Алексей Михайлович решил устроить в Измайлове образцовое хозяйство нового типа, чтобы собрать в нем лучшее, что могла тогда иметь Россия из своего и импортируемого, и распространить этот опыт по всей стране, а также избавиться от дорогостоящего импорта шелка, лекарств, хлопка, пряностей, научившись разводить все это у себя. Подобные новшества могли плохо восприниматься невежественной публикой, а царский сад был не только передовым, но и свободным от всяких мнений. Царь придавал свой авторитет всему, что росло в его саду, и, главное, подавал пример для повсеместного подражания – недаром он щедро раздавал семена своим приближенным. Измайлово считается едва ли не первым в Европе примером, когда царская резиденция одновременно была и образцовым вотчинным хозяйством. Здесь было все: огромные пашни с хлебом, причем зерно на первый посев взяли у патриарха в благословение, оранжереи с теплицами, кишащие дорогой рыбой пруды, которым царь сам дал названия – Лебедянский, Серебряный (по преданию, его дно и берега были выложены серебром), Виноградный, Просяной… Летом царевны сами пускали в пруды рыбок и очень любили их кормить. Был еще Зверинецкий пруд для большого зверинца, где водились леопарды, рыси и даже белый медведь, а главное, лев и львица, подаренные царю Алексею Михайловичу персидским шахом. На птичьем дворе расхаживали дивные павлины, напоминавшие сказочных птиц. Одновременно Измайлово имело и чисто хозяйственное назначение. Например, в Пиявочном пруду разводились пиявки в лечебных целях, а Стеклянный пруд был выкопан для производственных нужд стекольного завода, для которого царь выписал из Европы мастеров «самых добрых», работавших в традициях венецианских стеклодувов. Они изготовляли посуду для царского стола и дорогие изделия для подарков. Главной же мечтой был собственный виноград. В августе 1665 года астраханский садовник Василий Никитин привез в Москву первые виноградные кусты, и высшей царской гордостью стал Виноградный сад с беседками, увитыми виноградной лозой. Это был первый виноград, разведенный в Москве. Далее следовали Вишневый, Грушевый, Сливовый и даже Тутовый сад, где выращивали шелковичные деревья. В парниках и оранжереях росли дыни и арбузы, грецкие орехи, миндаль, кизил, перец, пряности, мак, хлопок и даже финиковые пальмы. В саду на берегу Серебрянки разводили шиповник, барбарис, крыжовник, сирень, различные сорта яблонь. В садах выращивались и редкие лекарственные травы, что сделало Измайлово предшественником Ботанического сада. Царь строго соблюдал московскую религиозную традицию своего сада: здесь выращивались удивительные редкие и заморские растения. Приглашенные голландские и немецкие садовники разводили особо душистые цветы, белые лилии, махровые пионы, тюльпаны, гвоздики. Все это диво, изобилие и благоухание символизировало изобилие райского сада, Божию благодать и чудо.

