2. Тако ж определить, что оныя многочисленныя моления, хотя бы и прямыя были, однако не суть всякому должныя, и по воли всякаго на едине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон, и совести бы человеческой не отягощали. 3. Смотреть Историй Святых, не суть ли некия от них ложно вымышленныя, сказующия чего не было, или Христианскому православному учению противныя или бездельныя и смеху достойныя повести. И таковыя повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи во оных обретаемой. Ибо суть таковыя явственно ложныя и здравому учению противныя. На пример, в житии Евфросина Псковскаго спор о двойственном аллилуия пения явно ложный есть, и от некоего бездельника вымышленный, в котором, кроме самаго тщетнаго догмата о двоении аллилуия, обретаются Савеллиева, Несториева и иныя ереси. И хотя автор тот невежеством погрешил, обаче духовному правительству не подобает вымыслов таковых терпеть, и вместо здравой духовной пищи, отраву людям представлять. Наипаче, когда простой народ не может между десным и шуим разсуждать, но что либо видит в книге написанное, того крепко и упрямо держится. 4. Собственно же и прилежно розыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают. На пример, не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на непразднующих, и с великим на оных же угрожением наступает. Також поститися некиих именных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений; також собственно, аки важнейшия паче иных времен, службы почитать, обедню Благовещенскую, утреню Воскресенскую и вечерню Пятьдесятницы. Сия, на пример, воспоминаются, ибо оныя немногих и простых повреждают. Хотя и о немногих и о едином брате должно есть иметь понечение, да не соблазнится той, его же ради Христос умре; обаче суть сим же подобная учения, которая и честнейшим лицам за их простоту вероятна быти мнятся, и по тому вреднейшая суть. И таковое Киевопечерскаго монастыря предание, что погребенный тамо человек, хотя бы и без покаяния умер, спасен будет. И как далече сия и сему подобныя повести отводят от пути спасательнаго, всяк, хотя немного учению православному навыкший, но доброй совести человек, исповесть не без воздыхания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1340...

Преосвященный Вениамин поддерживал мнение, что платеж 50-и копеек в казну для крестьян будет тягостен, а другой половины оклада на содержание Монастырей и Семинарии недостаточно; следует вернуться к преждебывшему порядку, а именно: вносить в казну за всех крестьян 300 тысяч рублей, а на содержание архиереев и Монастырей взимать по усмотрению 2951 . 25-го июля 1762-го года был объявлен в Святейшем Синоде обер-прокурором, князем Адексеем Козловским высочайший указ «преосвященному Вениамину, архиепископу С-Петербургскому, по прошению его, быть в Казанской епархии, а для коронации Ее Императорского Величества ехать ныне в Москву». 29-го июля последовал дополнительный указ: «преосвященному Вениамину, архиепископу Казанскому, быть синодальным членом по-прежнему». В Казани преосвященный Вениамин святительствовал почти 20 лет. Историю Казанской Семинарии годы святитсльствования архиепископа Вениамина в Казани называет «счастливым временем для Семинарии», а имя архиепископа Вениамина для нее «вечно памятным». В Казани архиепископу Вениамину пришлось в 1773-м году пережить Пугачевский бунт. «Пугачев приблизился к Казани, пушочной пальбой в нескольких местах зажег город и двинул свои скопища на штурм. В эти критические для Казани минуты преосвяшенный Вениамин стоял на коленях в Благовещенском соборе, воссылая Богу молитвы о избавлении своей паствы и всей России и о ниспослании скорой помощи на нечестивых. Молитва архипастыря была услышана: Пугачев, получив известие, что на выручку Казани идет Михельсон двинулся к нему на встречу и был разбить». При расследовании бунта, преосвященного Вениамина оговорили в том, будто он чрез одного из своих келейников посылал Пугачеву деньги и предлагал покорность. «В это время преосвященный Вениамин жил в загородном доме, а в городском, поместилась секретная следственная Комиссия под председательством действительнаго камер-юнкора Потемкина. Сюда-то Комиссия и вытребовала преосвященного и более 3-х месяцев содержала под стражей. При нем постоянно находились члены Комиссии и ни с кем не допускали сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Удивительно, как сумел проникнуться ею этот выросший в еврейской мелкомещанской среде юноша, набравшийся многосторонней образованности в Швейцарии и Гейдельберге!» Вторая цитата из статьи 1921 года «Слово и культура» самого Мандельштама: «Да, старый мир – „не от мира сего», но он жив более чем когда-либо. Культура стала церковью. Произошло отделение церкви-культуры от государства. Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель – отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Христианин, а теперь всякий культурный человек – христианин, не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово „плоть» и простой хлеб – веселье и тайна». К этому можно лишь добавить, что Сергей Маковский во многом повторяет слова Максимилиана Волошина о книге «Молитва о России» Ильи Эренбурга, вышедшей в конце 1918 года, после расстрела Московского Кремля. А Мандельштам отвечает на вопросы, поставленные тем же Максимилианом Волошиным. Более того, у Мандельштама тоже есть стихотворение, тематически близкое к «Молитве о России» Эренбурга. Оно датируется 1916 годом, но, вероятнее всего, это были лишь наброски стихотворения, создававшегося одновременно со стихотворением об Успенском соборе «В разноголосице девического хора…», а в сборник «Tristia» 1922 года вошел уже окончательный вариант: …А в запечатанных соборах, Где и прохладно, и темно, Как в нежных глиняных амфорах, Играет русское вино. Успенский, дивно округленный, Весь удивленье райских дуг, И Благовещенский, зеленый, И, мнится, заворкует вдруг. Архангельский и Воскресенья Просвечивают, как ладонь, – Повсюду скрытое горенье, В кувшинах спрятанный огонь… Конечно, такие стихи могли быть написаны только после расстрела и закрытия Московского Кремля, когда Мандельштам не только декларировал в статьях, но и выражал в стихах свое мироощущение христианина: «Я христианства пью холодный, горный воздух,//Крутое „Верую» и псалмопевцев роздых».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает. И многие говорят: не знаю, как это получилось, — просто чудом. Иногда мы употребляем это слово почти как обиходное, как некое выражение удивления перед случившимся, но на самом деле ведь так и происходит. Господь рядом — Своею силой, Своей божественной энергией Он оплодотворяет весь космос, Он сохраняет всю вселенную в дивном порядке, Он сохраняет нашу хрупкую Землю, Он оберегает каждого человека настолько, насколько сам человек желает Бога пустить в свое сердце. Здесь, на Дальнем Востоке, сейчас происходят очень добрые и хорошие дела. Конечно, за всем этим и ваши труды, и труды руководства, и я надеюсь, что и дальше Еврейская автономная область будет развиваться: будут появляться новые производства, новые технологии, будет прирастать материальным богатством этот замечательный край. И очень важно, чтобы всё это сопровождалось укреплением нашей веры. Если мы духовное будем соединять с материальным, то мы никогда не превратимся в потребителей человеческих благ, не помнящих своего родства, которыми так легко управлять, которые перестают различать добро и зло, которые стремятся лишь насыщать себя и потреблять как можно больше. Не дай Бог, чтобы рост материальных благ спровоцировал подобное животное отношение к самому себе и к окружающему миру. Тогда у человечества не будет жизненной перспективы, а для того, чтобы эта перспектива была, будем сопрягать духовное с материальным: веру со знанием и трудом, молитву с усилиями, тогда и Господь споспешествует нам. Хотел бы также подчеркнуть и то обстоятельство, что здесь, в Еврейской автономной области, проживают люди, принадлежащим к разным национальностям. Само название свидетельствует о том, что при создании этого региона особую роль играла еврейская община. Может быть, сегодня она не такая большая, как в прошлом, но, тем не менее, она сохраняется, и я знаю, что сложились очень добрые отношения между православными и иудеями. Сегодня я встречусь с представителями иудейской общины, и у нас будет, о чем поговорить. А всем вам я хотел бы сказать, что страна наша Россия всегда была сильна тем, что русские были способны так жить и так строить свои отношения с иными народами, чтобы никого не обижать и каждому давать возможность процветать вместе с коренным русским народом. Если так будет и дальше, то страна наша будет непобедимой, потому что добрые отношения между людьми разных национальностей, разных культур и разных вер являются важным залогом благополучия великой России.

http://patriarchia.ru/db/text/3743255.ht...

