Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» ( 1 Кор. 10, 20 ). За каждым культом почитания того или иного истукана скрывались бесы и демоны. Апостол Петр в 1-м послании вдохновляет нас: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» ( 1 Пет. 4, 11 ). То есть, следя за своей речью, мы обеспечиваем себе безопасное прохождение первого мытарства. Поскольку, действительно, за всякое праздное слово мы дадим отчет, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 37 ). Меня удивляют некоторые православные проповедники, говорящие о чем угодно и не приводящие ни одного текста из Священного Писания. Мы, священнослужители, не должны демонстрировать свою эрудицию и остроумие, но проповедовать слово Божие в том формате, в каком оно дано нам. Народ истосковался по слову Божиему. Сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2, 7 ). Во дни земной жизни Христа древние учили: «Если за трапезой не вспоминаются слова из Писания, то это трапеза мертвецов». Насмешники, празднословы и пустословы легко могут застрять на первом мытарстве. Оканчивая рассказ о первом мытарстве, блаженная Феодора свидетельствует: «Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее». Слова: «они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел» – не означают, что добрых дел достаточно, чтобы избавиться от злых. Так учили еретики пелагиане. Скорее всего, речь идет о том, что, исповедовавшись в грехах пустословия, Феодора еще и сотворила плод покаяния (то есть понесла назначенную духовником епитимию). Слова: «добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия» – отнюдь не проповедуют латинское заблуждение «о сверхдолжных заслугах святых», а указывают на добродетельные молитвы преподобного Василия за блаженную Феодору. Слова: «и искупили меня из первого мытарства» – не могут быть отнесены к Ангелам, скорее всего, они напомнили бесам, что данные грехи уже искуплены Кровью Сына Божия. Рейтинг: 9.6 Голосов: 2889 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 30 апреля 2020, 14:08 Совершенно невозможно даже представить как пройти хотя б одну ступень мытарств. Грехов неимоверное количество, и дел добрых чтоб их крыть нету, не припоминается ни одного. Тут только одна надежда остаётся, на милость Господа. И ещё, может это кого утешит-болезни, никогда не ропщите в болезнях и не жалуйтесь, болезнями по милости Божией грехи наши очищаются, не один раз замечал как во время болезни как вроде груз с души, и облегчение моральное при телесной тяжести.

http://pravoslavie.ru/95810.html

Полагая, что болезнь приключилась из-за насмешника, он восклицал: «За что я так страдаю? Не из-за слов ли моего друга?» «Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к его мощам. На пути с ним встретился один из его знакомых и спросил: “Куда, друг, свечи и масло несешь?” “Иду помолиться святому Артемию”, – был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: “Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь”. Шедший к великомученику не ответил на насмешку и, совершив при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно застигла жестокая болезнь: он почувствовал нестерпимую боль в теле, оно местами стало отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Так как на пути стоял дом того самого насмешника, то ему ничего не оставалось, как побрести туда. И, придя, он почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и болезнь казалась смертельной. Однако через некоторое время он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась из-за насмешника, сказал: “За что я так страдаю? Не из-за слов ли моего друга?” Тот же, со своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться. Между ними дело дошло уже до явной ссоры, так что многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной пересказал им о своей встрече с другом на пути к святому Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: “Увы мне! Горе мне!” Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и прославили Бога и святого угодника: “Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающая от Бога святыми Его угодники”» 2 . Святитель Василий Великий: «Говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа» Святитель Василий Великий учил: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы.

