содержит подробное описание деревянной раки, раскрашенной, местами вызолоченной. На мощи был возложен воздух из золотной парчи с изображением креста; упоминаются 2 покрова (нелицевых) из зеленой тафты и золотной парчи. На крышке раки «писан образ во имя его [В. Я.] красками» (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в. 1775 г. Вел. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 74-75). Над ракой, по описи 1751 г., находилась икона «Спас Нерукотворный»; в дополнении к описи указано, что при мощах святого (на столпе?) был образ В. Я., «писан красками в резбы золоченой» (Там же. С. 143). В описи 1775 г. содержится не упомянутая в ранее составленных описях икона: в ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, «подле южных дверей, к стене образ святаго Владимира и матере его Анны новгородских чудотворцев писан красками» (Там же. Вып. 3. С. 29. 5). Существует предположение (см. кн.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 521. Примеч. 1. С. 133), что В. Я. изображен на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (после 1552, ГТГ) в сонме рус. христ. воинства среди др. князей, канонизированных незадолго до написания этой иконы на Соборе 1549 г. (напр., блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича Псковского, блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Новгородского и др.). С распространением в кон. XVII в. икон Собора святых образ В. Я. включается в состав новгородских чудотворцев. На иконах этого извода рядом с князем изображается кнг. Анна, напр., на прориси с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (предстоят иконе «София Премудрость Божия») В. Я. и кнг. Анна - первые слева (в зеркальном переводе) в 5-м ряду, в нимбах надписи: «Кн. Анна» и «Кн. Владимир». В. Я.- средовек с короткой бородой, вьющимися длинными волосами, головной убор отсутствует, голова кнг. Анны покрыта платом; на иконе письма архиеп. Сергия (Голубцова) «Собор всех святых Новгородских», 2-я пол. XX в., из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - слева в 5-м ряду в отличие от др. князей, изображенных в шапках или без головного убора, В.

http://pravenc.ru/text/154991.html

Песнь 7 Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы,/в Вавилоне иногда,/верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/отцев Боже, благословен еси. Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши/в Вавилоне некогда/верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Слепым даровала еси действие очесем, Дево, еже видети,/но и наша зеницы души и телесе просвети,/да поем присно величия Твоя. Очам слепых Ты, Дева, даровала способность видеть,/но и нам взоры души и тела просвети/дабы мы всегда воспевали/Твое величие. Глухим слышание даровала еси, Марие Скоропослушнице,/но и нас всех отверзи ушеса души и телесе,/яко да поем присно величия Твоя. Глухим слух Ты даровала,/Мария Скоропослушница,/но и нам всем открой уши души и тела,/дабы мы всегда воспевали/Твое величие. Слава: Якоже древле от пругов избавила еси прибегших к Тебе, Пречистая,/тако и нас от сих и всякаго вреда избави,/да поем присно величия Твоя. Слава: Как некогда от саранчи/избавила Ты прибегших к Тебе, Пречистая,/так и нас от нее и от всякого вреда избавь,/дабы мы всегда воспевали/Твое величие. И ныне: Яко исправила еси прежде разслабленнаго,/тако и нас, по обою разслабленных, теплым Твоим предстательством исправи,/да поем присно величия Твоя. И ныне: Как Ты укрепила прежде расслабленного,/так и нас, во всем расслабленных,/горячим Твоим заступлением укрепи,/дабы мы всегда воспевали/Твое величие. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои Ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки. Ирмос: Царя небесного,/Которого воспевают воинства Ангелов,/воспевайте и превозносите/во все века. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. От всяких болезней, Скоропослушнице, нас избави,/якоже от сих многих избавила еси. От всяких болезней/избавь нас, Скоропослушница,/как Ты многих от них избавила. Икона Твоя, Дево, показася источник чудес,/от негоже жаждущии снабдеваются изобильно. Икона Твоя, Дева,/явилась источником чудес,/из которого жаждущие/оделяются изобильно.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты – дверь Царя Небес и храм славы Его, Дево Всепетая,/отверзи нам двери милосердия/и введи ны молитвами Твоими в жилище Небесныя славы.