Над составлением новой книги трудились: Михаил Григорьевич Талалай – кандидат исторических наук, видный исследователь русского зарубежья, сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Маргарита Анатольевна Бирюкова – библиограф, краевед, член Союза писателей России. Публикация новых ценных материалов в настоящем, наиболее полном виде стала возможна, в том числе, благодаря содействию ряда исследователей из США, Италии, Сербии и Германии. Так, рукопись 3-го тома воспоминаний М.Г. Талалай получил из стен Джорданвилльского монастыря, где хранятся архивы Русской Православной Церкви заграницей, при поддержке о. Владимира Цурикова. «Краткая объяснительная записка» Н.Д. Жевахова, рассказывающая об истории Барградского подворья до 1932 года и раскрывающая хозяйственно-финансовую сторону его жизни, предоставлена для публикации директором Свято-Николаевского исследовательского центра (Centro Studi Nicolaiani) при Базилике св. Николая о. Джерардо Чоффари. Никола Страдиоти (Бари) предоставил архивные фотографии Н.Д. Жевахова. Алексей Борисович Арсеньев (Новый Сад, Сербия) снабдил текст Н.Д. Жевахова некоторыми важными примечаниями. Михаэль Хагемейстер (Бохум, Германия) указал ценные сведения из биографии князя Жевахова и предоставил для публикации открытку с его последним известным автографом (от 29 июля 1944 г.). Составители выражают им сердечную благодарность! СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: ЧАСТЬ I. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. Третий том. Публикация М.Г. Талалая. Предисловие автора. С. 7; Гл. 1. По пути в Сербию. С. 12; Гл. 2. Белград. С. 22; Гл. 3. Российский посланник В.Н. фон Штрандтман. С. 25; Гл. 4. Поиски выхода. С. 27; Гл. 5. Положение епископов. С. 29; Гл. 6. Первые впечатления. С. 32; Гл. 7. Сербский язык. С. 38. Гл. 8. Земун. С. 41; Гл. 9. Рука промысла Божия. С. 47; Гл. 10. Вршац. С. 51; Гл. 11. «Русско-сербское общество». С. 57; Гл. 12. Обращение Польской Церкви. С. 62; Гл. 13. Заря новой жизни. С. 66; Гл. 14. В западне. С. 74; Гл. 15. Новый Сад. С. 79; Гл. 16. Мытарства. С. 82; Гл. 17. Итоги. С. 93; Гл. 18. Отъезд в Италию. Венеция. С. 95; Гл. 19. Рим. С. 98; Гл. 20. Прибытие в Бари. С. 104; Гл. 21. Вдова Кулакова и ее дочь. С. 110; Гл. 22. Псаломщик Каменский. С. 120; Гл. 23. Монахиня Матрена Зайцева. С. 139.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

А Иван только смеется: — Если Бог есть — пусть накажет меня. Вот у наших все отобрали, всех сослали — Бог никого не наказал. Ну, и где Он, Бог?.. Я не верю теперь, что Он есть. Когда Иван пришел домой, то своей жене Евдокии рассказал, что он сделал. — Ой, ой! Что ты наделал! Проси прощения! Кайся! — испугалась она. А он ей те же слова повторяет, что за обедом сказал: — А ежели есть Бог — пусть накажет меня. — Да ты что такое болтаешь?! — жена начала плакать. — Не плачь, Евдокиюшка, ну пострадаю так пострадаю. Зато буду знать, что Бог есть. Вот до какого помрачения можно дойти — просить у Бога наказания!.. Так и лег спать Иван. Утром хозяйка встает, на кухне свое дело делает. За ней встает хозяин, пытается лампу керосиновую зажечь, спичкой чиркает… Жена удивляется: — Ты зачем, Иван, лампу зажигаешь? Ведь солнце уже подымается, совсем светло стало. — Какое светло — темно! Спичка у него в пальцах горит, а он ее не видит. Достает вторую спичку. Тогда жена отбирает спичку, зажигает перед его глазами и спрашивает: — Ну теперь видишь? А он только по столу руками щупает, где лампа стоит. Ни спички, ни солнца — ничего не видит. Черная ночь для него настала. Жена затряслась, зарыдала: муж ослеп! Тогда Иван понял: Господь отнял зрение. Заплакал Иван: значит, Бог есть! — Пойдем скорей в больницу! — говорит ему жена. — Зачем в больницу? — отвечает Иван. — Бог меня наказал, больница не поможет… Евдокия упала на колени, давай перед иконами просить за мужа. — Что ты плачешь, — говорит Иван, — я же сам просил. Вот наказание и пришло. А на следующую ночь он видит сон. Спаситель прямо с той самой иконы, над которой Иван надсмеялся, говорит ему: — Ты мне глаза завязал — и Я тебе глаза завязал… Вот так-то. А когда 40 дней прошло — отошли глаза. Видно, жена молилась усердно. А Иван таким проповедником веры православной стал — будь здоров! Произошло это в 1932 или 1933 году на севере Томской области — в Нарымском крае, куда ссылали людей. «Не могу зайти в церковь!..» Сколько я повидал за годы моей службы различных паломников и исповедников — со всей России! С разными грехами приходят к священнику люди, но особенно горько бывает слышать о тяжких последствиях, какие бывают у тех, кто кощунствует или глумится над иконами.

