Восстанавливать канонический строй в условиях революции было для Церкви делом очевидно непростым. Ведь это восстановление шло на фоне демократизации общественной и политической жизни, сопровождавшейся ростом воинствующего антиклерикализма. Однако именно о каноничности избрания заговорили сразу же после падения старого строя. Благодаря выборам на столичную Петроградскую кафедру был избран будущий священномученик епископ Гдовский Вениамин (Василий Павлович Казанский; 1873–1922), 25 мая возведенный Святейшим Синодом в сан архиепископа. В Москве избрали архиепископа Тихона (Белавина ; 1865–1925), будущего Святейшего Патриарха. «Выборное начало» уже вскоре после революции стало укрепляться и в самой, казалось бы, консервативной церковной среде – в среде монашеской. Весной и летом 1917 г. в стране активно шел процесс переизбрания, и избрания насельниками и насельницами православных монастырей своих настоятелей. «Церковные ведомости» практически в каждом номере сообщали о происшедших переменах, утверждаемых решениями Святейшего Синода. Летом 1917 г. в Сергиевом Посаде было собрано два монашеских съезда: с 7 по 14 июля – ученого монашества, а с 16 по 23 июля – представителей мужских обителей. Таким образом, в среде иноков стали постепенно возрождаться традиции самоуправления, имевшего свой канонический «предел» в лице высшей церковной власти, то есть Святейшего Синода. Новый состав Синода был организован революционным обер-прокурором В. Н. Львовым (1872–1934) уже 14 апреля 1917 г. 4 Именно тогда Временное правительство, как некогда Император, издало указ об освобождении всех прежних членов Синода, за исключением архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , и о вызове новых членов. Этот состав Синода 29 апреля 1917 г. в своем послании и заявил, что его главная задача –« приложить все усилия к скорейшему, по возможности, созыву Всероссийского Поместного Собора». Тогда же определением Святейшего Синода было указано созвать Предсоборный Совет. 12 мая 1917 г. приняли решение образовать в Совете 10 отделов: о производстве выборов на Всероссийский Поместный церковный Собор, его организации и о составлении наказа для него (1); о преобразовании высшего центрального управления (постоянный Собор и Синод), об образовании церковных округов и об устройстве церковного управления в Грузии и Финляндии (2); о епархиальном управлении (3); о церковном суде (4); о благоустроении прихода (5); по делам веры и богослужения, о единоверии и старообрядчестве(6); о церковном хозяйстве (7); о правовом положении Православной Российской Церкви в государстве (8); о монастырях и монашестве (9); о духовно-учебных заведениях (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. был членом совета Российского об-ва Красного Креста в Германии (с 1921), почетным членом Об-ва русских студентов для упрочения славянской культуры (с 1923) и Парижского комитета Русской орг-ции Красного Креста помощи беженцам (с 1924), почетным председателем Комитета социальной помощи русским эмигрантам (1924-1940), почетным членом Серафимовского братства в Белграде (с 1925), действительным членом Русской академической группы (с 1927), почетным доктором церковных наук Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского (12 февр. 1943). Награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1904), св. Анны 1-й степени (1908), св. Владимира 2-й степени (1911), удостоен знаком отличия Русского Красного Креста (1924) и серб. орденом св. Саввы 1-й степени (1936). Т. А. Богданова, А. К. Клементьев, В. И. Косик Арх.: ГАРФ. Ф. Р-5919 (личный архив); ГА Тульской обл. Ф. Тульской ДС; ГА Владимирской обл. Ф. 556 (Владимирская Дух. Консистория); 454 (Владимирская ДС). Оп. 1-3; Архив Западно-Европейской архиепископии Конст. Патриархата, Париж (Послужной список митр. Евлогия (1921-1946)); Бахметевский архив Колумбийского университета, Нью-Йорк (Воспоминания). Соч.: О Свт. Тихоне Задонском и его творениях. М., 1898; Речи в Гос. Думе и Гос. Совете в защиту законопроекта о выделении из состава губерний Царства Польского вост. частей Люблинской и Седлецкой губерний, с образованием из них особой Холмской губ. Холм, 1912. Вып. 1. С. 5, 6-7, 31-54, 68-69, 136-156; Вып. 2. С. 10-17, 17-20, 26-32, 40-42, 63-65, 74-75, 80-84, 86, 88-89; Церковь и государство//Тр. учредительной конф. Рус. народно-монархического союза. Мюнхен, С. 21-29; Путь моей жизни/Восп., излож. Т. И. Манухиной. П., 1947. М., 1994п; Письма митр. Евлогия кн. Г. Н. Трубецкому/Публ. и примеч. Н. Струве//Вестн. РХД. 1997. 175. С. 119-136; Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего правосл. рус. Церквами в Зап. Европе, 1927-1930 гг.: Док-ты из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2. С. 75-110; 3. С. 105-124; 4. С. 124-145; 1999. 1. С. 218-261; Переписка свт. Тихона (Белавина), Патриарха Всероссийского, и митр. Евлогия (Георгиевского), 1921-1922 гг.//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 93-111.

