Воздушные мытарства. Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» Цикл «Путь всей земли». Беседа 14-я Протоиерей Олег Стеняев «Новое мытарство, которого мы потом достигли, было мытарством гнева и ярости ; но и здесь, несмотря на то, что истязующие здесь духи свирепы, немного они от нас получили, и мы продолжали наш путь, благодаря Бога, покрывающего мои грехи молитвами отца моего преподобного Василия». На этом мытарстве истязаются имеющие в сердце своем деятельную гордыню, которая трансформируется в грехи: гнев и ярость. И. Айвазовский. Волна.      Гнев , совмещенный с яростью , есть гнев несдержанный и ничем не ограниченный. Но верующий именно и призывается к тому, чтобы сдерживать в себе самом греховные поползновения, уничтожать их в зачаточном состоянии. Сказано: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 4–7). То есть Слово Божие научает нас господствовать над помыслами и чувствами. И если человек не испытывает духовной радости, «огорчился, и поникло лице его», то это свидетельствует о том, что он сошел с путей добра и « у дверей грех лежит; он влечет… » . «Смотри… как этими словами Господь желает укротить ярость и неистовство Каина и удержать его от восстания на брата. Видя движения его мысли и зная жестокость его убийственного намерения, Бог наперед хочет смягчить его сердце и успокоить его ум. И для того подчиняет Каину брата и не отнимает у него власти над ним. Но даже из такой заботливости и из такого врачевания Каин не извлек никакой пользы. Таково различие во внутреннем расположении братьев, такова сила зла» . То, что мы называем хорошим настроением и отсутствием его, есть некие индикаторы, данные от Бога Таким образом, мы видим, что то, что мы называем хорошим настроением и отсутствием его, есть некие индикаторы, данные нам от Бога, которые мы должны учитывать и на них ориентироваться, не выпуская из под контроля никакого чувства…

http://pravoslavie.ru/100903.html

Воздушные мытарства. Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» Цикл «Путь всей земли». Беседа 21-я Протоиерей Олег Стеняев «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей , где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнения в вере, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных». Слова: «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей » – не представляются случайными. Блуд и ересь – есть понятия достаточно близкие (об этом мы говорили и при обсуждении 18-го мытарства). Они относятся к одной категории поступков. Писание учит: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (Гал. 5, 19–20). Как мы видим из данного текста, «дела плоти» подразделяются на те, которые связаны непосредственно с деятельностью тела: «прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри» – и те, которые проистекают из человеческого сознания: «идолослужение, волшебство, разногласия, соблазны, ереси» . И, более того, само язычество (идолопоклонство) понимается Писанием как род некоего духовного блуда (как извращенность души и духа). Сказано: и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним (Втор. 31, 16). Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда. И блудно поступает всякий идолопоклонник, поклоняясь огню, камню, дереву, небу или земле. Блудит и безответственный экуменист, входя в молитвенное общение с еретиками и раскольниками. «Блудная церковь» – есть «церковь» (или христианское сообщество), не сохранившая своей вероучительной (девственной) чистоты. Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда Следовательно, мы всегда должны оберегать целомудрие нашей православной веры и не само-растлевать ее богословскими нововведениями и всякими чуждыми для ее девственного исповедания идеями. … как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 25–27).

