Восход солнца. Первый час или первая часть дня. Третий час или вторая часть дня. Полдень. Шестой час или третья часть дня. Девятый час или четвертая часть дня. Ночь Евреи разделяли также на четыре части, которые назывались «стражами»: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус» ( Мф.14:25 ). «И если придет во вторую стражу, и найдет их так; то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). Первая стража начиналась при закате солнца и продолжалась до 9 часов вечера; вторая заключала время до полуночи; третья продолжалась до 3 часов утра; четвертая оканчивалась при восходе солнца. Эти четыре части ночи носят в Св. Писании названия вечера, полуночи, пения петуха и утра: «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк.13:35 ). (п) Евреи женили своих сыновей и выдавали в замужество дочерей очень рано, как только они выходили из отроческого возраста. Иорам, царь Иудейский, умер 40 лет, а младшему сыну его Охозии было в то время ужо 22 года (Пар.21:20; 22:1). Амон, умерший 24 лет, оставил восьмилетнего сына Иосию, который сделался отцом уже 14 лет ( 4Цар.21:19; 22:11 ), Невесту сыну обыкновенно выбирали родители и часто такую, которой он никогда прежде не видел ( Быт.24 ). Такие случаи, как выбор невесты Самсоном, были исключениями ( Суд.14:1–4 ). Как совершалось сватовство, это можно видеть из истории Сихема и Дины: «Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы найти мне благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жену» ( Быт.34:11–12 ). Из этого видно, что жених покупал невесту. Иаков служил Лавану за его дочерей по 7 лет: «Неужели ты даром будешь служить мне?... Скажи мне, что заплатить тебе?... – Я буду служить тебе семь лет за Рахиль» ( Быт.19:15–18 ). Пророк Осия говорит: «И приобрел я ее (жену) себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя» ( Ос.3:2 ). Сделав условие с родителями жениха, родители невесты спрашивали у ней, согласна ли она выходить за указанного жениха: «Призовем девицу и спросим, что она скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Восьмой стан Израильтян был в Дофке ; девятый – в Алуше ( Чис.33:12–13 ); в десятый раз Израильтяне остановились в Рефидиме . Здесь Израильтянам недоставало воды. «И жаждал там народ воды и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших, и стада наши?» Моисей, по повелению Божию, ударил жезлом в скалу Хорива, и из нее истекла вода, которая удовлетворила потребностям всего народа. Моисей «нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» ( Исх.17:3, 7 ). Здесь же Амаликитяне сделали нападение на Израильтян, и были побеждены ( Исх.17:9–13 ). Одиннадцатый стан Израильтян был у подошвы горы Синая . Здесь они получили письменный закон Божий ( Исх.19, 20 ). В двенадцатый раз Израильтяне стояли в Киброт-Гаттааве ( Чис.33:16 ); это имя значит «гробы прихоти», потому что в этом месте были похоронены те Израильтяне, которые роптали на Господа, прося мяса, и умерли от язвы ( Чис.11:34 ). Близ Киброт-Гаттаавы находилось место, названное Таверою, т. е. горением, потому что там, за ропот народа, возгорелся огонь Господень и начал опустошать стан Израильский за ропот на невыгоды странствования. Огонь утих только по молитве Моисея ( Чис.11:1–3 ). В тринадцатый раз Израильтяне стояли в Асирофе ( Чис.33:17 ). Здесь Аарон и Мариам обнаружили неуважение к Моисею, и были грозно обличены Богом. Аарон поспешно раскаялся и тем избежал наказания, а Мариам была поражена проказою и получила исцеление только по молитве Моисея ( Чис.12 ). Четырнадцатый стан Израильтян был в Кадес-Варни . Отсюда Моисей послал соглядатаев осмотреть землю Ханаанскую. Через 40 дней соглядатаи возвратились и своими рассказами о народах земли Ханаанской произвели в народе ропот на Бога. Бог объявил тогда, что Израильтяне, в наказание за ропот, проведут 40 лет в пустыне ( Втор.1:19–40 ). В Кадес-Варни Израильтяне пришли в начале 3-го года по выходе их из Египта ( Втор.2:14 ). Кадес-Варни был долго главным местопребыванием Израильтян во время сорокалетнего странствования их ( Чис.13:27 ; Втор.1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вот картина, взятая – слепок, снимок, с общества его времени. Но он, как матрица, накладывается и на наше время. Вот к чему приводит безбожная жизнь. Посмотрите 18-й стих: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою [Ведь только человек может подавлять истину неправдой. Ни одно животное, ни одно растение, ни один минерал – они не нарушают своего чина. Только человек может подавлять истину неправдой]. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания через рассматривание творений видимы [вот вам, космологическое доказательство: через рассматривание, через изучение этого творения, этого многие приходят к вере], так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку [конечно, они остановились на природе], то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Вот вам картина, как всё это дело происходит. А вначале: И увидел Бог, что это хорошо (см. Быт. 1:8 ). После каждого дня творения это одобрение Божие: И увидел Бог, что это хорошо. Это написано не для Бога, а для нас. Нам внушается мысль, что материя не является злом, что она вышла из рук Того же Творца. И вот самое прекрасное в нём, в творении, венец, – это человек, Его образ и подобие. Он поселяется в Раю сладости – даётся определение, география Рая. Это район Персидского залива, потому что реки Тигр и Евфрат существуют и сегодня, а Фисон и Геон являются предметом изысканий (см. Быт. 2:10–14 ). И где только этот Рай не помещали, но вы, может быть, посмотрели, некоторые, фильм «Я нашел Рай». И знаете, что один человек просто уверяет, что он определил место Рая, используя теорию дрейфующих материков, в результате которой суперконтинент, бывший вначале, раскололся на части, но эту мозаику можно соединить и определить, где было место Рая. Ну, дай Бог, чтобы он не ошибался. Только и могу сказать насчёт этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Все — «нас ради человек и нашего ради спасения». Так как же принятие этого догмата, который никак не очевиден в Евангелии, помогает быть лучшим христианином? Пастор задумался. А потом сказал: но ведь так радостно сознавать, что там есть небесное святилище, в котором находится ковчег завета… Но что за радость о ковчеге, если сказано об апостольских, новозаветных временах: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: „ковчег завета Господня“; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим» (Иер. 3, 15–17). Да и что же есть в «ковчеге»? — Манна! Та самая манна, о которой Спаситель сказал: «отцы ваши ели манну и умерли» (Ин. 6, 58). Она никого не спасет и никого не насытит Вечным Хлебом. Еще там скрижаль с 10 заповедями (не та скрижаль, что была написана Рукой Бога, а вторая, сделанная руками человеческими) и жезл Ааронов. И разве вещи, хранимые в ковчеге, оказались там в силу чрезвычайной своей святости? По крайней мере жезл Ааронов был положен в ковчеге Завета как напоминание о неверности и неблагодарности Богу древнего Израиля: «И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня» (Числ. 17, 10). А если у «небесного святилища» нет иного назначения, нежели как быть вместилищем ветхозаветных святынь (странно, что Господу Нового Завета в течение 19 веков был закрыт доступ к ветхозаветной ризнице), — значит, это миф, который проходит по тому же разряду, что и упоминаемые ап. Павлом «бабьи сказки». Это попытка построить небесную географию, дальние подступы к «космическому» оккультизму, то есть попытка нарушить один из важнейших принципов библейского богословия: не интересуйся структурой небес, а иди прямо ко Творцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все – «нас ради человек и нашего ради спасения». Так как же принятие этого догмата, который никак не очевиден в Евангелии, помогает быть лучшим христианином? Пастор задумался. А потом сказал: но ведь так радостно сознавать, что там есть небесное святилище, в котором находится ковчег завета… Но что за радость о ковчеге, если сказано об апостольских, новозаветных временах: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: „ковчег завета Господня“; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим» ( Иер. 3, 15–17 ). Да и что же есть в «ковчеге»? – Манна! Та самая манна, о которой Спаситель сказал: «отцы ваши ели манну и умерли» ( Ин. 6, 58 ). Она никого не спасет и никого не насытит Вечным Хлебом. Еще там скрижаль с 10 заповедями (не та скрижаль, что была написана Рукой Бога, а вторая, сделанная руками человеческими) и жезл Ааронов. И разве вещи, хранимые в ковчеге, оказались там в силу чрезвычайной своей святости? По крайней мере жезл Ааронов был положен в ковчеге Завета как напоминание о неверности и неблагодарности Богу древнего Израиля: «И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня» ( Числ. 17, 10 ). А если у «небесного святилища» нет иного назначения, нежели как быть вместилищем ветхозаветных святынь (странно, что Господу Нового Завета в течение 19 веков был закрыт доступ к ветхозаветной ризнице), – значит, это миф, который проходит по тому же разряду, что и упоминаемые ап. Павлом «бабьи сказки». Это попытка построить небесную географию, дальние подступы к «космическому» оккультизму, то есть попытка нарушить один из важнейших принципов библейского богословия: не интересуйся структурой небес, а иди прямо ко Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Выслушав в заключение всего утешительный для себя приговор божественного суда, Каин, по словам бытописателя «пошел от лица Господня и поселился в земле Нод, на Востоке от Эдема» ( Быт.4:16 ). Покоряясь божественному повелению, Каин оставляет ту землю, где Бог благоволил обнаруживать Свое присутствие наиболее осязательным образом и удаляется на Восток от неё. Страна или земля нового поселения Каина, в подлиннике обозначена