Беероф , отечественный город Вааны и Рихава, предводителей войска Иевосфеева. Они вошли в дом Иевосфея, когда он спал, отрубили ему голову, отнесли ее к Давиду в Хеврон и сказали: «Вот голова Иевосфея, сына Саулова, врага твоего, который искал души твоей». Давид приказал убить их, отрубить им руки и ноги и повесить над прудом в Хевроне ( 2Цар.4 ). Гаваон , город, принадлежавший во время Иисуса Навина Аморреям. Гаваонитяне владели городами: Кефирою, Беерофом и Кириафиаримом ( Нав.9:17 ). После разрушения Иерихона и Гая, Гаваонитяне, посредством хитрости, вступили в союз с Израильтянами ( Нав.9:4–15 ). Когда хитрость их обнаружилась, Израильтяне, чтобы сдержать свою клятву, оставили их в живых, но заставили их рубить дрова и черпать воду для всего общества и для жертвенника Господня ( Нав.9:21 ). Гаваон был отдан левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:17 ), и в нем долгое время находилась скиния Господня ( 2Пар.1:3 ). В Гаваоне Бог ночью явился Соломону и сказал: «Проси, что Мне дать тебе?» Соломон просил у Бога мудрости ( 2Цар.1:7–10 ; 3Цар.3:4–9 ). Беф-Авен , город, около которого собрались Филистимляне, чтобы сразиться с Израильтянами. Последние пришли в такой ужас, что попрятались в ущельях гор. Один Ионафан, сын Саулов, не поддался страху, вышел против врагов со своим оруженосцем и произвел такое смятение в лагере их, что они обратились в бегство ( 1Цар.14:12–13, 23 ). Аиалон , город, первоначально отданный колену Данову ( Нав.19:42 ), в котором он был левитским городом ( Нав.21:24 ). Близ этого города была долина Аиалонская, над которой Иисус Навин повелел остановиться луне, чтобы дать время Израильтянам докончить поражение армии царей Аморрейских ( Нав.10:1–24 ). Вефиль ; этот город прежде назывался Лузом. Иаков, убегая от гнева Исава, имел на этом месте видение, в котором Бог обещал ему умножить потомство его, как песок морской, и дать его потомкам землю, в которой он находился. Иаков, проснувшись, воздал благодарение Господу «и нарек имя месту тому Вефиль (Дом Божий), а прежнее имя того города было: Луз» ( Быт.28:19 ). Иеровоам поставил в Вефиле золотого тельца ( 3Цар.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Библейские слова: «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1:29-30), как предполагают и прот. С. Ляшевский и диак. А. Кураев произнесены  Творцом и Промыслителем уже в раю, т. к. были адресованы первой человеческой чете. Вместе с тем, как нам кажется, у Быт. 1:30 может быть и еще один - «онтологический» смысл: современная наука говорит нам о том, что основой биологической жизни на Земле, продуцентами, фундаментом экологической пирамиды биомассы нашей планеты являются именно растительные организмы. Хищные животные и другие опасные для зарождающегося человечества существа (в том числе и «антропоидные») либо вообще не могли проникать на территорию рая, либо, если такие проникновения были, они находились в полном повиновении у богоподобного Адама, перед ликом и в чертогах пребывания которого не должна была проливаться кровь. Здесь можно вспомнить слова преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит («Точное изложение православной веры», Кн. II, гл. 11, О рае), что в раю «не пребывало [видимо, постоянно - свящ. О. М.] ни одно из бессловесных существ, а один только человек - создание божественных рук» с.75]. Возможно ли в настоящее время обнаружить следы или хотя бы предположительные географические координаты первозданного Эдемского сада - рая, из которого были изгнаны люди после грехопадения? Имеет ли смысл этот поиск? Прот. Николай Иванов (ссылаясь в частности на Оригена) допускает только символическо-мессианское толкование для Быт. 2:8-14, отрицая буквальное понимание данного библейского текста с.170-173, 293-325]. Однако, не смотря на всю значимость, богословскую глубину и поэтическую красоту христологической экзегезы о. Николая, полное неприятие буквально-исторического смысла, как нам представляется, все же вступает в некоторое противоречие с православной толковательной традицией. Данный вопрос не является праздным и ненаучным, так как речь в конечном итоге идет о месторасположении «колыбели человеческой цивилизации», уже после «облечения» прародителей в «кожаные ризы», изгнания их из рая, т. е. после трагедии грехопадения.   Такие попытки поиска, основанные как непосредственно на библейском тексте, так и на церковной традиции его истолкования, неоднократно предпринимались самыми разными исследователями и богословами.

