Блаженный Августин пишет: « Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в котором после того Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не нашей добродетелью, но через сострадание Божие, через Его милосердие, и не нашими силам, потому что добродетель, сколь бы малою она ни была, если даже ее называют нашею, дарована нам по Его благости ». То есть мы оправданы Богом и сие проявляется и в том, что Он (Бог) меняет наши прежние злые нравы и посылает нам стремление ко благодеянию. Если Христос уже спас нас до нашего рождения, омыв наши грехи Своею драгоценною Кровью, то что есть для нас стремление исполнить Его Святой Закон, как не движение благодарной души навстречу Богу, желание хоть как-то отблагодарить Его за вечный дар спасения. Это парадоксально и это трудно понять и уместить в своей душе, но и сама любовь наша к Богу, как стремление исполнить его Заповеди, – тоже есть ДАР Божий. Сказано: «…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» ( Рим.5:5–6 ). И теперь если весь мир будет объявлять тебя нечестивым и грешным, не спорь, но согласись, добавив слова святителя Григория Богослова , некогда сказавшего: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник» ( Беседа 7-я на Иезекииля). Здесь смысл очевиден: если надеешься оправдаться на Суде своими делами, то тебе не нужны Защитники, признаешь себя грешным – и Христос ходатайствует за тебя, защищает и даже оправдывает тебя. Сказано: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Итак, самая слабая мотивация исполнять Закон Божий – делать это, опасаясь попасть в ад! Самая сильная мотивация – идти стезею исполнения Закона Божия, делать это, осознавая, что всем и всегда мы остаемся обязаны Богу. Так и написано: «Сия есть заповедь Моя, да любите, друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Св. Василий Великий Если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой - червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной - геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой - тьмы кромешной, где один доведен до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах во глубине преисподней (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во глубине преисподней, терпят легчайшее мучение Св. Иоанн Златоуст Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинству, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Тяжесть греха увеличивается от того, совершен ли он сознательно, или бессознательно; и от места, на что Сам Христос указывает: между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); и от качества самих преступлений, и от лиц. Подобным образом, если кто превосходит своею беспечностью самых плохих людей, что Бог порицает у Иезекииля в следующих словах: даже не поступаете и по постановлениям язычников (5, 7); когда кто-либо не исправляется даже примерами других; когда кто не пользуется особенным промышлением: если бы в Тире и Сидоне явлены бъии силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11, 21, 22). Видишь ли совершенную точность, и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает ап. Павел: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев (Рим. 2, 5) Примечания 1 беседа на Евр. СПб., 1861, с. 21-25. 9 беседа на 1 Кор., ч. 1. СПб., 1860, с. 149-163. Творения, т. V. М., 1872. Краткие правила, 267 вопр., с. 346-347/

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Суд Божий над преступным родом человеческим открывается теперь в последних семи язвах, которыми оканчивается ярость Божия пред чудным обновлением мира. «Отверзается Храм скинии свидетельства на небе; и вот вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду, опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр. 15:5–6 ). Почему Тайнозритель касается подробностей и указывает, как были облечены исполнители, власть которых надобно было ограничить указанием кого щадить, кого наказывать, ибо то было еще время долготерпения Божия, время наказаний исправительных, отеческих. Теперь же не то, ибо правда Божия приготовила под конец такие мучения, которые по своей лютости должны превзойти вечную муку, и, несмотря на свою краткость, удовлетворить оскорбленное правосудие Божие в той мере, чтобы этому правосудию было возможно смягчить нескончаемые муки отверженцев Божиих. Видим из этого, что самая ярость Божия на отверженцев растворена жалостью к заблудшему созданию Своему. Эта жалость находит способ уменьшить то самое зло, какое по правде Божией не подлежит смягчению. Св. Андрей Кесарийский говорит: «Чтобы уменьшить нескончаемые муки в будущем веке, Бог допускает, чтобы и в настоящей жизни на заслуживших посланы были наказующие язвы к умеренному облегчению согрешивших». «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веке веков» ( Откр. 15:7 ). Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади ( Откр. 4:7–8 ). Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно «воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» ( Откр. 4:9 ). Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

