Они любят Россию и благодарят Русскую Церковь за то, что она им дала» 619 . В тот же день было принято «Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви христианам всего мира». Закрывая Собор, его председатель новоизбранный Патриарх Пимен произнес заключительное слово, в котором благодарил членов Собора за доверие и просил их молитв. 3 июня 1971 г. в патриаршем Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха. Божественную литургию в соборе после интронизации совершали Патриарх Александрийский Николай VI; Патриарх Московский и всея Руси Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан, наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим; архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий, одновременно исполнявший обязанности президента республики Кипр; митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, митрополит Доброславский Владислав (Сербская Церковь ), предстоятели автономных Церквей; постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополиты Никодим, Алексий, Филарет, а также митрополиты Орловский Палладий, Сурожский Антоний , Алмаатинский Иосиф. Архипастырям сослужили священники во главе с настоятелем патриаршего собора протопресвитером Иоанном Соболевым. Диаконский чин за литургией возглавил соборный архидиакон Владимир Прокимнов. При вручении святейшему Патриарху Пимену Владимирской иконы Божией Матери митрополит Таллинский Алексий произнес приветственное слово: «Господь и Спаситель наш, «Иже святую Свою Церковь неизреченною премудростию основавый», ныне всеблагим Промыслом Своим через избрание наше положил начало новому продолжению твоего архипастырского служения. Возведенный десницею Божией на Московский и всея Руси патриарший престол, ты облечен ныне первосвятительской властью и силой как достойный преемник святителей Московских, которые укрепляли нашу Церковь многими трудами, подвигами и благочестием и много послужили объединению, просвещению и славе нашего Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

— Вы, Владыко, сейчас уже некоторое время в Москве и видели, конечно, много народу. Скажите, пожалуйста, что говорят о выборах Патриарха? Кого желают и кого предвидят? Я удивился такому вопросу. — Владыко, это я должен Вас спрашивать об этом! Ведь это Вы здесь постоянно живете, а я приезжий. — Нет, именно поэтому, что Вы не здешний... и Вы можете больше видеть и свободнее разговаривать с людьми, Вам много рассказывают. А мы, особенно синодальные архиереи, очень оторваны. Целый день на работе, с народом встречаемся только на богослужениях, но и там не поговоришь. Что Вы слыхали? Мне пришлось ответить, что большинство людей, с которыми мне пришлось разговаривать, считают и хотят видеть Патриархом митрополита Пимена и думают, что он будет избран. Есть сторонники и у митрополита Никодима, но их меньше, большинство считает, что он слишком молод, а некоторые резко против него. Митрополит Алексий был явно доволен моим сообщением. — Да, это, правда, — сказал он, — такого молодого Патриарха народ не хочет, а кроме того, митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие и любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало. — У меня, — вспоминал владыка Василий, — осталось общее впечатление от беседы с митрополитом Алексием, что он будет всецело поддерживать кандидатуру Пимена». К началу работы Поместного Собора 1971 года было уже ясно, что к возможному избранию митрополита Пимена Патриархом одобрительно относится большая часть епископата, духовенства и мирян. Кандидатуру митрополита Пимена поддержала и государственная власть. 26 мая 1971 года в Успенском соборе бывшего Новодевичьего монастыря в Москве состоялось Архиерейское совещание. На нем от имени Предсоборной комиссии была выдвинута и поддержана участниками совещания единственная кандидатура на Патриарший Престол — митрополита Пимена, и определен порядок избрания — открытым голосованием. Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре. Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были Патриархи Александрийский, Грузинский, Румынский; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви , митрополиты Варшавский, Пражский.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

