Конечно, это дело долгих лет и многих лиц, но здесь важнее и нужнее всего дружная, любовная, совокупная работа архипастырей. Мне припоминается, как один из наших древних князей благодарил своих бояр и говорил им, что он строил города вместе с ними, ходил с ними в походы на врагов, творил суд и законы вместе. А бояре отвечали: «Ты – с нами, а мы – с тобою, государь». И вот подобная же совместная работа должна быть и у нас. Брат от брата помогаем уподобляется крепкому граду (см.: Прит. 18:19 ). Позвольте же мне принести вам глубокую благодарность за вашу братскую радушную трапезу, которая дорога по теперешним ценам, а еще дороже по любви, ныне оскудевающей среди людей, а вместе и просить вашу святыню простереть любовь свою и во предняя и помочь мне немощному в моем патриаршем служении своими молитвами, своими советами, указаниями, опытом и своим сотрудничеством в важном деле нынешнего церковного строительства. «Да будем союзом любве связуеми». Христос посреди нас. Патриарх Тихон БС 11 С. 448–449. «Плач Иеремии»: обращение к богомольцам г. Ярославля 19 сентября (2 октября) 1918 г. «Кая житейская сладость печали бывает непричастна?» Этого грустного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пятилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный: он стал как вдова! Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают; девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона все ее великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пишу, чтоб подкрепить душу. Умерщвленные мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истаевают; кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подает им, воду пьем за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разорены чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нем проходящие и качают головою своею (см.: Плач.Гл. 1, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тихон, Патриарх Московский и всея России Следственное дело С. 783. Слова и речи Слово Высокопреосвященного Митрополита Московского Тихона в Крестовой церкви Троицкого подворья при благовестии ему патриаршества 5 ноября 1917 года Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, приемлю и ни мало вопреки глаголю». Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?.. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня ( Чис.11:11–13:14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во все дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене? Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавши меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она, пришествием Своей честной иконы Владимирской, в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз сам жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она – Многомощная – и мне, слабому, руку Своей помощи и да избавит и град сей, и всю страну Российскую от всякой нужды и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Церковь и духовенство издавна несли эту службу и многие даже из современных пастырей заслужили благодарность за помощь в голодные годы. Быть может, небезынтересно то, что прихожане одного рабочего района в Москве высказали пожелание, чтоб патриарх проходатайствовал пред нашими правителями о свободной продаже хлеба. Думаю, что власти станут скоро обвинять патриарха не только в контрреволюции, а и в спекуляции. Но это не важно, а гораздо важнее и ценнее взгляд верующих прихожан на представителей Церкви как на лиц, правомочных говорить от имени народа, каковую монополию усвояют себе только так называемые «наркомы и исполкомы», – важен взгляд на Церковь как на учреждение, могущее и обязанное иметь попечение о земном, житейском спасении нашей Родины. Возвратимся же к началу, к словам сегодня празднуемого святителя Ермогена: «Спасение Руси – от Церкви Православной». Среди переживаемых русской жизнью разрушений Церковь одна выходила целой из пламени и вновь собирала воедино распавшееся на части народное тело. Подвергалась и она ударам тяжким, но «смерти не предал ее Господь» (см.: Пс.117:18 ). «Не умру, но буду жить и повем дела Господня» (см.: Пс.117:17 ). Она одна из всего народа осталась нам «как гроздь от винограда, светильник, поставленный в темном месте и как пристань и корабль, спасенный от бури« ( 3Езд.12:42 ). Верим, что она вновь должна стать средоточием нашей народной