Затем следует пение и чтение канона. Канон состоит из девяти песней, из коих первые восемь песней воспоминают некоторые важнейшие события из ветхозаветной истории народа Еврейского, как например: переход через Чермное море и т. п. Девятая песнь содержит в себе прославление Пресвятой Богородицы. Девятой песне предшествует песнь Пресвятой Девы Марии, в которой Она выразила Свою радость при свидании с Елизаветою после благовещения Архангела Гавриила о рождении от нее Христа Спасителя: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. — Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. — Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящымся Его. — Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. — Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя: алчущыя исполни благ, и богатящыяся отпусти тщы. — Восприят Исраиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашым, Аврааму и семени его даже до века ( Лк.1:46-55 ). Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, — Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; — Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. — Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; — Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а тщеславящихся своим богатством отпустил ни с чем. — Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его, до века. По окончании канона, священнослужащий (диакон — где есть) приглашает предстоящих начать песни хваления и прославления Господа, возглашая: Свят Господь Бог наш! Хор поет избранные стихи из псалмов (148, 149 и 150) , в которых все творения призываются к хвалению Господа и которые поэтому называются хвалитными: Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

И все же смирение мытаря есть начало того пути, который может привести к великой высоте. Об этом пути Спаситель сказал так: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). Пресвятая Дева Мария очень далеко ввысь ушла по этому пути смирения. Мытарь смирял себя из страха, а Пресвятая Дева из любви к Богу. И страх перед Богом полезен, но любовь к Богу несоизмеримо выше. Это видно из тех наград, которые получила Дева Мария. Они очень велики. Вот они, сообщенные ей Архангелом ( Лк.1:26–38 ). «Радуйся, благодатная!» Как велико счастье – всегда радоваться. Еще большее счастье – быть благодатным. В своей дальнейшей речи Архангел Гавриил увеличивает счастье Пресвятой Девы. Он выделяет Ее из всех женщин и говорит: «Благословенна Ты в женах». После этого святой Архангел Гавриил переходит к главному предмету своего благовещения. Он говори: «Не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». И далее о том, как велик будет Ее Сын. «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иаковым вовеки, и царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). И еще далее: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим». Навстречу исполненного любви смирения Приснодевы пришла величайшая любовь и величайшее смирение Сына Божия. Он сошел с Небе и, оставаясь Сыном Божиим, стал Сыном Девы. И все это произошло для нашего вечного спасения. Будем же радоваться в этом празднике и славить Бога и Благодатную Приснодеву Марию. Аминь. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы 1989 года (Проповедь составлена митрополитом Иоанном за несколько дней до блаженной кончины, последовавшей 25 марта 1989 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве… из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, благодатная» (Лк.1:26–28). Что это за состояние – Благодатная? Это состояние совершенно особое, и, может быть, только на примере Божией Матери такое состояние явилось на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Как святая равноапостольная княгиня Ольга желала, чтобы познание веры стало уделом всего русского народа, так и нам – сегодня особенно! – нужно желать и способствовать тому, чтобы народ наш не забывал единственной достойной и спасительной основы своей – Христовой веры – и от нее никак бы не отходил. Сколько же, верно, печали и горьких слез способны принести княгине Ольге те, кто становятся отступниками от веры Христовой, от веры наших мудрых отцов и матерей, а порой даже смеют насмехаться и над ними, и над самою верой великой Святой Руси! Будем же, дорогие, молить духовную праматерь нашу, святую княгиню Ольгу, сохранить нас в истинной христианской вере и в истинной христианской жизни, избавив нас от