http://pravoslavie.ru/3688.html

«Черные толпы ждали Городецкого на Невском. Добрый народ поджидал долго. Прощелкал Городецкий. Щелкнул пальцем кому-то в нос, громовые вопли провожали мальчика. Жоржик Нулков на лихаче пролетел мимо и кричал: „Мы, мы, мы“. Грустно вздохнул Шестов: „Не люблю болтовни“. „Вы наш!“ — закричали мистики и увели в „Вену“. И, наконец, Бердяев: „Черный теократ, как ассирийский царь, примирял Бога и Человека“». Тотчас по выходе в свет поэмы, Белый посылает ее «великому Блоку». Тот пишет матери: «Боря выпустил симфонию; прислал мне ее с нежной надписью. Я читаю. Читая, получил его беспокойное письмо о симфонии. Но я ничего не могу сказать ему; мало того что она мне не нравится, но еще я имею много против ее духа. И не отвечу ему ничего». А через четыре дня (21 апреля) снова пишет матери: «Я зол на Москву. Боря пишет мне встревоженные письма, а я ему не в силах ответить. Ибо неуловимо… выходки есть в этой симфонии против меня… Московское высокомерие мне претит, они досадны и безвкусны, как индейские петухи. Хожу и плююсь, как будто в рот попал клоп. Черт с ними». Молчание Блока уязвило самолюбивого автора, и он отомстил ему злым отзывом на вышедший в феврале 1908 года его сборник «Лирических драм». В «Воспоминаниях о Блоке» Белый пытается оправдаться в своей оскорбительно-издевательской рецензии на книгу недавнего друга. «Сколько раз потом, — пишет он, — я готов был рвать волосы за то, что она таки была напечатана!» Но он не виноват: в то время он пребывал в состоянии истерического медиумизма: возвращаясь с заседаний и собраний, ложился в прострации на диван в своем кабинете: видел в зеленоватом зеркале свой «худеющий лик» и предавался тоске. За стеной мать играла «Реквием» Моцарта, и под эти похоронные звуки казалось ему, что его опускают в могилу; тоска наклонялась над ним черным двойником. Эллис, любивший из всего творить кошмарные мифы, уверил Белого, что у него есть двойник — черный профиль: это тень его от него убежала и действует где-то помимо его воли. Раздвоение сознания выражалось в том, что вторая половина его «я» страдала припадками «боли и полемической злости». В одном из таких припадков он и написал свою рецензию на драмы Блока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

— Государь, — не отстает Меншиков. — Пусти! А, государь! — Ладно, ступай, — сдается наконец Петр. Собрав двенадцать лодок, Меншиков отплыл к крепости. Что есть силы солдаты налегли на весла. Против течения по быстрине плыть трудно. Взмахнут солдаты веслами, нажмут, бурлит по сторонам вода, пенится, а лодки почти ни с места. — Давай, братцы, нажмем, братцы! — подбадривает Меншиков солдат, а сам с тревогой смотрит на берег. Не отводит глаз от крепости и Петр. Совсем мало русских осталось на острове. Понимает царь: не подоспеет подмога. Отвернулся Петр, безнадежно махнул рукой. А когда посмотрел вновь, не поверил своим глазам: лодки — у острова. Первым выскочил Меншиков. Взмахнул шпагой, врезался в толпу шведов. Только теперь Петр заметил: Меншиков без кафтана, в одной розовой шелковой рубахе. Меншиков пробился к стене. Ловко, как кошка, полез по штурмовой лестнице, ухватился за край пролома, подтянулся, вскочил на ноги и радостно замахал шляпой. — Хвастун, ой хвастун! — не сдержался Петр. Неожиданно в пролом повалил дым, злыми языками пробилось пламя. Озаренная огнем, метнулась розовая рубаха Меншикова. Что было дальше, Петр не видел, мешал дым. В судороге, словно кто-то дергал его за нитку, зашевелился петровский ус. Прошла минута, вторая, третья. И вдруг… — Видишь? — закричал Петр прямо в ухо стоящему рядом солдату. — Никак нет, ничего не вижу, бомбардир-капитан! — ответил солдат. — Дурак! Куда смотришь? Вон куда гляди! — И Петр показал на стену. Там, на самом верху, среди огня и дыма, меж острых зубцов стены, словно победное знамя, развевалась розовая, из шелка шитая рубаха бомбардир-поручика Александра Меншикова. Обезумев от боя, со страшно перекосившимся лицом, Меншиков метался у самого обрыва. А рядом с ним, слева и справа, мелькали зеленые кафтаны русских солдат. Вот их все больше и больше. Вот уже почти не видно шведов. Вот… Петр посмотрел в подзорную трубу. В стекле встрепенулось что-то белое. Флаг, белый флаг! Шведы выбросили белый флаг. Шведы сдаются! Отбросив в сторону трубу, Петр закричал:

http://azbyka.ru/fiction/nebyvaloe-byvae...