надежды. То разрушительное движение, которое на наших глазах разрастается, не может быть остановлено никакой внешней материальной силой, – вещественное оружие тут бессильно. Только сила нравственная, духовная может положить предел всеобщему разложению, резне, грабежу, насилию. И Церковь , как носительница и провозвестница этой силы, внушающая любовь к ближним и уважение к человеку как образу и подобию Божию, указует нам путь спасительный не только для отдельных лиц, но и для целых народов: спасение Руси – от Церкви Православной. И сегодняшнее апостольское чтение говорит: братие, «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ныне ближе к нам спасение, нежели раньше. Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь непотребствам, ни ссорам и зависти» (см.: Рим.13:11–13 ). Начнем пост светло, не во вражде и брани. Ныне «прощеный» день, когда особенно Церковь призывает нас сказать друг другу «братие», обнять и простить все согрешения, и тогда мир и благословение Божие снизойдут на нашу грешную землю, и последует спасение Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О человеке прямо сказано в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» 27 . Человек, как и его Творец, соборен и иерархичен в телесном составе, а в душевном существе – триедин. Но человек в его отдельности ещё не венец Божественного творчества. Правда, сотворив его в 6-й день, Бог почил от дел Своих; но Господь наш Иисус Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» 28 . Но это Божественное делание уже не непосредственный вызов стихий и существ Божественным Словом из небытия к бытию, а зодчество из данных в первые дни стихий и сил, совершаемое при посредстве созданных тогда же разумных тварей, главным образом – человеков и ангелов. Человек не только телеснодушевное существо, но и носитель духа, доброго или злого. А мы, ученики Христовы, призваны Им, Господом нашим Иисусом Христом, к созиданию Церкви – Тела Его. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Нем же всякое создание составляемо растёт в Церковь святую о Господе: о Нем же и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.:4:1). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова2 ( Еф.4:11–13 ). Церковное наше священноначалие идёт и получает своё освящение и благодатную силу и власть не от избрания снизу, а сверху. «Не вы Меня избрали, – говорит Христос ученикам, – но Я вас избрал» 29 . И Он дал им власть учить и священнодействовать, вязать и решить, и пасти Его стадо, и от апостолов передаётся преемственно эта власть чрез святительское рукоположение доныне. По православному нашему пониманию, Церковь не только общество верующих, но – Тело Христово; тело же возглавляется единою главою, и все члены его от неё получают веления, куда им двигаться или что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих о них же помолятся на месте сем! И всяк, суждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святаго жилища Твоего! ( 3Цар. 8:29 – 30, 41 – 43 ). Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедовать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29:7 ). Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пассажирский лайнер «Кронпринц Вильгельм», принявший на борт архиепископа Тихона, отплыл к берегам Старого Света. Владыка вспомнил тихие улочки провинциального Торопца, Спасскую церковь , небольшой домик с прибранным цветником возле него, прикованную тяжелым недугом к креслу мать. Она пережила и мужа, и всех, кроме одного, детей. Однажды ей предложили исполнить и повесить в комнате большой портрет семьи. «Зачем? – отмахнулась она. – Они всегда передо мной... И владыка часто пишет... Я любовь их чувствую... Закрою глаза и вижу как живых – и почивших, и далекого. Храни их Господь!» Испытав и радости, и горе, примиренная с Богом Анна Гавриловна Беллавина скончалась 29 апреля 1904 года. У сына – архиепископа не осталось с ее смертью на земле родных. Остались лишь родные могилы. Россия, в которую владыка возвращался, во многом отличалась от той, что он покинул восемь лет назад. Страна пережила два серьезных события: неудачную войну с Японией 1904 – 1905 годов и политические волнения 1905 – 1906 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

