Покрыло небеса величие его, и славою его наполнилась земля. 954 Феман (древнеевр. «Тейман», то есть «южная страна») – это библейское название Йемена и вообще Аравии, а о горе Фаран, месте нахождения по­томства Исмаила, мы уже говорили. Таким образом, пророк Аввакум пред­сказывает распространение вести о славе Божьей из Аравии по всему миру (славою Его наполнилась земля). Далее в том же пророчестве следует описание грядущих завоевательных походов ислама на суше и на море: Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. ………………………………….. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 955 » 956 . Мы уже подробно говорили о географическом значении «Фемана» и «Фаррана». Едва ли обосновано говорить о Фемане как о Йемене. Феман – это юг, а географически наиболее обосновано говорить о Едоме, где и город с таким наименованием был, и жители феманитяне, потомки Фемана, внука Исава (Едома). Пророк Аввакум говорит о славе Божией, которая пришла от горы Синай­ской, от пустыни Фаран, с юга от пределов Едома при Моисее, когда народ Божий, народ Израильский шествовал в Обетованную землю. Что касается Божия шествования во гневе по земле и попирания народов в негодовании, проложения пути по морю через пучину великих вод с ко­нями Господа – все это касается исхода израильтян из Египта; перехода их через Чермное море; разгрома амаликитян; Сигона, царя Есевонского; Ога, царя Васанского. Это было победное Божие шествие, это были брани Ягве Бога. Кроме того, в песни Аввакума есть явные отголоски браней Иисуса На­вина: Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих 957 . Никогда ничего подобного не было при завоевательных походах ислама. Все это нами было подробно раскрыто в истолковательном тексте на пророческую книгу Аввакума. Еще можно добавить, что нигде в книгах Ветхого Завета нет и намека на то, что после Мессии должен прийти еще некий пророк и совершить нечто бо­лее важное, чем Сам Мессия. А ведь ислам признает Ису (Иисуса) Мессией. «О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь МЕССИЯ, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его» 958 . Абсурдно в Библии искать пророка после Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему это Он говорит так? Это последний день праздника – а он заканчивался торжественным исходом из Храма к подножию горы, где был этот источник Силоам – черпали воду в сосуды и затем возносили её опять на жертвенник, чтобы Бог подал дожди, ранние и поздние (см. Втор. 11:14 ). Надо хорошо знать климат Палестины, чтобы понять, почему такая в ней растительность. Она на полтора-два месяца прекрасна. Всё остальное время, особенно южная и средняя часть, это пепельные холмы; отдельные маленькие оазисы; и только север: Галилея, Иорданская долина – зелёные более или менее, а так полупустыня. И вот на эту землю очи Господа направлены от начала года и до конца года (см. Втор. 11:12 ). Давид не находит слов, воспевая красоту этой земли. И называет её красой всех земель (ср. Иез. 20:6 ), землёй Эммануила (ср. Ис. 8:8 ). Мы называем Святой землёй, Обетованной землёй, Палестиной, Ханаанской землёй. Но это географические такие уже, исторические названия, а так Святая земля, земля, которую любит Господь. И очи Его от начала года и до конца направлены на эту землю. Родина трёх религий. Сейчас безпокойное место. Место нашего спасения и место страшного религиозного раздора, когда не ценится ни религия, ни жизнь человеческая и всё делается . Находят тексты, оправдывающие эту жестокость, и конца края не предвидится этому сумбуру. И вот над всем этим хаосом звучат слова: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. А Он стоит в стороне от этой процессии. Он не принимает участия в ней, Господь. Вот они идут, Он к ним обращается. Дальше. Он говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой [Из чрева, значит, из сердца: кто верует в Меня. Вот значение веры. Одного знакомства с Иисусом, одного рукопожатия с Ним, недостаточно. Нужно не просто познакомиться, как вот мы знакомимся с людьми и выносим то или иное мнение: стоит это знакомство продолжать? роковым оно может быть для нас или спасительным? Кто верует в Меня, – требуется вера, и вера несокрушимая. Потому что внешне – стоит человек. Надо, чтобы Господь нам открыл глаза, кто Он. Чтобы Дух Святой открыл глаза, и мы в этом человеке, который говорит: кто жаждет, иди ко Мне и пей, увидели Богочеловека. И вот значение Духа Святаго дальше и описывается. Смотрите]. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Преподобный Серафим Саровский говорил: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» 10 . «Было, – пишет еп. Феофан, – животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, – и из животного стал человек» 11 . Дарование образа и подобия человеку (в тексте Бытия они, по-видимому, синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 1 слово человек (евр. адам) происходит от слова земля (адама). Это напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания из праха, что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского , Адам не столько единичная личность, сколько все-человек, целокупная душа всего человечества 12 . 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 2:8. И насадил Господь… В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой» 13 . Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам» 14 . Слово Едем (евр. эден) происходит, вероятно, от месопотамского эдину – равнина. По толкованию свв. Отцов Церкви, Едем означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению 15 . 2:9. Древо жизни – распространенный на Востоке символ божественности и бессмертия. «Если бы наши прародители, – говорит преп. Ефрем Сирин , – повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог» 16 . География Едема условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек говорит о связи сказания с древними легендами Вавилона. В библейские времена Вавилония нередко именовалась центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации. 2:15. Возделывать и хранить… – указание на творческую роль человека в природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

При дальнейшем изложении книги Есфирь мы укажем аналогии в истории Ксеркса и другим поступкам Агасвероша. Из истории Ксеркса, наконец, удобно изъясняются некоторые события книги Есфирь, напр. 180 дневное собрание в Сузах князей и сатрапов ( Есф. 1, 4 ), аналогичное описываемым у Геродота продолжительным совещаниям Ксеркса с сатрапами о походе в Грецию 9 ; четырехлетний промежуток времени с отвержения царицы Астини до избрания Есфири ( Есф. 1, 3 и 2, 16), соответствующий времени похода Ксеркса в Грецию 10 , и многое другое. На указанных основаниях и мы присоединяемся к общепринятому ныне мнению и будем отождествлять Агасвероша книги Есфирь с Ксерксом 11 . Агасверош, повествует писатель книги Есфирь, царствовалнад ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии (1, 1). Указанное историком разделение персидского царства на 127 провинций стоит в согласии со свидетельством пророка Даниила о введенном Дарием Мидянином разделении мидо-персидского царства на сто двадцать провинций или областей ( Дан. 6, 1 ). По рассказу Геродота, Дарий Гистасп разделил персидское царство на 20 сатрапий 12 . На стенах построек Ксеркса в Персепольском дворце изображены представители этих 20 сатрапий с дарами Ксерксу, причем от каждой сатрапии показаны шесть начальников и общее их количество, следовательно, определено в 120 человек 13 . Это число, как видно, соответствует свидетельствам Даниила и книги Есфирь. Так как сатрапии, по Геродоту, вмещали в себе много разных племен, то, вероятно, частнее по населению они разделялись на более мелкие округи, соответствовавшие показаниям библейских писателей и рисунков персепольского дворца. Определение общих границ персидского царства: от Индии до Эфиопии – ясно напоминает технический термин греческих историков в определении границ владений Дария и Ксеркса. Может быть в соответствие своему географическому положению в пределах персидского царства, как представители двух противоположных границ его, индийцы и эфиопы занимали соседственное положение в войсках Ксеркса 14 . Именами индийцев и эфиопов определяет и сам Дарий Гистасп границы своих владений в своей надгробной надписи в Накш-и-Рустэм 15 . В то время царь Артаксеркс сел на царский престол свой в Сузах, престольном городе ( Есф. 1, 2 ). Наименование города Суз престольным городом персидского царя Агасвероша соответствует свидетельству древних историков и других памятников о столичном городе Персии Сузах. Все главнейшие события царствования Ксеркса обдумывались в Сузах. До похода и после похода в Грецию, Ксеркс жил в Сузах. В Сузах Ксеркс вступил и на престол 16 . В третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского, и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего, в течение многих дней, ста восьмидесяти дней ( Есф. 1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