http://pravenc.ru/text/187191.html

Есть серьезные основания ожидать ухода арх[иепископа] Петра от управления Епархией» 457 . Упомянутым циркуляром Наркомюста 254 от 8 декабря 1923 г. «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений» объявлялось уголовно наказуемым деянием. Для «непонятливых» в циркуляре разъяснялось, что он действителен «в частности, в отношении гр. Белавина (Тихона)» 458 . Показательно, что архиепископ Петр, сам незадолго до того едва не высланный, безбоязненно выступил в защиту Патриарха, «распространил свое “разъяснение " » к циркуляру Красикова, за что тут же был тем привлечен к суду. Ожидаемый осведомителем ОГПУ уход архиепископа Петра от управления епархией, однако, по каким-то неясным причинам тогда не состоялся, равно как и суд над ним. Вслед за этим обстановку несколько разрядило распоряжение Патриарха, исключавшее его собственное имя из богослужебного поминовения (точнее, оставлявшее поминовение Патриарха Московского без указания имени после Восточных Патриархов). Тем же патриаршим распоряжением от 9 февраля 1924 г. в церквях Москвы и Московской губернии вводилось поминовение архиепископа Петра за богослужением как «господина нашего». Введенная тогда формула звучала так: «Еще молимся о Святейших Патриарсех Православных Константинопольском, Александрийском, Антиохийском, Иерусалимском и Московском и о господине нашем Высокопреосвященнейшем Петре, архиепископе Крутицком» 459 . Вскоре последовало еще одно служебное повышение Высокопреосвященного Петра: 22 марта 1924 г. его и двух других входивших в Синод архиепископов Патриарх Тихон «в ознаменов[ание] прекращения Президиумом ЦИК Его (Святейшего Патриарха – свящ. А. М.) след[ственного] дела и за отлично [слово неразб.] полезн[ую] службу Ц[еркви] Б[ожией]» возвел в сан митрополита 460 . «Вы пять лет не прослужили. Но все-таки Вам сан дали», – выразил по этому поводу митрополиту Петру свое недоумение следователь, допрашивавший его в декабре 1925 г. 461 Недоумение это было, однако, не очень уместным: своему сану Высокопреосвященный Петр с учетом его выслуги лет в Учебном комитете Святейшего Синода вполне соответствовал, не говоря уже том, что он был членом Синода и Наместником Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название. В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры иконы 167х135 см; средник – 101х80 см; отдельное клеймо приблизительно 25х19 см. В настоящее время икона находится в Храме Христа Спасителя. Средник Композиция представляет традиционный собор святых с некоторыми особенностями. В верхней части надпись: собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне Храма Христа Спасителя в Москве. Перед ним изображен престол, одетый в красное пасхальное облачение. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити… ( Мф 10:28 ). Центром композиции является крест подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе. По вертикали оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа царственных мучеников с государем Николаем II в центре. Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Множественность подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов такими же рядами предстоят святые мученики от священства, монашества и мирян. В иконе присутствуют также безымянные миряне – мужи, жены и дети. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви. Средник иконы Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных На среднике изображены: Лик святителей Левая сторона справа налево 1 ряд: 1 . Тихон (Белавин ; 1865–1925), Патриарх Московский и всея Руси 72 2 . Кирилл (Смирнов; 1863–1937), митрополит Казанский и Свияжский 3 . Афанасий (Сахаров ; 1887–1962), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ист.: Корсунский И. Н. Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии//БВ. 1899. 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета)//Звезда. Новгород, 1921. 32; К делу епархиального совета//Там же. 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс)//Там же. 1922. 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей)//Там же. 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей//Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А. , прот. Из Среднеазиатской епархии//ЖМП. 1947. 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//София. 1997. 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли//Там же. 1998. 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг.//ИА. 2000. 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. Лит.: Бенеманский М. И. Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский. Ч. 1; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И. Д. Митрополит Арсений//София. Новгород, 1992. 3; она же. Дело митрополита Арсения Стадницкого//ВИ. 1999. 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А. Новгородская епархия в 1917-1919 годах//София. Новгород, 1993. 