24. Новый библейский комментарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата доступа: 1.06.2016. 25. Общедоступное объяснение апостольских посланий. Соборные послания: в 2 т./сост.: протоиерей Н. Зефиров. – Могилев, 1911. – Т. 1. – 138 с. 26. Орлин, Н. Соборные Послания апостола Иакова, Первое и Второе апостола Петра и апостола Иуды. Опыт истолковательного изложения текста их/Н. Орлин. – Рязань, 1903. – 161 с. 27. Послания Апостольские и АпокалипсИс.Истолковательное обозрение, составленное Михаилом Хирасковым/М. Хирасков. – Изд. 3-е. – Владимир, 1907. – 516 с. LII с. 28. Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица/преподобный Иоанн Лествичник . – Санкт-Петербург: Благовест, 1996. – 352 с. 29. Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Российское библейское общество, 2012. – 56– с. 30. Роджерс-младший, К.Л., Роджерс, III К.Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета/К. Л. Роджерс-младший, К. Л. Роджерс III – Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001. – 980 с. 31. Ролофф, Ю. Введение в Новый Завет/Ю. Ролофф [пер. с нем.]. – Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2011 viii + 227 с. – Серия современная библеистика» – Bibliotheca Biblica. 32. Святитель Иоанн Златоуст . Священное писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста /святитель Иоанн Златоуст . – Москва: Ковчег, 2006. – 912 с. 33. Сорокин, А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета: Курс лекций/протоиерей А. Сорокин. – Москва: Изд-во Крутицкого подворья; Отдел по делам молодежи Московского Патриархата; Общество любителей церковной истории, 2006.– 646 с. 34. Толковая Библия или комментарии на все книги Священного Писания Ветхогои Нового Завета/ А. П. Лопухин .– Изд. 2-ое. – Стокгольм: Институт перевода Библии , 1987. – Т. 3. – 609 с.: Ил. 35. Уляхин, В., протоиерей. Священное Писание Нового Завета. Апостол. Ч. I– II/протоиерей В. Уляхин. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Разделы портала «Азбука веры» Оксана Куропаткина " decoding="" title="" Оксана Куропаткина родилась 29 августа 1984 года в Обнинске. В 2001 году окончила школу 14 г. Обнинска. В 2006 году с отличием окончила филологический факультет Московского педагогического государственного университета по кафедре русской литературы XX века по специальности «Учитель русского языка и литературы» с дополнительной специальностью «История». В 2007 году с отличием окончила бакалавриат Библейско-богословского института святого апостола Андрея по специальности «Теология». В 2009 году окончила аспирантуру Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. В том же году в РГГУ защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата культурологии по теме «Религиозная и социокультурная самоидентификация „новых“ пятидесятников в России». Преподавала в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Русско-американском христианском институте. Работала в Центре изучения кризисного общества, Центре изучения и развития межкультурных отношений. С 2018 года – ведущий передачи «Гик Zona » о современной массовой культуре на «Теос Медиа». Оксана, если в советское время в верующих семьях росли единицы, среди ваших ровесников это уже не такая редкость. Ваши родители были верующие?  Мама да, мы с ней крестились одновременно, а папа остался неверующим. Он интересовался этой темой, часто маму расспрашивал, но держался в стороне от Церкви. Крестились мы в 1990 году, когда мне было шесть лет. Я очень хорошо помню этот момент. Мама давно хотела, а у меня тоже была конкретная, очень практичная мотивация: у моего приятеля был крестик, а у меня не было. Я сказала: «Мама, хочу, чтобы крестик был». И 4 ноября, на Казанскую , мы пошли в храм. Там огромная очередь. Час стоим, другой, мне всё это надоедает, и я начинаю кричать и скандалить. Суровый батюшка, который нас крестил, сказал маме: «Тебе нужно будет за нее молиться и молиться». Мама, только приняв крещение, сразу была отправлена на покаянные поклоны.

http://azbyka.ru/way/oksana-kuropatkina-...