http://pravoslavie.ru/95810.html

Мария 19 августа 2016, 10:47 Спасибо за статью. Жду и других про мытарства. 19 августа 2016, 00:50 Здесь хорошая статья о правде без любви:http://www.pravoslavie.ru/86543.html Елена 18 августа 2016, 23:05 Не знаю, стоит ли считать неправдой следующее. Я по жизни очень угрюмый человек и никого не люблю и у меня обычно все в черном цвете, но в один момент, лет в 16 я поняла что ни мне ни окружающим это не нужно, поэтому я взяла себе за правило делать вид, что все нормально и никаких проблем. И естественно при вопросе " Как дела " я отвечу не как батюшка, решивший не лгать, а что " все нормально " или что " все окей " , хотя на самом деле далеко не ок. Но зачем рассказывать людям, что у меня все плохо, умножать скажем так негатив, которого им и так хватает, зачем нужно давать людям знать о своем черном мире, пусть все черное останется во мне и не отравляет никому жизнь. Я всегда думала, что действую во благо себе и другим, скрывая за улыбкой и за " все ок " свой черный взгляд на мир и свои проблемы..Иначе потакая себе я буду угрюмей тучи и сделаю намного хуже себе и другим, возможно.. 18 августа 2016, 21:49 Спасибо! Скажите, пожалуйста, а есть видео? Наталия 18 августа 2016, 10:00 Когда я читала житие великомученицы Варвары, то там был такой эпизод. Святая Варвара бежала от разярённого отца и пробежала мимо двух пастухов. Затем отец спросил у этих пастухов, в какую сторону побежала святая. Один из них, пожалев Варвару, солгал и показал неверную сторону, а второй сказал правду о её направлении и тут же превратился в каменный столб - это была кара Божия. Значит, в таком случае сказать правду - совершить грех? А солгать для спасения человека - совершить добродетель? То есть за сказанную правду можно быть убитым Богом? Как тогда действовать правильно? Евгения 18 августа 2016, 07:14 Интересный пример с абсолютно честным днем. Еще вспоминается американский фильм " Лжец " , где главный герой, вконец завравшись, вдруг обнаруживает, что как бы ни хотел - больше не может солгать, что бы ни пытался сказать - говорит правду. Как в примере отца Олега с недосоленным супом и т.д. Но как же тогда правильно поступать на практике? Ведь сказать правду - это часто означает проявить грубость, обидеть человека (не говорю про обличение грехов, ведь часто речь именно о недосоленных супах, а это вряд ли грех). Неужели и за такую неправду с нас спросят? Или надо научиться чувствовать так, чтобы эта вежливая неправда стала правдой? Например, с вопросом про суп, подумать, что суп вполне неплох, насыщает - и слава Богу, поблагодарить мысленно Бога за этот суп - и тогда ответ хозяйке, что суп хорош, станет правдой. Или не так?

http://pravoslavie.ru/96189.html

Наталия 3 сентября 2016, 11:53 Даниил,противоречия нет. Просто " велие утешение в трапезе " в понятии праведника это, к примеру, пища с растительным маслом или рыбой после строгого поста и в умеренном количестве. Чревоугодник же после поста (и не только) кидается на холодильник как на амбразуру и объедаться всем, что к столу не приколочено. То же и с алкоголем. Сам по себе он не зло, важно его количество, культура пития. Мало кто после рюмки - другой не " заведется " и не продолжит, поэтому знающим за собой этот порок лучше и не начинать пить. Максим 3 сентября 2016, 11:23 Отец Олег, есть досыта без обжорства - грешно? Пытался есть не досыта - ничего хорошего не вышло. Читал много о том что есть надо недосыта, не много - о том, что досыта с легким отягчением тоже не грех. Ваше мнение? 2 сентября 2016, 21:17 Татьяна, ничего такого неправильного о. Олег не сказал. Нужно глубже в вникнуть в то, о чем он говорит. О любви тут речь не идет. Сам Христос заповедовал любовь к врагам. Тут вообще не стоит вопрос о любви ко всем или только к некоторым. даниил 2 сентября 2016, 20:31 Странно но тут с одной стороны говориться что Православная Церковь не запрещает употребление алкоголя,а с другой весь текст говорит о необходимости полного отказа от него... Также и черевоугодие конечно грех но " велие утешение в трапезе " в праздно предписывается и в монастырях. Мне кажется позиция данная статья показывает нам видение проблемы и отношение к ней лично отца Олега, а не догмат, хотя по прочтении кажется что это именно догмат. Мне кажется что предание говорит об умеренности а не о полном отказе, при этом воздержание только при переходе в страсть. Игорь 2 сентября 2016, 20:20 а что видео или аудио записи нет??? Мария 2 сентября 2016, 16:38 Господи,помилуй нас грешных!Дай Бог всем нам сил! Татьяна 2 сентября 2016, 14:17 " Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. " Не согласна - мир не разделен, МЫ ВСЕ дети Божьи, просто кто-то, как блудный сын, блукает во тьме. Но он не перестает от этого быть Братом или Сестрой, делят только люди, люди без любви.

