Рубрики Коллекции Фото: Сергей Власов/ foto.patriarchia.ru Церковь празднует обретение мощей святого патриарха Тихона 2 мин., 22.02.2022 Поделиться Обретение мощей святителя Тихона (+ 1925 г.), Патриарха Московского и всея России , произошедшее в 1992 году, празднует Православная Церковь во вторник 22 февраля 2022 года. Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин), родился 19 января 1865 года в селе Клин на древней Псковской земле. Детские годы будущий патриарх провел в городе Торопец Псковской губернии. В 1878 году он окончил училище, а после – Псковскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. 14 декабря 1891 года в церкви Трех святителей при Псковской семинарии Василия Беллавина постригли в монахи с именем Тихона (в честь святителя Тихона Задонского). Вскоре Тихон был последовательно возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. 19 октября 1897 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга он был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Осенью 1898 года владыка Тихон был переведен на одну их самых далеких кафедр - Алеутско-Аляскинскую. В мае 1905 года он был возведен в сан архиепископа Алеутского и Северо-Американского. 25 января 1907 года святитель Тихон назначается архиепископом Ярославским и Ростовским и возвращается в Россию. 2 января 1914 года владыка Тихон был поставлен на новую кафедру – Литовскую и Виленскую. А в Ярославле его избрали почетным гражданином города. 13 августа 1917 года святитель Тихон был возведен на Московскую кафедру, а уже 15 августа начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, задачей которого стало избрание патриарха, так как со времен Петра I nampuapшecmbo было упразднено. 28 октября (10 ноября) 1917 года - Собор принял решение о восстановлении патриаршества в России. 5 (18) ноября состоялось историческое событие – тайным голосованием из числа трех кандидатов митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Его патриаршее служение выпало на самый трагичный момент в истории России – революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну.

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-obreten...

Александр Богатырев Книга посвящена схиархимандриту Симеону (Нестеренко; 1920–2010), которого называют сочинским старцем по его последнему месту жительства. Отец Симеон, воспитанник Глинских старцев, по праву и сам считается Глинским старцем. Он и она Протоиерей Павел Гумеров Два совершенно разных существа, он и она. Почему Господь создал нас такими? Чего ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? В чем предназначение мужского и женского пола? Как понять друг друга и прийти к взаимопониманию и единству в браке? Святитель Тихон Московский Ольга Рожнёва Великий исповедник и мученик Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин; 1865–1925) — один из самых почитаемых святых нашего времени. Он стал отцом для своей паствы в эпоху катастрофы — крушения прежнего церковно-государственного строя — и провел корабль Русской Православной Церкви сквозь бурю гонений и преследований безбожной власти. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Ольга Рожнёва Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий; 1877–1961) — русский святитель, исповедник, духовный писатель, доктор богословия, а также выдающийся ученый, автор трудов по анестезиологии, профессор хирургии, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии. Жизнь и труды священномученика Илариона Андрей Горбачев Святитель Иларион — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор МДА, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–1918 гг. в числе кандидатов на патриаршество, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона, активнейший борец с обновленческим расколом. Митрополит Питирим (Нечаев) Ольга Рожнёва Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Священноисповедник Николай (Могилевский) Ольга Рожнёва Священноисповедник Николай (Могилевский; 1877–1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский — один из великих подвижников нашего времени, человек святой жизни, молитвенник, пастырь пастырей, прошедший в жизни многие испытания.

http://pravoslavie.ru/foto/image11074.ht...

