семинарии, в 1850 г. пожалован епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии; в 1856 г. переведен в Вологду. Преосв. Виталий Щепетев (5-го курса), из ректоров С.-Петербургской академии, в 1837 г. рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, в 1842 г. переведен на епархию в Кострому, где и скончался на покое в 1846 году. Преосв. Арсений Москвин (5-го курса), с 1832 г. епископ Тамбовский, с 1841 г. архиепископ Подольский, с 1848 г. Варшавский, управляющий и Волынской епархией. Преосв. Феодотий Озеров (5-го курса), в 1837 г., из ректоров Рязанской семинарии, назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии; в 1852 г. переведен в Симбирскую епархию; в 1856 г. пожалован архиепископом. Преосв. Евгений Добротворский (6-го курса), скончался епископом Винницким, викарием Подольским, в 1841 г. Преосв. Исидор Никольский (6-го курса), из ректоров Московской семинарии, с 1834 г. епископ Дмитровский, викарий Московской митрополии, с 1837 г. епископ Полоцкий, с 1840 г. Могилевский; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. В настоящее время митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член св. Синода и председательствующий Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Преосв. Афанасий Соколов (6-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1841 г. епископ Томский, с 1853 г. архиепископ Иркутский, с 1856 г. Казанский. Преосв. Елпидифор Бенедиктов (6-го курса), из ректоров Воронежской семинарии, с 1842 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1-го марта по 6 ноября 1848 г. Харьковский, потом Подольский, с 1851 г. Вятский. Преосв. Нил Исакович (6-го курса), с 1835 г. епископ Вятский, с 1838 г. Иркутский; в 1840 г. пожалован архиепископом; в 1853 г. переведен в Ярославль. Преосв. Феогност Лебедев (7-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1848 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1852 г. Вологодский, с 1856 г. Тобольский и Сибирский. Преосв. Платон Городецкий (7-го курса), из настоятелей Виленского Свято-Духова монастыря, в 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Я узнал частно, что от графа Клейнмихеля последовало предписание Виленской строительной комиссии представить планы двух монастырей, францисканского и монахинь бенедиктинок, предназначающихся для помещения, в первом, уездных и приходских духовных наших училищ, а во втором первоклассного женского монастыря и училища для девиц духовного звания. Не знаю, каким порядком и кем именно указано это назначение; но оно весьма соответственно означенной выше потребности Православного ведомства. Между тем, мне известно, что принимаются сильные старания об охранении сказанных двух монастырей для Римско-католического ведомства – и старания эти происходят с той же стороны, которая содействовала взятию от Православных по-миссионерского монастыря, к весьма ощутительному материальному и нравственному вреду в Вильне для Церкви Православной. О всех сих обстоятельствах долгом считаю уведомить Ваше Сиятельство, в той надежде и с такою просьбою, что если дело сие производится по соглашению с вами, то вы не откажетесь принять участие в охранении интереса Православной Церкви. Я опасаюсь, чтобы предположение графа Клейнмихеля не осталось втуне, наделав только напрасно вредного шуму. Старающиеся уронить оное надеются на то, что в предписании, данном строительной комиссии, францисканский монастырь назван заштатным, тогда как он есть штатный первоклассный. В сем случае очень легко монахов францисканов перевести с их штатом в который-либо из Римско-католических заштатных монастырей, вместо того, чтобы заведения Православные оттеснять в самые неблаговидные и невыгодные местности. Н. Н. Муравьёву, командиру гренадерского корпуса, 7 октября 1851 года. Родной мой племянник, Самсон Семашко, кончивший ныне науки в среднем отделении Литовской семинарии, изъявлял постоянно и ныне изъявляет желание поступить в военную службу. Не находя нужным препятствовать этому намерению, я желал бы однакож, чтобы служба его началась не в западных губерниях, но среди коренного русского населения. Потому, препровождая вместе с сим просьбу Самсона Семашки с шестью приложениями, покорнейше прошу Ваше Превосходительство удовлетворить оную, если к тому не окажется особых препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