В том же номере «Церк. Жизни» писалось о настроениях в Сев. Америке: «К сожалению, печатается немало самых резких суждений против единства с остальной Зарубежной Церковью. В этом духе, к сожалению, высказывается и рукоположенный митр. Платоном в епископы Леонтий Туркевич. Но есть и горячие сторонники единства и можно сказать, что послание Блаженнейшего митрополита Антония к Сев.-Американской пастве встретило много сочувствующих». Газета «Россия» в это же время писала: «Послание Блаженнейшего Митрополита Антония, написанное с величайшею мудростью и проникнутое чувством безграничной любви, смирения и всепрощения, предуказывает святой, логичный и светлый путь примирения». «Православная Карпатская Русь» – церковно-народный орган Зарубежья, – печатала все это время пламенные призывы к установлению единства в заграничной Русской Церкви. В 15 от 1/14 августа 1934 г. помещен был призыв к этому «Русских Архиереев Зарубежных к Американским». Подписан он был 24 иерархами, в том числе митр. Варшавским Дионисием и другими архиереями Православной Церкви в Польше, еп. Иоанном Печерским и, конечно, всеми Дальневосточными иерархами, неизменно пребывавшими в подчинении Архиерейскому Собору и Синоду. При этом редакцией журнала сообщалось, что прислали в ответ на «Призыв» миролюбивые письма: Арсений, епископ Канадский, Алексий, епископ Аляскинский, Владимир, Архиепископ Ниццкий, Александр, Архиепископ Брюссельский; бывший Американский, Феофил, Епископ С.-Францисский в том же духе высказался в печати. Оставили «Призыв» без ответа: Евлогий, Митрополит Западно-Европейский (ответ якобы пропал на почте), Сергий, Епископ Пражский, Леонтий, Епископ Чикагский, Вениамин, Епископ Питтсбургский, Антонин, Епископ Уналашский. Епископ Виталий обнародовал особое обращение к «Американской Руси», в которое входило его слово при наречении и сообщение отдельных фактов, способствующих миру. Заканчивалось обращение так: С радостью читал я о подобном же всенародном русском движении и у Вас в Америке, напр., о собраниях 6-го и 13-го мая, организованных в Нью-Йорке центральным правлением Русских национальных организаций и общерусским объединением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После того атаковал Суворов два батальона двумя стами человек: он пробрался мимо них, открыл пальбу на батальон принца Фердинанда, положил многих на месте и взял более ста человек в полон. Пруссаки стреляли из окон. Лошадь под Суворовым опять убита. В 1762 году заключен мир между Россиею и Пруссиею, и заря подвигов Суворова, произведенного в полковники Астраханского полка, прекращается. Часть четвертая За взятие Суворовым, без ведома и воли главного начальника, города Туртукая, отдан он был фельдмаршалом Румянцевым под суд. «Рим, — говорил он, — меня бы казнил. Военная Коллегия поднесла доклад, в котором секретарь ее не выпустил ни одного закона на мою погибель. Но милосердие Великой меня спасает. Екатерина пишет: Le vainqueur ne doit pas etre juge, то есть: победителя судить не должно. Я опять в армии — на служении моей Спасительнице!» В Италии приглашали его в маскерад, но он отозвался: «Нет! Я, помилуй Бог, трус, а там — маскированные батареи». В Новой Ладоге делал он с своим Астраханским полком разные маневры, повторяя беспрестанно: «Солдат и в мирное время на войне. Предпочитаю греков римлянам. У первых были военные училища, беспрестанно и в мире занимались они воинским учением. Римляне беспечно отдавали судьбу армии своим консулам и не умели пользоваться славою». Весьма желал он показать полку своему штурм. На пути встречает монастырь. В пылу воображения тотчас готов у него план к приступу. По повелению его, полк бросается по всем правилам штурма, и победа оканчивается взятием монастыря. Екатерина пожелала увидеть чудака. И сие первое свидание, как он сам говорил, проложило ему путь ко славе. Об одном русском вельможе говорили, что он не умеет писать по-русски. «Стыдно, — отвечал князь, — но пусть он пишет по-французски, лишь бы думал по-русски». Опять явилась в одном периодическом сочинении ругательная статья насчет фельдмаршала, по случаю взятия им Праги. Я не вытерпел, написал противу оной возражение, в котором старался доказать несправедливость пристрастных иностранных писателей, называющих его кровожадным. Штурмы Измаила и Праги сего не доказывают. Обстоятельства предписывали ему оные; и он первый, который проливал слезы на сих обагренных кровию развалинах. Прага была последним оплотом Польши; там лучшие отборные ее войска были сосредоточены и противоборствовали с отчаянною храбростью. И во власти ли военачальника удержать или остановить на таком приступе, каков Пражский, войско, разъяренное буйством и мщением за Варшавский 1793 года бунт? Когда и где штурмы не представляли позорищ лютости, гораздо ужаснейших?.. Эту бумагу прочитал я князю; он поблагодарил за мое, как он назвал, стряпчество и сказал: «Припиши то, что в Лафонтеновой басне сказано львице, оплакивавшей убитое свое дитя: Ма commère! Ceux que vous avez emrangles, n’avaient-ils ni père, ni mère? Т. е.: Кума! Разве те, которых ты передавила, не имели ни отца, ни матери?»

