Патриарх Павел Сербский: Быть человеком и среди нéлюдей Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. 13 ноября, 2012 Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. 15 ноября исполняется три года со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Павла Сербского. Публикуем фрагменты вышедшей в издательстве Свято-Тихоновского университета книги Йована Янича «Будьте людьми». Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и патриарх Сербский господин Павел часто, особенно перед Рождеством и Пасхой, бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны местных и иностранных средств массовой информации. Ибо слова главы Сербской Православной Церкви не только вызывали огромный отклик, но и задавали некий особый, торжественный тон. Большое количество письменных просьб такого рода поступило по поводу 2000-летия христианства и вступления в новый век и в новое тысячелетие. По Божьей милости мне выпало счастье, что Его Святейшество решил в честь этого великого юбилея дать интервью для НИНа. Интервью было опубликовано в рождественском номере этого самого влиятельного сербского еженедельника. – 2000 лет со дня Рождества Господа нашего Иису­са Христа – где мы и каковы мы сейчас как люди, насколько мы далеки от христианского первоисточника? – 2000 лет, конечно, огромный период. Однако, по слову Христову, чем дальше будем мы приближаться к концу света, а к нему мы движемся неуклонно, тем все тяжелее и тяжелее будет для христианства. Говорит Он: услышите вы войны и вести о войнах, по всему миру будут войны, земля будет сотрясаться, будут голод и повальные болезни. И что умножится беззаконие, охладеет любовь у многих христиан, и восстанет один на другого, и предаст один другого. И дальше говорит, что любовь ослабеет и дойдет до предательства между самими христианами. Но тот, кто претерпит до конца, тот спасется.

http://pravmir.ru/patriarx-pavel-serbski...

