Автор рассматривает возможный механизм реализации этой идеи. Т. Ларюшина считает, что при " разработке своей стратегии Русская Православная Церковь привлекает не только политтехнологов и специалистов по корпоративному управлению, но и экспертов по церковному и международному праву, универсальной юрисдикции и эклесиастике, причем столь же компетентных в своей сфере, как и светские стратеги " . Сайт " Регионы России " сообщает о том, что " 15 апреля псковская областная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий решила обратиться с запросом в генеральную прокуратуру России. Члены комиссии считают необходимым проверить в архивах информацию о факте реабилитации патриарха и, если таковой не существует, добиться официального признания патриарха Тихона жертвой политических репрессий " . " Напомним, патриарх Тихон (в миру Василий Белавин) является уроженцем псковской земли. Он родился в 1865 году в Торопце Псковской губернии (ныне Куньинский район Псковской области). Скончался в 1925 году и был похоронен в Донском монастыре. В 1989 году на Поместном Соборе он был прославлен в лике святителей " , - так заканчивается это сообщение. Газета " Аргументы и факты " публикует интервью с епископом Магаданским и Синегорским Феофаном (Ашурковым) в материале " Посол Церкви по особым поручениям " . В интервью владыка рассказывает о своем служении на Магаданской земле, о строительстве храма в Магадане, о поездках и общении с людьми, о сотрудничестве с властями. Например, о взаимодействии с органами власти епископ Феофан говорит следующее: " Меня совершенно не смущает активное сотрудничество с властями. Считаю совершенно неверным дистанцирование современного российского государства от религии. В развитых странах такого нет, государство поддерживает церковь, и лишь во Франции положение схоже с нашим - но ведь именно она более всех и подвержена экстремизму! В нашей стране сейчас, как никогда, традиционные религии призваны восполнить вакуум духовности и нравственности - как среди простых мирян, так и в руководстве.

