Эти полчища нападают и на площади, и в доме, и во время игр, и во время бездействия, так что мы должны постоянно быть осторожными. Война с ними не знает перемирия, не имеет ни вестников, ни переговорщиков и ничего подобного, но бывает без объявления. Поэтому здесь особенно нужно со всех сторон ограждать себя и подкрепляться пищею. А пища для такой войны и оружие для таких воинов есть слушание божественных Писаний. Кто не вкушает этой пищи, тот мучится голодом: дам им, сказал Господь, «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Здесь, как и в обыкновенной войне, необходима высшая помощь. «Не спасается, говорит пророк, царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется» ( Пс.32:16, 17 ). Так, многие обращали в бегство врагов, когда предшествовали тому молитвы, которые и ниспровергали неприятельские полчища. «(Он) – милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защитник мой, и на Него я уповал. Он подчиняет мне народ мой» ( Пс.143:2 ). Видишь ли, как он опять ожидает спасения от человеколюбия Божия? Вместе с тем он указывает здесь и на нечто другое. Этими словами он выражает: я не был бы и достоин Его милости, если бы Сам Он не оказал ее; Он Сам – «милость моя», а не я снискал ее своими делами. В самом деле, хотя Бог и милостив, однако не всем оказывает милость без разбора. «Кого миловать, говорит Он, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим.9:15 ). Поэтому, если мы хотим быть помилованными, то должны с своей стороны заслуживать такую милость. А пророк и самое помилование приписывает Богу. Видишь ли сокрушенную душу? Видишь ли признательное сердце, которое приписывает все человеколюбивому Богу? «Заступник мой и избавитель мой, защитник мой, и на Него я уповал». Он непрестанно выражает надежду на Бога, научая всех не унывать во время бедствий, но и среди несчастий обращаться к Богу, не отчаиваясь и не падая духом. Он есть «заступник мой и избавитель мой». |
«Да скажет (сие) дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.117:3 ). Здесь он призывает к песнопению в частности священников, показывая, как превосходно священство. Чем они важнее были других, тем большей удостоились чести от Бога, не только по священству, но и во всем прочем. Для них сошел огонь с неба ( Лев.10:2 ), отверзлась земля ( Чис.16:32 ), произрос жезл, и множество других чудес совершилось для них, или лучше – за них. «Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.117:4 ). Такие люди особенно способны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его. Что значит: «ибо во век милость Его»? Значит: постоянная, непрерывная, во всем сияющая и проявляющаяся. Если же многие не видят ее, то не видят по слабости собственного разумения. Как больные глазами не видят солнца по тому самому, и здоровые не всегда могут смотреть на него по причине чрезмерного блеска, так невозможно знать вполне и всего промышления Божия, потому что величие Его разума и премудрости много превосходит понятия человеческие. Притом многие страсти ослепляют неразумных так, что они совершенно не видят Его. И, во-первых, страсть к удовольствиям, при которой не замечают и того, что для всех ясно. Затем, во-вторых, невежество и развращение ума. В самом деле, не безумно ли – отца, который наказывает сына, одобрять и хвалить, и за это особенно почитать отцом, а на Бога, когда Он наказывает за грехи, роптать и жаловаться? Что может быть хуже развращения – жаловаться на действия противоположные, то роптать, что Бог наказывает, то – что не наказывает? Когда видят грабителей и корыстолюбцев, то хотят, чтобы они были наказаны; а когда сами грешат, то не хотят; это – знак развращения ума. Кроме того, в-третьих, люди иногда и не знают, что хорошо и что худо, но ошибаются в суждении о вещах, по причине своего пристрастия ко злу и наклонности к порокам. В-четвертых, даже и не помышляют о своих грехах. В-пятых, невыразимо велико расстояние между Богом и людьми. В-шестых, Бог не желает открывать всего и везде, потому что нам достаточно знать и немногие частности. |