Слышали мы, что в Вашем лице избран и поставлен на Свещницу нашей Матери Российской Церкви Святейший Патриарх Московский, всея Руси и Всеславянский. Сердце радуется сему многознаменательному Священному Акту. С Христовой любовью братски и сыновне приветствую и поздравляю Вас, Ваше Святейшество, с принятием на себя высокого и святого жребия – патриаршего служения в историческое время бытия России и геройской славы Ея доблестных сынов. Помоги Вам Бог святительствовать на благо Святой Церкви Христовой. Вы, Святейший Владыка, конечно, поймете меня. Я не могу открыто даже приветствовать Вас, ибо тем самым я подвергаю не только себя, но и свою паству большой опасности со стороны бдительных и суровых японцев, всячески изолирующих нас от Советской России. Позволю себе несколько познакомить Вас с моей персоной, хотя мы с Вами давно встречались. До начала настоящей войны я состоял в юрисдикции т. н. Карловацкого Заграничного Синода. Теперь он не существует, и мы не знаем, где находится митрополит Анастасий и другие русские иерархи, жившие в Белграде. Митрополит Харбинский Мелетий именует себя до сего времени представителем Заграничного (несуществующего) Синода и управляет здесь, на Востоке, как представитель этого Синода, единолично, создав из себя и своих двух викариев – 1) епископ Димитрий Хайларский, 2) епископ Ювеналий Цицикарский – Высший церковный орган без сношения с другими архиереями, живущими на Востоке. Так, недавно своей волей митрополит Мелетий возвел своего первого викария в сан архиепископа (для ясности прилагаю мое особое мнение по сему вопросу). Если бы здешние архиереи дружно выявили признание Всероссийского Патриарха в Вашем лице, то и власти бы тогда ничего не могли поделать, т. к. настроение большинства духовенства и мирян, конечно, чисто русское, и все тянутся к Москве. Все переживают глубоко совершающиеся события на родной земле. Здесь есть слухи, что приедет от Вас представитель в архиерейском сане и положит начало объединения. Если бы Вы, Ваше Святейшество, командировали из Токио проживающего там митрополита Сергия – это исключительно хороший умный человек и дивный Святитель. О, если бы Вы поручили ему возглавить здесь, на Дальнем Востоке, Российскую Церковь при поддержке Советского посольства и Советских консульств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Нешкович Иван; 14(26). 01.1804, с. Миланджа, близ Иваницы - 20.02(4.03).1873, Карановац (ныне Кралево)), еп. Ужицко-Крушевацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в школе в с. Заблаче близ г. Чачак и в мон-ре Каленич . 26 июля (7 авг.) 1826 г. рукоположен во диакона в Крагуеваце. Время пострижения в монашество неизвестно. В 1831-1833 гг. уже как иеродиакон служил при митр. Сербском Мелетии (Павловиче) . В 1833 г. входил в число сопровождавших в К-поль на хиротонию буд. митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий). В том же году еп. Ужицким Никифором (Максимовичем) рукоположен во иерея. До 1836 г. служил при митр. Петре, затем вернулся в Каленич. Курировал работы по обновлению мон-ря Студеница, после 1844 г. был игуменом Каленича, членом Апелляционной комиссии Белградской епархии, в 1842-1847 гг.- членом епархиальной консистории. 23 окт. (5 нояб.) 1849 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Шабацкого (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). 4(16) апр. 1854 г. по решению Архиерейского Собора переведен на Ужицкую кафедру (см. ст. Жичская епархия ). В родном селе в 1833 г. открыл школу (действовала до 1953), построил в память своих родителей храм св. Саввы Сербского, а также храм св. Симона Монаха в мон-ре Прерадовац. Инициировал реконструкцию монастыря Жича : в 1855-1856 гг. были построены братский и хозяйственные корпуса. Был большим книголюбом, собрал богатую личную библиотеку, дарил ценные рукописи, в т. ч. важные исторические источники, б-кам серб. ученых об-в. 12 янв. 1858 г. был избран членом Общества сербской словесности, а 29 июля 1864 г.- почетным членом Сербского ученого об-ва. Публиковал проповеди, к-рые посвящал не только богословским темам, но и истории Православия в серб. землях, в т. ч. включил в издание как дополнение списки Сербских архиепископов и патриархов с периода средневековья до 1766 г., когда была упразднена Патриархия Белградских и Ужицко-Валевских митрополитов в период подчинения Сербской Церкви К-полю, а также Сербских митрополитов, Шабацких, Ужицких и Тимокских епископов до 1868 г. Сообщения И. об архиереях XIX в. являются важными историческими свидетельствами (в отношении нек-рых персоналий - единственными), потому что многих из них он знал лично и не только сообщал об их возрасте, происхождении и деятельности на кафедрах, но и давал описания их внешности и жизненного пути после ухода с кафедр. При этом он указывал источники, к-рыми располагал, многие из них позже были уничтожены либо утеряны. И. составил автобиографию, описания мон-рей Жича и Каленич. Он писал стихи, многие из к-рых опубликовал в календаре «Таковац» (Белград). В награду от рус. царя Александра II получил панагию. Похоронен в юж. часовне мон-ря Жича.

