«Что с ним делать?» — подумал Платонов. Он еще не знал того, что на Руси, на Москве и других городах, водятся такие мудрецы, которых жизнь — необъяснимая загадка. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, ниоткуда никаких средств, и обед, который задается, кажется, последний; и думают обедающие, что завтра же хозяина потащат в тюрьму. Проходит после того десять лет — мудрец все еще держится на свете, еще больше прежнего кругом в долгах и так же задает обед, и все думают, что он последний, и все уверены, что завтра же потащат хозяина в тюрьму. Такой же мудрец был Хлобуев. Только на одной Руси можно было существовать таким образом. Не имея ничего, он угощал и хлебосольничал, и даже оказывал покровительство, поощрял всяких артистов, приезжавших в город, давал им у себя приют и квартиру. Если кто заглянул в дом его, находившийся в городе, он бы никак не узнал, кто в нем хозяин. Сегодня поп в ризе служил там молебен, завтра давали репетицию французские актеры. В иной день какой-нибудь, не известный никому почти в дому, поселялся в самой гостиной с бумагами и заводил там кабинет, и это не смущало, не беспокоило никого в доме, как бы было житейское дело. Иногда по целым дням не бывало крохи в доме, иногда же задавали в нем такой обед, который удовлетворил бы вкусу утонченнейшего гастронома. Хозяин являлся праздничный, веселый, с осанкой богатого барина, с походкой человека, которого жизнь протекает в избытке и довольстве. Зато временами бывали такие тяжелые минуты, что другой давно бы на его месте повесился или застрелился. Но его спасало религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нем с беспутною его жизнью. В эти горькие, тяжелые минуты развертывал он книгу и читал жития страдальцев и тружеников, воспитывавших дух свой быть превыше страданий и несчастий. Душа его в это время вся размягчалась, умилялся дух и слезами исполнялись глаза его. И — странное дело! — почти всегда приходила к нему в то время откуда-нибудь неожиданная помощь. Или кто-нибудь из старых друзей его вспоминал о нем и присылал ему деньги; или какая-нибудь проезжая незнакомка, нечаянно услышав о нем историю, с стремительным великодушьем женского сердца присылала ему богатую подачу; или выигрывалось где-нибудь в пользу его дело, о котором он никогда и не слышал. Благоговейно, благодарно признавал он тогда необъятное милосердье провиденья, служил благодарственный молебен и — вновь начинал беспутную жизнь свою.

http://azbyka.ru/fiction/mertvye-dushi-n...

Впрочем, «невинные» суеверия бывают не так уж безобидны: помню, как однажды водитель встречного автомобиля едва не спровоцировал аварию, слишком рьяно, но безуспешно пытаясь не дать успеть черной кошке перейти перед ним дорогу. Неадекватные маневры закончились в итоге остановкой посреди проезжей части. Неподдельная радость озарила его лицо, когда я первым пересек воображаемую линию движения несчастного животного, и он смог продолжить свой путь. Вся эта глупость в нашей жизни вроде бы и неприметна, но она так же незаметно вытесняет из нашей жизни главное - память о Боге и Его благом Промысле о нас. Перед дальней дорогой нет мысли попросить батюшку послужить молебен о путешествующих - важнее кажется посидеть на чемоданах. Перед операцией не возникает желания принять наконец участие в Таинствах Исповеди и Причастия, побывать на молебне о болящих. В лучшем случае забегут родные поставить свечку и заказать сорокоусты в трех (семи, сорока - тут фантазия не ограничена) церквях. Ну а благодарственный молебен с легкостью заменяется традицией «обмыть» удачный исход дела или крупную покупку. Вроде бы нелепо и нелогично пить из грязной лужи, когда рядом колодец с родниковой водой. Господь прямо призывает нас: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37), жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21, 6). Но мы упорствуем, нанося себе вред и не находя утешения. Как легко мы способны променять глубокий христианский мистицизм отношений с Богом и жизни с Ним на грубый, поверхностный и примитивный магизм! Пока же многим проще пригласить для очищения дома или офиса колдунью, чем привести свою жизнь в соответствие с Евангелием; проще истязать себя новомодными диетами, сыроедениями и голодовками, чем соблюдать Устав Церкви и календарь постов. А ведь суеверия не просто бесполезны, но смертельно опасны, губительны для наших душ! Так, святой Василий Великий приравнивал занятия колдовством, волхованием и тому подобным к греху убийства, отлучая от Причастия на 20 лет самих «целителей» и их клиентов. А по правилам VI Вселенского Собора одинаковое наказание предусмотрено как для самих колдунов и гадателей, так и для тех, кто обращается к ним и даже просто им верит: «Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно делателей предохранительных талисманов, и колдунов Ибо, какое общение света ко тьме... кое же согласие Христа с велиаром?». Те же, кто упорствуют во грехе, подлежат извержению из Церкви, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это ... (Втор. 18, 12). То есть, упорствуя в привязанности к суевериям, мы не только свою нынешнюю земную жизнь превращаем в ад, но и закрываем для себя возможность войти в жизнь вечную.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/16/bat...

