19 марта 2019, 22:38 Вадиму К. Ведь я о том же. Философия и жизнь ставит вопросы. Но ответ в конечном итоге даёт только вера. Некоторые философы ищут всю жизнь основание своей же философии и не могут найти. Для верующего человека оно очевидно. Но без философии, мысли, смысла нет подлинности, настоящности. В области разума, конечно. Хотя. Вера простой бабушки всем сердцем намного лучше всех моих рассуждений. Апостол Павел здесь прав. Но и он имел неплохое эллинское образование, которое помогло ему донести МЫСЛЬ сквозь века. АлександрГ. 19 марта 2019, 15:57 " Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих " . (посл. Святого Апостола Иакова гл. 1 5-8). В паре Вера - мысль. Вера доминирует. Вера без мысли не останется. Мысль без Веры выхолостится и станет бесплодной. Вадим К. 19 марта 2019, 13:28 Да, православная вера изначала на Руси называлась греческой, да и в новейшие времена наша Русская Церковь называлась часто Греко-Российской. Что же из этого? И откуда такие названия? Неужели потому, что мы переняли веру не апостолов Петра и Павла и других сынов Израиля, а потому, что то была вера Гомера, Сократа и Платона? Нет, но потому, что она, эта апостольская вера передана была нам греками, которые на тот момент одни ее сохраняли. Ведь были латиняне, были армяне, были хазары, были арабы и все предлагали свою веру. Наши предки выбрали ту, которую увидели у греков и назвали ее соответственно греческой. Греческой, а не эллинской! Так что давайте не мешать все в один винегрет для невежд. Вадим К. Вере Медведевой 19 марта 2019, 13:20 Необходимость формулировки богословских понятий возникла в Церкви как раз из-за попытки сделать источником ее веры тот самый языческий эллинизм через его философию. И надо было оружие, которое он считал своим напрасно и им кичился, человеческое любомудрие, взять у него и его им же и поразить. Что греческие отцы (греческие, но не эллинские!) успешно и сделали. И конечно, единственным источником их богословия была не языческая философия, а Библия, книги Ветхого и Нового Заветов. Утверждать обратное - это просто клеветать и на них, и на православную веру, которую они защитили и утвердили. Кстати, клеветать вместе с нынешними иудеями, называющими христианство эллинским вариантом иудейства.

http://pravoslavie.ru/119874.html

2. Ведь евангельская заповедь предписывает вырывать более корни пороков, чем плоды, которые, вне сомнения, по устранении побуждений никогда более не разрастутся: и ум сможет непрерывно укореняться во всяком терпении и святости, когда гнев будет изгнан не с поверхности действий и поступков, а из недр помыслов. И поэтому, чтобы не продолжалось человекоубийство, то гнев и ненависть, без которых преступление человекоубийства никоим образом не будет допущено, да будут истреблены: и всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду ( Мф. 5:22 ), и всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1 Ин. 3:15 ). 3. Ведь за чувство гнева, оттого, что он в сердце жаждет, чтобы погиб тот, чью кровь, как всем известно, он не проливал ни собственной рукой, ни копьем, он назван человекоубийцей у Господа, Который не только за последствия действий, но и за стремление воли и желание каждому воздает либо награду, либо наказание согласно с тем, что Он Сам сказал через пророка: Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки ( Ис. 66:18 ), и еще: совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков ( Рим. 2:15–16 ). Col. 350. Глава 21. О том, как понимать, что в словах Евангелия: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду ( Мф. 5:22 ) – прибавлено « напрасно ». Однако в некоторых экземплярах встречается: Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду ( Мф. 5:22 ), и следует знать о том, что слово напрасно добавлено избыточно теми, кто не считал, что следует устранять гнев, возникший даже по справедливым причинам, хотя никто, какая бы причина его ни взволновала, не скажет, что разгневался без причины. Поэтому, как кажется, это добавлено теми, кто не понял замысла Писания, желающего всячески отсечь язву гневливости и не оставить совсем никакой возможности для гнева, чтобы мы, получив повеление гневаться с причиной, не усмотрели бы в этом повод гневаться и без причины. Ведь цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться праведно, а в том, чтобы не гневаться вовсе. Хотя мне известно, что некоторые это напрасно толкуют так, что гневается без причины тот, кому не позволено в гневе добиваться мести. Однако лучше сохранить так, как это написано во многих новых и во всех древних экземплярах.

http://azbyka.ru/vopros/chto-znachit-nap...