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Мати Пресвятая,/Еяже молитвами род человеческий присно соблюдается,/поклонися Отцу, умоли Сына, призови Святаго Духа/и умилостиви Бога, в Троице Единаго, о множестве грехов наших,/да, Тобою помиловани бывше,/Творца и Тебе благословим отныне и до века.  Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу,/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Речем Твоих устен, Всечистая, последующе, Тя ублажаем,/с Тобою бо воистинну величия сотворивый Господь возвеличи Тя/и истинную Божию Матерь, рождейся из чрева Твоего, показа.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Приклонивый Небеса в Тя, Дево, вселися/и ныне на молитву Твою зрит, Богородице Чистая,/Твое, Царице, исполняя прошение,/Емуже за ны усердно помолися,/на Тя бо надеемся, Благословенная.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Святых Святая, Дево Чистая,/святых Святаго родила еси,/всех освящающаго, Христа Избавителя./Темже Тя, Царицу и Владычицу всех, яко Матерь Зиждителя тварей проповедуем.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Предъизбранная от всех родов, услыши глас наш/и даруй прощение душ наших, избавление страстей и болезней,/вся могущая, яко Мати Божия.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Царицу Деву Тя проповедует Давид, Пречистая, Чистую,/темже молим Тя:/Небеснаго ны Царствия сотвори наследники, да ублажаем Тя.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Приими еже от души моление мое, Пречистая Владычице,/Яже Бога рождши плотию,/к Тебе бо прибегох, к державней помощи,/да не погрешу надежды моея.  Светилен Владычице, всех Владычица и всех вышшая,/всех же превосходящая Горних воинств,/простри руку державну и сохрани мир,/священники благослови, Тебе священнодействующия,/монахи же прости, молящияся Тебе,/отечество наше соблюди, Святая Богородице./И ныне нас сподоби видети Небесное Царство и райскую дверь,/егда сядет Судия судити вселенней/во втором и Страшном Судилище, Владычице Ангелов.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

НЕ ПОШЛА ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ В ПОРТ-АРТУР… Порт-Артурская икона Божией Матери. Надпись на нижнем поле: «В благословение и знамение торжества Христолюбивому воинству Дальней России от Святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей» … 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала Русско-японской войны, Пресвятая Богородица в чудесном видении явилась старику-матросу Феодору Катанскому, участнику обороны Севастополя. Матерь Божия повелела написать Ее образ и поставить его в Порт-Артурской крепости. Царица Небесная обещала помощь и победу России, если русские воины будут молиться Ей перед этим образом. С объявлением начала войны начался сбор пожертвований на написание иконы: 10 тысяч богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» был написан точно по описанию старика-матроса, и в августе 1904 года икона была привезена во Владивосток. А дальше начались ее мытарства. Императрица Мария Феодоровна, мать царя-мученика Николая II, поручила начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Н.И.Скрыдлову доставить икону к месту военных действий, однако отправка затягивалась: военное начальство и высокие чины уже проявляли неверие и равнодушие к Промыслу Божию. Именно небрежением к святыне объяснял поражение России в Русско-японской войне св. праведный Иоанн Крондштадтский. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше Николай Федоров, ветеран русско-турецкой войны, по благословению батюшки Иоанна, согласился доставить подлинную икону в Порт-Артур. Он героически пробивался морским путем в крепость, но утром 20 декабря получил известие, что Порт-Артур сдается. «Если бы ветер не перескочил, - с горечью писал он в своем дневнике, - я бы не в 42 часа, проведенные мною в море, а часов в 30-36 доехал бы до места, а потому один священник совершенно правильно сказал: «не пошла Царица Небесная в Порт-Артур». Из донесения Николая Федорова в Святейший Синод: «…Святая икона сначала не была доставлена по назначению лишь по маловерию и нерадению тех лиц, от которых зависело ее отправление, а неудачу своей попытки могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной не угодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению».