http://azbyka.ru/fiction/anekdoty-knjazj...

Особенно близко к сердцу принимал почивший архипастырь свою первую в Варшаве церковно-приходскую школу, устроенную по его мысли и его почину на пожертвования варшавских приходских церквей. Осенью 1899 г. Владыка пригласил к себе священно-служителей г. Варшавы. На этом собрании, в интимной беседе, говорилось о лучшей постановке проповедничества; признано было, что проповедь должна быть важною составною частью богослужения, что она должна быть церковна, жизненна, удобопонятна; как на удобнейшее время для ее произнесения Владыка по своему священническому опыту указал время после, чтения Евангелия. На этом же собрании Владыка обратился к духовенству с предложением устроить в Варшаве первую церковно-приходскую школу. Приходское духовенство откликнулось на призыв любимого архипастыря. Настоятели – кафедрального собора, церквей – Успенской, Св.-Троицкой, Пражской, Вольской и Замковой согласились вносить из церковных средств в сложности 1000 рублей ежегодно на содержание школы, а молодой военный священник К. Журавский изъявил желание быть заведующим этой школою. Школа открыта 10-го января на Черняковской ул. за Лазенковским парком – близ казарм Лейб-Гвардии Уланского и Гусарского полков, недалеко от церкви Уланского полка, где о. Журавский был священником. Первым учителем был студент семинарии Ст. Андреев. Открытие ознаменовано молебном, отслуженным в помещении школы благочинным свящ. П. Каллистовым. Собралось до 40 детей – мальчиков и больше девочек, с их родителями. Последние радостно собрались на невиданное торжество; некоторые матери с младенцами на руках. Все, в большинстве люди бедные, трудящиеся, благодарили за учреждение церковной школы, без которой им трудно было воспитывать детей в православно-русском духе. Матери – часто католички не могли научить детей не только православной вере, но даже и языку русскому, а некоторые дети совсем не понимали по-русски. Живо пошло учение; дети научились говорить по-русски, полюбили свою школу, исправно стали посещать и уроки, и богослужение в ближайшей Уланской церкви, собираясь пред всенощной и обедней в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Пройдись разочек в слоу-фоксе. Галина А мы с тобой - знакомы? Нержин Н-нет... Пусть будет так, что я тобой увлёкся. Кто ж твой жених? Он белоэмигрант? Галина Да нет, как мы - из подсоветских. Был лейтенант. И в плен попал. Нержин И в армии немецкой... Галина Теперь уж в русской армии, ты опоздал, Там русские дивизии и авиация при этом! Нержин Я слышал. Галина Слышал? Нержин Пражский зал И учрежденье Комитета. Галина Он мне рассказывал, он был! О, это будет грандиозно! Нержин Галиночка, Галина, - поздно. Галина Немного поздно, да. Нержин Галина, не немного... Галина Убийца, замолчи! Всегда ты был фанатиком! Но жизнь - не математика! Не всё же надо строго. И мягко надобно, Серёженька... Ведь у меня всего одна дорога, Одна дороженька... Ты Люсе так пиши: негаданно, нежданно Твою подругу лучшую я сам отвёз к венцу. Горели свечи. Скрябина играли. Странно, Что чёрный цвет невесте был к лицу. Мне не пришлось увидеть жениха, И в церковь, где венчали, не вступил я на порог. Но как невеста ни злосердна, ни капризна, ни плоха, Пошли ей счастья, Бог... (рыдает) Нержин Галюша... Этого ещё... Сказал же - увезу. День-два пройдёт, и ты... Галина Уже всё кончено. Одну слезу От сердца полноты. Откуда-то спустился ты как ангел И вот опять уйдёшь, навек должно-нибудь... Я так близка была к нему! - но танки! Но ваши танки заложили путь! О, если бы ты знал, как дрогнула Европа В то утро страшное тринадцатого января, Когда в её последние варшавские ворота Вы двинули дубиною Иван-богатыря! Всё закружилось, завертелось шабашом Вальпургия, Кто онемел, кто извивался, кто бежал, а я Я кинулась сюда, чтобы прорваться к Растенбургу, Где легион его, где он, где жизнь моя Должна окончиться или начаться! Нержин Ах, вот он где!.. Я мог бы догадаться. Галина Что? что? что знаешь ты? Нержин Я... ничего не знаю. Галина Но ты сказал... ? Нержин Теперь я понимаю, Как получилось то, что путь твой здесь пролёг. Рассказывай, рассказывай, Галёк. Галина Уж всё. Из Вены десять суток я в пути. Бомбёжки, Пожары, пересадки, эшелоны кувырком,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялись торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых приняли участие: Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор, Католикос и Патриарх всей Грузии Мелхиседек, Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, Митрополит