Учредительное заседание Священного Синода, являющегося высшим органом власти в Албанской Церкви, состоялось только в 1998 г. В настоящее время в состав Синода входят председатель – Архиепископ всей Албании и три архиерея. 32.12.Польская Православная Церковь Польскую Церковь возглавляет Митрополит Варшавский и всея Польши. Высшим органом церковной власти является Синод епископов, который состоит из всех епископов Польской Православной Церкви. Председателем Синода является митрополит. Синод созывается не реже двух раз в год. Синод избирает также на 7-летний срок заместителя митрополита, который помогает ему в исполнении им административных обязанностей, а также возглавляет Церковь по освобождении первосвятительской кафедры вплоть до избрания нового предстоятеля, причем этот период вдовства первосвятительского престола не может продолжаться более года. При митрополите и Синоде действует Митрополичий Совет, Церковный суд, Митрополичий миссионерский комитет, а также ряд комиссий, в том числе издательская, по образованию и подготовке кадров, ревизионная. 32.13.Православная Церковь Чешских земель и Словакии Глава Церкви носит титул Митрополита Пражского, Чешских земель и Словакии. Высшим органом законодательной и административной власти Церкви является Поместный Собор, в состав которого входят все епископы, а также представители клириков и мирян, избираемые епархиальными собраниями. Поместному Собору принадлежит и право избрания предстоятеля – митрополита. Постоянно действующим исполнительным органом Собора является Митрополичий Совет, половину членов которого должны составлять миряне. Священному Синоду, в состав которого входят все епископы под председательством митрополита, принадлежит право принимать решения по вопросам веры и нравственности, а также высшая судебная власть в Церкви. Секретарь Синода именуется канцлером и состоит в сане протоиерея. 32.14.Православная Церковь в Америке Ее юрисдикция распространяется на территорию США и Канады. Церковь возглавляет Архиепископ Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

— Вы, Владыко, сейчас уже некоторое время в Москве и видели, конечно, много народу. Скажите, пожалуйста, что говорят о выборах Патриарха? Кого желают и кого предвидят? Я удивился такому вопросу. — Владыко, это я должен Вас спрашивать об этом! Ведь это Вы здесь постоянно живете, а я приезжий. — Нет, именно поэтому, что Вы не здешний... и Вы можете больше видеть и свободнее разговаривать с людьми, Вам много рассказывают. А мы, особенно синодальные архиереи, очень оторваны. Целый день на работе, с народом встречаемся только на богослужениях, но и там не поговоришь. Что Вы слыхали? Мне пришлось ответить, что большинство людей, с которыми мне пришлось разговаривать, считают и хотят видеть Патриархом митрополита Пимена и думают, что он будет избран. Есть сторонники и у митрополита Никодима, но их меньше, большинство считает, что он слишком молод, а некоторые резко против него. Митрополит Алексий был явно доволен моим сообщением. — Да, это, правда, — сказал он, — такого молодого Патриарха народ не хочет, а кроме того, митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие и любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало. — У меня, — вспоминал владыка Василий, — осталось общее впечатление от беседы с митрополитом Алексием, что он будет всецело поддерживать кандидатуру Пимена». К началу работы Поместного Собора 1971 года было уже ясно, что к возможному избранию митрополита Пимена Патриархом одобрительно относится большая часть епископата, духовенства и мирян. Кандидатуру митрополита Пимена поддержала и государственная власть. 26 мая 1971 года в Успенском соборе бывшего Новодевичьего монастыря в Москве состоялось Архиерейское совещание. На нем от имени Предсоборной комиссии была выдвинута и поддержана участниками совещания единственная кандидатура на Патриарший Престол — митрополита Пимена, и определен порядок избрания — открытым голосованием. Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре. Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были Патриархи Александрийский, Грузинский, Румынский; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви , митрополиты Варшавский, Пражский.