2 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (17 марта). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8-го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален... поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-14/

4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8-го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален... поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350. 11 Типикон об этой ектении ничего не говорит, но это обычное умолчание. 12 Для вседневной утрени не характерно пение хвалитных псалмов со слов: «Всякое дыхание...», но на утрене Великой Пятницы «Всякое дыхание» перед хвалитными псалмами прямо указывается Типиконом и Постной Триодью и является особенностью богослужения данного дня.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-22/

Структурно циклы блаженн повторяли песню гимногра­фичес­кого канона. Цикл из трёх-семи тропарей-блаженн (последний был богородичен, а иногда и троичен) метрически и мелодически следовал образцу-самоподобну. Так выглядел цикл блаженн на Попразднство Рождества Христова (30 декабря), составленных Германом на подобен “Отвергша, Христе, заповедь Твою” на 3-й глас: «Звездою умною, ведомии с верою Христовой Вифлеему приблизихомся и Сего, в яслех таинственных выну предлежащего видяще, с верою взываем: “Помяни…”», “С волсви и вси мы дары да приносим Христу избавителю, от Девы воплощенному: веру, надежду и любовь крепкую, вернии, и злато, и смирну, и ливан: Помяни…”, “Бесплотных служителей божественными песньми подражающе, людие, с пастырьми да возопиим: Слава в вышних Богу, во объятьях Отца сущему и мир на земли стяжавшему, днесь нас ради непреложно воплощенному”, “Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, сохранив Тя. Радуйся, облаче легкий, Божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая” (Sinait. Gr. 578. X–XI вв. Л. 96) и т. д. 40 . Из немногих византино-палестинских, а также южноиталь­ян­ских Миней XI–XII вв. известны “молебные каноны” (греч. paraklhtikÕj kanèn), посвящённые как широко известным, так и местночтимым святым: “мученикам Христовым и венценосцам Георгию и Феодору, Димитрию, Прокопию, Меркурию, Евстафию и севастийским сорока мученикам, святой Февронии” (25 июня, автор — Иосиф); преподобному и чудотворцу Луке Стериоту Элладскому (7 февраля, автор — Евфимий). Вероятно, молебные каноны появляются в Минее под влиянием книги песнопений седмичного круга Параклита (греч. Paraklhtik¾), в которой зафиксирована практика включения в круг седмичных памятей молебных канонов особо чтимым святым (например, в Параклите XI в., Sinait. Gr. 778 41 , есть восемь молебных канонов Феофана севастийским мученикам и восемь канонов Иосифа святителю Иоанну Златоусту). Однако в Минеях, как правило, под заглавием “молебный” помещали обычный канон. Так великомученику Георгию (23 апреля) в Sinait. Gr. 614 (X–XI вв.) выписан тот канон Феофана, который в других рукописях идёт как основной.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

2 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (5 апреля). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8-го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален... поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

Или блаженнам. Блаженны на литургии прибавляются не к антифонам, но всегда к изобразительным, когда они положены; на это есть следующая причина (выше, §4): св. Герман говорит, что в антифонах сначала поются псалмы древнего завета, а потом песни новой благодати, что и бывает в антифонах, поемых на литургии; но как к изобразительным никаких особенных новозаветных песней не прилагается, то и положено, вместо этих песней, читать блаженны, которые взяты из Евангелия и описывают все те подвиги и дела пришедшего Христа, какие Он совершил и понес по вочеловечении, живя на земле между людьми. Содержание этих блаженн состоит в том, что в них Сам Господь представляется единым блаженным, истинно за нас обнищавшим, кротким, смиренным сердцем, единым праведным, правды алчущим и жаждущим, милостивым, щедрым, чистым сердцем, святым, нескверным, миротворцем и мироначальником, миром, по естеству Сыном Божиим, правды ради истинно изгнанным, укоряемым, гонимым, несправедливо униженным, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, и имеющим неизреченную радость и веселие. Сверх того, блаженны свидетельствуют, что и подражающие этим добродетелям будут ублажены от Господа. После блаженн, на часах, когда они поются без литургии, трижды поется: помяни нас, Господи, во Царствии Твоем. Это богословие разбойника, сказанное им на кресте, и его молитва, которою он приобрел рай; а троекратно поется она в честь Троицы. При конце блаженн всегда избираются из канона и читаются третья и шестая песни. Ибо прочие песни не так приличны литургии, как третья и шестая. Содержание всех девяти песней см. в этой же части, гл. 1, §17. Третья песнь содержит молитву Анны Пророчицы, знаменующей неплодство прежней церкви, а теперь явившейся плодоносящею; шестая же песнь – пророка Ионы, бывшего образом тридневного погребения и восстания Спасителя, и вместе нашего. А так как в настоящее время на литургии и совершается преимущественно воспоминание о неплодствовавшей прежде церкви, а теперь начинающей процветать чрез пришествие Христово, – а также о страдании, воскресении и погребении Иисуса Христа, чрез которые церковь процветает: то эти две песни, то есть, третья и шестая, как изображающие то же таинство, и читаются преимущественно пред прочими, имеющими другое содержание. В великие же праздники Господни и Богородичные не только третья и шестая, но и прочие песни все сряду, одна после другой, читаются до отдания: потому что во всех песнях канона равно описывается существо праздника. §7. Малый вход на литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