Н. Лазарев, «яркая личность Феофана во многих отношениях определила творческое развитие Рублева. Феофан был тем великим артистом, перед всесильными чарами которого было трудно устоять. Он приобщил Рублева к лучшим монументальным традициям византийской живописи, он обострил его замечательный колористический дар, он научил его новым композиционным приемам, он явился его прямым предшественником в создании классической формы русского иконостаса» 265 . Работа с Феофаном в Благовещенском соборе несомненно обогатила Андрея Рублева, хотя он к этому времени уже был зрелым мастером и приближался к вершинам своих творческих достижений. Рублев по праву занимает место классика древнерусской живописи, ибо он, как точно отметил в свое время Б. И. Пуришев, «с небывалой до того времени силой воплотил в своем творчестве черты национального художественного гения» 266 с максимальной полнотой, глубиной и ясностью выразил характерные черты древнерусского художественного мышления. Художественный мир Рублева не менее глубок и философичен, чем мир Феофана, но философия Рублева лишена мрачной безысходности и трагизма Это философия гуманности, добра и красоты, философия всепроникающей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного. Искусство Рублева и Дионисия, отмечал Б. В. Михайловский , «весьма далеко от аскетизма, оно наслаждается идеализацией чувственных форм, преображением мира в красоте. Основа этой живописи-уже не столько эстетика возвышенного, как у Феофана и новгородцев XIV века, сколько эстетика прекрасного» 267 . В христианском учении Рублев в отличш от Феофана усмотрел не идею беспощадного наказания грешного человечества, не принципы любви, надежды, всепрощения милосердия, умиротворения. Его Христос и в «Страшном суде» Успенского собора вс Владимире, и в Звенигородском чине-не феофановский грозный Вседержатель и Судия мира, а все понимающий, сострадающий человеку в его слабостях, любящий его и прощающий ему Спас, пришедший на: землю и пострадавший ради спасения грешного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к В.В. Путину с приветственным словом: «Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! После практически всенародного избрания Вас Президентом Российской Федерации, в этот день, когда Вы вступили в должность, мне хотелось бы сердечно приветствовать Вас от лица Русской Православной Церкви, от лица ее епископата, духовенства, монашествующих и огромного количества верующих людей, которые, несомненно, поддерживали Вас, видя в Вас не только лидера, успешно управляющего государством, но и человека, преданного Отечеству. Человека, для которого духовная традиция является его собственной традицией, для которого и материальное, и духовное благополучие людей являются основной задачей при исполнении президентского долга. Сегодня Вы много правильного сказали в своей инаугурационной речи. Я бы только хотел сердечно пожелать Вам, чтобы у Вас хватило сил, здоровья, крепости душевной и телесной выполнить все эти предначертания. Вы говорили о необходимости опираться на такие замечательные качества нашего народа, как чувство долга, совестливость, доброта. Все эти понятия не лежат в материальной плоскости. Конечно, работа главы государства направлена в первую очередь на решение тех задач, которые стоят перед народом, — материальных задач. Но они не могут благополучно решаться, если будет слабым наш человек. Поэтому духовная сила нашего человека, его верность тем самым принципам, о которых Вы сегодня говорили, — это и есть подлинный залог успеха, это и есть подлинная причина непобедимости России. И дай Бог, чтобы под Вашим руководством все эти духовные качества наших людей укреплялись и возрастали. Особенно молимся мы сегодня о нашей молодежи, которая не знает трудных времен — ни советского времени, ни 90-х годов, которая не может нынешнее время ни с чем другим связывать. Эти люди, которые не прошли через реальные трудности, очень уязвимы. Дай Бог, чтобы наша молодежь, духовно возрастая, укрепляясь в нравственной традиции своего народа, всегда оставалась верной Отечеству и чтобы на многие поколения вперед все те мысли, которые Вы сегодня озвучили, сохранялись бы в сознании нашего народа и осуществлялись каждым последующим поколением.

http://patriarchia.ru/db/text/5191291.ht...

