В 1951 г. в обители проживали 19 насельников, 1961 г.- 29, в 1963 г.- уже 38 насельников, что было связано с переселением в обитель братии из закрытых Феодосиева Покровского в г. Балта и др. монастырей. В 1960-1964 гг. монастыре проживал схиархим. прп. Кукша (Величко). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Киевский и всея Украины Владимир у Патриаршей резиденции в Успенском мон-ре Одессы. Фотография. 1997 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Киевский и всея Украины Владимир у Патриаршей резиденции в Успенском мон-ре Одессы. Фотография. 1997 г. В условиях гонений на Церковь в 1961 г. в О. У. м. была переведена Одесская ДС, для которой в 1965 г. обустроен Никольский храм, получивший статус семинарского, а в 1962 г.- канцелярия Одесского епархиального управления. В 1965 г. О. У. м. стал резиденцией правящего архиерея Одесской епархии, к-рый являлся и священноархимандритом монастыря; под архиерейский дом переоборудованы бывш. покои наместника. В 1966 г. на кладбище обители построена часовня Воскресения Христова. В 1967 г. в покоях резиденции патриарха освящена небольшая крестовая ц. во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1988 г. над Никольской ц. сооружен купол и перестроена примыкавшая к нему с запада колокольня. К 1000-летию Крещения Руси митр. Херсонский и Одесский Сергий (Петров) организовал перенесение с закрытого Русско-Слободского кладбища Одессы на монастырское кладбище останков 5 архиереев: свт. Иннокентия (Борисова), Иоанникия (Горского), Димитрия (Муретова), Никанора (Бровковича), Димитрия (Ковальницкого). В некрополе О. У. м. погребены и архиереи др. Поместных Церквей, в т. ч. митрополиты Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин), Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк), к-рые в последние годы жизни состояли в братии обители. Под рук. Одесского и Измаильского митр. Агафангела (Саввина) были построены колокольня (53 м) с надвратным храмом св. князей Бориса и Глеба (установлены 15 колоколов, самый большой весит 5 т), собор Божией Матери «Живоносный Источник» (1998-2010) с приделами вмч.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

Продолжалась католич. экспансия. В 1934 г. еп. М. Фульман основал при костеле свт. Николая (бывш. соборе Замойского Николаевского правосл. братства) общину редемптористов, перемещенных из Галичины. В с. Слипче Хрубешувского повята с 1936 г. действовали миссионерский дом и мон-рь монахинь Сердца Иисуса вост. обряда, в Хелме в 1933 г. открылся миссионерский мон-рь Сестер служебниц Непорочного Зачатия. В 1936-1938 гг. в Люблине существовал новый католич. орден - сообщество «братьев на кресах», нацеленное на работу среди православных. 27 нояб. 1938 г. во епископа Люблинского был хиротонисан поляк архим. Тимофей (Шреттер) , до начала войны он жил в основном в Яблочинском мон-ре, настоятелем которого являлся. Еп. Тимофей в окт. 1939 г. представил нем. главе Люблинского дистрикта Генеральной губ. (оккупированной Польши) проект устройства правосл. Церкви в регионе и справку, в к-рой сообщалось, что в дистрикте существует 114 правосл. приходов, из них 54 вакантных. 20 окт. 1940 г. митр. Варшавский Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и еп. Тимофей совершили хиротонию во епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), в тот же день возведенного в сан архиепископа (с 1944 митрополит). 3 нояб. 1940 г. состоялась его интронизация в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы, к-рый 29 окт. 1940 г. был изъят нем. оккупационными властями у римо-католиков и передан православным. Холмско-Подляшская епархия была отделена от митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ. Архиеп. Иларион не был сторонником украинизации. Архим. Афанасий (Мартос) , служивший в то время в Холмской епархии, писал: «Духовенство Холмщины и население опасались, что новый Холмский архипастырь займет крайний украинский курс для украинизации богослужения. Но он этого не сделал. Недовольны были этим украинские деятели и организовали из школьной молодежи демонстрацию против него с плакатами. Иларион возмущался, но своей тактики не переменил» ( Апанас (Мартас), архиеп. На hibe Хрыстовай: У nяцiдзecяmыя сьвятарства, 1928-1978: Ycnaмihы. Нью Ёрк; Менск; Варшава, 2005. С. 70).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

