Застанет - в делах любви и милосердия, и суд Его будет преисполнен милосердия. И всеконечно Он хощет застать всех нас в делах милующего сердца, чтобы и нам оказать милость. Он всем хочет спастися и в разум истины прийти. Он готов помиловать весь род человеческий. Он всем напоминает и в совести, и в обстоятельствах жизни, чего Он хочет от людей. Но люди-то не все внемлют Его призыву. Его напоминаниям. Он и в войне зовет к делам любви и милосердия. И воинство наше творит дело любви к страждущим братиям нашим, славянам, исполняя волю Помазанника Божия, Который хочет освободить сих братий от ига немецкого. И мы все, русские люди, призваны Богом в сие наипаче тяжкое время являть дела милосердия - и к страдальцам раненым воинам, и к бедствующим семьям их. Широка заповедь милосердия, братия мои, много дела пред нами: не упустим случая исполнить свой долг, поблагодарим Господа, что случай нам подает делать добро, смягчать свое черствое сердце, согревать его делами любви и дать ему счастье - порадоваться радостию Ангелов Божиих, всегда радующихся пред лицом Отца нашего небесного о всяком деле добром, какое творится людьми на земле. Аминь. Послание троицких иноков Православному Христолюбивому воинству на поле брани против полчищ немецких подвизающемуся от обители Живоначальной Троицы и Преподобного Сергия-чудотворца Божие благословение Братья - воины христолюбивые! Вы знаете, что все заповеди Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, заключаются в слове: " Люби " . Люби Бога, люби ближнего. И нет больше той любви, как кто душу свою положит за ближнего. Это - слова Самого Господа. Кто же во всей полноте может показать такую любовь на деле, как не вы? Христолюбивый воин есть верный слуга Помазанника Божия, Царя Православного; Он - грудью стоит, он каждую минуту кровь свою готов пролить за веру, Царя и Отечество - три заветные святыни его верующего, любящего сердца. И вы, братья-воины, в эти великие дни испытания для родной Руси нашей матушки с честью, с достоинством, мужественно отстаиваете эти святыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Когда Промысл приемлет под свою защиту какой-нибудь народ или племя, то в самом начале видимо изъемлет его из среды прочих, усвояет Себе особенно и кладет на него некую неизгладимую печать вышнего избрания. Как видимо печать эта положена в самом начале на державном доме Романовых! Если кому, то родоначальнику его во всей силе приличествовало название " Богом венчанный " и " Богом превознесенный " ! Люди так мало в этом случае действовали, или, точнее сказать, так много противодействовали, что всего скорее надлежало ожидать совершенного забвения юного отрока. В самом деле, кто помнил о Михаиле, кроме Отца Небесного, Который сокрывал его до времени в тайне лица Своего от мятежа человеческа (Пс. 30; 21)? Мне кажется, я вижу, как венец, сорванный бурей с чела Годунова, переносится со главы на главу, как бы ища достойной! Не находя таковой, он хочет по видимому присоединиться к венцам иноземным! Но вот им увенчана глава сына земли Русской, мужа браней и совета. Не здесь ли конец бедствиям? Шуйский ли не найдет средств утвердить престол свой, успокоить Отечество? - Нет, Провидение хочет блага России не на годы, а на веки; для того нужны ему не мужество, а благость и невинность; новый вертоград царственный должен начаться от девственной розги. И вот, в гласе народа отражается, наконец, глас Божий; царя земного ищут у подножия Престола Царя Небесного; из недр святой обители исходит тот, кто должен своей невинностью утолить гнев Божий над мятущимся Отечеством. Какое благословенное и святое начало! В это время и над Россией, как над древним Израилем, исполнились слова пророка: отроча мало поведет я... и на пещеры изчадий аспидских руку возложит свою (Ис. 11; 6,8). Ибо что был Михаил, в сравнении со многими мужами силы, как не отроча мало? И что были многие грады и веси, объятые духом