Гр-н Беллавин ответил, что он исполнить требование делегации не может. Митрополит Пётр Блинов указал, что гр-н Беллавин продолжает не подчиняться и также упорствовать в своём решении. Архиепископ Леонид задал гр-ну Беллавину вопрос, явится ли он в суд в одеянии священника или же в обыкновенном мирском платье, на что гр-н Беллавин ответил, что он будет на суде в одежде священника. Архиепископ Леонид указал, что они категорически протестуют против этого шага гр-на Беллавина и ещё раз потребовали снятия одежды священника. Гр-н Беллавин указал, что на их протест о решении явиться в суд в одежде священника он вторично протестует против их постановления о снятии с него сана. Митрополит Пётр Блинов указал, что его решение быть на суде в одежде священника является кощунством, т. к. он в настоящий момент является обыкновенным мирянином и им, духовенству, будет стыдно того, что гр-н Беллавин появляется в суде в не присвоенных ему одеждах. На это указание гр-н Беллавин сказал, что ему за них, духовенство, стыдно, за их постановление. Представитель мирян Украины от лица украинских мирян предлагал гр-ну Беллавину снять одежды, т. к. неподчинение постановлению Собора повторит все те кровавые эксцессы, которые связаны с именем патриарха Тихона. Гр-н Беллавин опять отказался снять одежды священника. Делегацией составляется акт об отказе гр-на Беллавина снять одежды священника. В 3 часа гр-н Беллавин подписывает составленный акт, который также подписывается и всеми присутствующими членами делегации» 66 . Документ этот, составленный сухим канцелярским языком, не может не внушить отвращения к тем, кто в течение получаса издевался над престарелым Святителем, только что доставленным из тюрьмы ГПУ. О том, какие нравственные страдания претерпевал в это время Святейший, мы можем только догадываться. 3. Состояние обновленческого раскола после «собора» 1923 г. 16 июня 1923 г., стремясь сохранить Апостольскую преемственность иерархии и канонически верный церковный центр, патриарх Тихон подал заявление в Верховный суд с просьбой об освобождении из-под стражи и 27 июня 1923 г. был освобождён. В своём заявлении патриарх высказал раскаяние «в проступках против государственного строя» и просил освободить его из-под стражи. «При этом я заявляю Верховному Суду, – писал патриарх в заявлении, – что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года [дата неверна, правильно: 25(10)/7(11). – Сост.]. Взяв за эпиграф стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) «все, взявшие меч, мечем погибнут» ... Тихон Беллавин берет на себя... выступить против... правительства... с выпадами, называемыми им «горьким словом правды» ... В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон обвиняет... власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы», «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон Беллавин и восклицает: «от каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайком вывозите в Германию не вами накопленное золото» ... «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим» Отечество – «бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции...» Гр. Тихон Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели, вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. «Но какими названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архиепископ Леонид 81 задал гр – ну Беллавину вопрос, явится ли он на суд в одеянии священника или в обыкновенном мирском платье, на что гр – н Беллавин ответил, что он будет на суде в одежде священника. Архиепископ Леонид указал, что они категорически протестуют против этого шага гр – на Беллавина и еще раз потребовали снятия одежды священника. Гр – н Беллавин указал, что на их протест о решении его явиться в суд в одежде священника он вторично протестует против их постановления о снятии с него сана. Митрополит Петр Блинов указал, что его решение быть на суде в одежде священника является кощунством, т. к. он в настоящий момент является обыкновенным мирянином и им, духовенству, будет стыдно того, что гр – н Беллавин появляется в суде в неприсвоенных ему одеждах. На это указание гр – н Беллавин сказал, что ему за них, духовенство, стыдно, за их постановление. Представитель от мирян Украины от лица украинских мирян предлагал гр – ну Беллавину снять одежды, т. к. неподчинение постановлению собора повторит все те кровавые эксцессы, которые связаны с именем патриарха Тихона. Гр – н Беллавин опять отказался снять одежды священника. Делегацией составляется акт об отказе гр – на Беллавина снять одежды священника. В 3 часа гр – н Беллавин подписывает составленный акт, который также подписывается и всеми присутствующими членами делегации. В 3 часа 05 минут делегация удаляется. После удаления делегации я и тов. Тучков оставили помещение, занимаемое гр – ном Беллавиным». Прочитав эту классическую докладную записку, испытываешь большее омерзение не к чекистам, исполнявшим свои революционные репрессивные обязанности, а к священнослужителям, предавшим