142 . Иларион (Алфеев) , иеромонах. Антиэкуменизм стал средством борьбы с церковной иерархией/НГ-Религии.– 18 февраля 1998 г.– С. 5. 143 . Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1992.– 166.– 243–260. 144 . Иустин (Попович) , архимандрит. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви»/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1977.– 122.– С. 16–29. 145 . Калоев Б. А. Осетины/СИЭ.– М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.– Т. 10.– С. 641–642. 146 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан/ Церковь  и время.– М.: ОВЦС МП.– 1998.– 2(5).– С. 3–8. 147 . Кирилл (Гундяев), митрополит. Православный взгляд на проблемы современного экуменизма/Православие и экуменизм. Документы и материалы.– М.: ОВЦС МП, 1999.– С. 462–471. 148 . Кобахидзе Василий, протоиерей. Выход Грузинской Православной Церкви из экуменического движения/ Церковь  и время.– М.: ОВЦС МП.– 1998.– 1(4).– С. 55–64. 149 . Кравченко И. И. Политическая мифология: вечность и современность/Вопросы философии.– 1999.– 1.– С. 3–17. 150 . Крылов Б. А. Абхазия: традиционная религия в политической и социальной жизни современного непризнанного государства/Неоязычество на просторах Евразии.– М.: Библейско-Богословский Институт святого апостола Андрея, 1999.– С. 114–129. 151 . К юбилею преосвященного Серафима, архиепископа Русь.– 1986.– С. 3–4. 152 . Лосский Н. О. О новом стиле в церковной жизни/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк.– 1959.– 54.– С. 40–41. 153 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. О расколе/Новая Европа.– М.: Пропилеи.– 1993.– 4.– С. 65–70. 154 . Митрополит Валентин рукоположил священника для общин РПАЦ в Болгарии/Суздальские Епархиальные Ведомости. Орган Суздальского Епархиального Управления Российской Православной Церкви.– 2005.– 20.– С. 8. 155 . На заседании Святого Синода Белорусского Экзархата/Минские Епархиальные Ведомости.– 2001.– 4 (59).– С. 5–7. 156 . Николаев К. Н. Положение Православной Церкви после войны/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии.– Белград, 1939.– С. 423–467.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 Papanikolaou Ar. Being with God. Trinity, Apophaticism and Divine-Human Communion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2006. P. 9. 47 Loudovikos N.Person instead of Grace and Dictated Otherness: John Zizioulas’ final theological position.//The Heythrop Journal. XLVIII (2009). Р. 3; Papanikolaou, Aristotle. Personhood and its exponents in twentieth-century Orthodox theology//The Cambridge Companion to Orthodox Christian Theology. Cambridge University Press, 2009. P. 238. 51 Сигов К. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке.//Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. – Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд «Христианская жизнь», 2004. С. 343. 54 Сигов К. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке.//Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. – Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд «Христианская жизнь», 2004. С. 343. 55 См., напр.: Ранер, Карл. Основание веры. Введение в христианское богословие/Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. Вводная часть, предваряющая остальные главы, посвящена вопросам и проблемам эпистемологии. 56 Papanikolaou Ar. Being with God. Trinity, Apophaticism and Divine-Human Communion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2006. P. 104. 59 Papanikolaou Ar. Being with God. Trinity, Apophaticism and Divine-Human Communion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2006. P. 103. 60 Ar. Papanikolaou говорит, что Зизиулас вслед за К. Ранером определяет Троицу Домостроительства как Троицу имманентную, а имманентную Троицу, как Троицу Домостроительную, тогда как Лосский отвергает такое утверждение. (См.: PapanikolaouAr. Being with God. Trinity, Apophaticism and Divine-Human Communion. P. 3). Однако мы не можем согласиться с  Ar. Papanikolaou. Зизиулас, как и И. Конгар, не принимает обратное утверждение, то есть то, что имманентная Троица есть также Троица домостроительная. И Конгар говорит, что домостроительная Троица открывает Троицу имманентную, однако «это откровение всегда имеет свой предел, а вочеловечение влечет за собой дополнительные ограничения, которые связаны с его природой как деяния тварного. Если бы вся заложенная в вочеловечении информация была перенесена на почву вечности Логоса, то нужно было бы сказать, что Сын исходит от Отца и Святого Духа». (Цит. по: Зизиулас, Иоанн. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви./Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). М.: Изд-во ББИ, 2012. С. 260.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Первый выпуск альманаха " Дары " представлен в КД " Глагол " марта 2015 Презентация первого выпуска альманаха " Дары " , изданного содружеством в поддержку современной христианской культуры " Артос " , прошла 24 марта в  книжном доме " Глагол " .  Тема встречи - и главная тема выпуска - сформулирована так: " Христианское искусство: Что с ним происходит сегодня? " . В презентации приняли участие главный редактор альманаха, ответственный редактор " Журнала Московской Патриархии " и газеты " Церковный вестник " Сергей Чапнин, выпускающий редактор альманаха, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея   Ирина Языкова, петербургский иконописец, член содружества " Артос " Филипп Давыдов. Гостями мероприятия стали редактор радио митрополии " Град Петров "   протоиерей Александр Степанов  и клирик Тихвинской епархии, настоятель Благовещенского собора в Шлиссельбурге  протоиерей Евгений Горячев . Минувшим летом, 17 июня, в " Глаголе " состоялась  мультимедийная презентация  будущего альманаха, потом - выставка с этим же названием, устроенная содружеством " Артос " в Московском музее архитектуры имени Алексея Щусева. Открывая презентацию, Сергей Чапнин сказал: " Пространство христианской культуры разорвано, никто ни с кем не встречается, нет ни сайта, ни клуба, где люди могли бы знакомиться и общаться, поэтому мы и решили создать содружество " Артос " . Если вы нас поддерживаете, значит, вы с нами " . Ирина Языкова рассказала о структуре альманаха, о том, что издание открыто для всех видов искусства, имеющих христианскую составляющую, - от иконы до актуального искусства. Ирина Константиновна обратила внимание на название статьи Сергея Чапнина о выставке " Дары " - " Приношение и поклонение " : " Без поклонения приношение бессмысленно " . Сам Сергей Валерьевич подробно остановился на проблемах современной иконописи, отметил, что икона зачастую воспринимается как " вещь " , и в этом - огромная ошибка. Затронул он и тему храмостроительства: " Храм - это икона, поскольку связывает Небо и землю, а мы воспринимаем храм поэлементно и, входя в новые храмы, не видим целостности " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Таким образом, для Святого Отца здесь не детали в последовательности творения столь существенны, сколько сам факт, что Бог есть источник всего — и света, и солнца, и всего мира, в котором мы живем. Иоанн Златоуст не мог знать про фотосинтез и циклы Кальвина или Хетча-Слэка, поэтому легко соглашается с тем, что растения могли произрастать без участия солнечного света. Но это утверждение никак не может быть догматическим, поскольку оно обусловлено культурно-исторической ситуацией поздней античности, выражавшейся в полемике христиан с язычниками по поводу истоков тварного мира и приоритетов в нем. Между тем теория эволюции за свои 150 лет существования накопила очень много разных сведений, от которых серьезному и вдумчивому человеку так просто не отмахнуться. Можно, конечно, ими пренебречь, но это хотя и будет по-нашему, «по-православному», но всё же явно выйдет по-дилетантски, и таких православных вряд ли кто будет всерьез воспринимать после этого. И вовсе не потому, что дружба с миром – вражда против Бога, как отмечает диак. Георгий, а по причине куда более прозаической (невежеству). Есть много разных моментов, которые никак не укладываются в креационистскую концепцию одномоментного или семисуточного творения у православных и протестантских фундаменталистов: наличие весьма древних ископаемых животных и растений, давно уже не существующих, обнаружение морских отложений в тех местах на суше, где тысячелетиями уже существует человеческая цивилизация, борьба за существование и естественный отбор, при которых выживают сильнейшие и т.д. Здесь нет места каждый момент рассматривать подробно, но хотелось бы остановиться на недавно вышедшей книге Джона Хота «Бог после Дарвина. Богословие эволюции», изданной в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея. Автор отмечает следующее: «Природа позволяет выжить и давать потомство только тем организмам, которые в силу чистой случайности обладают рядом физических особенностей, которые позволили им приспособиться. В эволюции слабый проигрывает, а способный давать потомство выживает. Каким бы неразумным ни казался этот процесс Дарвину и его последователям, он вполне подошёл для объяснения многообразия жизни. Таким образом, понятие Бога как Творца и источника порядка проигрывает более простому и скупому объяснению».