мятежа, как не " пещеры аспидов " ? - Но боговенчанный отрок наложил на сии пещеры державную руку свою, и они обратились паки в жилища мира. Казалось, он исшел из святой обители, окруженный невидимым Воинством Небесным. После некоторых опытов терпения, необходимых для укоренения юной леторасли царственной в смирении и уповании на Бога, все враждебное начало преклоняться при одном имени самодержца. И где без успеха истощалось мужество и искусство, там довольно было одного царственного слова, и колебавшаяся дотоле от края до края Россия под конец царствования Михайлова, подобно океану после бури, лежала уже в пределах своих с природной ей тихостью младенца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

На литии стихира храма и святого стихиры Георгия Сикелиота, самогласны, глас 1 Веселись в Господе, град Фессалоника,/радуйся и ликуй с верою в одеждах светлых,/Димитрия, всеславного страдальца/и свидетеля истины/имея в своих недрах, как сокровище;/насладись чудесами, созерцая исцеления,/и узри низлагающего иноплеменников дерзости,/и благодарно Спасителю воскликни:/«Господи, слава Тебе!» Анатолия: Песней сладостью нынешний украсим день/и возгремим о подвигах мученика,/ибо предложен нам для похвалы великий Димитрий./И подлинно, он нападения тиранов мужественно победив,/к ристалищу усердно устремился/и, награды со славою получив,/Спасителя молит о спасении душ наших. Глас 2. Германа: В превысшие мipa обители, Димитрий, мученик мудрый,/Христос Бог принял дух твой непорочный,/ибо стал ты Троицы поборником,/на ристалище мужественно подвизавшись, как твердый алмаз;/пронзенный же копьями в ребра нетленные твои, всесвященный,/подражая на Древе Простертому для спасения всего мipa,/ты силу чудотворения получил,/людям исцеления обильно подавая./Потому твое успение сегодня празднуя,/мы по достоинству славим/тебя прославившего Господа. Слава, глас 5: Соберемся с верою и любовию,/воскликнем по–праздничному и все начнем рукоплескать/в день нынешнего торжества верховного начальника нашего;/Воинства Небесные да веселятся,/и да воспевают того, кто был пронзен/за Пронзенного копьем Царя–Господа,/и гордыню Лия низложил дерзновенно./Да удивляются земля и море/светлого светильника преславным знамениям./Как должно да восхвалят/юные – юности обуздателя,/в старости жезл, в бедах защитника;/нищие – благотворителя,/ те, кто в путешествии – руководителя,/сподвижника – воины/и плывущие в пучине – спутника,/во всем своего твердого заступника./Град Фессалоника! В молитвах так возгласим:/«Преславный Димитрий, поспеши и избавь нас от всякой нужды/и спаси рабов твоих молитвами И ныне, Богородичен, глас тот же. Творение Германа Патриарха Вострубим трубою песней,/ибо, склонившись свыше, всех Царица, Матерь–Дева/благословениями венчает воспевающих Ее./Верные люди да соберутся/и да рукоплещут в песнопениях Царице, Царя родившей,/– Того, Кто прежде удерживаемых смертью/освободить человеколюбиво благоволил;/Пастыри и учителя!/Доброго Пастыря Пречистую Матерь, сойдясь, восхвалим./Светильник, золотом сияющий, светоносное Облако,/Небес Пространнейшую, Одушевленный Ковчег,/огневидный Престол Владыки,/золотой Сосуд, вместивший манну,/Слова затворенную Дверь,/всех христиан Прибежище,/песнями Богогласными восхваляя, так возгласим:/«Дворец Слова,/удостой нас, смиренных, Небесного Царства:/ибо ничего нет невозможного для ходатайства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Ниже: удаляйтесь убо от вредительного былия, егоже не Иисус Христос насаждает, но человекоубийца зверь: не бо сад отчий есть, по семя лукавого. Не сего же ради, якобы обретя у вас раскол, сия пишу, но яко чада Божия предохраняю вас. Елицы бо Христовы суть, сии со епископом суть: елицы же уклоняются от него, и общение любят с проклятыми, сии с ними посекутся. (Послание 3). Там же, ниже: внимайте Епископу, и пресвитеру, и диаконам. Аще мните о мне, аки бы предвидев разделение неких, глаголю сия. Свидетель