«Если вам повезло проснуться в Белграде, то требовать у судьбы большего — наглость», — писал сербский автор Душан Радович. О том, как приехать в столицу Сербии и не увидеть ни одного музея, рассказывает корреспондент «Татьянина дня». Если нужен европейский лоск, тебе точно не сюда      Так пишет мне в чат моя знакомая Светлана, переводчица и автор книги «Люди Сербской церкви», пока я собираю чемодан. — Кошава дует. Но ты не волнуйся. — Что такое кошава? — О, ты не знаешь! Это когда примерно с неделю из тебя выдувает внутренности. Чемодан кажется пустым. Я кладу тёплые вещи на случай, если суровый балканский ветер не успеет нагуляться над Савой и Дунаем до моего приезда. — Я буду много плакать, — печатаю я Свете. — Это ничего? — Ничего. Плачь сколько влезет. Здесь для этого самое место. Восток на Западе Сербия — Восток на западе и Запад на востоке      Современные русские почти ничего не знают о Сербии, больше о Черногории: там тёплое море и дешёвая недвижимость. Нет, что–то, пожалуй знают. Кто интересуется политикой, скажет, что это бывшая Югославия. Возможно, вспомнит, как в 1999 году войска НАТО 78 дней бомбили Белград, потому что президента Слободана Милошевича обвинили в этнических чистках албанцев на территории Косова. В 2008 году интерес русских к Сербии возрос снова: международный скандал вызвало отделение территории Республики Косово, поддержанное многими странами вопреки позиции сербских властей. Россия новопровозглашённое государство не признала, встав на сторону сербов. В Москве проводились фотовыставки, развешивались флаги с надписью «Косово je Cpбuja», стартовала акция «Синяя ленточка» в поддержку братского народа. Пошумело и вроде бы улеглось. Теперь Сербия для многих русских — просто страна в центре Балканского полуострова, которую можно посмотреть по пути в Западную Европу. Но те, кто поближе к Церкви, почти не задумываясь скажут, что сербы — свои, православные. Восток на западе и Запад на востоке. Добро дошли Здесь ты будешь чувствовать себя как дома... Когда выходишь из небольшого терминала белградского аэропорта, названного в честь физика Николы Теслы, на маленькую по сравнению с московскими парковку, в глаза бросается надпись на рекламном щите: «Добро дошли до Београду». Что означает: «Добро пожаловать в Белград!»

http://pravoslavie.ru/88011.html

Николай II внес огромный вклад в спасение сербской армии. 28 марта. ПРАВМИР. Памятник последнему русскому царю Николаю II установят в парке Белграда возле Республиканского парламента на улице Короля Милана, неподалеку от «Русского дома». Памятник – подарок Российской Федерации, — сообщает RuSerbia.com — Он устанавливается под покровительством президента Республики Сербия Томислава Николича. Городская скупщина, совместно с несколькими российскими компаниями, облагородит парк… Это великое событие для Белграда. Сербия и Белград в долгу перед Николаем Романовым. Когда сербская армия отступила в Албанию под ударами австрийской и немецкой армий, русский царь направил письмо союзническим силам, Франции и Англии, в котором заявил, что если они не направят за сербскими войсками свои корабли, Россия выйдет из войны. Таким образом, он внес огромный вклад в спасение сербской армии. После революции Белград принял больше всего русских беженцев, после Парижа, богачи ехали в Париж, а средний класс приезжал в Белград. Многие красивые здания в Белграде были созданы русскими архитекторами. Мы в долгу перед человеком, который столько сделал для нас, — пояснил Горан Весич, секретарь временного (до избрания нового мэра) руководства Белграда Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 24 февраля, 2021 26 декабря, 2020 29 июня, 2020 22 января, 2020 11 ноября, 2019 17 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-belgrade-ustanovyat-...

