Эти пол­чища нападают и на площади, и в доме, и во время игр, и во время бездействия, так что мы должны постоянно быть осто­рожными. Война с ними не знает перемирия, не имеет ни вестников, ни переговорщиков и ничего подобного, но бывает без объявления. Поэтому здесь особенно нужно со всех сторон ограждать себя и подкрепляться пищею. А пища для такой войны и оружие для таких воинов есть слушание божествен­ных Писаний. Кто не вкушает этой пищи, тот мучится голо­дом: дам им, сказал Господь, «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Здесь, как и в обыкновенной войне, необходима высшая помощь. «Не спасается, говорит пророк, царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется» ( Пс.32:16, 17 ). Так, многие обращали в бегство врагов, когда предшествовали тому мо­литвы, которые и ниспровергали неприятельские полчища. «(Он) – милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защитник мой, и на Него я уповал. Он подчиняет мне народ мой» ( Пс.143:2 ). Видишь ли, как он опять ожидает спасения от чело­веколюбия Божия? Вместе с тем он указывает здесь и на нечто другое. Этими словами он выражает: я не был бы и достоин Его милости, если бы Сам Он не оказал ее; Он Сам – «милость моя», а не я снискал ее своими делами. В самом деле, хотя Бог и милостив, однако не всем ока­зывает милость без разбора. «Кого миловать, говорит Он, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим.9:15 ). Поэтому, если мы хотим быть помилованными, то должны с своей стороны заслуживать такую милость. А пророк и самое помилование приписывает Богу. Видишь ли сокрушенную душу? Видишь ли признательное сердце, которое приписывает все чело­веколюбивому Богу? «Заступник мой и избавитель мой, защитник мой, и на Него я уповал». Он непрестанно выражает надежду на Бога, научая всех не унывать во время бедствий, но и среди несчастий обращаться к Богу, не отчаиваясь и не падая духом. Он есть «заступник мой и избавитель мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Да скажет (сие) дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.117:3 ). Здесь он призывает к песнопению в частности свя­щенников, показывая, как превосходно священство. Чем они важнее были других, тем большей удостоились чести от Бога, не только по священству, но и во всем прочем. Для них сошел огонь с неба ( Лев.10:2 ), отверзлась земля ( Чис.16:32 ), произрос жезл, и множество других чудес совершилось для них, или лучше – за них. «Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.117:4 ). Такие люди особенно спо­собны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его. Что значит: «ибо во век милость Его»? Значит: постоянная, непрерывная, во всем сияющая и проявляющаяся. Если же мно­гие не видят ее, то не видят по слабости собственного разуме­ния. Как больные глазами не видят солнца по тому самому, и здоровые не всегда могут смотреть на него по причине чрез­мерного блеска, так невозможно знать вполне и всего промыш­ления Божия, потому что величие Его разума и премудрости много превосходит понятия человеческие. Притом многие страсти ослепляют неразумных так, что они совершенно не видят Его. И, во-первых, страсть к удо­вольствиям, при которой не замечают и того, что для всех ясно. Затем, во-вторых, невежество и развращение ума. В са­мом деле, не безумно ли – отца, который наказывает сына, одобрять и хвалить, и за это особенно почитать отцом, а на Бога, когда Он наказывает за грехи, роптать и жаловаться? Что может быть хуже развращения – жаловаться на действия противоположные, то роптать, что Бог наказывает, то – что не наказывает? Когда видят грабителей и корыстолюбцев, то хотят, чтобы они были наказаны; а когда сами грешат, то не хотят; это – знак развращения ума. Кроме того, в-третьих, люди иногда и не знают, что хорошо и что худо, но ошибаются в суждении о вещах, по причине своего пристрастия ко злу и наклонности к порокам. В-четвертых, даже и не помыш­ляют о своих грехах. В-пятых, невыразимо велико рас­стояние между Богом и людьми. В-шестых, Бог не желает открывать всего и везде, потому что нам достаточно знать и не­многие частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отсюда мы научаемся, что скорби не мало способствуют любомудрию. Таков плод скорби. Поэтому пусть никто не избе­гает ее. Она приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными. Потому и пророк не сказал: правду мою, или добрые дела мои, но: «пе­чаль мою», так как и она служила не малою защитою для него. Потому и Исаия говорит: «утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш, говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему..., ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» ( Ис.40:1, 2 ). И