При этом, нас может не смущать то обстоятельство. что святая Библия несколько раз говорит о Потопе, как о распространившемся «по всей земле». Библия и вся религиозная литература, занятая лишь заботами о человеческих душах, а не проблемами географии, часто называет землей и вселенной лишь область обитания людей, а иногда даже лишь область определенной человеческой культуры – той, которая созрела для воздействия Священного Писания. Так воспитанная на Библии Византия именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих именовала «повелителями вселенной», и Константинопольскому патриарху дала титул «вселенского». Когда был Потоп? Мы этого не знаем. В нашей предыдущей беседе мы говорили о невозможности строить хронологию на основании повествования книги Бытия. Во всяком случае, потоп должен относиться к очень отдаленной эпохе человеческой истории, и самая широта распространения преданий о нем подтверждает это. Пишущему эти строки, (мне лично, впрочем, очень спорно) представляется наиболее вероятным отнесение Потопа к эпохе, известной в науке, как грань между эпохой Мустье и эпохой Ориньяк, грань между нижним и верхним палеолитом, когда неожиданно и внезапно с лица земли исчезла многочисленная пред тем раса Неандертальского человека, некоторые признаки которого (полное отсутствие погребений, следовательно, можно думать, отсутствие веры в загробную жизнь, отсутствие всяких художественных рисунков, т.е. пренебрежение к чувству красоты и т.п.) соответствуют основным признакам отрицательной ветви допотопного человека: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть», т.е. без признаков духовной жизни. Примечание : В ковчег были взяты животные, населявшие местность, где должен был случиться потоп. Ни о каких жирафах, носорогах т.п., которые в той местности никогда не водились, не было и речи в Библейском повествовании. «И сказал Бог Ною: войди ты и все семейство твое в Ковчег, ибо Я увидел тебя праведным передо Мною в роде сем. И всякого скота чистого возьми по семи (пар) мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, также и птиц небесных по семи, летающих домашних птиц: уток, гусей, кур, возможно, лебедей, аистов и пр., которыми так богата Месопотамия, а также голубей и ворон». «Через семь дней воды Потопа пришли на землю. В сей день разверзлись все источники великой бездны (т.е. моря и океана ) и окна небесные раскрылись». – Конечно, выражение про небесные окна не буквальное, а фигуральное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1Цар.10:5, 6, 10, 13 ; 1Цар.19:20 ), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать». Чис.11:26 .  Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия. Чис.11:31 .  И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками. Чис.11:32 .  И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 10 хомеров равняются приблизительно 180 четверикам. Чис.11:33 .  Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. «Язва " , т. е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной диеты. См. прим. к Чис.11:20 . Чис.11:34 .  И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава , ибо там похоронили прихотливый народ. Чис.11:35 .  От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе. Станы Киброт-Гаттаава и Асироф отыскивают на с.-в. от Синая. Вообще нужно заметить, большинство географических предположений, отождествляющих пункты еврейских остановок с известными ныне местностями, суть не более, чем предположения. Известно лишь главное направление движения еврейских полчищ. Из сборного египетского пункта Раамсеса евреи двинулись на восток, по направлению к северной оконечности Суэзского залива, где совершился известный переход «через Чермное море». По выходе из моря и вступлении на Синайский полуостров пошли на юг, по направлению к группе Синайских гор, придерживаясь западного берега полуострова. От группы Синайских гор пошли на с.