прокурору и для того к обер- прокурорским делам дать с определения сего копию. Подлинное определение подписали 14 июня 1833 года. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 304–306. 40. Рапорт Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Св. Синоду Москва 6 октября 1833 г. Копия От преосвященного епископа Дмитровского приватно известно мне, что отправленный от Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского архиепископ Иерофей 27 сентября в Москву прибыл и остановился на Иерусалимском подворье, с игуменом Нектарием и иеродиаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На основании слов Иерусалимского Патриарха Русская Духовная Миссия стала превращать это здание, и также на частные средства, в храм, делать иконостас, алтарь и т. д. Когда этот храм был окончен и когда разрешение, т. е. Султанский фирман был получен, я обращался неоднократно словесно к Иерусалимскому Патриарху Блаженнейшему Дамиану с просьбой освятить этот храм, он сначала соглашался на это, а потом сказал, что для формальности необходимо, чтобы и русская гражданская власть, т. е. Русское Консульство в Палестине обратилось к нему с просьбой освятить этот храм. Русское Консульство со своей стороны исполнило желание Иерусалимского Патриарха и послало ему просьбу о скорейшем освящении этого храма. Тогда Блаженнейший Дамиан ответил Русскому Консульству уже письменно, что необходимо для него ещё письменное выражение желания Высшей Русской Церковной Власти, т. е. Всероссийского Святейшего Синода, чтобы он, Св. Синод, послал ему грамоту с просьбой об освящении сего храма, сооружённого в память 300-летия царствования Дома Романовых, и что, по получении сей грамоты, он, Патриарх, сейчас же освятит этот храм. При своём отношении к Русскому Консульству Блаженнейший Дамиан, между прочим, написал, что этот храм на горе Кармиле выстроен, якобы, без его благословения и без его ведома, что противно каноническим правилам, хотя я, как выше сказано, уже уведомлял его об этом словесно и получил от него словесное разрешение, что он, Патриарх, препятствий к этому не имеет. Узнавши об этом послании Блаженнейшего Дамиана к Русскому Консульству, я объяснился с Патриархом, и он мне ответил, что «действительно я осведомлял его об этом и что он, Патриарх, ничего не имеет против этого храма, но всё это было сказано между мною и им словесно, без всяких бумаг, добавив, что он, Патриарх, и теперь не имеет никаких препятствий для освящения этого храма, но только просит исполнить некоторые письменные формальности, а именно, чтобы Российский Святейший Синод обратился к нему с просьбой об освящении этого уже выстроенного и законченного храма, который не без его ведома устроен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Это стало одной из причин восстания молдаван весной 1653 года, свержения Василия и террора против местных греков. Павел Алеппский, находившийся в то время в Яссах, писал: «Греки... не выходили из своих жилищ по причине сильной вражды между ними и молдаванами, ибо архонты (сановники) Василия греки... сильно поработили молдаван и унижали их... День и ночь они принуждены были работать, чтобы платить грекам, подобно тому как мы по отношению к туркам». 1226 Однако этническое происхождение господарей не особо влияло на их связи с Православным Востоком. Молдавские правители и далее жаловали имения Св. Гробу, а иерусалимские патриархи подолгу жили в ясских монастырях. Молдавский воевода Дука принимал участие в выборах иерусалимских патриархов Нектария (1661 г.) и Досифея (1669 г.). 1227 Нектарий жил в Яссах в 1663–1665 гг., собирая пожертвования в дунайских землях. 1228 Досифей сразу же после своего избрания также направился для сбора милостыни в Дунайские княжества. Как писал из Бухареста одному из своих друзей греческий архимандрит Дионисий, будущий угро-валахийский митрополит, на масленицу 1670 г. «Господь привел в эти места... блаженнейшего иерусалимского патриарха кир Досифея, и его встретили со всеми почестями и угождением». 1229 Воевода пожертвовал Св. Гробу 5 тыс. грошей и еще столько же дали «по силе своей» митрополит, знать и монастыри. Невзирая на то, что в то время они были «очень бедны и бессильны от множества долгов и царских даней, но вновь не оставили Св. Гроб без попечения и помощи. Через десяток дней отправится отсюда и блаженнейший (патриарх Досифей. – К.