http://pravoslavie.ru/108774.html

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Цикл «Путь всей земли». Беседа 12-я Протоиерей Олег Стеняев Почему святые отцы называли зависть «поруганием человеческой природы»? Как связаны зависть и теплохладность веры? Что бывает, когда начинают завидовать… грехам другого? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев. «Также благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, но, по милосердию Божию , во всех этих грехах я оказалась невинна и видела, как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше», – продолжает свое свидетельство блаженная Феодора. В Писании сказано: « Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14: 30). Я знал одного человека, у которого был рак костей, – этот человек не был завистливым. Но когда я вместе с другими православными христианами дежурил у его больничной койки, а это было совершенно необходимо, я понял, что такое боль. Этот молодой человек молился, чтобы ему умереть, и дважды пытался выброситься в окно, прямо из больничной палаты. Боль была постоянной и нарастающей… Когда я его спросил о характере боли, он ответил: «Вот когда сильно-сильно болит зуб – это локально и только с одной стороны челюсти. А рак костей – это когда так же нестерпимо ноют все кости, и ты буквально задыхаешься от боли». Я рассказал об этом печальном случае, чтобы нам было понятнее, что такое «гниль для костей»: это чувство, которое не затихает и причиняет испытывающему его нестерпимое страдание. Вот так и живут завистники. Не позавидуешь… Как-то один из лидеров современной России сказал: «Национальная идея – это когда все конкурируют друг с другом!» Услышав это, я вспомнил слова из Писания – Екклесиаста: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Еккл. 4: 4). То есть зависть – это всегда взаимное чувство.

http://pravoslavie.ru/99413.html

Воздушные мытарства. Мытарство четырнадцатое: «Не убий» Цикл «Путь всей земли». Беседа 16-я Протоиерей Олег Стеняев «Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства . Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов ». Обычно думают, что первый запрет на убийство человека человеком появился на Синае. Но впервые запрет на убийство появился не в Декалоге, а в законах Ноаха (Ноя). Читаем: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека : ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9, 6). Так как сыны Ноя, получившие вместе с отцом эту заповедь, были родоначальниками человеческих рас, то эта заповедь обязательна для всех сынов человеческих, произошедших от сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета . Здесь же содержится и норма наказания за убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека — и говорится о достоинстве человека, усугубляющем данное преступление: ибо человек создан по образу Божию . Святитель Иоанн Златоуст учит: «Подумай, как этим изречением Он (т. е. Господь — О. С.) усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия; если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, — и оставь злое намерение. Что же, скажешь, если кто совершит бесчисленные убийства и прольет множество крови, — будет ли такой человек достойно наказан, если будет пролита только кровь его одного? Не рассуждай так, любезный, но подумай о том, что этот человек, недолго спустя, получит нетленное тело, которое будет в состоянии терпеть непрестанное и вечное мучение» . — То есть не полагай его (убийцы) убийство пределом для его возможного покаяния .