напастей и бед, от всякого внутреннего и внешнего зла. Будем просить святых и сильных молитв ее перед Господом нашим Иисусом Христом, да избавит Он нас от всякого греха и нечестия и да сподобит Он нас, недостойных, вечной жизни в славном Небесном Царствии Пресвятой и Живоначальной Троицы, Ей же славу, честь и поклонение воссылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Преображение Господне (1971,1975) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Даже тогда, когда ученики Иисуса узнали и исповедали в Нем Христа – Помазанника и Сына Божия, как и сказал об этом святой апостол Петр: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф 16,16 ), они все же поначалу ожидали полного откровения Его славы уже здесь, на земле, при восстановлении Им царства Израильского (см.: Деян 1,6 ). Однако на это Господь объявил им, что не слава, а смерть ожидает Его в Израиле, где Ему предстоит много пострадать... быть убиту, и в третий день воскреснуть ( Мф 16,21 ). И если Он Царь, как предполагал, говоря с Ним, Пилат, то отнюдь не земной, не израильский, ибо Царство Его, как ответил тогда Иисус, не от мира сего... ныне Царство Мое не отсюда ( Ин 18, 36 ). Его Царство – внутреннее, духовное, вечное, ради которого каждый ученик и последователь Христов, сохраняя веру в Него и спасая свою душу, должен быть готов отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Иисусом, чтобы все претерпеть (см.: мф 16, 24). Славы же следует ожидать отнюдь не земной, но небесной, ибо какая польза человеку в земном и какая польза ему в том, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф 16,26 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Господь вошел в некое селение, «здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (ст. 38–42). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 27–28). Что же здесь относится к Божией Матери? Несомненно, Мария, сестра Марфы, севшая у ног Иисуса и слушавшая Его проповедь, напоминает нам о том образе жизни, который вела Пресвятая Дева, оставившая все ради того, чтобы пребывать как бы у ног Божиих, чтобы слушать слово Божие и молиться Богу. Когда человек избирает такую участь, он отказывается от всякого здравого смысла. Особая внутренняя логика духовной жизни ведет к тому, что человек отрекается от, казалось бы, очевидных ценностей. Все израильские женщины мечтали о том, что они каким-то образом послужат делу спасения человеческого рода и что, может быть, от них непосредственно или от их потомков родится Мессия. Поэтому деторождение считалось одной из величайших добродетелей, а бесплодие — позором. Вспомним, например, жизнеописание родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны: бесплодие делало их в глазах народа людьми грешными. По своей простоте и невежеству многие считали, что, если люди не имеют детей, значит, у них есть какой-то тайный грех, за который они наказаны. Пресвятая Дева ради того, чтобы пребывать в пламенной непрестанной молитве и чтобы ничто Ее не отвлекало, избирает девство, отказывается от надежды послужить делу спасения человеческого рода через воплощение Сына Божия. Она и предположить не могла, что Дева может родить, как это видно из повествования о Благовещении: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Кроме того, Она была готова принять позор, потому что в глазах всех людей, от которых был скрыт Ее подвиг девства, Она казалась бы бесплодной и потому самой грешной, отвергнутой Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мы же со своей стороны нисколько не отказываемся от царства небесного, и от тех сокровищ, к которым призывает нас Спаситель, но нимало не желаем расстаться и с обольстительными благами мира, к которым мы пристрастились всем сердцем. Любезней нам мир, близки к нашему сердцу его сокровища, так что и царства небесного мы желаем себе не иначе, как совместно с благами мира сего. Мы как будто отыскали середину, в которой, беззаконствуя с миром, думаем угодить и Богу. Необузданно наслаждаясь благами мира, надеемся и на радости царства небесного. В непрестанном грехе проводя здешнюю земную жизнь, хотим и на том свете войти в долю праведников. Не к нам ли поэтому относятся грозные слова Спасителя: “знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” ( Откр.3:15-16 )? Ненавистен перед господином коварный слуга, который и ему служит, и восстаёт против него вместе с его врагами. Так и Бог не терпит тех христиан, которые