http://pravoslavie.ru/4832.html

Архивы Кремля. Т.2. С.445. Там же. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.260. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. (Материалы по истории Церкви. Кн.9.) М., 1996 С. 432-433. Малая медицинская энциклопедия в 6-ти томах. АМН СССР. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. С.356-357. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.235; Опубл.:Архивы Кремля. Т.2. С.441. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.6.Л.92; Опубл.: Следственное дело. С. 392-393. Архивы Кремля. Т.2. С.445. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.294. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4.Д.372. Л.301.; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.442. Голубцов С. Московская Духовная академия в начале XX века. М., 1999. С.71. Соловьев Михаил Данилович (1888-после 1926) - сотрудник ОГПУ. С 17.05.1923 - 01.02.1926 помощник начальника 6 отделения СО ОГПУ. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4.Л.417-419. Кирьянов Николай Борисович (29.03.1902-22.09.1988) - иподиакон архиепископа Илариона (Троицкого). в 1925 г. был арестован и направлен в Соловецкий лагерь, где находился до 1928 г. В 1928-1933 г. находился в ссылке в Костромской обл. После освобождения жил в г. Туле. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.23.Л.15-15об; Опубл.: Следственное дело. С. 402. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4.Д.372. Л.294. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.23.Л.26. Дмитрий Сафонов 04/04/2003 Смотри также: Документы истории: К проблеме подлинности " Завещательного послания " Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к " Завещательному посланию " Патриарха Тихона " Завещательное послание " Патриарха Тихона и " Декларация " заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Почему не состоялся процесс над Патриархом Тихоном? Был ли Патриарх Тихон сторонником введения нового стиля? Ссылки по теме: Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. Дело " О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина) " Поместные Церкви Встреча с Православием Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика English Edition Сретенский монастырь editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Богородицы (женский, в совр. дер. Лаврово Демянского р-на; основан в 1873 как жен. община, которая в 1899 была преобразована в мон-рь, закрыт не позднее 1929), пустынь во имя вмц. Параскевы Пятницы у «Забудущих родителей» (мужская, на берегу р. Удина, близ совр. дер. Зихново Боровичского р-на; основана как скит новгородского Антониева мон-ря в 1906, в 1917 скит преобразован в пустынь, к-рая была разгромлена в 1937), Иоанно-Предтеченская Железковская пуст. (мужская, в совр. дер. Железково Боровичского р-на; основана в нач. ХХ в., закрыта после 1918), Тиховская жен. община в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в бывш. с. Тихове Боровичского у., ныне незаселенная местность между совр. деревнями Вычерема и Ковриг Любытинского р-на; учреждена в 1910, закрыта ок. 20-х гг. ХХ в.). Монастыри и пустыни, ранее входившие в Новгородскую епархию (Список обителей Пскова и Псковской земли, входивших до 1589 в состав Новгородской и Псковской архиепископии, см. в ст. Псковская и Порховская епархия ; список обителей, вошедших в 1682 в состав Холмогорской и Важской епархии, см. в ст. Архангельская и Холмогорская епархия ; список обителей, входивших в пределы Олонецкого и Каргопольского вик-ства, см. в статье об этом вик-стве). Действующие Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (мужской, на о-ве Каменном на Кубенском оз. в Усть-Кубинском р-не Вологодской обл.; основан, по преданию, в 1260, закрыт после пожара 1774 г., восстановлен в 1801 как Белавинская Преображенская пуст., прежнее название возвращено в 1892, закрыт в 1925, возобновлен в 2017); Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня (мужской, ныне в черте Вологды; основан во 2-й пол. XIV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991), Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в г. Кириллове Вологодской обл.; основан в 1397 (1407?), закрыт в 1924, возобновлен в 1998), Горицкий в честь Воскресения Господня (женский, в Кирилловском р-не Вологодской обл., на берегу р. Шексны; основан не ранее кон. XIV и не позднее 40-х гг. XV в., официально закрыт после 1918, насельницы организовали сельскохозяйственную артель, в 1929 артель была упразднена, мон-рь возобновлен в 1999), Антониев Дымский (мужской, в дер. Красный Броневик Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; документально известен с XVI в. (по преданию XVII в., основан в XIII в.), упразднен в 1764, возобновлен в 1794, закрыт после 1919, возобновлен в 2008), Филиппова Ирапская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, в пос. Зелёный Берег Кадуйского р-на Вологодской обл.; основана в 1-й пол. XVI в., упразднена в 1764, возобновлена в 1792, закрыта в 1927, возобновлена в 2018), тихвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, в г. Тихвине Ленинградской обл.; основан в 1560, в 1613 сожжен шведами, возобновлен ок. 1620, закрыт в 1924, возобновлен в 2009). Прекратившие существование к кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Быстро поняв новую позицию патриарха, епископ сразу стал ее активным проводником. Он в эти дни переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь. Он договорился с приходами о чине их присоединения к патриарху, разработал чин покаяния, принял тут же десятки обновленцев, пришедших к патриарху с покаянием. Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня» . Но, конечно, у большинства обновленцев и особенно у их лидеров одно воспоминание об архиепископе Иларионе вызывало бурю негодования (в сан архиепископа владыка Иларион был возведен Святейшим Тихоном вскоре по возвращении из ссылки). Уже в 1925 году, через два года после очередного ареста владыки и отправки на Соловки, лжемитрополит Александр Введенский, путешествуя по Тульской епархии, ставит ей в укор, что она «подарила, как известно, и столь отъявленного черносотенца, как тихоновский “столб” – Илларион Троицкий» (орфогр. оригинала) . Владыка Иларион в это время (1923 г.) – ближайший помощник патриарха. Их имена часто используются совокупно как нарицательные для обозначения православного епископата: «Никакие бунты тоскующих о былой власти Белавиных и Иларионов положения в церкви не изменят» (Введенский) . Всевозможные раскольнические оскорбления и клеветы также направляются, прежде всего, на этих двух иерархов: «Тихоны и Илларионы» «откармливаются» на простодушии Церкви Христовой; «священники и левиты – Тихоны и Илларионы» не принесли Церкви Божией ничего, «кроме горя и бед»; «“благодатные” Тихоны и Иларионы только и делали, что… разжигали вражду против революции»; «Тихон с Иларионом вырабатывали “благодатно” удушливые газы против революции» (Антонин Грановский) . Иным образом это единство святителей осталось в благодарной памяти Церкви: «Всечестная двоице, святый Тихоне, патриарше и исповедниче, блаженный Иларионе, сподвижниче того и мучениче, образ вы Христа распята в мире сем явила еста»; «Ангели и архангели ныне на небесех ликовствуют, видяще два земная ангела, Тихона и Илариона, Церковию прославляемая» (тропари из 6-й песни канона священномученику Илариону) .