http://pravoslavie.ru/370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г. “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду - фигура всадника (большего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют. Наст. название иконы - это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: «        ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., «                                    » - мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

http://pravenc.ru/text/149329.html

игумен Филипп (Симонов) Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносити во вся веки Ирмос восьмой песни Великого канона своим основанием имеет благодарственную победную песнь, которую воспели отроки еврейские, когда Ангел Господень исполнил Божественное о них определение и чудесным образом сохранил их невредимыми в пещном пламени, учрежденном для их умерщвления беззаконным царем халдейским Навуходоносором 1510 . «А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки. Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки. Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки. Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки. Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки. Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Не сд мен хрте въ пламени геенстмъ, коже богатаго, ради лазар: но дарй и мн плачемъ просщ, капли бже, и помилй м. Не осуди меня, Христе, на пламень геенский, как богатого за Лазаря; подай, Боже, и мне, с плачем просящему, капли человеколюбия, и помилуй меня. Мученичен Блгословенно воинство цр нбнаг, аще бо и быша стртотерпцы, но а санъ потщашас достигнти, тлесхъ небрегши, и стртьм своими безплотныхъ чести сподобишас: молитвами и хъ гди, спас дшы наша. Благословенно воинство Царя Небесного, ибо хотя из рожденных на земле были страстотерпцы, но постарались достигнуть ангельского достоинства пренебрегши тела и за страдания будучи удостоены почести бестелесных. Молитвами их спаси, Господи, души наши. Богородичен брадованна, ходатайствй твоими молитвами, и испрос дшамъ нашымъ множество щедротъ, и многихъ молимс. Благодатная! ходатайствуй о нас твоими молитвами и испроси душам нашим множество милости и очищение многих грехов, мы молим Тебя. На 6 часе тропарь пророчества, глас 6 Сей сть бже, страшный день, достигнти вечера не надемс: но сего видти насъ человколюбн сподобилъ тристый, слава теб. Сей, о Боже, есть страшный день, вечера которого мы но надеялись достигнуть; но Ты человеколюбиво удостоил нас видеть его. Слава Тебе, Трисвятый. Прокимен, глас 6, псалом 104 Да возвеселитс сердце и щщихъ гда. Да веселится сердцетех, кои ищут Господа. Исповдйтес гдви, и призывайте и м Прославляйте Господа и призывайте имя Его. Чтение из пророчеств Исаии (48, 17–49, 4) говорит об освобождении Израиля из плена Вавилонского, и пророчество переходит к Вождю избавителю – Христу. „Так говорит Господь, избавивший тебя, святый Израилев: Я есмь Господь твой, Я научил тебя к твоей пользе, найти тебе путь мой, по которому бы идти тебе. И если бы ты послушал заповедей моих, как река был бы мир твой, и правда твоя, как волна морская. И было бы как песок семя твое, и потомки чрева твоего как пыль земная. И теперь не будешь истреблен, и не истребится имя твое предо Мною. Выходи из Вавилона, беги от халдеев, возвещайте голос радости, и пусть услышано будет сие, возвещайте до пределов земли, говорите, что избавил Господь раба своего Иакова. И если они будут жаждать, пустынею поведет их, воду из камня изведет