http://bogoslov.ru/article/278183

Бог повелел Моисею назначить шесть городов, «чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив». Три города назначил сам Моисей: Бецер , в колене Рувимовом, Рамоф , в колене Гадовом, и Голан , в колене Манассиином. Остальные три города убежища были назначены по сю сторону Иордана Иисусом Навином: Кедес , в колене Неффалимовом, Хеврон , в колене Иудином, и Сихем , в колене Ефремовом ( Втор.4:42–43 ; Нав.21:13, 21, 32 ). (б) § 12. Положение, пространство и границы Палестины Палестина простирается от 31 до 33½ градуса северной широты и от 52 до 54½ градуса восточной долготы. Самое большое протяжение ее от севера к югу, «от Вирсавии до Дана» ( 2Пар.30:5 ), составляет около 200 верст, а от запада к востоку (до Иордана) около 140 верст. Границы Палестины не были всегда одни и те же, и страна Евреев никогда не заключалась только в тех границах, которые были указаны Моисеем ( Чис.34:2–12 ). Самые обширные границы ее были при Давиде и его преемнике. На востоке, за Иорданом, страна Евреев простиралась в пустыню Ефрата. (При Соломоне, границами царства его к северо-востоку были Фадмор и Типсах – 3Цар.9:18; 4:21, 24 ). На севере она доходила до Дамаска, Антиливана и Тира. Западной границей ее было Средиземное море до устья потока Египетского. (Несколько городов на этой границе были, впрочем, долгое время заняты Финикиянами на севере и Филистимлянами на юге). Южная граница ее, начиная от потока Египетского, проходила к южной оконечности Мертвого моря ( Нав.15:2 ); но на востоке этого моря владения Евреев не шли к югу дальше потока Арнона. (Владения Соломона на юге простирались до Ецион-Гавера, города на Чермном море). § 13. Горы Палестины Во Второзаконии Моисей говорит народу Израильскому: «Земля, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты посеял семя твое, поливал (ее) при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного наполняется водою» ( Втор.11:10–11 ). Во многих других местах Библии Палестина представляется также страною гористою, чем и объясняются выражения Св. Писания: «восходим во Иерусалим» ( Мк.10:33 ), «схождаше от Иерусалима во Иерихон» ( Лк.10:30 ), «сниде в Капернаум» ( Ин.2:12 ) и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Быт.45:9 . Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; Иосиф торопит братьев привести к нему отца – из боязни не застать его в живых (ср. ст. 13). Быт.45:10–11 . ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. Два основания выставляет Иосиф, которые должны были побудить Иакова к переселению в Египет и поселению в земле Гесем: • здесь он будет ближе к Иосифу и будет разделять с ним его счастье и • Иосиф будет содержать его с семьей в течение предстоящих еще пяти лет голода. Определение географического положения земли Гесем представляет значительные трудности вследствие отрывочности и случайности библейских данных о Гесеме (обстоятельнейшее и основательнейшее исследование о положении Гесема дано в сочин. проф. Ф. Г. Елеонского , «История израильского народа в Египте», Спб. 1884, с. 1–33). Что Гесем лежал на восток от Нила (вопреки мнению Яблонского, Брианта и др.), это видно из неупоминания в книгах Бытия и Исход о переходе евреев через Нил. Близость Гесема к границе – Мемфису или Танису (Цоану) предполагается здесь (ст. 10); близость его к северо-восточной границе – в нескольких других местах ( Быт. 46:28, 47:6 ; Исх. 12:37, 13:20 ). Что касается качеств страны Гесема, то существование воды и полеорошения в ней доказывается местами Втор. 11:10 ; Чис. 11:5 ; плодородие ее свидетельствуется Быт. 47:4–6 . В Исх. 13:17 указывается на близость Гесема к земле филистимской. По LXX, которые в Быт. 45:10, 46:34 называют Гесем аравийским ( γ Γεσεμ ραβας), и коптским переводам, Гесем находился в так называемой египетской Аравии или аравийском номе (упоминается у Геродота, Страбона и Птоломея) – в восточной части нижнего Египта, между Красным морем и Нилом или Пелузийским его рукавом. Эта дата принимается и в современной библейской науке, которая притом отождествляет Гесем с плодородной долиной – вади Тумилат, прорезывающей узкой полосой от востока к западу пространство между Нилом и Горькими озерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 36:10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой. Быт. 36:11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ. Быт. 36:12 Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой. У Иеремии ( Иер. 49:7 ) и у Амоса ( Ам. 1:12 ) мы встречаем Феман – название местности в Идумее, которая, судя по