18 июля , в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялись торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых приняли участие: Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор, Католикос и Патриарх всей Грузии Мелхиседек, Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, Митрополит Варшавский и всей Польши Макарий, представители Антиохийской Православной Церкви митрополит Илиопольский Нифон и епископ Сергиопольский Василий, представитель Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим. Делегации восьми Православных Церквей приняли послание «К христианам всего мира», в котором звучали призывы поддержать мирные чаяния и надежды человечества. Особое внимание было уделено Александрийскому патриарху Христофору. (В мае 1955 года Совет Министров СССР принял решение о выделении ему 5 тыс. египетских фунтов для создания подворья Александрийской Церкви в Одессе). Материальная поддержка Восточных Патриархатов была традиционной в истории Русской Церкви. В 1955 году упрочение связей с Египтом стало и государственной внешнеполитической задачей . В августе 1955 года митрополит Николай (Ярушевич) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Представление о награждении от Совета по делам Русской Православной Церкви было внесено в ЦК КПСС еще в декабре 1954 года. Интересны, на наш взгляд, аргументы Совета: «В период окончания его [митрополита Николая] работы в Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний обещали наградить, но не наградили… за два-три последних года ждал присуждения Международной Сталинской премии “За укрепление мира между народами”…» Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Дни памяти: 12/25 октября, а также первое воскресенье после 25 января И далее интересный текст: «Несмотря на отрицательные качества, им проделана большая патриотическая работа, и в этом направлении он будет использоваться еще долгое время. С целью ослабить нездоровые настроения митрополита Николая и имея в виду предстоящие в 1955 году его поездки в капиталистические страны – Англию, Западную Германию, – по мнению Совета, было бы целесообразно отметить его патриотическую деятельность и в связи с исполнившимся 13 января 1952 года 60-летием». О каких отрицательных качествах и настроениях писал Г.Г. Карпов? О твердой убежденности, о желании поставить перед властью вопросы о созыве Поместного Собора, об увеличении количества духовных семинарий и академий, о проповеднической деятельности духовенства. Он всегда был неудобен власти, но она с уважением относилась к этому выдающемуся пастырю и большому международному деятелю.

http://pravoslavie.ru/58034.html

По завершении Лозаннской конференции К-польский Патриархат стал готовиться к легализации на территории Турции, одним из условий которого было удаление Мелетия IV: турки принципиально отказывались иметь с ним дело. Понимая, что дни его сочтены, патриарх постарался спешно реализовать свои инициативы. 3 февр. 1923 г. он обратился к предстоятелям всех автокефальных Церквей с посланием, в котором просил направить в К-поль делегации из 1-2 представителей для обсуждения календарного вопроса и «иных всеправославных вопросов, требующих безотлагательного рассмотрения» (Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1923. Σ. 49-50). На повестке дня стояло 2 вопроса: согласование церковного и гражданского календарей и переход на единый христ. календарь. 15 февр. 1923 г. КПЦ, сохранив юлианский календарь только для месяцеслова, перешла в «светских сношениях» на григорианский календарь (Ibid. Σ. 54). 4 марта Мелетий IV рукоположил в сан епископа архим. Савватия (Врабеца) для служения в Чехословакии. На заседании Синода КПЦ 8 марта был утвержден томос об образовании в юрисдикции К-польского Патриархата автономной Православной Архиепископии Чехословакии (документ датирован 6 марта). Согласно томосу, учреждение новой церковной области осуществлено не только на основании исторических связей с К-польским Патриархатом, но и по праву управления территориями, не входящими в юрисдикции др. автокефальных Церквей (Ibid. 1923. Σ. 69-71). Главная проблема состояла в том, что ко времени возникновения новой автономной Церкви на территории Чехословакии с 1921 г. уже существовала Моравская епархия в юрисдикции Сербской Православной Церкви, а также действовали приходы РПЦ. Этот факт был проигнорирован К-польским Патриархатом. Позже Синод КПЦ направил письмо митр. Евлогию (Георгиевскому) о том, что рус. приходы на территории Чехословакии должны перейти в юрисдикцию нового Пражского архиепископа (Ibid. Σ. 130). 