Но вот остался один стих, который касается преимущественно «Израиля», еврейского народа. Эти слова, мы помним, из 2-го стиха: Бог «воспринял, то есть снова принял, Израиля, отрока Своего, воспомянув милость , как говорил отцам нашим Аврааму и семени (потомству) его до века» (Лк. 1:54 - 55).    Почему, в заключение Своего гимна, Божия Матерь вспоминает об Израиле, о Своем народе? Потому, что, — скажет Господь самарянке, — «спасение — от иудеев» (Ин. 4:22), от израильского народа. Он — избранный для этого слуга.    В славянском языке «отрок» означает не только молодого сына, но и слугу.    В этом смысле весь избранный Израиль был слугою Божиим, давшим миру «доброту Иаковлю», Марию. Но это слово особенно прилагается к Господу Иисусу Христу, Который явился Слугою Бога Отца в деле спасения мира. Еще пророк Исаия говорит от имени Божия: «вот, Отрок Мой... избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя... Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (Ис. 42:1, 3). Эти пророческие слова прямо отнесены к Господу Иисусу Христу в Евангелии (Мф. 12:18). И именно из-за Него и весь израильский народ является слугою Божиим! Богоматерь знала это пророчество Исаии. Знала Она и обещание Божие Аврааму и прочим «отцам, предкам нашим», и всему последующему потомству — о происхождении Спасителя от «Авраама и семени его до века» (Втор. 7:7; Быт. 17:4, 7, 18:18, 22и т. д.).    Обратим внимание на некоторые отдельные слова этого отдела гимна.     «Воспринял»: значит, что раньше Господь уже отверг избранный народ, по грехам их; а теперь, пришло время, снова восстановил «милость» Свою, через Благовещение Марии Деве. В этом смысле употреблено и слово «воспомянув»; это образное выражение, — будто Он доселе забыл даже прежнее Свое обетование, — говорит о том, что Израиль на некоторое время был отвержен, исключен из любви Божией; а теперь она возвращена ему. Тем более что во время плена вавилонского уже не было особых откровений Божиих о пришествии Спасителя, то есть как бы не было воспоминаний о его служении Богу чрез Мессию — Христа. Народ потерял свое самостоятельное политическое значение; рассеян по чужим владениям: где уж было ему мечтать о каком-нибудь мировом значении?! «Бог забыл нас!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4088...

Вместе с тем неопалимая купина есть и образ Приснодевства (присно означает «всегда, непрестанно») Пресвятой Богородицы, и после рождения Сына оставшейся Девой. Святитель Григорий Нисский свидетельствует, что этот библейский рассказ открывает нам тайну, «явленную в Деве, от Которой в рождении воссиявшей человеческой жизни Свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемой, так что и по рождении не увял стебель девства». Другой образ богослужения Благовещения: Боговоплощение сравнивается с дождем, с каплями воды, сошедшими на руно. Этот образ восходит к греческому переводу псалмов царя Давида: «Низойдет Он [Бог], как дождь на руно» (Пс 71:6). По толкованию святителя Иоанна Златоуста, «это значит, что Сын Божий, явившись на землю, пришел не с потрясением вселенной, не среди блеска молний и грохота громов, наконец, без обнаружения Своей божественности. Он облекся в плоть, пришел тихо и без шума. Пришел тайно и вселился в девическую утробу». Можно вспомнить явление Бога Моисею на Синайской горе, когда он уводил еврейский народ в землю обетованную. Оно сопровождалось ужасающими знамениями: … были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх 19:16–19). С ограниченным человеческим миром соприкасается Реальность, бесконечно превосходящая всю Вселенную, саму бесконечность. Это явление непостижимого Бога не может не вызвать благоговейный ужас у человека, оказавшегося перед лицом своего Творца. А сейчас Бог кротко сходит в Девичью утробу, как капли воды, оживляя природу человека. И Пресвятая Богородица также кротко принимает в Себя Своего Творца, вмешает в Себя Невместимого Бога. Святитель Максим Турский так говорит об этом: «Мы справедливо сравниваем Марию с руном: она так зачала Господа, что приняла Его всем своим телом; и не терпела разрыва этого тела, но мягка была для послушания и тверда для святости».

http://foma.ru/tainstvennye-obrazy-bogov...