То правда, что Христос страдал и умер по человечеству, но если бы Личность Его была человеческая, – личность простого смертного, то и страдания и смерть Его не имели бы искупительного значения, не в состоянии были бы возродить человечества и основать царства Божия на земле, ибо «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него; дорогá цена искупления души их» ( Пс. 48, 8–9 ). А что касается учения Христа, то уже современники Его заметили: «Никогда человек не говорил так, как сей человек " ( Иоан. 7, 46 ); мы же в праве прибавить, что и не может человек, хотя бы он был и величайший из пророков, говорить так, как говорил Христос – Бог . Посмотрим ли мы на предмет Его учения, или же на форму, – и там и здесь мы увидим нечто необыкновенное, далеко собою превосходящее какое бы то ни было человеческое слово. Учение Христа-Спасителя отличается от всякого другого учения тем, что Он Сам был главным предметом Своего учения. Все другие учители, как бы ни были они велики по своим достоинствам, какую бы высокую истину ни возвещали они, – суть только простые проповедники истины, возвещающие и раскрывающие ее, указывающие путь к ней; истина и их «я» не тождественны между собою. Вот почему о всех их можно сказать то, что сказано о величайшем из рожденных женами, – об Иоанне Крестителе: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Иоан. 1, 8 ). Христос же «был истинный Свет» ( Иоан. 1, 9 ), сама воплощенная «истина» ( Иоан. 14, 6 ). Не временным органом слова Божия, подобно древним пророкам, объявляет Он Себя миру, а непосредственным источником, вечным вместилищем, живым воплощением истины. Отсюда, всякая (религиозно-нравственная) истина тесно связана с Лицем Христа, заключается в Нем, как в своем источнике 7 . Что мы можем знать о Боге, то Христос показал нам в Своем Лице, ибо Он и Отец – одно ( Иоан. 10, 30 ) и видевший Его видел и Отца ( Иоан. 14, 9 ). Что нужно знать о человеке, его истинной природе и высоком назначении, то опять явил нам в Своем Лице Христос, второй Адам, совершеннейший Сын человеческий. Человек пал и нуждается в примирении с Богом: Христос для этого и пришел на землю, Он и есть обетованный Примиритель. Человек нуждается в освящении и возрождении: Христос, благодаря Своим заслугам, приобрел право посылать для этого к верующим Духа Святаго. По конце мира будет воскресение, суд и вечная жизнь: Христос – воскрешение и живот, Он будет и суд творить. Так, все учение сосредоточивается в Лице Христа. Он «альфа и омега, начаток и конец» ( Апок. 1, 8 ) Христианства. Поэтому и от своих последователей Христос требовал не союза только с Собою, но и веры в Него, как Искупителя, Сына Божия, чего не требовали и не могли требовать религиозные реформаторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 2 часа 40 мин. на свидание с гр – ном Беллавиным попросилась делегация церковного Поместного собора в количестве восьми человек, которая и была допущена. От имени делегации митрополит Петр Блинов 79 обратился к гр – ну Беллавину с указанием, что состоялось постановление собора епископов и церковного Поместного собора о лишении его сана, звания и монашества. Гр – н Новиков 80 стоя прочел определение собора епископов, акт – постановление церковного Поместного собора, принятый на заседании церковного собора при шести воздержавшихся, и предложил г – ну Беллавину расписаться в том, что означенные акты ему прочитаны. Гр – н Беллавин поинтересовался, кто были те, кто воздержался при голосовании, и ему гр – н Новиков ответил, что это были четыре мирянина, один пензенский священник и епископ Филипп Рыбинский. Гр – н Беллавин заметил, что из подписавших постановление епископов добрая половина епископов ему неизвестна. На предложение расписаться на постановлениях гр – н Беллавин указал, что он расписаться может, но не признает правильность указанных постановлений, т. к. в них нарушены канонические правила. На это возражение митрополит Блинов указал ему, что от него требуется расписка только в прочтении ему постановлений. Гр – н Беллавин спросил, какие же каноны им нарушены, на что Новиков указал ему, что по этому вопросу есть подробнейший доклад, а здесь только определение. Гр – н Беллавин задал вопрос: были ли на заседании собора епископов голоса за то, чтобы вызвать его на это заседание, на что митрополит Блинов ответил, что этот вопрос не поднимался и голосов за приглашение не было, на что Беллавин