http://pravmir.ru/protivorechit-li-teori...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance открытые лекции журнала «Фома» Религия и живопись: от Возрождения до современности Когда закончилось древнерусское искусство и как развивалась иконопись после этого? Какие новшества привносила каждая эпоха и что связывает светское и церковное искусство? Почему евангельская тема актуальна всегда и как она отразилась в XX веке? ПОЛНОЕ ВИДЕО О чем рассказывает наскальная живопись? Почему искусство связано с верой? В чем разница подходов древнерусских иконописцев и мастеров эпохи Возрождения? Как на искусство повлияло разделение Церквей? ЛЕКТОР КУРСА Ирина Языкова Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Короткие лекции Иконы Грозненского времени Когда и почему закончилось древнерусское искусство? И какие страшные события времен Ивана Грозного отразились в иконах? Споры о Троице и Стоглавый собор Что было предметом первых богословских споров об иконах и как было вынесено решение о запрете на изображение Бога Отца в виде старца? Симон Ушаков и школа Оружейной палаты Где располагался иконописный цех в XVII веке? Что такое «живоподобное искусство»? И как ощущали себя иконописцы этой эпохи? «Христос в пустыне. Иван Крамской В каких условиях создавались работы Ивана Крамского на религиозные темы и почему его картина «Христос в пустыне» вызывала споры и тогда, и сейчас? Явление Мессии. Александр Иванов Кто неожиданно для самого автора стал главным героем картины? И смог ли Иванов «оживить» Евангелие в изобразительном искусстве?  Как икона переродилась в картину? С какими трудностями столкнулись иконописцы в XVIII веке? Как на иконопись влияет барокко? Что объединяет светское и церковное искусство? Николай Ге: какого Христа увидел художник? Как развивалась Евангельская тема в творчестве Николая Ге? Что пытался показать художник через свои изображения Христа и почему его работы запрещали цензоры? Василий Поленов: жизнь Христа в картинах Чем Христос Поленова отличается от Ге и Иванова? И как художник в своем творчестве предвосхитил кинематографические разработки образа Христа? Серебряный век — время великих надежд Кто из русских авангардистов обращался к евангельскому сюжету? И как художники Серебряного века трансформировали христианские образы? Виктор Васнецов и Михаил Нестеров Как Михаил Нестеров и Виктор Васнецов пытались приспособить искусство модерна к церковным целям и почему этот путь оказался тупиковым? Малевич и Кандинский Какие апокалиптические начала несет в себе «Черный квадрат» Малевича? Почему Кандинский — райский художник? Как передать пейзаж через абстракции? © Академия журнала «Фома» 2023 #rs-demo-id

http://academy.foma.ru/religion2

В феврале 2001 года прошел суд над еще одной группировкой, подчиненной Хаттабу, занимавшейся похищениями людей; членом этой группы состоял «русский мусульманин» – 27-летний Максим Гапонов. В марте 2001 года в Карачаево-Черкесии в ходе операции «Моджахед» сотрудниками РОВД были задержаны шесть человек, подозреваемых в причастности к чеченским бандформированиям. У всех задержанных имеются следы огнестрельных и осколочных ранений. Среди задержанных – 24-летний житель станицы Красногорская Карачаевского района республики, русский, принявший ислам. В ноябре 2001 года в Новолакском районе Дагестана была задержана группа из трех человек, готовившая по приказу Хаттаба серию терактов в Махачкале. У задержанных изъяты оружие и взрывчатка. Один из боевиков – русский, принявший ислам. Это лишь несколько примеров из огромного моря фактов. В свое время в Турции создавались специальные отряды из омусульманенных греков, болгар, сербов. Их называли янычарами, они отличались особой жестокостью и самоотверженностью. Ныне подобное мы видим на примере «русских мусульман». Однако наша Церковь , как и в прошлые века, ныне вполне в состоянии явить мусульманскому миру красоту Христовой веры. Если мы не забудем об этом, «русский джихад» не состоится и над куполом храма Христа Спасителя будет по-прежнему сиять крест Господень. Приложение 4. Христиане и мусульмане: диалог о диалоге 268 В серии «Межконфессиональный и межрелигиозный диалог», издаваемой Библейско-богословским институтом: святого апостола Андрея, вышла очередная хрестоматия, посвященная на этот раз проблемам исламо-христианского диалога. Составитель и автор вступительной статьи и комментариев – А. В. Журавский. Будучи первой хрестоматией подобного рода на русском языке, сборник содержит ряд достаточно информативных статей, например, А. Т. Хури и Н. Дэниела (краткие экскурсы в историю взаимоотношений ислама и христианства на Востоке и Западе), Махмуда Айуба (обзор антихристианской полемики современных мусульманских богословов), Д. Д. Мак-Олифф (Мария и Фатима в коранической экзегезе). Впрочем, тот факт, что почти все указанные работы носят обзорный характер, не мог не сказаться на глубине анализа и полноте фактологического материала. Интерес представляют и чисто научные работы российских авторов, помещенные в конце хрестоматии, хотя темы их подчас слишком специальны (статья А. Смирнова о сопоставлении мистического философствования Ибн Араби и Н. Бердяева и другие).