Закрыть Епископ Артемий: " Косово на кресте, Белград жует жвачку... " 02.04.2009 304 Время на чтение 7 минут Владыка Рашско-Призренский Артемий за словом в карман не лезет. " Нет ниже (по росту) человека, ни вострее сабли " , - метафорически говорит хороший знакомый Владыки. " Потому-то меня эти нынешние в Белграде и не любят. Я там оппозиция " , - говорит Владыка и добавляет, отвечая на вопрос, советуются ли вообще " белградцы " с ним как с первым человеком Церкви на Косове, когда размышляют и принимают решения по Косову: " Никто меня ни о чём не спрашивает. Как будто и не существую. У меня большие противники в Белграде, как раз потому, что говорю правду не обинуясь " . Он нисколько не огорчается по этому поводу, но не видит здесь ничего хорошего и, во всяком случае, считает, что Белград не имеет продуманной стратегической политики, когда вопрос касается настоящего и будущего Косова и Метохии. Это не облегчает положения его пастве на Косове. " Я говорил в своё время президенту Тадичу: вы своими действиями или бездействием способствуете тому, что теряем Косово " . По мнению владыки Артемия, миссия Евросоюза Эулекс является версией " к исполнению " плана Ахтисаари. Подчёркивание Белградом, что никогда не отдаст Косово, по его мнению, лишь чистая риторика: " Боюсь, это речи для внутреннего употребления. У меня впечатление, что в Белграде исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками они и являются " . В этом смысле иск в Международный суд в Гааге по поводу законности провозглашения псевдогосударства на Косове служит " вроде жвачки для народа " ... Владыка Артемий на днях побывал в Великобритании в связи с десятой годовщиной бомбардировок Сербии. В Лондоне и Лестере делал доклады для наших соотечественников как член Американского совета по Косову вместе с доктором Срджяном Трифковичем, руководителем Совета из Чикаго, о ситуации на Косове и в Метохии через десять лет после операции " Милосердный ангел " . С марта 1999 года до сегодняшнего дня положение сербов в автономном краю только ухудшается.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/02/...

Кн. Милош был ктитором мн. серб. храмов и мон-рей, обителей на Афоне и в Иерусалиме. В 1819 г. он добился отмены согласования с османскими властями строительства храмов в Белградском пашалыке. В 1816 г. его усилиями Ужицко-Валевским митрополитом был назначен серб. архим. Мелетий (Никшич), Милош хотел также своего кандидата поставить митрополитом Белградским, но им стал грек Агафангел (впосл. К-польский патриарх). Князь стремился контролировать Белградского митрополита и иерархов, назначаемых К-польской Патриархией, и улучшить положение приходского духовенства. В 1831 г. благодаря его усилиям К-польская Патриархия предоставила автономию правосл. Церкви в Княжестве Сербия. Правление кн. Милоша имело абсолютистский характер. В 1835 г. он утвердил Конституцию (Устав), но вскоре ее отменил, не желая ограничивать свою власть. Его отказ считаться с Советом, учрежденным новой Конституцией в 1838 г., вызвал бунт в обществе, поэтому 13 июня 1839 г. он отрекся от престола в пользу старшего сына Милана и эмигрировал. Милан II (9 окт. 1819, Крагуевац - 26 июня 1839, Белград), кн. Сербии (1839). С юности болел туберкулезом. Вскоре после восшествия на престол скончался. Михаил III (4 сент. 1823, Крагуевац - 29 мая 1868, Белград), кн. Сербии (1839-1842, 1860-1868), младший сын кн. Милоша. 21 окт. 1839 г. был утвержден князем Сербии султанским бератом, а не провозглашен как наследник. В это время он находился с родителями в Бухаресте и с согласия отца вернулся на родину. Много внимания уделял образованию: по его инициативе в 1841 г. было основано Об-во сербской словесности (впосл. ставшее АН), лицей в Белграде преобразован в Великую школу (впосл. Белградский ун-т). Изменил Конституцию 1838 г., ограничив свою власть и расширив участие османских властей в делах княжества. В 1841 г. перенес столицу Сербии из Крагуеваца в Белград. Фактическое управление княжеством осуществлял Правительствующий совет, состоявший из т. н. уставобранителей (защитников конституции). 6/7 сент. 1842 г. под давлением членов Совета кн. Михаил отрекся от престола и эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

