21) То есть посредством писем. 22) Клочков, тряпок. 23) Понетаевская обитель находится недалеко и от Сарова, и от Дивеева. Понетаевские сестры выделились из Дивеева и долго между собою соперничали, без сомнения, по злобе врага спасения нашего. 24) Возможно, здесь имеется в виду, что преп. Серафим разрешил Пелагее Ивановне грехи от ее рождения до смерти. Прим. ред. 25) В Петровский пост. Прим. ред. 26) Когда я впоследствии увиделся с Пелагеей Ивановной, – говорил нам М. П. Петров, – и спросил ее, отчего она не позволила мне ехать, она сказала: «Много таких святых-то». 27) В другом письме своем Березина говорит: «Врачи нашли, что болезнь совершенно неизлечима; советовали сделать прокол в виске и говорили, что хотя болезнь и не прекратится, но не будет ощущаться такой боли». 28) Любимое ее слово. 29) Уменьшительное слово от Агриппины, часто употребляемое в просторечии. 30) Эта речь будет приведена ниже. 31) Так любил называть дивеевских подвижниц сам старец Серафим. 32) Московский Листок. 1903 г., 195, кор. Г. 33) Очерк этот составлен мною на основании рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова, дополненных беседами со вдовою его, Еленою Ивановною, и сестрами св. Дивеевской обители. 34) Этот образ принадлежал отцу Н. А. Мотовилова, Александру Ивановичу, как старшему в роде, но в малолетнее после отца сиротство Николая Александровича он достался Г. Н. Мотовилову. Николай Александрович всю жизнь скорбел об этом образе, но не мог добиться его возвращения. 35) Вообще, надо заметить, в бумагах мотовиловских, доставшихся мне для разбора, беспорядок был страшный – точно чья-то рука кому-то назло истрепала, раскидала и разорвала эти рукописи, таившие часто в себе драгоценнейшие сообщения. 36) «Беседа о цели жизни христианской». 37) Продолжение рукописи Мотовилова. 38) Насколько справедливы были опасения Мотовилова, читатель может убедиться из последних статей, вошедших в книгу «Великое в Малом». 39) Известный иеросхимонах Киево-Печерской Лавры, у которого был Император Александр I.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

147 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 112. 148 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 117, § 10. 149 Слова и речи. Т. 6. М., 1882. С. 590. 150 Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия ХХХ. СПб., 1896. С. 321. 151 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111. 152 Ср: молитву священника Иофора (Исх. 8:10—11), благодарность священника Ездры (1 Езд. 7:27—28), песнь царя Езекии по выздоровлении (Ис. 38:9—20), благодарность Зоровавеля за дарованную ему Богом мудрость (2 Езд. 4:58—60) и др. 153 Ср.: Ин. 11:41—42; 2 Кор. 1:3—11; Еф. 1:3—14 и др. 154 Творения. Т. 11. Толкование на послание к Колосянам X. СПб., 1905. С. 440. 155 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111. (святитель Иоанн Златоуст). 156 Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 131. 157 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 328, § 246. 158 О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 45. 159 Творения. Ч. 1. СПб., 1847. Апология. Гл. 30. С. 68—69. 160 Там же. С. 69. 161 Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. Прошение о христианах. С. 92, § 37. 162 Там же. К Автолику. Кн. 1. Гл. 2. С. 135; Кн. 3. Гл. 14. С. 180. 163 Сочинения святого Иустина Философа и Мученика. М., 1892. Апология 1. Гл. 17. С. 48. 164 Церковная история. СПб., 1858. Кн. 10. Гл. 8. С. 538 и 540. 165 Творения. Ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 49. 166 Творения. Т. 11. Беседа 4 на 1 Послание к Тимофею. СПб., 1905. С. 658—659. 167 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 105, § 333. 168 Надсон С. Я. Стихотворения. СПб., 1903. С. 117—118. («Жизнь»). 169 Дьяченко Г., святитель. Уроки и примеры хри-стианской надежды. М., 1894. С. 196. 170 Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 152. (Сл. 7). 171 Творения. Т. 2. Беседа о покаянии IV. СПб., 1896. С. 337. 172 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 101. 173 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братии. СПб., 1897. С. 375.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