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Выдающийся православный богослов В.Н. Лосский закончил статью, в которой он критиковал воззрения прот. Вл. Родзянко на проблему «Филиокве», следующими словами: «Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым их содержанию и силе. Верность Преданию не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности Преданию отцов Церкви» . Возможно ли отнести эти слова Лосского к учению Бальтазара о сошествии Христа во ад? Здесь мы указываем страницы по изданию: Бальтазар Г. У. фон.  Пасхальная тайна. Богословие трех дней./Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 288 с. Лосский Н. В. К вопросу об исхождении Святого Духа.// Лосский Н. В. Боговидение. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. – С. 272. Комментарии ( 3): Шахбазян Марина Анатольевна, Краснодар 15 мая 2015г. 15:23 " переосмыслив догмат о сошествии во ад, он всего лишь показал, так сказать, его обратную сторону " Прошу пояснить, что такое " обратная сторона догмата " . И тождественна ли она " переосмысленному догмату " . И насколько догмат остается собой после переосмысления. С уважением, М. А. Шахбазян, д. филол. н., проф Екатеринодарской духовной семинарии. Игорь, Севастополь 16 мая 2015г. 20:34 Если позволите, попробую ответить на Ваш интересный вопрос. С помощью диалектики Гегеля. Кто есть Антихрист? И когда его время? Он есть анти Христа, а время его в конце Истории. В диалектике Гегеля анти, вообще, совпадает со второй стадией. То есть, если в первой стадии(одной из трех) диалектики единое разделяется на в-себе-бытие, то во второй стадии единое становится рекурсией, до тех пор, пока не исчерпает внешнее отражение , которое переходит в новое качество. То есть внешнее имеет границу. Рекурсия этой границы в сознании , когда становится данным качеством, - становится предметом сознания для самого себя( третья стадия духа).

http://bogoslov.ru/article/4474057

36 См. Philemon. Catholic Encyclopedia.//New Advent: URL: http://www.newadvent.org/cathen/11797b.htm (дата обращения 20.10.17). 37 Цит. по: Мецгер Б. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение/Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998. С. 193. 42 Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 373. 51 См. Василий Кесарийский, свт. Пространные аскетические правила//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том IX: Послания к Колоссянам, Фессалоникийцам 1-е и 2-е, Тимофею 1-е и 2-е, Титу, Филимону/Пер. с англ., греч., лат., сир. Редактор тома Питер Гордэй/Редакторы русского издания тома A.M. Шуфрин и Г.И. Беневич. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 389. 58 Мак-Артур Дж. Послание к Филимону//Толкование книг Нового Завета: Колоссянам и Филимону. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 150. 60 См. Patzia A.G. Филимону, послание к//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета. С. 798. 62 См. Ролофф Ю. Введение в Новый Завет. С. 116. Dunn J. D. G. The Epistles to the Colossians and to Philemon: A Commentary on the Greek Text. The New International Greek Testament Commentary. P. 301. 69 Иванов А.В. Послание к Филимону//Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета: Обозрение посланий Апостольских и Апокалипсиса. СПб.: Воскресение [и др.], 2002. С. 833. 72 Constitutiones apostolorum (VII, 46)//Didascalia et Constitutiones apostolorum. Vol. 1. Paderbornae, in libraria Ferdinandi Schoeningh, 1905. P. 454. 73 См. Philemon. Catholic Encyclopedia.//New Advent: URL: http://www.newadvent.org/cathen/11797b.htm (дата обращения 20.10.17). В Великих Четьих-Минеях Филимон называется «воином» и учеником апостола Павла, пострадавшим вместе с Архиппом и Апфией в Колоссах, от ефесского градоначальника Артоклиса и других язычников, в царствование Нерона. См. Великия Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 1. Ноябрь, дни 16–22. М.: Синодальная типография, 1914. Л. 1076а.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010