2 . По настоянию кн. Авалова П., без ведома своих “телохранителей”, прибыл в 1934 году в Белград митрополит Евлогий. Прибыл из Берлина для ликвидации церковного раскола. Пишущего эти строки привел Господь присутствовать в св. Троицком храме в Белграде на богослужениях в дни пребывания там м. Евлогия, проводить многие часы ежедневно в покоях Аввы м. Антония и участвовать в устройстве торжественного обеда в честь двух маститых иерархов Аввы Антония и м. Евлогия. Ожил Белград в чаянии мира в ограде Церкви. Встречи двух митрополитов, слова любви и верности ученика м. Евлогия своему учителю м. Антонию... как не радоваться! Но... нить света и радости внезапно оборвалась; м. Евлогий получил из Парижа телеграмму: НИКАКИХ ШАГОВ по вопросу о слиянии с Собором Зарубежной Церкви НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ... Телеграмма была подписана б. царским министром Коковцевым. Притих м. Евлогий. Тогда юнцы поднялись. Воспитанники Богословского Факультета Белградского У-та устроили в честь двух Митрополитов, в одном из лучших ресторанов Белграда, торжественный прием. Одна у них цель: убедить м. Евлогия подписать акт о прекращении смуты, не покидать Белграда не окончив благого дела, ради которого Господь стопы его в Белград направил. Немощной старец Авва Антоний прибыл к началу обеда. М. Евлогий не пришел. Он появился лишь по окончании обеда, через минут десять после ухода м. Антония, когда мы доедали остатки, смачивая их слезами горечи, подъехал извозчик и вошел м. Евлогий. – Владыка, умоляем Вас, не покидайте Белграда, не подписав акта о прекращении смуты... Мы вас не выпустим, пока не сделаете этого. – Я вам не мальчишка, что вы меня поучаете, – сердито крикнул в ответ на наши просьбы м. Евлогий. Но через несколько минут снова пошли мы в атаку, настаивая на прекращении церковного раскола, и услыхали из уст м. Евлогия следующие слова горькой правды: – Вижу перед собою юных, но вижу и старцев, сединой убеленных, а все вы рассуждаете как дети. Вы НЕ ПОНИМАЕТЕ В КАКОЕ ВРЕМЯ МЫ ЖИВЕМ: НЕ МЫ РУЛЁМ УПРАВЛЯЕМ, А ТЕ, КТО СИЛЬНЕЕ НАС...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Новакович отправил учеников в Белград в учебные заведения Общества св. Саввы, созданного в 1886 г. для обучения слав. молодежи, приехавшей из М., и подготовки учителей для ведения в этом районе серб. пропаганды. Но в Белграде сербские националисты из Общества св. Саввы внушали обучаемым, что те являются чистыми сербами, в результате эта группа македонцев отправилась в Софию. Но там среди них произошел раскол: промакедонистски настроенное меньшинство, убедившись, что в Болгарии и речи никакой не может идти о самостоятельном македонском народе, возвратилось в Белград, а подавляющее большинство, выступавшее за сохранение общеболгарского единства, осталось. Об идеологии этих групп можно судить по программам и деятельности тех общественных объединений, которые были ими впоследствии созданы: оставшиеся в Болгарии основали в 1892 г. «Молодое македонское литературное объединение» с печатным органом «Лоза», а вернувшиеся в Сербию во главе с Крсте Мисирковым - в 1893-1894 гг. объединение «Вардар». Целью деятельности «лозарей», среди которых были будущие активисты Внутренней Македонско-Одринской революционной организации (ВМОРО) и Верховного Македонского комитета (ВМК), являлось формирование болгарского лит. языка с учетом македон. диалекта. Их национальное самосознание было четко выражено в ст. «Несколько слов по вопросу о национальности», где утверждалось, что «национальность македонцев не может быть никакой другой, кроме болгарской» ( Пандев К. Националноосвободителното движение в Македония и Одринско (1878-1903). София, 2000. С. 69-70). Вернувшиеся в Белград молодые македонцы стали идеологами «автохтонного» македонизма, сотрудничавшего с серб. властями. Ставший в 1893 г. министром иностранных дел Новакович взял их под свою опеку. Но по мере сотрудничества серб. правительства с македон. интеллектуалами все более проявлялось стремление последних к независимости. Они не хотели ограничивать свою деятельность изучением М. в историческом, этнографическом, филологическом и географическом отношениях, а планировали тайно приступить к политической деятельности, целью которой была самостоятельность М.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovi] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский ). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии. С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ.

http://pravenc.ru/text/150149.html

В сотую годовщину со дня начала Первой мировой войны Патриарх Сербский Ириней возглавил в Белграде торжественные мероприятия, посвященные памяти русских воинов 4 августа 2014 г. 14:37 1 августа 2014 года, в сотую годовщину начала Первой мировой войны, в Русском некрополе в Белграде состоялись торжественные мероприятия памяти русских воинов, отдавших жизни за свободу Сербии. Божественную литургию в Иверской часовне на территории некрополя, а также панихиду по вождям и воинам Русской армии, похороненным в Белграде, совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней . Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужил официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем престоле протоиерей Виталий Тарасьев и клирики Белградской архиепископии. «В Русском некрополе покоятся герои, исполнившие одну из величайших заповедей Христовых — отдавшие жизнь за други своя, — сказал в слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Ириней. — Русский народ — это братский народ, который мы никогда не предадим». На Божественной литургии и торжественной панихиде присутствовали руководитель федерального агентства «Россотрудничество» К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурин, члены Совета Федерации А.И. Лисицын и В.В. Рязанский — президент Фонда поддержания, восстановления и сохранения комплекса историко-мемориальных памятников «Русский некрополь» в городе Белград, министр труда и социальной политики Республики Сербия  А. Вулин, а также сербский предприниматель, меценат и общественный деятель Н. Попович. По окончании богослужения состоялась церемония возложения венков к монументу Русской славы и памятнику сербским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. В тот же день при слиянии рек Дуная и Савы на месте первых боев за Белград, в ходе которых погибли русские артиллеристы и моряки Черноморского флота, защищавшие столицу Сербии, были спущены на воду венки памяти героев обороны Белграда. Вечером Святейший Патриарх Сербский Ириней, протоиерей Виталий Тарасьев и члены официальной делегации Российской Федерации посетили Русский дом — представительство агентства «Россотрудничество» в Белграде — где приняли участие в торжественном акте, посвященном памяти русских и сербских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3700548.ht...

