Ни одна книга о преподобном Серафиме не обходится без свидетельств Мотовилова. Совершенно необычна судьба этого подвижника, горячего ревнителя и исповедника православной веры. Заслуга Мотовилова неоценима: он был сотаинником преподобного Серафима, духовным собеседником святителя Антония Воронежского. Из многих тысяч людей, приходивших к преподобному Серафиму Саровскому , Мотовилов удостоился, по особому Божьему внушению, наибольшего доверия: ему единственному была передана из уст в уста беседа «О цели христианской жизни». Через него передал преподобный Серафим письмо для царя, который «его прославит» 4 . Духовно общаясь с преподобным батюшкой Серафимом, он сохранил для нас мельчайшие подробности его светоносной жизни. Самой Божией Матерью наставлен Мотовилов на служение Дивеевской обители. Именно через Мотовилова узнали мы учение преподобного Серафима о стяжании благодати Святого Духа как цели христианской жизни. Его тетради послужили и составлению жития первоначальницы Дивеевской обители – преподобной Александры 5 . Он обладал замечательным литературным даром. Его записки, обильно цитируемые духовным писателем С. Нилусом, а ныне найденные и изданные отдельно, читаются с напряжённым интересом. Мотовилов прошёл через нравственное мученичество и во враждебной среде богоборческой русской интеллигенции XIX века, и среди своих же, православных. Неуклонно в течение своей жизни воплощая завет преподобного Серафима о сохранении заведенных Самой Божией Матерью порядков в девической обители батюшки Серафима, Мотовилов многократно подвергался несправедливым нападкам и клевете. Ещё при жизни своей он был объявлен безумным, больным человеком. Однако по слову святого апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Даже сегодня, когда прошло уже более 100 лет со дня смерти «Серафимова служки», споры о его личности не утихают, вспыхивают с новой силой, – и это, на наш взгляд, лишь подтверждает то, что в Мотовилове было истинное юродство во Христе, что его христианская жизнь, многими и ныне непонятая, состоялась несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Нетрудно представить себе мою радость, и как знаменательными мне показались слова этой рукописи: «А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого міра…» Семьдесят долгих лет лежало это сокровище под спудом на чердаках среди разного забытого хлама. Надо же было ему попасть в печать, да еще когда? Перед самым прославлением святых мощей того, кого Православная Церковь начинает просить: «Преподобне отче Серафиме! Моли Бога о нас!» 19 мая 1903 г. Послесловие С. Нилуса (к изданию 1911 г.) Первое появление в печати рукописи Н. А. Мотовилова, озаглавленной мною «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском , в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым», вызвало, к великому для меня прискорбию и вместе в обличение «духа времени», много недоуменных толков даже в той среде, которая, по благодати учительства, должна была, казалось бы, стоять во главе угла Православной Церкви. Осуетившееся человеческое сердце по всем признакам не могло вместить в себе во всей полноте того откровения, которое заключали в себе драгоценные слова рукописного свидетельства сотаинника преподобного Серафима, и отказывалось принять и верить возможности проявления действия наития Святаго Духа Божия во всей полноте очевидности в смертном человеке. — Вы с Мотовиловым проповедуете что-то вроде того сектанства Лабзина, которое процветало в известный период царствования Александра I, когда тоже благодать Духа Святаго хотели видеть только в очевидных ее проявлениях: в теплоте, свете и благоухании. Отсюда недалеко и до «прелести»! — Такие речи пришлось мне слышать вскоре после появления рукописи Мотовилова в печати. Прошу простить меня всех православных, которых мой малый труд списателя мог повергнуть в соблазнительное недоумение, но вина моя только в том, что я не с достаточной силой подчеркнул, что чувственные проявления благодати Святаго Духа, почившего на преподобном Серафиме, были даны просветленному зрению Мотовилова лишь по молитве Старца; и по молитве же святого Старца как явление это, так и боговдохновенная эта беседа сохранена памятью Мотовилова «не для него одного, а через него для всего міра».