26 . Преподобный Серафим – обличитель раскола М., 1904. 64 с. 27 . Священник Иван Звездинский. Служба преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму. Саровскому чудотворцу. М., 1904. 48 с. 28 . Нилус С. А. Великое в малом. 2-е издание. Царское село. 1905.418 с. 29 . Щегольков Н. М. Арзамасский Воскресенский собор. История его и описание в двух частях с видом собора. Арзамас. 1909. 30 . Поселянин Е. Н. Преподобный отец Серафим Саровский . Его жизнь, подвиги и чудеса по его молитве. М., 1911. 172 с. 31 . Подвижник веры и благочестия о. Алексий Бортсурманский, М., 1913. 32 . Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . Париж. 1925.216. 33 . Архиепископ Вениамин (Федченков ). Преподобный Серафим Саровский Откровение о цели христианской жизни. По записи Н. А. Мотовилова и с приложением его же рассказа: Есть ли адские муки? Париж, 1933. 34. Архиепископ Вениамин (Федченков) . Житие преподобного Серафима. Саровского чудотворца. Париж, 1935. 80 с. 35 . Архимандрит Серафим (Чичагов). Дивеевская Летопись. Издание Братства преп. Германа Aляckuhckoro.Plamina, California. 1978. 36 . Преподобный Серафим Саровский . Житие. Беседа с Мотовиловым. Париж, 1953. 80 с. 37 . Рошко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. М., 1994. 38 . Нилус С. А. Великое в малом: Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. 336 с. 39 . Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1996. 242 с. 40 . Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. М., 1996. 256 с. 41 . Митрополит Вениамин (Федченков) . Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . М., 1996. 352 с. 42 . Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 123 – 126. 43 . Протоиереи Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. М., 2001. 160 с. 44 . Степашкин В. Преподобный Серафим Саровский : предания и факты. Саров. 2002. 148 с. 45 . Преподобный Серафим. Царь и Народ. Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903 год. М., 2003. 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

36 С 1627 до 1904 г. было не менее 15 изданий, в XVIII–XIX вв. сделано не менее четырех переводов на русский язык. Полная библиография рукописей и изданий Бесед на славянском и русском языках до сих пор не составлена. 37 Знаменитая беседа прп. Серафима с Н. А. Мотовиловым является (независимо от точности передачи Мотовиловым слов преподобного) превосходным святоотеческим «комментарием» к творениям Макария. Подробное сопоставление учения об обожении в Духовных беседах и у прп. Серафима (вернее, тематическую подборку текстов из CM) СМ.: Потапов 1914/2005, 188–195. 40 Сам Л. Виллекур обнаружил лишь две дословные цитаты, совпадающие со 2 и 18 пунктами Дамаскина, не заметив точных параллелей с беседами, изданными Д. Марриоттом, и не зная о существовании греческих рукописей «первого типа», в котором также имеются буквальные совпадения с Дамаскиным. 41 Wilmart 1920b, 362 (продолжение сноски) и 376, n. 2. Предположение А. Вильмара о поврежденности надписания блестяще подтвердилось позднейшим открытием Г. Дёррисом другого варианта заглавия (впрочем, также не изначального) в московской рукописи (см. ниже, примеч. 2 на с. 94) 42 Wilmart 1920b, 376. Имя Симеона, называемое в не скольких перечнях вождей мессалиан у Феодорита и других авторов, никогда не упоминается первым и не имеет никакого эпитета. 43 Точнее, «канонизированный» или «прославленный», см.: Jülicher 1921. Выражение буквально и вполне серьезно воспроизведено (без всяких кавычек или ссылок) у Staats 1983a, 60 (der geheiligte Ketzer). 45 Ibid., 9–143. Это условное наименование автора Корпуса стало наиболее распространенным в западной науке (после небольшого периода, когда автором называли исключительно Симеона Месопотамского – см. библиографический справочник «L’annee philologique», 1940-е годы). В дальнейшем (как правило, в комментариях) мы говорим о Макарии, Макарии-Симеоне или Симеоне Месопотамском, не различая их, хотя в предисловии и библиографическом приложении стараемся, по возможности, разграничивать эти лица, особенно при анализе проблемы авторства Корпуса, когда путаница может привести к нежелательным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