словами , что в переводе на русский язык означает «земля изгнания», «страна бедствия» 715 . Топография этой местности, до известной степени, определяется последующим указанием на то, что она лежала на Восток от Эдема 716 . Но и это указание слишком обще и широко для построения каких бы то ни было определенных догадок. Посему, мы не находим ничего лучшего, как согласиться с Кейлем, который говорит, что «земля Нод географически неопределима, филологически же, в качестве, «Страны изгнания», она противоположна «Эдему», стране благословенного жилища» 717 . «Вероятно, Каин сам назвал этим именем место своего нового поселения» 718 . Дальнейшее изложение четвертой главы представляет краткую историю новой, обособившейся ветви первобытного человечества или, точнее, родословие допотопных потомков Каина. «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» ( Быт.4:17 ). Невольно рождается вопрос, кто же была женою Каина? Очевидно, одна из сестер, «так как это было в начале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах», – разъясняет св. Иоанн Златоуст 719 . Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась связать свою судьбу с заведомым братоубийцей 720 . «Позднейшее предание приписывает Каину в качестве жены одновременно с ним рожденную сестру, называя ее то Азурой, то Савой» 721 . Краткость священного текста не позволяет нам судить о том, как скоро, по изгнании Каина, родился у него сын и он построил город, но она же не дает права категорически утверждать, что все ото случилось очень скоро, наоборот, здравая логика требует, чтобы построение города, предполагающее уже значительный прирост населения, было разделено значительным промежутком от момента изгнания Каина. Рассмотренный нами стих начинает собой первую допотопную генеалогию, т.е. исчисление представителей потомства старшего сына Адама, известных, по имени своего родоначальника, под названием «Каинитов». Здесь мы впервые встречаемся с целой серией первобытных, патриархальных имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Глава 18 1. Поставление священной Скинии в Силоме. 2–9. Увещание израильским коленам, не получившим удела, и новая мера к надлежащему разделению оставшейся земли. 10–20. Жребий Вениаминова колена и границы доставшегося ему удела. 21–28. Города в этом уделе. Нав.18:1 .  Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, «Скиния собрания» ( Исх.27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. По Суд.21:19 , он находился «на севере от Вефиля и на востоке от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем». В настоящее время место его (найденное известным географом Палестины Робинсоном) носит название Сейлун. Холм, на котором он был расположен, окружен другими холмами и покрыт развалинами, носящими признаки древности. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония ( Втор.12:11 ), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени (это постановление имеет в виду писатель кн. Иисуса Навина в конечных словах Нав.9:27 ), так и словами пророка Иеремии ( Иер.7:12 ): «пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему». Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа. Нав.18:3 .  И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших? «Нерадение», за которое укоряет Иисус Навин израильтян 7-и колен, не получивших еще удела, могло происходить и от привычки к кочевой жизни, среди которой родилось и выросло большинство народа, и от сознания больших трудностей, какие представляла для тогдашнего поколения израильтян оседлая жизнь в стране, в которой оставалось еще немало прежнего населения, борьба с которым требовала много мужества и напряжения сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 …в месяце первом, в особливый день месяца первого… – Еврейский календарь знал в древности две соперничавшие традиции – весеннего новолетия (1 нисана) и осеннего новолетия (1 тишри). В конце концов победила вторая традиция; здесь имеется в виду первая. Месяц первый – нисан (март-апрель); особливый день нисана -либо 1-й день Пасхи, т.е. 15 нисана (полнолуние), либо 7-й день Пасхи, который полагалось проводить в удалении от всех дел. Середина месяца нисана -время года, особенно важное и для христиан, потому что на него приходится распятие Иисуса Христа (согласно трем первым Евангелиям – 15 нисана, согласно Евангелию от Иоанна – 14 нисана) и его воскресение. Глава 2 Мафусаил упоминается в Библии ( Быт. 5:25–27 ) как сын Еноха и дед Ноя. Ригим -имя, отсутствующее в Библии. Ниже – и не (слав.). Глава 3 …на небо первое… – Многоярусное строение небес – мотив, заимствованный из месопотамской космологии (как известно, зиккураты Вавилона, т.