Б. В церковно-археологический музей в отчетном году были переданы: бронзовая люстра из северного притвора —20— Покровской академической церкви, два медных распятия из Афанасие-Кирилловской церкви в Москве и два клише (на цинке) для портретов покойных профессоров Академии А. П. Смирнова и И.Н. Корсунского – из редакции «Богословского Вестника». Пожертвования поступили от студентов Академии: иеромонаха Платона – фотографический вид Сербского монастыря Манассии, Михаила Бенеманского – исполненная им самим копия с иконы «Иисуса Христа – Великого Архиерея» Ушаковского письма, Михаила Созонова – нотный рукописный октоих XVII века, о. архимандрита Дионисия (Марангудакиса) – семь новых (1900–1901 гг.) критских монет и Георгия Вершинского – 26 монет русских и иностранных XVIII-XIX столл. 4) В распоряжении Совета Академии в отчетном году было 15 премий: а) Митрополита Московского Макария две премии, по 485 рублей каждая, – за лучшие печатные труды наставников Академии. – Одна из них присуждена Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, экстраординарному профессору Сергею Глаголеву за сочинение под заглавием: «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви», Харьков, 1900 г.; назначение другой – отложено до следующего года. б) Митрополита Московского Макария две премии, по 291 руб. каждая, – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – Одна из них присуждена преподавателю Нижегородского епархиального женского училища Николаю Боголюбову за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Но-город, 1899 г.; назначение другой – отложено до следующего года. в) Епископа Курского Михаила три премии, по 201 руб. каждая, – за лучшие печатные труды наставников и вос- —21— питанников Академии по Священному Писанию. – За непредставлением наставниками Академии сочинений на означенный премии, все они отложены до следующего года. г) Протоиерея А.И. Невоструева в 158 р. – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии. – Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1900 года Алексею Малинину за сочинение на тему: «О бессмертии души. (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса) ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—27— сенского («Древнеславянский Апостол. Первое послание к Коринфянам) – при назначении премии Епископа Курского Михаила. – 2) Магистерские диссертации экстраординарных профессоров П.П. Соколова и С.И. Смирнова и помощника секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманского, – в виду того, что последняя, по засвидетельствованию заслуженного ординарного профессора Н.А. Заозерского , представляет собою совершенно новый труд автора, только имеющий старую тему, – допустит к соисканию премии Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства; «1907 г. Февр. 28. По ст. XVI. Согласен и ныне же вхожу с таковым ходатайством. Прочее смотрено». 12 апреля 1907 года. 3 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский , ординарный профессор А.И. Введенский , экстраординарные профессоры: А.П. Шостьин , А.П. Голубцов , А.А. Спасский, И.В. Попов , И.Д. Андреев , Н.Г. Городенский , С.И. Смирнов и А. И. Покровский . Слушали: I. Сообщение Его Высокопреосвященства на имя Преосвященного Ректора Академии от 13-го февраля 1907 года за 61: «Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович в рескрипте ко мне, от 31 января сего 1907 года за 852, просит меня передать свою сердечную благодарность членам академической корпорации Московской Духовной Академии за отчисления из содержания, внесенные ими на усиление военного флота. О таковой благодарности Его Высочества считаю долгом довести до сведения Вашего Преосвященства для объявления членам академической корпорации Московской Духовной Академии, внесшим отчисления из своего содержания на усиление военного флота». —28— Определили: О выраженной Его Императорским Высочеством благодарности за отчисления из содержания на усиление военного флота объявить всем членам академической корпорации; самое же сообщение хранить при делах Совета Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много и раньше «пришельцев от внешних» видела Академия в стенах своих, и не раз эти «пришельцы» оставались лишь «пришельцами врат». Они выходили из ней как «соглядатаи», унося убеждение о живущих в ней «исполинах» труда и