7:9). Разве Павел был древнее закона? Нет, он процвел после всех, воспитанных под законом, он жил после явления Спасителя. В таком случае как же он полагает себя раньше закона, если он жил после? Ведь из его слов выходит, что он древнее закона: «я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил»? Неужели заповедь появилась позже Павла? И если кто подумает, что хотя закон был и до Павла, но сам он жил без закона, проводя жизнь языческую, и только потом уже подчинился закону, то и такое предположение не оправдывается историей. Павел никогда не жил вне закона: он был, по его собственным словам, «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева... Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5). Так когда же он жил без закона? «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь…» Какая заповедь? Гласящая: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2:16). «Когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер»(Рим. 7:9—10). Смотри, как на весы полагает он грех и праведность: когда соблюдается заповедь, грех умерщвляется; напротив, когда грех распространяется, человек умирает. Словами: «когда пришла заповедь, то грех ожил» апостол показывает, что до падения грех был мертв. А под грехом у апостола разумевается не грех в собственном смысле, но дьявол. Почему же называет он грехом дьявола? Потому, что тот был наставником греха. Мы неизбежно впали бы в заблуждение и погрешили бы против истины, если бы не обратили внимания на особенность словоупотребления, свойственного Священному Писанию. А Писание именно имеет обыкновение прилагать к дьяволу наименование греха. Почему? Потому что он наставник, виновник и посредник греха. Равным образом и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа называет Писание правдой, не как дело правды, но как Учителя правды, почему и говорит о Нем Павел: «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Итак, как Христос наименован правдой, поскольку Он был источником правды, так и дьявол, бывший причиной и виновником греха, от греха же и получает название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 169–170) Когда Господь и Спас наш обходил многие города и области, проповедуя и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе, «увидев народ, – как повествует нынешнее чтение, – Он взошел на гору» 639 . Разумно то, что вышний Господь идет на высокое место, чтобы проповедать высокие слова желающим подняться на высоту добродетелей. Уместно и то, что новый Закон проповедуется с горы, ибо и Моисеев Закон был дан на горе. Тот – в десяти словах для наставления и порядка в жизни сей, а этот – в восьми блаженствах, ибо он ведет тех, кто последует ему, к вечной жизни и к небесной Родине... «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» 640 . Кроткие должны быть мягкими духом и искренними сердцем 641 , и Господь ясно показывает, что заслуга их немалая, говоря: «Ибо они наследуют землю» 642 . То есть, конечно, ту самую землю, о которой написано: «Я верую, что увижу благость Господа на земле живых» 643 . Наследование той земли – это бессмертие тела и слава вечного воскресения 644 . Кротость не знает гордости, не знает дерзости, не знает честолюбия. Потому не без причины Господь в другом месте наставляет Своих учеников, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»... 645 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 646 . Не те, кто оплакивает потерю дорогих людей, а те, кто плачет о своих грехах, кто омывает свои проступки слезами; или, во всяком случае, те, кто оплакивает беззаконие этого мира или чужие преступления... 647 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» 648 . Посмотри, какая награда у миротворцев, если они называются уже не рабами, а сынами Божиими! И не без причины, потому что тот, кто любит мир, любит Христа, Создателя мира, Которого апостол Павел называет «миром», говоря: «Ибо Он есть мир наш» 649 . Тот же, кто не любит мира, выступает за раздор, ибо любит диавола, который есть творец раздора. Ведь это он первый внес несогласие между Богом и человеком, сделав человека нарушителем заповеди Божией. Но для того и сошел Сын Божий с неба, чтобы осудить диавола, творца раздора, и установить мир между Богом и человеком, примиряя человека с Богом и возвращая Бога к милости к человеку. Поэтому мы должны быть миротворцами, чтобы заслужить именоваться «сынами Божиими». Ведь без мира мы лишимся не только названия «сыновей», но и самого имени «рабов», как говорит апостол: «Любите мир, без которого 650 никто не может угодить Богу»... 651 Слово 40. Введение в молитву Господню