В 18-й книге «Иудейских древностей» содержится первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, привлекавшее внимание многих богословов и историков, писавших полемические труды о достоверности этой записи.) . 439 (23-е апреля. Царский молебен... – Высокоторжественные дни – дни рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника Цесаревичаи его супруги, членов Императорской фамилии, восшествия на престол и коронования Императора – приравнивались к великим церковным праздникам. Определением Св. Синода от 28.09.1733 г. и его указом от 29.09.1733 г. в дни высокоторжественные и викториальные (дни побед русской армии) во всех храмах Российской Империи совершался благодарственный молебен, после которого возглашалось многолетие лицам Царствующего дома. С 1862 г. по Высочайшему разрешению царские молебны по случаю дней рождений и тезоименитств лиц Императорской фамилии, за исключением дней рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника престолаи цесаревны, переносились на ближайшие воскресные и праздничные дни. 23 апреля – день памяти мц. царицы Александры (ум. в 303) – являлся днем тезоименитства Императрицы Александры Феодоровны. См.: Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей, или Систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. 12-е изд. Пг., 1915. С. 383–385.) 440 (Е.Е. Голубинский – Голубинский (Песков) Евгений Евстигнеевич (28.02.1834–07.01.1912), крупнейший русский церковный историк, доктор богословия (1881). Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 527.) 442 (...Св. Синод... воспользовался его «Канонизацией святых на Руси»... – Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви//БВ. 1894.Т. 2, I. О канонизации святых в древней Греческой церкви. С. 418–436;Т. 3, II. Канонизация святых в Русской Церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547 и 1549 годов. С. 61–100; Т. 3, III. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов; IV. Пространство времени от Собора1549 г. до учреждения Св. Синода. С. 181–242; Т. 3, V. Время от учреждения Св. Синода до наших дней. С. 336–351; Т. 4, VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской Церкви. С. 67–106; Т. 3, VII. К истории канонизации святых в Русской Церкви. Дополнения, поправки и оговорки ксписку святых и прежде всего – о невозможности составить список их полный и верный. С. 1–39; То же. Сергиев Посад, 1894. Отд. отт.; То же. 2-е изд.,испр. и доп. М., 1903.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Облачение и его части, части гроба и землю, среди которой находились частицы облачения, гроба складывали на простыни и относили в храм на отведенное место, а сами мощи складывали в специально приготовленную первоначальную раку. В это время пришедшие крестным ходом справили последнюю панихиду по отцу Алексию на месте его захоронения. Затем раку с обретёнными мощами крестным ходом внесли в храм. Раку поставили перед Царскими вратами и отслужили первый молебен. Прихожане (даже те, кто вначале сильно возмущались) расчувствовались, благодарили приехавших из Москвы и пришедших крестным ходом из Лыскова, несли, кто молоко, кто продукты, а потом, потрясённые, радостные, прихватив на память кирпичики из склепа, разошлись по домам. Церковные археологи стали просеивать землю, которая была в непосредственном контакте с мощами и могла содержать в себе отдельные частицы как мощей, так и облачения и гроба. На следующий день игумен Дамаскин с помощниками закончили начатую накануне вечером обработку святых мощей специальным составом (белое вино соединялось с розовой водой), уложили их аккуратно в гробницу и, отслужив благодарственный молебен, отбыли в Москву. В этой временной раке мощи почивали до дня прославления, до 26 мая следующего года. О дне прославления Собрались и мы на автобусе со своим приходом. А мне недостойному даже выпала честь составить к этому торжеству временную службу. Навык соборного псаломщика и последующие десять лет пастырского служения на селе мне очень и очень пригодились в этом непростом деле. Впоследствии пришлось редактировать и первый акафист и составлять житие. Ограниченные сроки и недостаток материалов, конечно, сказались и на тексте жития и отчасти на тексте службы. Но, слава Богу, всё было сделано к сроку, и я от всей души благодарил батюшку Алексея за оказанную честь, а также – за честь в течение шести предыдущих лет до самого дня прославления возглавлять богослужения, на которые мы ежегодно приезжали в Вортсурманы семьёй. Хорошо помню первое посещение Вортсурман.