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Сами по себе празднества были малосодержательными и утомительно скучными, кроме богослужений и панихид по усопшим Патриархам Тихону, Сергию и Алексию. Слава Богу, на этот раз Патриарха Тихона не забывали и не опускали! Если исключить доклад Патриарха (в общем удовлетворительный), содержавший кое-какие интересные новые данные, все остальные ораторы говорили не о Русской Церкви и о её жизни за последние 60 лет, а только исключительно... о нейтронной бомбе и необходимости бороться против её изготовления! При этом ораторы необычайно долго повторяли самих себя и другие выступления, и всё вокруг одной и той же темы. Никто, кроме одного представителя Православной Церкви в Америке епископа Димитрия, не вспомнил о сонме мучеников и исповедников, пострадавших за это время в Русской Церкви. Так что, как остроумно заметил в частном разговоре архиепископ Владимир (Котляров): «Я бы предписал, чтобы каждый оратор говорил не больше пяти минут... и только о нейтронной бомбе!» Несмотря на свою перегруженность работами празднества и на усталость, митрополит Никодим принял меня отдельно, и мы с ним беседовали более часа. Я не удержался и сказал, что был огорчён тем, что никто даже не вспомнил о русских мучениках. «Не пришло ещё время», – ответил он. Далее, я ему сказал, как скучны были все эти бесконечные выступления против нейтронной бомбы; с особенным пафосом «распинался» на эту тему митрополит Василий Варшавский и митрополит Досифей Пражский (последний при этом даже комически махал руками). Митрополит Никодим засмеялся и сказал: «Да, действительно, он забавно махал руками», – и сам стал изображать, как тот махал руками. «Интересно бы знать, искренне ли митрополит Досифей это делал?» – сказал я. Митрополит Никодим ничего не ответил, и разговор перешёл на мою работу о Преподобном Симеоне Новом Богослове . Владыка Никодим с большим вниманием и интересом прочитал вслух оглавление моей работы, не сделал со своей стороны никаких возражений и сказал, что одобряет, если эта работа будет напечатана в «Богословских Трудах».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В том же номере «Церк. Жизни» писалось о настроениях в Сев. Америке: «К сожалению, печатается немало самых резких суждений против единства с остальной Зарубежной Церковью. В этом духе, к сожалению, высказывается и рукоположенный митр. Платоном в епископы Леонтий Туркевич. Но есть и горячие сторонники единства и можно сказать, что послание Блаженнейшего митрополита Антония к Сев.-Американской пастве встретило много сочувствующих». Газета «Россия» в это же время писала: «Послание Блаженнейшего Митрополита Антония, написанное с величайшею мудростью и проникнутое чувством безграничной любви, смирения и всепрощения, предуказывает святой, логичный и светлый путь примирения». «Православная Карпатская Русь» – церковно-народный орган Зарубежья, – печатала все это время пламенные призывы к установлению единства в заграничной Русской Церкви. В 15 от 1/14 августа 1934 г. помещен был призыв к этому «Русских Архиереев Зарубежных к Американским». Подписан он был 24 иерархами, в том числе митр. Варшавским Дионисием и другими архиереями Православной Церкви в Польше, еп. Иоанном Печерским и, конечно, всеми Дальневосточными иерархами, неизменно пребывавшими в подчинении Архиерейскому Собору и Синоду. При этом редакцией журнала сообщалось, что прислали в ответ на «Призыв» миролюбивые письма: Арсений, епископ Канадский, Алексий, епископ Аляскинский, Владимир, Архиепископ Ниццкий, Александр, Архиепископ Брюссельский; бывший Американский, Феофил, Епископ С.-Францисский в том же духе высказался в печати. Оставили «Призыв» без ответа: Евлогий, Митрополит Западно-Европейский (ответ якобы пропал на почте), Сергий, Епископ Пражский, Леонтий, Епископ Чикагский, Вениамин, Епископ Питтсбургский, Антонин, Епископ Уналашский. Епископ Виталий обнародовал особое обращение к «Американской Руси», в которое входило его слово при наречении и сообщение отдельных фактов, способствующих миру. Заканчивалось обращение так: С радостью читал я о подобном же всенародном русском движении и у Вас в Америке, напр., о собраниях 6-го и 13-го мая, организованных в Нью-Йорке центральным правлением Русских национальных организаций и общерусским объединением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1928 году в типографии начала выходить газета «Православная Карпатская Русь». Спустя семь лет газета изменила свое название: 