г) О Пресвятой Богородице     196. Кто была Дева Мария?    Дева Мария была дочь святых родителей Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода Давида, Анна же из рода Ааронова.     197. Где жила Дева Мария?    Дева Мария жила сначала у своих родителей, потом в Иерусалимском храме, в котором воспитывалась, а затем в городе Назарете, где Архангел Гавриил благовествовал Ей, что Она будет Матерью Сына Божия.     198. Как благовествовал Архангел Гавриил Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия?    Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так:    1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28);    2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»;    3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? — Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:30—35).     199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу?    Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).     200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила?    После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине (Лк.1:39—40).     201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете?    О святой Елисавете мы знаем, что:    1) она была женою священника Захарии;    2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:36—43).     202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы?    На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:46—48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. ( Лк. 1; 26–38 ). Благовещение и момент Введения Пресвятой Богородицы во храм разделяют немногим более одиннадцати лет. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Но, по закону, по достижении этого возраста она как совершеннолетняя должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Святые Иоаким и Анна к тому моменту уже умерли, а юная Мария за одиннадцать лет своего пребывания при храме так пламенно возлюбила Бога, что решила полностью посвятить себя Ему, дав обещание не вступать в брак. Тогда Марию обручили дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, известному своей праведной жизнью. Таким образом, Дева Мария формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но в действительности ей не была. Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство 35 . Его дом находился в Назарете Галилейском, где Иосиф занимался плотницким ремеслом. Само Благовещение произошло спустя четыре месяца по обручении. «И в это же мгновение, действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, “Слово стало плотию, и обитало с нами” ( Ин. 1; 14 ). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться. Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества – Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Мессия, родится от Девы Марии. Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о “Семени жены, Которое сотрет главу змия” ( Быт. 3; 15 )», – пишет святитель Димитрий Ростовский .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

»И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя« ( Лк. 1: 30–35 ). Так вот что значат эти слова двукратного ангельского приветствия! Так это Она – та Дева, о которой написано у пророка Исаии, Дева, о которой Она столь много думала, которую так возлюбила, что смиренно молила Господа удостоить Ее милости быть у Нея хотя бы последней служанкой. Так это Она – та Жена, та предвечная Избранница Божия, о которой Сам Господь Бог говорил в раю, обращаясь к древнему змию и человекоубийце-диаволу: " Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт. 3:15 ). Так это Она – та Лествица высокая, которую видел Иаков, которая соединит небо с землей и по которой Бог снидет на землю, чтобы обновить, а затем обожить и возвести на небо человеческое естество. Она удостоена неизглаголанной чести стать Матерью Господа, вместить Того, Кого не вмещает вселенная, чревоносить и питать млеком непостижимого Царя Славы... О какая великая, неизреченная, недомыслимая радость! Но и не только радость... А и какой страшный и вышеестественный подвиг! Приснопамятный великий святитель Московский Филарет говорит, что Пречистая Дева Мария еще прежде благовещения Архангелова читала и уразумела божественные пророчества: «Дух Ея напитан был чтением Божественного Писания, и не только млеком, но и крепкою пищею Божественной мудрости». И конечно, проразумевая великую Славу Искупителя, имевшего, согласно пророчеству Исаии, родиться от Девы и быть нареченным Эммануилом, Она проникала и в тайну Его вольного уничижения и спасительных страданий, о которых говорил тот же Исаия, изображая Его Агнцем непорочным, имеющем быть закланным за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Могут быть однако же в жизни обстоятельства, по которым исполнение обета не только извинительно отложить, но нужным оказывается и совсем отменить. Кто обещается раздать бедным часть своего достояния, но внезапно, от несчастного случая, сам лишится всего имущества: тот конечно лишается вместе и возможности исполнить этот свой обет. В законе Моисеевом приведен такой пример: «Если женщина даст обет Господу, и услышит отец ее, и промолчит: то все обеты ее состоятся. Если же отец, услышав, запретит ей: то все обеты ее и обязательства, которые