горькое разочарование в своей способности примкнуть к этой доблестной дружине. «Обетованная», в их мечтах, «земля» оказывалась в действительности недоступной им по их неспособности к настойчивому и продолжительному труду, по их неподготовленности к той тишине и миру, которым объято это царство скромных тружеников. Но совсем иное отношение к делу, большая серьезность взгляда на вещи – должны быть отмечены в теперешних Академистах – бывших питомцах светских заведений. Третьего мая состоялось обычное торжественное годичное собрание Совета Братства Преподобного Сергия. Ему предшествовала Великая Панихида, совершенная Преосвященным Ректором в сослужении Академического духовенства и прибывших из Москвы: Почетного Члена Братства – священника В.А. Быстрицкого и бывшего секретаря Братства – священника Б.И. Забавина, на которой возносилась молитва об упокоении всех скончавшихся братчиков. Общим Собранием Совета свободное, за смертью Протоиерея Александра Феодоровича Некрасова, место Това- —224— рища Председателя Совета Братства было предоставлено священнику Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, церкви Василию Андреевичу Быстрицкому, всегда принимавшему самое близкое, деятельное и в высшей степени многополезное участие в делах Братства. Помимо отмеченных пожертвований чрез него из Москвы в количестве 200 рублей на Академическую школу, в продолжение 1901 года им было доставлено по подписным листам на нужды Братства более 500 рублей. Свободное место Секретаря Совета Братства общим Собранием было предоставлено Помощнику Секретаря Совета и Правления Академии М. И. Бенеманскому. Остальной состав лиц, непосредственно служащих Братству, остался прежний. Вскоре же после этого состоялось и очередное собрание Совета Братства. Целью его было удовлетворение нужд студентов на наступающее лето. Большая часть поданных прошений о пособии принадлежала студентам, нуждающимся в медицинской помощи. Дело в том, что многие уже из семинарии являются с надорванным здоровьем, усиленные же занятия в Академии еще более подтачивают и без того небогатое их здоровье. Таковые студенты пользуются летом, как временем запаса сил на будущий учебный год, отправляясь на юг и в разные места кумысолечения. И этим они обязаны исключительно Братству. Наиболее нуждающиеся из них, как в денежных средствах, так и поправлении своего здоровья, в текущем году получили от Братства довольно значительные суммы, доходящие до 100 рублей, причем одна половина таких крупных сумм была выдана им безвозвратно, другая же – заимообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

65) От священника С. И. Никольского, Ставропольского Епархиального миссионера – его книга: История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста . Ставрополь К., 1906. 66) От священника И. А. Орфанитского из Москвы – редактируемый им журнал: Братское Слово 7–12 1907 г. 67) От священника Д. И. Садовского, Омского Епархиального Наблюдателя – его брошюра: Свобода христианская. Спб., 1907. 68) От священника И. Шестакова из Пермской епархии – его издания: а) Собор св. Пермских угодников. Спб., 1906; б) Карта Пермского края в 16 в. Спб., 1906. 69) От С. А. Артоболевского, Помощника Смотрителя Краснослободского Духовного училища – его брошюра: Св. Василий, архиеп. Новгородский. Москва, 1905. 70) От Μ. И. Бенеманского, Помощника Секретаря Московской Духовной Академии – его брошюра: Отклики печати. 1. Сергиев Посад, 1907. Два экз. 71) От H. Μ. Боголюбова, Преподавателя Нижегородской Духовной семинарии – его брошюры: а) А. С. Хомяков. Харьков, 1905; б) Герои Μ. Горького. Харьков, 1906. 72) От С. Д. Булгакова, Преподавателя Курской Духовной семинарии – Нравственное учение в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова. Курск, 1906. 73) От H. И. Виноградова , бывшего Преподавателя Вифанской Духовной семинарии – его брошюры: а) Биографические сведения о Сенеке. Сергиев Посад, 1906; б) Сенека. Медея. Пер. Н. И. Виноградова . Сергиев Посад, 1906. 74) От Е. Μ. Витошинского, кандидата L курса Академии – его книга: Песни побожныи певаемыи по усопшим. Лейпциг, 1906. 75) От П. Горючко из Гаги: Материалы для истории белого духовенства Полоцкой епархии. Витебск, 1906. —327— 76) От Η. Ф. Добротина, Благовещенского Епархиального Наблюдателя – брошюры: а) В. А. Тронин, О современных движениях. Иркутск, 1906; б) Участь автора «О современных движениях». Благовещенск, 1906. 