и Ему угождают лицемерно, и восстают против Него с беззаконным миром. В таком случае мы не только ничего не заслуживаем за своё лицемерное служение Богу, но ещё примем тягчайшее осуждение ( Мф.23:14 ). Что бы нам закончить то, что мы непрестанно начинаем, и опять бросаем? Что бы нам уже совершенно предаться единому Богу, и пользоваться благами мира не иначе, как по Его спасительному закону? Непостоянство жизни и сердечных стремлений и совместное служение Богу и миру ни в каком случае не доведут нас до царствия небесного. Это объяснил Сам Иисус Христос в следующей притче: “никто, возложивши руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадёжен для царствия Божия” ( Лк.9:62 ). Царствие Божие должно быть всему предпочитаемо. А иначе оно и не может быть достигнуто. Аминь. 44. Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы Св. Церковь для сегодняшнего праздника облегчила несколько строгость поста. Из этого, впрочем, не думайте, будто вся радость наша и всё наше празднование должны состоять только в пище и питии. Пища пищей и питие питием, но сегодня-то особенно мы и должны помнить, что в нас есть душа, которая имеет свои нужды, требует своих радостей, которая  питается добрыми делами и живёт благодатно от Бога. И Иисус Христос совсем не для того зачался во чреве  пресвятой Девы, чтобы доставить нам земное довольство, которое ещё не совершенно от нас  отнято, а чтобы спасти нашу душу, которая окончательно погибла.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Невыразимо дивна благодать избрания Пресвятой Девы, но велики и нравственные совершенства Ее! «Превыше всех вознесена Она избранием, замечает Учитель Церкви, – потому что превыше всех явилась достойной избрания по Своим душевным качествам и расположениям и, между прочим, по чистейшему девству, которым Она, как солнце, взошла, очевидно, превыше всего грядущего мира» 15 . По выражению Св. Григория Неокесарийского , «достойно и праведно Святая Дева одна из всех родов избрана Богоматерью, ибо Она была подлинно премудрее всех и в целом роде человеческом никогда и ни одного человека не нашлось Ей подобного» 16 . А св. Димитрий Ростовский так выражается о беспримерно высокой святости Девы Марии: «та единая обретеся первая и последняя таковая, яже сугубыя ради чистоты Своея – телесныя и душевныя сотворися достойна быти Церковью и храмом Духа Святаго» 17 . Из приведенных выше свидетельств Св. Отцов и Учителей Церкви нельзя не видеть тех беспримерно чистых и святых качеств души и тела Богоматери. Но при всем этом Мария, по глубокому смирению Своему, не признает себя достойной небесного благовестия и в молчаливом размышлении о только что услышанном от Архангела, возносит ум и сердце к небесному, вечному и спасительному. Тогда Гавриил возвещает Ей и само таинство воплощения Сына Божия словами пророка Исайи (14:7), который за семьсот лет до исполнения самого события, предсказал о рождении Сына Божия от Девы. «И вот зачнешь во чреве, благовествует далее Архангел, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лук. 1:31 ). «О, чудо! сперва Ангел разрешает Ее сомнение, а после объясняет само дело. И что производит его краткая речь? Прогоняет страх, предвозвещает благодать, объясняет зачатие, предсказывает рождение и назначает имя рожденному. Но здесь еще не конец словам его. Чтобы показать великое могущество Младенца, Он продолжает благовестие о имеющемся родится Сыне Божием» 18 . «Он будет велик, поясняет Архангел, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лук. 32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уверуют они потом, а пока ближние, услышав, что толпы следуют за Господом, решили, что Он не в Себе, и «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» [ Мк. 3:21 ]. Еще бы! Иисус оставил Свое ремесло, чтобы стать странствующим проповедником, Он покинул дом, чтобы, по Его собственному слову, не иметь места, где преклонить голову. Его ближайшими учениками стали простые рыбаки и даже один мытарь – сборщик налогов, грешник, отвергнутый обществом. Так и говорили о Господе: «Друг мытарей и грешников». Его проповедь сразу же привела к конфликту с духовными властями. И, конечно, но мнению сродников, это не могло кончиться ничем хорошим. Действительно, через три года Господь будет оболган и предан лютой казни преступника на Кресте. И вот родственники идут за Иисусом, чтобы вернуть Его домой. С ними идет и Матерь Его, но