возложила она на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей; потому что запретил ей отец ее» ( Числ. 30:4–6 ). Долг зависимости, повиновения, человеколюбия не должен быть оставляем для произвольных дел благочестия: ибо и сам Спаситель требовал милости, а не жертвы ( Мф. 9:13; 12:7 ). Поелику же препятствия, не допускающие выполнить обещанного Богу, всегда тяжелы для верующей души; то Священное Писание заповедует не спешить обещанием, и не медлить исполнением. «Прежде, нежели дашь обет, обдумай лучше, и не будь как человек, искушающий Господа» ( Сир. 18:23 ). «Если же обещаешь что Господу, не замедли отдать» ( Еккл. 5:3 ). Только точность в исполнении обещанного низводит милость Божию на обещавшего. Закхей, человек грешный, обещал половину имения раздать нищим; Спаситель, видя, что он верно исполнит это, сказал о нем: днесь спасение дому сему бысть ( Лк. 19:9 ). Аминь. 21. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы в великий пяток (1866 г.). (Третье) Аз есжь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель. ( Откр. 1:8 ) Ныне благовещение и распятие, радость и ужас, жизнь и смерть, начало и конец. Это совместное воспоминание противоположных событий наводит мысль нашу на ту тесную связь, какая положена между рождением и смертию. Если мы живем, то значит родились. Если мы живем, то несомненно, что некогда умрем. Наша жизнь так скоротечна, а любовь наша к ней так велика, что и юноша мечтает о столетней старости, и старцу дряхлому еще хочется жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Среди покаяния Великого Поста 06.04.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Благовещение Пресвятой Богородицы , Великий Пост Обратим внимание на два счастливых обстоятельства нашего праздника. Праздник Благовещения, во-первых, дается нам среди покаяния Великого Поста. И, во-вторых, Благовещение — значит скоро Пасха. А иногда оно совпадает с Пасхой. Среди пасхального ликования, когда предстанут пред Господом, как на последнем Страшном Суде, не только те, кто в храмах, но весь род человеческий, скоро услышим мы сотканные из света слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А затем небо и земля соединятся в хвале Божией Матери: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе». Слово, Которое было вначале и Которое Само есть это начало, стало плотию. Оно обитало среди нас, и уже не оставит нас никогда. Сын Божий Своим Воплощением стал одним из нас, и Он останется таковым во веки веков. Отныне в нашем естестве, в условиях нашего человеческого существования, которые Он восприемлет, мы можем жить неистощимыми глубинами, неиссякаемой новизной, бесконечным началом Самого Бога. То, что не имело никогда начала, никогда не будет подвержено старению. Но с нами все происходит иначе. У нас было начало, и у нас будет конец. В быстротекущем потоке времени мы должны прилагать усилия, чтобы не пойти ко дну. Наша жизнь не может быть, как говорят святые отцы, первым и единственным мгновением без конца и без границ. Мы не можем войти в одну и ту же реку дважды. И мы не можем остаться теми же, когда снова входим в ту же реку. Но разве в этом вся правда? Безначальное Начало, Слово, Которое было в начале и Которое есть Бог, и в Котором жизнь, — это Слово стало плотию. Став человеком, Он имеет начало, и Он приносит в этом начале безначальное начало, жизнь безмерную. А теперь о смысле великопостного покаяния. Покаяться — значит, во-первых, увидеть, что я погибаю, что все безнадежно, что невозможно никому пересилить грех, как и смерть. И, во-вторых, — узнать, что есть бесконечно большая глубина, которая называется любовью — Бога к человеку и человека к Богу. Это и есть Благовещение. Если мы живем со Христом, мы можем всегда «начать с нуля». Эта вечная новизна, которую Он несет в Себе, не пройдет никогда. Праздновать Благовещение — значит, всякий раз начинать свою жизнь сначала в Господе Иисусе Христе, обретая силу в Боге, даром Пречистой Его Матери. Протоиерей Александр Шаргунов 7 апреля 2014 года Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/annunciation/

протоиерей Михаил Браверман Благовещение и таинство Причащения По указанию Ангела Иосиф Обручник должен был дать Богомладенцу имя Иисус – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» [ Мф. 1:21 ]. Человеческое имя Воплощенного Бога означает «Сущий спасает». Избавляет нас от грехов и вечной смерти Сам Господь Бог. И наше спасение – это возможность соединения с Богом, Который ради нас навсегда стал Человеком. В единении со Христом человек призван сделаться наследником Его вечного Бытия и Его победы над смертью ! Общение Бога и человека не есть только умозрительная, философская и нравственная категория – богообщение в Церкви является онтологической реальностью, оставаясь при этом абсолютной тайной. И прежде всего это явлено в Таинстве Причащения, где под видом хлеба и вина причащаемся мы Плоти и Крови – самой жизни Господа Иисуса Христа, две тысячи лет назад воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии. Таинство Причащения Господь установил в преддверии Своих крестных страданий, смерти и Воскресения. В Великий Четверг на Тайной вечере Господь взял в руки хлеб, благословил, освятил и преломил его, также освятил