h) Л. 235–236. Speculum sacerdotis. i) Л. 236 об.–238. Enigmata diversa in sacra scriptura et solutiones eorum. k) Л. 239. Franciscus Petrarca. l) Л. 240. Краткие заметки из Сенеки, Цицерона, Григория Великого , Августина, Илария и др. Рукопись в кожаном переплете с медными бляхами и с застежками. На первой странице не перемеченного листа находится следующая надпись внизу карандашем: «Eingesehen von prof. Wilh. Grim und geh. rath Sotzman in Berlin. Februar und März 1856». На первой странице первого перемеченного листа находится пометка вверху чернилами: «Exibib. Murij Amorb. ord. s-ti Benedicti». [Эд. Тремер говорит, что этот бенедиктинский монастырь Аморбах около Вюрцбурга закрыт был в 1851 г. и часть рукописей его перешла к собирателю их Fröhlich, (из архивских рукописей ему принадлежали XLVII, XVI, L, LII и LIII. – На переплете наклеен тот же ярлык, что и на ркп. XLVII. На первом чистом листе до текста красными чернилами: С. Μ. X. – 21,1 X 15,1]. LI (по старому каталогу 1330). Рукопись на 373 листах, писана, судя по почерку, в XVI столетии, на простой бумаге. Содержит в себе «Толкования на различные тексты св. Писания из книг Ветхого и Нового Завета». Заключена в деревянных досках, обтянутых лайкой. – 22 X 14,7. LII (по старому каталогу 1331). Рукопись на простой бумаге, на 281 листе, в два столбца, почерком XV столетия. Содержит в себе: Трактаты теологического содержания . Заключена в деревянных досках, на половину обтянутых кожей, с оборванными медными застежками. На первой стр. внизу пометка: Asscribitur bibliothecae Limpurgensi». [На переплете: С. M. XVIII и ярлык той же библиотеки, что на ркпп. XLVII и L. – 20,2 X 13,9]. LIII (по старому каталогу 1321/Ь). Рукопись на 75 листах, на пергамине, судя по почерку, писана в XV веке и озаглавлена на переплете: Constitutiones ordinis s. Augustini de anno 1287 (этот заголовок написан почерком XIX столетия). Между листами 45 и 46 несколько страниц вырвано и, начиная с 46 листа, ркп. писана мельчайшим почерком, нежели сначала, а оканчивается на маленьких листочках. Рукопись заключена в кожаном переплете с оборванной кожаной застежкой. [На переплете красными чернилами: С. М. XXVIII. – 22 X 16].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ему кажется, что русская поэзия «недаром» явилась на свет «на сельском кладбище, на закате дня»; недаром «принял ее лес опавшей листвой и тихо шелестел печальный свой привет». «Хоть радугой мечты, хоть юной страсти жаром пленяла после ты – но первым лучшим даром останется та грусть, что на кладбище старом тебе навеял Бог осеннею порой». С. намечал не только цели, но и средства к их достижению; он стремился водворить во имя «вселенской правды» мир в межконфессиональной вражде, в межнациональных и межрелигиозных конфликтах. Но более всего на современников воздействовала сама личность С., его обаяние, творческая активность и ежедневный труд по насаждению добра. По словам Л.З. Слонимского, «готовность делать добро доходила у С. до самоотвержения; он не только не умел отказывать в чем бы то ни было и кому бы то ни было, но сам предлагал свои услуги и оказывал их с необыкновенным вниманием. Не располагая другими средствами, кроме своего литературного заработка, он приобрел репутацию щедрого благотворителя». «Вся жизнь С., – пишет кн. С.Н. Трубецкой, – была стремлением оправдать свою веру, оправдать добро, в которое он верил. Делу своему он отдавался весь, не зная отдыха, беспощадный к себе, торопясь исполнить то, что считал своим призваньем. Но в этой трудной работе он не изнемог духом, сохраняя чистое сердце и душевную бодрость, тот высший, чуждый уныния источник веселья и радости, в котором он сам видел подлинный признак и преимущество искреннего христианина». СОЛОВЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1820–1879) – историк, профессор и ректор Московского университета с 1871 по 1877 г., академик Петербургской АН (1872), автор трудов по истории Новгорода, эпохам Петра I и Александра I, внешней политике России, историографии. Основное сочинение – «История России с древнейших времен» (1851–1879; Т. 1–29). Отец В. С. Соловьева . СПИНОЗА БАРУХ (Бенедикт) (Spinoza, d’Espinosa; 1632–1677) – нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, – закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