Служение о. Вениамина в Рижской епархии совпало с установлением в ней празднования памяти священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского († 8 января 1472), и 72-х его прихожан, пострадавших за православную веру в г. Юрьеве Ливонском (ныне Тарту). Впервые этот праздник совершался во всех храмах епархии 8 января 1898 года. В С.-Петербурге в честь св. Исидора Юрьевского вскоре было основано православное эстонское братство, председателем которого в 1910–1917 годах станет епископ Вениамин. В образцовой школе при Рижской семинарии велись собеседования со старообрядцами и сектантами, в них иногда участвовали и воспитанники шестого класса. Интересуясь постановкой миссионерской деятельности, о. Вениамин присутствовал почти на всех этих беседах 132 . В Риге о. Вениамину пришлось преподавать меньше года. При нем семинарию закончил будущий епископ Мадонский Александр (Витоль Адам Александрович; 5 июня 1876 – 30 июля 1942). В условиях гитлеровской оккупации Латвии епископ Александр сохранил верность Московской Патриархии. 12–13 августа 1898 года иеромонах Вениамин получил повышение: он был определен инспектором Холмской духовной семинарии, в которой стал также преподавать Священное Писание в V классе. Город Холм (ныне Хелм, Польша) издревле представлял собой оплот православия на польской земле, но в XVII-XVIII веках здесь насильственно насаждалась уния. Холмские униаты воссоединились с Православной церковью только в 1875 году. 9 сентября, вскоре после приезда о. Вениамина в Холм, духовная семинария праздновала начало учебного года. Божественную литургию в семинарском Свято-Леонтиевском храме совершал в тот день епископ Люблинский Тихон (Беллавин; 19 января 1865 – 7 апреля 1925 – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России), а проповедовал за службой новый о. инспектор. Владыка Тихон, бывший в 1892–1897 годах ректором Холмской духовной семинарии, продолжал уделять ей много внимания и в епископском сане как викарий Холмско-Варшавской епархии. Но он недолго оставался епископом Люблинским: 14 сентября 1898 года его назначили на кафедру Алеутскую и Аляскинскую. Православный Холм устроил владыке торжественные проводы. 4 октября епископ Тихон служил прощальную литургию в семинарской церкви. Ему был поднесен адрес, покрытый подписями всех служащих в семинарии 133 . Так в далеком Холме впервые скрестились пути двух тогда еще молодых священнослужителей Русской Православной Церкви, ныне прославленных в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

09.10.2019 #новомученики #Патриарх #церковный календарь #юбилей new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Тридцать лет назад патриарх Тихон (Беллавин, 1865—1925) был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви и поставлен во главе Собора новомучеников и исповедников Российских. Попробуем порассуждать о том, какими принципами руководствовался патриарх, управляя Русской Церковью. 19 июля 1918 года после долгого перерыва открылась третья и последняя сессия Поместного собора Русской Церкви. Вел заседание сам патриарх Тихон — редчайший для 1918 года случай, ведь после своего избрания святитель передал оперативное управление Собором в руки митрополита Арсения (Стадницкого) . Обсуждалось всего два вопроса: требование властей очистить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле и совершение панихиды по недавно убитому императору Николаю II. Патриарх предполагал внести панихиду в план работы Собора, но встретил неожиданное сопротивление. Протоиерей Ф. Д. Филоненко заявил, что поминовение царя будет расценено большевиками как акт нелояльности и что это может навредить Церкви. Другие утверждали, что сведения о смерти государя недостоверны (хотя на тот момент было мало причин для сомнений). Третьи высказывались в том духе, что хотя император был далеко не идеальным правителем, он все же Помазанник Божий и не вероотступник, а значит, достоин соборной молитвы. Решающим моментом в дискуссии стал рассказ петроградского архимандрита Владимира (фамилии в открытых источниках найти не удалось) о реакции верующих в Киеве на весть о смерти царя, на тот момент как раз еще недостоверную: «В назначенный день к 9 часам утра храм был переполнен молящимися, в нем и кругом его собралось до 30 тысяч народа. По прибытии к собору митрополит Антоний получил от Министерства исповеданий приглашение пожаловать в Министерство, помещающееся против собора. Там ему сообщили о полученном немецкою комендатурою известии, что, по тщательной проверке, слух о смерти Императора оказался “очередной провокационной ложью”, как то и было затем официально объявлено советским правительством. В Министерстве просили Владыку объявить об этом народу и сообщить, что заупокойной литургии и тем более панихиды не может быть. Народ, при объявлении о ложности слуха, выражал свою радость пением “Боже, Царя храни”».

http://blog.predanie.ru/article/svyatejs...

Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема — это попытка сохранить лед на горячей плите. … Не отрицаю, что первый епископ подлежит суду епископов своей области, но суду всех их в совокупности, а не суду каждого из них в отдельности. А чтобы каждый епархиальный архиерей, единолично осудив деятельность первого епископа, мог тотчас же отказывать ему в каноническом послушании и порвать с ним евхаристическое общение, это нечто совершенно неслыханное с точки зрения церковных канонов. … В каком-то из своих писем Вы оправдываете свои действия тем, что кроме церковных канонов у епископа есть еще «иерархическая совесть», которая может его уполномочить действовать даже вопреки всяким канонам. Но это опять мысль совершенно нецерковная, открывающая дверь самому необузданному произволу и самочинию, чтобы не сказать самодурству… Если наша «иерархическая совесть»… нам рекомендует бесчиние, то безопаснее обратиться к духовнику и раскрыть ему свое духовное состояние, как это делается при всяком искушении. В словах митрополита Сергия, выдающегося знатока канонов, все разложено по полочкам. Аргументы убедительны и очевидны. Непонятно лишь одно: как же митрополит Кирилл, а вместе с ним десятки архиереев и бессчетное число священников и мирян, могли не соглашаться с такими бесспорными доводами? Неужели то, что сегодня очевидно для нас, было не столь же очевидно для них? Не столь очевидно Все-таки мы, чада Русской Православной Церкви XXI века, несем в себе традицию и стиль, в немалой степени сформировавшиеся во времена окормления Церкви Святейшим Патриархом Сергием и его соработниками. Мы — церковь Патриарха Сергия, и незачем преуменьшать влияние его незаурядной личности на наше мировоззрение. А ведь при других исторических обстоятельствах мы могли бы стать Церковью его оппонента, митрополита Кирилла. Да еще как могли бы! Патриарх Тихон (Беллавин) (1865–1925) и митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944) после богослужения. Начало 1920-х гг. В конце 1924 года Патриарх Тихон в последний раз переписывает свое духовное завещание с именами трех кандидатов на должность Местоблюстителя патриаршего престола.

http://blog.predanie.ru/article/ne-zloup...

Григорий Шеянов: После смерти патриарха Тихона самым авторитетным иерархом можно было бы назвать митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Но сегодня о нем вспоминают разве что любители истории. Какие метаморфозы церковной истории и церковного сознания привели к такому диссонансу? Поразмыслим об этом в день 85-летия мученической кончины святителя Кирилла. Святейший Патриарх Тихон: «Нельзя управлять народом Божиим, не спрашивая его согласия» Тимур Щукин: В 1990 году патриарх Тихон (Беллавин, 1865–1925) был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви и поставлен во главе Собора новомучеников и исповедников Российских. Попробуем порассуждать о том, какими принципами руководствовался патриарх, управляя Русской Церковью. Как русскому стать святым Тимур Щукин: Есть такое историко-философское клише: русской мысли, что светской, что духовной, свойственно особенное внимание к народному началу, к судьбе России, к «русскости». Священномученик Фаддей (Успенский) вполне этому клише соответствует. Однако в его случае внимание к этническому измерению социального бытия — это не просто обязанность проповедника, не просто проявление пастырской заботы. Это следствие внятно выраженной богословской позиции. Они еще не знали, что они «святые» Ольга Лебединская: Юрий Новицкий — блестящий эрудит, ученый, автор работ, посвященных истории русского уголовного права. Человек, который интересовался широким философским контекстом своего времени, был в курсе метаний, шатаний и всяческих уклонений Серебряного века и при этом догматически стоял в вере. Он отдал жизнь за Христа. Но прежде, чем просиять мученическим подвигом, Юрий Петрович прошел через те испытания и искушения, через которые проходит множество самых обыкновенных, не святых людей. Сохранившиеся свидетельства позволяют говорить о том, что он пережил тяжелую личную драму, которая для человека другого склада могла бы стать серьезным искушением. Татьяна Гримблит: «Юность в одежде терновой» Ольга Клюкина: С семнадцати лет, в самые страшные годы репрессий Татиана Гримблит оказывала помощь заключенным — носила и рассылала им передачи, писала письма, помогала сохранить веру. На допросе она говорила о своем нательном кресте: «Пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». Одинокий император

http://blog.predanie.ru/article/putevodi...