77) От К. В. Орлова, преподавателя Тверской Духовной семинарии – его брошюра: Иов 1 -й патриарх Московский. Тверь, 1907. Два экз. 78) От Н. И. Остроумова, преподавателя Рязанской Духовной семинарии – его брошюра: Бл. Августин о св. Троице. Рязань, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—64— стола Павла к Коринфянам 1-е по основным спискам четырех редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти семи рукописей Апостола XII-XVI вв.» Сергиев Посад, 1906 г. – 5) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария – а) п. 13: «Чрез два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании происходит обсуждение достоинств представленных на премию сочинений и присуждение самых премий; – б) п. 15: «В том же заседании Совета решается вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии». – 6) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: «В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии». – 7) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058: «присуждение премий за ученые труды на предложенный от академии задачи» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Премию Митрополита Московского Макария в 485 рублей за лучшие печатные труды наставников Академии присудить экстраординарному профессору Академии А.А. Спасскому; две премии того же Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии, по 291 р. каждая, – экстраординарному профессору С.И. Смирнову и помощнику секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманскому; премию Епископа Курского Михаила в 201 р. – заслуженному ординарному профессору Академии (в отставке) Гр. А. Воскресенскому, о чем и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. XXV. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LXVI) академического курса. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: «Совет академии пред началом академического года, по расчислении, сколько из какой семинарии предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в (Продолжение следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Профессорским стипендиатам Академии Дмитрию Коновалову и Александру Мишину назначить по одной премии протоиерея А. М. Иванцова-Платонова, в 160 р., за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории (Коновалову за сочинение на тему: «Учение Св. Кирилла Александрийского о Лице Богочеловека и значение его в истории христологических движений V и VI веков», —339— Мишину – за сочинение: «Догматическое учение Евсевия Кесарийского ») и по одной премии Митрополита Московского Макария , в 97 р. – за лучшие семестровые сочинения. 2) Премии за лучшие кандидатские сочинения: а) Митрополита Литовского Иосифа в 165 р. – выдать кандидату Академии выпуска 1901 года Михаилу Бенеманскому за сочинение на тему: « πρχειρος νμος Императора Василия Македонянина»; б) протоиерея А. И. Невоструева в 158 р. – кандидату Петру Постникову за сочинение на тему: « Александр Васильевич Горский, как историк русской церкви»; в) «XXIX курса» в 60 р. 80 к. – кандидату Василию Яворскому за сочинение: «Призвание пророка Осии (объяснение первых трех глав книги пророка Осии)». 3) Премии Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского, по 76 р. каждая, за отсутствием достойных их кандидатских сочинений, посвященных описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви, назначить кандидатам Николаю Высоцкому (за сочинение на тему: «Указания в сочинениях святых отцев и церковных писателей на то, что в древнейшие времена в Церкви существовало семь таинств») и Павлу Левитову (за сочинение на тему: «Истина, добро и красота, как триединое откровение Бесконечного (религиозные основы науки, нравственности и искусства)». 4) Премию протоиерея И. Орлова в 32 р. за лучшие успехи в сочинении проповедей выдать (в виду присуждения Дмитрию Коновалову двух премий) – кандидату Василию Яворскому. 5) Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1902 г. Янв. 2. По ст. XXI. Кандидатам богословия Коновалову и Червинскому разрешается переработать их кандидатские сочинения на соискание степени магистра богословия. Прочее смотрено и утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б. В церковно-археологический музей в отчетном году были пожертвованы: старинный образок распятия Христова, крест за военные отличия, семь серебреных медалей и одна большая темнобронзовая, три медных жетона, две серебреных и одна медная монеты, полурукописный-полупечатный синодик XVIII-XIX вв. и альбом видов Херсонесского монастыря. Жертвователями были: преосвящ. Ректор Академии епископ Евдоким, проф. С.