  Гибель христианской Европы, цивилизация Шарли - все началось в 1917 году Но все же почему сегодня либеральные СМИ закатывают истерику при одном упоминании, что к убийству Царской Семьи могли быть причастны сатанисты начала ХХ века? Может быть, потому что российские либералы чувствуют неразрывную связь нынешних всесильных хозяев " постхристианской " Европы с теми, кто развязал две мировые войны. Результатом Первой мировой войны стало крушение христианской государственности: были разрушены Православная Российская Империя, Австро-Венгерская и Германская империи, а заодно и Турецкая империя.  После Второй мировой официальным центром мирового " интернационала ростовщиков " стали США. В  современной глобализации отчетливо прослеживается желание жрецов религии " золотого тельца " навязать всему миру свою волю, а США обязаны навязать эту волю ракетно-бомбовыми ударами всем непокорным народам. Но ведь для российских либералов цивилизованный Запад - пример для подражания, а США - надежда всего прогрессивного человечества. Как же креативному " болоту " не встать на защиту своих кумиров, наставников и старших товарищей! На " постхристианском " Западе успешно построена цивилизация Шарли, для которой незыблемыми ценностями являются парады содомитов, эфтаназия и фетальная терапия - откровенный сатанизм. А как назвать показательные убийства и расчленения на глазах детей жирафа Мариуса и двух молодых львов в зоопарке Копенгагена, на родине великого детского христианского писателя Ганса Христиана Андерсена? А показательное шоу на открытии туннеля в Швейцарии, на котором вся политическая элита Европы во главе с фрау Меркель аплодировала главному персонажу этого карнавала в виде козла Бафомета, масонскому " всевидящему оку " в треугольнике, который с огромного экрана наблюдал за этой " постхристианской " элитой?   Стремительная дехристианизация Европы началась  после того, как богоборцам удалось сокрушить Российскую империю и убить Православного Русского  Царя.  Если будет  расследована версия ритуального убийства Царской Семьи, то выяснится, кто и зачем написал  на стене Ипатьевского дома искаженные строки Гейне: " Belsatzar ward in selbiger Nacht Von seinen Knechten umgebracht " - " Вальтасар  в эту ночь  был убит своими слугами " ? Написали Belsatzar вместо Belsazer. Весьма  многозначительное искажение, надпись гласила что: " Белый Царь  в эту ночь убит своими слугами " . Любому историку известно, что Русского Царя издавна именовали  Белый Царь.

http://radonezh.ru/analytics/o-ritualnom...

Осторожные князья московские не торопились буквально реализовать по чужим советам приписываемые им права на КПльское наследство, но не упускали случая использовать эту идею в целях возвышения авторитета своей власти. Несомненным признаком принятия идеи о КПльском наследстве московскими князьями служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи – двуглавого орла в качестве русского государственного герба. Может быть, по некоторой связи с этим, особенно после падения татарского ига (после 1480 г.), Иван Васильевич III первый из московских князей официально принимает титул «самодержца». Это – и оттиск с титула византийских басилевсов и термин специфически для русских ушей звучавший радостью полного освобождения от татарской неволи: «самодержец» это значило: «совершенно независимый, свободный белый от всякого подданства», indépendant. Совсем иное значение в этот термин внесено было в России XX века. В международных сношениях с мелкими государствами он начинает настойчиво употреблять формулу: «Божиею милостию царь всея Руси», или «государь, великий царь всея Руси». Василий III (1505–1533) имел, подобно своему отцу, особое попечение о возвышении имени русского государя. Один хронограф передает о нем, что он составил себе «особую титлу великия державы и тако в посольских грамотах и в летописных историях писать себе повелел, имже званьем в русской земли даже от великого князя Рюрика никто от рода их таковым