О чем предстательствуют святые в эту торжественную минуту открытия страшных бичей небесного гнева? Св. Андрей, архиепископ Кесарийский, в толковании на Апокалипсис говорит, что святые в своих молитвах ходатайствуют, чтобы язвами, наказующими нечестивых и беззаконных при всемирном конце, уменьшено было наказание их в будущем веке. Как некогда открыто было Иезекиилю о наказании, приготовляемом Иерусалиму, что один из Херувимов по повелению Божию простер свою руку к огню и взял, и дал в пригоршни Ангелам, посланным на избиение нечестивых жителей Иерусалима ( Иез. 10:2, 6–7 ), так и тут, при кончине мира, «взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника и поверг на землю, и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение». ( Откр. 8:5 ). «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» ( Откр. 8:6–7 ). Милосердный Отец не прибегает сразу к самым крутым мерам, а действует постепенно. Первые четыре кары не тяжки, и кара постигает не все местности, дабы остальные успели принести плоды, достойные покаяния. Видим, что первая кара поражает треть деревьев и всю траву. Сожжены на корню хлеба и прочие травы для питания человеков и скотов. Вследствие сего звери устремятся на города и селения, и будут держать их в осадке. От массы трупов животных поднимется смрад миазмов при отсутствии ветров, заранее удержанных. А потому должны открыться эпидемии, которые опустошат часть городов и селений. Бедствие это не коснется избранных, сокрытых Богом в местах, малодоступных и отдаленных от селений человеческих. Все они запечатлены знамением Креста Господня и несут свой крест в терпении и великой скорби, ободряемые ожиданием скорого пришествия Христова. «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» ( Откр. 8:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

« И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их » ( Быт. 19:5 ). Что значит «мы познаем их» ( Быт. 19:5 )? Имеется в виду: «совокупимся с ними» 163 . То есть они не хотели познать их, разузнать о них. В смысли расспросить, кто они и откуда. Они хотели именно надругаться над ними, изнасиловать их, думая, что это юноши. На востоке это очень страшное оскорбление – так надругаться над мужчиной. То есть они хотят проучить этих людей – мы с вами прочитали у Иезекииля ( Иез. 16, 49 ), что они были богатые, в роскоши жили и не принимали бедных. И здесь они хотят изощренно наказать непрошеных гостей. Они вызывают Лота и говорят: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их». В Катенах на Книгу Бытия 164 сказано: «Привычка бесчестить людей довела содомлян до оскорбления ангелов. Так нечестие в отношении пророков довело иудеев до убийства Христа. Итак, дурная привычка – вредна и губительна, даже если не сразу» 165 . Ориген пишет, что, именно подражая своему дяде, Лот с нетерпением ждал появления путников и обрадовался, когда те пришли. А здесь мы видим, что он спасает этих людей, окольным путем приведя их в свой дом, но здесь и оказался перед дилеммой, очень сложной дилеммой. Но кто виноват в этом, если не сам Лот? Он сначала хотел «жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» ( Быт. 13:12 ). А здесь мы видим, что он уже живет в городе! Город этот поглотил его. Город этот совратил его. Он оказался в тяжелом положении, он семью свою подставил, переехав жить в этот город! Как и многие сейчас уезжают жить за границу. Одна семья уехала жить в Германию, и они с ужасом оттуда убежали, говорят: «Германия – это вообще что-то невероятное! Там такие нравы у них ужасные, извращения всякие, наркомания, чего только нет!» И вот вызывают Лота, и он становится перед собственной проблемой, которую сам же он и создал. Она как бы замыкает его в некий круг – как и все эти люди, содомляне, окружившие его дом. « И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла » ( Быт. 19:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет» 429 . И далее мы читаем: Мф.24:48–51 . «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию » 430 . Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк.12:37 ). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире. Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать « и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами », то наказание не замедлит. Сказано: « придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ». Да не будет такого с нами! Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим.8:24 ), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Спаси вас Христос! Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Подкрепите меня благовониями» ( Песн. 2:5 ). Один из переводчиков пишет «вином». Невеста отвечает: «Поддержите меня яблоками» ( Песн 2:5 ). Какими яблоками? «Что яблоня между лесными деревьями, то Брат мой между юношами». Поэтому «поддержите меня Его яблоками, ибо я ранена любовию«. Сколь это прекрасно, сколь великолепно – получить рану от любви! Иной поражен стрелой плотской любви, иной ранен земной страстью; ты же обнажи члены свои и прими «стрелу избранную», стрелу прекрасную, ибо стрелок – Сам Бог . Послушай Писание, говорящее об этой стреле, послушай (что еще удивительней) саму стрелу, говорящую: »Положил Меня как стрелу избранную, в колчане Своем со хранил Меня. И... сказал Мне: Великое дело для Тебя назы ваться отроком Моим " ( Ис 49:2, 6 ). Разумей, что говорит здесь стрела и как она избрана от Господа. Сколь блажен раненный этой стрелой! Этой стрелой были ранены те двое, что беседовали друг с другом, говоря: «Не горело ли... сердце наше на пути, когда Он... изъяснял нам Писание?» ( Лк. 24:32 ). Если кто-то ранен нашей речью и поучениями Божественного Писания, и может сказать: «Я ранен любовью», он, возможно, следует за ними. Но почему я говорю: «возможно»? Это же очевидно. 9. «Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня» ( Песн. 2:6 ). У Слова Божия есть и правая и левая рука: мудрость, хотя для различного понимания выглядит различной, в глубине своей одна и та же (ср. Прем. 7:27 ). Сам Соломон учил о правой и левой руке мудрости, говоря: «Ибо долголетие в правой руке ее, а в левой... – богатство и слава» ( Притч. 3:16 ). Итак, «левая рука Его у меня под головою», чтобы дать мне покой, и запястье 7 Жениха станет мне изголовьем, и сердцевина души моей опочиет на Слове Божием. «Левая рука Его у меня под головою». Не подобает тебе иметь изголовья, за которыми следует плач. У Иезекииля написано: " Горе шьющим изголовья под локоть любой руки!» ( Иез. 13:18 ). Не шей себе изголовий, не ищи, где преклонить голову, в других местах; пусть левая рука Жениха будет у тебя под головою, и говори: «Левая рука Его у меня под головою». Когда это исполнишь, воздастся тебе все, что в левой руке, и ты скажешь: «А в левой... – богатство и слава». «А правая обнимает меня». Всего тебя обнимет правая рука Жениха. «Долголетие в правой руке ее», поэтому «долгую жизнь и много дней проживешь ты на доброй земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» ( Исх. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Беседа 18 Еф.5:5–6 .  Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. Любостяжание есть идолослужение. – Нужно исправлять своего ближнего. 1. Были, как кажется, и у наших предков такие, которые дозволяли народу своевольствовать, приводили в исполнение дела, упомянутые у Иезекииля, даже делали то, что свойственно лжепророкам, – которые " бесславят Бога пред народом Его за горсти ячменя» ( Иез. 13:19 ). То же, я думаю, и теперь иные делают. Так, когда мы говорим, что назвавший брата уродом подлежит геенне, некоторые спрашивают: ужели назвавший брата уродом подлежит геене? Нет! – отвечают. И когда говорим, что лихоимец есть идолослужитель, – и над этим опять смеются, говоря, что это выражение преувеличено; и все заповеди унижают подобным образом. Их-то имея в виду, и писал тогда к Ефесянам блаженный Павел, говоря: «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». Потом присовокупляет: «Никто да не обольщает вас пустыми словами». Суетные слова – те, которые имеют временную прелесть, но никогда не выказываются в делах, потому что дело их – обман. «Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». За прелюбодеяние, говорит, за любостяжание, за нечистоту, или и за это и за обман, так как они недобросовестны. Непокорливыми сынами называет весьма упорных, которые не слушают (Бога). «Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» ( Еф.5:7–8 ). Смотри, как мудро сделал увещание, – сперва Христом, т. е. любите друг друга, и никого не обижайте; потом опять – наказанием и геенной. «Вы были некогда тьма, – говорит, – а теперь – свет в Господе». Это же говорит и в послании к Римлянам: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» ( Рим.6:21 )? И напоминает им прежние пороки, т.