им, разсядется камень и потечет вода, и будет пить народ мой. А нечестивым невозможно радоваться, говорит Господь, слушайте меня острова, и внимайте народы; он будет стоять долгое время, говорит Господь. От чрева матери моей нарек он имя мое, и соделал уста мои мечем острым, и под покровом руки своей скрыл меня, сделал меня стрелою избранною и в колчане своем скрыл меня. И сказал мне: Израиль, ты раб мой, и в тебе Я прославлюсь, и я сказал: понапрасну трудился я, и тщетно и ни для чего отдал я силу мою. Посему суд мой пред Господом, и труд мой пред Богом моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в неделю Ваий Ныне, други, ближайшее нам спасение. Настоящее время делает нас ревностнейшими, готовейшими и усерднейшими ко встрече Небесного Царя. Это изрек и Павел, благовествуя: «Господь близь: ни о чемже пецытеся» (Флп. 4:5—6). Господь обретается близко — в скором подаянии даров. «Нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим» (Рим. 13:12—13). Возжем светильники веры; запасемся елеем нищелюбия, подобно пяти мудрым девам; встретим Христа бодрственно; возвысим пальму правды; облобызаем сосуд мира Мариина; внемлем гласу ликования; вознесем Богоприличные хвалы; с народом воскликнем песнь, воспетую народом: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан. 12:13; Мф.21:9)! Грядущий — благ: ибо Он всегда грядет к нам, и никогда не оставляет нас. «Близ Господь всем... призывающим Его во истине» (Псал. 144:18). «Благословен грядый... Царь Израилев!» Все, совершаемое в нынешний день, служит знаком, указанием, возвещением Царского шествия. В мирских городах, когда ожидают прибытия земного Царя, уравнивают дороги, увешивают венками входы, обновляют здания, украшают повсюду для Царя дворцы, составляют повсеместно хвалебные хоры, — все сие предзнаменует прибытие земного Царя в какой-либо город. Подобное тому совершаем ныне и мы, или даже нечто блистательнейшее и славнейшее. Ибо сколько владычество вечного Царя превосходнее временного; во столько раз и служение Ему превышает почести, оказываемые Царю смертному. Кроткий и тихий Царь стоит при дверях. Носимый на небеси херувимами, возседит здесь долу на жребяти ослем. Приготовим душевные наши домы; снимем паутину всякого братоненавидения; обметем пыль злословия; прольем обильную воду любви для омовения нечистоты; уравняем всякую негладкость вражды; преддверия уст наших украсим цветами благочестия; воспоем с народом песнь народа: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» И кто не воззовет? Кто не восхвалит сии лики предходящих и вследствующих людей — врагов иудеям, друзей христианам? Они величали Господа Царем, не видя телесными очами ничего, свойственного Царскому достоинству. Не видали они ни колесниц позлащенных, ни лошаков красивых, ни другой какой пышности, какою обыкновенно окружают себя земные Цари в шествиях своих: не видали ни оружий, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни грозных и могучих телохранителей, ни богатоубранных слонов, ни старейшин предшествующих, — ничего такого они не видали; а видели все противуположное: осля слабое, невинное, младое, нагое, чуждое, к ярму готовимое; и сопровождающими видели только одиннадцать учеников (Иуда занят уже был делом предательства). Взирая на такую бедность, народ, как бы на небо восхищенный, и горнее помышляющий, с ангелами ликующий и устам серафимским подражающий, возносил глас, подобный гласам воев (воинств) небесных, взывая: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2686...