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Все, что есть в жизни прекрасного, все, что есть в твоей душе светлого, все, что заслуживает названия жизни, – все это в Боге. Ни от единой черты в жизни не откажешься ты, если будешь служить Богу, – ты откажешься только от тления, от смерти, от лжи, от маски и от неправды. Аминь. Беседа четырнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всякое церковное действие может быть «фарисейским», может быть внешним, без внутреннего содержания. В Святой Церкви такое мертвенное состояние всегда считалось безблагодатным, тяжким состоянием, и ему всегда противопоставлялось состояние живое, благодатное, как любил говорить современный пустынник, недавно скончавшийся отец Никифор: «Все живое – в Церкви Христовой». И пост, и молитва , и богослужебный устав, и обряды – все церковное может быть мертвенным и может быть одухотворенным благодатию. Благодать Божия не зависит от человеческих усилий, но однако же, от нас нечто требуется, чтобы она нам вспомоществовала, и прежде всего требуется правильное понимание внутренних задач нашей жизни и правильное внутреннее отношение ко всем церковным действованиям. Преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым с чрезвычайной ясностью определил эту внутреннюю задачу каждого христианина. Мотовилов спросил его об истинной цели христианской жизни. И сказал ему преподобный Серафим, что он, Мотовилов, уже многих спрашивал: и архиереев, и священников, и монахов – и никто ему не разъяснил еще достодолжно. «Истинная цель жизни нашей христианской, – сказал преподобный Серафим, – состоит в стяжании Духа Святаго Божьего. Пост же и бдение, и молитва , и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего». И далее, когда Мотовилов, с недоумением спрашивая преподобного Серафима, в чем же состоит это особое состояние души, стяжавшей Духа Святого Божьего, преподобный Серафим взял его крепко за руку и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?» «Я, – Мотовилов отвечал, – не могу смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше светлее солнца сделалось, и у меня глаза ломит от боли».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Припомним время беседы преподобного Серафима с Мотовиловым о преднареченной ему от Бога невесте. Беседа эта была в октябре месяце 1831 года. Елена Ивановна родилась 17 мая 1823 года. «Преднареченной вам от Бога невесте теперь 8 лет и несколько месяцев, этак 3 или 4, а уж едва ли более 5 месяцев», — говорил тогда батюшка. Это ли не чудо прозорливости?.. И как же такой благодатный дар должен был действовать на восприимчивую душу Николая Александровича!… В указанное время Мотовилов не имел еще никакого понятия ни о Дивееве, ни о той роли, которую с течением времени он должен был играть в судьбах этого последнего на земле жребия Царицы Небесной. Восьмилетняя в то время девочка, Елена Милюкова, еще того менее могла подозревать, что когда-нибудь выйдет замуж, да еще за богатого дворянина, который в будущем не постоит ни перед чем, чтобы исполнить завет своего Батюшки, и в мирском облике станет тем служкой Божией Матери и Серафимовым, каким он стал, по дивному смотрению Божиему, впоследствии. Воспитываемая в то время в зарождающейся монастырской общине двумя тетками, отдавшими себя всецело на служение Богу и Пречистой, она готовилась на всю жизнь остаться в монастыре. Могла ли думать она, как «монастырка» воспитанная, — «быть великой госпожой» для воспитавшего ее Дивеева?! Разве только в смысле духовном… XV. Как уже говорили мы, возможно частые свидания с божественным Старцем стали для Мотовилова настоятельною потребностью духа. И Старец, проникнув в глубь его душевную и видя способность его пламенного сердца загореться неугасимым огнем великой любви к Богу, все ближе, все теснее принимал его в свое общение. Горячий патриот, воспитанный в духе Православия, проникнутый беззаветною верностью Престолу и родине на истовых началах Русской государственности, Мотовилов не мог не скорбеть и не ужасаться того, с какою головокружительною быстротой и силой стали врываться в устои русской жизни и главным образом в руководящее ею сословие разрушительные принципы французской революции. Декабрьские дни, обесславившие русское дворянство, терзали его сердце верного дворянина, готового живот свой положить за своего Царя, за Помазанника Божия. Грозный призрак масонства, которому Мотовилов приписывал тайное руководящее значение во всех наступивших в Европе и России смутах , стоял перед его умственным взором с пламенеющим мечом отмщения за грехи вольнодумного общества, за главный его грех отступления от правой веры в Бога. Верное сердце трепетало за будущность родины.