своего пастыря ради прибавки к жалованью да епископских одежд. Говорят, что спустя годы, когда чекист Тучков уже не занимался уничтожением Православной Церкви, он добрым словом вспоминал «тихоновцев» за их честность и принципиальность, а об обновленцах говорил с нескрываемым презрением. Проведя лжесобор, обновленцы торжествовали. Ведь их поддержали в борьбе с патриархом не только Советская власть, не только смалодушничавшее духовенство, но и некоторые восточные патриархи, добиваясь политической игрой помощи у такой мощной военизированной державы, как СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 29, об., т. 1. Объявляя этот мир позорным, послание обращается к русскому народу, называя его «обольщённым», и призывает его: 1) прекратить свою классовую борьбу («разделять родную страну на враждующие станы» [в документе «страны». – Ред. 1) и 2) молить Бога, чтобы Он «даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые бы поправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные...» К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон-Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года. Л. Д. 40, т. 1. Взяв за эпиграф, стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) – «все взявшие меч мечем погибнут», обвиняемый Тихон-Беллавин берет на себя дерзость выступить против Правительства Рабоче-Крестьянского государства с контрреволюционными выпадами, называемыми им «горьким словом правды», в действительности же являющимися обычной монархическо-буржуазной агитацией противопролетарского характера. В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон, обвиняет Советскую власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной борьбой, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон-Беллавин и восклицает: «От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото...» Это обращение было издано гр. Беллавиным в октябре, после 4-го Съезда Советов, одобрившего политику СНК и ратифицировавшего Брестский мир. «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим отечество – бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 1, т. 5. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 23 февраля 1922 г. [н. ст.] опубликовал декрет, в котором, указывая на неотложную необходимость спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, постановлял: 1) предложить местным Советам изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим; 2) пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным участием представителей групп верующих, в пользование коих указанное имущество было передано. Л. Д. 2, т. 5. Того же 23 февраля [н. ст.] во исполнение п. 4 декрета была издана специальная инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, предусматривающая точные условия производства работ по изъятию и гарантирующая правильность этого изъятия. В это же самое время гр. Беллавин, он же Патриарх Тихон, обратился к верующим с воззванием, датированным 15 (28) февраля 1922 года, следующего содержания1 110 : «Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наше беззаконие, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением. Ещё в августа 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасном бедствии, мы считали долгом своим придти на помощь страждущим духовным членам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских Церквей, православным патриархам, Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому в Англии и епископу Нью-Йоркскому с призывом во имя христианской любви произвести сбор денег и продовольствия и выслать их умирающему от голода населению Поволжья». Переходя, наконец, к декрету ВЦИК от 13(26) февраля, гр. Беллавин объявлял, что с точки зрения Церкви подобный акт изъятия драгоценных вещей для спасения голодающих является святотатством, о чем «мы священным нашим долгом почли оповестить верующих духовных чад наших». «Мы допустили, – говорит гр. Беллавин, – ввиду чрезвычайно тяжёлых обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви к таковым пожертвованиям, лишь одного желаем, чтобы эти пожертвования действительно оказывали помощь голодающему брату нашему. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается как святотатство, – мирян отлучением от Неё, а священнослужителей извержением из сана (Апостольское правило 73, Двукратного Собора правило 10)1.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 213. т. 1. На вопрос же о том, насколько вправе был гр. Беллавин-Тихон ссылаться на 73-е правило Апостольское и 10-е правило Двукратного Собора, говоря о святотатстве, экспертиза твёрдо установила, что и этого права у обвиняемого не было, ибо эти каноны разумеют исключительно случаи присвоения церковных предметов, составляющих принадлежность храмов и богослужения, священниками и иными лицами для собственных потребностей. Тихон и его соучастники – церковники выступили в этом случае против Рабоче-Крестьянской власти, просто цепляясь за всякую возможность и за всякий факт политической и общественной жизни, дабы вызвать какие-либо затруднения для Республики. Последнее, впрочем, признается самими авторами этого воззвания. Л. Д. 107, т. 1; Л. Д. 109, т. 1; Л. Д. 102, Т. 1. Обвиняемый Тихон-Беллавин признал, что это воззвание могло усилить волнения верующих на почве недовольства декретом 23 февраля 1918 года [н. ст.], точно так же, как и обвиняемый Никандр Феноменов, отдававший, как он заявил на допросе, отчёт себе в том, что оно должно было вызвать волнения верующих. Л. Д. 93. 