http://azbyka.ru/fiction/na-zemle-my-tol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 28 сентября 1 мин., 22.05.2012 Неделя по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Великомученика Никиты (ок. 372). Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (415). Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского (III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305-311). Мученика Порфирия (361). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937). Новоникитской иконы Божией Матери (372). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели по Воздвижении: Гал., 203 зач., II, 16-20. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Мф., 36 зач., X, 16-22. ЦИТАТА ДНЯ Одна только вера, что не все кончается здесь земным нашим существованием, - дает силу не цепляться во что бы ни стало за свою малозначащую жизнь и ради ее сохранения идти на всякую подлость, низость и унижение. Александр Медем РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 28 сентября (аудио + текст): вмч. Никита прп. Игнатий (Бирюков) сщмч. Димитрий Игнатенко Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-9-28.html

Татищев В. Н. Экономические записки 1742 г.//Временник Имп. Моск. об-ва истории и древностей российских. Кн. 12. – М., 1852. Ткачев – Ткачев П. Н. Избр. соч. на социально-политические темы. Т. 1–6. – М., 1932–1937. Толстой А. К. – Толстой А. К. Собр. соч. Т. 1–4. – М., 1963–1964. Толстой А. К., Стихотв. – Толстой А. К. Стихотворения. Царь Федор Иоаннович. – Л., 1958. Толстой А. Н. – Толстой А. Н.Собр. соч. Т. 1–10. – М., 1982–1986. Толстой Л. – Толстой Л. Н. Полн. собр. соч./Под ред. П. И. Бирюкова. Т. 1–20. – М., 1912–1913. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 1–90. – М., 1928–1958. Толстой, Переписка – Толстой Л. Н. и Тредьяковский –Тредьяковский В. К . Соч. Т. 1–3. – СПб., 1849. Тургенев И. С. – Переписка. – М., 1928. Тургенев А. Письма – Тургенев А. И. Письма Булгаковым. – М., 1939. Тургенев – Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Т. 1–28. – М., Л., 1960–1968. Тургенев И. С. Собр. соч. Т. 1–10. – М., 1961–1962. Тургенев, Воспоминания – Тургенев И. С. Литературные и житейские воспоминания. – М.; Пг., 1923. То же .– Л., 1934. Тургенев. Письма – Тургенев И. С. Первое собрание писем: 1840–1883. – СПб., 1884. Тургенев и «Современник»– Тургенев и круг «Современника». Неизданные [материалы. 1847–1861. – М., Л., 1930 . Тютчев – Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957. Тютчев, Лирика – Тютчев Ф. И. Лирика. Фет А. А. Лирика. – Л., 1977. Успенский Г. – Успенский Г. И. Полн. собр. соч. Т. 1–14. – М.; Л., 1940–1954. Успенский Н. – Успенский Н. В. Собр. соч./Под ред. К. Чуковского. – М.; Л., 1931. Ушаков – Ушаков В. Л. Киргиз-Кайсак. Ч. 1–2. —2—е изд. – М., 1835. Феоктистов – Феоктистов Е. М. Воспоминания: За кулисами политики и литературы: 1848–1896. – Л., 1929. Фет А. А. Стихотворения и поэмы. – М., 1986. Фет, Воспоминания – Фет А. Мои воспоминания: 1848–1889. Ч. 1–2. – М., 1890. Фет, Кактус – Фет А. А. Кактус. Рассказ//Русский вестник. – 1881. – 11. Фонвизин – Фонвизин Д. И. Полн. собр. соч. Ч. 1–4. – М., 1830. Фонвизин Д. И. Собр. соч. Т. 1–2. – М.; Л., 1959. Фонвизин, Недоросль –