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Александр I,  декларация 1814 г. Когда же союзники торжественным маршем шли по Парижу, то в толпе стали мелькать белые платки – символика Бурбонов. Сначала на смельчаков чуть не набросились, но вдруг кто-то увидел, что вошедшие несут на себе белые повязки. После этого весь Париж наводнился белыми лоскутками, хотя, в действительности, мало кто думал о монархии, просто все хотели угодить союзникам. И видел. Что за наши грады И за Москву – наш царь не мстил. И белым знаменем пощады Столицу Франции покрыл. И видел, что коня степного На Сену пить водил калмык. И в Тюльери у часового Сиял, как дома, русский штык!»                                   Федор Глинка А потом, после марша, в центре Парижа, на площади был отслужен молебен. Французы вперемешку русскими стояли на этой площади. Они мало что понимали в молебне, только то, что он – благодарственный. А когда молебен стал подходить к концу и русские стали на колени, то и французы, свободные французы встали на колени, побежденные великодушием, а не грубой силой.  А после этого началось «открытие» русских. Жители столицы с изумлением видели вокруг себя не грубых дикарей, а образованных людей, которые, к тому же не упускали момента посетить музеи и иные культурные ценности Парижа. Не угрюмые, как пруссаки или австрийцы, на любой вопрос парижанина отвечающие  Ich kann nicht verstehen!  «Я не понимаю» (нем) …, а говорящие по-французски русские были встречены взрывом восторга.  " au nom de Dieu, dites nous, si vous êtes des Russes?— Comme ils sont jolis ces Russes! " и проч. (Ради Бога скажите, вы русские? — Какие они красивые, эти русские!) Несколько раз бедный Глинский был останавливаем за шарф; однажды какая-то старушка бросилась ему на шею и расцеловала в восхищении». После осознания, что русские – не враги, наступил момент бурного восторга и интереса к ним. Вокруг казачьих лагерей, например, собирались целые французские ярмарки, чтобы только поглазеть и полюбоваться на статных воинов, на их странные и диковинные обычаи.  Офицеры же армии российской были истинно щедры, и немудрено: государь-император выдал им жалование за всю войну, так отчего ж не покутить? Щедрость эта изливалась на всех: и на нищих, и на детей, и на кабачные и игровые заведения. какой там вред - польза была французам от русских. В общем, ни на что французы не могли пожаловаться, кроме… как вы думаете, на что могли пожаловаться французы?

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/390...

Возглас – это слова священника, с которых начинается любая служба. В православном богослужении используются три возгласа: Возгласом «Благословенно Царство…» начинается литургия (таинство Евхаристии), Таинство Крещения, Таинство Брака и Новогодний молебен. Возгласом «Слава святей…» начинаются утреня, Всенощное бдение и благодарственный молебен. Возгласом «Благословен Бог наш…» начинаются все остальные службы, Таинства и священнодействия. Ектенья. Название происходит от греческого слова «усердный». Ектенья (или ектения) – это усердное совместное моление. Форма ектений вам хорошо знакома: диакон (или священник, если нет диакона) произносит прошения, а хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Завершает ектенью возглас священника. В православной Церкви существует четыре вида ектений. Великая ектения – это первая ектенья каждой службы (литургии, вечерни, утрени). Она начинается словами «Миром Господу помолимся» и состоит обычно из 11-ти прошений. Малая ектения всегда начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся». Она содержит всего два прошения и произносится на службах значительно чаще других ектений. Просительную ектению можно узнать по ответу хора: начиная со второго или третьего прошения, он поет не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». Сугубая ектения. Отличительная черта этой ектеньи – троекратное «Господи, помилуй» (хотя слово «сугубый» означает «двойной» или «усиленный») (3, с. 66). Возгласы, обычное начало и ектении относят к неизменяемым молитвословиям, которые произносятся ежедневно за каждой службой. Но, как мы уже говорили, в состав богослужения входят и изменяемые молитвословия, тематика которых определяется днем седмицы или праздником церковного года. Рассмотрим основные названия этих текстов. Тропарь является основным песнопением праздника. В нем в краткой и выразительной форме разъясняется сущность вспоминаемого события или личности святого. Тропарь праздника звучит в конце вечерни, в начале и конце утрени, после Малого входа на литургии.