94. т. 1. Это преступное воззвание от 15(28) февраля было составлено самим Патриархом Тихоном по совету и инициативе архиепископа Московского и Коломенского Никиндра Феноменова, епископа Серафима [Чичагова] Тверского, проф. Успенского и других близких Тихону лиц, следствием не установленных. Составив черновик этого воззвания, гр. Беллавин обсуждал его с гр. Феноменовым, который предложил внести в него, в виде дополнения, извлечение из 7-й главы книги Иисуса Навина о том, что еврей Ахан, укравший часть добычи, посвящённой Богу, был всенародно побит камнями. Л. Д. 107, т. 1. Тихон, однако, эту поправку отклонил. Составленное таким образом воззвание через того же архиепископа Никандра [Феноменова] было гр. Беллавиным передано управляющему канцелярией ВЦУ обвиняемому Гурьеву с указанием размножить и вручить тем лицам, которых он, Тихон, будет к нему направлять. Л. Д. 127, т. 1. Как показал впоследствии обвиняемый Гурьев, к нему было направлено обвиняемым Беллавиным 7– 8 человек, которым он и вручал эти воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

У первого после Синодального периода Патриарха было не только говорящее имя, но и о многом говорящая фамилия – Беллавин. В Псковской губернии, где он родился, она была нередкой среди духовенства, говорила о родовом благочестии и  происходила от прозвища «белый», то есть чистый и непорочный.   Советские газеты 20-х годов прошлого века намеренно искажали ее, выбрасывая одну букву «л», что перешло и в современную литературу, но правильно писать все-таки «Беллавин». Удивителен Божий Промысл, предопределивший его патриаршество, можно сказать, с детства. Еще в Торопецком духовном училище (там он обучался с 9 летнего возраста) вслед школяру Василию пророчески неслось: «Вашему Святейшеству многая лета!» Прозвище архиерея потянулось за ним и в Псковскую духовную семинарию, а в Петербургской духовной академии его «повысили в звании», дразня не иначе как Патриархом. Удивляет это и тем, что повода к таким прозвищам Василий не давал – по признаниям однокурсников, казался юношей светским, а его монашество после Академии стало для них неожиданностью. По тундрам пешком Возможно, увлекательное жизнеописание будущего Святейшего Патриарха однажды вдохновит писателей и кинорежиссеров приключенческих фильмов, ведь оно в чем-то сродни странствиям апостолов. и здесь уже не приходится говорить о тихости. Будучи епископом, Тихон (Беллавин) посетил отдаленные уголки Земного шара, словно сошедшие со страниц Джека Лондона. Чего стоит одно только путешествие протяженностью в сотни километров и продолжительностью в три месяца по Аляске и православным приходам? Эти островки Церкви были основаны в конце XVIII века нашими миссионерами для местных туземцев. Отец Тихон дарил местным жителям нательные кресты и  образки, обучал молитве, своей простотой и обаянием заслужив их доверие и симпатию. Путешествие не обошлось без экстремального сплава по золотоносной реке Юкон, где опасности подстерегали  путников на каждом шагу. Дневников Патриарха не сохранилось, но из его писем тех лет мы можем заключить, что ему довелось «идти по тундрам пешком, спать двенадцати часов на земле, испытывать «короткость» в провизии и вести кровавую, но не всегда победоносную борьбу с комарами».

http://azbyka.ru/deti/patriarh-tihon-nep...

В 1878 году, окончив Торопецкое духовное училище, Василий Беллавин покидает отчий дом, чтобы продолжить учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили его отец, дальние и близкие родственники. Уже в детские годы Василий Беллавин обратил на себя внимание прекрасными способностями, глубокими знаниями и искренней религиозностью. По воспоминаниям соучеников, он был высок ростом, белокур, обладал ласковым и приветливым характером, всегда был готов помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в семинарии сочинений. Те любили его и дали ему шутливо-уважительное прозвище – Архиерей. Впоследствии, в кровавые 20-е годы XX столетия, однокашники святителя Тихона вспоминали, что у Васи-Архиерея была хорошая шуба. Мальчики, кто победнее, постоянно просили ее напрокат: съездить к родным, сходить в город. «Поэтому нередко бывало так: смотрит кто-нибудь из скучающих семинаристов в окошко и вдруг, увидав удаляющуюся фигуру в знакомой шубе, спросит в раздумье: – А куда это Вася пошел гулять? На что товарищи отвечали довольно равнодушно: – Никуда он не пошел… Вон сидит уроки учит… – А!.. Так это шуба его гуляет» с. 9]. Это наиболее яркие эпизоды