П.) и держит путь в Яссы, и Дука воевода – большой друг Св. Гроба и его блаженства». 1230 За свое 35–летнее патриаршество Досифей лишь четыре раза посетил Иерусалим, где прожил в общей сложности около двух лет. Все остальное время он провел на Балканах и в Дунайских княжествах, если не считать еще его поездки в Грузию. Пребывание Досифея в Молдавии и Валахии многократно отмечено в источниках 1670-х – 1700-х гг., местные господари продолжали дарить ему церкви и монастыри, содействовали в получении фирманов на реконструкцию мест поклонения. Важнейшее значение имело открытие в Яссах в 1682 г. типографии Иерусалимского патриархата. Досифей лично курировал ее деятельность и издал в конце XVII – начале XVIII века целую серию анти-латинских полемических трактатов. По некоторым сведениям, католики добивались у Высокой Порты закрытия этой типографии, но тщетно. 1231 То, что получилось у иезуитов в 1620-е гг. в Константинополе, когда была уничтожена первая греческая типография Кирилла Лукариса, оказалось невозможно повторить в Молдавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Процесс совершенно закончился в 1887 году. С того времени святогробское братство стало пользоваться доходами с имений, которые сначала были не велики, а потом, когда в имениях были произведены некоторые хозяйственные улучшения, поднялись до 2.000 рублей ежегодно. Въ1904 году скончался совладелец этих имений барон Мустаца, и доходы с них еще повысились, так как Святой Гроб остался единственным их собственником. Еще в 1895 г. один румынский паломник, приезжавший в Иерусалим, обращался к патриарху Герасиму († 1897 г.) с предложением купить бессарабские имения и предлагал за них 800 тысяч флоринов, но патриарх Герасим и внимания не обратил на это предложение, так как не считал себя в праве отчуждать имение, преклоненное Гробу Господню на вечные времена по мотивам религиозным. И в первые —451— годы патриаршества блаженнейшего Дамиана были подобные предложения, но и они отвергались. Однако в июле 1905 г. патриарх Дамиан и святогробское братство сделали постановление о продаже буковинских имений и поручили это дело бывшему неапольскому архиепископу Арсению, надеясь таким путем улучшить финансовое положение патриархии. 1976 Но прежде чем постановление было исполнено, в греческой печати и обществе возник сильный протест против отчуждения святогробских владений. Авторитетный голос по этому поводу раздался из Константинополя, от лица вселенского патриарха Иоакима III, который резко осудил предполагаемое мероприятие святогробского братства, указав на то, что церковное имущество не отчуждаемо, в частности, по воле жертвователей, преклонивших их Святому Гробу на вечные времена, что отчуждение является нарушением прежних постановлений церкви иерусалимской, не улучшит существенным образом ее финансового положения, неблагоприятно повлияет на решение вопроса вообще о заграничных имениях, принадлежащих святым местам востока и произведет неприятное впечатление на благочестивых жертвователей. В таком же роде высказался против отчуждения и бывший иерусалимский патриарх Никодим. Священный синод константинопольской церкви и народный смешанный совет также не одобрили намерения иерусалимской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Граф Н. П. Игнатьев был страшно потрясен событиями в Сионской церкви. Ему, конечно, жаль было не столько слабовольного престарелого патриарха Кирилла, который вел себя далеко небезупречно по отношению к России, сколько того, что греки-фанариоты злорадно торжествуют и, вопреки божеским и человеческим законам, попирают «справедливость». По получению печальных телеграмм из Иерусалима от консула Кожевникова о низложении патриарха Кирилла профессорами богословской школы во главе с ее ректором великим архидиаконом Фотием 14 (большим) вместе с синодом и святогробским духовенством, за исключением митрополитов назаретскаго Нифонта, вифлеемскаго Спиридона и Петры аравийской Никифора, граф Н. П Игнатьев в своей депеше от 14 ноября 1872 г. на имя князя Горчакова признавал «необходимым немедленно телеграфировать в Кишинев к наместнику патриарха архимандриту Патрикию, чтоб он впредь вносил в один из наших