Павел: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор.5:5 ). И еще в послании к Коринфянам говорит: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:30–32 ). И Авраам сказал богатому: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). И Давид, когда Семей проклинал его, сказал: «если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» ( 2Цар.16:11–12 ). И везде в Писаниях мы находим, что те люди, которые с благодарностью перено­сят скорби, не только изглаждают множество грехов своих, но и приобретают чрез это не малое дерзновение пред Богом. «Когда исчезал из меня дух мой, Ты и (тогда) знал стези мои: на пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне» ( Пс.141:4 ). Когда малодушные люди особенно падают, а многие и произносят богохульные слова, тогда он особенно любомудр­ствует, научаясь такому расположению духа от скорби. Поэтому, когда ты видишь, что кто-нибудь отчаивается во время скорби, или произносит какие-нибудь непристойные слова, то причиною этого считай не скорбь, а малодушие говорящего, потому что скорбь по существу своему обыкновенно произ­водит противное: внимание, душевное сокрушение, глубокое размышление, преспеяние в благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это особенно свойственно любящему. Любящие поют песнопения в честь любимых и, хотя бы сами не ви­дели их, утешают себя пением. Тоже самое делает и пророк. Так как Бога видеть невозможно, то он составляет в честь Его псалмы, входит с Ним в общение посредством песнопений, воспламеняет свою любовь и как бы созерцает Его, или – лучше – посредством песнопений и псалмов возбуж­дает любовь к Нему во многих других. Как любящие пре­возносят своих любимых похвалами и везде прославляют имена их, так точно поступает и пророк: «вос пою, говорит, имени Твоему, Вышний». 3. Смотри, как он отрешился от земли и всем своим существом прилепился к тому (Высочайшему существу), пре­дав себя Богу. Потому он непрестанно и повторяет имя Его, что так свойственно поступать любящему. «При обращении врага моего вспять: изнемогут и погибнут они от лица Твоего» ( Пс.9:4 ). Другой переводчик (Сииммах) говорит; «так как обрати­лись враги мои назад, преткнулись и исчезли от лица твоего». И это особенно свойственно любящему, – чтобы постоянно говорить о благодея­ниях любимого и восхищаться ими; это происходит от любви и опять возбуждает любовь. Не погрешит тот, кто скажет, что пророк говорит здесь и о невидимых врагах, потому что и они обращаются назад, когда встречают душу мужественную. Как копье, ударяясь о щит слабый, проби­вает его, а, ударяясь о твердый и упругий, не причиняет ему никакого вреда, но, затупившись, отражается назад, так точно бывает и с душою. Если диавол находит душу слабую и беспечную, то бросаемые им стрелы проникают в глубину ее; когда же находит крепкую и сильную, то удаляется без успеха, не причинив ей никакого вреда, так что происходит двоякая, или – лучше – троякая польза: душе он не причиняет никакого вреда, но еще делает ее более крепкою, и сам от того становится более слабым. Смотри, как пророк возве­щает силу Божию. «Изнемогут и погибнут, – говорит, – от лица Твоего». Слыша опять о лице Божием, не подразумевай ничего телесного. Здесь он выражает деятельность и явление Бога, и легкость, с какою действует сила Его, как говорит он в другом месте: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» ( Пс.103:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И ветры весьма различны – иной суше, иной влажнее, иной теплее. Воздух и облако иногда несется медленнее, а иногда быстрее, как бы на конях. И из обла­ков – иные подобны водоносным сосудам, и иногда бывают наполнены водою, а иногда носятся пустыми, иные подобны вее­рам. Но ты, взирая на них, на их различие и разнообразие, удивляйся Создателю. «Он поразил первенцев Египетских от человека до скота» ( Пс.134:8 ). Сказав о явлениях общих и показав промышление Божие о всей вселенной, в молниях, ветрах, воздухе, облаках, дож­дях, и таким образом, обличив пустословие тех, которые гово­рят, будто промышление Его простирается только до луны, он переходит к частному, к тому, что касается в особенности иудеев. Вышесказанным он объяснил, что и земля, и небо, и все видимое удостаивается действий человеколюбия Божия; а чтобы сделать иудеев более признательными, он повествует и о частных событиях, показывая, что Бог вселенной, про­мышляя о всем, оказал им некоторые особенные благодея­ния. Впрочем, и то, что сделано для них, было также для всех вообще. Если Он избрал их между другими, то это самое возбуждало в других соревнование, как и Павел говорит: «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» ( Рим. 11:11 ). Как отец, когда