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Из всех многократных и многообразных чудотворений, совершившихся в православной России в различные времена и в различных местах, позволим себе, чтобы не утомить вашего внимания, читатель, рассказать только о двух в честь и похвалу Иверской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 31 марта, и кратко напомнить о третьем, бывшем в весьма недавнее время. В 1869 г. совершилось замечательное чудо от иконы Иверской Божией Матери в Ставрополе. Капитан Улесский, состоя на службе, долгое время страдал злокачественною лихорадкою и сильною болью в ногах, так что иногда не в состоянии был ни сидеть, ни ходить при помощи костылей. Он лечился у многих врачей и во многих местах: в госпиталях, на целебных грязях, на минеральных водах. Наконец, по болезни он принужден был выйти в отставку, потому что ноги его так начали гнить, что сквозь икры по местам виднелись уже кости. По совету жены, он вместе с нею и детьми отправился в Ставрополь, чтобы помолиться пред иконою Иверской Божией Матери, присланной с Афона. Здесь, 1 октября, выслушав литургию и молебен, он отправился на монастырский двор, чтобы поскорее сделать перевязку на ногах. Но когда с ног сняли повязки, то оказалось, что раны закрылись, боли уничтожились, и на месте ран образовались струпья, скоро отпавшие, болезнь прекратилась. Чрез год исцеленный увидел во сне светлого юношу и невдалеке от него светлую жену с младенцем в таком же виде, в каком она изображена на иконе Иверской Божией Матери. Указывая на жену, стоявшую недалеко, юноша сказал: «воздаждь славу». Священник, которому исцеленный все рассказал, объяснил, что слова «воздаждь славу» взяты из евангельской истории о 10 прокаженных, из которых только один воздал славу Богу. После того капитан Улесский отправился в Ставрополь отслужить перед Иверскою иконою благодарственный молебен («Странник» 1872 г., октябрь). Не менее поразительно чудо, бывшее позднее и тоже от иконы Иверской Божией Матери, находящейся в Москве в Иверской часовне. Один учитель музыки, по вероисповеданию протестант, не почитавший св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не избежал суда своих лжечад и сам отец игумен: он был лишен власти. По инициативе иеромонаха Иорама и сотрудника его, распорядителя собрания, монаха Иринея (певчего), тут же на собрании, были избраны 12 новых соборных старцев, которые, по ранее намеченному плану действий, не замедлили показать свою власть: по расходе собрания, они все направились к отцу игумену и отобрали от него монастырскую печать, ключ от кассы, а также и более важные монастырские бумаги. Итак, одержана была победа над послушными чадами Св. Церкви, ее противниками, людьми, заглушившими в себе голос совести и изгнавшими из сердца своего страх Божий и братскую любовь, дерзкими глумителями над поправшими свои священные иноческие обеты! И за что – за самочинное богословие, за непослушание Св. Церкви, за преступное осуществление своих заветных идей – любоначалия! Ликованию победителей не было конца; они пели благодарственный молебен. Но этого было мало. Молебен не мог удовлетворить апогея их радости: они запели... Пасху! Когда одна сторона торжествовала, другая, побежденная, тяжко вздыхала и проливала горькие слезы... И как не плакать! – Где искать истину? Где обрести защиту? Церковные представители поруганы, светская власть оказалась бессильною... Прибытие на Св. Афон чиновника Министерства иностранных дел господина Мансурова, и его политика кажущегося невмешательства и безразличного отношения к действиям партии злонамеренных монахов, и захвату ими власти монастырского правления в свои руки, дала повод последним убедиться в безнаказанности их религиозно-революционных действий, что и подвигло к большему самочинию и ограничению власти игумена, переработкой монастырского устава, которого, в силу канонических Патриарших грамот 1803–1833–1875 гг. данных игуменам нашей обители – Савве, Герасиму и Макарию, они касаться