http://pravoslavie.ru/96631.html

Светлана Краснова 19 мая 2017, 12:51 Благодарю за полезное повествование Евген Найкаров 16 января 2017, 20:13 Вот я прочитал и мне уже понятно что меня заберут с мытарств духи у меня миллиарды грехов и я понимаю что никогда не наследую царство Божие, это просто не реально, туда идут только святые. Чем сложнее идёт мир к погибели тем сильнее на много борьба духа Истины с духами зла, отказаться трудно ваще от всего. Такие искушения мощные, мы просто овцы, у нас нет сил , никаких, но есть сердце, любовь и Бог сам в этом сердце и Эта сама Любовь и упование наше на Него на милость Его ведь Он добро. Верить надо что Он не оставит вас даже на тех же мытарствах. Бог любит тех кто боится Его и тех кто уповает на Него. Благ и Милостив Господь тем кто уповает на Него))))))))) владимир 14 октября 2016, 13:19 спаси,Господи! Завтра бегу каяться в пустословии и злоречии Марина 5 сентября 2016, 09:43 Один человек рассказывал: Учись не судить и не рассуждать о других. Поносили меня близкие мне люди грязной речью, а я улыбался и не обижался на них, а старался как можно больше сделать им доброго. После как -то находился в обществе: среди стариков и молодой пары. Зашли здоровые парни, более 2-х десятков, были выпивши и говорили в присутствии стариков бранную речь, преставали к молодой паре. Пара не знала, как себя вести и чем больше открывали они рты в ответ пьяным, тем больше разжигался конфликт. Подошёл и тихонько сказал: " Молчание - золото, лучше со смирением молчать и не вступать в дискуссию. " Сам же лишь сказал выпившим: " Жаль... Некого из вас похоже не научили, уважению к старшим. " И более не проронил ни слова, через минуты все удалились, при этом не проронили ни одного грязного слова. Учись не сердится на тех, кто говорит плохие слова, оставляй в своём сердце смирение и любовь, а не сможешь, знай уподобишься тем, кто не давно был с тобой рядом и из твоих уст уже полетит бранная речь, лучше пригни голову и скажи: Господи Помилуй! Господи Прости! Ксения Луньова 27 августа 2016, 14:47

http://pravoslavie.ru/95810.html

Воздушные мытарства. Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа» Цикл «Путь всей земли». Беседа 20-я Протоиерей Олег Стеняев «После этого мы достигли мытарства содомского , где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: “Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки”». Мытарство 18-е, содомских грехов И не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве (2 Кор. 12, 21). – Непотребство и есть противоестественная похоть и противоестественный грех (кровосмешение, скотоложство и мужеложство) . Почему люди впадают в подобные соблазны и грехи, которые противоречат самой человеческой природе? Апостол Павел пишет: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим.

http://pravoslavie.ru/108270.html

Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я Протоиерей Олег Стеняев О том, за какие грехи придется отвечать на третьем мытарстве, почему осуждение – страшное преступление, каков апостольский взгляд на светский суд, где и как разбирать тяжбы между православными и как относиться к чужим грехам, рассказывает протоиерей Олег Стеняев. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) «Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и клеветы . Здесь, когда остановили нас, я увидела, как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше», – повествует блаженная Феодора о третьем мытарстве. Грехи этого мытарства: но главное – Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Слова: «Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения» – показывают нам возмущение бесов, о которых известно, что «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), а также что один человек начинает судить другого, хотя истинный Суд принадлежит Христу. Обвинение этого мытарства более чем законное, никто не имеет право предвосхищать Суд Христов. Сказано: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1, 9). Если даже Архангел Михаил в споре с диаволом не произнес на него суда словами «да запретит тебе Господь» и предоставил место Суду Христову, то как же люди могут позволять себе осуждать других, «когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения»?! О чем и сказано: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3).

http://pravoslavie.ru/96443.html

Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я О том, за какие грехи придется отвечать на втором мытарстве, как быть, если не можешь выполнить обет, зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню, стоит ли стыдиться открывать священнику на исповеди свои грехи, легко ли жить, говоря всегда только правду, а также о том, как правильно исповедоваться и что недопустимо на исповеди, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи», – повествует блаженная Феодора о втором мытарстве. Итак, грехи второго мытарства: О лживых словах в Псалтири сказано: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс. 7: 15). Мы видим, что ложь рождается от неприязни к ближнему, когда человек «чреват злобою» – то есть затаил неприязнь, но не решается на открытое выступление против неприятного ему человека. О братьях Иосифа Прекрасного сказано: «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37: 4). Эти слова: «и не могли говорить с ним дружелюбно» – сказаны в похвалу братьям, хотя ненавидеть брата – грех, но при этом они не лицемерили, и то, что было у них на сердце, было и на устах. Другой пример – когда была изнасилована Дина, дочь Иакова. Насильник и его отец пришли ее сватать, соглашаясь на любые условия: «И отвечали сыновья Иакова (Симеон и Левий. – прот. О.С. ) Сихему (насильнику Дины. – прот. О.С. ) и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их» (Быт. 34: 13). Они вправе были наказать насильника Сихема, потому что он нарушил закон, установленный еще праотцом Ноем. Но говорить с лукавством… Позже их действия обнаружили их неправоту, и умирающий Иаков произнес на них проклятие: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 5, 7).