6, 7; Гросул В. Я. Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей//Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Какие тогда раздавались сильные призывные голоса к новой церковной жизни. Какие слышались обличительные речи против затхлости во всех областях церковного строя. (...) Но, к сожалению, все это стер собор 1917–1918 гг. На нем с особенной глубиной отразилось реакционное настроение отживших свое время руководителей жизни, которые естественно были недовольны нарождавшимся новым строем государственно-общественной жизни» (ЦО 1924, 13–14, с. 53). Еще резче высказывается о Соборе прот. А.И. Введенский , называя его «антихристовым собором», «сатанинским собором» (Введенский 1923, с. 104). «Когда же с августа 1917 г. церковная реакция черной тучей опустилась над белым домом Пречистой, – говорил А.И. Введенский с трибуны обновленческого Собора 1923 г. (Собор открылся в Успенском кремлевском храме), – когда церковь стала снова питаться надеждой на быстрый контрреволюционный реванш, наш союз занял резко оппозиционную линию» (ВСС 1928, 5, с. 5). В этом контексте совершенно справедливыми кажутся слова Б.В. Титлинова: «Тихоновскую церковную позицию можно определить собором 1917–1918 г., а обновленческую – собором 1923 г.» (ЦО 1925, 12, с. 93). 275 Реформы в этом направлении решали сразу две задачи: во-первых, лидеры движения получали возможность занять епископские кафедры, а во-вторых, появлялся слой второбрачных священников, чье право совершать богослужение признавалось только обновленцами. Порвав с движением, эти священники автоматически лишались сана. 276 Эту ситуацию осознавали и власти, запретившие поминовение за богослужением контрреволюционеров (находящегося в заключении Патриарха и правящих архиереев. Подписанный Н.В. Крыленко циркуляр Наркомюста 254 от 8.12.1923 г.: «В связи с поступающими с мест запросами о том, представляет ли собой уголовно наказуемое деяние публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (...), в частности в отношении гр. Белавина (Тихона) предлагаю руководствоваться нижеследующим. Поскольку такое чествование, выражающееся в упоминании имени данного лица в молитвах, проповедях и т.п., с присоединением к этому звания, по состоянию, в коем это лицо совершило вменяемое ему преступное деяние, носит характер явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти или направляется с явным намерением возбудить в населении недовольство или дискредитировать власть, оно является деянием уголовно-наказуемым» (Штриккер I, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

«Лучше сидеть в тюрьме,– сетовал Патриарх,– я ведь только считаюсь на свободе, а ничего делать не могу. Я посылаю архиерея на юг, а он попадает на север, посылаю на запад, а его привозят на восток» 190 . Врачи, наблюдавшие Патриарха, настойчиво советовали ему лечь в больницу. Но когда 13 января Святейший уже готов был переехать в частную клинику Бакуниной на Остоженке, профессор-кардиолог Плетнев в последний момент стал умолять его не делать этого, ведь неизвестно, в чьи руки он попадет. В клинику Бакуниной Патриарх Тихон приехал на извозчике. Больного положили в просторной светлой комнате, с видом на сад Зачатьевского монастыря. Патриарх Тихон привез с собой иконы, поставил их на столик, затеплил пред ними лампаду. В больничную книгу его записали как гражданина Белавина и лечили его сама Бакунина, два врача больницы, профессор Плетнев и его ассистент. В клинике Святейшему Патриарху стало спокойнее, чем в монастыре, у него даже находилось время на чтение не только духовных книг, но и Тургенева, Гончарова, писем Победоносцева, однако посетители не оставляли Святейшего и здесь. Не говоря уже о митрополите Петре и других ближайших помощниках по управлению Церковью, приходили за благословением, особенно перед операцией, простые верующие, больные, лежавшие в той же клинике. Группа рабочих подарила ему сафьяновые сапоги на заячьем меху, которые очень понравились Патриарху. Захаживал к нему и Тучков; после его визитов Патриарх чувствовал себя особенно усталым. Тучков настойчиво советовал Патриарху оставить все дела и отправиться на лечение на юг, но Патриарх отказывался и, пребывая в клинике, по-прежнему руководил Церковью, выезжал на службы в московские храмы и находил силы участвовать в епископских хиротониях. Самым тяжким бременем для Святейшего оставались попытки уладить отношения между гонимой Церковью и советской властью. 28 февраля Патриарх Тихон обратился в НКВД с новым ходатайством о регистрации Священного Синода, определив и временный состав его до избрания постоянного Синода на Всероссийском Соборе: Патриарх Тихон – председатель, Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский) , Уральский митрополит Тихон (Оболенский), Тверской митрополит Серафим (Александров) , Крутицкий митрополит Петр (Полянский) , Херсонский епископ Прокопий (Титов), временно управлявший Самарской епархией епископ Мелитопольский Сергий (Зверев).