И вот, святитель Пётр следует за князем в незначительный в то время городок Москву, чтоб утвердить там своё местопребывание и тем привлечь к князю уважение и преданность всей России. Святитель Алексий повиновался даже малолетнему великому князю, всячески ограждая его права. Он входил не только в дела церковные, но и государственные, увещевал непокорных, предавал отлучению церковному тех русских князей и их приспешников, которые шли против законной власти великого князя, пользуясь его малолетством или затруднениями в государственной жизни, и соединялись даже с врагами русского народа (как князь Тверской с литовцами); он путешествовал в Орду к татарскому хану, чтобы смягчить его и предотвратить нападение на русскую землю. Умирая глубоким старцем, он говорил великому князю: «Сын мой, я отхожу от жизни, оставляя тебе милость от Бога, мир и благословение, а также и сыну твоему и всему семени твоему до века». Так, видите, и доныне почиет на нас благословение святителя. Так же действовал и святитель Иона: и он писал послания к русскому воинству, ободряя его на подвиги брани против татар-поработителей и обещая именем Господним венец славы мученикам, которые будут убиты в сей священной брани; и он властью духовной смирял бунтующих князей, бояр, раздорников, непокорных власти законного великого князя. И он всеми силами своими служил благу народа русского, подготовляя единодержавие и самодержавие его властителей и вместе с тем силу и крепость царства русского, православного, мир и спокойствие Церкви Христовой, благоденствие и порядок жизни народа. Чтобы народ наш тихое и безмолвное житие проводил во всяком благочестии и чистоте, творя волю Божию, уготовляя себя к вечному спасению. Ради того же блага русского народа и святитель Филипп, на сто лет позже митрополита Ионы, уже в дни свободы русского царства, когда царь Иоанн Грозный, попущением Божиим, объятый болезнью, воспылал гневом на подданных и стал предавать многих неправедным и жестоким казням, – святитель Филипп мужественно и до пролития крови пастырски увещевал Грозного царя, сохраняя уважение, преданность и повиновение ему, как царю, но напоминая о равном для царя и подданных законе Царя Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

без усердия и охоты, – так говорит святое слово Господне! Потому-то я и умоляю вас, православные, – не берите тяжкого греха на свою душу, не бесчестите святого и богоугодного дела печалью неуместною, скорбью богопротивною. Пусть каждый отец отпустит сына на службу царскую, как бы на службу Самому Царю Небесному, с радостью и веселием, напутствовав его родительским благословением! Тогда Господь Бог, видя твое усердие, ниспошлет благословение Свое на весь дом твой, как ниспослал на дом праведного Авраама, не пощадившего ради Господа единородного своего сына. Пусть каждый сын, кому достанется счастливый жребий быть защитником православной веры и Церкви, слугою царя православного, примет сей жребий с охотою, как бы принял его от руки Господней, – пойдет на службу царскую с усердием и святым обетом служить верою и правдою. Тогда Господь Бог примет самоотвержение его как чистую, святую жертву, благословит его усердие, вознаградит послушание Своею милостью. Военная служба есть дело отечеству полезное и для нашего собственного благополучия необходимое. Если бы, – чего, слава Богу, еще от роду у нас не было, – если бы – говорю – все воспротивились идти в военную службу, служить царю и отечеству: то скажите мне, что было бы тогда со стариками хилыми, с нашими детьми и внучатами несмысленными? Тогда из нашего же народа собралась бы шайка разбойников, каковых много бывало у нас в старинные годы, начали бы грабить и жечь, увечить и убивать всякого; и усмирить их было бы некому. И такие бедствия терпели бы мы от своих единоземцев, от русских же людей. Что же сделали бы с нами враги иноплеменные, когда увидели бы, что у нашего батюшки-государя нет воинства христолюбивого, и некому защитить и охранять богатую землю русскую? Для сего довольно припомнить старинные времена, когда у благоверных князей и царей наших не было еще наличного воинства. Тогда бывало, то ханы татарские со своею ордою некрещеною, то немцы ливонские ворвутся в наше любезное отечество, сожгут и истребят города знаменитые, опустошат селения мирные; а дряхлых стариков, слабых, беззащитных матерей с детьми малолетними, и всех от малого до великого либо побьют, либо в неволю уведут; всю же казну царскую и драгоценную утварь церковную