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный…» ( 3Цар. 18, 3 ). Известно, что, живя при нечестивом царе, Авдий сохранил живую веру в Бога, благочестие и ревность. Другие толкователи отождествляют пророка Авдия с пятидесятником, которого царь Охозия посылал захватить пророка Илию. Об этом говорится в первой главе четвертой книги Царств. Его также считают мужем сунамитянки, сына которой воскресил пророк Елисей. Об этом также говорится в четвертой книге Царств, в четвертой ее главе. Есть мнение, что пророк Авдий являлся мужем сильным, которого царь Иосафат послал по иудейским городам. Высказывались предположения и относительно рождения и захоронения пророка. Н. Бирюков считает эти предположения основанными на темных еврейских преданиях и не имеющими под собой твердой исторической почвы. «Ни одно из них, – указывает автор книги «Пророк Авдий и его книга», – не имеет за себя чего-нибудь твердо обоснованного, ясно доказанного. Вот почему многие из толковников не решаются определять вопрос о лице пророка Авдия» 44 . Согласно таблице «Библейский и хронологический порядок пророков», опубликованной на сайте: http://seminaria.accanto.ru, деятельность пророка Авдия относится к Вавилонскому периоду (точнее – ок. 586 г. до Р.Х.) 45 . Н. Бирюков говорит похоже: рассмотрев различные гипотезы о времени служения пророка Авдия, он приходит к выводу, что его (время служения) можно с большей вероятностью отнести к 605–583 гг. до Р.Х 46 . Содержание книги – видение пророка о Едоме. По мнению святого преподобного Ефрема Сирина , мессианское значение имеет 1 стих: «Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» ( Авд. 1 ). Преподобный считает, что под «послом» автор книги понимает, вероятно, Эммануила. Михалицын П. в труде под названием «Читаем пророческие книги Ветхого Завета» условно делит книгу пророка Авдия на три раздела: 1–9, 10–16, 17–21 стихи. Он указывает, что в третьем разделе ( Авд. 17–21 ) от суда над Едомом пророк возвещает суд на всем языческим миром и предсказывает наступление «царства Господня». Он изображает это царство «чертами, приложимыми к вечной Церкви Христовой. Михалицын П. считает, что стих Авд. 21 : «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» ( Авд. 21 ) имеет мессианское значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Состоялась дискуссия о византийской философии ноября 2020 Диспут " Выразить невыразимое, или о причастности нетварному бытию: византийский ответ " в рамках цикла " Дары Византии " прошел 29 ноября в Доме радио. В нем участвовали доцент кафедры богословия СПбДА иерей Игорь Иванов и научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований Дмитрий Бирюков. Ведущий, куратор цикла " Дары Византии " Дмитрий Черноглазов, предложил участникам ответить на вопрос, была ли в Византии своя философия или же в философско-богословских дискуссиях на Востоке использовался античный инструментарий, и можно ли говорить о специфической византийской философии. Дмитрий Бирюков рассказал, что в ранневизантийском богословии единение человека с божеством описывалась на языке причастности божественной природе, а в поздневизантийском богословии этот язык изменился. В античной философии (а античная философская традиция была актуальна в византийском мире) можно разделить горизонтальную и вертикальную парадигму причастности. Горизонтальная - " я причастен человеческой природе, я человек " . Так можно сказать о каждом. Так называемая вертикальная парадигма подразумевает, что в трансцендентальном мире идей есть некая " человекость " , воплощение идеи человека. И мы причастны этой " человекости " , существующей в мире идей. Допустим, происходит некая катастрофа, все погибают, на земле не остается ни одного человека. В рамках первой парадигмы человеческая природа перестает существовать, а вторая парадигма предполагает, что некая человеческая сущность существует вечно, ее существование никак не зависит от нас. Эти парадигмы проявляются в рамках связанных между собой тем: причастности или непричастности божественной сущности и иерархии бытия. В рамках ранневизантийского богословского языка человек может быть причастным божественной природе. Это понимание строится на словах из Послания апостола Петра: " Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью " (2 Пет. 1:3-4). Когда ранневизантийские авторы рассуждали на тему причастности, прослеживалась более или менее явная аллюзия на то послание апостола Петра.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