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Всякий, серьезно размышляющий об этих двух значениях этого стиха Корана, видит в них провозглашение апостола Павла в Послании к Римлянам 1,3–4: «Бог о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез Воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем». 2. Христос есть подобие Адама Написано в Коране: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал Его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал». Сура 3,59. В книге Аби Джафар аль-Табари под названием «Джамиа аль-Баян» написано, что Аллах сказал: «О, Мухаммед! Скажи христианам из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины прародителя было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: «Будь!» – и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери, без мужчины, является чудом не большим, чем Мое сотворение Адама». Рассказывают, что Мухаммед ибн Саад, цитируя своего отца и Ибн Аббаса, сказал: «Группа людей из Найрана пришла к Мухаммеду; среди них Ас Саид и Аль-Анвиб. Они сказали Мухаммеду: «Почему ты говоришь о нашем Друге?» Он сказал: «А кто Он?» Они ответили: «Иисус. Ты утверждаешь, что Он слуга Аллаха». Мухаммед ответил: «Это верно, Он слуга Аллаха». Тогда они сказали: «Видел ли ты Его когда-либо или был осведомлен об Иисусе?» – и тотчас они оставили его. Затем явился Гавриил, посланный нашим Господом, слышающим все и всеведующим, и сказал: «Скажи им, если они придут к тебе, что подобие Иисуса Аллаху является таким же, как подобие Адама». Другая история рассказана Мухаммедом ибн Хусейном и Ахметом ибн аль-Муфаддалом и Ас-Садди: «Когда Мухаммед был послан и люди Найрана услышали о нем, что четверо из их вождей пришли к нему и спросили его, что он думает об этом Иисусе. Он ответил: «Он – слуга Аллаха и Его Дух и Его Слово». Они сказали: «Нет! Он есть Аллах. Он сошел из Его владений и вошел в Марию, был рожден и явил Себя народу. Видел ли ты когда-либо человека, рожденного без отца?» Тогда Аллах послал Мухаммеду следующий стих: «Иисус в глазах Аллаха такой же, как Адам».

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14). Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек». Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего. Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