заберут и увезут в свои таборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В. Саулкин: В храме Вооруженных Сил есть мозаичная икона " Благословенно воинство Царя Небесного " . Икона на все времена. Все воины, воинство христианское всех времен изображены на иконе как три полка, которые движутся к Небесному Иерусалиму. И там Матерь Божия и Богомладенец Христос встречают их. Богомладенец раздает Небесные венцы и ангелы несут эти мученические венцы, увенчивая ими воинов. Такие герои как Даня, нет сомнений, вошли в Небесный полк святых воинов. Молиться можно воинам нашим, которые ушли на Небо, защищая Отечество в этой войне с темной силой. Я твердо уверен, что с Россией все будет хорошо, раз у нас есть такие герои. Не может Господь и Божия Матерь не принять молитвы, подвиг и жертву за други своя наших героев. Эти подвиги не могут остаться без ответа, без милости Божией к стране и народу, который рождает таких героев. Тамара Гавриловна: Любой подвиг не может пройти просто так. Он же во имя жизни. Сын уходил и сказал, что уходит, чтобы Серафиму, младшему брату, не пришлось воевать. В русском по природе много доброты и смелости, он не может не защитить. А туда мы пришли защищать своих, которые просили о помощи. Есть люди, которые сомневаются. Я не говорю про тех, кто против войны, о них молчу. Так вот сомневающимся я говорю представить, что вашего близкого или ребенка схватили, закрыли в соседней квартире и убивают. Что вы будете делать? Вы не станете просто звонить в полицию, звать, вы будете ломать эту дверь, чтобы вытащить его оттуда и попытаетесь расправиться с тем, кто посягнул на ваше чадо. Это естественная реакция любого человека. Так вот, туда мы пришли именно с этим. Это терпеть нельзя было. Люди с 14 года нуждались в помощи. Люди местные сражаются с лета 14 года. Почему они пошли в ополчение? Если бы их никто не бомбил, пошли бы они воевать? Почему люди этого не понимают, неясно. Прискорбно. Но всему свое время. Рано или поздно правда восторжествует. Не созрели некоторые люди, и все же верю, будет это. Но один Господь знает, сколько понадобится времени, сколько нам полезно, чтобы это продолжалось. Пока не будем готовы и достойны этой победы, Господь ее и не даст.

http://radonezh.ru/2023/08/28/byt-voinom...

С конца XV – начала XVI века иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу великомученика Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его святому Георгию. Встречается редкий для иконографии святого Георгия атрибут – шлем, который падает с головы святого и заменяется небесным мученическим венцом. К началу XVII века изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом; на иконе из Нижнего Новгорода (конец XVI – начало XVII века «Чудо великомученика Георгия о змии с 9 праздниками») изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу святому Георгию; на нижнем поле великомученик Георгий представлен в трех клеймах, продолжающих сюжет средника: святой Георгий пеший – пеший воин, поражает копьем змея в озере; сон святого Георгия, беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие: копье или меч), которым святой Георгий поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиционного белого встречаются варианты вороного). Изображение «Двойного чуда» встречается редко. Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от других извод: пеший великомученик Георгий передает спасенного отрока отцу-священнику. В основе этого житийного сюжета лежат два разных чуда: чудо святого Георгия на острове Лесбос (возвращение отрока в родительский дом) и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской церкви. С темой чудесной помощи святого Георгия связан еще ряд сюжетов. Великомученик Георгий несколько раз защищает преподобного Феодора Сикеота от демонов, явившихся в облике волков и других страшных животных. Неоднократно святой Георгий выступает помощником в ратных делах, например, на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где святой Георгий выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев; на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви («Благословенно воинство Небесного Царя»), святой Георгий изображен в авангарде нижнего ряда войск.