не имели права. Властолюбивые замыслы забывших свои иноческие обеты монахов, прикрытые религиозным спором об имени «Иисус», заставили многих непосвященных в дело иноков, думавших, что дело идет только о славе имени Божия, встать в ряды революционеров и вкупе с ними стремиться к низложению законного, Богом поставленного игумена, который, кстати сказать, выбирается по примеру Свв. Апостолов, то есть по жребию (Дн. 1, 26) и к изгнанию наместника и других влиятельных в обители старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   Следует другого священника поставить туда: Неморо и Саппоро в двух концах Эзо, при неудобстве сообщения не могут составлять один приход.    О. Борис пишет, что ни в Акита, ни в Носиро — ни малейшего движения вперед. Рано, по-видимому, еще проповедывать там — не готов народ, но и бросить как, когда уже несколько христиан есть?    Из Женской школы сегодня принесли вышитое золотом на белом атласе облачение для главного престола в Соборе; вышивали четыре молодые учительницы с Евфимией Ито, начальницей вышивания, под руководством старика-учителя сего мастерства. Спешили очень к сему празднику Пасхи положить начало своему усердию. Мало-помалу вышьют на все престолы и три жертвенника. И это будет память их усердию на сотню лет, ибо шитье — превосходное, которое следует тщательно хранить.    10/22 марта 1896. Воскресенье.    После обедни, когда я вышел крест целовать, иркутский купец Савин Иванов (торгующий там японскими вещами и приезжающий сюда для закупки их) просит отслужить благодарственный молебен. «По-японски, извольте», — говорю.    — Нельзя ли по-русски?    — Вы видите, что русского ни единого, кроме меня, но и я на время занят.    — В таком случае, по-японски, — согласился он.    И молебен был ему отслужен о. Романом. После он был у меня, пил чай, говорил про Гордия Сиина, ныне учащегося в Иркутской семинарии и бывающего у него.    11/23 марта 1896. Понедельник.    Сдал сегодня на почту построечный отчет с рапортом в Совет Миссионерского Общества и письмом к обер-прокурору Константину Петровичу Победоносцеву.    О. Павел Сато, вернувшись из Иокохамы, попросил короткого разговора в другой комнате (пришел, когда я переводил с Павлом Накай). — «Василий Фукунага оказался виновным?» — вопросил я его, выступив в приемную и еще ни слова не слыша от него.    — Так! Ныне все, хлопотавшие за него там, изобличили его в преступных сношениях с акушеркой Сирой и отказались от заступничества. Что делать? Он подал прошение о переводе его из Иокохамы.    — Он ли учинитель греха, или Сира?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потом приехали пожарники и МЧС. Они принесли нормальные брезентовые носилки. Где-то в половине двенадцатого  подошли наши женщины. Лена Рыдалевская — врач, она быстро сориентировалась и стала объяснять, что и как лучше делать. Таких людей очень не хватало. Начали подъезжать скорые с местной подстанции. Пришли три женщины в камуфляже, видимо, фельдшерицы, у них были бинты, они стали шины накладывать, делать обезболивающие уколы. У нас ведь не было совсем ничего, только один бесполезный пузырек йода. Потом МЧС поставили дизели со светильниками, народ еще стал прибывать. Дальше подъехал караван скорых, подогнали поезд для нас и аварийный поезд из Москвы.  В нас уже необходимости не было. В Питер поехали те, кто получил незначительные травмы и все пассажиры из тех вагонов, которые не пострадали. В 3.10 нас привезли на Московский вокзал. Водой поили в поезде. К вокзалу подогнали кучу автобусов, развозили всех желающих по домам, но многих встречали родственники на машинах. В субботу после всенощной я отслужил панихиду по погибшим и молебен о здравии выживших. Наши женщины пережили это стойко, но где-то через сутки стало значительно тяжелее… Договорились в понедельник еще раз собраться и отслужить благодарственный молебен за то, что мы уцелели. Фото на главной странице: РИА Новости. Читайте также: Патриарх Кирилл о «Невском экспрессе»: «Мы не должны привыкать к таким событиям» Крушение пассажирского поезда: «Этот день никогда не изгладится из нашей памяти» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 апреля, 2024 23 марта, 2024 24 января, 2024 28 декабря, 2023 9 ноября, 2023 14 сентября, 2023 29 августа, 2023 17 августа, 2023 3 августа, 2023

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010