http://pravoslavie.ru/67049.html

В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него. Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана. Тихон (Белавин Василий Иванович) – Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865–1925). Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри. Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь … должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

В 1992 г. Блаженнейший Митрополит Феодосии еще раз посетил Русскую Православную Церковь. (Посещал и в 1990 г.). Епархии Православной Церкви в Америке 1. Берклийская и Калифорнийская 2. Бостонская 3. Бруклинская 4. Буэнос-Айресская 5. Вашингтонская 6. Детройтская и Мичиганская 7. Мексиканская 8. Монреальская и Канадская 9. Нью-Йоркская 10. Питгсбургская и Западновиргинская 11. Сан-Францисская и Западно-Американская 12. Ситкинская и Аляскинская 13. Уилко-Баррская 14. Филадельфийская и Пенсильванская 15. Чикагская и Миннеапольская 16. Эдмонтонская Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке Епископы 1. Иоасаф 1799 2. Св. Иннокентий (потом митрополит Московский) 1840 - 1862 3. Петр 1859 – 1862 - 1867 4. Павел 1867 - 1870 5. Иоанн 1870 - 1876 6. Нестор 1879 - 1882 7. Владимир 1888 - 1891 8. Николай 1891 - 1898 Архиепископы 9. Тихон (Белавин) 1899 - 1907, 1925 10. Платон (Рождественский) 1907 - 1914 11. Евдоким (Мещерский) (1935, в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище) 1914 - 1917 12. Александр (Немоловский) 1917 - 1922, 1960 Последующие иерархи в XX веке Митрополиты в расколе 1. Платон (Рождественский) 1922 - 1924 - 1934 2. Феофил (Пашковский) 1934 - 1950 3. Леонтий (Туркевич) 1950 - 1965 4. Ириней (Бекиш) 1965 - 10.10.1970 Автокефальная Православная Церковь в Америке Митрополит Ириней (Бекиш) 1970 - 1974 Архиепископ Сильвестр (временно управляющий) 1974 – 1977. Митрополит Феодосии (Лазор) с 25 октября 1977 Патриаршие Экзархи 1. Митрополит Вениамин (Федченков) 1933 - 1947 2. Митрополит Макарий (Ильинский) 1947 - 1953 3. Архиепископ Адам (Филипповский), временно управляющий 1953 - 1954 4. Митрополит Гермоген (Кожин) 1954 5. Митрополит Борис (Вик) 1954 - 1962 6. Митрополит Иоанн (Вендланд) 1962 - 1967 7. Архиепископ Ионафан (Кополович) 1967 - 10.10.1970 Приходы в США и Канаде юрисдикции Московского Патриархата Епископ Макарий (Свистун) 1970 - 1974 Епископ Иов (Тывонюк) 1974 - 1976 Епископ Ириней (Середний) 1976 - 1982 Епископ Климент (Капалин) с марта 1987 г. до июля 1990 г. только в США, а в Канаде епископ Николай (Шкрумко) 1982 - 1990