-в., по направлению к северной оконечности залива Акаба. Отсюда – на север, к южным пределам Ханаана (Кадес-Варни). После известного осуждения на 40-летнее странствование – обратное возвращение в пустыни Синайского полуострова; новое прибытие в Кадес-Варни; обходное движение около юго-восточного угла земли обетованной; занятие восточного Заиорданья; расположение близ Иерихона; занятие Ханаана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прошло почти двадцать лет после появления в Иерусалиме Первого Евангелия. Христианство было проповедано практически уже по всему цивилизованному миру: на Балканах — в Греции и Афинах, в столице мира Риме, на островах Средиземного моря Кипре, Крите, Мальте, в Африке — в Александрии и Египте, в Испании и даже в Скифии и далекой легендарной Индии. В Книге Деяний Апостольских, написанной учеником апостола Павла евангелистом Лукой повествуется о четырех грандиозных миссионерских путешествиях великого апостола народов Павла. Современные издания Нового Завета, как правило, снабжены географическими картами, и на одной из них восточная и центральная части Средиземноморья плотно исчерчены линиями его путешествий. В послании, которое в 57 году апостол Павел направил в Коринф, христианам, уверовавшим по его слову, он против своей воли вынужден сказать о себе. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде, в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:24-27 ). Если миссионерские труды апостола Павла вошли в Новозаветный канон вместе со свидетельством автора Деяний Луки и письмами самого апостола народов, то о проповеди других апостолов мы знаем в основном из Предания. К тому времени многие из них уже окончили земной путь мученическим венцом. К шестидесятым годам христианство было проповедано уже широко по всей ойкумене. Проповедь Евангелия перешагнула барьер внутринационального учения. И для эллинов, новых людей в Христовой Церкви, незнакомых с его ветхозаветной предысторией пришествия Христа, понадобилось проповедовать иным языком, дать новое свидетельство. Так, в начале шестидесятых годов почти одновременно появилось еще два Евангелия, написанных Марком и Лукой. Евангелист Марк

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Рафия , последний приморский город близ границы Египта. Около этого города Птоломей Филопатор одержал победу над Антиохом Великим ( 3Мак.1:1 ). Он был разрушен Александром Ианнеем и восстановлен Габинием. § 32. Перея. Замечательные города в уделе восточного полуколена Манассиина Вифсаида-Юлия , на северо-восточном берегу Геннисаретского озера. Первоначально она была небольшой деревней, населенной рыбаками; но тетрарх Филипп распространил ее, построив новые здания, сделал городом и назвал Вифсаидою-Юлиею в честь дочери Августа Юлии. Этот город не должно смешивать с Вифсаидою Галилейскою. После смерти Иоанна Крестители, обезглавленного Иродом Антипою, Иисус Христос удалился в пустынное место ( Мф.14:12–13 ), где он напитал 5000 человек ( Ин.6:1–15 ); эта пустыня находилась близ Вифсаиды-Юлии. Вечером того же дня Иисус Христос «понудил учеников войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде», т. е. Галилейской ( Мк.6:45 ). «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» ( Мф.14:25 ). Мааха , город и провинция того же имени, на северо-востоке истоков Иордана, на пути в Дамаск. Во время Давида этот город принадлежал царю Сирийскому. Царь Маахи пришел на помощь Аммонитянам против Давида ( 2Цар.10:6–8 ). Кенаф , после пришествия Израильтян принявший название Новах. Можно думать, что Кенаф был городом могущественным, так как он имел зависящие от него города. «И Новах пошел и взял Канаф и зависящие от него города, и назвал его своим именем: Новах» ( Чис.32:42 ). Аргов , город и небольшая область того же имени, отличавшаяся плодородием. В этой области, кроме большого числа селений, было шестьдесят городов, укрепленных высокими стенами, воротами и запорами. Область Аргов, до пришествия Израильтян, принадлежала Огу, царю Васанскому. Моисей отдал ее Иаиру, правнуку Манассии, который назвал ее, по своему имени, селениями Иаировыми ( Втор.3:5, 14 ). Гамала , на восточном берегу Геннисаретского озера; этим городом владел Агриппа. В 67 г. Гамала выдержала продолжительную осаду Веспасиана, была им взята и разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Религиозная ревность довела его до преследования