13 марта 1923 г. патриарх Мелетий «утвердил» избрание митр. Варшавским епископа Дионисия (Валединского) , формально находившегося на тот момент в юрисдикции РПЦ. В качестве основания для вторжения во внутренние дела др. Церкви К-польский Патриархат указал на присутствие подобного требования в новом Уставе Польской Церкви, не утвержденном канонической церковной властью (Ibid. Σ. 137). Свт. Тихон , патриарх Московский и всея России, впосл. опротестовал эти действия в письме к митр. Дионисию от 5 июня 1924 г. (Акты свт. Тихона. 1994. С. 320-321).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Они любят Россию и благодарят Русскую Церковь за то, что она им дала» 619 . В тот же день было принято «Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви христианам всего мира». Закрывая Собор, его председатель новоизбранный Патриарх Пимен произнес заключительное слово, в котором благодарил членов Собора за доверие и просил их молитв. 3 июня 1971 г. в патриаршем Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха. Божественную литургию в соборе после интронизации совершали Патриарх Александрийский Николай VI; Патриарх Московский и всея Руси Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан, наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим; архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий, одновременно исполнявший обязанности президента республики Кипр; митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, митрополит Доброславский Владислав (Сербская Церковь ), предстоятели автономных Церквей; постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополиты Никодим, Алексий, Филарет, а также митрополиты Орловский Палладий, Сурожский Антоний , Алмаатинский Иосиф. Архипастырям сослужили священники во главе с настоятелем патриаршего собора протопресвитером Иоанном Соболевым. Диаконский чин за литургией возглавил соборный архидиакон Владимир Прокимнов. При вручении святейшему Патриарху Пимену Владимирской иконы Божией Матери митрополит Таллинский Алексий произнес приветственное слово: «Господь и Спаситель наш, «Иже святую Свою Церковь неизреченною премудростию основавый», ныне всеблагим Промыслом Своим через избрание наше положил начало новому продолжению твоего архипастырского служения. Возведенный десницею Божией на Московский и всея Руси патриарший престол, ты облечен ныне первосвятительской властью и силой как достойный преемник святителей Московских, которые укрепляли нашу Церковь многими трудами, подвигами и благочестием и много послужили объединению, просвещению и славе нашего Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1. Собравшись во Святом Духе на встречу в Фанаре, ныне, 15 марта 1992 года, в Неделю Православия, по инициативе, приглашению и под председательством первого среди нас Вселенского Патриарха господина Варфоломея, а также после выражения готовности со стороны и других братьев Предстоятелей, мы, по милости и благодати Божией Предстоятели Поместных Святейших Патриархатов и Автокефальных и Автономных Православных Церквей: Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, Парфений, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки, Игнатий, Патриарх Антиохийский и всего Востока, Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, Павел, Патриарх Белградский и всей Сербии, Феоктист, Патриарх Бухарестский и всей Румынии, Максим, Патриарх Софийский и всей Болгарии, Илия, Архиепископ Мецхетский и Тбилисский и Католикос–Патриарх всей Грузии (представленный Вселенским Патриархом), Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (представленный Патриархом Александрийским), Серафим, Архиепископ Афинский и всей Греции, Василий, Митрополит Варшавский и всей Польши, Дорофей, Митрополит Пражский и всей Чехословакии, Иоанн, Архиепископ Карельский и всей Финляндии, размышляя в братской любви по вопросам, волнующим Единую Святую Соборную и Апостольскую Православную Церковь и совершив вместе Божественную Евхаристию в Патриаршем соборе Вселенского Патриархата в это воскресенье, которое на протяжении веков было посвящено Православию, заявляем следующее: Из глубины сердец мы возносим славословие Триединому Богу, Который сподобил нас увидеть друг друга лицом к лицу и обменяться лобзанием любви и мира, причаститься от Чаши Жизни, насладиться Божественным даром всеправославного единства, сознавая ответственность, которая возложена Божественным Провидением на наши плечи, как пастырей Церкви и духовных руководителей, смиренно и с любовью направляем людям доброй воли, особенно братьям–епископам и всей благочестивой Полноте Православной Церкви, благословение Божие, лобзание мира и слово увещания (Евр