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Нетрудно представить себе мою радость, и как знаменательными мне показались слова этой рукописи: «А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого міра…» Семьдесят долгих лет лежало это сокровище под спудом на чердаках среди разного забытого хлама. Надо же было ему попасть в печать, да еще когда? Перед самым прославлением святых мощей того, кого Православная Церковь начинает просить: «Преподобне отче Серафиме! Моли Бога о нас!» 19 мая 1903 г. Послесловие С. Нилуса (к изданию 1911 г.) Первое появление в печати рукописи Н. А. Мотовилова, озаглавленной мною «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском , в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым», вызвало, к великому для меня прискорбию и вместе в обличение «духа времени», много недоуменных толков даже в той среде, которая, по благодати учительства, должна была, казалось бы, стоять во главе угла Православной Церкви. Осуетившееся человеческое сердце по всем признакам не могло вместить в себе во всей полноте того откровения, которое заключали в себе драгоценные слова рукописного свидетельства сотаинника преподобного Серафима, и отказывалось принять и верить возможности проявления действия наития Святаго Духа Божия во всей полноте очевидности в смертном человеке. — Вы с Мотовиловым проповедуете что-то вроде того сектанства Лабзина, которое процветало в известный период царствования Александра I, когда тоже благодать Духа Святаго хотели видеть только в очевидных ее проявлениях: в теплоте, свете и благоухании. Отсюда недалеко и до «прелести»! — Такие речи пришлось мне слышать вскоре после появления рукописи Мотовилова в печати. Прошу простить меня всех православных, которых мой малый труд списателя мог повергнуть в соблазнительное недоумение, но вина моя только в том, что я не с достаточной силой подчеркнул, что чувственные проявления благодати Святаго Духа, почившего на преподобном Серафиме, были даны просветленному зрению Мотовилова лишь по молитве Старца; и по молитве же святого Старца как явление это, так и боговдохновенная эта беседа сохранена памятью Мотовилова «не для него одного, а через него для всего міра».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В Беседах преподобного Серафима Саровского религиозный опыт объясняется, в сущности, как явление Трансцендентного. Святой с сожалением говорит об утрате нами непосредственности, простоты, страницы Священного Писания кажутся нам сегодня непонятными: как это люди могли столь ясно видеть Бога? Под предлогом «просвещения» мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, что было вполне очевидно для древних, когда они говорили о явлениях Бога людям как о чем–то всем известном и нисколько не странном. Зимой 1831 года, в глухом лесу, состоялась беседа святого с одним из его учеников, Мотовиловым. Преподобный Серафим определяет цель христианской жизни как стяжание Духа Святого. Мотовилов просит объяснить ему это благодатное состояние. Тогда святой велит Мотовилову посмотреть на него. Взглянув, Мотовилов приходит в ужас: святой ослепительно сияет. На вопрос, что он ощущает, Мотовилов отвечает святому: невыразимую радость, мир, покой. Причем на это душевное состояние накладывались уловимые чувствами явления: вид ослепительного света, необычное ощущение теплоты и благоухания. Беседа оканчивается напутствием преподобного Серафима: «Не для вас одних дано нам разуметь это, но, через вас, для целого мира». То есть это одно из величайших откровений, обращенных ко всем. Описанное явление представляет собой не экстаз, уводящий от мира, но предвкушение будущего преображения всего человеческого существа. Самым поразительным обстоятельством является участие в этом чувств. Этот момент занимает должное место в святоотеческом учении. Интеллектуализм Оригена и платонический спиритуализм святого Григория Нисского искажают их учение о «духовных чувствах». Иная трактовка дается в учении об обожении, теозисе у святого Афанасия, в понимании которого