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сам Господь наш Иисус Христос, положивший душу Свою за други своя, с любовию будет призирать на вашу готовность положить души ваши за други ваша и благословит вас... Какие подвиги не будут для вас возможны под осенением таких благословений! Явите же себя достойными своего высокого призвания и славного имени русского воина. Молитесь, любите Господа Бога, Царя, отечество, ближних, честно подвизайтесь и вы будете увенчаны славою! Благоверный Государь – Архистратиг воинства русского! 256 . В Твоем лице благословляется предводимое Тобою христолюбивое воинство этим св. образом Господа- Вседержителя. Христос да пребудет неразлучно с Вами -защитниками дела Христова и да венчает Ваши подвиги славными победами. Христолюбивый вождь пребывавшего в пределах нашей области воинства! 257 Благословляя тебя и всех твоих сподвижников св. Гербовецкою иконою Взбранной Воеводы – Царицы Небесной, Покровительницы града и страны нашей; св. церковь поручает всех вас могущественному покровительству её, и молит и будет молить Ее, да ведет Она вас от подвига к подвигу, от победы к победе. Да возвратит Вас Господь к нам целыми и невредимыми, увенчанными лаврами». Многоплоднейшая деятельность Преосвящен. Павла на пользу Кишиневской паствы за время с 1871 по 1881 год весьма обстоятельно была описана И. Пархомовичем, который ясно определил общее просветительное значение Преосвящ. для Бессарабского края, но особенно отметил живыми чертами деятельность его по благоустроению духовно-учебных заведений Кишин. Епархии. Расширению и возобновлению почти всех духовно-учебных заведений Кишиневских способствовало то, что Владыка Павел сумел направить сюда весьма значительные капиталы заграничных православных монастырей, имеющих в Бессарабии большие участки земли. По словам биографа, „с прибытием в Кишинев Преосвящ. Павла для Кишин. епархии наступил новый светлый период её жизни. Все стороны Епархиальной жизни получили новую животворную силу»... „Да, только крепкая, энергичная, самоотверженная и глубоко любящая душа могла сделать то, что сделано в последние десять лет её жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Этих особенно прославляет Господь. И нас учит, чтобы мы без боязни крепко стояли на страже Его Церкви, не боясь страданий и преследований, защищая ее уставы, ее установления и догматы ; мужественно переносили всякие искушения и напасти от врагов, особенно слуг князя тьмы, стойко боролись и настойчиво с грехом и со страстями своими. Таких борцов, крепких, особенно Своею милостию покрывает Господь, промышляет о них особенным вниманием, ласкою Его пользуются они. Как земной полководец заботится о своих воинах, знает каждого в лицо, знает нужду каждого, так и Господь воинств, Господь – Полководец Небесный заботится и знает в лицо каждого из Своих воинов. Все Его пророки, все апостолы Его были в то же время и воины Его. Все они вынесли тяжелую борьбу и понесли подвиг мученичества за исповедание имени Его. И какою любовию, заботою, защитою обнимал Господь всех этих служителей – воинов Своих. Вот, дорогие мои, в то время, когда поют «Свят, Свят, Свят», молитесь, чтобы Господь дал вам мужество в борьбе с грехом, чтобы укрепил вас бодро стоять на страже имени Его, мужественно прославлять Его. Когда поют эти слова, загляните в себя, посмотрите: кто вы? Воины ли Царя Небесного, смело, отважно идущие на врага, диавола и слуг его, или вы дезертиры, покинувшие поле битвы, позорно убежавшие от знамени своего полководца? Не забудьте крепко держать меч Господень – Крест Его. Знамением Креста Его поражайте врагов видимых и невидимых. Оденьтесь, по слову апостола, во всеоружие спасения. Мужественно стойте, защищая Церковь Божию и святое имя Господне. И Господь воинств, пребывающий в сонме мучеников и подвижников – борцов со страстями, ниспошлет вам Свою особую милость. Дальнейшие слова возгласа: «Исполнь небо и земля славы Твоея» понятны вполне. Они значат, что небо и земля полны славы Божией. Весь мир являет Его славу. Следующее слово «осанна» я хочу пояснить вам. «Осанна» – по-еврейски «гошианна». По-гречески «осанна» означает приветствие: здравствуй, привет тебе, пусть тебе будет хорошо – вот как можно перевести это слово. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особым восклицанием. Евреи выражали это словом «гошианна». В ветхозаветной Церкви праздновался так называемый День кущей. Когда евреи выходили в поле, устраивали палатки, убирали их зеленью и там проводили весь праздник. Дети еврейские, взяв в руки ветки, бегали по полю и при встрече помахивали ветвями и кричали друг другу: «Гошианна», т.