116 . Итак, представляется, что лишь действием 444 под видом плоти [Слово] было отделено от Отца до тех пор, пока не открылся грядущий час суда, чтобы, когда пронзившие во время оно увидели по пророчеству Пронзенного ( Откр. 1, 7 ; ср.: Ин. 19, 37 ; Зах. 12,10 ), так [же] и остальное оказалось соединенным и подчиненным. Ибо когда в час конца все покорится Христу, как говорит апостол, тогда «Он Сам покорится Покорившему все Ему» ( 1Кор. 15,28 ). Но что мы узнаём [из Писания] о человеческой плоти, которую ради нас приняло Слово четыреста неполных лет назад? Будет ли и в грядущих веках Слово обладать ею, или только до момента суда? Ведь необходимо, чтобы исполнилось сказанное пророком. Он говорит: «Ибо воззрят на Того, которого пронзили»; пронзили же, разумеется, плоть. 128 . (Составив одно некое сочинение, [Маркелл] говорит, что сделал это) потому, что познал единственность Бога. Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) 445 1 . Как Бог – один и один Сын Божий, и Дух Святой один 446 , так и человек от Бога, и мир – один, и одна кафолическая и апостольская Церковь , и одно крещение 447 во всем мире, как и говорит Павел: «Бог один, вера одна, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). 2 . Итак, во всей вселенной 448 кафолическая и апостольская Церковь одна, которая, переняв от апостолов, сохраняет веру и доныне. Она зовется кафолической 449 [или: всеобщей], так как она распространена по всему миру, как сказано: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 5 ) и «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву: велико будет имя Мое между народами» ( Мал. 1, 11 ), и снова пророчество Сыну, как будто от лица 450 Бога и Отца: «Вот, – говорит, – Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис. 49, 6 ). 3 . Ереси же не получили [происхождения] ни от апостолов, ни от их учеников, ни от наследовавших [им] епископов (поскольку они, пожалуй, и не звались бы ересями, ибо зовутся ересями потому, что избирают ( αρω) что-то свое особенное и следуют ему 451 ). И опять же они существуют не повсюду, но ограничены очень небольшим пространством, где диавол силен обманывать неких [людей] пустым властолюбием и поставить их во главе своих обманов – поэтому и не зовутся ими [созданные] церкви кафолическими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

18 . Император повелел взять книгу. А я сказал: «что это ты вводишь среди нас?». Он сказал: «послание патриарха Льва». И я взял книгу из рук нотария, бросил ее на землю и сказал ему: «не вводи между нами богохульств этого человека; иначе, право, я наложу отлучение на всю столицу и уйду домой». А императрица Пульхерия сказала мне: «как ты смел сделать это?! Был другой гордец в твоем роде, Иоанн, архиепископ этого города; но мать моя отправила его в ссылку, там он и умер 419 . Или у меня теперь нет власти – сослать и тебя, как его?» А я сказал ей: «А что Бог сделал с нею? Не открылась ли в ее седалище фистула, выделявшая червей? И съели бы черви все ее тело, если бы она не притекла к мощам этого святого Иоанна. И ты не боишься, видя все, что случилось с нею? Делай и со мною что угодно. Но, кажется, из того зла, которое твоя мать сделала св. Иоанну, сослав его, до сих пор не вышло ничего хорошего. Однако скажите мне, в чем я погрешаю против веры. Не греши, государь, против Бога, в руках Которого твое дыхание! Я сын людей православных и могущественных. Прочь от меня, ты, мирянин! Не оскверняй места, на котором пребывает Бог, чтобы не пасть тебе скоро. Не стеснюсь я пристыдить тебя, хотя бы убили меня за веру. Я помышляю о небе, где пребывает Христос». 19 . Феодорит сказал в ответ: «мы, христиане, веруем, как отец наш Лев. А он говорит, что божество было отделено в то время, когда Он страдал и терпел мучения; затем: что божество Его наполняло Его тело, когда Он творил все чудеса». А я отвечал ему: «Отец мой Кирилл говорит: как железо, брошенное в огонь, раскаляется, но если ударить по нему молотом, то огонь нимало не страдает от этого удара, так божество Христово и Его человечество соединились и однажды [навсегда] нераздельным единением и в страданиях, которые Он претерпел, и в чудесах Его». Когда я сказал это, поднялись с мест архиепископы, и епископы, и весь синклит и воскликнули: «поистине хороша вера Диоскора, и никакого порока нет в ней. Лесть – вера Флавианова. Мы веруем, как отец наш Диоскор».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