Варшавский и всей Польши Макарий, представители Антиохийской Православной Церкви митрополит Илиопольский Нифон и епископ Сергиопольский Василий, представитель Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим. Делегации восьми Православных Церквей приняли послание " К христианам всего мира " , в котором звучали призывы поддержать мирные чаяния и надежды человечества. Особое внимание было уделено Александрийскому патриарху Христофору. (В мае 1955 года Совет Министров СССР принял решение о выделении ему 5 тыс. египетских фунтов; для создания подворья передавался храм в Одессе). Материальная поддержка Восточных Патриархатов была традиционной в истории Русской Церкви. В 1955 году упрочение связей с Египтом стало и государственной внешнеполитической В августе 1955 года митрополит Николай (Ярушевич) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Представление о награждении от Совета по делам Русской Православной Церкви было внесено в ЦК КПСС еще в декабре 1954 года. Интересны, на наш взгляд, аргументы Совета: " В период окончания его [митрополита Николая] работы в Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний обещали наградить, но не наградили... за два-три последних года ждал присуждения Международной Сталинской премии " За укрепление мира между народами " ... " И далее интересный текст: " Несмотря на отрицательные качества, им проделана большая патриотическая работа, и в этом направлении он будет использоваться еще долгое время. С целью ослабить нездоровые настроения митрополита Николая и имея в виду предстоящие в 1955 году его поездки в капиталистические страны – Англию, Западную Германию, – по мнению Совета, было бы целесообразно отметить его патриотическую деятельность и в связи с исполнившимся 13 января 1952 года 60-летием " . О каких отрицательных качествах и настроениях писал Г.Г. Карпов? О твердой убежденности, о желании поставить перед властью вопросы о созыве Поместного Собора, об увеличении количества духовных семинарий и академий, о проповеднической деятельности духовенства. Он всегда был неудобен власти, но она с уважением относилась к этому выдающемуся пастырю и большому международному деятелю.

http://religare.ru/2_98541.html

В 1928 году в типографии начала выходить газета «Православная Карпатская Русь». Спустя семь лет газета изменила свое название: 7 января 1935 года она вышла под заголовком «Православная Русь». Первыми редакторами газеты «Православная Русь» были архимандрит Серафим (Иванов) и архимандрит Нафанаил (Львов). Газета старалась способствовать примирению в Русской Церкви. Позиция ее была близка к точке зрения Сербской Православной Церкви. «Несомненно, сочувствуя РПЦЗ, ради скорейшего наступления времени церковного единения, иерархия Сербской Православной Церкви старалась избегать резких действий по отношению к “парижанам” во главе с митрополитом Евлогием», — отмечает исследователь . Дипломатический подход требовался и в решении других дел. Так, еще в октябре 1922 года рассматривалось «Прошение Архимандрита Почаевской Лавры Виталия от 11 сего октября, с ходатайством об отпуске 1.000 динар на отпечатание и рассылку важнейших материалов по борьбе против навязываемой поляками автокефалии Русской Православной Церкви в Польше». Это прошение не было удовлетворено, «ввиду крайне обострившегося отношения Польского правительства и Варшавского митрополита к Преосвященным, стоящим против автокефалии и дабы не ухудшать положения названных Преосвященных» . Часть рассматриваемых дел касалась издания пособий для преподавания Закона Божьего в средних учебных заведениях. В июне 1925 года председатель Законоучительской комиссии при Пражском Педагогическом Бюро, епископ Бельский Сергий предлагал проект программы по Закону Божьему в средней школе для одобрения Архиерейским Синодом. Проект был передан на экспертную оценку члену Синода епископу Гавриилу . На том же заседании председатель Учебного Совета при Державной Комиссии Королевства СХС по делам русских беженцев просил выслать копию отзыва епископа Гавриила о катехизисе митрополита Антония. В свою очередь Синод уведомлял, что отзыв епископа Гавриила приобщен к подлинному протоколу об одобрении катехизиса как учебника и рассылке не подлежит. Представляется важным в этом вопросе позиция Синода о том, что одобрение учебников по Закону Божию относится к компетенции высшей церковной власти . Позже митрополит Антоний на имя епископа Сергия послал отзыв епископа Гавриила по вопросу об изменении программы Закона Божия в русских учебных заведениях .