XX в. католич. миссия распространилась за пределы долины Катманду - на восток и на запад, в разных частях Н. были основаны новые миссионерские станы, в страну прибыли представители различных мужских и женских католич. конгрегаций, гл. обр. индийцы. Конституция 1990 г. предоставила право свободно исповедовать свою религию, сохранив запрет на прозелитизм. После долгого ожидания в 1993 г. католич. община в Н. была официально зарегистрирована правительством. 15 авг. 1995 г. кард. Йозеф Томко, префект Конгрегации евангелизации народов, освятил строящуюся в Катманду ц. Успения Пресв. Девы Марии (ныне соборная). 8 нояб. 1996 г. миссия sui iuris в Н. преобразована в апостолическую префектуру во главе с Шармой. В 2000-х гг. католич. Церковь утвердилась во мн. частях Н., количество католиков превысило 7 тыс. чел. 10 февр. 2007 г. папа Бенедикт XVI преобразовал префектуру Н. в апостолический викариат во главе с Шармой, ставшим одновременно титулярным епископом. В 2014 г. викарием назначен инд. свящ. Пол Симик. Протестантизм С сер. XIX в. британцы стали активно развивать расположенный у вост. границы Н. г. Дарджилинг, куда для работы на чайных плантациях переселялись непальцы. Здесь в 1870 г. миссионер Церкви Шотландии Уильям Макфарлан основал Восточно-гималайскую миссию, к-рая занималась образованием местных жителей, переводом Библии и др. христ. лит-ры на местные языки и проповедью в сельских районах. Благодаря усилиям этой миссии проживавшие здесь непальцы имели возможность ознакомиться с основами христ. веры. К первым обращенным непальцам принадлежал Ганга Прасад Прадхан (1851-1932), происходивший из богатой неварской семьи, переехавшей в 1861 г. в Дарджилинг. Здесь он принял крещение и получил образование в школе Макфарлана. В 1869 г. Прадхан начал проект по переводу Библии на язык непали, который был завершен в 1914 г. В том же году он вернулся в Катманду с целью создания системы народного образования в Н., но за христ. проповедь был навсегда изгнан из страны. С кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

20 окт. должна праздноваться во всех храмах города и в архидиаконии Сантарен. В 1586 г. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В 1162 г. впервые упоминается ц. во имя св. Ирины в совр. фрегезии Санта-Ирия-да-Рибейра-ди-Сантарен, при которой в XIV в. существовал капитул каноников (упразднен в 1851). По местному преданию, храм был основан в вестгот. эпоху, однако сведения об этом отсутствуют. Наиболее ранние части существующего здания, выдержанного в формах провинциального португ. барокко кон. XVII-XVIII в., относятся к XV в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 909-912; Antiphonarium mozarabicum de la catedral de León. León, 1928. P. XXXVII; Breviarium Bracarense: Pars Autumnalis. R., 1922. P. XXXVI, 815-819. Лит.: Fl ó rez H. España Sagrada. Madrid, 1758. T. 14. P. 193-196, 389-391; A[rmando] da S[ilva]. O romance de Santa Iria//Revista do Minho. Barcellos etc., 1912. Vol. 20. P. 79-83; MartRom. Comment. P. 464, 466; Gaiffier B., de. Le Bréviaire d " Évora de 1548 et l " hagiographie ibérique//AnBoll. 1942. T. 60. P. 131-139; idem. Hagiographie hispanique//Ibid. 1948. T. 66. P. 299-318; P é rez Vidal J. Sta Irene: Contribución al estudio de un romance tradicional//Revista de dialectologia y tradiciones populares. Madrid, 1948. Vol. 4. P. 518-569; Oliveira M., de. Santa Iria e Santarém// Idem. Lenda e história: Estudios hagiográficos. Lisboa, 1964. P. 5-55; Fern á ndez Alonso J. Irene di Portogallo//BiblSS. Vol. 7. Col. 889-890; Jesus da Costa A., de. Santa Iria e Santarém: Revisão de um problema hagiográfico e toponímico//Revista Portuguesa de História. Lisboa, 1972. Vol. 14. P. 9-63, 521-530; idem. Irène (Iria) de Santarem//DHGE. T. 25. Col. 1468-1472; Fernandes de Almeida A. Considerações acerca de Santa Iria: Identificação, lendas e toponímia//Caminiana. Caminha, 1985. Vol. 7. P. 159-225; Mata L. O «cais» de Santa Iria: Uma reflexão sobre uma velha questão//Revista Lusófona de Ciência das Religões. Lisboa, 2007. N 11. P. 271-293. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/673957.html