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Советское правительство считало, что узы «пролетарского интернационализма» важнее, чем чувство славянского родства, и они крепче, чем последнее, связывают славянские народы в рамках СЭВ и Варшавского договора. История показала иллюзорность этих взглядов. Именно Югославия, бывшая в 1947-1989 гг. «наименее социалистической» страной, в критический момент распада восточноевропейских интеграционных структур дала таких убеждённых сторонников единства с Россией, как Радован Караджич, Воислав Шешель, Драгош Калаич. В то же время абсолютно лояльная СССР Болгария, быстро претерпев овидиевы метаморфозы, превратилась в столь же образцово лояльного члена НАТО и ЕС. Цивилизационные нити родства крепче классовых - по крайней мере, в нормальном состоянии общества. Расширение границы западной («постхристианской») цивилизации до окраин Донецка (с оставлением в «тылу» таких непокорённых анклавов, как ПМР, Республика Сербская или регион Косовской Митровицы) стало следствием катастрофического ослабления способности к общему христианско-славянскому (Кирилло-Мефодиевскому) сопротивлению - той способности, которая вдохновляла не только Св. Ростислава Моравского, но и Феодора (Франца) Штифтара, Карела Сладковского, Николу Пашича, о. Игнатия Гудиму и Св. Максима Сандовича, Св. Досифея Загребского (освящавшего православный Кирилло-Мефодиевский собор в Праге и заботившегося о храме-памятнике в честь Св. Иова и убиенной русской Царской Семьи в Брюсселе), Св. Горазда Нового Пражского, Архиепископа Виталия (Максименко)... ... Это ослабление воли к сопротивлению, конечно, не абсолютное, и, надеемся, не фатальное, тем более что с 1986-1988 годов Кирилло-Мефодиевское движение ширится в России и славянских странах. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6;33) - таков был завет пастырей и архипастырей, возглавивших Кирилловский юбилей 1869 года. Иерархия ценностей - необходимое условие для укрепления нашей воли к сопротивлению «новому мировому порядку», который был дряхло-старым ещё со времён епископа-клеветника Вихинга и остался таковым во время войн Запада против будущего славянского и православного мира - будь то в Сербии или Сирии, в Новороссии или на Кавказе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Особенно близко к сердцу принимал почивший архипастырь свою первую в Варшаве церковно-приходскую школу, устроенную по его мысли и его почину на пожертвования варшавских приходских церквей. Осенью 1899 г. Владыка пригласил к себе священно-служителей г. Варшавы. На этом собрании, в интимной беседе, говорилось о лучшей постановке проповедничества; признано было, что проповедь должна быть важною составною частью богослужения, что она должна быть церковна, жизненна, удобопонятна; как на удобнейшее время для ее произнесения Владыка по своему священническому опыту указал время после, чтения Евангелия. На этом же собрании Владыка обратился к духовенству с предложением устроить в Варшаве первую церковно-приходскую школу. Приходское духовенство откликнулось на призыв любимого архипастыря. Настоятели – кафедрального собора, церквей – Успенской, Св.-Троицкой, Пражской, Вольской и Замковой согласились вносить из церковных средств в сложности 1000 рублей ежегодно на содержание школы, а молодой военный священник К. Журавский изъявил желание быть заведующим этой школою. Школа открыта 10-го января на Черняковской ул. за Лазенковским парком – близ казарм Лейб-Гвардии Уланского и Гусарского полков, недалеко от церкви Уланского полка, где о. Журавский был священником. Первым учителем был студент семинарии Ст. Андреев. Открытие ознаменовано молебном, отслуженным в помещении школы благочинным свящ. П. Каллистовым. Собралось до 40 детей – мальчиков и больше девочек, с их родителями. Последние радостно собрались на невиданное торжество; некоторые матери с младенцами на руках. Все, в большинстве люди бедные, трудящиеся, благодарили за учреждение церковной школы, без которой им трудно было воспитывать детей в православно-русском духе. Матери – часто католички не могли научить детей не только православной вере, но даже и языку русскому, а некоторые дети совсем не понимали по-русски. Живо пошло учение; дети