самодержательством не писашеся и не нарицашеся яко же сице сей: «Божиею милостью царь и великий князь». Так на самом деле иногда называл себя и Иван III, но Василий Иванович начал пользоваться этим титулом настойчиво и систематически во внешних сношениях. Вероятно, вставал на Москве вопрос о торжественном провозглашении великого князя царем, потому что нам известно немало сплетен различных иностранцев о том, что будто бы Василий III намеревался выхлопотать себе королевский титул у папы. Формальное объявление России «царством» было, однако, неизбежностью в недалеком будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Страна была ввергнута в Гражданскую войну, разодрана на разные клочки, в которых правили разные правительства: белые, красные, зелёные, серо-буро-малиновые. Исчезнуть окончательно России Господь не попустил, и земли собрались. Но что собралось? Мистический Китеж-град, Святая Русь, ушли под спуд. Можно ли было назвать совдепию особенно 20-х годов Россией? Конечно, нет. Это была оккупированная страна, то, что говорил Троцкий – быдло для мировой революции. Другое дело, не получилось у них этого. Но все равно, сталинский, брежневский СССР – это не Россия. И нынешняя Российская Федерация – это тоже не вся Россия, хотя и ее значительная часть. Мы ее еще не обрели, ее нам обратно Бог не отдал. Кто мне, как русскому человеку, сможет объяснить, что РФ – это Россия, а Киев, матерь город русских, – это не Россия, не Русь, не моя страна? Почему Чернигов – не мой город, город, где складывалась моя история? Почему город русской славы Севастополь – не моя страна? Россия, как и монархия, – понятия не только и не столько материальные, земные, но и духовные. К тому же они друг от друга не отделимы. Вопрос в том, что монархия – это не только политическое устройство, но и мировоззрение нации. Возродить лже-монархию сейчас – убить подлинную Монархию, посадить карикатурного царька, который будет особенно уродлив после Святого Царя-Мученика. А настоящий Царь сегодня не удержится и дня, потому что блудники скажут, что он мешает им блудить, пьяницам – пить, убийцам – убивать, делать все то, что происходит в так называемом демократическом обществе. Но самое удивительное, что русская монархия проявляется, причем, не только на территории Российской Федерации, но и на Украине, где, кстати, сохранилась русскость, где чтут Царя. В Белоруссии в любой церкви вы увидите икону Царственных Мучеников. Глава буддийской традиционной Сангхи Хамбо-лама Дамба Аюшеев заявил, что для буддистов России Царь и Царевич – святые! Он привел потрясающий пример. В 1937 году было расстреляно 16 тысяч буддийских лам. Остались свидетельства последних слов: «Если ушел Белый Царь, то и мы умираем спокойно». Для подлинных мусульман России понятие Белого Царя (Ак-Падишаха) также свято.

http://pravoslavie.ru/38340.html

Трепавлов 2007 – Трепавлов В. В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М., 2007. [Trepavlov V. V. «Belyi tsar’». Obraz monarkha i predstavleniia o poddanstve u narodov Rossii XV–XVIII vv. («The White King». The image of the monarch and the ideas of loyalty according to the peoples of Russia in the XV–XVIII centuries). Moscow, 2007.] Успенский 1998 – Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. [Uspenskii B. A. Tsar’ i patriarkh. Kharizma vlasti v Rossii (Vizantiiskaia model’ i ee russkoe pereosmyslenie). (The king and the patriarch. Charismatic power in Russia (The Byzantine model and its Russian reinterpretation)). Moscow, 1998.] Успенский 2000 – Успенский Б. А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000. [Uspenskii B. A. Tsar’ i imperator. Pomazanie na tsarstvo i semantika monarshikh titulov (Tsar and Emperor. The anointing for the kingship and the semantics of royal titles). Moscow, 2000.] Щедрина 2000 – Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000. [Shchedrina K. A. Tsarei derzhava. Znachenie relikvii i simvolov Sviatogo Kresta i Strastei Khristovykh v tserkovnom osviashchenii gosudarstvennoi vlasti (The power of kings. The value of relics and symbols of the Holy Cross and Passion of Christ in the Church’s consecration of the government). Moscow, 2000.] Failler, Laurent 1984 – Georges Pachymérès. Realtiones historiques. I. Livres 1–3/Éd. A. Failler; trad. V. Laurent. P., 1984 (CFHB. Series Parisiensis 24). Hausherr 1944 – Hausherr I. Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient chrétien. R., 1944 (OCA 132). Head 1982 – Head C. Imperial Byzantine portraits: a verbal and graphic gallery. New York, 1982. Hilsdale 2014 – Hilsdale C. J. Byzantine art and diplomacy in an age of decline. Corwall, 2014. Καραγιαννπουλος 1996 – Καραγιαννπουλος I. Τ Βυζαντιν κρτος. Θεσσαλονκη, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Не исключено также, что Давид решил установить Ковчег в доме Аведцара не без “задней” мысли: он хотел удостовериться, что этот артефакт не влечет за собой гнев Бога на того, в чьих руках он находится. Поэтому он велел своему окружению пристально наблюдать за тем, что будет происходить в доме Аведцара. Вскоре слуги сообщили ему, что нет не только никаких признаков того, что над этим домом тяготеет проклятие, но и наоборот — он явно благословлен Свыше: скот Аведцара дал необычайно хороший приплод, его хозяйство стало еще больше процветать, все шесть его невесток беременны, в том числе и те, что считались бесплодными. Все это Давид счел добрым предзнаменованием и отдал указание снова готовиться к переносу Ковчега в Иерусалим и установке в городе Скинии Завета. “И оставался Ковчег Господень в доме Овед-Эдома Гаттиянина три месяца; и благословил Господь Овед-Эдома и весь дом его. И сообщили царю Давиду, сказав: благословил Господь дом Овед-Эдома и все, что у него ради Ковчега Божья; и пошел Давид и поднял Ковчег Божий из дома Овед-Эдома в город Давида…” ( 2Цар. 6:11-12 ). На этот раз Давид воплотил свой замысел о торжественном внесении Ковчега в Иерусалим до конца. В строгом соответствии с Законом Моисея Ковчег несли на ремнях левиты. Сотни и сотни людей сопровождали Ковчег и спереди, и сзади, распевая псалмы и танцуя под музыку рассеянных в толпе музыкантов. Хотя от дома Аведцара до стен Иерусалима было, видимо, не больше нескольких километров, а то и километра, толпа шла чрезвычайно медленно, так как, согласно Библии, через каждые шесть шагов, следуя указанию Давида, коэны закалывали жертвенных быка и барана. У историков эта деталь вызывает сомнение, и не исключено, что под “шестью шагами” следует понимать фигуральное выражение, но в любом случае ясно, что жертв в тот день было принесено великое множество. Сам царь облекся в простой белый эфод рядового священника-коэна на том основании, что, хотя и не принадлежал к касте священников, имел в силу своего статуса право участвовать в жертвоприношении. Однако выбор этой униформы был, безусловно, не случаен — ею Давид хотел подчеркнуть, что видит себя лишь одним из рядовых служителей Бога, ничем не выделяющимся среди остальных и ни в коем случае не посягающим на авторитет первосвященника или пророков. В этом эфоде царь шел посреди толпы народа и самозабвенно пел и плясал вместе со всеми. Время от времени в толпе трубили в шофар — бараний рог, звуки которого, согласно еврейской традиции, имеют сакральное значение и призваны вселить в сердца людей священный трепет.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Вновь пред глазами Святая Земля. От Тель-Авива до Иерусалима примерно 70 километров. Нам предстоит проехать через Иерусалим и Вифлеем. Спокойный равнинный прибрежный ландшафт начинает меняться на возвышенные холмы, и мы въезжаем в Иудейские горы. Вновь охватывает трепет, ведь здесь произошло столько священных событий! Сколь крат святой царь Давид в этих горах спасался от преследований Саула! Здесь протекала его суровая воинская жизнь с верными друзьями. Здесь проводил он ночи в горных пещерах. Здесь он вел брани Господни. Ласково светило южное солнце, спускающееся