чашу вина и дал ученикам со словами, что этот хлеб и вино есть и до скончания века будут явлением Его Самого. Хлеб сей «есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Чаша же сия – есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» 13 . Хлеб и вино в Священном Писании – это еще и знаки, символы жизни и ее полноты. Господь называет Отца Небесного Виноградарем, о Себе говорит как о Виноградной лозе, о нас как о ветвях этой Лозы! И «как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы. если не будете во Мне» [ Ин. 15:4 ]. А о Пречистой Деве Марии Церковь возвещает, что Она есть «Лоза истинная, возрастившая нам Плод жизни» 14 . Господь, родившийся в Вифлееме (что в переводе означает «Дом хлеба»), называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим жизнь миру. И если хлеб обыкновенный, земной, дает жизнь физическую, то Хлеб небесный дает человеку жизнь вечную. И так как Господь есть Хлеб, сходящий с Небес, то Дева Мария – Та, от Которой Небесный Хлеб вырос на земле. Одна из Богородичных икон именуется «Хлебной», а еще одна – «С’порительницей хлебов». Это название, данное образу преподобным Амвросием Оптинским , свидетельствует, что Дева Мария умножает хлеб земной – дары Божии, и от нее произрастает Хлеб Жизни – Господь Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тропарь, глас 2: Страстотерпцы Господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения, приимшая телеса ваша: в подвизе бо врага победисте и Христа со дерзновением проповедасте. Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашым. Кондак, глас 2: Тверди душею по вере святии, огнем страдания приемше две тьме страдалец, вопиюще рождшемуся от Девы: приими всесожжения наша за Тя, якоже дары персских царей, злато и смирну, и ливан, превечный Боже. Память 29 декабря Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф.2:16). На кого же он разгневался? С одной стороны на волхвов, которые осмеяли его, с другой же — на новорожденного Царя Иудейского. На волхвов он гневался за то, что они не возвратились к нему и не возвестили о Младенце; на Христа же гневался из боязни, как бы Он не отнял у него царство; ибо, не зная, что царство Христово «не от мира сего» (Иоан.18:36), Ирод полагал, что Христос будет владеть земным царством. Что же сделал окаянный Ирод, не будучи в состоянии ни отомстить волхвам, ибо они уже ушли, ни убить Христа, ибо Его нельзя было найти? Он излил свой гнев на неповинных младенцев. Как лютый зверь, когда бывает ранен, часто не смотрит на того, кто его ранил, но бросается прямо на то, что у него перед глазами, и в ярости терзает это, как бы самого виновника своей раны; так и Ирод, мучимый гневом и не находя виновников своего гнева, обратил свою ярость на младенцев, ни в чем неповинных пред ним. Он послал вооруженных, как бы на войну, воинов, чтобы «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, которая, согласно толкованию святого Златоуста и святого Феофилакта, появилась еще до Рождества Христова. Но за сколько именно времени? Если она явилась в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресвятой Богородицы до Рождества Христова прошло девять месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Богочеловечество осуществляется в Господе нашем Иисусе Христе: Он – Сын Божий; Он – Бог, но Он же и человек, – в одном Лице соединяя в Себе природу Бога и природу человека. И Он призывает к этому Богочеловечеству всех. Он обращается к людям и говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» ( Мф.11:28 ). Он еще так говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, то любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:21–23 ). Вот какие обещания! Мы призваны все к соединению с Христом Спасителем, а через Него – с Самим Божеским Естеством. Мы призваны к тому Богочеловечеству, которое явилось в Господе нашем Иисусе Христе. Вот почему так велик праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы же должны любить Христа. Что значит любить? Это значит соблюдать Его заповеди, ибо Он Сам так и сказал, что если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. А заповедь Его заключается в том, чтобы мы верили в Бога и любили ближних своих. Вот тогда Он и Отец придут к нам и сотворят в нас Свою обитель. Молитвами Пресвятой Богородицы Девы да поможет нам Господь соблюдать заповеди Христовы, которые суть заповеди любви! Аминь. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта)1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ). Так ответила Пресвятая Дева Мария на то благовестие, которое произнес Ей Архангел Гавриил. Из этих слов видно Ее великое смирение. Мы, проходя дни покаяния, прежде всего приняли урок смирения из притчи о мытаре и фарисее ( Лк.18:10–14 ). Смирение мытаря тогда было показано нам в пример. Пример этот особенно ярко виден на фоне того превозношения, которое показал фарисей. Но мера смирения мытаря все же не так велика. Награда мытаря, по сравнению с фарисеем, заключалась только в том, что он пошел в дом свой оправданным больше, чем фарисей. Он смирялся, как раб, боясь наказания за свои грехи, и поэтому молился: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лк.18:13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010