банков доходы с земель, порученных его смотрению», с тем, чтоб они были здесь на хранении и в безопасности от завладения нашими противниками, так как мы считаем сообразным с нашими интересами не признавать никого, кроме блаженного Кирилла, патриархом на иерусалимском престоле. В виде справедливой отплаты за секвестр патриаршего метоха в Константинополе, подобную меру, мне кажется, следовало бы применить ко всем владениям палестинского патриархата в России. Между тем, чтоб доставить блаженнейшему Кириллу возможность продолжать борьбу, какую он выдерживает, можно было бы предоставить ему располагать временно своими доходами и в этом виде дать ему аванс» 15 . На основании Высочайшего повеления министерство иностранных дел и «сделало распоряжение о наложении секвестра на доходы с недвижимых имуществ, принадлежащих Гробу Господню в Бессарабии и на Кавказе», о чем через обер-прокурора графа Толстого и довело до сведения Св. Синода 28 ноября того же 1872 года. «Предвижу, – писал с радостью в Иерусалим граф Игнатьев, – что, когда казну, оставленную Кириллом (здесь в метохе нашли 60 тысяч ливров, из которых уже ¼ употреблена на подкуп и взятки), бунтовщики расхитят и опустошат, тогда они обратятся к нам с просьбою о снятии секвестра, наложеннего в России. Жду этой минуты, чтобы предложить св. отцам принятие разных предварительных условий для облегчения нашего положения в Иерусалиме от изменения эллинских фантазий. 16 «Условия эти надо хорошенько обдумать, – пишет Н. П. в другом письме в Иерусалим, – ибо подобный случай пропустить грешно. Мысль моя заключается (в двух словах) в следующем: выждать хладнокровно и молча минуту, когда новый патриарх станет хлопотать о признании и о снятии секвестра, и тогда предъявить некоторые предварительные условия, определяющих выгодным для нас образом отношение к греческому монастырю, т. е. относительно положения Духовной Миссии (право службы на Святых местах в определенное время и т. п.) и наших поклонников и поклонниц (для прекращения возможности существующих злоупотреблений), а равно выгородить нужное в пользу Кирилла» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По поводу наследия иерусалимского споры происходили не в Палестине, но в столице, а паства даже не ведала о том. В Антиохийском Престоле народ и духовенство не греки, но арабы; греков всего пять или шесть архиереев, да не более десяти других лиц. Не один раз повергал я Вашему Превосходительству мое убеждение в необходимости вящего усиления личных отношений сего Престола к Вселенскому посредством участия в оном греческого элемента 323 , в обеспечение догмата православного от обступающих арабский народ соблазнов западных. Тем предосудительнее опрометчивость греческих епископов, когда они по лицеприятию пронырствуют против народного дела паствы, а пронырства свои покрывают благовидным и еще более благозвучным притязанием канонической самостоятельности Антиохийского Престола. Устоит ли четверть столетия Престол сей в нынешнем своем положении, если будет вполне предоставлен своим средствам по праву канонической его самостоятельности? Самостоятельность эта открыла пути в Антиохию унии, а с того времени в сочувствии обступивших бедствий и опасностей Антиохийский Престол, по собственному движению, подчинил себя попечительству Константинопольского, который вовсе того не домогался. Те бедствия не миновались, а опасности несравненно усугубились при нынешнем направлении западных пропаганд. Если бы даже была пора думать о восстановлении прав самостоятельности, ужели грекам-епископам здешним – касаться сего вопроса, когда непосредственным выводом оного будет исключение их самих и возвращение арабам народного и духовного их достояния? Если бы Вселенскому Патриарху предстояла необходимость категорического приговора между прошением дамасских мирян и клира и противоположным притязанием пяти архиереев, то, вникнув в местные элементы и влияния, легко постигнуть пагубные последствия неудовольствия народного в самом престольном патриаршем городе, тогда как неудача пяти архиереев, природных греков, печалит лишь одного Бейрутского, который доселе чужд краю и пребывает в нем гостем, не будучи признаваем в своей епархии; ибо, как я и прежде повергнул (докладывал. – Н.