Отсюда мы научаемся, что скорби не мало способствуют любомудрию. Таков плод скорби. Поэтому пусть никто не избегает ее. Она приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными. Потому и пророк не сказал: правду мою, или добрые дела мои, но: «печаль мою», так как и она служила не малою защитою для него. Потому и Исаия говорит: «утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш, говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему..., ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» ( Ис.40:1, 2 ). И Павел: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор.5:5 ). И еще в послании к Коринфянам говорит: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:30–32 ). И Авраам сказал богатому: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). И Давид, когда Семей проклинал его, сказал: «если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» ( 2Цар.16:11–12 ). И везде в Писаниях мы находим, что те люди, которые с благодарностью переносят скорби, не только изглаждают множество грехов своих, но и приобретают чрез это не малое дерзновение пред Богом. «Когда исчезал из меня дух мой, Ты и (тогда) знал стези мои: на пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне» ( Пс.141:4 ). Когда малодушные люди особенно падают, а многие и произносят богохульные слова, тогда он особенно любомудрствует, научаясь такому расположению духа от скорби. Поэтому, когда ты видишь, что кто-нибудь отчаивается во время скорби, или произносит какие-нибудь непристойные слова, то причиною этого считай не скорбь, а малодушие говорящего, потому что скорбь по существу своему обыкновенно производит противное: внимание, душевное сокрушение, глубокое размышление, преспеяние в благочестии. |
Это особенно свойственно любящему. Любящие поют песнопения в честь любимых и, хотя бы сами не видели их, утешают себя пением. Тоже самое делает и пророк. Так как Бога видеть невозможно, то он составляет в честь Его псалмы, входит с Ним в общение посредством песнопений, воспламеняет свою любовь и как бы созерцает Его, или – лучше – посредством песнопений и псалмов возбуждает любовь к Нему во многих других. Как любящие превозносят своих любимых похвалами и везде прославляют имена их, так точно поступает и пророк: «вос пою, говорит, имени Твоему, Вышний». 3. Смотри, как он отрешился от земли и всем своим существом прилепился к тому (Высочайшему существу), предав себя Богу. Потому он непрестанно и повторяет имя Его, что так свойственно поступать любящему. «При обращении врага моего вспять: изнемогут и погибнут они от лица Твоего» ( Пс.9:4 ). Другой переводчик (Сииммах) говорит; «так как обратились враги мои назад, преткнулись и исчезли от лица твоего». И это особенно свойственно любящему, – чтобы постоянно говорить о благодеяниях любимого и восхищаться ими; это происходит от любви и опять возбуждает любовь. Не погрешит тот, кто скажет, что пророк говорит здесь и о невидимых врагах, потому что и они обращаются назад, когда встречают душу мужественную. Как копье, ударяясь о щит слабый, пробивает его, а, ударяясь о твердый и упругий, не причиняет ему никакого вреда, но, затупившись, отражается назад, так точно бывает и с душою. Если диавол находит душу слабую и беспечную, то бросаемые им стрелы проникают в глубину ее; когда же находит крепкую и сильную, то удаляется без успеха, не причинив ей никакого вреда, так что происходит двоякая, или – лучше – троякая польза: душе он не причиняет никакого вреда, но еще делает ее более крепкою, и сам от того становится более слабым. Смотри, как пророк возвещает силу Божию. «Изнемогут и погибнут, – говорит, – от лица Твоего». Слыша опять о лице Божием, не подразумевай ничего телесного. Здесь он выражает деятельность и явление Бога, и легкость, с какою действует сила Его, как говорит он в другом месте: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» ( Пс.103:32 ). |
И ветры весьма различны – иной суше, иной влажнее, иной теплее. Воздух и облако иногда несется медленнее, а иногда быстрее, как бы на конях. И из облаков – иные подобны водоносным сосудам, и иногда бывают наполнены водою, а иногда носятся пустыми, иные подобны веерам. Но ты, взирая на них, на их различие и разнообразие, удивляйся Создателю. «Он поразил первенцев Египетских от человека до скота» ( Пс.134:8 ). Сказав о явлениях общих и показав промышление Божие о всей вселенной, в молниях, ветрах, воздухе, облаках, дождях, и таким образом, обличив пустословие тех, которые говорят, будто промышление Его простирается только до луны, он переходит к частному, к тому, что касается в особенности иудеев. Вышесказанным он объяснил, что и земля, и небо, и все видимое удостаивается действий человеколюбия Божия; а чтобы сделать иудеев более признательными, он повествует и о частных событиях, показывая, что Бог вселенной, промышляя о всем, оказал им некоторые особенные благодеяния. Впрочем, и то, что сделано для них, было также для всех вообще. Если Он избрал их между другими, то это самое возбуждало в других соревнование, как и Павел говорит: «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» ( Рим. 11:11 ). Как отец, когда дети оставляют его, берет одного из них и сажает к себе на колени, делая это не для него, но гораздо более для прочих, чтобы они, тронувшись таким предпочтением, прибегли к отцу для получения такой же ласки, так и Бог поступал с иудеями. Взяв их не на колена, а на мышцы и рамена, как говорит пророк ( Ос.11:3 ; Втор.32:11 ), Он даровал им вожделенные блага, храм, жертвы, которых они более всего и с особенным усердием желали, помощь на войне, победы, трофеи, плодородие земли, изобилие плодов, отличая их всем этим, а в других возбуждая ревность. Но так как они могли сделаться дурными, если бы постоянно были в довольстве, то Он обуздывал их и наказаниями. Подлинно велика премудрость Божия; из самых трудных обстоятельств она находит выход. 4. |