19 . Если «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 186 и в то же время Царство Небесное есть полнота логосов вещей, которые пришли и придут в бытие, то преследуемые блаженны потому, что они постигают знание сотворенных вещей. 35 . «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» 187 . Он не столько хочет здесь сказать именно об этом, сколько предписывает не богословствовать безрассудно, ибо невозможно беспрепятственно высказывать о Боге, пребывающем на не бесах и избегающем всякого чувственного определения, то, что относится к чувственно воспринимаемому, и делать из него воспринимаемые суждения. Почему и сказано: «Слова твои да будут немноги» 188 , иначе говоря, истинны и взвешены; поскольку, как мне кажется, нечто таковое обозначают следующие слова: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» 189 и «лучше малое получение с правдою» 190 . Ибо для тех, кто этого не бережет, сказано: «Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» 191 . Говорит он и о голосе глупого, проявляющемся в лживых словах и вводящем душу в заблуждение; и это – «от голоса поносителя и клеветника» 192 . Годится для голоса глупого и следующее: «при многословии не миновать греха» 193 . 52 . По естеству имена бывают телесные и бестелесные; и те имена, что относятся к телесному естеству, обозначают качество каждой вещи – величину, цвет, внешний вид, а те, что относятся к бестелесному, проявляют свойство всякого мыслимого [предмета], иначе сказать, достохвальность или негодность; но первые имена прилагаются к вещам непосредственно, тогда как вторые – не без посредства; они зависят от предпочтения. То, что относится к предпочтению, – или склонность к благу и возможность быть удостоенным познания, что относится к ангелам, архангелам, престолам и господствам 194 , или склонность к пороку и приумножение незнания, что относится к демонам, сатане или неким иным миро-правителям этой тьмы. Однако же да не говорит человек: «По чьей милости я сопряжен с этим телом? Почему я не стал ангелом ? Не выказывает ли Бог лицеприятие? 195 Не появились ли мы на свет со свободной волей?» Ибо подобные слова умножают суету. Как может творение сказать Творцу: «Почему Ты сотворил меня таковым?» И как тварь может требовать ответ у Бога? Но да прекратятся такие речи, а те, что способствуют благу и познанию, да будут произведены. Все, что имеется в этом веке темноты, называется суетой и тьмой, и будет скрыто как забвение то, что относится к этой жизни, после исхода.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

2:4 ). Для тех, кто сознательно отвергает слова Священного Писания, спасение невозможно: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). О язычниках и не имеющих возвещенного закона Божиего Священное Писание нам говорит: «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:12-16 ). Таким образом, вопрос о церковной жизни и посещении храма отпадает сам собой, если хотя бы кратко познакомится с соответствующими темами православной экклезиологии. Примечания: 1. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 212. 2. Протоиерей Владислав Цыпин . Курс церковного права. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002. С. 1. 3. Епископ Иларион (Алфеев) . Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С. 125. 4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви./Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С. 132. 5. См.: Архимандрит Иларион Троицкий . Христианства нет без Церкви. М., Православная беседа. 1992. С. 14. 6. Там же. С. 15. 7. Там же. С. 20. 8. Архим. Киприан Керн . Антропология св. Григория Паламы . М., Паломник. 1996. С. 396. 9. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 211. 10. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания. Свято-Троице-Сергиева Лавра . 1900. С. 188/Цит. по: Игумен Петр Бирюков.

http://azbyka.ru/nuzhno-li-vocerkovlenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010