http://pravoslavie.ru/111359.html

За все это царь очень похвалил Авраама и, видя, что все ему удивляются, почтил его при всех многими великими дарами и научения пользу признал. Авраам же, спеша , со слугами и служанками ушел оттуда. (Царь) , дивясь его многому уму, и мудрости, благочестию во всех его толкованиях. Глава 11 Итак, от разделения смешения до того времени, как пришел Авраам, по Божьему повелению, из Междуречья, из города Харранского и из дома отца своего в землю Ханаанскую, то есть Палестину, прошло 616 лет. Было же тогда Аврааму 75 лет ( Быт. 12:4 ). А в земле Ханаанской он прожил 25 лет, и родил/54в Исаака ( Быт. 21:5 ), и после этого жил 73 [и умер], всего прожив 175 лет. Он и благословления божественного Мелхиседека удостоился, возвратившись с войны. Сказано И86 ведь: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес ему хлебы и вино. Был же он иереем Бога Всевышнего, и благословил Авраама, и сказал: Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который сотворил небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. И дал ему Авраам десятину от всего» ( Быт. 14:18–20 ). Это о нем сказал апостол: «Ведь этот Б101 Мелхиседек, царь Салимский, иерей Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама после поражения/54г царей и благословил его, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по имени царь правды, а потом царь Салимский, то есть «царь мира». Без отца, без матери, без родословия, ни начала дней, ни конца жизни не имеющий, уподобляясь Сыну Божию, пребывает иереем навсегда. Итак, мы сколь велик тот, кому и Авраам патриарх дал десятину от всей Ведь получающие священство из сыновей Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и вышедших из колена Авраамова. А он, не имеющий от них родословия, получил десятину от Авраама и благословил получившего обетование. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7:1–7 ). Ведь он был муж праведный и благочестивый, родом иноплеменник, почему и говорится, что он «к иному принадлежал " ( Евр. 7:13 ) – к роду Сида, сына Египта, царя египетского,/55а от которого и Египет назван был, [как и выше говорилось].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван «Посланником (т. е. Апостолом) исповедания нашего» ( Евр.3:1 ). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Примите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ), – говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь «фундаментом» Христианской Церкви. В этом смысле Церковь и называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; и во-вторых, потому что сама Церковь , в её земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире.Православные христиане веруют в Церковь так же, как они веруют в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви – без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств. Церковь есть Божий подарок миру. Это – дар спасения, знания и просвещения, прощения грехов и победы над тьмой и смертью. Это – дар общения с Богом через Христа и Святого Духа. И дар этот даётся нам навсегда, без всяких условий со стороны Бога. Люди могут грешить и бороться против Церкви, верующие могут отпадать и отделять себя от неё, но сама Церковь – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ) – навеки остаётся непобедимой и несокрушимой, «и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ).Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. ( Еф.5:25–27, 32 ) … Исповедаю едино крещение во оставление грехов… В Христианскую Церковь вступают через крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 , чтение Евангелия во время Крещения). Славянское слово «крещение» несёт в себе сугубо христианский смысл, хотя обряд «омовения» существовал уже во времена Ветхого Завета и даже в некоторых языческих религиях как символ смерти и нового рождения. Поэтому крещение было неотрывно от покаяния («покаяние» – по-гречески «метания», что значит «изменение образа мыслей», перемена жизни), поэтому и Иоанн Предтеча «крестил» в знак покаяния и новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.  Пример детей также ведет к смиренномудрию. Господь сим научает быть смиренными, принимать всех и никого не презирать. Ученики считали недостойным Такого Учителя - приносить к Нему детей. А Он оказывает им, что нужно быть так смиренными, чтобы не гнушаться и самыми малыми. Таким образом, не отвергнув младенцев, но с удовольствием приняв их, Господь " делом " учит смиренномудрию. Учит Он и " словом " , говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает: как это? - тот погибнет со своим неверием и не войдет в Царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением. Поэтому все апостолы и все в простоте сердца уверовавшие во Христа могут быть названы детьми, как и Сам Господь назвал апостолов: " дети! есть ли у вас какая пища? " (Ин. 21, 5). А мудрецы языческие, доискивающиеся премудрости в таком таинстве, каково Царствие Божие, и не хотящие принять оное без рассуждения, по справедливости отторгнуты от этого Царствия. Господь не сказал: " этих " есть Царствие, но " таковых " , то есть кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верой и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он почтил закон, не назвав его прямо ветхим; однако и выразил это, потому что, если бы тот (завет) был новым, то он не назвал бы новым установленного после него. Таким образом он выражает нечто большее и особенное, когда говорит, что тот обветшал; потому Он и отменяется, разрушается и уже не существует. Основываясь на (словах) пророка, он с большим дерзновением говорит (о ветхом завете) и с пользою показывает, что, наш (завет) теперь процветает, а тот устарел. Употребив название: " ветшающее " он прибавляет от себя ещё другое: " стареющее " и потом выводить из всего; следующее заключение: " близко к уничтожению " . Следовательно, ветхий завет не просто заменён новым, но как устаревший, как безполезный. Потому (Апостол) и говорил: " по причине ее немощи и бесполезности " ; и ещё: " закон ничего не довел до совершенства " ; и ещё: " если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " . Что значить: " без недостатка " ? Полезен, силён. Он говорит это не с тем, чтобы представить (ветхий завет) достойным осуждения, но чтобы собственно показать его недостаточность; как если бы кто-нибудь сказал: этот дом не без порока, т.е. имеет не­достатки, ветх; или: эта одежда не без порока, т.е. скоро рвётся. Так и он не называет здесь (ветхого завета) худым, но только имеющим недостатки и несовершенства. 4. Так и мы новы, или лучше, были новыми, но теперь обветшали, и потому близки к истлению и погибели. Впрочем, если мы захотим, то можем уничтожить эту обветшалость. Не­возможно сделать этого купелью (крещения), но покаянием здесь возможно. Итак, если есть в нас что-либо ветхое, уничтожим; если есть какая-нибудь ржавчина, какая-нибудь скверна или нечистота, изгладим и будем чистыми, чтобы Царь возжелал нашей красоты. И дошедшие до крайнего безобразия могут возвратить ту красоту, о которой говорит Давид: " Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей " (Пс. 44: 11,12). Забвение не доставляет красоты, красоты душевной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010