http://pravenc.ru/text/577980.html

В Афинах и Салониках работают богословские факультеты. В Греции состоялся также первый всеправославный съезд богословов. В 1900-летие прибытия в Грецию ап. Павла были устроены всенародные церковные торжества, на которые съехались не только православные со всех почти стран, но и многочисленные представители инославия. Церкви Балканского Полуострова . Сербская Церковь объединилась в 1920 году в патриархат, в который вошли не только сербские епархии, но и черногорская митрополия и карловацкая архиепископия, до этого находившаяся в пределах Австро-Венгрии. Патриархами сербскими были – Димитрий, Варнава, Гавриил и после него Викентий. Церковная жизнь сосредотачивалась главным образом в монастырях, но надо отметить также большое народное движение «богомольцев», возглавлявшееся еп. Николаем (Велемировичем). В Белграде работал богословский факультет при местном университете, а в больших городах – семинарии. Болгарская Церковь , которая до 1953 года управлялась синодом, стала патриархией. Первым патриархом был избран митрополит Кирилл. Занимавший долгие годы столичную кафедру, митрополит Стефан принимал очень близкое участие в сношениях с инославием. Богословский факультет при Софийском университете преобразован в духовную академию. Румынская православная Церковь объединилась в 1920 году в патриархат, во главе которого стояли патриархи – Мирон, Никодим и его преемник Юстиниан. В румынской, как и в болгарской Церквах, монастыри продолжали быть крупными духовными центрами. Высшие богословские школы действовали в Бухаресте и Черновицах. Из народных движений надо отметить паломничества в Маглавит. Албанская православная Церковь получила в 1937 году автокефалию от константинопольского патриарха. Она управляется архиепископом Тиранским. Другие православные Церкви . Древняя грузинская Церковь восстановила свою независимость и избирает своего главу – Католикоса. Она претерпела в течение веков много гонений, но осталась верной православию. Финляндская автономная Церковь , отделившаяся от русской в 1918 году, подчинена константинопольскому патриарху. Во главе ее стоит архиепископ Герман. Древний Валаамский монастырь, после перехода острова, на котором он был расположен, к СССР, перевезен в глубь страны. Там продолжается строгая монашеская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Зависящего от воззрений и голоса совести жителей страны. Удобно, доступно и справедливо. Успенский кафедральный собор – жемчужина Православия в Будапеште Успенский собор в Будапеште Я смотрю на Пешт со стороны Дуная. В нескольких сотнях метров от моста Эржибет находится площадь Петефи, на которой величественно красуется православный храм. Самый большой в Будапеште. Кафедральный собор Венгерской епархии Московского Патриархата. Храм украшает улицы столицы уже более двух сотен лет, привлекая взоры паломников, туристов, а также неравнодушных к вере горожан. Собор Успения Пресвятой Богородицы возводит свою историю к концу XVIII века. Тогда, конечно, в Пеште многое было по-другому – и в плане политическом, и в плане церковном. Город был населенным пунктом Австрийской империи. С православным меньшинством, но без юрисдикционного плюрализма. В принципе, подобного плюрализма тогда и быть не могло, ведь в те времена не существовало автокефальных Церквей Греции, Румынии и Болгарии (сербы, проживающие на территории Австро-Венгрии, были объединены в автономную Карловацкую архиепископию). Многие православные земли входили в состав Османской империи, а Церкви православных народов зависели от Константинополя. До «национальных» автокефалий оставалось еще несколько десятилетий. В 1791 году община греков и влахов, проживавших в Пеште, приобрела участок земли в престижном районе города, недалеко от Дуная. Строительство храма началось безотлагательно, в том же году. И продолжалось целое десятилетие. В самом начале XIX века – в 1801 году – новая церковь была освящена епископом Будимским Дионисием (Поповичем) – греком (ранее он носил фамилию Палазоглу), много лет прослужившим до этого в Белграде. А облик, хорошо известный современным жителям венгерской столицы, храм приобрел спустя семь десятилетий. В 70-е годы XIX века Миклош Ибл, один из выдающихся архитекторов того времени, переделал фасад и башню Успенского собора. Впрочем, несмотря на все внешние реконструкции храма, приходская жизнь в XIX столетии протекала без особых катаклизмов и грандиозных перемен.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Порядок избрания и титул Предстоятеля Сербской Православной Церкви будут изменены 09.03.2018 556 Новое официальное название Сербской Православной Церкви будет звучать как «Сербская Православнамя Церковь — Печская Патриархия». Об этом во вторник, 6 марта 2018 года, сообщило издание b92 со ссылкой на ежедневную Белградскую газету «Вечерние новости», сообщает Седмица.ru. Наиболее важные изменения в уставе касаются процедуры избрания Патриарха Сербского. Согласно сообщению газеты, процедура избрания Сербского Патриарха будет существенно упрощена. Отныне она не будет включать в себя прежнюю практику проведения «апостольского жребия», когда выбирался и открывался один из трех конвертов, содержащих имена кандидатов. В соответствии с новыми правилами, Предстоятель Сербской Православной Церкви будет избираться тайным голосованием. Избранным будет считаться иерарх, за которого проголосует большинство в две трети голосов епископов. Проект новой церковной конституции предполагает, что Патриархи будут избираться в Печской Патриархии. Кроме того, как возможные места проведения выборов Предстоятеля Сербской Православной Церкви указаны Белград и Сремски Карловцы. Важным новшеством станет и то, что избранный кандидат в Патриархи будет называться «Архиепископом Печским, митрополитом Белградским и Карловацким и Патриархом Сербских и Приморских земель». Кроме того, согласно новому Уставу Сербской Православной Церкви, существующие 13 ее епархий станут митрополиями. Новая редакция конституции Сербской Православной Церкви, скорее всего, будет принята на собрании высшего органа церковного управления — Освященном Соборе, который состоится в середине мая этого года. Работа над новой редакцией церковного устава началась в 2012 году с создания комиссии по пересмотру существующей Конституции Сербской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Изменения в официальном названии Сербской Православной Церкви объясняются стремлением укрепить связь с ее историческим центром — Печской Патриархией, а также с Косово и Метохией как важнейшей частью ее юрисдикции.