7 января 1935 года она вышла под заголовком «Православная Русь». Первыми редакторами газеты «Православная Русь» были архимандрит Серафим (Иванов) и архимандрит Нафанаил (Львов). Газета старалась способствовать примирению в Русской Церкви. Позиция ее была близка к точке зрения Сербской Православной Церкви. «Несомненно, сочувствуя РПЦЗ, ради скорейшего наступления времени церковного единения, иерархия Сербской Православной Церкви старалась избегать резких действий по отношению к “парижанам” во главе с митрополитом Евлогием», — отмечает исследователь . Дипломатический подход требовался и в решении других дел. Так, еще в октябре 1922 года рассматривалось «Прошение Архимандрита Почаевской Лавры Виталия от 11 сего октября, с ходатайством об отпуске 1.000 динар на отпечатание и рассылку важнейших материалов по борьбе против навязываемой поляками автокефалии Русской Православной Церкви в Польше». Это прошение не было удовлетворено, «ввиду крайне обострившегося отношения Польского правительства и Варшавского митрополита к Преосвященным, стоящим против автокефалии и дабы не ухудшать положения названных Преосвященных» . Часть рассматриваемых дел касалась издания пособий для преподавания Закона Божьего в средних учебных заведениях. В июне 1925 года председатель Законоучительской комиссии при Пражском Педагогическом Бюро, епископ Бельский Сергий предлагал проект программы по Закону Божьему в средней школе для одобрения Архиерейским Синодом. Проект был передан на экспертную оценку члену Синода епископу Гавриилу . На том же заседании председатель Учебного Совета при Державной Комиссии Королевства СХС по делам русских беженцев просил выслать копию отзыва епископа Гавриила о катехизисе митрополита Антония. В свою очередь Синод уведомлял, что отзыв епископа Гавриила приобщен к подлинному протоколу об одобрении катехизиса как учебника и рассылке не подлежит. Представляется важным в этом вопросе позиция Синода о том, что одобрение учебников по Закону Божию относится к компетенции высшей церковной власти . Позже митрополит Антоний на имя епископа Сергия послал отзыв епископа Гавриила по вопросу об изменении программы Закона Божия в русских учебных заведениях .

http://bogoslov.ru/article/4830405

Среди 236 членов Собора от 67 внутренних и 14 зарубежных епархий было 75 архиереев (9 митрополитов, 30 архиепископов и 36 епископов), 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были представители Православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций, среди них: патриарх Александрийский Николай VI, католикос-патриарх Грузии Ефрем II, патриарх Румынский Юстиниан; наместник– председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей; кардинал Виллебрандс, генеральный секретарь Всемирного совета Церквей Ю. К. Блейк. Деяния Собора проходили в Троице-Сергиевой лавре. Собор открылся Божественной литургией в Троицком соборе, которую совершил митрополит Пимен. Первое рабочее заседание состоялось в тот же день, 30 мая, в Трапезном храме лавры. 31 мая местоблюститель митрополит Пимен выступил с докладом «Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви». В докладе дана высокая оценка первосвятительскому служению блаженнопочившего патриарха Алексия I: «Прежде всего мы отмечаем его глубочайшую церковность и ясное понимание им задач современности. Глубокое проникновение его в сущность миссии Церкви, неуклонное следование православному вероучению и канонам, острое сознание интересов православия и нужд времени служили основой предпринимаемых патриархом Алексием действий во благо Церкви и служения миру... Святейший патриарх Алексий умел связывать духовные традиции прошлого нашей Церкви с современной ее жизнью в новых исторических условиях. Достойный хранитель духовных сокровищ нашей Церкви, как драгоценного опыта живой любви и богословского созерцания отцов и учителей Церкви, он научил нас любить и ценить эти духовные сокровища и традиции, завещал нам не только хранить их далее, но и укреплять, и умножать своей доброй христианской жизнью». В тот же день митрополит Никодим прочитал содоклад «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви». Он же выступил на Соборе с докладом «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», в котором представил историю церковного раскола и предложил путь к уврачеванию печального разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Архиерейском Собрании обсуждалась также кандидатура Патриарха. Выступившие высказались за митрополита Крутицкого Пимена. Против открытого голосования возражал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин): выборы Патриарха носят персональный характер, а в персональных вопросах тайное голосование обязательно для обеспечения свободы выборов. Если Патриарх будет избран открытым голосованием, это даст всем врагам нашей Церкви повод оспаривать свободу выборов. Это подорвет авторитет будущего Патриарха, затруднит дело воссоединения отпавших. Зачем давать врагам нашей Церкви повод нападать на нее? Я говорю все это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме Владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком стар, другой слишком молод, а третий мне недостаточно известен. Считаю митрополита Пимена достойным кандидатом в Патриархи и заявляю, что будет ли тайное, будет ли явное голосование, я буду голосовать за митрополита Пимена... Думаю, что так мыслят все. Но тогда тем более не нужно делать открытых выборов, раз и при тайном голосовании проявится единодушие». Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года и продолжался до 2 июня. Членами Собора были все епископы Русской Православной Церкви, по епархиям было избрано по 1 клирику и 1 мирянину. На Соборе были представлены также Японская автокефальная Церковь, миссии и благочиния Русской Церкви, духовные академии и монастыри. Среди 236 членов Собора от 67 внутренних и 14 зарубежных епархий было 75 архиереев, 9 митрополитов, 30 архиепископов и 36 епископов, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были представители Православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций, среди них: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан; Наместник - председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей; кардинал Виллебрандс, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей Ю.К.Блейк.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Значительная роль факультета теологии, а потом и Института теологии БГУ для развития Минской духовной академии стала очевидной в связи с кардинальной реформой духовного образования, начавшейся в 2012 году, когда современный облик академии формировался в том числе специалистами, получившими ценный опыт административной, учебно-методической, педагогической, научно-исследовательской, организационной работы в учебном заведении, работающем по государственным стандартам. Без этого опыта невозможно было бы осуществить реформирование академии так, как это было сделано в 2012-2014 годах. Иными словами, в современной академии произошло слияние двух традиций, которые в равной степени были заложены в Беларуси митрополитом Филаретом — традиции духовного богословского и традиции светского теологического образования. Особое внимание митрополита Филарета к духовным школам привело к тому, что Жировичи стали широко известны не только как духовный центр Православной Церкви Беларуси, но и как центр научной и общественной жизни. Академию и семинарию в Жировичском монастыре посещали известные церковные, государственные, общественные и политические деятели. Дипломы почетных докторов академии в разные годы были вручены таким известным людям, как митрополит Киевский и всея Украины Владимир ; митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Евангелическо-лютеранской церкви в Вюртемберге Герхард Майер; протопресвитер Георгий Антониу из Кипрской Православной Церкви ; протоиерей Владимир Александрович Тимаков. Почетными членами академии за прошедшие два десятилетия стали митрополит Киевский и всея Украины Владимир; архиепископ Верейский Евгений , ректор Московских духовных школ; Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий ; Митрополит Варшавский и всея Польши Савва ; профессор Московской духовной академии Скурат Константин Ефимович; Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских Земель и Словакии Христофор ; архиепископ Юкка Паарма, примас Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии; профессор Корнельского университета Холодный Андрей Игоревич; ректор Белорусского национального технического университета Хрусталев Борис Михайлович; ректор Гродненского государственного медицинского университета Гарелик Петр Васильевич.

http://patriarchia.ru/db/text/5215348.ht...