на огромные холмы и скалы Иудейских гор, высота которых 700–900 метров над уровнем моря. И вдруг на вершине одной горы – беломраморный город. Здания его полностью покрывают вершину и террасами спускаются вниз. И так гора за горой. Перед нами Иерусалим! По-еврейски – Ерушалаим, Город мира. Иерусалим – среди гор он. Горы окрест Иерусалима ( Пс. 124: 2 ). Воистину Горний Иерусалим не только в таинственном, но и в буквальном значении слова! Согласно решению правительства все здания Иерусалима строятся из белого мрамора или облицовываются им. Белый град – отображение славы Небесного Града. Апокалиптический Новый Иерусалим был явлен святому Иоанну Богослову в кубической форме, где длина, ширина и высота равны. Так и в архитектуре земного града Иерусалима преобладают кубическо-прямоугольные формы. Плоские крыши со светящимися в солнечных лучах водными баками. Дома, террасами спускающиеся вниз. Лицевая сторона являет многоэтажное здание, а обратная примыкает к склону горы так, что люди на разных этажах имеют свой земельный участок. Глаза твои увидят Иерусалим ( Ис. 33: 20 ). И вот я смотрю на него, и потрясение до самых глубин души. Иерусалим! Не сказать всего, что связано для верующего сердца с ним. Но сейчас у нас нет времени, и мы, минуя древний град, проезжаем по его современной части. Город празднично украшен – готовится встретить свое трехтысячелетие. Хотя он намного древней. Еще во времена Авраама (около 4000 лет тому назад) упомянут Мелхиседек, царь Салима ( Быт.14:18 ), отождествляемого с Иерусалимом. Но в 1003 г. до Р.Х. три тысячи лет тому назад, царь Давид сделал его столицей Израиля. Иерусалим становится центром всей духовной и гражданской жизни страны, городом Храма – единственного и неповторимого. Он становится центром и средоточием всей Священной истории. Здесь распят и воскрес Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Осторожные князья московские не торопились буквально реализовать по чужим советам приписываемые им права на КПльское наследство, но не упускали случая использовать эту идею в целях возвышения авторитета своей власти. Несомненным признаком принятия идеи о КПльском наследстве московскими князьями служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи — двуглавого орла в качестве русского государственного герба. Может быть, по некоторой связи с этим, особенно после падения татарского ига (после 1480 г.), Иван Васильевич III первый из московских князей официально принимает титул «самодержца». Это — и оттиск с титула византийских басилевсов и термин специфически для русских ушей звучавший радостью полного освобождения от татарской неволи: «самодержец» это значило: «совершенно независимый, свободный белый от всякого подданства», independant. Совсем иное значение в этот термин внесено было в России XX века. В международных сношениях с мелкими государствами он начинает настойчиво употреблять формулу: «Божиею милостию царь всея Руси», или «государь, великий царь всея Руси».    Василий III (1505—1533) имел, подобно своему отцу, особое попечение о возвышении имени русского государя. Один хронограф передает о нем, что он составил себе «особую титлу великия державы и тако в посольских грамотах и в летописных историях писать себе повелел, имже званьем в русской земли даже от великого князя Рюрика никто от рода их таковым самодержательством не писашеся и не нарицашеся яко же сице сей: «Божиею милостью царь и великий князь». Так на самом деле иногда называл себя и Иван III, но Василий Иванович начал пользоваться этим титулом настойчиво и систематически во внешних сношениях. Вероятно, вставал на Москве вопрос о торжественном провозглашении великого князя царем, потому что нам известно немало сплетен различных иностранцев о том, что будто бы Василий III намеревался выхлопотать себе королевский титул у папы.    Формальное объявление России «царством» было, однако, неизбежностью в недалеком будущем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010