Речь по молебствии при освящении дома Войсковых присутственных мест в Новочеркасске 23-го июля 1844 года Достопочтенное Собрание Воинов-граждан! После Дома Божия, се место, где наиболее подобает быть святыне. Оно самым устройством своим подобно Дому Божию. Там есть место Таинств с престолом Господним – св. Алтарь; есть место собрания служащих Богу – церковь ; и есть место пред входом туда – притвор. Так здесь – святилище, святилище правосудия, где стоит престол с знамением присутствия Царя; место собрания, где производятся дела службы Царской, и преддверие для приходящих в суд. Во святилище сем совершаются дела о благоденствии всех и каждого из прибегающих к Престолу Цареву здесь; здесь о имени Великого Государя нашего совершаются тайнодействия земные, общественные, касательно жизни настоящей. И так, если Дому Божию, по слову Пророка-Царя, подобает святыня в долготу дний; то после него, и после Дома Царя, прежде всех и особенно – дому сему. Господь Бог , – можем сказать сегодня Словом Его Самого, – уял от святыни храма Своего и торжественно даровал дому сему благодать священия. Здесь, подлинно, и Божий суд, как говорить Слово Божие: дела суда должны быть святы, как дела Промысла, благодетельны, как любовь Отца небесного. Вам, Достопочтенные Судии, предоставлено святилище в дому семь: вы – таинники Царя, служители и строители милостей Его здесь! В вас самих, в вашей совести поставлен престол Верховного Судии всех Бога, поставлен тогда, как и самая совесть ваша освящалась действием св. Веры, присягою, при вступлении вашем в служение здесь. От вас будут исходить судьбы для всего нашего края. Слава для вас особливая, счастье для всех нас общее, когда исходит от вас правда и судьба, исправление, как сказал Царепророк, исправление престола Царева! Призвав ныне общею нашею Верою, по молитвам св. Церкви, благословение Божие на дом сей, мы просим Бога, да святы будут все дела служения вашего, да святится в вас и чрез вас в пределах благословенного Дона имя Отца нашего небесного, да благословится везде имя Отца отечества нашего, Великого Государя, да будет хвально и ваше имя между всеми слышащими об вас! Не место, говорит народное присловие, просвещает или возносит, делает известным человека, а человек место: но здесь и то и другое святят и святятся вместе, так как и всяк из вас и место сие посвящены Царю на служение общественное. Делаете здесь вы; но дела идут от имени места, или паче с Августейшим именем Самодержца, Домовладыки дома сего. Дом самою наружностью служит украшением нашему жительству, невольно обращает на себя внимание путника и странника: но вся слава внутр, в правосудном и скором течении дел, входящих сюда и исходящих отсюда. Да благословит Господь, пожелаем псаломски, вхождение сие и исхождение: вхождение и исхождение ваше, вхождение и исхождение дел, вхождение и исхождение всех и каждого!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Псалом 112 Да будет вечно и во всем мире благословенно имя Господа, возвышающего смиренных. Аллилуиа. То есть: «Хвалите Бога». 1–4. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Псалмопевец, обращаясь к сонму левитов, как служителей алтаря Господня, приглашает их торжественно прославлять Господа. – Служители Царя небесного, вы, как отроки – слуги царя земного, прославляйте Имя Господне, – восхваляйте свойства и совершенства Господни в пении. – Да будет Имя Господне благословенно от ныне и во век. – От востока солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне, иначе – между народами всей вселенной. Да будет так потому, что «высок над всеми народами Господь», как Царь всего мира. – Над небесами слава Его, т. е. престол Бога, как Творца мира, над небесами, или выше неба, и облачного и звездного. Престол сей – слава Его, ибо окружен тьмами тем небесных воинств Его, как Царя-Вседержителя, (ср. 3Цар.22:19 ; Ис.6:1 ; Иер.1:22–24; 2:1,12–13,23 ; Дан.4:14; 7:9–10 ). 5–6. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли. С чувством глубокого благоговения пред именем Божиим псалмопевец спрашивает: «кто как Господь Бог наш»? разумеется – никто: ни царь, какой бы он ни был могущественный; ни бог, какую бы он ни олицетворял силу. – «Бог на высоких живет, т. е. на небесах, но и на смиренных призирает, – как бы приклоняет взор и слух свой, чтобы видеть нужды и слышать мольбы смиренных. Так, Он на небе и на земле: Его воля благая, Его промысл премудрый объемлют весь мир. – «Бог истинный творит все, что хочет на небе и на земле; а идолы – боги язычников, это серебро и золото, дело рук человеческих» ( Пс.113:10–12 и сл.). 7–9. Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. Призирая на землю, Господь поднимает нищего, поверженного в прах; и от гноища – с груды пепла Он возвышает убогого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010