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830¬х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же (5 августа 1917 года) постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташов, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).  В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран Патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин; 1865–1925). 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода. Старый Святейший Синод прекратил свое существование. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. Поместный Собор 1917–1918 годов принял новый церковный устав, согласно которому при Патриархе учреждались архиерейский Синод и Высший Церковный Совет (ВЦС). Синод должен был состоять из председателя (Патриарха) и двенадцати членов: Киевского митрополита и шести архиереев, избираемых на три года Собором, и пяти, вызываемых по очереди на один год. ВЦС предусматривалось составлять из Патриарха и пятнадцати членов (трех – по избранию Синода, остальных – по избранию Собора, включая мирян). Избранный на Петроградскую кафедру в революционном 1917 году архиерей епископ Вениамин (Казанский), который летом 1917 года стал первоприсутствующим Петроградской конторы Синода, был признан на Поместном Соборе лишь одним из заместителей членов Синода (в его состав вошли архиереи, получившие наибольшее количество голосов членов Собора).

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

В районе Арбата, напротив церкви Св. Симеона Столпника, сегодня проспект Калинина. 12 Андре Жид. Возвращение из СССР. — Издательство политической литературы. — Москва, 1990, с. 64. 13 Андре Жид. См. там же, с. 99. 14 Иван Кологривов. Очерки по русской святости. — Издательство Жизнь с Богом. — Брюссель, 1961, с. 380. 15 В миру Василий Белавин (1865— 1925). 16 К. Маркс. Критика гегелевской философии права (1844). 17 Письма Ленина к Горькому, соответственно от ноября и декабря 1913 г. 18 См.: Н. Бухарин и Е. Преображенский. Азбука коммунизма. 19 Секретное письмо Ленина Молотову для членов Политбюро ЦКРКП(б) от 19 марта 1922 г. В России этот текст был опубликован впервые только в 1990 г. См.: Известия. ЦК КПСС М.: 1990, 4, с. 190–195. 20 В миру Иван Страгородскйй (1867— 1944). 21 Елена Семеновна Цуперфейн. 22 Вера Яковлевна Василевская. 23 Елена Семеновна Мень. Мой путь. В кн.: И было утро… — Воспоминания об отце Александре Мене. — Vima–цehmp, Москва 1992, с.15. 24 Вера Василевская. Воспоминания. Фрагменты из книги «Катакомбы XX века». В кн.: И было утро… Там же, с. 67. Другие отрывки из воспоминаний Веры Василевской также были опубликованы под названием «Два портрета» в журнале Вестник РХД 142. — Париж, 1978, с. 269–298 и в сборнике Память.: Исторический сборник, вып. 2, YMCA–Press. — Париж, 1979, с. 481–512. 25 В 1953 г. улица Маросейка была переименована в улицу Богдана Хмельницкого. 26 Церковь была разрушена в начале тридцатых годов. 27 В миру Сергей Батюков (1880—1942). 28 В миру Сергей Сахаров (1887—1962). О жизни Владыки Афанасия. См.: Крестный путь преосвященного Афанасия Сахарова. — Вестник РСХД, 107. 1973 г., с. 195 -17. 29 Марина Вехова. Всеисцеляющее слово. В кн.: Памяти протоирея Александра Меня. — Москва, 1991 г., с. 189. 30 Два портрета. В кн.: Память. — Исторический сборник. — Ук. соч., с. 489. 31 См. примеч. 22. 32 Прот. А. Мень. Письмо к Е. Н. В кн.: Aequinox. — Ук. соч., с. 184. 33 В миру Иван Бочаров (1880–1959). 34 Священник Петр Шипков (1881— 1959). 35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