выражению пророка Иеремии, была известна мудростью своих жителей. Элифаз, один из сыновей Иова, был также феманитянин ( Иов. 2:11 ), вероятно, потомок Фемана, сына Элифазова. Омар напоминает племя Бени-Аммер в южной Палестине и северной части Идумеи, а также Амиров – арабское племя, упоминаемое Букгардтом (Кнобель, Англ. Библия). Цефо напоминает Цафию – место на юг от Мёртвого моря; Кеназ весьма напоминает арабское племя (Id. Ibid.). Амалик. Как видно из Библии, Амалик, или амаликитяне, составили издавна особое сильное племя, отделившись совершенно от родоначальников своих идумеев, или Эдома. В Быт. 14упоминается страна амаликитян, т. е. упоминается ранее, чем последовало рождение Амалика, что дало повод думать, что существовало древнее хамитское ханаанское племя того же имени. Но можно также предположить, что когда Моисей начертывал повествование о происшествиях XIV главы (война Кедорлаомера), он употребил известный в его время географический термин, обозначив страну, подвергшуюся разорению, именем, которое она получила лишь впоследствии, когда амаликитяне овладели ею. Амаликитяне занимали страну на юг от Палестины и северную часть Аравии. Из Суд. 12можно предположить, что они владели частию и самой Палестины, ибо около Вифлеема была гора Амалик. Быт. 36:13 И вот сыновья Рагуила: Нахаф Нахав. Кнобель сближает это имя с именем долины Аккабы. Оба эти имени имеют одинаковое значение – спуск. и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. Быт. 36:14 И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея. Есть в Аравии племя курайе, которое, может быть, носит то же библейское имя Корея.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В христианстве также делается противопоставление двух видов богатств: одно внутри человека, а другое – вне его. В отличие от языческой философии, новозаветное учение рассматривает это в духовной перспективе достижения Царства Небесного. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6: 19–21 ). Истинное богатство может быть только во Христе. Святой апостол Павел говорит о неисследимом богатстве Христовом ( Еф. 3:8 . Прежде всего Господь каждому дал бесценную душу, созданную по образу Божию. Ищущим Господа и живущим по заповедям Его, Он дает сокровища духовные: богатство благодати ( Еф. 1:7 , разумение тайны Христовой (см.: Еф. 1: 9 ), богатство любви, наполняющие наши сердца (см.: Рим. 5: 5 ), радость, мир, благость (см.: Гал. 5: 22 ). Эти богатства, которые приобретает каждый, кто не только верит в Бога, но с полным доверием к Нему исполняет Его заповеди, не исчезают со смертью человека. Они – залог нескончаемой блаженной жизни в будущем веке. Такой человек, идущий на Суд к Богу, может сказать о себе: «Все свое ношу с собою». «Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием в том состоит, чтобы не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний. Это есть путь, ведущий нас к душевной чистоте» (преподобный Нил Сорский . Почему в псалмах «горой Божией» зовется Сион, а не Мориа? иеромонах Иов (Гумеров) В священных библейских книгах слово Сион (евр. Цион – «солнечный», «блестящий») употребляется в двух значениях: географическом и символическом. Первоначально так называлась гора в юго-западной части Иерусалима, на которой стояла крепость иеуссеев. Ею овладел полководец царя Давида Иоав. Сюда удалился царь Давид, покинув Хеврон. Эта гора стала главным оплотом новой столицы. Здесь был построен царский дворец. Месту этому было усвоено название город Давидов ( 2Цар. 5: 7, 9 ; 3Цар. 8: 1 ; 1Пар. 11: 5 ). Здесь и был похоронен великий пророк и царь ( 3Цар. 2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вавилон , столичный город Халдеи, на Евфрате, был построен Нимродом на том месте, где было начато строение знаменитой башни. Священные и светские писатели говорят об этом городе, как об одном из самых могущественных в мире. То, что мы читаем о его богатстве, красоте и величии, было бы невероятным, если бы можно было сомневаться в свидетельстве Св. Писания и всей древности. Его здания составляли предмет удивления для всех веков; его городские стены, построенные из кирпичей, связанных асфальтом, имели 50 локтей толщины, 200 локтей высоты и 480 стадий в окружности. Храм Бела представлял четырехугольную башню, на которой возвышались 7 других башен, поставленных одна на другой. Близ великолепного царского дворца находились знаменитые висячие сады, состоявшие из нескольких широких террас, расположенных в виде амфитеатра, из которых самая верхняя находилась на высоте стен. – Бог чрез своих пророков