е. башни, у которых этажи уступами возвышались один над другим, – архитектурные модели именно такого образа мира). В греческой космологии этому соответствуют небесные сферы. Хранилища снега и града. – Ср. Иов 38:22–23 : «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» Глава 5 …на третье небо… – Локализация рая именно на третьем небе находит основание в новозаветном тексте: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о том человеке (…), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Четыре реки. – В библейской и общехристианской традиции этот мотив отнесен к саду Эдему, или земному раю ( Быт. 2:10–14 ); принимая во внимание, что реки, имеющие райский исток, получают земную географическую идентификацию (Тигр и Евфрат и др.), перенесение мотива на рай третьего неба выглядит довольно странно. Четыре -число стран света и четырех стихий, т.е. дольнего мира в противоположность горнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Глава IX. Иерусалим «Сей Иерусалим, посреде языков положих его». ( Иез 5:5 ) «Жилище Его в Салиме и пребывание Его на Сионе». ( Пс 75:3 ) Прежде чем я приступлю к описанию Иерусалима, я ознакомлю читателя с местоположением святого города и побеседую о таинственной судьбе его. Какое же избрать место для такого обозрения и для таких воспоминаний, если не то самое, которое было любимым уединением Спасителя, куда он всегда уклонялся с Апостолами: «иде по обычаю в гору Элеонскую»; днем учил во храме, а ночи проводил на горе Элеонской, – говорит святой евангелист Лука ( Лк 22:39; 21:37 ); и это место есть самое живописное! С горы Элеонской развертывается весь Иерусалим и его окрестности, и отсюда начинается торжественное шествие нашего Искупления. Сядем под тень этой вековой маслины, противу храма ( Мк 13:3 ), откуда Иисус предрек кончину века; где он ответствовал Апостолам, говорившим: «Учитель! Посмотри какие камни и здания!» – «Не останется здесь камня на камне», – ответствовал Спаситель; где он так трогательно оплакивал Иерусалим: «Иерусалим! Иерусалим избивающий Пророков и каменьем побивающий посланных к тебе! (место убиения святого Стефана видно напротив) колико крат хотел я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих – и вы не восхотели». И как страшно отзываются здесь, среди опустения, слова: «Се оставляется вам дом ваш пуст!» ( Мф 23:37–38 ). Великий первосвященник Мельхиседек (библейский символ Спасителя) положил основание Иерусалима, назвав его Салем; словом, означающим мир. Это есть предание всех восточных народов; оно еще прибавляет, что Мельхиседек перенес в Иерусалим тело Адамово , которое сохранено было Ноем в ковчеге. Основание Иерусалима, где совершилось спасение наше, предначертано, по словам Давида, прежде века, Богом Царем нашим, посреди земли ( Пс 73:12 ). Это изречение не есть аллегория; Иезекииль вещает глаголом Адонаи: «Сей Иерусалим, посреде языков положих его» ( Иез 5:5 ). География очевидно представляет Иерусалим в центре земного населения. Это мнение также принято у народов Востока 30 . Все колена земные соберутся к этому центру, где «Иисус, (по глаголу небожителей) вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян 1: 11 ). Мы все увидим некогда Иерусалим!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Города, о которых идет речь, по всей видимости не подвергались, подобно Иерихону, полному разрушению. Говорится только, что в каждом из этих городов было предано заклятию и умерщвлено все дышущее: царь, все его подданные и скот, как повелел Господь, Бог Израилев (10:40). Писатель книги здесь отсылает читателя к заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию,.. дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ). Исследователи отмечают логичную последовательность завоеваний с точки зрения географии. Райт, кроме того, видит в археологических открытиях ясное подтверждение библейской последовательности завоеваний: «Если Иисус должен был захватить территорию, которая впоследствии должна была стать территорией Иуды, он следовал именно тем путем, которым должен был следовать. В крепостях долины Сефела всегда сосредоточена военная сила. Когда коалиционные войска бежали, он атакует Ливну; затем – Лахис, как ключ к горам. (…) От Лахиса направляется к Еглону, который охраняет следующую долину, которая ведет к горам (…). Имея Сефелу в своих руках, логично двинуться в горы. Поэтому следующий город – Хеврон. После этого Иисус направляется на юго-запад и захватывает последнюю крепость, Давир…» 391 . Следует сказать несколько слов о местонахождении этих городов. Македа. Локализация не ясна. Иногда идентифицируют с тель эс-Сафи, иногда с хирбет эль-Хейзун или с хирбет Макдум. В Нав. 15:41 к городам Иуды. Ливна. Локализуется в тель эс-Сафи (Олбрайт, изначально); в тель Борнат (Олбрайт (впоследствии) и Ахарони); в тель Йудейда (Каллай). В Нав. 15:42 к городам Иуды. Лахис. Локализуется в тель эд-Дувейр, в 6–7 км на юго-запад от бет-Губрина 392 . В Нав. 15:39 к городам Иуды. Газер. Начиная с Клермон-Ганно (1870) локализуется в тель Джезер (тель эль-Хазари), в 8 км на юго-юго-восток от Рамлы, где долина Сефела переходит в холмы Иудейского нагорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010