Он находил, что и в униатах не искоренилось чувство духовного родства с нашею церковью. Везде ему звонили. Он нашел еще, что православные оставались вполне верными во время смуты, а потому ходатайствовал о награждении некоторых, и награды были выданы в виде золотых медалей (История Варш. епархии, прот. И. Корженевского, стр. 3478). В 1866 году устроена госпитальная церковь в Новогеоргиевской крепости. Тогда же состоялось окончательное подчинение Подвальной церкви епарх. ведомству, причем положено выдавать бедным грекам до 300 руб., 2 комнаты отделить для них и 2 комнаты для принимающих православие. Тогда же утвержден устав русского благотворительного общества, покровителем которого состоит начальник края, а попечителем варшавский архиепископ. В 1868 году был открыт этим обществом Мариинский приют, в котором потом устроена церковь . В 1867 году 18 сентября совершено освящение церкви в Плоцке, на постройку которой употреблено около 34 000 рублей. Поляки-крестьяне безденежно подвозили материалы. а вскоре потом здесь устроилась еще церковь , кладбищенская. В августе 1866 года Высочайше повелено было ежегодно ассигновать по 100 тысяч на построение православных церквей. Это постановление было подтверждено в 1874 году. И вот были построены храмы: Пражский (за 140 тыс.), Седлецкий (за 80 тыс.), Келепкий (за 68 тыс.), Ченстоховский (за 45 тыс.), Петроковский (ок. 24 тыс.). С 1 января 1867 года издан новый увеличенный штат содержания духовенства, чему способствовали преосвященный Иоанникий и наместник гр. Берг. В 1867 году, в декабре, освящена церковь в Грубешове, а вскоре и в г. Белом. Тогда же введены в штат церкви Замостья, а в 1868 году церковь г. Ловича. В феврале 1868 года учреждена комиссия внутренних дел, и консистория получила полную силу. В 1869 году освящена Пражская церковь ; (при ней колокола стальные). 2 ноября освящена церковь в Седлеце преосвященным Иоанникием. В мае 1870 года им же освящена церковь в Кельцах, в память спасения Государя от покушения на его жизнь 25 мая 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

держит свиток с алфавитом, к-рому предшествуют библейские слова: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч 1. 7). Характерные детали иконографии указывают на то, что Бронников в своей композиции ориентировался на монументальный памятник К. и Мефодию чеш. скульптора Э. Макса (исполнен в Риме в 1842-1845, выкуплен кор. Фердинандом I (V) для храма Девы Марии перед Тыном в Праге и установлен там в 1847). В России монумент был воспроизведен на литографии в издании Е. П. Новикова «Православие у чехов» (1848). При определенных различиях литографии и памятника (К. представлен в схиме, Мефодий держит в руках не Евангелие, а икону с изображением Страшного Суда, напоминающую по форме «скрижаль») очевидна их близость не только в расположении фигур, форме и размерах креста, но и в трактованном Бронниковым как скалистый уступ постаменте памятника. Литография легла в основу выпущенной в 1885 г. к 1000-летию кончины св. Мефодия памятной медали (Варшавский монетный двор, 1885 г. Медальер лицевой стороны Ф. Витковский, см.: Каталог нумизматического аукциона «Коллекционные русские монеты и медали». М., 2009. 59. 10 окт. Лот 325). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Появление большого креста в иконографии К. и Мефодия, в частности на примере литографии Бронникова, вполне закономерно. Миссия святых издавна воспринималась как апостольская, а сами первоучители были носителями не только Слова, но и веры, что в России этого времени ассоциировалось с идеями просвещения страны. Отсюда аллюзии на иконы с изображением равноап. кн. Владимира, крестившего Русь, иконография к-рого получила широкое распространение в те же десятилетия, особенно накануне празднования в 1888 г. 900-летия принятия на Руси христианства. При этом композиция повторяла иконы равноапостольных Константина и Елены, обычно расположенных по сторонам Голгофского креста. Такая примечательная деталь пражского памятника, как икона «Страшный Суд» в руках св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010