семинарской жизни Василия Беллавина. В отличие от многих сверстников, обучавшихся и в духовных, и в светских учебных заведениях, будущего Патриарха не тянуло на «подвиги», связанные с употреблением спиртного или революционными кружками, что было редкостью среди семинаристов и гимназистов того времени. Но он был искренне заинтересован учебой и считался гордостью семинарии, которую окончил одним из первых на курсе. По окончании Псковской семинарии в 1884 году, Василий Беллавин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учеба в академии много дала ему. Впоследствии Василия Беллавина, принявшего постриг с имением Тихона, не раз назовут «европейски просвещенным человеком» и в разных странах будут восхищаться его высокой образованностью, культурой, тактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Отчёркнуто. С. 47. Л. Д. 229, т. 1. К словам: «Впоследствии он понял, что указание о набатном звоне является опасным и рискованным, так как созыв народа набатным звоном вызвал бы нежелательные эксцессы. Он, Беллавин, при этом подчеркнул, что волнения в Звенигороде были, по-видимому, вызваны таким созывом народа набатом». Отчёркнуто. На полях: «1 24». С. 47. Л. Д. 229, т. 1. К словам: «10) Характеризуя своё отношение к Соввласти в 1918 и 1919 гг., обвиняемый Беллавин показал, что в это время входил в сношения с представителями так называемого Национального Центра (Котляревским и Карташевым) и Тактического Центра (Леонтьевым и Щепкиным) и что он благословил их деятельность, направленную на свержение Советской власти». На левом поле (рядом со словом «Щепкиным»): «Урусов». Подчёркнуто. На правом поле: «18.1.23г. [н. ст.] Они ознакомили меня с их проектом церковной реформы. Я реального значения их плану не придавал. В конце беседы, которая носила чисто информационный характер, я их благословил и пожелал успеха в их трудной работе». С. 47. Л. Д. 229, Т. 1. К словам: «...вследствие чувства обиды из-за нападок на духовенство и, в частности, на него [Беллавина. – Сост.] лично». Подчёркнуто. «Ненужно (??)». С. 48. Л. Д. 109, т. 1. «Указанное воззвание Патриарха Тихона, по признанию обвиняемого Феноменова, носило явно контрреволюционный характер, ссылка же в нем на каноны, характеризующие изъятие церковных ценностей как святотатство, сделана была неправильно». Отчёркнуто. Вопросительный знак. С. 49. Л. Д. 205, т. 1. К пунктам 1), 2), 5). На полях против каждого пункта С. 49. Л, Д. 25, т. 1. К словам: «...т. е. в совершении обманных действий...» Отчёркнуто. Слова: «обманных действий» подчёркнуты. На полях вопросительный знак. С. 50. Л. Д. 275. т. 1. К словам: «...На заседаниях Синода, на котором принималось постановление о благословении Патриархом Карловицкого собора, он не предвидел, что Карловицкий собор будет заниматься рассмотрением, помимо церковных вопросов, и вопросов политических...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Самсонов, Красиков. Категорическое публичное осуждение по каноническим правилам духовенства, ведущего к. – р. и антисоветскую работу, и принятие административных мер по отношению их. Категор. разъясн. гражд. о полож. закон, декр. ВЦИКа, необходимости его исполнения и подчинения. Беллавин. Протестую, мы сговаривались с уполномоченным правительства, а последнее за спиной у нас постановило изъять все. Красиков. Антисоветская агитация. Принять меры к осуждению и прекращению этой агитации. Беллавин. Я не вижу никакого повода к этому, я уже осуждал и повторять отказываюсь. Самсонов. Ваше мероприятие по отношению к тем священникам, которые выступали против изъятия ценностей? Беллавин. Мне неизвестны их фамилии. Я не имею сведений, требую конкретных случаев. На следующий день после допросов в Московском ревтрибунале и ГПУ, в субботу третьей недели по Пасхе, 23 апреля/6 мая, в шесть часов пополудни, когда в церквах благовестили к всенощной, отряд красноармейцев появился на Троицком подворье и объявил Святейшему Тихону, что отныне он находится под домашним арестом. 24 апреля/7 мая, по случаю вынесения по «делу 54 – х» одиннадцати смертных приговоров и привлечения патриарха к судебной ответственности, советские газеты неистовствовали: «Патриарх и его штаб – организаторы и руководители обширного контрреволюционного заговора». «Смиренный Тихон оказался довольно искусным конспиративным обер – организатором, дергавшим через сеть своей архиерейской агентуры придурковатых и хитрых, умных и глупых, но в равной степени жадных «обыкновенных» попиков». «Всему бывает предел. Пусть скорее будет положен предел тихоновским делам». 26 апреля/9 мая патриарх Тихон обратился с прошением к председателю ВЦИК М. И. Калинину: «Решением от 8 сего мая Революционного трибунала в Москве приговорено несколько, в том числе и духовных, лиц к высшей мере наказания (смертной казни) по «делу об изъятии церковных ценностей». В силу определения Всероссийского Собора от 8 декабря 1917 г. § 2 – й, имею долг печаловаться перед Вами о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010