2 См. в четверг 5й седмицы Великого поста (5 апреля). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален… поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Структурно циклы блаженн повторяли песню гимнографического канона. Цикл из трёх-семи тропарей-блаженн (последний был богородичен, а иногда и троичен) метрически и мелодически следовал образцу-самоподобну. Так выглядел цикл блаженн на Попразднство Рождества Христова (30 декабря), составленных Германом на подобен “Отвергша, Христе, заповедь Твою” на 3-й глас: «Звездою умною, ведомии с верою Христовой Вифлеему приблизихомся и Сего, в яслех таинственных выну предлежащего видяще, с верою взываем: “Помяни…”», “С волсви и вси мы дары да приносим Христу избавителю, от Девы воплощенному: веру, надежду и любовь крепкую, вернии, и злато, и смирну, и ливан: Помяни…”, “Бесплотных служителей божественными песньми подражающе, людие, с пастырьми да возопиим: Слава в вышних Богу, во объятьях Отца сущему и мир на земли стяжавшему, днесь нас ради непреложно воплощенному”, “Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, сохранив Тя. Радуйся, облаче легкий, Божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая” (Sinait. Gr. 578. X-XI вв. Л. 96) и т. д. 38 . Из немногих византино-палестинских, а также южноитальянских Миней XI-XII вв. известны “молебные каноны” (греч. paraklhtikOj kanen), посвящённые как широко известным, так и местночтимым святым: “мученикам Христовым и венценосцам Георгию и Феодору, Димитрию, Прокопию, Меркурию, Евстафию и севастийским сорока мученикам, святой Февронии” (25 июня, автор – Иосиф); преподобному и чудотворцу Луке Стериоту Элладскому (7 февраля, автор – Евфимий). Вероятно, молебные каноны появляются в Минее под влиянием книги песнопений седмичного круга Параклита (греч. Paraklhtik?), в которой зафиксирована практика включения в круг седмичных памятей молебных канонов особо чтимым святым (например, в Параклите XI в., Sinait. Gr. 778 39 , есть восемь молебных канонов Феофана севастийским мученикам и восемь канонов Иосифа святителю Иоанну Златоусту ). Однако в Минеях, как правило, под заглавием “молебный” помещали обычный канон. Так великомученику Георгию (23 апреля) в Sinait. Gr. 614 (X-XI вв.) выписан тот канон Феофана, который в других рукописях идёт как основной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне — 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании) [ 917 ]. Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона — 3-я и 6-я — на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице). Песни канона, должно быть, нужно петь без ирмоса, так как его заменяет первая блаженна Октоиха (когда на Блаженнах поются только песни канона, то — с ирмосом, см. Нед. Антипасхи вечера, 2-ое «зри»). Приидите поклонимся Заключением Блаженн, являющихся как бы песнью малого входа на литургии, собственно «входным» стихом служит песнь: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», стих, открывающий собою и другие службы (литургия по идее и начинается отсюда, со входа, почему до него архиерей не принимает в ней участия) и так идущий ко входу, с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, (в воскресенье:) воскресый из мертвых (в будни: «во святых дивен сый», в Богородичные праздники: «молитвами Богородицы»), поющия Ти: аллилуиа». Аллилуиа — однажды, как об этом выразительно сказано в Служебнике и как делается на соответствующем праздничном припеве ко 2 антифону, а не трижды, потому что песнь относится к одному Спасителю, а не к Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

2 См. в четверг 5й седмицы Великого поста (17 марта). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален… поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  Тема номера: Архиерейский Собор: (на заставке – Президиум Архиерейского Собора 2008 года. Фото ИТАР-ТАСС) Разложить по полочкам . Вступление от Редакции //Фома. - – август 2008. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Что обсуждалось на Соборе? Информация. Фото Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). В кратких справках представлены следующие темы обсуждения: Интернет-дискуссии . – С.20; Новые канонизации . – С.20; Церковь на Украине . – С.20; Церковный суд. – С.21; Права человека . – С.21; Послания епископа Диомида . – С.21. Собор также обсудил проблемы … - С.20-21.   Главное о главном . Решения Собора крупным планом . Автор - Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина, Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.22-23,24-25,26-27,28.   Врезки к теме: Соборы в истории Церкви. Информационная справка//Фома. - – август 2008. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Киевский и всея Украины Владимир . Против политики. Фото Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.24. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии. Церковный арбитраж . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.25. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Единство Церкви . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.26. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной Церкви. Достоинство и свобода . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.27. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Какой вопрос, по Вашему мнению, должен был в первую очередь обсуждать недавно прошедший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви? Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 1-5 июля 2008 года//Фома. - – август 2008. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010