И. Смирнов , студ. Г.Т. Мякшин и о. Н. Ремизов и протоиерей Покровского в Москве собора К.И. Богоявленский. Наибольшую —27— ценность представляют подаренные последними двумя медали. 4) В распоряжении Совета Академии в отчетном году было 11 премий: а) Митрополита Московского Макария в 485 рублей – за лучше печатные труды наставников Академии. – Присуждена Советом Академии экстраординарному (ныне ординарному) профессору Академии А.А. Спасскому за его докторскую диссертацию: «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Том первый. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице)», Сергиев Посад, 1906 г. б-в) Митрополита Московского Макария две премии, по 291 р. каждая, – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – Выданы экстраординарному профессору С.И. Смирнову и помощнику секретаря Совета и Правления Академии Μ.И. Бепеманскому за их магистерские диссертации: а) «Духовный отец в древней восточной церкви (История духовничества на Востоке). Часть I. Период вселенских соборов». Сергиев Посад, 1906 г. ( С.И. Смирнова ) и б) « πρχειρος νμος Императора Василия Македонянина. Его происхождение, характеристика и значение в церковном праве. Выпуск первый». Сергиев Посад, 1906 г. (М.И. Бенеманского). г) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанниковъ Академии по Священному Писанию. – Присуждена заслуженному ординарному профессору Академии (в отставке) Гр. А. Воскресенскому за его труд под заглавием: «Древнеславянский Апостол. Выпуск 2-й. Послание Святого Апостола Павла к Коринфянам 1-е по основным спискам четырех редакций рукописного славянского апостольского текста с раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К. Бенеманского, мирян А. И. Соколова , А. М. Преображенского и протоиерея В. П. Куприянова ввиду полной неизвестности о причинах их ареста… единогласно постановили: принимая во внимание хорошо известную членам собрания политическую благонадежность арестованных лиц, их совершенную лояльность по отношению к советской власти и, с другой стороны, крайнюю желательность видеть их на свободе как лиц, способных действовать в умиротворяющем духе среди верующих масс, в особенности в настоящее время, ввиду возбуждения умов под влиянием действий чуждой верующим организации " Живая церковь " и, наконец, болезненного состояния епископа Петра, – избрать… (далее идет перечень фамилий. – И. Д.) и уполномочить их войти с ходатайством в губернское политическое управление и прокуратуру о выяснении причины ареста и освобождении их, если потребуется, под поручительство всех членов настоящего собрания». Далее собрание выслушало телеграмму от духовенства и мирян Кашинского викариатства следующего содержания: «Узнав о прибытии в Тверь назначенного ВЦУ епископа Александра, заявляем, что Александра не признаем, распоряжениям его не подчиняемся… По обмене мнениями постановили: сообщить епископу Александру (Надеждину), что… единственным епископом, управляющим Тверской епархией, духовенство и миряне признают избранного ими епископа Петра или назначенного им; причем ни в коем случае не желают и не допустят к себе других епископов или священников, в особенности старой марки, вроде членов духовных консисторий или бывшего государственного совета, каковым является и епископ Надеждин, как элементов сомнительных и нежелательных…» 30 ноября 1922 года епископ Петр был перевезен из Твери в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. 4 декабря епископ Осташковский Гавриил (Аболымов) направил послание духовенству и мирянам Тверской епархии, в котором писал: «За отсутствием управляющего епархией преосвященного Петра, епископа Старицкого, в порядке управления по его поручению и по вызову тверского духовенства и паствы, я с 1 декабря вступил в управление Тверской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