Л.) Вашему Превосходительству, не из уважения к его личности, но по высокому мнению о его влиянии в столице остальные архиереи к нему пристали, когда, с одной стороны, Вселенский, явно нарушая права Антиохийского, настаивал в своих граматах на его выборе и столь обидно укорял Блаженнейшего Мефодия в корысти, а с другой, Вамик-Паша и Эмин-Ефенди усердно поддерживали бейрутского кандидата, приписывая несогласие Патриарха не церковным соображениям, но, как их умышленно уверил сам кандидат, противодействию нашего консульства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вот положение вопроса, о котором надлежит рассуждать теперь. IV. Есть ли основания полагать, что Франция переменила или переменит свое мнение, и прекратить свое притязание, или что она сделалась слабее, и не может так сильно, как прежде, настоять на свое притязание? Есть ли причина думать, что Порта будет тверже в правде, и решительно станет на стороне греков, что она сильнее прежнего, и не поколеблется вред притязаниями Франции? Можно ли надеяться, по крайней мере, что она вскоре и беспрепятственно приступит к исполнению своего обещания возобновить купол? На все сии вопросы с вероятностию отвечать можно только отрицательно. А из сего должно заключить, что в таких обстоятельствах возобновить домогательство лучшего решения сего дела, то есть, допущения одних православных возобновить купол, значило бы предпринять дело безнадежное. При возобновлении сего требования, поскольку дело сие было уже предметом переговоров с Франциею, султан, без сомнения, посоветуется с нею: и возобновится прежнее притязание, спор, остановка. Итак, с добрым рассуждением, по ненадежности достигнуть лучшего, предложено искать посредственного, разрешения возобновить купол благотворительными пособиями России и Франции. Можно надеяться, что сия последняя примирится с сим делом, когда будет принимаема в соучастие, а не отталкиваема совсем. V. Спрашивают: с согласия ли это иерусалимского патриарха? Ответствуется: если еще не предложено, прилично предложить сие предположение на рассуждение иерусалимского патриарха, с указанием на обстоятельства, изложенные в предыдущих статьях. При сем надлежит изъяснить блаженнейшему патриарху, что (как и в предшествовавшей записке сказано было) единственное побуждение сего дела есть поспешить предохранением храма от угрожающей опасности; что посему от сего дела устраняется всякое разбирательство чьих-либо и каких-либо прав, которое препятствовало бы ускорению дела, что это будет только дело благочестия и безвозмездного благотворения храму. Можно надеяться, что патриарх согласится на сию среднюю меру, вместо того, чтобы ожидать падения купола на него или на его наместника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Те же самые объяснения переданы были мною и Вселенскому Патриарху, к посредству коего прибегал Блаженнейший Дамиан. Так как, несмотря на все это, Иерусалимский Патриарх не переставал обращаться ко мне с жалобами на действия статского советника Яковлева, то, воспользовавшись одним из последних свиданий с архимандритом Никодимом, я с некоторой резкостью высказал последнему свое неудовольствие по поводу настойчивости Патриарха и прибавил, что в этой настойчивости я усматриваю доказательство нерасположения Блаженнейшего Дамиана к русским и к России – нерасположения, нисколько не оправдываемого в виду заботливости императорского правительства о благе Иерусалимской Церкви. Внушение это подействовало, по-видимому, на Патриарха. Посетив меня 11-го минувшего сентября, архимандрит Никодим прочел мне адресованное ему Блаженнейшим Дамианом послание от 23-го августа и вручил мне вместе с тем изготовленный им и у сего прилагаемый перевод его на французский язык. Посланием этим Иерусалимский Патриарх поручал своему представителю уверить меня в неосновательности взведенного мною на него обвинения в нерасположении к России – обвинения, внушенного будто бы мне статским советником Яковлевым; Блаженнейший Дамиан, по словам его, не перестает воссылать к Всевышнему молитвы о благоденствии государя императора и всего августейшего императорского семейства и питает чувства искренней любви к благочестивому русскому народу. Вследствие таковых заявлений я счел своевременным обратиться к Патриарху Дамиану с прилагаемым при сем в