http://pravoslavie.ru/96189.html

Воздушные мытарства. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости Цикл «Путь всей земли». Беседа 9-я Протоиерей Олег Стеняев О том, за какие грехи придется отвечать на седьмом мытарстве, почему христианину так важно чувствовать себя странником и «пришельцем», а не «обживаться», о пагубности проповеди «евангелия процветания», о христианском отношении к богатству и достатку, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «После мытарства кражи мы пришли к мытарству сребролюбия и скупости . Но и это мытарство миновали мы благополучно, потому что я, по благодати Божией, не заботилась во время моей земной жизни о приобретении имения и не была сребролюбива, но довольна тем, что посылал мне Господь, не была и скупа, а что имела, то усердно подавала нуждающимся», – свидетельствует блаженная Феодора. Это седьмое мытарство – «сребролюбия и скупости» означает и стремление «во время… земной жизни о приобретении имения» – то, что называется обжиться и пустить корни . «Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской» ( Быт. 37: 1 ). Вот в этом стихе мы видим противоречие: Иаков не живет так, как жил, странствуя, его отец Исаак, – вот первая мысль, которая бросается в глаза. Если Исаак странствует , то Иаков, его сын, обживается . И, конечно, Богу такое обживание неугодно. Если верующий человек обживается в этом материальном мире, если во временном мире он находит для себя гедонистическую радость и удовольствие, то Господь обязательно сдвинет такой «светильник благополучия». Во-первых, это несправедливо: праведные по преимуществу в той жизни должны получать награду, а они еще и тут хотят неплохо пожить. Понятно, когда Господь посылает грешникам какие-то блага: потому что в будущем их ожидают мучения. А здесь Иаков как бы хочет и на земле пожить неплохо, тем более что все условия есть: большая хорошая семья, крепкая семья, – и в то же время продолжить традицию своего отца, который не вел оседлый образ жизни, но странствовал. Но как совместить несовместимое? Сказано: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр. 2: 5 ).

http://pravoslavie.ru/98254.html

Главным отрывком, который истолковывают отцы Церкви в связи с учением о мытарствах, являются слова Христа незадолго до Его страданий: Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин. 14, 30 ). Князем мира сего, миродержцем назван диавол. Он называется миродержцем не потому, что он – князь всего мира и властвует над ним, а потому что властвует лишь над миром неправды. Христос проповедует о том, что диавол не имеет власти над Ним. Здесь Он, конечно, говорит о диаволе и смерти. Апостол Павел, говоря о духовно мертвых людях, лишенных благодати Божией, пишет: И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления ( Еф. 2,1–2 ). Из этого места видно, что люди умирают из-за грехов и по действию диавола. Также диавол называется князем воздушным, потому что находится в атмосфере и все время сражается с людьми. Именно этот образ имеют в виду отцы, когда говорят, что душа, выходя из тела и проходя через воздух на небо, встречает воздушного князя. Также в этом отрывке сказано, что этот князь и теперь действует в сынах противления. Множество мест из Ветхого Завета используются отцами, чтобы рассказать о так называемых мытарствах душ. Я хотел бы привести два из них. Одно место – из псалмов Давида, где пророк, обращаясь к Богу, говорит: Господи Боже мой! на Тебя я уповал, спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя ( Пс. 7, 1–2 ). Другое место – в Книге пророка Иеремии. Там говорится: Как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог. Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг ( Иер. 20, 9–10 ). После цитирования главных мест, которые толкуют святые отцы, мы перейдем к их учению о так называемых мытарствах. Нужно сказать, что сначала мы изложим их учение о мытарствах, а потом приведем таинственное истолкование этого состояния. Как будет видно ниже, души праведников не охватываются страхом, потому что в них живет благодать Божия, и демоны не имеют над ними власти. Души нераскаянных грешников исполняются страхом и доступны воздействию демонов, а также и действию страстей. Об этом мы не должны забывать, потому что такое неведение производит ложное впечатление. Читающий эту главу должен быть особенно внимательным при изучении святоотеческого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010