научились говорить по-русски, полюбили свою школу, исправно стали посещать и уроки, и богослужение в ближайшей Уланской церкви, собираясь пред всенощной и обедней в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Пройдись разочек в слоу-фоксе. Галина А мы с тобой - знакомы? Нержин Н-нет... Пусть будет так, что я тобой увлёкся. Кто ж твой жених? Он белоэмигрант? Галина Да нет, как мы - из подсоветских. Был лейтенант. И в плен попал. Нержин И в армии немецкой... Галина Теперь уж в русской армии, ты опоздал, Там русские дивизии и авиация при этом! Нержин Я слышал. Галина Слышал? Нержин Пражский зал И учрежденье Комитета. Галина Он мне рассказывал, он был! О, это будет грандиозно! Нержин Галиночка, Галина, - поздно. Галина Немного поздно, да. Нержин Галина, не немного... Галина Убийца, замолчи! Всегда ты был фанатиком! Но жизнь - не математика! Не всё же надо строго. И мягко надобно, Серёженька... Ведь у меня всего одна дорога, Одна дороженька... Ты Люсе так пиши: негаданно, нежданно Твою подругу лучшую я сам отвёз к венцу. Горели свечи. Скрябина играли. Странно, Что чёрный цвет невесте был к лицу. Мне не пришлось увидеть жениха, И в церковь, где венчали, не вступил я на порог. Но как невеста ни злосердна, ни капризна, ни плоха, Пошли ей счастья, Бог... (рыдает) Нержин Галюша... Этого ещё... Сказал же - увезу. День-два пройдёт, и ты... Галина Уже всё кончено. Одну слезу От сердца полноты. Откуда-то спустился ты как ангел И вот опять уйдёшь, навек должно-нибудь... Я так близка была к нему! - но танки! Но ваши танки заложили путь! О, если бы ты знал, как дрогнула Европа В то утро страшное тринадцатого января, Когда в её последние варшавские ворота Вы двинули дубиною Иван-богатыря! Всё закружилось, завертелось шабашом Вальпургия, Кто онемел, кто извивался, кто бежал, а я Я кинулась сюда, чтобы прорваться к Растенбургу, Где легион его, где он, где жизнь моя Должна окончиться или начаться! Нержин Ах, вот он где!.. Я мог бы догадаться. Галина Что? что? что знаешь ты? Нержин Я... ничего не знаю. Галина Но ты сказал... ? Нержин Теперь я понимаю, Как получилось то, что путь твой здесь пролёг. Рассказывай, рассказывай, Галёк. Галина Уж всё. Из Вены десять суток я в пути. Бомбёжки, Пожары, пересадки, эшелоны кувырком,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Погребение Предстоятеля Русской Церкви состоялось 21 апреля, во вторник, после литургии Преждеосвященных Даров. Останки блажен нопочившего Первосвятителя нашли упокоение в храме Всех Святых земли Русской под Успенским Собором Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы глубоко чтимого Святейшим Патриархом великого миссионера митрополита Макария (Невского). В отпевании и погребении почившего Предстоятеля Русской Церкви участвовали Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Болгарский Кирилл, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, сонм архипастырей и пастырей. На погребение Патриарха Алексия прибыли Патриарх-Католикос армян Вазген I, кардинал Иоанн Виллебрандс и другие видные деятели инославных церквей. Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве в благочестивой и просвещенной старинной дворянской семье. Отец Первосвятителя Владимир Андреевич служил синодальным чиновником, впоследствии удостоился высокого придворного чина камергера. Родной теткой Патриарха была игумения Леонида (Озерова), настоятельница Новодевичьего монастыря. В 1888 году, получив хорошее домашнее образование, Сергей Симанский поступил в гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а оттуда перешел в привилегированный Николаевский лицей. Уже в лицее мальчика отличала особая любовь к храму. Святитель вспоминает о своем отрочестве: «Как отрадно было после молитвы приложиться к любимой иконе и получить благословение батюшки! Сколько благодатных, теплых воспоминаний оставалось в душе от таких знаменательных событий, неразрывно связанных с храмом, как говение на первой и на 2-ой неделе Великого Поста или на Пасхальной Седмице». Огромное влияние на формирование души отрока оказал лицейский законоучитель протоиерей Иоанн Соловьев. Уже в лицейские годы юноша хотел посвятить жизнь служению Церкви, но по настоянию родителей, окончив лицей с серебряной медалью, в 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил со степенью кандидата права. Военную службу проходил (вольноопределяющимся) в гренадерском Самогитском полку.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010