http://pravoslavie.ru/102317.html

В это время внезапно явился преподобный Василий и сказал святым ангелам: «Душа сия много послужила старости моей; я молился о ней Богу, и Бог даровал мне ее». С этими словами он подал святым ангелам полный червленый мешок и сказал: «Когда будете проходить воздушные мытарства, выкупайте ее этим от долгов ее и, наконец, введите в уготованную мне от Господа обитель, да пребывает там. Сказав это преподобный стал невидим; а святые ангелы взяли меня, и мы пошли по воздуху на восток». Руководимая двумя святыми ангелами, преподобная Феодора начала подыматься к небу и была встречена темными духами первого мытарства, на котором истязаются грехи человеческие словом, как – то: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение непристойных песен, бесчинные восклицания, хохоты и тому подобное. По большей части человек вменяет эти согрешения в ничто, не кается в них пред Богом и не исповедует их отцу духовному. Но Господь явственно сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ( Мф. 12:36, 37 ). И Апостол завещает: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам ( Ефес. 4:29; 5:4 ). Демоны с жестокостью и упорством обвиняли душу, представляя все согрешения ее словом, содеянные от самой юности. «Я молчала, – говорит преподобная Феодора, – чувствуя невыносимый стыд и трепеща от страха». Но святые ангелы оспаривали демонов – обвинителей и противопоставляли грехам добрые дела, совершенные душою. Таким образом, искупленная на этом мытарстве Феодора начала подыматься выше и приблизились ко второму мытарствумытарству лжи, на котором истязается всякая ложь, клятвопреступления, призвание имени Божья всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаение грехов пред духовником на исповеди. «Остановив нас, духи этого мытарства начали испытывать меня подробно, и я обличена была в двух грехах, именно: случалось мне не раз лгать, впрочем, в вещах маловажных, чего я не вменяла и в грех, и еще много раз, по ложной стыдливости, я неискренно исповедала грехи свои пред отцом моим духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Что такое лихоимство? Почему святитель Иоанн Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем? Какие распространенные сегодня формы экономических отношений принимаются Священным Писанием и святыми отцами, а какие безоговорочно отвергаются и почему? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев . Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр «Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства , где испытываются отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше», – свидетельствует блаженная Феодора. Восьмое мытарство – лихоимство , или проценты : давать денег в рост под проценты, нечестные и непорядочные отношения в денежных вопросах, обесценивающие настоящий и производительный человеческий труд. Как общеизвестно, подлинное, а не призрачное богатство любого общества созидается в первую очередь п о том и кровью трудящихся. Взять, например, систему кредитов. Когда вы идете в банк, вам дают кредит, вы получаете бумагу, что всё обеспечено, что есть якобы какие-то денежные отношения между банком и магазином, магазином и банком. А на самом деле эта денежная масса не всегда обеспечивается тем, что мы хотим от нее иметь, рано или поздно возникает инфляция, потому что этот бумажный вакуум нельзя наполнить, обеспечить никаким конкретным содержанием. Сейчас даже деньги Пенсионных фондов «прокручивают» в разных денежных операциях, махинациях без ведома самих будущих или настоящих пенсионеров. И люди, вольно или нет, могут принимать участие в нечистом криминальном обороте денег под проценты. Но главная проблема – возникает класс людей, которые, ничего не производя, не создавая никаких ценностей, рискуют капиталом общества, подвергая его опасности инфляции или мирового экономического кризиса, который разразился и в настоящее время. Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (то есть процентов. – прот. О.С. )» ( Исх. 22: 25 ); и еще: «Не бери от него (то есть брата по вере. – прот. О.С. ) роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» ( Лев. 25: 36 ).

http://pravoslavie.ru/98878.html

Библейское свидетельство о воздушных мытарствах 11.09.2015 07:33:57 Протоиерей Олег Стеняев Прежде всего о мытарствах свидетельствует Священное Писание, там говорится о предстоящих испытаниях на воздусях достаточно определенно. В Послании к Ефесянам сказано: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2, 1–2 ). Сатана господствует в воздухе. И далее в этом Послании говорится: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» ( Еф. 6, 11–13 ). «День злый» – это день смерти, и слова «все преодолев» – указание на мытарства. Слова «против духов злобы поднебесной» подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют каждой душе восходить по мытарствам. Мешают приближаться к Небесному Царствию Божьему. Объясняя значение слова поднебесная, Блаженный Иероним пишет: «Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных просторах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в Небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя (небесная)» . Святитель Феодорит Кирский не совсем согласен с Иеронимом хотя бы в том, что пространство между небесным сводом и землею всецело принадлежит дьяволу. Ведь храмы освящают «благорастворение воздухов» (то есть разгоняют нечисть), тем более монастыри и скиты, а также дома православных христиан (где творится утренняя и вечерняя молитва), места, где проходят крестные ходы, кадится ладан или переносят по улице святыни (особенно Святые Дары), – там без сомнения очищаются воздух и земля и т.д. Особенно колокольный звон очищает и благорастворяет природу и даже останавливает эпидемии (а в советское время боролись с колокольным звоном потому, что он мешал народу сосредоточенно смотреть в кинотеатрах советские фильмы).

http://radonezh.ru/analytics/bibleyskoe-...