указал выражением: «Какие же они канонисты». После этого гр – н Беллавин подписывает постановление собора епископов и церковного Поместного собора. После подписания Беллавиным означенных постановлений митрополит Блинов обратился к гр – ну Беллавину, указывая, что ввиду предстоящего суда над ним и ввиду постановления собора о снятии с него патриаршего звания и монашеского сана необходимо гр – ну Беллавину снять с себя одежды священника, т. к. он теперь является обыкновенным мирянином. Гр – н Беллавин на это предложение ответил, что он его не принимает и снимать одежды отказывается. Митрополит Петр Блинов обратился вторично к нему с этой же просьбой и с указанием, что делегация собора настаивает на снятии одежды, и указал, что делегация считает при этом этот факт неподчинения постановлению собора преступным. Гр – н Беллавин вторично отказался исполнить требование делегации. Митрополит Петр Блинов обратился к гр – ну Беллавину в третий раз с предложением снять одежды, указывая, что делегация считает недопустимым и преступным это неподчинение. Указал на те последствия, могущие возникнуть вследствие этого отказа, и настоятельно предложил снять одежды. Гр – н Беллавин ответил, что он исполнить требование делегации не может. Митрополит Петр Блинов указал, что гр – н Беллавин продолжает не подчиняться и также упорствовать в своем решении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первый отрывок: Тов. Красиков. Обращаясь к гражданину Беллавину, говорит, что вам придется объявить свою позицию до конца, и, указав на Карловацкий Собор и контрреволюционную деятельность духовенства за границей, говорит, что вы должны ясно и определенно реагировать, а также вы должны сказать ясно и определенно о национализации церковного имущества. Тов. Самсонов. Предлагает гр. Беллавину говорить яснее и определеннее по существу вопроса, относительно того, как намерен поступить Беллавин с к. – рев. духовенством за границей, в частности, Евлогием 60 и Антонием 61 , и какая мера наказания им будет определена. Тов. Менжинский. Обращаясь к Беллавину, говорит, что Евлогия и Антония вы можете пригласить к себе в Москву, где потребуете личного объяснения. Беллавин. Разве они приедут сюда? Второй отрывок: Красиков. Дать воззвание о том, что власть распорядилась национальн. и имущество 62 вполне справедливо. Беллавин. Я просил дать мне конкретные требования. Красиков. Необходимо остановить кровопролитие. Беллавин. Разве мы проливаем кровь? Красиков. Необходимо отдать все, за исключением самого необходимого. Беллавин. Все? Никогда. Красиков говорит о канонах и об ужасах голода... Беллавин. Почему вы запрещали создание церковных комитетов ПОМГОЛа? Красиков дает заграничную газету и говорит о выступлении Антония Храповицкого и о том, что дальше это нетерпимо. Беллавин. Дайте протоколы этих собраний. Красиков. Вы должны категорически отмежеваться от реакционного духовенства. Красиков. Ваш отзыв о том, что вы осуждаете, – платонический. Он должен быть обоснован юридически. Читает обращение Антония Храповицкого к Деникину. Самсонов. Будете ли вы осуждать священников, которые выступают против правительства? Беллавин. Принципиально мы никогда не сойдемся. Самсонов. Будете ли реагировать на то, что ваши подчиненные идут против власти? Беллавин. Я их осуждаю, о чем уже писал. Самсонов. Это надо сделать публично. Красиков читает послание Антония Храповицкого из «Нового времени». Беллавин. Для суда нужно двенадцать епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Приехали мы в Донской, – я один был среди делегатов монах, потому меня и взяли. Народу собралось с передачами для патриарха – видимо-невидимо. Входим. Впереди Блинов. Тот сейчас: «Василий Иванович, мы вам принесли определение Собора по вашему делу. Не угодно ли вам будет прочесть его?» И подаёт Тихону определение. «От имени делегации митрополит Пётр Блинов, – докладывает С. С. Быков, – обратился к гр-ну Беллавину с указанием, что состоялось постановление Собора Епископов и Церковного Поместного Собора о лишении его сана, звания и монашества. Гр-н Новиков, стоя, прочел определение Собора Епископов, акт-постановление Церковного Поместного Собора, принятый на заседании Церковного Собора при 6 воздержавшихся, и предложил гр-ну Беллавину расписаться в том, что означенные акты ему прочитаны. Гр-н