е.: «Приветствуем вас, здравствуйте, да будет радость». Этим же восклицанием встретили дети входившего в Иерусалим Христа Спасителя. Наше пение: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» – выражает привет грядущему Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Какое же преимущество - обратить свою жизнь в талант для приобретения Царю и Царству спокойствия, победы, славы, - сделать жизнь свою священною жертвою верности и любви к Царю и Отечеству, - приближаться чрез самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого небесного Судии: " Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя " (Иоан. 15,13). " Благословение и слава побеждающим, благословение и блаженство приносящим в жертву жизнь свою с верою в Бога, с любовию к Царю и Отечеству! Сказано в Писании о древних подвижниках за Отечество: " Верою победиша царствия " (Евр. 11,33). Верою победоносны будете и вы " . Святитель дает воинам такие драгоценные наставления, что руководимый ими православный воин становится идеалом воинской чести и доблести. " Честь воина, - говорит он, - не в одной пылкой храбрости, но также и в строгом повиновении Начальству, в единодушии с соратниками, в непоколебимой стойкости, в недремлющей осторожности от нападающего с оружием и от подкрадывающегося с смертоносным словом, в кротости к безоружным, в уважении к собственности, даже неприятельской; в умеренности, довольной, как учил Иоанн Креститель, своими оброки (Лук. 3,14). Высшая же сила воина - в вере и уповании на Господа сил, Бога воинств небесных и земных, праведно подвизающихся для царствия земного и небесного " . " Не забывайте, - говорит святитель в другом своем слове воинам, - не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества. Наипаче не забывайте, что добрый воин Царя Благочестивейшего должен быть равномерно " добр воин Иисус Христов " (2 Тим. 2,3). Надобно ли в подтверждение сего вновь напоминать вам о древних победоносцах и уверять вас апостольским словом, что они " верою победиша царствия " (Евр. 11,33)? Вы это ближе и простее знаете из деяний наших предков, наших Царей, наших избранных вождей. Тот воин истинно непобедим, которому венец мученичества за веру, Царя и Отечество так же любезен, как и венец победы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Слава: Изрядный ученик великаго учителя монашества/преподобнаго Амвросия/был еси, блаженне отче Нектарие,/многосветлыми добродетелями просияв,/в последок жития своего претерпел еси изгнание/и в Бозе скончал еси земное странствование, поя:/Боже, благословен еси. Слава: Искусным учеником великого учителя монашества/преподобного Амвросия/был ты, блаженный отче Нектарий,/многосветлыми добродетелями просияв,/в конце же жизни своей претерпел изгнание/и в Боге земное странствие окончил, воспевая:/“Боже, благословен Ты!” И ныне: Простри руце Своя, Преблагословенная Дево,/к Сыну Твоему, Христу Богу нашему,/молящи усердно, да помилует нас, грешных,/по велицей Своей милости. И ныне: Простри руки Свои,/Преблагословенная Дева,/к Сыну Твоему, Христу Богу нашему,/моля усердно, да помилует Он нас, грешных,/по великой Своей милости. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои Ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки. Ирмос: Царя небесного,/Которого воспевают воинства Ангелов,/воспевайте и превозносите/во все века. Припев: Святии преподобнии отцы, в Оптиной Пустыни просиявшии, молите Бога о нас. Припев: Святые преподобные отцы, в Оптиной Пустыни просиявшие, молите Бога о нас. Венцы нетленныя прияли есте,/Богоноснии отцы Иларионе, Исаакие и прочия старцы Оптинстии,/исполнивше в житии своем закон Христов,/и наследовали есте горнии обители/Отца нашего Небеснаго, зовуще:/благословите, вся дела Господня, Господа. Венцы нетленные вы получили,/богоносные отцы Иларион, Исаакий и прочие старцы Оптинские,/исполнив в житии своем закон Христов,/и унаследовали вышние обители/Отца нашего Небесного, взывая:/“Благословляйте, все творения Господни, Господа!” В смирении претерпели есте вся злострадания,/отцы святии Никоне и Исаакие,/крест взявше на рамо, яко исповедницы и мученицы Христови,/добропобедно житие свое скончали есте,/и тако внидосте в радость Господа своего, воспевая:/благословите, вся дела Господня, Господа. Со смирением претерпели вы все страдания,/отцы святые Никон и Исаакий,/крест на плечо подняв, как исповедники и мученики Христовы,/победоносно житие свое окончили,/и так вошли в радость Господа своего, воспевая:/“Благословляйте, все творения Господни, Господа!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-sob...