дети оставляют его, берет одного из них и сажает к себе на колени, делая это не для него, но гораздо более для прочих, чтобы они, тронувшись таким предпочтением, прибегли к отцу для получения такой же ласки, так и Бог поступал с иудеями. Взяв их не на колена, а на мышцы и рамена, как говорит пророк ( Ос.11:3 ; Втор.32:11 ), Он даровал им вожделенные блага, храм, жертвы, которых они более всего и с особенным усердием желали, помощь на войне, победы, трофеи, плодородие земли, изобилие плодов, отличая их всем этим, а в других возбуждая ревность. Но так как они могли сделаться дурными, если бы постоянно были в довольстве, то Он обуздывал их и нака­заниями. Подлинно велика премудрость Божия; из самых труд­ных обстоятельств она находит выход. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так точно поступает и Давид, и как бы так говорит: не на слова Хусия я возлагаю надежду спасения, но на Твое содействие. И смотри, с каким душевным распо­ложением он говорит теперь, равно как и всегда. Он не сказал: Господи Боже, но: «Господи, Боже мой», как и в другом месте говорит: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» ( Пс.62:2 ). Он обращался с просьбою к Богу, и подобно всем другим, и особенно – по преизбытку любви к Нему. Так поступает и Бог в отношении к праведным: будучи общим Богом всех, он называет себя особенно Богом праведных: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). И посмотри на любомудрие пророка; сказав: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю», он не прибавил: накажи противника моего, погуби врага моего, но что? Просит только о себе и говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня» ( Пс.7:2 ). Заметь, как он и среди страданий не называет по имени отце­гонителя, уважая природу и в несчастье, видя в нем сына и во время борьбы, не забывая родительских чувств и в опасностях. Так он был чадолюбив и человеколюбив, или – лучше – так был любомудр! Не столько необходимость природы сделала его таким, сколько кротость души, и все дело он приписывал больше войску, нежели тирану; и потому говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Видишь ли, как незлобно он упоминает и об них? Не сказал: спаси меня от воюющих против меня, от расхищающих мою собственность, от пресыщающихся моими царскими сокровищами, но: «гонителей моих... да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» ( Пс.7:2–3 ). Впрочем, он и войско собрал, и мно­гих имел на своей стороне; почему же он говорит: «когда нет избавляющего [и спасающего]»? Потому, что и содействие целой все­ленной он считал ни за что, если бы не получал помощи свыше, равно как при этой помощи не считал себя одиноким, хотя бы оставлен был всеми. Вот почему он и говорил: «не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила» ( Пс.32:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 9 на псалом 11 32 Пс.11:1–2 .  В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. 33 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 34 Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. – Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? – Великое зло – двуличность; молитва Псалмопевца об истреб­лении лицемерия. – Не все то наше, чем мы владеем. – Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. – Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем» ( Пс.11:6 )? – Несомненность этого божественного обетования. – Что значит: «вокруг нечестивые ходят...» и: «по высоте Твоей» ( Пс.11:9 )? – Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку. 1. Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» ( Евр.10:24 ). Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В христианское богослужебное употребление Псалтирь вошла с первых веков. Псалмы пели Иисус Христос и апостолы ( Мф.26:30 ). Широкому употреблению псалмов в богослужении способствовал как сам жанр псалмов, как молитвенных песнопений, обращенных к Богу и выражающих самые разнообразные состояния молящихся, так и их мессианский характер, засвидетельствованный Христом (например, Мф.27:46 – Пс.21:2 ). Песнопения из Ветхого Завета, которые использовали ранние христиане при богослужении, происходили в основном из Псалтири. «В наших собраниях Давид первый, средний и последний», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 6 «О покаянии»). Псалтирьнаиболее употребляемая в современном богослужении книга. Все богослужение соткано из псалмов и из стихов псалмов. Псалмы лежат в основе всех богослужений суточного круга. Псалмы являются как неизменяемыми, так и изменяемыми элементами богослужения. Используя ветхозаветные книги во время богослужения, Православная Церковь свидетельствует о своем восприятии Ветхого Завета