обожение распространяется на все человеческое существо, и на душу, и на тело. Этого же основного направления придерживались святые Макарий Великий , Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама и, наконец, Серафим Саровский . Состояние будущего века предваряется явным ощущением благодати, которая переживается как сладость, мир, радость и свет. Святой Макарий говорит о «чутье божественного». Это – не подавление расстроенных грехопадением чувств, не замещение их новым органом восприятия, но преображение и возвышение их до утраченного и вновь обретенного нормального состояния. Духовное и телесное слиты воедино в домостроительстве Воплощения. Литургическое употребление пения для слуха, иконы для взора, ладана для обоняния, чувственное восприятие вещества таинств позволяет говорить о литургическом зрении, слухе, обонянии, вкусе. Культ возвышает материю до уровня ее истинного достоинства и предназначения и позволяет понять, что она не автономная субстанция, но подчинена духу и служит проводником духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседа о цели христианской жизни Бесценное свидетельство о святости почти наших дней. Истинное пасхальное христианство, которое не знает ничего выше стяжания Духа Святого. В предельно простых словах, полных радости и смирения, Серафим Саровский объясняет (и являет!) какова истинная христианская жизнь, жизнь в Духе. Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой. Вот часть этого необыкновенного свидетельства, записанного Мотовиловым: Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца… — Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим. — Необыкновенно хорошо! – сказал я. — Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!   Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым Преподобный Серафим Саровский   Беседа     Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой. Мы публикуем текст беседы издания 1903 года с некоторыми сокращениями. Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители. Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящего близко к берегам ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Тут Батюшка стал говорить о том, как нам жить с будущей моей женой, и беседу свою завершил повторением просьбы своей, умоляя не забывать ни просьбы своей, ни беседы, а затем отпустил с миром, ничего уже не говоря о Языковой». Конец ноября 1831 года Беседа с преподобным Серафимом – зенит жизни Мотовилова. У многих возникает вопрос: за какие же заслуги Мотовилов был избран преподобным Серафимом в «сотаинники»? Почему именно ему доверил старец свои откровения о цели христианской жизни? Мотовилову недаром дано было общаться с преподобным Серафимом. Сегодня некоторые считают, что это могло быть и случайностью. Они не понимают, почему Мотовилову «повезло» и именно ему преподобный доверил свое сокровенное – о стяжании Святого Духа. Но у Бога случайностей нет. Серафим – значит огненный. Таким же «огненным» в вере был и Мотовилов – и преподобный это почувствовал. О том ему возвестила Сама Божия Матерь. Нравственные страдания Мотовилова после исцеления его по молитвам отца Серафима не кончились. В Симбирске, все шло своим чередом. Но в душе Николая Александровича несмотря ни на что, царил мир. Он обрел в лице преподобною Серафима верного путеводителя в жизни земной и Небесной В эти месяцы, очевидно, шел быстрый духовный рост Мотовилова. Его жизнь получила совсем иное, чем до сих пор, значение и смысл. Приблизилось главное событие его жизни – беседа с преподобным Серафимом о стяжании Святого Духа как цели христианской жизни. К этому времени преподобный уже узнал его – и определил место Мотовилова в жизни Дивеева. «Однажды, – пишет в своих записках Мотовилов: – Это было в Саровской пустыни, вскоре после исцеления моего, в начале зимы 1831 года, во вторник конца ноября, я стоял во время вечерни в теплом соборе Живоносного Источника на обыкновенном, как и потом всегда бывало, месте моем, прямо против чудотворной иконы Божией Матери. Тут подошла одна из сестер Мельничной общины Дивеевской (при Дивеевской общине в начале ее существования отец Серафим велел устроить ветряную мельницу, чтобы сестры, по бедности своей, могли бы кормиться от своих трудов. От этой мельницы получила название «мельничной» та часть обители, в которую, по