Так точно поступает и Давид, и как бы так говорит: не на слова Хусия я возлагаю надежду спасения, но на Твое содействие. И смотри, с каким душевным расположением он говорит теперь, равно как и всегда. Он не сказал: Господи Боже, но: «Господи, Боже мой», как и в другом месте говорит: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» ( Пс.62:2 ). Он обращался с просьбою к Богу, и подобно всем другим, и особенно – по преизбытку любви к Нему. Так поступает и Бог в отношении к праведным: будучи общим Богом всех, он называет себя особенно Богом праведных: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). И посмотри на любомудрие пророка; сказав: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю», он не прибавил: накажи противника моего, погуби врага моего, но что? Просит только о себе и говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня» ( Пс.7:2 ). Заметь, как он и среди страданий не называет по имени отцегонителя, уважая природу и в несчастье, видя в нем сына и во время борьбы, не забывая родительских чувств и в опасностях. Так он был чадолюбив и человеколюбив, или – лучше – так был любомудр! Не столько необходимость природы сделала его таким, сколько кротость души, и все дело он приписывал больше войску, нежели тирану; и потому говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Видишь ли, как незлобно он упоминает и об них? Не сказал: спаси меня от воюющих против меня, от расхищающих мою собственность, от пресыщающихся моими царскими сокровищами, но: «гонителей моих... да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» ( Пс.7:2–3 ). Впрочем, он и войско собрал, и многих имел на своей стороне; почему же он говорит: «когда нет избавляющего [и спасающего]»? Потому, что и содействие целой вселенной он считал ни за что, если бы не получал помощи свыше, равно как при этой помощи не считал себя одиноким, хотя бы оставлен был всеми. Вот почему он и говорил: «не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила» ( Пс.32:16 ). |
Беседа 9 на псалом 11 32 Пс.11:1–2 . В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. 33 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 34 Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. – Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? – Великое зло – двуличность; молитва Псалмопевца об истреблении лицемерия. – Не все то наше, чем мы владеем. – Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. – Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем» ( Пс.11:6 )? – Несомненность этого божественного обетования. – Что значит: «вокруг нечестивые ходят...» и: «по высоте Твоей» ( Пс.11:9 )? – Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку. 1. Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди малого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Павел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» ( Евр.10:24 ). Потому и древних праведников особенно нужно ублажать не только за то, что они совершали добродетели, но и за то, что совершали их при великом оскудении добродетелей, когда нигде не видно было добродетельных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множества волков, шли по пути, противоположному всем, и не останавливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях. |
В христианское богослужебное употребление Псалтирь вошла с первых веков. Псалмы пели Иисус Христос и апостолы ( Мф.26:30 ). Широкому употреблению псалмов в богослужении способствовал как сам жанр псалмов, как молитвенных песнопений, обращенных к Богу и выражающих самые разнообразные состояния молящихся, так и их мессианский характер, засвидетельствованный Христом (например, Мф.27:46 – Пс.21:2 ). Песнопения из Ветхого Завета, которые использовали ранние христиане при богослужении, происходили в основном из Псалтири. «В наших собраниях Давид первый, средний и последний», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 6 «О покаянии»). Псалтирь – наиболее употребляемая в современном богослужении книга. Все богослужение соткано из псалмов и из стихов псалмов. Псалмы лежат в основе всех богослужений суточного круга. Псалмы являются как неизменяемыми, так и изменяемыми элементами богослужения. Используя