мы можем сказать, что Она идет с верою, – потому что хотя и жил Господь в детстве и отрочестве в доме Иосифа и Марии в послушании им, Мария сохраняла в своем сердце и тайну Благовещения. И те слова, что сказал Ей в день Сретения Симеон Богоприимец. И когда Господь учил, некто сообщил Ему: «Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои (вне дома), спрашивают Тебя». Господь же сказал в ответ: «Кто Матерь Моя и кто братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» [ Мк. 3:32–35 ]. Но ведь эти слова нисколько не уничижают славы Девы Марии, ибо никто не исполнял воли Божией так, как Она. Эти слова – о том. как может быть близок Бог че –ловеку, стремящемуся исполнять заповеди Божии, близок, как брат и сестра, – потому что Сам Господь Бог стал по Воплощении нашим братом. Близок, как мать: Слово Божие можег обитать в человеке, как ребенок в своей матери прежде рождения. В одной из притч Господь сравнивает Свое учение с семенем, посеянным в землю, и это семя – Слово Божие, посеянное в сердцах человеческих, услышанное с верою, должно принести плод. И еще говорит Евангелие о родстве духовном и плотском. Однажды некая женщина, потрясенная речью Господа, восславила Его Матерь: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Он же отвечал, что блаженны (то есть счастливы) все, кто слушает и соблюдает Слово Бога [ Лк. 11:27–28 ]. И снова те слова, которые Господь относит ко всем истинно верующим в Него, прославляют прежде всего Деву Марию, потому что именно Она так слушала и так хранила Слово Божие, как никто и никогда на этой земле. Так слушала, что от Нее «Слово стало плотью» [ Ин.1:14 ], и так хранила, что Сама стала Храмом для Бога. И как прославление Пресвятой Богородицы понимает Церковь эти слова Христовы, заканчивая ими литургийное чтение на Богородичные праздники: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [ Лк. 11:28 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы не знаем, чем все кончится 14.12.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 35-ю по Пятидесятнице «Невозможное человекам возможно Богу». Замечательная подробность этого события — то, что редко бывает в Евангелии, — мы не знаем, чем все кончится. Мы не знаем, что стало с этим человеком. Может быть, в конце концов он пошел за Христом? Этот вопрос евангельское повествование оставляет открытым. Точно так же бывает с нами прежде всего в личном плане. Забудем на мгновение о плане коллективном. В нашей жизни, с человеческой точки зрения, некоторые ситуации остаются неразрешимыми как некие тупики: мы либо не видим, как выйти из них, или даже если видим, не можем выйти. Нам недостает либо света, либо сил. И ответ на это Господа: «Невозможное человекам возможно Богу» — не теоретический ответ. Когда Он говорит так, Он знает, что говорит. Вспомним хотя бы два момента, два решающих события в Его жизни — Благовещение Пресвятой Богородицы и Его смерть и Воскресение. В этих двух событиях их осуществление абсолютно невозможно для человека. В первом — Архангел отвечает Пречистой Деве, Которая спрашивает, как это может быть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 38). И в Его Воскресении — когда, рассуждая по-человечески, все кончено с Его смертью, будет действовать сила Духа Святого, проникающая все Его человеческое естество. Вот почему Христос — Живой, Тот, Кто всегда посреди нас. «Невозможное человекам возможно Богу». Христос прошел через это раз и навеки, и отныне проходит с нами. Вот почему это относится к нам, как и к Нему, неразделимо. В нас, как и в Нем, по дару Его принявших усыновление Богу в крещении во имя Пресвятой Троицы, все, что живо, жизненно, существенно, исходит от Отца в Духе Святом. Невозможное для нас — мертвая зыбь, в которую попала наша жизнь. Но Господь вводит нас в воды Иордана, чтобы мы стали живыми. Он знает, что с нами происходит, и открывает нам Отчую любовь и долготерпение. В этой любви и долготерпении Отца Небесного — наша сила. Во всех невозможных ситуациях Господь открывает нам также, что Отец Небесный всегда нам верен. Верность Отца Небесного — свет, который на каждом шагу освещает наш путь. Ибо в своей верности и в своем долготерпении наш Бог надеется на нас. И когда мы растерянно останавливаемся среди наших тупиков, Он верно и терпеливо ведет нас дальше. Он надеется на нас, Он предает Себя за нас. Он, как говорят святые отцы, рискует с нами в том, что есть наша жизнь.