ми Той, Его же ради связан есмь, яко от уст человеческих не познав, но Дух поведал мне сия, глаголя: без епископа ничтоже творите. Плоть вашу яко храм Божий блюдите, единство любите, разделения бегайте: подражатели бывайте Павлу, и иным Апостолом, якоже те Христу. И паки Святой Игнатий в другом послании пишет: Злоименитых же ересей и творящих расколы, яко начала злых бегайте. Все же епископу последуйте, якоже Иисус Христос Отцу, и пресвитером якоже Апостолом; диаконов почитайте, яко по заповеди Божией служащих. Никто без епископа что либо да творит от подобающих, яже в Церкви. Та известна евхаристия да будет, который от епископа бывает, или кому тот повелит. Где же явится епископ, там и всенародное множество да будет: якоже где Христос, там все небесное воинство предстоит, яко Воеводе сил Господних, и всего умного естества Началоправителю. Не лет есть без епископа ни крестити, ни предложения творити, ни жертвы проскомисати, ниже церковных пиров совершать, но еже аще оному возмнится, по благословению Божию, твердо и известно все, еже аще творите, да будет. Благоключимо прочее возникнути нам, Дóндеже еще время имамы, к Богу на покаяние, зане во аде несть исповедующегося: се бо человек, и дело его пред лицем его. Чти, рече, сыне Бога и царя. Аз же глаголю: чти убо Бога, яко вину всех и Господа, епископа же яко архиерея, образ божий носящего, по начальству убо божий, но священству же образ Христов: и посем почитати подобает и царя. Ибо никтоже Богу лучший или близкий ему есть во всех, яже суть; ниже в Церкви что либо вящше паче епископа, освященна Богови за спасение всего мира, ниже кто подобнейший есть Царю царствующих, иже мир и доброзаконие в начальствующих управляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Однако прочтем ответ отца Саввы на письма, полученные им от «достопочтеннейшей и благочестивейшей Екатерины». В Россию, Екатерине Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Достопочтеннейшая, благочестивейшая и благоговейнейшая госпожа Екатерина с честным и благоговейнейшим супругом твоим и возлюбленными чадами твоими, возлюбленные о Господе чада, приветствую вас от всей души. Возлюбленное чадо! Получил я честное твое письмо вместе с двадцатью пятью монетами и весьма возрадовался о желанном мне добром твоем здравии, о коем день и ночь, а не только в ежедневных наших молитвах и бдениях, молю Бога вместе с братией моею, то есть духовными чадами моими: монахом Онуфрием-иконописцем, монахом Иларионом и монахом Саввой, которые любят вас, как собственных сестер и братьев. Посему говорю вам вместе с апостолом Павлом: радуйтесь всегда 228 о Господе, и паки реку, радуйтесь. Особенно же радуйся ты, блаженная Екатерина, ибо удостоил тебя Бог милости принести ему избранные дары чистейшего чрева твоего: двух возлюбленнейших чад твоих. И получишь ты великую мзду от Христа в Небесном Его Царствии, ибо возлюбленные чада твои не смертному и временному царю служат, но Небесному Царю царствующих и Господу господствующих, Чей представитель и наместник – православнейший и христианнейший царь и самодержец благословенной России и всего христианства, достойный Николай. Ибо нет сегодня иного господина, кроме царя православного, помазанного Духом Святым по образу Христову, во всей Вселенной под Солнцем. Посему тот напрасно считает себя христианином, кто не молится день и ночь о нем, обо всем семействе его и воинстве его. Я же, возлюбленное чадо, совершая ежедневно святую и страшную литургию, никогда не служил без того, чтобы не помолиться Богу, чтобы не вынуть частицу и не соединить ее с честною Кровию Спасителя нашего Иисуса Христа, особливо за царя и самодержца Александра, а после за все семейство и воинство его. И все сие, чадо мое, вынужден я написать тебе, хотя и не хочу, чтобы мир слышал обо мне. Но поскольку ты и единожды, и дважды, и трижды писала мне, прося молиться о любезных чадах твоих, что готовы погибнуть ради