копии письмом, в коем, повторив уже ранее переданные через архимандрита Никодима объяснения, я поблагодарил его за выраженные им чувства, уверил его, со своей стороны, в живом участии, принимаемом императорским правительством в Иерусалимской Церкви, и выразил надежду, что он предпочтет предать забвению пререкания, возникшие между Патриархией и генеральным консульством. Передачу письма этого я возложил на статского советника Яковлева, коего пригласил прилагаемым при сем в копии письмом воспользоваться свиданием с Патриархом для восстановления вполне приличных отношений с ним. При этом я поставил на вид г-ну Яковлеву, что всякие дальнейшие препирательства с Блаженнейшим Дамианом представляются мне в высшей степени нежелательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Официальный поздравительный адрес в честь юбиляра от лица Священного Синода и Святогробского братства Иерусалимской Православной Церкви зачитал генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх. Далее с приветственным словом выступил генеральный консул Греции в Иерусалиме Евангелос Велиорас. Затем представители Русской духовной миссии огласили поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, передали Его Блаженству поздравительный адрес председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , преподнесли Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу цветы и праздничные подарки, испросив его благословения и молитв. Сестры Горненской обители исполнили в честь Блаженнейшего Патриарха многолетие, сообщает  пресс-служба Русской духовной миссии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з Церкви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терористичним актом у «Крокус : та звернення] Православна Церква в небаченого та насильства Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з ключовими словами Свята земля – Руська духовна в – Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5865489...

Патриарх поспешил отвечать, что если упоминаемый в донесении его наместников архимандрит Антонин – тот самый, который состоит теперь настоятелем нашей посольской церкви, то, зная его за достойного человека, он примет его с любовию и удовольствием, но что ему совершенно неизвестно, тот ли это самый или другой Антонин. Я заключил разговор наш замечанием, что императорское министерство, проникнутое уважением как к духовному сану Патриарха Иерусалимского, так и в особенности к личности Блаженнейшего Кирилла, а также оценяя всю важность доверчивых отношений между ним и начальником Духовной Миссии, конечно, выберет для этого поста духовное лицо, которое представляло бы все ручательства тесного сближения с Его Блаженством, и не оставит предупредить Его о предназначаемом преемнике епископу Кириллу. Я счел не излишним сообщить Вашему Превосходительству подробности объяснений моих с Иерусалимским Патриархом на тот случай, что, может быть, Министерству угодно будет предписать мне поставить его в известность о намерениях наших относительно Духовной нашей Миссии для сохранения полного единства действий с Его Блаженством при настоящем положении вопроса о куполе. Национальная библитека Украины им. В.И. Вернадского. Институт рукописей. Ф. 175, ед. хр. 2338, л. 10–11 об. 137. Ходатайство арабских православных нобилей Иерусалима к министру иностранных дел князю А.М. Горчакову Иерусалим 1863 г. Пер. с арабского Копия Писано рукою кадия Иерусалимского Сейида Мухаммеда Эль-хюсейни, бен Зейн-эль Абидин, да благоприятствует ему милость Божия. От почетных жителей Иерусалима – Его Светлости министру иностранных дел Великой России. Объявляем, что во все продолжение шести лет пребывания между нами в Иерусалиме Его Высокопреосвященства, славы христианской нации, владыки Кирилла, епископа высокой державы Российской, мы не преставали находиться с Его Высокопреосвященством в самых близких сношениях и никогда никто из нас не видел в нем других чувств, кроме совершеннейшей благосклонности и благодушия, ничего такого, чего бы нельзя было назвать поведением, достойным уважения. Он соединял с этими качествами дружественное расположение ко всем вообще, большим и малым, показывал во всех случаях великую рассудительность и большое знание во всех делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010