http://bogoslov.ru/article/4830405

Л) От действительного члена, д. с. с. Η.Л. Леонардова: 1) медная дароносица, с изображением распятия и славянскими надписями, XVIII века; 2) деревянные створки от сакристии, с живописными изображениями на них Иоанна Предтечи и апостола Иродиона, XVIII века; 3) брошюра «Набросок о Дрогичинских свинцовых пломбах», Н.А. Леопардов. Киев. 1890. 8-о. М) От действительного члена, профессора Н.И. Петрова : 1) гравированный вид г. Каменца; 2) два фотографических снимка с иконы Богородицы в католическом армянском костеле в Каменце; 3) фотографический снимок с двух металлических образков с армянскими надписями, в том же костеле. Н) От действительного члена, д. с. с. М.И. Городецкого: «Каталог Одесской Городской Публичной Библиотеки», в трех томах. О) От действительного члена, доцента Киевской духовной Академии Ф. С. Орнатского: универсал гетмана Мазепы от 8 декабря 1691 г. о пожаловании товарищу Запорожского войска Стефану Петровскому села Жданы, в Сенчанском уезде, полка лубенского. П) От настоятеля Варшавско-Пражской церкви, протоиерея Аполлинария Ковальницкого, печатная брошюра «List Niebieski. Pozdrowienie Pana Jezusa», на 8-ми страницах, по содержанию сходна с «Святым письмом Господа нашего Иисуса Христа». Р) От Николая Андреевича Виноградова: восемь писем к нему Калужского архиепископа Григория, 1873–1876 гг. С) От действительного члена, Курского полицеймейстера Т.И. Вержбицкого: 1) рукописное евангелие первой половины XVII в., in 8-о, данное старицей Сандулеей Заболотцкой в Успенский монастырь по старице инокине Марфе Репьеве на поминовение; 2) рукописное «Описание явления Ахтырской чудотворной Богоматерной иконы, которая явилась в 1739 году июля во 2 день», in 8-о; 3) Печатное «Житие блаженного отца нашего Иова Железа», Почаевской печати второй половины XVIII века, in 8-о; гравированное на меди изображение Пресв. Богородицы «Милующей», с греческими надписями, на листе; 5) медный «образ Покрова пресв. Богородицы»; 6) медный эмалированный складень с изображением св. Николая и избранных праздников на створках; 7) такой же складень, с изображением Казанской иконы Богородицы и избранных праздников на створках; 8) медный образок Воскресения Христова или изведения из ада праведников; 9) гравированный «столетний календарь» И. Гурьянова, 1831 г., на листе; 10) серебряная золотоордынская монета из числа найденных в селе Никольском, Курского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Отпевание и погребение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 17 апреля 1970 года 17 апреля 1970 года, в канун Лазаревой субботы, в своей резиденции в подмосковном Переделкине на 93-м году жизни от сердечной недостаточности скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). 18-20 апреля гроб с телом Святейшего Владыки находился в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Отпевание состоялось 21 апреля, в Великий вторник, в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его совершил Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) с собором архиереев и клириков. На отпевании присутствовали Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II, митрополит Варшавский и всей Польши Василий, митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I, кардинал архиепископ Иоанн Виллебрандс. В лавре было исключительное стечение молящихся. Погребение почившего было совершено в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, под Успенским собором лавры (в крипте), возле могилы глубоко чтимого Святейшим Патриархом великого миссионера свт. Макария (Невского). В завещании, обращенном к пастве, Патриарх Алексий писал: «Самая главная просьба ко всем, с кем мне приходилось иметь общение, это просьба о молитве за меня, да приимет Господь дух мой в Свои светлые Обители, простив мне вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием. Сам я, расставаясь с этой временной жизнью и отходя в жизнь вечную, в которую во все периоды моей жизни я глубоко веровал, ни на кого не имею обиды и недоброжелательства, а если кого-либо обидел, прошу меня простить и покрыть любовью и молитвою о душе моей... Паству, вверенную мне Господом в этой жизни, знаемых и незнаемых рабов Божиих, да хранит Господь в мире и благополучии». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010