В темные раскрытые двери собора вошли архипастыри, и двери за гробом закрылись. Все утихло. В молчании стоял крестный ход пред закрытыми дверями храма. Там происходила лития. Но вот раздалось пение «Вечная память». Это гроб Святейшего Патриарха Тихона опускали в могилу. Печальный перезвон колоколов точно плакал над могилой Святейшего. В молчании крестный ход без архипастырей, которые оставались еще у могилы, двинулся к большому собору. Народ устремился туда же и целовал место, где стоял гроб Святейшего. Вскоре возвратились и архипастыри. Был восьмой час вечера. Народ стал расходиться. Разоблачившись, потянулось к выходу и духовенство. Архиереи отправились в патриаршую келью Святейшего, дабы исполнить его последнюю волю. Народ толпами стоял у кельи, и долго еще в наступившей темноте раздавалось пение «Вечная память». В стену над могилой вделан большой дубовый крест с надписью по-славянски. «ТИХОН, Святейший Патриарх Московский и Всея России, 25 марта ст/ст.1925 год» На погребении Святейшего присутствовало пятьдесят девять епископов. За восемь лет своего патриаршества он неуклонно вел Православную Церковь в чистоте апостольской, охраняя ее от различных течений и уклонений. По натуре скромный и глубоко верующий, аскет и молитвенник. Святейший Патриарх Тихон всегда уповал на Промысл Божий и глубоко почитал Божию Матерь и не простая случайность, что в день Благовещения Святейшей почил. Обладал необычайным юмором, остро и удачно в шутках давал характеристики святителям. При вручении жезлов новопоставленным епископам очень часто говорил «пророческие» предвещания, впоследствии сбывающиеся. Его послания, воззвания, слова и речи за неимением соответствующих источников и ссылок перечислены не все. Смеем надеяться, что Светлая память Патриарха Тихона сохранится в Православной Церкви навечно и со временем он войдет в нашу историю не только Святейшим, а даст БОГ, и Святым. Труды : «Речь при наречении его во епископа». «Приб. к «ЦВ» 1897, 43, стр. 1560. «Облик духовного юношества».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В то же время тяжелые испытания вызвали в русском православии институциональные кризисы, расколы и разделения, не преодоленные по сие время. Им предшествовало событие, переживавшееся чадами Русской Православной Церкви как светлая радость, притом парадоксально связанное именно с крушением православной Империи: восстановление Всероссийским поместным собором, открывшимся на праздник Успения в 1917, патриаршества, упраздненного еще Петром I, и избрание 5(18) ноября (т.е. уже после октябрьского переворота) патриархом Московским и всея Руси преосв. Тихона (Белавина , 1866–1925), твердого исповедника веры перед лицом большевистского террора, причисленного Церковью к лику святых. Против патриаршей власти предательски выступало с 1922 конформистское «Высшее церковное управление», сочетавшее требование далеко идущих реформ в церковной жизни (т.н. «обновленчество» и «живоцерковство») с сервильными жестами в сторону большевистских гонителей и этим надолго скомпрометировавшее в глазах русского церковного народа самую идею преобразований (хотя не следует забывать, что среди рядовых участников реформистских движений были честные священники, которые сами принимали страдания за веру, и что из манипулирования призывом к обновлению в дурном церковно-политическом контексте не вытекает логически недоброкачественность постановки вопроса об обновлении). Раскол совершился – опять-таки по мотивам политическим – и в церковной жизни русской диаспоры. В конце 1921 т.н. Русский всезаграничный собор в Карловцах принял обращение к русским православным беженцам, в котором утверждался догматический, вероучительный статус монархической идеи. Около трети участников, некоторые из которых сами были по личным убеждениям монархистами, приняли постановление о невозможности принимать от имени всей Церкви документ политического характера (ибо это противоречило постановлению Всероссийского поместного собора от 2/15 августа 1917); во главе этой группы стоял митрополит Евлогий (Георгиевский, 1868–1946). Так наметилось расхождение двух направлений: «карловацкого» (ныне «Русская Православная Зарубежная Церковь ») и «евлогианского».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010