ветхозаветные книги во время богослужения, Православная Церковь свидетельствует о своем восприятии Ветхого Завета как части единого Священного Писания. Богослужение не знает глубокого различия между Ветхим и Новым Заветами, а знает единую Библию. Богослужение истолковывает Псалтирь. Это проявляется в подборе отрывков из Псалтири для прокимнов, антифонов и др. элементов богослужения. Существует несколько способов исполнения псалмов за богослужением: общее пение, одиночное (сольное) пение, респонсорное и антифонное пение. При респонсорном исполнении певец последовательно поет стихи псалма, а народ (хор) к каждому стиху добавляет припев. Особенно подходит к этому исполнению 135 псалом с припевом «Яко в век милость его». Респонсорное исполнение может использоваться при пении 103 псалма на всенощном бдении, полиелее. Антифонное пение, которое вошло в употребление с IV века, предполагает попеременное исполнение стихов псалма двумя ликами (хорами). Роль монашества в традиции богослужебного использования псалмов Большую роль в использовании псалтири за богослужением сыграли монашеские келейные правила псалмопения. Антоний Великий (См. «Лавсаик») попеременно пел псалтирь и молился (по 12 псалмов и молитв). «Любовь к псалмопению родила монастыри», – писал блаженный Августин (Беседа на 32 псалом). В некоторых монастырях существовала традиция прочитывать за один раз полную Псалтирь в качестве ночной или утренней молитвы. О традиции использования Псалтири в египетских монастырях рассказывает Иоанн Кассиан Римлянин («Послание о правилах общежительных монастырей»: книга 2 «О ночных молитвах и псалмопении», книга 3 «О дневных молитвах и псалмопении»). По свидетельству Кассиана, псалмы пели ровным распевом, речитативом. Он же сообщает об истории установления пения и псалмов, об обычае пения псалмов с разделением их на три отдела. |
медленно, прочитать целый стих; скорее всего, чтец оставался в рамках интонационно скромной речитации. Зафиксировано также, что среди раннего монашества широко практиковалось чтение Писания наизусть, дабы оно воспринималось как живое Слово. Египетские отцы-пустынники, совершая свой аскетический подвиг, ежедневно произносили по десять тысяч строк. Такое количество можно успеть проговорить за день только совсем простым речитативом. Певческое исполнение псалмов ещё в ветхозаветный период не вызывает сомнения, о чём неоднократно говорится в самой Книге Техиллим ( Пс.32:46, 97, 100, 103, 107, 143, 145, 149 ). Впоследствии оно прочно вошло не только в еврейскую, но и в христианскую богослужебную практику, равно как и в частную жизнь людей. Почти все авторы (в том числе и вышеназванные), описывая литургический ритуал и религиозный быт своего времени, упоминают живую традицию псалмопения. Свт. Василий Великий , в частности, сетуя, что люди из всего услышанного в церкви «не удержат в памяти высказываний апостолов или пророков», тем не менее уверен, что только «тексты псалмов поют они дома и распространяют на базарной площади» (Беседа на Пс.1 ). Свт. Иоанн Златоуст пишет о монашеском обычае начинать псалмопение ещё задолго до восхода солнца (Толкование на св. Матфея евангелиста, Беседа LXVIII. 3). Св. Антоний Великий , как рассказывается в его житии, и сам постоянно пел псалмы, и учеников призывал следовать его примеру. Однако были и иные точки зрения на псалмопение, видимо, отражавшие другие тенденции в литургии. Так, известными его противниками были египетские пустынники авва Памво и авва Сильван. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Вы слышали сегодня, как читалось (lectum): «гневайтесь и не согрешайте» ( Пс.4:5 )» (Об обязанностях священнослужителей III. 13). Согласно блж. Августину, свт. Афанасий Александрийский , по словам людей, знавших его, «настроил произносить псалмы с такими незначительными модуляциями [т.е. интонационными колебаниями], что это была скорее декламация, чем пение» (Исповедь X. 34). Несмотря на пёстрый калейдоскоп свидетельств и мнений, уже в первые века христианства просматривается чёткая дифференциация между литургическим чтением и литургическим пением, идущая, впрочем, от синагонального, а в конечном итоге – от храмового богослужения. Красноречивым доказательством тому служит определение свт. Афанасия Александрийского , считавшего, что: «...Божественному Писанию подобает славить Бога не только связной речью [ti sunexeia, т.е. чтением], но и широкой [kataplatos, т.е. пением]. Речью связной говорится принадлежащее Закону и Пророкам, с включением Нового Завета; речью же широкой произносится заключающееся в псалмах и песнопениях» (Послание к Маркеллину об истолковании псалмов). |
27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5. |
| |