неоднократно угрожал Вавилону наказаниями за те бедствия, которые он причинял народу Божию. Совершенное разрушение Вавилона было предсказано пророком Исаиею: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут отдыхать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах» ( Ис.13:19–22 ). Предсказания пророка исполнились постепенно. Кир, которого Исаия назвал за 200 лет до этого как орудие мести Божией, воспользовался одной ночью, когда город по случаю большого праздника был погружен в пьянство, отвел течение Евфрата и по руслу его вошел в город и овладел им в 538 г. пред Р. Хр. Вавилон потерял свое звание столицы, так как цари Персидские предпочли ему Сузы и Персеполь. Впоследствии он попал в руки Александра Великого и его преемников, которые почти совершенно выселили его. В царствование Августа он был совершенно покинут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вефсамис , город левитский ( Нав.21:16 ), в который прибыл ковчег завета, отпущенный Филистимлянами. «Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянувши, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его... И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ» ( 1Цар.6:13–19 ). Лахис , древний хананейский город, царь которого был побежден Иисусом Навином ( Нав.10:3–12 ). Лахис был сожжен Сеннахиримом, в царствование Езекии ( 2Пар.32 ). Кириаф-Иарим или Ваал ( 1Цар.7:2 ; 2Цар.6:2 ); в этом городе, в доме Аминадава, стоял ковчег завета, принесенный из Вефсамиса. Азека или Азек , Сохо или Сокхов , города, между которыми Филистимляне стояли лагерем во время единоборства Давида с Голиафом ( 1Цар.17:1 ). Голиаф был ростом 6 локтей и пяди (i); вес брони его был пять тысяч сиклей меди; копье его весило шестьсот сиклей железа. (к) Азек был занят Иудеями по возвращении из плена ( Неем.11:30 ). Вефсахара , город, известный сражением между Антиохом Евпатором и Иудою Маккавеем. Во время этого сражения Елеазар, брат Иуды, протискиваясь между толпою, дошел до слона, на котором, как он думал, находился царь, пронзил его мечом, но был сам раздавлен под тяжестью упавшего животного ( 1Мак.6:32–46 ). Вифлеем , в 8 верстах на западе от Иерусалима, названный Иудейским в отличие от другого города того же имени, находившегося в колене Завулоновом. Он назывался городом Давидовым, потому что в нем родился Давид, и Ефрафою: «Умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» ( Быт.35:19 ). Этот город, незначительный по пространству и населению, бесконечно значителен по тому таинству христианской веры, которое совершилось в нем. Св. Дева Мария и Иосиф, придя в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились за городом в пещере. В этой-то пещере, которая служила пристанищем для животных, благоволил родиться Спаситель мира ( Лк.2:4 ). Император Адриан, желая осквернить место рождения Спасителя, поставил над пещерой храм Венеры, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Во-вторых, предполагается, что читателям знаком не только еврейский язык, но и иудейские обычаи, а также география Палестины. В-третьих, автор демонстрирует великолепное знакомство с раввинистическим методом толкования Писаний, прежде всего Закона. Некоторые темы и некоторые вопросы — о милостыне (Мф. 6, 1-4), о молитве (Мф. 6, 5-8), о посте (Мф. 6, 16-18), о разводе (Мф. 5, 31-32) — типично иудейские и, шире, религиозные, церковные. «Матфей — книжник, набивший руку на иудейских методах толкования Писания, как будто выносящий из своей сокровищницы новое и старое» . Иисус представлен в Мф. как новый Моисей, возвещающий новый Закон с горы ( Нагорная проповедь). Впрочем, новый Закон не только не отменяет прежний, но исполняет его, углубляет, усиливает . В-четвертых, яркими иудейскими чертами отмечены языковая манера и способ организации повествования. Так, вместо выражения «Царство Божие» употребляется выражение «Царство Небесное», ибо иудеи не произносят имени Божия. Используются такие библейские (ветхозаветные) литературные приемы, как параллелизм (см. § 15. 3): 25 кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 25-26) 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24-27). Часто используются числовые комбинации, имеющие не обязательно богословско-символическое, а, скорее, мнемотехническое (для лучшего устного восприятия и запоминания; см. § 15. 2) значение: 7 прошений к Отцу в Молитве Господней (Мф. 6, 9-13), 7 притч (Мф. 13), 3 искушения (Мф. 4, 1-11), 3 добродетели (милостыня, молитва и пост в Мф. 6, 1-18), 3 десятины (Мф. 23, 23) и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010