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Местная паства горда тем, что с 22 декабря 1913 года, архиепископом Литовским и Виленским назначен Тихон (Белавин) (1865–1925), впоследствии митрополит Московский и Коломенский, избранный в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе, Святйшим Патриархом Московским и всея Руси. В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в 1989 году причисленый к лику святых(28). Весной 1944 года епархию потрясла трагедия, митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Экзарх Латвии и Эстонии, был расстрелян на дороге Вильнюс – Каунас ,неизвестными в немецкой форме. Владыка Сергий ,в это нелегкое время старался в условиях «нового порядка», вести осторожную политику, всячески подчеркивая свою верность Московской Патриархии. Прибалтийский регион ,на всей оккупированной территории СССР, был единственный ,где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии (27) Единственным уроженцем Вильнюса, ставшим правящим архипастырем Литовской кафедры, был архиепископ Алексий (Дехтерев)(1889–1959). Вторая мировая война застала его белоэмигранта, настоятелем Александро-Невской церкви города Александрии в Египте. По доносу , египетская полиция арестовала его в 1948 году, продержав в тюрме почти год (6). Пассажирский корабль, бывшего капитана дальнего плавания, увозивший его на Родину назывался... «Вильнюс» ,и на родной Литовской земле, с 1955 года, Владыка Алексий оставался до последних своих дней (22) . Во время отмечявшегося 400 летия монастыря и 650-летия кончины свв. Виленских мучеников, епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Свято-Духовом монастыре расположена резиденция правящего архирея – митрополита Виленского и Литовского Хризостома, священно-архимандрита монастыря. Вильнюсский Пречистенский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, 1346 года, отстроенный в 1868 году, расположен в десяти шагах от Русской улицы, прописан на Майронио д.14. На фронтоне надпись «храм построен при Великом князе Альгирдасе в 1346 году...и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда». . Церковь князь возвел для своей супруги Юлиании, Тверской княжны .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Местом погребения знаменитого русского пастыря долгое время был сам собор Александра Невского, гроб с его прахом был помещен в одном из приделов нижнего храма. Люди чтили место упокоения своего духовника, принося множество живых цветов к его могиле. В последствии прах был перенесен, для постоянного упокоения в могиле, на русское кладбище (cimetiere Russe) в Sainte-Genevieve des Bois под Парижем Почитатели памяти о. Георгия Спасского составили комитет его имени, который продолжал труды, заповеданные батюшкой в деле христианского милосердия. Доброхоты организовали своеобразный " Дом отдыха " в Севре. " Дела комитета пошли хорошо, и он устроил небольшую, но очень уютную и красивую церковку " - пишет митрополит Евлогий. Храм этот был освящен 16 ноября 1938 г. В 1947 г. в день ангела батюшки, в праздник, посвященный святому Георгию Победоносцу, в кладбищенской Успенской церкви, прошла церемония, посвященная открытию памятника отцу Спасскому Памятник освящал митрополит Владимир (Тихоницкий). Газета " Русская мысль " , писала: " Отец Георгий похоронен в склепе нижней церкви. Надгробный памятник ему, очень изящный, исполнен Альбертом Бенуа (икона в триптихе изображает Божию Матерь Сурдетскую, исцелившую отца Георгия в младенчестве, по обеим сторонам апостол Иоанн Богослов и св. Георгий Победоносец) " Не только память о замечательном русском пастыре продолжала жить в сознании его духовных детей из числа русских эмигрантов, но и его заветы нашли продолжение в делах благочестивых и добрых людей. В память о своем духовнике в Париже была организована инициатива социального призрения, устроен т.н. " Очаг русской девушки имени отца Георгия Спасского " , где за умеренную плату в 7000 франков в месяц обеспечивался полный пансион " Примечания 1. Сурдегская икона Божией Матери в 1915 г. перед угрозой немецкой оккупации эвакуирована в Ярославль, в 1921 г. возвращена в Литву, ныне находится в Благовещенском соборе г. Каунаса. 2. Тихон (Белавин В.И.) (1865-1925 гг.), после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии в 1888 г. на преподавательской работе, в 1897 г. рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмской епархии, с 1889 г. на Алеутско-Американской кафедре (США), с 1905 г. архиепископ, в 1907 г. переведен в Ярославль, с 1913 г. на Виленско-Литовской кафедре, в 1917 г. избран на Московскую кафедру. Поместным Собором 1917-1918 гг. избран Всероссийским патриархом. Причислен к лику святых на соборе РПЦ в 1989 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/405/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010