Церкви Божией ( Фил.3:6 ). Не довольствуясь преследованием верующих в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письменные предписания в Дамаск, чтобы там иметь власть брать под стражу всех, кого найдет последующими Христову учению ( Деян.9:1–2 ). Но на пути в Дамаск он сам чудесным образом был обращен ко Христу и, приняв крещение, начал проповедовать, что Иисус есть Сын Божий. Спустя несколько времени, он сделал путешествие в Аравию ( Гал.1:17 ), откуда скоро возвратился в Дамаск и в течение трех лет занимался в нем проповедью Евангелия. Иудеи, раздраженные успехами его проповеди , согласились убить его; день и ночь стерегли его у ворот города. Но ученики спустили его ночью в корзине по городской стене. Он пришел в Иерусалим и, проповедуя во имя Господа, состязался с Еллинистами; а они задумали убить его. Братия, узнав об этом, отправила его в Кесарию, и препроводили в Тарс ( Деян.9:22–30 ). Варнава, возвещавший слово Божие в Антиохии, пошел в Тарс искать Павла, и, нашедши его, привел в Антиохию, где они проповедовали целый год и приобрели много учеников. По случаю голода в Палестине, Антиохийские христиане положили, каждый по своему достатку, послать пособие братьям, живущим в Иудее; исполнить это было поручено Павлу и Варнаве. Совершив путешествие в Иерусалим, Павел и Варнава возвратились в Антиохию ( Деян.11:25–30; 12:25 ). Богодухновенные учители и пророки Антиохийской церкви получили от Св. Духа повеление отделить Варнаву и Павла на служение, к которому Он призвал их. Павел и Варнава, после возложения на них учителями и пророками рук, отправились возвещать Евангелие язычникам. Они пришли в Селевкию 4 , а оттуда отплыли в Кипр 5 , где проповедовали в Саламине 6 , а потом прошли весь остров до Пафа 7 . В Пафе Павел обратил ко Христу проконсула Сергия-Павла и наказал слепотою лжепророка Вариисуса. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию в Памфилии 8 ; из Пергии – в Антиохию Писидийскую 9 ; здесь они проповедовали в синагоге и обратили множество язычников; по неверующие Иудеи возбудили на них гонение и выгнали их из своих пределов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С этого времени Ассирия никогда не играла больше прежней политической роли. При этом не произошло сколь-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь верхушка ассирийского общества – знать и частично горожане. Сельское население осталось на своих местах, и потомки его населяют Северный Ирак до сих пор, утеряв, однако, свой родной аккадский язык. До второй половины века н.э. основными источниками информации о Месопотамии оставалась Библия и труды античных греческих и римских авторов. Долгое время Книга Книг считалась наиболее авторитетным справочником по древней истории. Как же отражает она Ассирию и её воинственный народ на своих страницах? Сегодня принято считать, и не без основания, что Библия содержит огромный объём достоверной информации. Множество приводимых в ней исторических и географических данных было полностью подтверждено исследованиями учёных. Так приоткроем же эту удивительную и правдивую книгу. Ассирийское войско было очень многочисленно. Вот что говорит Библия о его составе, когда сановник царя – Олоферн выступил против западно-азиатских земель: «Он пригласил к себе, – говорится в книге Иудифь (2:14–19), – всех сановников, полководцев и начальников войска Ассирийского, отсчитал для сражения отборных мужей, как повелел ему господин его, сто двадцать тысяч, и конных стрелков двенадцать тысяч, и привёл их в такой порядок, каким строится войско, идущее на сражение. Он взял весьма много верблюдов, ослов и мулов для обоза их, а овец, волов и коз для продовольствия их – без числа, и много пищи для всех, и очень много золота и серебра из царского дома. И выступил в поход со всем войском своим...». Ассирийское войско делилось на пеших, всадников и сражавшихся с колесниц. Ассирийцы были меткими стрелками ( 4Цар.19:32 ). Главным оружием нападения у них был лук, которым они владели так мастерски, что слава ассирийских лучников держалась до самого падения их царства. После лука самым распространённым оружием было копьё. Самую отборную и хорошо вооруженную часть войска составляли воины, сражавшиеся с колесниц ( 4Цар.19:23 ) и кавалерия ( 4Цар.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010