Президенты Сербии и Черногории отметили необходимость сохранения культурного наследия Косово 19 мая 2009 г. 13:57 Президенты Сербии и Черногории Борис Тадич и Филип Вуянович по итогам переговоров, состоявшихся в понедельник в Белграде, заявили о готовности развивать сотрудничество между странами, несмотря на разногласия по Косово, сообщает агентство «Танюг» (Tanjug). Вуянович прибыл в Белград с трехдневным официальным визитом после 7-месячного периода охлаждения в отношениях двух стран, связанного с признанием Подгорицей независимости Косово. Это второй визит Вуяновича в Сербию с момента восстановления Черногорией независимости в результате референдума, прошедшего 21 мая 2006 года, и первый — после признания Подгорицей суверенитета Косово 9 октября 2008 года. Посол Черногории в Белграде Анка Войводич была объявлена «персона нон грата» после того, как черногорские власти сообщили о признании независимости южного края Сербии, провозглашенной в одностороннем порядке 17 февраля 2008 года. Отношения двух наиболее близких республик, входивших до недавнего прошлого в состав одного государства, осложнились. После встречи с Вуяновичем Тадич заявил, что ожидает скорейшего прибытия в Белград нового посла Черногории. Президент Сербии сказал, что, несмотря на разные подходы к вопросу о статусе Косово, обе страны выступают за сохранении культурного наследия Косово и соблюдение прав проживающих там сербов и черногорцев. С другой стороны, сказал Тадич, Сербия и Черногория обязаны защищать идентичность сербского и черногорского народов на собственной территории. «Для Сербии неприемлемо, что сербы в Черногории являются меньшинством. Они должны восприниматься в качестве коренного народа, так же как черногорцы в Сербии», — заявил Тадич. Президент Сербии также подчеркнул важность сотрудничества двух стран в процессе европейской интеграции и борьбе с криминалом. По его словам, ни Сербия, ни Черногория не смогут войти в Европейский союз, если не будут бороться с организованной преступностью и коррупцией.

http://patriarchia.ru/db/text/647997.htm...

Косово: сердце Сербии или территория превентивной демократии? Несмотря на старания защитников косовской независимости представить ее как необратимый процесс, закрыть этот вопрос не удастся. Считаем, что необходимо шаг за шагом доказывать, что альтернатива правовому произволу все-таки есть. И без последнего слова Сербии никто не сможет утверждать, будто косовский вопрос решен… 19 октября, 2009 Несмотря на старания защитников косовской независимости представить ее как необратимый процесс, закрыть этот вопрос не удастся. Считаем, что необходимо шаг за шагом доказывать, что альтернатива правовому произволу все-таки есть. И без последнего слова Сербии никто не сможет утверждать, будто косовский вопрос решен… Никто не вправе говорить о решении косовского вопроса без последнего слова Сербии, заявил президент России Дмитрий Медведев накануне своего визита в Белград 20 октября, сообщает агентство РИА Новости. Визит президента РФ в Белград приурочен к 65-летию освобождения сербской столицы от фашистских захватчиков. «Несмотря на старания защитников косовской независимости представить ее как необратимый процесс, закрыть этот вопрос не удастся. Считаем, что необходимо шаг за шагом доказывать, что альтернатива правовому произволу все-таки есть. И без последнего слова Сербии никто не сможет утверждать, будто косовский вопрос решен», — заявил Медведев в опубликованном в понедельник интервью сербской газете «Вечерние Новости». Косово — святая сербская земля — пробный камень построения нового мирового сообщества — станет ли мир обществом  превентивной демократии, нарушения границ и геополитического произвола. Напомним читателям о некоторых наиболее важных публикациях портала «Правмир» о проблеме Косово. Косово — сердце Сербии Фрагмент статьи Н. Брусиловского « Косово — святая земля Сербии «. Признание независимости Косово – не просто позор для западных стран, хладнокровно покровительствующих отторжению исконной территории Сербии. Это шаг в пропасть, в долгую полосу национально-территориальных неурядиц во всей Европе и всплеск сепаратистских настроений.

http://pravmir.ru/kosovo-serdce-serbii-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010