62) От профессора Академии И.В. Попова – в его переводе книга: Штекль, История средневековой философии. Москва, 1912. 63) От библиотекаря Академии К.М. Попова – составленный им: Список трудов академика Е.Е. Голубовского. Спб., 1913, два экз. 64) От доцента Академии Н.Д. Протасова – его брошюра: Новшества в Московском храмовом зодчестве конца XVII века. Сергиев Посад, 1912. 65) От профессора Академии С.И. Смирнова – его труды: а) Исповедь земле. Сергиев Посад, 1912, и б) Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Москва, 1912. 66) От Академика А.И. Соболевского – его брошюра Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV–XV в. Спб., 1804. 67) От профессора академии С.И. Соболевского – книги и брошюры: а) Евгений, Моё бытие. Спб., 1914; б) Глинка, К вопросу о преобразовании церковного прихода. Казань, 1912; в) Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским Институтом Восточных Языков, выпуск 5, 2. Москва, 1910; г) Де-Ламартиньер, Путешествие в Северные страны. Москва, 1911. 68) От профессора Академии А.А. Спасского – книги: а) Harnack, Beiträge zur Einleitung in das Neue Testament, 1–3. Leipzig, 1906–1908; б) Neue Kirchliche Zeitschrift 1908, 7–12; в) Eusebius Pamphilus, Historia ecclesiastica, rec. H. Laemmer. Scaphusiae, 1862; г) Harnack, Mission und Ausbreitung des Christentums. Leipzig, 1902. 69) От Управляющего Московским Архивом Министер- —599— ства Юстиции профессора Д.В. Цветаева – его книга: Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Москва, 1913. 70) От преподавателя Вологодской Духовной Семинарии И. С. Бачалдина – его брошюра: Старый и новый взгляд на Гончарова. Вологда, 1912. 71) От инспектора Казанской Духовной Семинарии М.И. Бенеманского – аа) его брошюра: Из прошлого Казанской Духовной Семинарии. Казань, 1913, два экз.; бб) Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии, т. 28, в. 4–5. Казань, 1912–1913; вв) Хроника Общества Археологии, Истории и Этнографии. Казань, 1913, два экз. 72) От специалиста Департамента Земледелия по селекции сельско-хозяйственных растений В.М. Бензина – его брошюры: а) Культура кукурузы. Спб., 1912; б) Организация сельскохозяйственного образования и опытного дела в Северо-Американских Соединённых Штатах. Тамбов, 1913; в) Изучение засухоустойчивых рас сельскохозяйственных растений. Спб., 1913; г) Сухое земледелие. Спб., 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, как именно коммунисты умудрялись инкриминировать христианам разнообразные «государственные преступления», можно получить представление, обратившись к житиям российских новомучеников. Ниже мы приведём несколько реальных примеров, закончившихся тюремными сроками, а иногда и расстрелами. Священномученик Матфей (Александров) был бессребренником и за требы денег не брал, и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. Когда его арестовали, то на основании этого обвинили, что он «в церкви ведёт контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказывается их брать» (23, C. 485). Священномученика Михаила (Самсонова) обвинили в том, что он колокольным звоном хотел «отвлечь избирателей от участия в выборах» и что он «отдельных активистов села вовлекал в Церковь через опаивание водкой» (20, C. 20). Священномученика Петра (Рождествина) обвинили в том, что он подолгу служил, и тем самым будто бы «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» (18, C. 127). При аресте священномученика Илии (Бенеманского) ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли сорок пять рублей мелкой серебряной монетой и на основании этого обвинили священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения» (10, С. 572). Священномученику Константину (Некрасову) поставили в вину то, что он, отмечая в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру «8» на фотографию Сталина, что было расценено как «враждебное отношение к советской власти и руководителям партии» (14, С. 209). Узнав, что священномученик Димитрий (Остроумов) давал некоторым прихожанам лекарства, его обвинили в том, что он «занимался нелегальным лечением больных» (5, С. 179). Про священномученика Иоанна (Покровского) сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь на колхозных лошадей и свиней (14, С. 52). Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя... восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину, когда следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» (3, С. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010