– Григорий Палама , святитель. Антирретики против Акиндина. V, 6, 22. С. 209–210. Ср.: Василий Великий , святитель. Беседа на псалом 29, 8//PG. 29. 317 (в русском переводе см.: Василий Великий , святитель. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 137). 37 Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 31. С. 93–94. В связи со сказанным вспоминается известный пример из истории русской святости, отраженный в записи беседы преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Во время их разговора, объясняя, что есть стяжание Духа Святаго Божиего и говоря о том, что «благодать есть свет», преподобный Серафим зримо просиял благодатной Божественной славой. Видя подобное чудо, Мотовилов в благоговейном трепете не смел прямо взглянуть на старца, ибо лицо того «сделалось светлее солнца». Однако преподобный Серафим сказал ему: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьяго, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». – Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни//Угодник Божий Серафим. Т. 1. Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. С. 140. В этом свидетельстве о видимом явлении света нетварной Божественной благодати в замечательном русском подвижнике и о перемене, произошедшей также и со свидетелем этого чуда – Н.А. Мотовиловым, нельзя не заметить поразительного сходства с тем, о чем писал святитель Григорий Палама : чтобы оказаться способным увидеть Фаворский свет, христианину необходимо самому силой этого света измениться и им просиять. 39 В подтверждение этого святитель Григорий приводит слова преподобного Максима: душа, по святому Максиму, «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства». – Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36–37. С. 99–100. Ср.: Максим Исповедник , преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. II, 88. С. 253. 46 По мысли святителя Григория, в Будущем веке достойные «будут сопребывать в вечности, осияваемые и соиссияющие при этом Сверхсияющему чудеснейшим образом». – Григорий Палама , святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Отказывается от предложения (Д., 27). 1827 Участвует в конкурсе на должность почётного смотрителя Карсунского уездного училища. Получает от Совета Казанского университета и Училищного комитета сообщение об избрании. Угрозы Μ.П. Баратаева, преследования М-ва и его болезнь (Д., 6, 28). 1829 Преподобный Серафим объявляет сёстрам Дивеевской обители о том, что Елена Ивановна Мотовилова «по времени великой госпожой их будет» (Д., 47). С 1829г. М. владеет имениями в Симбирской губернии. В Симбирском уезде: село Рождественское, Цыльна тож, деревня Бугурна. В Карсунском уезде: село Никольское, Ермоловка тож. Также владеет в Нижегородской губернии в Лукояновском уезде: село Саврасово, Бритвино, Рожново. Всего 355 душ. 1827–1830 Без определённой даты. Болезнь М. (Д., 28), тщетные попытки лечения в Казани у доктора В.Л. Телье, на Сергиевских минеральных серных водах в Самарской губернии, у пензенского доктора Питерсона (Д., 33–35). Видения (Д., 30–33). 1831 Начало сентября. Пребывание в имении, сельце Бритвино Лукояновского уезда Нижегородской губернии (Д., 34). 5 сентября. Привезён в Саровскую пустынь (Д., 34). 7–8 сентября. Беседы со старцем Серафимом в монастырской келье его (Д., 34). 9 сентября. Исцелён через преподобного Серафима Саровского в ближней пустыньке (Д., 35–37). Встреча с гостинником о. Гурием, игуменом Нифонтом, казначеем иеромонахом Исайей и ещё 24 старцами иеромонахами (Д., 37). Октябрь. Беседа с Преподобным о женитьбе на Е. Языковой и ответ старца о предназначенной от Бога невесте Елене Ивановне Милюковой (Д., 42). Конец ноября (вторник). Присутствие на вечерней службе в соборе Живоносного Источника в Саровской пустыни, уход со службы для беседы с преп. Серафимом в его келии (Д., 37, 88). Встречи с Евдокией Ефремовной Аламасовской, Прасковией Степановной, Еленой Васильевной Мантуровой, Ириной Семёновной, о. Павлом. Разговор с о. Павлом, свидетельство о знакомстве с игуменом Нифонтом и высокий отзыв М. о духовных дарованиях последнего (Д., 88–89). Приглашение о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9.    Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234.    Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130.    Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5-15; 2 Езд. 8:71-87), Неемии (Неем. 1:5-11), пророка Иеремии (Иер. 14:19-22) и пророка Варуха (Вар. 3:1-8).    Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118.    Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201.    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130.    Там же. С. 130.    Там же. Т. 5. С. 46.    Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).    Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 112.    Творения. Т. 3. М., 1899. С. 117, § 10.    Слова и речи. Т. 6. М., 1882. С. 590.    Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия ХХХ. СПб., 1896. С. 321.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111.    Ср: молитву священника Иофора (Исх. 8:10-11), благодарность священника Ездры (1 Езд. 7:27-28), песнь царя Езекии по выздоровлении (Ис. 38:9-20), благодарность Зоровавеля за дарованную ему Богом мудрость (2 Езд. 4:58-60) и др.    Ср.: Ин. 11:41-42; 2 Кор. 1:3-11; Еф. 1:3-14 и др.    Творения. Т. 11. Толкование на послание к Колосянам X. СПб., 1905. С. 440.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 111. (святитель Иоанн Златоуст).    Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 131.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 328, § 246.    О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 45.    Творения. Ч. 1. СПб., 1847. Апология. Гл. 30. С. 68—69.    Там же. С. 69.    Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. Прошение о христианах. С. 92, § 37.    Там же. К Автолику. Кн. 1. Гл. 2. С. 135; Кн. 3. Гл. 14. С. 180.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святитель Григорий, стремясь образно проиллюстрировать способ действия в подвижниках благодати Божией, которая сияет в них своим отраженным светом, также пользуется и известным образом из наследия святителя Василия Великого: «А великий Василий говорит:… “красота истинная и вожделеннейшая, доступная для созерцания только тому, кто очистился умом, сущая окрест Божественнейшей и блаженной природы, в сияния и благодати которой если кто пристально вглядывается, то перенимает нечто от нее, словно от некой краски неким сияющим блеском окрасив свой облик, отчего и Моисей, причастившись оной красоты во время беседы с Богом, прославлен был лицом”». –  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. V, 6, 22. С. 209–210. Ср.:  Василий Великий,  святитель. Беседа на псалом 29, 8//PG. 29. 317 (в русском переводе см.:  Василий Великий,  святитель. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 137).   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. II, 3, 36–37. С. 223–224. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. I, 54. С. 224.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 31. С. 93–94. В связи со сказанным вспоминается известный пример из истории русской святости, отраженный в записи беседы преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Во время их разговора, объясняя, что есть стяжание Духа Святаго Божиего и говоря о том, что «благодать есть свет», преподобный Серафим зримо просиял благодатной Божественной славой. Видя подобное чудо, Мотовилов в благоговейном трепете не смел прямо взглянуть на старца, ибо лицо того «сделалось светлее солнца». Однако преподобный Серафим сказал ему: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьяго, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». – Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни//Угодник Божий Серафим. Т. 1. Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. С. 140.