как части единого Священного Писания. Богослужение не знает глубокого различия между Ветхим и Новым Заветами, а знает единую Библию. Богослужение истолковывает Псалтирь. Это проявляется в подборе отрывков из Псалтири для прокимнов, антифонов и др. элементов богослужения. Существует несколько способов исполнения псалмов за богослужением: общее пение, одиночное (сольное) пение, респонсорное и антифонное пение. При респонсорном исполнении певец последовательно поет стихи псалма, а народ (хор) к каждому стиху добавляет припев. Особенно подходит к этому исполнению 135 псалом с припевом «Яко в век милость его». Респонсорное исполнение может использоваться при пении 103 псалма на всенощном бдении, полиелее. Антифонное пение, которое вошло в употребление с IV века, предполагает попеременное исполнение стихов псалма двумя ликами (хорами). Роль монашества в традиции богослужебного использования псалмов Большую роль в использовании псалтири за богослужением сыграли монашеские келейные правила псалмопения. Антоний Великий (См. «Лавсаик») попеременно пел псалтирь и молился (по 12 псалмов и молитв). «Любовь к псалмопению родила монастыри», – писал блаженный Августин (Беседа на 32 псалом). В некоторых монастырях существовала традиция прочитывать за один раз полную Псалтирь в качестве ночной или утренней молитвы. О традиции использования Псалтири в египетских монастырях рассказывает Иоанн Кассиан Римлянин («Послание о правилах общежительных монастырей»: книга 2 «О ночных молитвах и псалмопении», книга 3 «О дневных молитвах и псалмопении»). По свидетельству Кассиана, псалмы пели ровным распевом, речитативом. Он же сообщает об истории установления пения и псалмов, об обычае пения псалмов с разделением их на три отдела.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

медленно, прочитать целый стих; скорее всего, чтец оставался в рамках интонационно скромной речитации. Зафиксировано также, что среди раннего монашества широко практиковалось чтение Писания наизусть, дабы оно воспринималось как живое Слово. Египетские отцы-пустынники, совершая свой аскетический подвиг, ежедневно произносили по десять тысяч строк. Такое количество можно успеть проговорить за день только совсем простым речитативом. Певческое исполнение псалмов ещё в ветхозаветный период не вызывает сомнения, о чём неоднократно говорится в самой Книге Техиллим ( Пс.32:46, 97, 100, 103, 107, 143, 145, 149 ). Впоследствии оно прочно вошло не только в еврейскую, но и в христианскую богослужебную практику, равно как и в частную жизнь людей. Почти все авторы (в том числе и вышеназванные), описывая литургический ритуал и религиозный быт своего времени, упоминают живую традицию псалмопения. Свт. Василий Великий , в частности, сетуя, что люди из всего услышанного в церкви «не удержат в памяти высказываний апостолов или пророков», тем не менее уверен, что только «тексты псалмов поют они дома и распространяют на базарной площади» (Беседа на Пс.1 ). Свт. Иоанн Златоуст пишет о монашеском обычае начинать псалмопение ещё задолго до восхода солнца (Толкование на св. Матфея евангелиста, Беседа LXVIII. 3). Св. Антоний Великий , как рассказывается в его житии, и сам постоянно пел псалмы, и учеников призывал следовать его примеру. Однако были и иные точки зрения на псалмопение, видимо, отражавшие другие тенденции в литургии. Так, известными его противниками были египетские пустынники авва Памво и авва Сильван. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Вы слышали сегодня, как читалось (lectum): «гневайтесь и не согрешайте» ( Пс.4:5 )» (Об обязанностях священнослужителей III. 13). Согласно блж. Августину, свт. Афанасий Александрийский , по словам людей, знавших его, «настроил произносить псалмы с такими незначительными модуляциями [т.е. интонационными колебаниями], что это была скорее декламация, чем пение» (Исповедь X. 34). Несмотря на пёстрый калейдоскоп свидетельств и мнений, уже в первые века христианства просматривается чёткая дифференциация между литургическим чтением и литургическим пением, идущая, впрочем, от синагонального, а в конечном итоге – от храмового богослужения. Красноречивым доказательством тому служит определение свт. Афанасия Александрийского , считавшего, что: «...Божественному Писанию подобает славить Бога не только связной речью [ti sunexeia, т.е. чтением], но и широкой [kataplatos, т.е. пением]. Речью связной говорится принадлежащее Закону и Пророкам, с включением Нового Завета; речью же широкой произносится заключающееся в псалмах и песнопениях» (Послание к Маркеллину об истолковании псалмов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование напсалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010