завету старца, должны были приниматься одни лишь девицы). О названии и существовании этой общины, отдельной от другой церковной, тоже Дивеевской общины, я не имел тогда еще никакого понятия. Эта сестра сказала мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Для чего от нас сокрыто время пришествия Христова? Как мы должны к нему готовиться? Восьмой член Символа Веры И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки . Вторая часть Символа Веры начинается исповеданием нашей веры в Божество Святого Духа. Она составлена на втором вселенском соборе в 381 году. В то время были еретики, которые неправильно говорили и учили о Святом Духе. Их возглавлял некий Македоний. Восьмой член Символа Веры ясно и точно, на основании слов Христа Спасителя и всего Священного Писания, выразил веру христиан в Духа Святого. Мы знаем, что при крещении Иисуса Христа Святой Дух сошел с неба в виде голубя. Знаем, что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, после чего они исполнились благодати, укрепились в вере, заговорили на разных языках, а проповедь их сделалась так могущественна, что в тот же день по их слову сразу уверовало в Господа три тысячи человек. Как понять и объяснить силу Духа Святого и нашу веру в Него? Об этом некогда вел подробную беседу с преподобным Серафимом Саровским Н. А. Мотовилов, человек хорошо образованный и духовной жизни. Беседа происходила вне дома, недалеко от кельи преподобного. Был снежный зимний день. Преп. Серафим говорил о цели христианской жизни и о Святом Духе. Н. А. Мотовилов хотел все это понять, как можно лучше и все спрашивал св. Серафима: «Каким же образом узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?». Тогда св. Серафим помолился про себя, взял Мотовилова крепко за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка (так он называл Мотовилова), в Духе Божием с тобою... Что же ты не смотришь на меня?» Мотовилов отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...» Преп. Серафим объяснил Мотовилову, что Господь удостоил его теперь ясно, телесными глазами видеть сошествие Святого Духа Божия. – Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами – сказал св. Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

25 ноября 1858 года он пишет из села Чемодановки: «Михаил Васильевич скончался! Два или три раза видел я М.В. Мантурова, но беседа с ним была мне очень впечатлительна. Кончина его, безмятежная, мирная, уже доказывает жизнь его добродетельную. Нельзя ли собрать какие-нибудь хотя краткие, но верные сведения о его жизни? Ведь жизнь его протекала близ Сарова и Дивеева, хорошо бы собрать некоторые подробности о его жизни, о подвиге бедности Бога ради, об излечении его о. Серафимом и, наконец, о его блаженной кончине, как венец ему и награда земная. Я полагаю, если бы вы или кто-либо из ваших сестёр потрудились бы порасспросить и поузнать у жены покойного и у знавших его, то я напечатал бы сии сведения в одном из журналов. Право, сие было бы, во-первых, полезно для ближних, ибо, может, кто из читателей, прочтя о простоте жизни покойного, и опомнился бы, во-вторых, главное было бы многопорочному и греховному миру как бы напоминанием, что есть люди, пренебрёгшие благами мира, и что всё-таки свет их не забыл; в-третьих, и к Михаилу Васильевичу это было бы от вас и меня знаком, что мы уважали покойного и за гробом, когда обыкновенная, земная любовь отпадает, вспомнили о нём. Во всяком случае, прошу вас, милостивая государыня, простите, если наскучил вам моим письмом, но написал я вам то, что Господь мне на душу положил, и кажется мне, что напечатать хотя кратко о покойном М.В. Мантурове будет полезно для ближнего, а польза ближних есть любовь к ним, а любовь ближнего есть Бога любить, чему вы высокою жизнью вашей подаёте пример нам». В 1885 году положена была на могилу Михаила Васильевича простая деревянная доска с крестом из чёрного дуба, перед которой на стене церкви прибита икона его Ангела – Архистратига Михаила. Приложения Приложение 1. Страницы жизни Н.А. Мотовилова 1809 12 мая. Родился Николай Александрович Мотовилов в селе Рождественское, Цыльна тож, Симбирского уезда Симбирской губернии. Отец – Александр Иванович Мотовилов (ум. в 1816г.), потомственный дворянин. Мать Мария Александровна, урожд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010