К середине XIX в. управление католиками в Англии находилось в довольно запутанном состоянии. Оно осуществлялось на основе буллы, изданной папой Бенедиктом XIV в 1753 году, когда католическая церковь Англии была еще гонима. Во главе английской католической церкви стояли четыре папских викария, главы четырех диоцезов: Лондонского, Мидлэнда, Северного и Западного. Между ними не было никакой иерархической зависимости; они были абсолютно равноправны. Единственным авторитетом являлась сама Римская курия и конгрегация Пропаганды. С увеличением числа католиков в Англии папским викариям становилось все тяжелее управлять своими единоверцами. Появилась и другая проблема. Католическое население увеличивалось в основном за счет эмиграции из Ирландии. Естественно, ирландцы ехали в города, а в городах у папских викариев был серьезный противник в лице монашеских орденов: иезуитов, бенедиктинцев и др. Власть религиозных орденов возросла настолько, что управление из Рима стало фактически означать управление из конгрегации Пропаганды, контакты которой с Римом были налажены гораздо лучше[ 19 ]. Подобное положение вызывало недовольство папских викариев, и свое спасение они видели в установлении в Англии строгой регулярной иерархии. Благодаря ей викарии надеялись восстановить свое главенство в управлении католиками. Иерархия была желательна также из-за проблем, имевших корнем независимость католических прелатов друг от друга, что приводило к многочисленным спорам между папскими викариями[ 20 ]. Идея воссоздания иерархии католических епископов стала активно обсуждаться с начала XIX в. Импульс этому процессу дали законы, облегчавшие положение католиков, принятые в конце предыдущего столетия. Еще реальнее этот проект стал после проведения католической эмансипации в 1829 г., когда в 24-м пункте закона появилось указание, что католическим прелатам запрещается использовать титулы с названиями английских городов, где имелись кафедры англиканских епископов[ 21 ]; таким образом как бы давалась возможность использовать титулы, которых англикане не имели.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

P., 1626); Морена о таинстве Покаяния (1682) и его же посмертно изданное исследование о катехуменате и конфирмации (1703); «Эортология» Ш. Гюйе († 1664), в которой исследуются литургические предписания, обычаи и история празднования памятей святых и поминовения живых и усопших; сочинения кард. Дж. Боны († 1674) о псалмопении и службах суточного круга (1663) и об истории мессы ( Bona G. Rerum liturgicarum libri duo. R., 1671; доп. посмертное изд.: 1676; 3-томное издание (Augustae Taurinorum, 1747-1753); в качестве 4-го тома в 1754 г. изданы избранные письма Боны) с комментариями Р. Салы, которое по сути является новой работой на основе сочинения кард. Дж. Боны); многотомный труд англикан. ученого Дж. Бингема († 1723) о раннехрист. богослужении ( Bingham J. Origines Ecclesiasticae, or Antiquities of the Christian Church. L., 1708-1722. 10 t.); фундаментальные исследования по истории мессы и оффиция Ж. Гранкола († 1732); для исторической сакраментологии и литургического богословия большое значение имели труды П. Ламбертини (папы Римского Бенедикта XIV) († 1758). Во Франции прорыв в области Л. и возрождение интереса к средневек. богослужению связаны с именем аббата П. Геранже († 1875), автора фундаментальной истории католич. богослужения и литургических книг ( Gu é ranger P. Institutions liturgiques. Le Mans, 1840-1851. 3 vol.), вызвавшей широкую дискуссию в связи с его негативным отношением к неогалликанской традиции (ответы Геранже противникам собраны в дополнительном томе 2-го издания этого труда: P.; Brux.; Gen., 1878-1885. 4 vol.), а также многотомной истории «Литургический год» ( Idem. L " année liturgique. Le Mans, 1841-1866. 9 vol.; 2-е изд. было дополнено его учениками еще 6 томами). Возрожденное им Солемское аббатство стало центром изучения Л. и григорианского пения. С этим центром были связаны мн. франц. ученые: в частности, кард. Ж. Б. Ф. Питра († 1889), считавшийся современниками образцом церковного ученого, издавший множество рукописных памятников греч. канонического права и гимнографии, в том числе сочинения прп.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Желающим предоставляется право слушать лекции и в Римском Коллегиуме. 3) Миланская семинария, по личному указанию папы Пия IX, была основана в 1850 году в городе Саронно; но скоро перевели ее в Милан. Цель открытия ее состояла в том, чтобы молодых католических священников подготовлять для миссионерской деятельности в центральной Бенгалии, восточной Бирме, северном и южном Юннане и Гонконге. Вследствие этого в ней обращается особенное внимание на преподавание не только богословских наук, но и языков – английского и китайского. Число учащихся не превышает 20-ти человек. В 1899 году в означенных странах числилось 63 миссионера вышедших из этой семинарии. 