веры православной и любви Христовой, сего ради, чтобы не огорчить тебя, узнай о том, как поступаю я. За сим молю Бога, да удостоит Он всех вас Царства Небесного, и да возрадуетесь вечно в сладчайшем свете и красоте Святой и Животворящей Троицы, пред лицем Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь. В год 1907-й, декабря 12-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх спросил еще: " Что ти свойственнее, иночество ли в молитвах особо или подвиг пред всеми людьми? " Афанасий, поклонясь, ответствовал: " Всякая вещь и дело, владыко святый, во свое время познается: у вас, святых отец, от Господа Бога власть в руку прощати и вязати, а не у всех; что творю и сотворих - в повелении послушания " . И, обнажив седую голову свою, наклонился к патриарху и, показывая ее, сказал: " Известно ти буди, владыко мой, се подпись латынян на главе моей от оружия; еще же и в лядвиях моих шесть памятей свинцовых обретаются; а в келлии сидя, в молитвах, как можно найти было из воли таких будильников к воздыханию и стенанию? А все се бысть не нашим изволением, но пославших нас на службу Божию " . Патриарх, без сомнения удовлетворенный дознанием, что над воинственным одушевлением тем не менее господствует дух иноческого благочестия, смирения и простоты, благословил старца, целовал его " любезне " и прочих его сподвижников отпустил с " похвальными словесы " . (См. Житие преп. Дионисия Радонежского чудотворца, написанное Симоном Азарьиным.) Итак, в то время, когда мирские люди вольною волею могут идти в ряды войск на защиту отечества, и это справедливо признается великим подвигом, награждаемым и здесь, на земле, от Царя земного, и там, от Царя небесного, - восприявшие монашеское пострижение могут идти на свой подвиг только за святое послушание, ведь монах уже отрезал свою волю вместе с своими волосами, ведь у него нет своей воли так же, как у его мантии нет рукавов, как же он может распоряжаться собою? А в духовной жизни даже и добровольный вызов на подвиг, хотя бы и с благословения игумена, не всегда бывает безопасен для монаха: " Не вернешься, брат, в келлию таким, каким вышел из нее " , - говорит мудрость монашеская. Тем паче следует это сказать об обители. Кто бы что ни говорил, что бы ни писал по этому вопросу, у монахов есть свое воззрение на это дело, от которого они не могут отказаться, если хотят оставаться истинными монахами. Вся разница в том, что " мир видит в них людей бесполезных для гражданских обществ, полагая, что он-то с своею волею, с своим умом, он-то с своими шумными уставами и есть единственный благотворитель обществ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Сие происходило 8го Апреля тогоже года. За мощами же Святителя Филиппа Государь назначил Митрополита Никона, как постриженика Соловецкой Обители (где восприял иноческий чин и сам Филипп), с нарочитой свитой духовных и светских лиц, известных лично Государю, в числе коих находились Болярин Князь Хованский и известный Дьяк Леонтьев с придворным штатом. Для прочтения при всем народе пред мощами Святителя Филиппа, от лица своего Царь вручил Никону грамоту, написанную в подражание молитвенного послания, какое некогда Греческий Царь Феодосий писал к мощам Свят. Иоанна Златоуста , когда заблагорассудил их перенесть из Коман. Сия любопытная грамота Царя была следующего содержания: Первое: „Христову подражателю, Небесному жителю, вышеестественному и безплотному Ангелу, преизящному и премудрому духовному учителю, нашему Пастырю же и молитвеннику, Великому Господину, Отцу Отцем, Преосвященному Филиппу, Митрополиту Московскому и всея России. По благословению Вседержителя Христа Бога, Царь Алексей; чадо твое, за молитвы Святых ми здравствуем. Ничтоже ми тако печаль души творит, Пресвятый Владыко, яко же не быти тебе Богохранимого Царствующего нашего Града Москвы во святей, велицей и преименитой Соборной Апостольской Церкви, Пресвятые, Чистые и Преблагословенные Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Святого Ея Успения, наполняюща места с прежде бывшими тебе и по тебе Святители; яко дабы купно ваших ради молитв, Святая Соборная Церковь и яже о Христе вера, еюже спасаемся, пребывала выну неподвижна, и стадо вашея Святительские паствы ненаветно от всех пагубных волков. Не бо и мы своею силою, или многооружным воинством укрепляемся; но Божиею помощию и вашими святыми молитвами вся нам на пользу строятся.