http://moral.ru/nevozmozhnoe/

Однако и через Исаию предсказано было за 700 лет до этого: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Таким образом, Матерь Божия была Личностью, избранной Пресвятой Троицей из всех народов земли как самая чистая и самая святая Дева, из рода архиерейского и царского, из рода Ааронова по матери и рода Давидова по отцу, избранной из двух главных колен по плоти, а как по духу — это одному Богу ведомо, чтобы послужить спасению рода человеческого. При Благовещении архангел Гавриил сразу кланяется Ей со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1: 28). С момента Рождения Спасителя, когда Она родила Его в яслях, Богородица всегда была рядом со Спасителем. Она была ближе всех к Нему. Носила Его 9 месяцев во чреве, вскармливала молоком год, носила на Своих объятиях, а сколько раз лобызала Того, Кто сотворил небо и землю, сколько раз утешала Его, сколько раз обнимала, сколько раз плакала от радости? Она ведь была не только Пресвятой и Пречистой Девой, но и Пророчицей. Знала, что Тот, Кого Она родила в пещере, — не только Человек, но и Бог, Ее Творец, создавший Ее во чреве матери. Подумайте, какая радость наполняла Ее сердце, когда Она сознавала, что несет в Своих объятиях Того, Кто держит в Своих руках небо и землю! Когда пастыри возвестили слово, сказанное им ангелом о Младенце (см.: Лк. 2: 10–11, 17–18), и когда старец Симеон в храме предсказал Ей, что сердце Ее пронзит меч, когда Христос будет страдать на Кресте, говоря: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (ст. 34), то что было сказано? «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (ст. 19). При родах Она не испытывала боли, ибо только Божия Матерь родила безболезненно, поскольку там, где изначально не было услаждения от мужа, не было потом и боли. Родила Она от Духа Свята, без боли. А боль, которой не было при рождении, у Нее была при распятии Спасителя. Тогда меч прошел через Ее сердце, и Она трижды падала без чувств, видя Сына Своего истекающим кровью, поругаемым и избиваемым, тем более, что знала, Кто Он на самом деле, пришедший спасти нас и ранами Своими исцелить рану рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/136613.html

протоиерей Михаил Браверман Храм для живого Бога Нигде, кроме как в Церкви, мы не услышим о той непостижимой высоте человеческого призвания, о которой говорит апостол Павел всем Христовым ученикам: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор 3:16 ]. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» [ 2Кор. 13:5 ]. Человек в Церкви сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога! Но есть ли такие люди среди нас и знаем ли мы вообще о них? Конечно, такие люди – это все святые, ведь святость и есть присутствие Духа Святого в человеке! Именно Христос, открывающий Себя в Духе Святом, сияет во святых! А вот Дева Мария стала Храмом Божиим в совсем особом смысле, ибо Она носила в Себе «Носящего вся» 26 – от Нее Невидимое Слово облеклось плотью. И о том, что Та, Которой уготовано стать храмом для Живого Бога, посвящается Всевышнему, говорит праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день родители Марии, Иоаким и Анна, исполнили свой обет – посвятили свою дочь Богу. Об этом событии говорит Предание Церкви. Но и в Писании, в Ветхом Завете, в котором скрываются корни всего, что доныне происходит в нашей жизни, есть подобная история: однажды несчастная женщина по имени Анна плакала перед дверями Дома Господня и просила Бога даровать ей сына, обещая посвятить его Богу же – отдать в Храм на служение. Бог исполнил просьбу Анны: ее сын Самуил вырос и стал пророком. Именно он помазал на царство юношу Давида, из рода которого должен был прийти Христос. Прошло десять веков после царя Давида, и Дева Мария, получив в день Благовещения откровение, идет к своей родственнице – Елисавете, уже шесть месяцев носящей в себе Иоанна, будущего пророка и Крестителя. В ответ на приветствие Елисаветы Мария произносит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» [ Лк. 1:46–47 ]. И это напоминает гимн благодарения матери пророка Самуила, который воспела она, приводя сына в Храм: «Возрадовалось сердце мое в Господе» [ 1Цар. 2 : 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010