4) Французская семинария св. сердца Марии помещается близ Пантеона в собственном здании. Она открыта была в 1851 году, с благословения папы Пия IX, французскою «конгрегациею св. Духа и чистейшего сердца Марии» и содержится на ее средства; ей же предоставлено и право назначать, по своему усмотрению, ректора этого коллегиума. В число питомцев принимаются французские юноши из всех французских диоцезов; число их колеблется между 120–130; богословские и философские лекции слушают они в Римском Коллегиуме и, по окончании курса, обязаны возвратиться в отечество для пастырского или миссионерского служения. Впрочем, им не запрещается слушать лекции и в других римских учебных заведениях. Форменная их одежда – черный талар. 5) Бенедиктинский коллегииум св. Амвросия основан в монастыре того же имени в 1862 году, по желанию папы Пия IX, бенедиктинцами из Субиако, принадлежащими к конгрегации Монте Кассино della primitiva observanza. Цель коллегиума чисто миссионерская: приготовить молодых членов бенедиктинского ордена к миссионерской деятельности. 6) Семинария для верхней Италии или, как ее называли прежде, Ломбардский Коллегиум (Collegio Lombardico) – была основана в 1852 году при церкви свв. Амброжио и Карло Борромео. В 1870 г. она была закрыта; но в 1878 году папа Лев XIII снова открыл ее, подчинив ее себе. Первоначально ее назначение состояло в том, чтобы приготовлять кандидатов в священники одной Ломбардии, но теперь в нее принимаются юноши из всех диоцезов верхней Италии, при чем имеются в виду и потребности внешней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В конце XIX — начале ХХ века, когда западное монашество переживало ренессанс, бенедиктинская традиция стала семенем литургического движения, целью которого было возрождение литургического благочестия и переоценка понятия «участия в богослужении». Строгость и красота Отцом литургического движения по праву считается аббат Проспер Геранже (1805—1875). В 1833 г. он выкупил полуразрушенный монастырь Солем (Solesmes) и основал там монашескую общину. Одной из бесспорных заслуг Геранже стало «новое открытие» главной молитвы Церкви. С горечью и сокрушением наблюдал он за тем, как изменилась христианская жизнь его современников — часто эгоистичных и замкнутых, потерявших чувство красоты и величия Божия, молящихся или формально, или текстами сомнительного содержания. Чтобы исправить положение дел, считал Геранже, нужно вновь обратиться к незамутненному истоку церковной молитвы — евхаристии и суточному кругу богослужения. Идеалом Геранже была классическая римская литургия миссала Пия V 1570 года, которую он требовал совершать со всей тщательностью: «…следует заботиться о том, чтобы не пропустить ни единого поклона, которые положены во время молитв, чтений Апостола или Евангелия или других текстов» . Благоговейная тишина, ритм, стройное григорианское пение — все это собирает молящихся в единое целое и обращает их внимание к «единому на потребу». Участие в богослужении, таким образом, означает не только формальное присутствие или даже причащение, но внимательное следование словам и действиям литургического обряда. Движимый просветительским порывом, Геранже положил начало систематической научной работе по изучению богослужения. Сам он — автор «Литургических установлений» („Institutions liturgiques“, 1840–1851), в которых описывается историческое развитие литургии, и многотомного «Литургического года» („L’annee liturgique“, 1841–1866) , в котором он использует источники западной и восточной традиции. Среди периодических изданий бенедиктинцев можно выделить «Вестник верных» французского аббатства Маредсу („Messager des Fidèles“, 1884 г., впоследствии „Revue Benedictine“), «Вопросы литургики» („Questions liturgiques“, 1909 г.) бельгийского аббатства Мон-Сезар, «Литургический альманах» немецкого монастыря Мария Лаах („Jahrbuch für Liturgiewissenschaft“, 1921 г.). В 1945 году англиканский бенедиктинец Грегори Дикс опубликовал книгу «Форма литургии» („The Shape of the Liturgy“), в которой поставил вопрос о первоначальной структуре евхаристического обряда. Высокое качество научной работы достигалось благодаря корпоративному единству и организаторским способностям настоятелей, которые часто стояли во главе исследовательских проектов.

http://bogoslov.ru/article/6175861

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010