http://pravoslavie.ru/105813.html

2. См.: К. Bart. Theologische Fragen und Antworten, B. III, 1957, p. 10. 3. Об этом подробно в специальной книге: J. Danielou. Les saints paiens de l " Ancien Testament, 1956. 4. Отношение Филона к эллинству рассмотрено в работе В. Ф. Иваницкого «Филон Александрийский» (Киев, 1911). 5. См.: Св. Юстин. Апология, 1, 20; Феофил. К Автолику, 2, 8; Афинагор. Прошение о христианах, 6, 31; Минуций Феликс. Октавий, 18—19. 6. Прп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. Беседа с Мотовиловым. 1914, с. 37. 7. Иннокентий Херсонский. О религии христианской. — Собр. соч., т. XI, 1877, с. 242. 8. Вл. Соловьев. Чтения о богочеловечестве.— Собр. соч., III. СПб. 1911 — 1914, с. 37. 9. А. Туберовский. Воскресение Христово. Сергиев Посад, 1916, с. 152. 10. Н. Бердяев. Наука о религии и христианская апологетика. — «Путь», 1928, с. 59. 11. J. Danielou. Dieu et nous. Paris, 1956, p. 52. 12. Декларация об отношении к нехристианским религиям. Рим, 1967, с. 4. 13. Мысли ап. Павла о язычестве заключены в Деян. 17, 23—29 и Рим 1, 18. См. великолепный комментарий к этим текстам у А. Введенского (Религиозное сознание язычества, М., 1902, с. 206). 14. Климент Александрийский. Строматы, 1, 5. 15. N. Arseniev. Revelation of Life Eternal. New York, 1963, p. 41. 16. См.: Н. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952, с. 222 17. М. Тареев. Основы христианства, т. III. Сергиев Посад, 1908, с. 167 сл. 18. J. Danielou. Dieu et nous, p. 14. 19. Л. Карташев. О ветхозаветной библейской критике. Париж, 1947, с. 6. См.: А. Ельчанинов. История религии, М., 1909, с. 97; Б. Тураев. История древнего Востока, т. 2. Л., 1936, с. 28; С. Булгаков. Два града, т. 2, 1911, с. 52. 20. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittell. Stuttgart, 1966. Часть I ДОИСТОРИЧЕСКИЙ МИР Глава первая НАЧАЛО РЕЛИГИИ. БОГИНЯ-МАТЬ Земля-Владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. Вл. Соловьев   Кто не замечал той удивительной перемены, которая происходит в природе при наступлении ночи?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

9. Образец четырех методов толкования. Древо познания добра и зла (Быт 2,9; 16–17 сл.). А) Аллегорическое толкование. Это древо означает созерцание вещей высших, недозволенных для несовершенного разума в его детском состоянии. Б) Буквальное толкование. Это было одно из растений, но наделенное таинственными свойствами. В) Нравственное толкование. Запрет вкушать от древа должен был воспитывать в человеке начала воздержания (поста) как одного из условий праведности. Г) Историко-критическое толкование. В символике большинства древних народов древо означает космос. «Добро и зло» в данном контексте означает не нравственные категории, а противоположные свойства вещей (ср. Быт 24,50; 31,24,29; 2 Цар 13,22). Следовательно, это есть древо «познания мира». Но поскольку глагол «познавать» в Ветхом Завете часто употребляется в смысле «владеть», «уметь», «обладать» (Быт 4,1; 1 Цар 16,18), то в данном случае речь может идти о некой власти человека над миром, не зависимой от Бога. Вопросы для повторения 1. Могут ли выводы библейской науки противоречить учению о боговдохновенности? 2. Когда было положено начало библейской критике и каковы этапы ее развития (средневековье)? 3. Библейская критика в XVI-XVII веках. 4. Библейская критика в XVII-XVIII веках. 5. Библейская критика в XVIII-XIX веках. 6. Каковы основные выводы библейской науки? 7. Кто из православных ученых исследовал их? 8. Кто из православных ученых принимал эти выводы? 9. Какова современная католическая точка зрения на библейскую критику? §12 «Библейский мир» — цивилизации, окружавшие древний Израиль 1. Начало истории. «Отец верующих» Авраам, родоначальник народа Божия и патриарх Ветхозаветной Церкви, появляется в истории, когда окружающие цивилизации насчитывали уже почти двухтысячелетнее прошлое. Все библейские события происходили в тесном контакте с соседями Израиля. В самих языческих верованиях наряду с грубым политеизмом заключались семена истины. Прп. Серафим Саровский говорил: «Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие» (Беседа с Мотовиловым, с.37). Поэтому Ветхозаветная Церковь не только противостояла язычеству, но и черпала из его духовного наследия. Приступая к изучению Библии, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на эти, ныне угасшие, языческие культуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010