Читал об этом прежде в английской иокохамской газете «Japan Daily Mail» ежедневно, точно пирог, начиненный всем, что служит к поношению и обесславлению России, но не верил. Увы, правда! В русской газете «Владивосток», 34, 22 августа 1900 года, говорится то же о жестоком акте потопления 3000 китайцев. В сегодняшнем же номере «Japan Daily Mail», в статье «The Massacre at Blagoveshchensk», еще более подробное, чем было прежде, описание ужасной жестокости, со слов двух бельгийских журналистов, проезжавших Владивосток после события и ныне находящихся в Нагасаки. Сущность следующая: «Когда 1/14 июля китайцы с противоположного берега Амура внезапно открыли огонь по Благовещенску (продолжавшийся восемнадцать дней), то 4/17 июля благовещенский полицмейстер Баторевич получил телеграмму от генерала Грибского, бывшего в это время в Айгуне „Do Chinese Amur”. Полицмейстер попросил разъяснения ее, но ему отвечено было: „Obey orders”. Вследствие сего Баторевич собрал всех китайцев, бывших в Благовещенске, и под конвоем казаков послал их за семь верст от города по Амуру, где они и были казаками потоплены; казаки сначала ограбили их, потом связали многих из них косами вместе, чтобы они потонули, а не выплыли. Так было погублено все китайское население Благовещенска, то есть около пяти тысяч, потом казаки разграбили их дома». – Конечно, это несколько преувеличено. В русской газете не так резко. Но если и три тысячи только потоплено – Боже, что за варварство! И где найти успокоение от печали о сем? (Смотри иную версию катастрофы под числом 18 ноября/1 декабря). 10/23 сентября 1900. Воскресенье. Один из крестившихся сегодня – полицейский, из тех, что оберегают Миссию, имея своей будкой здешнюю привратницкую, благодаря чему в Соборе и библиотеке давно уже не бьют стекол. Фома Танака, катехизатор в Оосака, просит исследовать чрез церковных старшин, кто это написал такое неблагоприятное ему письмо, копия которого отправлена ему 18-го числа. Как бы не так! Подлить масла в огонь к тамошней неурядице! Отвечено ему, что этого не будет сделано; а если он чувствует себя не повинным в том, что говорится о нем, то правота его сама собою для всех будет ясна, если он будет честно и прямо служить; равно как подтвердится содержание письма, если он станет заводить интриги против священника и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Сбалансированный подход очень важен для Татарстана. Здесь есть представители и других религий, но Ислам и Православие — две основные. Очень важно стоять на этих " двух ногах " , и нарушение баланса может привести к крену. Руководство Татарстана мудро придерживается этой политики. Это реалии нашей республики. Поезжайте в глубинку, и убедитесь в этом», — сказал архиерей. «Однажды на конференции в Иерусалиме я услышал такую фразу: " Религия никогда не может быть частью проблемы, она должна быть частью решения этой проблемы " », — заметил в свою очередь Бодо Ромелов. «В самой религии заложено отношение к человеку как к образу Божию. В Евангелии сказано, что во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, … раба, свободного (Кол. 3:11). Значит, в религии не играют роли ни национальные различия, ни социальные. Христос — как Солнце. К сожалению, в современном мире не все признают, что привнося в общество некие новые " ценности " , нужно отдавать себе отчет, есть ли от них для народа польза. Мы должны совершенно четко понять, что у народа Востока иной менталитет. Некоторые вещи, которые являются базовыми для Западного мира, не могут быть приняты в целом для мира Восточного. Это надо учитывать, ведь это формировалось веками. Если от некоторых “импортированных” ценностей хаос, кровь и слезы, то эти ценности сомнительны. Другой вопрос — взаимоотношения России и Запада. Совершенно ясно, что мы друг без друга никуда. Кто бы нас ни подталкивал к разводу, мы только потеряем от этого», — подчеркнул архиерей. «Эти взаимоотношения — ворота из одного мира в другой. Это прекрасное место для обмена культур, когда становишься богаче, видя и одну культуру, и другую, учишься уважать другое в человеке, учишься спрашивать, пытаешься понять другого. Когда мы с министром экономики планировали эту поездку в Татарстан, мы хотели наводить новые мосты и не дать старым рухнуть. Мы понимаем, что существуют вещи, которые нас разделяют, на которые мы смотрим по-разному. Но давайте говорить не о них, не о том, что нас разделяет, а о том, что объединяет. Давайте строить эти связи и чем больше, тем лучше, и расширять их», — сказал премьер-министр.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