Самое драгоценное существо на земле – человек. Величайшее призвание матерей – с Божией помощью дать жизнь и вырастить таких детей, которые бы радовали и людей, и Бога. И мы видим, что многие великие святые люди имели и выдающихся матерей. А без них они никогда не достигли бы таких высот и такого совершенства. 2001 год 21. Всероссийский Патриарх По Своей великой любви к человеческому роду Господь наш Иисус Христос земную жизнь Свою до последнего вздоха отдал за нас, людей. Он шел на Крест добровольно. Своими страданиями и самой Своей смертью Сын Божий победил смерть и грех и воскрес, чтобы и мы воскресли. Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26), – сказал Спаситель. Во все времена находились избранники Божии, которые ради любви к Богу и людям, к Церкви Христовой могли идти на страдания и свою личную Голгофу ради спасения людей. Одним из таких великих друзей Божиих стал святой Всероссийский Патриарх Тихон. Избрание Митрополита Московского Тихона в Патриархи не было случайностью. Всматриваясь в исторические события того времени, мы ясно видим Промысел Божий. Патриарх Тихон был из таких людей, которые с детства прислушиваются к голосу Божию в своей душе и идут за ним туда, куда ведет Господь. Он не рассчитывал свой жизненный путь и не строил далеких планов, но всегда старался нащупать в жизни ту тропинку или тот брод, которыми Бог хотел его вести. И именно этот путь оказывался самым правильным. Он научился жить с полным доверием к Богу, а потому и Бог мог доверить ему очень многое. Что же для Господа дороже спасения людей, за которых Он Сам жизнь Свою положил? Святому апостолу Петру Иисус Христос сказал: «Если любишь Меня, паси овец Моих» (см. Ин. 21, 16). Этот же призыв ясно звучал в сердце юного Василия Беллавина, будущего Патриарха Тихона. Он родился в 1865 году, а закончил свой жизненный путь в 1925-м. Не такая уж большая жизнь, но сколько за нее сделано! Скольких лет жизни стоил каждый год после 1917 года, года вступления на крестный путь Патриарха, духовного отца, молитвенника и печальника всей Земли Русской! Он вступил бодрым, в крепости сил на Патриаршее служение, а завершил его через семь лет исстрадавшимся за кровавые мучения русских людей больным старцем. Семь лет непрерывного пребывания на Голгофе ради своей горячо любимой паствы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нам, православным Латвии, погибший близок уже по месту рождения. Он наш ближайший сосед – пскович Островского уезда. Среди нынешних граждан Латвии мы знаем и сродников погибшего, и сверстников его по духовно-учебным заведениям, и учеников. Родился почивший в 1865 г., обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а потом в Петроградской Духовной Академии. По окончании учения в 1888 г. проходил духовно-учебную службу во Пскове, Казани, Холме. В 1891 г. постригся в иноки; в 1897 г. удостоен архиерейства; в 1898 г. назначен на святительский пост в Северную Америку; в 1905 г. призван обратно в Россию на пост архиепископа Ярославского; с 1913 г. проходил святительское служение в Вильне; с 1917 г. состоял (по избранию) митрополитом Московским. Что сказать об этом первом периоде жизни почившего? Школьные товарищи сохранили об отроческих и юношеских годах почившего самую светлую и добрую память. Учился он всегда прекрасно; был необычайно мирен, кроток и добр; за своеобразную не по летам солидность жизнерадостная молодёжь прозвала его “Патриархом”, не подозревая, конечно, что Василию Белавину Богом суждено и на самом деле стать Патриархом. Это школьное прозвище сопутствовало почившему и тогда, когда он из учащегося превратился в учителя, серьёзного, дельного, несколько сурового, но неизменно благожелательного ко всем своим питомцам. В сане архиерея почивший слыл всюду и всегда за чрезвычайно энергичного, неутомимого церковного и гражданского деятеля, обладавшего поразительною способностью разбираться в обстоятельствах, делах и людях. Не мудрствуя лукаво, руководясь простым, ясным, честным, здравым русским смыслом, он подходил к самым сложным святительским, церковно-общественным, национальным и церковно-государственным задачам и разрешал их в Америке и на Руси неизменно удачно. Это создало ему репутацию архипастыря мудрого. В обхождении с людьми, и высшими себя и низшими, и со своими, и с чужими, он был обаятелен. Его простое, одухотворённое, светлое, проникновенное благодушие, кажется, не могло быть нарушено никем и ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 года в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. В 1884 году Беллавина, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казённый счет в Петербургскую духовную академию. В 1888 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» Беллавин В. И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 1891 года – в иеромонаха. Однако недолго отец Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание преосвященного Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иеромонаха Тихона: архимандрит (5 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16 июля 1892 г.), благочинный женских монастырей епархии (1 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.), получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.). В конце 1896 года владыка Флавиан направил в Святейший Синод представление о назначении Тихона своим викарием, и 19 октября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония молодого архимандрита во епископа Люблинского. Преосвященные Флавиан (Городецкий) и Тихон (Беллавин), столь не соответствовавшие друг другу по возрасту, происхождению и образованию, были связаны настоящей дружбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010