е.: размыслите, говорит, что некогда вы были, и что теперь; не обращайтесь к прежнему нечестию, и не пренебрегайте Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если ты видишь, что даже люди сострадают своим сослужителям, то после того уже не сомневайся о Херувимах, так как эти Силы гораздо любвеобильнее людей. А кто из праведников не скорбел о людях, которые были наказываемы справедливо и после бесчисленных грехов?.. Так, Моисей, после идолослужения евреев, говорил: аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32:32 ). А Иезекииль, увидев Ангела, поражающего народ, с великим воплем и стенанием возгласил: о люте мне, Господи! еда потребляеши Ты останки Исраилевы ( Иез. 9:8 )?.. И Иеремия: накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленых нас сотвориши ( Иер. 10:24 ). Если же Моисей, Иезекииль и Иеремия скорбели, то ужели Силы небесные нисколько не состраждут нам в наших бедствиях? Может ли это быть? Что они считают наше за свое, – вспомни, какую радость изъявили они, когда увидали, что Владыка примирился с нами. Если бы они не скорбели прежде, то не возрадовались бы после. А что они радовались, видно из слов Христовых: яко тако радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк. 15:7 ). Если же Ангелы, видя одного обращающегося грешника, радуются: то, как им не возрадоваться величайшею радостию, видя ныне все естество, в начатке его, вознесенным на небо? Выслушай и еще, как вышние сонмы радуются о нашем примирении с Богом. Когда Господь наш родился по плоти, то они, увидев, что Он примирился с людьми (ибо, если бы Он не примирился, то и не низшел бы таким образом), составили хор на земле и восклицали, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). Дабы тебе убедиться, что они потому прославляют Бога, что земля получила блага, – они присовокупили и причину: на земли мир, – говорят они, – в человецех благоволение, враждебных, неблагодарных. Видишь, как они (ангелы) прославляют Бога за чужие блага, или лучше за свои, так как наши блага они считают своими. Хочешь ли знать, что, и ожидая увидать Его возносящимся, они радовались и восхищались? – Послушай Самого Христа, Который говорит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына Человеческого ( Ин. 1:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Несмотря на близость передачи библейского текста к LXX, в ряде мест между LXX и «Изведением» есть расхождения (напр., в Исх 1. 5, по версии LXX, говорится о 75 потомках Иакова (ср.: Деян 7. 14), тогда как у И. Т.- о 70, как в евр. и самаритянском Пятикнижии и у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. II 176); среди кар Божиих, обрушившихся на Египет, И. Т. называет чуму (моровую язву), а не просто «великую смерть», как в LXX; аллюзия на Исх 4. 10 у И. Т. также ближе к масоретской версии, в к-рой Моисей говорит о себе как о человеке «неречистом»). Вероятно, И. Т. либо пользовался греч. переводом, отличающимся от LXX, либо корректировал LXX по евр. тексту. С какой целью была написана трагедия (апологетической, просветительной или просто для развлечения), определить трудно. В эллинистическую эпоху общий интерес к трагедии как к жанру упал (популярностью пользовались комедии). Еврейское население относилось к театру в основном негативно. И. Т. не следовал буквально тем принципам построения трагедии, к-рые были сформулированы Аристотелем в «Поэтике», но сохранившиеся фрагменты «Изведения» можно распределить по актам и сценам: 1-й акт: пролог, 1-я сцена - монолог прор. Моисея о событиях, описанных в Исх 1. 1 - 2. 15 (строфы 1-59); 2-я сцена - Сепфора приветствует Моисея (60-65); 2-й акт: 1-я сцена - диалог Сепфоры со своим братом Хусом (Хумом) о ее браке с Моисеем (66-67); 2-я сцена - Моисей сообщает Рагуилу о видении Небесного Престола и своем короновании во сне (68-82), Рагуил толкует сон как доброе знамение от Бога (83-89); 3-й акт: 1-я сцена - беседа Моисея с Богом у горящего тернового куста (90-119), беседа Моисея с Богом о чудесном жезле и о руке прокаженного (120-131), затем Бог говорит о событиях, описанных в Исх 4-8 (132-174); 2-я сцена - Моисей наставляет евреев, как праздновать Пасху (175-192); 4-й акт: егип. гонец сообщает о том, что случилось при переходе через Чермное (Красное) м. (193-242); 5-й акт: разведчик, посланный евреями, сообщает об оазисе Елим и о странной птице, которая оказывается фениксом (243-269).

http://pravenc.ru/text/293575.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010