“ Второе: „И приити тебе желаю семо, еже разрешити согрешение Прадеда нашего Царя и Великого Князя Иоанна, нанесенное на тя нерассудно завистию, и неудержанием ярости, и еже на него твое негодование, аки общники и нас творит злобы его, яко же пишется. Терпчины бо родительские оскомины чадом различны творят; обаче превратися от Бога, се рече Пророком, не быти тако глагол сей; но ядшему терпкая, тому и зубом быти оскомины.“

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/na...

Эта проповедь – одна из лучших проповедей, разъясняющих православное отношение к войне и миру: – Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил крест Христов, только что им познанный? – Для брани и победы. Итак – Бог любит добродушный мир: и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земли немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частию надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы самый победитель не позволял заржаветь своему оружию. Итак, Православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь , приглашая в то же время и вас говорить с нею: благословен Господь Бог наш, научаяй руки ваши на ополчение, персты ваши на брань! Любит мир самодержец России: но по сему самому крепко стережет его стражею сильного верного, искусного воинства... Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно: а гнев и грозу берегите для врагов Отечества. Наипаче не забывайте, что добрый воин царя благочестивейшего должен быть равномерно добр воин Иисус Христов... Тот воин истинно непобедим, которому венец мученичества за Ве ру, Царя и Отечество, так же любезен, как и венец победы. Тот лучший слуга царев, и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного. Оставшись весьма доволен такой речью московского архиерея, царь отбыл в Северную столицу, так и не позвав его за собой. Несмотря на болезни, Филарет не оставлял писательских трудов. Помимо проповедей писал сочинения по истории Церкви, а той осенью завершил житие преподобного Никона игумена Радонежского. Среди забавных происшествий, упоминаемых Филаретом в письмах, нельзя не оставить без внимания случившееся в 1843 году нашествие на Рязанскую епархию множества монахов из Иерусалима, которые весьма успешно собирали с местных жителей дань на строительство при Гробе Господнем большого русского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

арку, где изображены праведные Иосиф и Вениамин, сыновья патриарха Иакова (с ними сравнивал св. братьев и автор «Сказания»). С др. стороны апсиды, симметрично Владимиру, Б. и Г., изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся также в XI в. Начиная с сер. XVI в. фигуры Б. и Г. размещаются в наосе на гранях подкупольных столпов. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля сер. XVI в. они представлены на юж. грани северо-зап. столпа, т. е. слева от центрального прохода и вблизи «царского места»; напротив, на грани юж. столпа, изображены воины-великомученики Георгий и Димитрий Солунский. В Спасо-Преображенском соборе Ярославля (1563) Б. и Г. представлены на зап. гранях зап. пары столпов наоса, их образы встречают входящего в собор. Различные варианты изображения избранных святых, часто с включением визант. императоров и Б. и Г., представлены в следующих росписях: Архангельского собора Московского Кремля (восходит к 1565); Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); ц. Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600); Благовещенского собора Сольвычегодска (1601); Рождественского собора в Суздале (восходит к 1636); Успенского собора Московского Кремля (1642-1643); Ризоположенской ц. Московского Кремля (1644); Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); Успенского собора ТСЛ (1684); Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1684); Софийского собора в Вологде (1686-1688); Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689) и др. В бесстолпных храмах образы Б. и Г. стали располагаться в верхних зонах росписей, напр. в Троицкой (ныне Покровской) ц. Александровой слободы (1571), в медальонах на вост. гранях шатра, в ц. Воскресения в Ростове (70-е гг. XVII в.), в откосах окон верхнего яруса наряду с кн. Владимиром и имп. равноап. Константином. В иконах и в прикладном искусстве изображения Б. и Г. (с кн. Владимиром и без него) часто соотносятся с темой св. Креста и с образами святых Константина и Елены. Так, на «Киликиевском» кресте (кон. XV в., ВГИАХМЗ) резная костяная пластина с фигурами святых Константина и Елены по сторонам креста корреспондируется с пластиной, где Б. и Г. поднимают мученический крест. На иконе «Воздвижение креста» (XVI в., ГТГ) по сторонам креста изображены Константин и Елена, а ниже, строго под ними, в ряду избранных святых,- Б. и Г. С темой св. Креста, христ. воинства и Небесного Иерусалима образы Б. и Г. связаны на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя …» (сер. XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля: в центре, в окружении пеших воинов, изображен царь Константин на коне, с крестом, движущийся к Небесному Иерусалиму за арх. Михаилом и Иисусом Навином(?), вслед за ними др. святые воины во главе с князьями Владимиром, Б. и Г. на конях.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Виноградныя кисти и самые прутья привязываются, дабы на земли не лежали: ты, Христианине, привяжи себя любовию к Искупителю своему Христу, привяжи также себя к закону Его и Евангельским велениям. Лоза виноградная, если очень возвышается в высоту, обрезывается, и самыя листвия при густоте их отрезываются: ты, Христианине, если приметишь в себе гордость и кичение, отсецы сию проклятую отрасль от сердца твоего. Ветвь, от виноградной лозы отсеченная, непотребна есть, разве еже огневи предается на истребление 449 : тако ты, Христианине, если до конца жизни твоея не пребудешь на лозе Христе, будешь на потребление огневи адскому. Ягоды виноградныя сжать надобно тисками или другим орудием, дабы вино оне источить могли: тако ты, Христианине, претерпи всякое угнетение от мира сего, если хощешь пить вино ново в царствии небесном 450 . Виноградная лоза зимою покрывается сеном и землею, дабы от морозов не повредилась: ты, Христианине, хотя положен будешь в землю, и во гробе плотию истлеешь, не бойся сего; приидет бо для тебя весна благословенная и лето ново, и ты будешь принесен в землю обетованную небеснаго рая, где увидишь и вертоградаря Христа лицем к лицу, и со всеми делателями верными во веки возрадуешься. Что да даст улучить всем верным Христианам благость Бога нашего, ради пречистой Крови Агнца непорочна и пречиста Христа. Притча двенадцатая о браках Мф. 22:1–4 . Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему, и посла рабы своя призвати званныя на браки, и не хотяху приити. Паки посла ины рабы, глаголя, рцыте званным: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова, приидите на браки. Чрез царство небесное разумеется в сей притче состояние Церкви в сей жизни. Церковь бо воинствующая, во-первых, царством Божиим называется в рассуждении предмета, поелику Царя небеснаго жилище есть, как пишется: и поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами; И похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будите Ми людие 451 . Второе, Церковь Божия называется царством Божиим, поелику в оной благодатно Бог в сердцах верных царствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010