http://ruskline.ru/politnews/2018/mart/9...

Долгое время Святейший Павел возглавлял Синодальную комиссию по переводу Священного Писания Нового Завета, который был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Кроме того, епископ Павел был председателем Синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке. В ноябре 1990 г. решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего Патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 г. в кафедральном соборе Белграда. Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, сербско-хорватско-бос­ний­ская война и натовская агрессия в середине 90-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии; отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая “Черногорская церковь”, наконец, противозаконное насильственное отторжение Косово от Сербии. При всех нелёгких событиях Патриарх поддерживал и утешал свою паству. Патриарх Павел был известен чрезвычайно скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха; многие считали его современным святым. Велик был его авторитет и во Вселенской Православной Церкви. Патриарх Павел посещал с первосвятительскими визитами не только свою паству в странах бывшей Югославии, но и сербские общины в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе. За время первосвятительского служения Патриарха Павла произошло немало позитивных событий. Был открыт ряд семинарий, был восстановлен богословский факультет Белградского университета, было возобновлено преподавание Закона Божия в школах. В 1992 г. был уврачёван “американский раскол”, возникший в среде сербов США во времена коммунистической Югославии, — своего рода аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола, и хотя достигнутые в Нише соглашения были затем отвергнуты раскольнической “Македонской православной церковью”, но при активном участии Патриарха в Македонии всё же возникла вновь каноническая Церковь юрисдикции Сербского Патриархата (после того как в 2002 г. перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн и были рукоположены другие архиереи), и таким образом несмотря на сильное противодействие македонских властей и раскольников была возрождена Православная Охридская Архиепископия.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

С 1552 г. в Венгрии действует Будимская епархия юрисдикции Сербской Церкви, резиденция епископа находится в Будапеште. С 1969 г. действует Западноевропейская сербская православная епархия с кафедрой в Лондоне. В 1973 г. была основана Австралийская епархия, окормляющая сербскую паству как в Австралии, так и в Новой Зеландии (кафедра находится в монастыре св. Саввы Сербского в штате Виктория). На территории бывшей Югославии Сербская Православная Церковь является самой большой религиозной общиной по числу верующих. Епископат Сербской Православной Церкви насчитывает 34 архиерея (2000 г.). Численность верующих в целом составляет ок. 10 млн. человек (1996 г.). Главой Сербской Православной Церкви является Патриарх, полный титул которого «Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Святейший Патриарх Сербский». С 1990 г. Сербскую Православную Церковь возглавляет Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) . Высшей законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (Священный Синод Иерархии), в состав которого входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод), в который входит Патриарх и 4 епархиальных архиерея. Высшим судебным органом Церкви является Великий Церковный Суд, рассматривающий вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные и т. д. Главой епархии является архиерей. Епархии делятся на архиерейские благочиния, которые в свою очередь дробятся на церковные общины и, наконец, отдельные храмы. Все настоятели храмов являются членами Церковно-Общинного Собрания и его исполнительного органа – Церковно-Общинного Административного Совета. В среде священников Сербской Православной Церкви сложилась традиция объединяться в союзы. Начало этому было положено еще в 1889 г., когда впервые, после восстановления автокефалии, было образовано «Общество священников», а в 1891 г. – «Общество священников монашеского чина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. 28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010