2 . Тако ж определить, что оныя многочисленныя моления, хотя бы и прямыя были, однако не суть всякому должныя, и по воли всякаго на едине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон, и совести бы человеческой не отягощали. 3 . Смотреть Историй Святых, не суть ли некия от них ложно вымышленныя, сказующия чего не было, или Христианскому православному учению противныя или бездельныя и смеху достойныя повести. И таковыя повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи во оных обретаемой. Ибо суть таковыя явственно ложныя и здравому учению противныя. На пример, в житии Евфросина Псковскаго спор о двойственном аллилуия пения явно ложный есть, и от некоего бездельника вымышленный, в котором, кроме самаго тщетнаго догмата о двоении аллилуия, обретаются Савеллиева, Несториева и иныя ереси. И хотя автор тот невежеством погрешил, обаче духовному правительству не подобает вымыслов таковых терпеть, и вместо здравой духовной пищи, отраву людям представлять. Наипаче, когда простой народ не может между десным и шуим разсуждать, но что либо видит в книге написанное, того крепко и упрямо держится. 4 . Собственно же и прилежно розыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают. На пример, не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на непразднующих, и с великим на оных же угрожением наступает. Також поститися некиих именных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений; також собственно, аки важнейшия паче иных времен, службы почитать, обедню Благовещенскую, утреню Воскресенскую и вечерню Пятьдесятницы. Сия, на пример, воспоминаются, ибо оныя немногих и простых повреждают. Хотя и о немногих и о едином брате должно есть иметь понечение, да не соблазнится той, его же ради Христос умре; обаче суть сим же подобная учения, которая и честнейшим лицам за их простоту вероятна быти мнятся, и по тому вреднейшая суть. И таковое Киевопечерскаго монастыря предание, что погребенный тамо человек, хотя бы и без покаяния умер, спасен будет. И как далече сия и сему подобныя повести отводят от пути спасательнаго, всяк, хотя немного учению православному навыкший, но доброй совести человек, исповесть не без воздыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Он начинался после Троицына дня и праздновался почти неделю. Для этого праздника и гульбища избиралось всегда лучшее место в Воронеже, куда сходились люди всех званий из разных месть. Площадь покрывалась лавочками, шалашами, балаганами. Гулянье открывалось появлением на площади молодого человека, разукрашенного цветами, увешанного колокольчиками, разрумяненного и с бумажным колпаком на голове. Этот молодец ходил по площади и назывался «Ярилой». После его появления начинались попойки, шумные разговоры, ссоры, драки, кулачные бои, на которых иные оставляли и жизнь свою. Услышав об этом празднике св. Тихони не мог допустить его, потому что за разгул воронежского народа должен отвечать пред Богом и сам пастырь. 30 мая 1765 года, в самый разгар народного гулянья вдруг неожиданно, к изумленно народа, на площадь приехал сам владыка и начал свое скорбное слово. Молва о приезде архиерея обошла всех; одни из христиан, совестливые, поспешили удалиться с площади, чтобы скрыться от взоров и обличений архипастыря; а другие подошли к св. Тихону и слушали его обличительную речь. Обыкновенно все, что говорится от сердца, невольно отзывается и на сердце слушателя. Так было и здесь. После проповеди святителя народ стал разбирать палатки, лавочки и балаганы, и площадь скоро стала свободною от безобразий и бесчинств. Но святитель этим не удовольствовался. На другой день он созвал к себе почетнейших граждан и священников и умолял их помочь ему в этом деле. А в следующее воскресенье в Благовещенском соборе он назначил народное собрание, которому и предложить свою слезную просьбу об истреблении языческого праздника. И его просьба была исполнена. Владыка старался всю свою жизнь проводить в исполнении заповедей Спасителя о любви к Богу и к ближним. Весь день у него распределен был на дела общественные, на рассмотрение нужд епархиальных, или на приготовление поучений к народу. Дела благотворительности и умиротворения ссорящихся – были потребностью его души. Нищие, бедные и скорбящие обращались к нему как к отцу и не встречали отказа; кому нужен был хлеб – получал просимое; кому деньги – находил потребное; кому утешение – тот в слове св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010