И ныне: Слово Божие в Тебя вселилось, Богородица, и людям явило Тебя небесной лестницей: ибо Тобою Всевышний сошел к нам. Кондак Умилосердись надо мною, святой Ангел Господень, хранитель мой, и не отлучайся от меня скверного; но просвети меня светом неприступным и соделай достойным Царства Небесного. Икос Душу мою, униженную среди множества соблазнов, ты, святой заступник и певец с сонмами бесплотных Сил Божиих, неизреченной славы небесной удостой, помилуй меня и сохрани, и помыслами добрыми душу мою просвети, дабы я Твоею славою, Ангел мой, обогатился, и низложи злоумышляющих против меня врагов, и соделай меня достойным Царства Небесного. Песнь 7 Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши в Вавилоне некогда верою в Троицу победили пламя печи, воспевая: «Бог отцов наших, Ты благословен!» Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне. Милостив будь ко мне и умоли Бога, Господень Ангел: ибо я имею тебя заступником все время жизни моей, наставником и хранителем, от Бога дарованным мне навеки. Не допусти, святой Ангел, чтобы душу мою окаянную, врученную тебе от Бога непорочной, на пути убили разбойники, но направь ее на путь покаяния. Слава: Душа моя вся посрамлена от лукавых моих помыслов и дел, но скоро предстань, наставник мой, и исцеление мне подай, чтобы благими помыслами я уклонялся всегда на правые пути. И ныне: Премудростью исполни и крепостью божественной, ипостасная Премудрость Всевышнего, по молитвам Богородицы, всех с верою взывающих: «Отцов наших Бог, Ты благословен!» Песнь 8 Ирмос: Царя небесного, Которого воспевают воинства Ангелов, хвалите и превозносите во все века. Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне. От Бога посланный, утверди жизнь мою, раба твоего, преблагой Ангел, и не оставь меня вовеки. Ангела поистине благого, души моей наставника и хранителя, тебя, преблаженный, воспеваю вовеки. Слава: Будь мне покровом и защитой в день испытания всех людей, когда огнем будут испытаны дела добрые и злые. И ныне: Будь помощницей и тишиной, Богородица Приснодева, мне, рабу Твоему, и не допусти меня лишиться Твоего покровительства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

Кондак, глас 4 Явись мне милосердным,/святой Ангел Господень, хранитель мой,/и не отлучайся от меня скверного;/но просвети меня светом неприступным/и соделай достойным Царства Небесного. Икос: Душу мою, униженную среди множества соблазнов,/ты, святой заступник и певец/с сонмами бесплотных Сил Божиих,/неизреченной славы небесной удостой,/помилуй меня и сохрани,/и помыслами добрыми душу мою просвети,/дабы я Твоею славою, Ангел мой, обогатился,/и низложи злоумышляющих против меня врагов,/и соделай меня достойным Царства Небесного. Песнь 7 Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши,/в Вавилоне некогда/верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/«Боже отцов наших, благословен Ты!» Припев: Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне. Милостив будь ко мне/и умоли Бога, Господень Ангел:/ибо я имею тебя заступником все время жизни моей,/наставником и хранителем,/от Бога дарованным мне навеки. Не допусти, святой Ангел,/чтобы душу мою несчастную,/которая вручена была тебе от Бога непорочной,/на пути убили разбойники,/но направь ее на путь покаяния. Слава: Душу мою всю посрамленной привожу/от лукавых моих помыслов и дел,/но скоро предстань, наставник мой,/и исцеление мне подай, чтобы чрез благие помыслы/я уклонялся всегда на правые пути. И ныне: Премудростью исполни и крепостью божественной,/ипостасная Премудрость Всевышнего,/по молитвам Богородицы,/всех с верою взывающих:/«Отцов наших Боже, благословен Ты!» Песнь 8 Ирмос: Царя небесного,/Которого воспевают воинства Ангелов,/воспевайте и превозносите/во все века. Припев: Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне. От Бога посланный,/утверди жизнь мою, раба твоего, преблагой Ангел,/и не оставь меня вовеки. Ангела поистине благого,/души моей наставника и хранителя,/тебя, преблаженный, воспеваю вовеки. Слава: Будь мне покровом и крепостной стеной/в день испытания всех людей,/когда будут испытаны огнем/дела и добрые, и злые. И ныне: Будь мне помощницей и тишиной,/Богородица Приснодева, рабу Твоему,/и не допусти меня остаться/лишенным Твоего покровительства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010