Воздушные мытарства. Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия Цикл «Путь всей земли». Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Павел Рыженко. Александр Невский и хан Сартак.      «После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло . Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь ». Ступени мытарств, равно как и все грехи, взаимосвязанная адская реальность, когда один грех порождает другой, цепляясь за предшествующий, и таким образом, выстраивается некая бесовская иерархия нисхождения души в преисподнюю ада. Грехи немилосердия и мстительности, зачинаются личной гордыней и себялюбием и прямо противостоят известным евангельским добродетелям. Сказано: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 38-39). Эта заповедь ( око за око и зуб за зуб – Лев. 24, 20 ) научала человека в оке другого любить свое собственное око и в зубе другого ценить свой собственный зуб. Христос возводит этот закон на более высокий духовный уровень. Он предлагает любить другого человека, его права и интересы более, чем свои собственные. Посему только и говорит: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую . Этими словами Господь раскрывает перед своими учениками жертвенный характер подлинно духовной жизни, разрушая эгоизм озлобленной личности, замкнутой на самое себя. Семья есть великая школа любви, которая помогает человеку преодолевать эгоизм

http://pravoslavie.ru/101898.html

И Ангелы отвечают ей (для нас важна именно вторая часть ответа): « Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати ». – Эти слова и решают вопрос о церковном учении о мытарствах и учении Церкви об оправдывающей благодати. И надо прямо сказать, что именно учение о благодатном оправдании и составляет отличительную часть нашего исповедования от любого другого религиозного представления о спасении, каковые мы можем обнаружить в других религиях. И в этом смысле есть только две религии: религия Закона, на которой основываются все остальные религии и верования, и Христианская религия – БЛАГОДАТИ. Сказано, что Христос, « истребив учением (учением об Искуплении. – О.С.) бывшее о нас рукописание (то есть Закон Божий. – О.С.) , которое было против нас (ибо Закон Божий всегда обвиняет грешника. – О.С . ) , и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть духов злобы поднебесной. – О.С.) , властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою » ( Кол. 2, 14–15 ). И сие Божественное оправдание кающихся грешников обеспечивает всецелое очищение от власти прежде содеянных греховных деяний, так что « воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного ». Как мы и говорили в начале этих наших бесед: все решается в этой земной жизни, здесь и время покаянию, и время исправлению… Но вернемся к 15-му мытарству, где исследуются души, заподозренные в чародействе, колдовстве, обаянии, нашептывании и призывании бесов. Слово Божие категорично осуждает подобные преступления. Сказано: « не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (то есть народы Ханаана. – О.С.) от лица твоего » ( Втор. 18, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По смыслу этой притчи умершие находятся в определенных местах и блаженствуют или мучатся не только духовно, но и физически, и это – раньше воскресения, до воссоединения их с внешними телами, как видно, например, из последних слов притчи: «Прошу тебя, отче, – говорит бывший богач Аврааму, – пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:27–31 ). Что касается церковного предания, то оно одинаково ясно учит и о бестелесности души самой по себе, и о телесном существовании её в загробном мире до всеобщего воскресения. Душа человека по смерти его проходит так называемые мытарства, расположенные в воздушном пространстве, обозревает рай и ад, поклоняется Богу и, по окончании частного суда, водворяется или в одной из светлых обителей рая, или в темном аду. 98 Эти хождения по мытарствам в воздушном пространстве, это поклонение Богу, это обозрение рая и ада, а потом помещение и жизнь в раю или аду – с полною ясностью говорят, что душа после смерти человека, по смыслу церковного предания, не остается бестелесною. Эту мысль можно устранить из церковного предания не иначе, как посредством аллегорического истолкования и мытарств, и ада, и рая; но такое истолкование не может иметь никакой опоры в самом церковном предании; оно может исходить только из предвзятого мнения, что душа в загробном мире живет совсем без тела, и оно, следовательно, претендует быть более одухотворенным, чем само церковное учение. Явления умерших из загробного мира живым людям, явления в тонком теле, всецело и также без всяких аллегорий признаются церковным преданием. Рассказы о таких явлениях, например в житиях святых, очень многочисленны. Достаточно напомнить явления Богоматери с Апостолами преподобным Сергию и Серафиму, 99 явление свв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010