Беллавин поинтересовался, кто были те, кто воздержался при голосовании, и ему гр-н Новиков ответил, что это были: четыре мирянина, один пензенский священник и епископ Филипп Рыбинский. Гр-н Бсллавин заметил, что из подписавших постановление епископов добрая половина епископов ему неизвестна. На предложение подписаться на постановлениях гр-н Беллавин указал, что он расписаться может, но не признает правильность указанных постановлений, т. к. в них нарушены канонические правила. На это возражение митрополит Блинов указал ему, что от него требуется расписка только в прочтении ему постановлений. Гр-н Беллавин спросил, какие же каноны им нарушены, на что Новиков указал ему, что по этому вопросу есть подробнейший доклад, а здесь только определение. Гр-н Беллавин задал вопрос, были ли на заседании Епископов голоса за то, чтобы вызывать его на это заседание, на что митрополит Блинов ответил, что этот вопрос не поднимался и голосов за приглашение не было, на что Беллавин указал выражением: «Какие же они канонисты!» После этого гр-н Беллавин подписывает постановление Собора Епископов и Церковного Поместного Собора. После подписания Беллавиным означенных постановлений митрополит Блинов обратился к гр-ну Беллавину, указывая, что ввиду предстоящего суда над ним и ввиду постановления Собора о снятии с него патриаршего звания и монашеского сана необходимо гр-ну Беллавину снять с себя одежды священника, т. к. он теперь является обыкновенным мирянином. Гр-н Беллавин на это предложение ответил, что он его не принимает и снимать одежды отказывается. Митрополит Пётр Блинов обратился вторично к нему с этой же просьбой и с указанием, что делегация Собора настаивает на снятии одежды, и указал, что делегация считает при этом этот факт неподчинения постановлению Собора преступным. Гр-н Беллавин вторично отказался исполнить требование делегации. Митрополит Пётр Блинов обратился к гр-ну Беллавину в третий раз с предложением снять одежды, указывая, что делегация считает недопустимым и преступным это неподчинение. Указал на те последствия, могущие возникнуть вследствие этого отказа, и настоятельно просил снять одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Л. Д. 88. т. 1. 1) Антония Храповицкого до его заграничных выступлений он, Беллавин, врагом Рабоче-Крестьянской власти не считал, теперь же находит, что митрополит Антоний [Храповицкии] действительно является заклятым врагом рабочих и крестьянских трудящихся масс России; однако он, Беллавин , признал, что ему было известно, что Храповицкий находился в стане Деникина, а может быть, и Врангеля, и Скоропадского, будучи руководителем Высшего Церковного Управления. Сведения эти он, Беллавин, имел через Новочеркасского архиепископа Митрофана [Симашкевича], бывшего при Деникине членом Высшего Церковного Управления. В показании же своём от 30 января 1923 года [н. ст.], обвиняемый Беллавин признал, что ему была известна ещё в 1920 году связь Антония [Храповицкого] с Врангелем, к которому он приезжал из Крыма «пару раз». Что касается связи Антония [Храповицкого] с Деникиным, опорой которого, по словам Тихона, он был и которому оказывал денежную поддержку, то об этом ему было известно в 1919 и 1920 гг. через архиепископа Иосифа [? – Сост.], который доставил Тихону из-за той стороны фронта записку на «клочке бумаги». В этом же показании гр. Беллавин признал, что дал свое благословение Высшему Церковному Управлению, организованному Антонием [Храповицким] в Константинополе. Л. Д. 88, об., т. 1 2) С Антонием Храповицким , как и с другими бежавшими за границу контрреволюционными церковниками, он, Беллавин, был в переписке, причём письма получал через иностранные миссии: Латвийскую, Эстонскую, Финляндскую и Польскую, а иногда и через Чехословацкую. Письма приносили ему чиновники миссий или же курьеры. Письма же из Польши приносил член миссии Моравский. Через эти же миссии письма посылались им, Тихоном, и за границу, причём эта переписка происходила таким образом, что письма им, Беллавиным, сдавались в незапечатанном виде Гурьеву, управляющему канцелярией, а Гурьев совершал уже дальнейшую отправку через миссии соответствующих стран. Что касается переписки с Польской епархией, то иногда он, Беллавин, лично передавал паке ты упомянутому выше Моравскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010